Memento mori!

10 самых известных латинских изречений

Memento mori!

«Латынь из моды вышла ныне», — написал Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине». И ошибся — латинские выражения часто мелькают в нашей речи до сих пор! «Деньги не пахнут», «хлеба и зрелищ», «в здоровом теле здоровый дух»… Все мы используем эти афоризмы, некоторым из которых по двадцать веков! Мы выбрали 10 самых-самых известных.

 1. Ab ovo

По римским обычаям обед начинался с яиц и заканчивался фруктами. Именно отсюда принято выводить выражение «с яйца» или на латыни «ab ovo», означающее «с самого начала». Именно они, яйца и яблоки, упомянуты в сатирах Горация.

Но тот же римский поэт Квинт Гораций Флакк затуманивает картинку, когда употребляет выражение «ab ovo» в «Науке поэзии», по отношению к слишком затянутому предисловию. И здесь смысл другой: начать с незапамятных времен. И яйца другие: Гораций приводит в пример рассказ о Троянской войне, начатый с яиц Леды.

Из одного яйца, снесенного этой мифологической героиней от связи с Зевсом в образе Лебедя, явилась на свет Елена Прекрасная. А ее похищение, как известно из мифологии, стало поводом к Троянской войне.

2. O tempora! O mores!

21 октября 63 года до нашей эры консул Цицерон произнес в Сенате пламенную речь, и она имела для Древнего Рима судьбоносное значение. Накануне Цицерон получил сведения о намерениях вождя плебса и молодежи Луция Сергия Катилины совершить переворот и убийство самого Марка Туллия Цицерона.

Планы получили огласку, замыслы заговорщиков были сорваны. Катилину выслали из Рима и объявил врагом государства. А Цицерону, напротив, устроили триумф и наградили титулом «отец отечества».

  Так вот, это противостояние Цицерона и Катилины обогатило наш с вами язык: именно в речах против Катилины Цицерон впервые употребил выражение  «O tempora! O mores!», что по-русски значит «О времена! О нравы!».

3. Feci quod potui faciant meliora potentes

Feci quod potui faciant meliora potentes, то есть «Я сделал всё, что мог, пусть те, кто могут, сделают лучше». Изящная формулировка не затеняет сути: вот мои достижения, судите, говорит некто, подводя итоги своей деятельности. Впрочем, почему некто? В истоке выражения обнаруживаются вполне конкретные люди — римские консулы.

Это у них бытовала словесная формула, которой они заканчивали свою отчетную речь, когда передавали полномочия преемникам. Это были не именно эти слова — отточенность фраза приобрела в поэтическом пересказе. И именно в этом, законченном виде, она выбита на надгробной плите знаменитого польского философа и писателя Станислава Лема.

4. Panem et circenses

Этот народ уж давно, с той поры, как свои голоса мыНе продаем, все заботы забыл, и Рим, что когда-тоВсе раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:

Хлеба и зрелищ!

В оригинале 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала стоит «panem et circenses», то есть «хлеба и цирковых игр». Живший в I веке нашей эры Децим Юний Ювенал правдиво описал нравы современного ему римского общества.

Чернь требовала еды и развлечений, политики с удовольствием развращали плебс подачками и покупали таким образом поддержку.

Рукописи не горят, и в изложении Ювенала клич римской черни времен Октавиана Августа, Нерона и Траяна, преодолел толщу веков и по- прежнему означает нехитрые потребности бездумных людей, которых легко купить политику-популисту.

 5. Pecunianonolet

Всем известно, что деньги не пахнут. Гораздо меньше народу знает, кто сказал эту знаменитую фразу, и откуда вдруг выплыла тема запахов.

Между тем, афоризму почти двадцать веков: согласно римскому историку Гаю Светонию Транквиллу, «Pecunia non olet» — это ответ  римского же императора Веспасиана, правившего в I веке нашей эры, на упрек его сына Тита. Отпрыск упрекнул Веспасиана в том, что он ввел налог на общественные уборные.

