Когда дети не слушаются. Дисциплина

Содержание

Дети не слушаются воспитателя, что делать, советы

Когда дети не слушаются.  Дисциплина
Кадр из фильма «Усатый нянь» ?1977г. режиссера В.Грамматикова.

Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977г. режиссера В.Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас.

Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела являются 3–4 ребенка, с ними еще хоть как-то можно справиться, но подчас в группе 20–25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.

Давайте постараемся разобраться в причинах непослушания малышей в дошкольных учреждениях и найти пути их решения.

После трудового дня родители, соскучившись по своему любимому чаду, спешат в детский сад за своим ребенком.

Еще не успели пройти эмоции от долгожданной встречи, как воспитатель начинает сетовать на непослушание и плохое поведение.

Не следует сразу огорчаться и набрасываться на ребенка с обвинениями, следует разобраться в мотивации такого поведения, а их может быть множество не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка.

Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:

Недостаток опыта работы у молодого специалиста

Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими «щупальцами» стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога.

Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее.

Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.

Недостаток внимания со стороны воспитателя

Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.

Фотография с сайта orelsreda.ru

Неумение организовать досуг

В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников.

Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм.

Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.

Неправильное распределение эмоциональной нагрузки

Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.

Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония

Каковы пути решения этой проблемы:
Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.

Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей.

При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях.

Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.

Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых.

Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!

Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения

Непослушание детей не всегда может быть вызвано низким уровнем профессиональной подготовки воспитателя, чтобы в этом убедиться рассмотрим другие факторы, влияющие на негативное поведение.

Возрастные кризисы:

Фотография с сайта epsychology.ru

Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом 3 и 7 лет.

Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя.

Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.

В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. «Я сам» и «Сделай с точностью да, наоборот» – вот лозунги, которыми дети руководствуются в этот период.

Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка.

Можно поставить его перед выбором, например: «Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультфильмы либо я выключу телевизор», после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!

В 7 лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека.

Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской.

В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научится управлять и играть своими эмоциями.

Любой кризис у детей дошкольников является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное, оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.

Недомогание организма, дискомфорт:

Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события.

Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим приема пищи – все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.

Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.

Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани быть приятными на ощупь.

Фазы луны:

Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 1–2 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.

Стрессовые ситуации:

Детям свойственна ранимость. Все происходящее вокруг они принимают близко к сердцу. К сожалению, невозможно жизнь прожить без стрессов. Если взрослые умеют их воспринимать правильно, то детская психика еще чрезмерно к ним чувствительна.

К стрессовым ситуациям можно отнести развод родителей, отъезд одного из членов семьи в командировку, потеря домашнего животного.

Появление братика или сестрички в семье тоже может стать причиной стресса у ребенка, ведь раньше весь мир крутился вокруг него, а сейчас появилась конкуренция.

С целью привлечения внимания:

Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.

Бывают дети, которые начинает проявлять непослушание для того, чтобы, наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.

В статье мы рассмотрели причины непослушания у детей и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выяснит мотивацию негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.

Возможно, имея такой жизненный опыт, как у нас, взрослых, дети, не были бы детьми. Задача воспитателя и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно справляться с капризами и привить ему нормы правильного поведения.

Источник: //detki.guru/vospitanie/deti-ne-hotyat-slushatsya.html

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя | Азбука воспитания

Когда дети не слушаются.  Дисциплина

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи  будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или о наказании за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, когда надо начинать воспитывать двухлетнего ребенка, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей против пеленания порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть церковная дисциплина) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Источник: //azbyka.ru/deti/distsiplina-kak-vospitat-ee-v-rebenke-nachnem-s-sebya

Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон) – Психологос

Когда дети не слушаются.  Дисциплина

Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.

Первый принцип

Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений.

Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил.

Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип

Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить.

Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять.

Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно.

Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений.

Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком.

Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.

Третий принцип

Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста.

Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями.

Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать утрату вещи, которую он потерял или сломал, или запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д.

Однако надо помнить, что детская безответственность – явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.

Четвертый принцип

Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось.

Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.

В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.

Пятый принцип

Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют.

Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны.

Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип

Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.

Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?

Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева​ при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка.

Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами.

Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным».

До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!

Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа.

Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой.

Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.

Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, – это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться.

К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет.

«Сэр, – скажет он твердо, но вежливо, – наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю.

Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике.

Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.

Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию.

Мать и отец для них являются представителями правосудия – и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения.

Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.

Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно.

Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка.

Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.

Источник: //www.psychologos.ru/articles/view/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-discipline-dobson

Как приучить ребенка к дисциплине: 7 правил

Когда дети не слушаются.  Дисциплина

Вы хотите приучить ребенка к дисциплине, но не знаете какой метод воспитания использовать. Ни жесткие запреты, ни вседозволенность не работают во благо. Там нет абсолютных крайностей.

Напротив, все воспитательные процессы сводятся к золотой середине. Чтобы вывести идеальные правила, необходимо поинтересоваться взглядами на проблемы воспитания сразу у нескольких педагогов-психологов.

Вот что мы имеем в итоге.

Сокращение времени на тайм-аут

Время на успокоение и утешение дается ребенку для того, чтобы он мог осмыслить сложную ситуацию и прийти в себя. Некоторые родители чрезмерно злоупотребляют этим, акцентируя внимание на поведении малыша (хорошем или плохом).

В последнее время в стане родителей принято впадать и в другую крайность: не разговаривать с ребенком за провинность, избегать общения и игнорировать. Мы отчитываем наших детей, устраивая целые показательные лекции, настаиваем, чтобы они немедленно прекратили плакать или баловаться.

Однако если своевременно и правильно использовать этот прием, можно извлечь неплохие дивиденды.