Веспасиан поднес к носу сына деньги, полученные в качестве этого налога, и спросил, пахнут ли они. Тит ответил отрицательно. «И все-таки они из мочи», — констатировал Веспасиан. И таким образом снабдил оправданием всех любителей нечистых доходов.

6. Memento mori

Когда римский полководец возвращался с поля сражения в столицу, его встречала ликующая толпа. Триумф мог бы вскружить ему голову, но римляне предусмотрительно включили в сценарий государственного раба с одной-единственной репликой.

Он стоял за спиной военачальника, держал над его головой золотой венок и время от времени повторял: «Memento mori». То есть: «Помни о смерти». «Помни, что смертен,  — заклинали триумфатора римляне,  — помни, что ты — человек, и тебе придется умирать. Слава преходяща, а жизнь не вечна».

Есть, правда, версия, что настоящая фраза звучала так: «Respice post te! Hominem te memento! Memento mori», в переводе: «Обернись! Помни, что ты — человек! Помни о смерти».

В таком виде фразу обнаружили в «Апологетике» раннехристианского писателя Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, жившего на рубеже II и III веков. «Моментально в море» — пошутили в фильме «Кавказская пленница».

7. Mens sana in corpore sano

Когда мы хотим сказать, что только физически здоровый человек энергичен и может многое совершить, мы часто употребляем формулу: «в здоровом теле здоровый дух». А ведь её автор имел в виду совсем другое!  В своей десятой сатире римский поэт Децим Юний Ювенал написал:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Таким образом, римский сатирик никак не связывал здоровье ума и духа со здоровьем тела. Скорее, он был уверен, что гора мышц не способствует бодрости духа и живости ума.

Кто же подредактировал текст, созданный во II веке нашей эры? Английский философ Джон Локк  повторил фразу Ювенала в своей работе «Мысли о воспитании», придав ей вид афоризма и полностью исказив смысл.

Популярным этот афоризм сделал Жан-Жак Руссо: он вставил его в книгу «Эмиль, или О воспитании».

8. Homo sum, humani nihil a me alienum puto

Во II  веке до нашей эры римский комедиограф Публий Теренций Афр представил публике ремейк комедии греческого писателя Менандра, жившего в IV веке до нашей эры. В комедии под названием «Самоистязатель» старик Меденем упрекает старика Хремета в том, что он вмешивается в чужие дела и пересказывает сплетни.

Неужто мало дела у тебя, Хремет?В чужое дело входишь! Да тебя оноСовсем и не касается.Хремет оправдывается:Я — человек!

Не чуждо человеческое мне ничто.

Довод Хремета услышали и повторяют больше двух тысячелетий. Фраза «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», то есть «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо», вошла в нашу речь. И означает обычно, что любой, даже высокоинтеллектуальный человек носит в себе все слабости человеческой природы.

9. Veni, vidi, vici

2 августа  по нынешнему календарю 47 года до нашей эры Гай Юлий Цезарь одержал победу недалеко от понтийского города Зела над  царем боспорского государства Фарнаком. Фарнак нарвался сам: после недавней победы над римлянами он был самоуверен и  отчаянно храбр.

Но фортуна изменила черноморцам: армию Фарнака разгромили, укрепленный лагерь взяли штурмом, сам Фарнак еле успел унести ноги. Отдышавшись после недолгого сражения, Цезарь написал другу Матию в Рим письмо, в котором сообщил о победе буквально в трех словах: «Пришел, увидел, победил».

«Veni, vidi, vici», если по-латыни.

10. In vino veritas

И это латинские перепевы греческой философской мысли! Фразу «Вино — милое детя, оно же — правда» приписывают Алкею, творившему на рубеже VII — VI веков до нашей эры. За Алкеем ее повторил в XIV книге «Естественной истории» Плиний Старший: «По пословице — истина в вине».

Древнеримский писатель-энциклопедист хотел подчеркнуть, что вино развязывает языки, и тайное выходит наружу. Суждение Плиния Старшего подтверждает, кстати сказать, русская народная мудрость: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но в погоне за красным словцом, Гай Плиний Секунд и обрезал пословицу, которая на латыни длиннее и означает совсем иное.