Если вы заметили, что ваш ребенок слишком эмоционален, разбрасывает по комнате предметы и злится, значит, он устал. Пришло время взять небольшую паузу и отдохнуть.

Дети должны оставаться наедине с собой соразмерно собственному возрасту: по минуте на каждый год. Будет лучше, если вы станете использовать подобную меру не в качестве наказания за какое-либо нарушение. Изоляция не должна восприниматься как позор.

Психологи полагают, что наиболее хорошо этот прием срабатывает на детях от трех до восьми лет.

Наказание должно соответствовать проступку

Наказания без предупреждения, особенно если они чрезмерно жесткие, вызывают у детей лишь негодование и возмущение. В конечном итоге вы сами запутаетесь в своих требованиях. Дисциплина заключается в том, что наказание должно быть соизмеримо с проступком.

Например, если в вашей семье негласно существует правило о том, что малыш должен позвонить вам после того, как у него закончатся уроки, а он нарушает его, логично изъять мобильное устройство из обращения на какое-то время. Но если же вы отберете телефон за какой-либо другой проступок – это не изменит поведения ребенка и ничему его не научит.

Психологи предупреждают: страдание не является большим стимулом. А случайные наказания только лишь учат детей страху быть пойманными.

Не устанавливайте слишком много правил

Всегда помните простую истину: правила созданы для того, чтобы их нарушать. Поэтому чем меньше ограничений вы установите для собственного чада, тем лучше. Многочисленные запреты лишь создают искушения, не поддаться которым просто невозможно.

Коронная фраза «Не делай этого, иначе будет…» так и просит малыша провести эксперимент и посмотреть, а что же все-таки произойдет. Поэтому ограничьтесь лишь сводом из основных домашних правил и обязательно объясните ребенку, зачем это все нужно. Не прибегайте к пустым угрозам.

Если вы хотите в качестве дисциплинарной меры забрать у ребенка игрушку, просто сделайте это без лишних слов. В конце концов, ребенок поймет, какие действия приводят к такому результату, и в следующий раз поведет себя иначе.

Выделяйте положительные моменты

Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина устанавливает наказание за плохое поведение. На самом деле она призвана противостоять огрехам. Именно поэтому намного проще культивировать у детей хорошее поведение, нежели потом бороться с плохим. Просто представьте, что ваш малыш хороший по определению.

Если вы лишний раз похвалите его за хорошо выполненное поручение по дому, это вселит в него дополнительную уверенность в собственных силах. Если же в вашем воспитательном лексиконе главным словом является «нельзя», ребенок будет чувствовать лишь раздражение. В дополнение к похвале эффективно вводить некоторые льготы и поощрения.

Так ребенок будет видеть отдачу от своих хороших поступков, а также чувствовать вашу благодарность.

Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике

Это действительно так. Мы отчего-то уверены, что окружающие в случае капризов нашего чада будут плохо думать о наших методах воспитания. Будучи с детьми на людях, мы все время опасаемся этой реакции. На самом деле все эти страхи и тревоги абсолютно напрасны.

Если ваши методы воспитания не подразумевают немедленное урегулирование конфликтной ситуации, окружающие не станут думать о вас плохо. По большому счету им все равно. Поэтому не бойтесь призрачного общественного осуждения и спокойно следуйте избранному курсу. Просто абстрагируйтесь от ситуации и представьте, что вы не на публике, а один на один с ребенком.

К тому же вы всегда можете объяснить свою позицию, ненавязчиво отведя малыша подальше от людного места.

Не спешите принимать меры

Несмотря на то что ваш ребенок еще совсем мал, простые жизненные ситуации способны давать ему первые уроки, которые поистине бесценны.

Он видит, как соседский паренек в песочнице ударил другого малыша по голове для того, чтобы отобрать машинку. Уже с четырехлетнего возраста дети могут применять логику и продумывать последствия произошедшего.

Пусть ваш малыш немного побудет судьей. Пусть он скажет, хорошо это или плохо – отбирать у других детей игрушки или бить их.

Не кричите

Это так просто, но в то же самое время так трудно. Даже если ребенок постоянно капризничает, сильно возбужден и опять пролил на пол молоко, не поддавайтесь собственным эмоциям. Вы должны быть терпеливы. Проблема в том, что малыши не воспринимают крик в качестве воспитательной меры. Они лишь сильно боятся этих громогласных возгласов.

В этот момент у детей задействованы самые примитивные участки мозга, отвечающие за стыд и гнев. Поэтому они не могут слышать ваших увещеваний. С эмоциональными детьми, а также с подростками дела обстоят еще серьезней. Если вы не сдержались и видите, что малыш в результате вашего гнева сильно покраснел, лучше покиньте комнату и придите в себя.

После всего обязательно скажите о том, что вы сожалеете о произошедшем. Обнимите малыша и извинитесь.

Источник: //FB.ru/post/parenting/2016/1/18/3722

13 эффективных методов дисциплины ребёнка

Когда дети не слушаются.  Дисциплина

Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.

В возрасте от трех до пяти

Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.

1. Позитивная дисциплина

Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.

2. Руководство ребенка

Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

И лучший способ сделать это – быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».

3. Дисциплина на основе награды

Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.

Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.

Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья – это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).

4. Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В возрасте от шести до восьми

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

5. Установка правил и границ

Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.

6. Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

7. Бережная дисциплина (перенаправление)

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

8. Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

В возрасте от девяти до двенадцати

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках

Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.

Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.

10. Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

В возрасте от тринадцати и старше

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения

Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.

Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.

12. Лишить привилегий

Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.

13. Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку.

Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым.

Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Источник: //Pendelson.ru/cognition/articles/95-parents-children/161-discipline-child.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.