«In vino veritas, in aqua sanitas», то есть в вольном переводе с латыни  «Истина, может, и в вине, но здоровье — в воде».

Источник: Научная Россия

Memento Mori: Помни о смерти – рецензия и обзор на игру на AG.ru

Memento mori!

Все мы смертны,Барт. И наутро тыможешь проснуться уже мертвым…Ну, спокойной ночи!

Гомер Симпсон

Наконец-то хоть кто-то вспомнил обЭрмитаже. Это хорошо. С другойстороны, вспомнили не мы. Это плохо.Зато историю раздули — будь здоров,с эпицентром в культурной столице.Это хорошо. Однако полюбоваться еюне дадут. Плохо. Но в музей пустят.Хорошо! Правда, не дальше двухзалов. Плохо… Эх, да что такое«хорошо» и что такое«плохо» в нынешнихкоммерческих условиях? ПриплелиПитер — и на том спасибо.

Индустрия компьютерныхразвлечений сегодня вообще загранью добра и зла, это ясно какдень божий. Прослышали чехи о кражедвухсот с лишним экспонатов изЭрмитажа — мигом квест по мотивамсостряпали. Вроде бы удачный поводдля запутанного детектива сэкскурсией по петербургскимтрущобам.

Коли нам нет дела донациональной гордости, то мир имеетправо узнать о ней из «третьихуст». Только ведь на старинемного не заработаешь. Людямубийства подавай, оголтелыхфанатиков и доблестных агентов. БезБрауна (Dan Brown) теперь никуда.

«Странные смерти, секретныезнаки» — славная завлекалочка.

Забавно наблюдать за фирмами,меняющими налаженный станочныйритм в угоду народным вкусам.

Аналогично CITY Interactive, Centauri Production донедавнего промышляла никому ненужными проектами типа Gooka: The Mysteryof Janatris и «Сорвать куш»,пока не открыла новое поколениеадвенчур «а-ля Broken Sword».

Memento Mori впитала в себярасхожие мифы о первопричинах успеха«церковно-заговорщицкой»серии, не удосужившись вникнуть вее суть. Их нравы.

А посему переполох в картиннойгалерее, вызванный отключениемсигнализации, скоренькоперерастает в погоню за тайныморденом. Полковник-эгоистОстанкович не хочет предаватьслучай огласке накануне своегонаграждения.

В срочном порядке онснаряжает бывшую сотрудницу ЛарисуСветлову, осевшую в Интерполе, ифранцузского искусствоведаМаксима Дюрана, однаждызамеченного в связях скриминальными кругами (не виноватая!). Волей-неволей они зависят отскряги, чья просьба о помощисмахивает на шантаж.

Ничего непопишешь. Созвонившись, параприступает к навязанномурасследованию…

Я б в домушники пошел

Дух Broken Sword прилежноструится из всех щелей. Разведенныепо разным странам, наши бойцыдействуют поодиночке. Управлениепорхает от Лары к Максу, из тихогоЛиона в угрюмый Санкт-Петербург, изсолнечной Португалии в соннуюФинляндию.

Путешествие по глобусубросает правдорубов наедине софисами, библиотеками, виллами имонастырями. Крошечные кусочкиземли, растянутые на три-пятьэкранов, не задержат надолго —лишь бы голова поутру нетрещала.

Тревожные, радостные,задумчивые музыкальные переливыпрорезают тишину в ключевыемоменты, подобно закадровому смехуподсказывая, где надо тревожиться,радоваться, а где — и задуматься!Стоп, задумчивость здесь излишня.

Мрачные ролики с замогильнымзавыванием, пророчески сулящимстрашные испытания и чуму на обадома, готовят к чему-то большому,шокирующему, разящему наповал.Готовят вплоть до финальных титров,в итоге оставляя ни с чем.

Будут,конечно, и жертвы, и козни, имистификации, но до тогопредсказуемые, что аж досада берет.Избавь нас локализаторы отнапускного пафоса, было бы не стольобидно за обманутые надежды.

Увы, сблагословения «Акеллы»главные герои не поумнели, а гр-каСветлова и вовсе обзавелась двумяголосами, которые она попеременноиспользует. Попробуй тут привыкни кразночастотным соловьям.

Несмотря на разницу полов исоциальных статусов, мысли«агентов егопредосудительства» схожи:куда-нибудь проникнуть и вочто-нибудь встрять. Да, поначалуЛара прохлаждается в Лионе, укомпьютера — разгребает почту,болтает с коллегами, решает ихпроблемы и заодно узнает овнезапной смерти профессораАбрамчикова.

Он-де изобрелреволюционный способ выявленияфальшивых полотен и планировалопробовать его на коллекцииЭрмитажа. Стоит же Максу проникнутьв музей и встрять в неприятнуюисторию, как девица враз перенимаетинициативу.

Пристроив дружка сзаботливым братом на квартире убабушки-гадалки, она ступает натропу несанкционированных взломов.

Прорвемся, опера!

Страсть к утрированным штампам необошла стороной и Memento Mori.Согласно правилам, разгадка обычнолежит за семью замками, взломатькои не составляет труда.Препятствия на пути «знатоков»скорее напоминают каждодневнуюсуету; от них отмахиваешься, словноот назойливой мухи.

Нет теплой воды?Печь, дрова и спички — поблизости.Понадобились деньги? Поищите натротуаре, прямо под ногами. Затопосле интуитивного прочтения книгина полке неуемный голос заунывновозвещает: «Видишь, Лариса,теперь ты раскрыла тайну ящикаПандоры! Какую цену ты готовазаплатить за нее?».

Куда тамХолмсу с Пуаро.

Упорное нежелание обременятьмозги игроков усугубляет целаясвора совершенно лишнихперсонажей.

Пожилой француз впарке, русский пьянчуга, человек сплакатом из Лиссабона, даже бабуляи брат Андре приплетены «длягалочки» и представляют нулевуюценность для повествования.

Ихтуманные монологи призванысгустить краски, посеятьбеспокойство в сердцах, однако и сэтим они справляются черезпень-колоду. Впрочем, один из нихпроявляет себя под занавес, лихоподводя черту под злоключениями иотчасти оправдывая своеприсутствие.

Кажется, на проработку«черты» и ушла половина силсоздателей; вторая же половина ушлана пестование фирменного движкаCPAL3D. По сравнению с ранними опытами,красот заметно прибавилось,пообтесались углы, похорошеличеловечки.

Симпатичны и редкиепейзажи, особенно лесистыепросторы монастыря. Сущеезагляденье, что днем, что ночью.Наверное, не следовало перегружатьскитания урбанистическими дебрями,хотя от них зависят то ли шесть, толи восемь концовок.

Влияет и выборответов в диалогах (сведенный к«да», «нет» и «можновопрос?»), и… ммм… фривольностьотдельных задач. В том смысле,догадались ли вы стереть отпечаткис улики после двадцати намековпрозорливой шатенки.

Наградойпослужит закадровый рассказ одальнейших судьбах троихзащитников отечества.Заинтригованы? Тогда вперед, назащиту национальной гордости!

Источник: //ag.ru/games/memento-mori/review

Memento mori: тема смерти в искусстве

Memento mori!

Memento mori (рус. «помни о смерти») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой.

Предполагается, что эта фраза изначально появилась в Древнем Риме и была связана с одной традицией, которая состояла в том, что во время триумфального шествия римских полководцев, возвращавшихся с победой, за спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остается смертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: «Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, что ты — человек!»).

Являясь членами современного общества, мы особенно не думаем о смерти. Это слишком тягостно и болезненно для нас, всегда стремящихся мыслить позитивно. Наша культура посвящена увековечиванию лжи о том, что мы можем оставаться вечно молодыми, и что наша жизнь будет продолжаться бесконечно.

Но для мужчин, живущих в древности и вплоть до начала XX века, мысль о смерти не вызывала депрессию, а, наоборот, была отличным мотиватором для того, чтобы прожить хорошую, значимую и добродетельную жизнь. В целях напоминания мужчинам о том, что они смертны, многие художники создавали картины, скульптуры, мозаики, изображающие черепа, скелеты и прочие символы смерти.

Церкви демонстрировали своим посетителям различные произведения искусства на тему memento mori, чтобы заставить зрителей поразмышлять о смерти, задуматься о своей жизни и подготовить себя к встрече с Богом.

Благочестивые христиане часто просили, чтобы на их надгробии был изображен скелет в том или ином виде для напоминания всем членам семьи, посещающих могилу усопшего, о том, что им следует вести праведную жизнь.

Далее вашему вниманию предлагается коллекция некоторых знаменитых работ на тему memento mori.

Подобные картины с черепами и скелетами будут не только устрашающе и круто смотреться у вас дома, например, но и помогут вам не забывать о том, что с каждым днем вы становитесь ближе к смерти, и значит вам не следует тратить свою жизнь на всякую ерунду, а следует начать уже сейчас жить той жизнью, которую вы хотите.

«Memento Mori» (гравюра на дереве), Alexander Mair, 1605
«In ictu oculi» («В мгновение ока»), Хуан де Вальдес Леаль, 1672
«Святой Иероним», Альбрехт Дюрер, 1521
Реверс левого крыла из диптиха св.

Иоанна и Вероники, Ганс Мемлинг, 1483
«Memento Mori», Ян Санредам, конец XVI века
«Портрет человека, держащего череп», Франс Халс, 1615
«Юноша, держащий череп», Франс Халс, 1626
Гравюра из книги по анатомии Бернарда Зигфрида Альбинуса «Tabulae sceleti et musculorum corporis humani» («Таблицы скелета и мышц человеческого тела»), Ян Ванделаар, 1747
Иллюстрация из книги по анатомии Андреаса Везалия «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), Ян Стефан ван Калькар, 1543

Макабр, или Пляска смерти

Одним из поджанров искусства на тему memento mori является Пляска смерти, или Макабр (от фр. Danse macabre). Этот сюжет живописи берет начало в позднем Средневековье, но популярным становится уже в эпоху Возрождения.

Сюжет представляет собой аллегорию на тему бренности человеческого бытия: пляшущая или играющая музыку Смерть ведет к могиле представителей различных слоев общества — королей, попов, купцов, крестьян, детей.

Искусство на тему Пляски смерти, которое проявлялось также и в словесной форме, в виде серий рифмованных девизов, выросло из мрачных ужасов XIV века: голода, Столетней войны и, прежде всего, эпидемии Черной смерти.

Пандемия чумы отчетливо продемонстрировала, каким образом смерть равняет всех, беспощадно выкашивая население без малейшей скидки на возраст или ранг.

Некоторые картины на тему Пляски смерти настолько болезненно наглядны, что становится прямо-таки жутко. Нет никаких сомнений в том, что они способны быть мощным напоминанием о личной смертности.

«Пляска смерти», Михаэль Вольгемут, 1493
Фрагмент фрески «Пляска смерти» на кладбище Малого Базеля, Эммануэль Бюхель, 1773
«Смерть-друг», Альфред Ретель, 1851
«Смерть-враг», Альфред Ретель, 1851
Рисунок из серии «Пляска смерти», Ганс Гольбейн (младший), 1524-1526
Иллюстрация из книги «Heidelberger Totentanz», автор неизвестен, 1488.

Ученые полагают, что это первая книга, посвященная исключительно Пляске смерти. Книга содержит серию из 38 гравюр на дереве, в которой смерть посещает граждан различного рода занятий.
В большинстве случаев скелет несет с собой музыкальный инструмент, представляющий определенный мотив.

К сожалению, уже в древности люди слишком хорошо знали, что даже дети порой не могут избежать пляски со смертью.
Зачастую наша жизнь — это игра случая. Удача как приходит, так и уходит. Но рано или поздно нам придется обналичить свои фишки и отправиться в большое казино на небе.

Иллюстрация из книги «Heidelberger Bilderkatechismus», автор неизвестен, 1455. Возможно, это одно из самых ранних изображений Пляски смерти.
Средневековый сюжет «Трое мертвых и трое живых» был популярной темой многих росписей и фресок. По легенде трое богатых и гордых юношей — принц, герцог и граф — встречают трех оживших мертвецов.

Первый труп предупреждает господ, что они станут такими же уродливыми, как он, второй жалуется на ад, а третий говорит о неизбежности смерти и необходимости быть к ней готовым.

Vanitas vanitatum et omnia vanitas

Другой поджанр искусства на тему memento mori называется vanitas (рус. «суета, тщеславие»). Этот художественный мотив был особенно популярен среди художников Золотого века Голландии в XVI и XVII веках.

Термин восходит к библейскому стиху «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas).

Вообще, начало первой главы из Книги Екклесиаста, посвященное мимолетности и непостоянству нашей земной жизни, звучит как вдохновительное послание для деятелей этого пугающего искусства:

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!

3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

В жанре vanitas неотвратимость смерти по-прежнему является основной темой, но при этом делается дополнительный акцент на быстротечности и незначительности земной славы и удовольствий.

Общие символы, встречающиеся на полотнах в жанре vanitas, включают: череп (представляет неизбежность смерти); мыльные пузыри (краткость жизни и хрупкость земной славы); курительная трубка, песочные и механические часы (быстротечность времени с каждой минутой приближающего вас к смерти); гнилые фрукты и увядшие цветы (старение и разрушение земных вещей); музыкальные инструменты и ноты (эфемерная природа жизни); ветхие, помятые книги (земные знания); кубки, игральные карты и кости (роль случая и удачи в жизни).

Основной целью искусства в жанре vanitas является напоминание зрителю о том, что жизнь слишком ценна, чтобы растрачивать ее на пустые и бессмысленные вещи.

Филипп де Шампань, ок. 1671
«Автопортрет с символами vanitas», Давид Байи, 1651. Заметили мыльные пузыри?
Якоб де Гейн (старший), 1603.

Помимо привычных символов vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения.
Ян Давидс де Хем, XVII в.
Ян Давидс де Хем, XVII в.

Питер Клас, 1630
Питер Клас, 1656
Симон Ренар де Сен-Андре, сер. XVII в.
Симон Ренар де Сен-Андре, 2-я пол. XVII в.
Хармен Стенвейк, ок. 1640

Конечно, смерть — это не самая приятная тема для рассуждений, но попробуйте все же детальнее изучить хотя бы одну из увиденных здесь картин.

Подумайте об этих символах и о том, что они означают, а затем спросите себя: «Чему я посвящаю свою жизнь? Тому, что в итоге исчезнет, как дым или мыльные пузырьки? Или тому, что позволит мне оставить наследие, которое будет жить и после того, как меня не станет?».

Memento mori, господа.

Источник: //manliness.ru/muzhskie-znaniya/memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve/

“Memento Mori”: The Reminder We All Desperately Need

Memento mori!

“Let us prepare our minds as if we’d come to the very end of life. Let us postpone nothing. Let us balance life’s books each day. … The one who puts the finishing touches on their life each day is never short of time.” Seneca

At a Roman triumph, the majority of the public would have their eyes glued to the victorious general at the front—one of the most coveted spots during Roman times. Only a few would notice the aide in the back, right behind the commander, whispering into his ear, “Remember, thou art mortal.” What a reminder to hear at the peak of glory and victory!

It is reminders this one that we desperately need in our own lives—a thought or an idea that we’d rather ignore, do everything to avoid and pretend is not true.

Most often, our ego runs away from anything that reminds us of the reality that sits at odds with the comfortable narrative we have build for ourselves. Or, we are simply petrified to look at life’s facts as they are.

And there is one simple fact that most of us are utterly scared to meditate, reflect on and face head on: We are going to die. Everyone around us is going to die.

Such reminders and exercises take part of Memento Mori—the ancient practice of reflection on mortality that goes back to Socrates, who said that the proper practice of philosophy is “about nothing else but dying and being dead.

” In early Buddhist texts, a prominent term is maraṇasati, which translates as ‘remember death.’ Some Sufis have been called the “people of the graves,” because of their practice of frequenting graveyards to ponder on death and one’s mortality.

Throughout history, Memento Mori reminders have come in many forms. Some, the aide behind the general, were there to humble. Others were invented to inspire zest for life.

The essayist Michel de Montaigne, for instance, was fond of an ancient Egyptian custom where during times of festivities, a skeleton would be brought out with people cheering “Drink and be merry for when you’re dead you will look this.”

To us moderns this sounds an awful idea.

Who wants to think about death? But what if instead of being scared and unwilling to embrace this truth we did the opposite? What if reflecting and meditating on that fact was a simple key to living life to the fullest? Or that it was the key to our freedom—as Montaigne put it, “To practice death is to practice freedom. A man who has learned how to die has unlearned how to be a slave.”

In his Meditations—essentially his own private journal—Marcus Aurelius wrote that “You could leave life right now. Let that determine what you do and say and think.” That was a personal reminder to continue living a life of virtue NOW, and not wait.

The French painter Philippe de Champaigne expressed a similar sentiment in his painting Still Life with a Skull, which showed the three essentials of existence — the tulip (life), the skull (death), and the hourglass (time).

The original painting is part of a genre referred to as Vanitas, a form of 17th century artwork featuring symbols of mortality which encourage reflection on the meaning and fleetingness of life.

Meditating on your mortality is only depressing if you miss the point. It is in fact a tool to create priority and meaning. It’s a tool that generations have used to create real perspective and urgency. To treat our time as a gift and not waste it on the trivial and vain. Death doesn’t make life pointless but rather purposeful.

And fortunately, we don’t have to nearly die to tap into this. A simple reminder can bring us closer to living the life we want. It doesn’t matter who you are or how many things you have left to be done, a car can hit you in an intersection and drive your teeth back into your skull. That’s it. It could all be over.

Today, tomorrow, someday soon.

The Stoic finds this thought invigorating and humbling. It is not surprising that one of Seneca’s biographies is titled Dying Every Day. After all, it is Seneca who urged us to tell ourselves “You may not wake up tomorrow,” when going to bed and “You may not sleep again,” when waking up as reminders of our mortality.

Or as another Stoic, Epictetus, urged his students: “Keep death and exile before your eyes each day, along with everything that seems terrible— by doing so, you’ll never have a base thought nor will you have excessive desire.

” Use those reminders and meditate on them daily—let them be the building blocks of living your life to the fullest and not wasting a second.

The Memento Mori Coin

We are excited to announce that the Daily Stoic is now releasing its own Memento Mori—”remember that you will die”—medallion as a physical manifestation for you to carry with everywhere.

Each coin is handcrafted in the United States by a custom mint operating in Minnesota since 1882. The same mint where the iconic AA anniversary medallions were created in 1973 by Bill Westman, an employee.

Westman wanted to create something to leave with people he interacted with in recovery groups and to mark their achievements in sobriety. To remind them of the messages of AA and help keep them on their road to recovery.

Westman’s advice was “carry this in your pocket or purse and when temptation is great, reach into your pocket and feel the medallion and remember your struggle to get this far.”

Learn more and purchase your own memento mori medallion by clicking here.

Read More

Memento Mori Tattoos & Inspiration – We reached out to readers to find out how they are remembering mortality through permanent body ink. Below is a collection of some Memento Mori tattoos and the stories behind them.

History of Memento Mori – In this article, we’ll explore the history of this seemingly haunting, but actually inspiring, phrase as well as where it came from and what it means. We’ll show you how it has evolved through its many forms of practice and interpretation in literature, art, fashion, and present day popular culture

Источник: //dailystoic.com/memento-mori/

Memento mori

Memento mori!

Материал из Lurkmore

«— Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда ВНЕЗАПНО смертен, вот в чём фокус!»
— Мессир Воланд

Так какие?

Memento mori (рус. помни, что умрешь или помни о смерти, извр. моментов море, латинояпонск. помни лес, надм. не забудь сдохнуть) — древнеримский призыв вспомнить о неизбежности неизбежного и поумерить пыл. Античный мем, на протяжении долгого времени дюже популярный, а ныне незаслуженно подзабытый, хотя актуальности от этого не потерявший.

[править] Двухминутка Grammar Nazi

Словосочетание это часто коверкают как в оригинальном изложении («memento more», что на самом деле переводится как «помни обычаем») так и в переводе («помни о смерти», что на язык оригинала переводится как «memento mortis»). Правда, это не все хотят запоминать.

[править] Откуда

Откуда появился сабж и кто впервые его изрёк, точно неизвестно.

Одни говорят, что Геродот (хотя он грек), а Педивикия утверждает, что в Древнем Риме имелась традиция ставить за спиной у возвращающегося с победой полководца специально обученного раба, постоянно твердившего полководцу, что тот хоть и крут, но всё равно в конечном итоге пиздеца не избежит (что, кстати, было отмечено в эпичном фильме Мела Брукса «Всемирная история»). Аналогичное отношение к смерти бытовало и во многих других культурах, например, в лунной.

Обусловлено это тем, что в былые времена, в силу множества причин (войнушки, болячки и т. п.), среднестатистический анонимус имел гораздо больше шансов не дожить до зимы, чем в наше время. Смерть постоянно была где-то рядом, регулярно о себе напоминая, и потому воспринималась всеми как часть повседневности.

Это нашло широкое отражение в творчестве множества народов различных эпох и не только в нём: так, по легенде, жизнерадостные католические монахи-трапписты[1] якобы использовали «memento mori» в качестве приветствия, хотя «Католическая энциклопедия» б-жится, что всё это клюква развесистая.

Применительно к европам, где сабж был наиболее популярен, его часто можно встретить в произведениях как бытового, так и элитного искусства, на которых скелеты с косами невозбранно соседствуют и с рядовыми колхозниками, и с VIP.

Оттуда же пошла живая и поныне традиция снабжать сию надпись изображениями черепов, книг, песочных часов и прочих символизирующих атрибутов.

Вторую жизнь данный мем получил, как ни странно, не во времена Средневековья, а очень даже в эпоху Возрождения, когда на Европу свалилась куча напастей: привезённые чума (из Азии) и сифилис (из Америки), небольшое глобальное потепление и плохие урожаи, а также обострившиеся вследствие этого войны. Когда есть выбор, от чего отбросить копыта — сгнив заживо от сифилиса, который тогда лечить не умели, покрывшись кровавыми нарывами от бубонной чумы, покушав хлеба изо ржи, зараженной спорыньёй, или просто от переизбытка элемента Ferrum в организме, вызванного кинжалом ближнего своего, который хочет хоть такой хлебушек, — о наличии этого самого выбора помнится намного острее. К тому же латынь, как ни странно, стала официальным языком Католической церкви, и многие боянные мемы на языке древних римлян пошли в народ по второму разу.

Сочная подборка примеров вот здесь. Но больше всех, конечно, отличились чехи. Homo bulla!

[править] В наше время

В музыке

В наше время в связи с ростом уровня жизни, благополучия и медобслуживания в северных широтах и, местами, в южных, тема бренности людского бытия уже не так популярна, поскольку навевает на легкомысленные 95% унынье и депрессуху.

Помнить о смерти, как о конечности земной жизни, в основном распространено среди людей, живущих духовными ценностями, в том числе религиозных, будь то христиане, мусульмане и пр., поясняя это необходимостью успеть выполнить те задачи, для которых человек пришел в этот мир, ибо, как заметил М. Булгаков, человек порой внезапно смертен.

С научной же точки зрения помнить за смерть нужно и полезно для каждого гуманоида, поскольку это способствует правильной расстановке жизненных приоритетов, а не задротству и жлобству.

Более того, раздаются голоса нести научное просвещение на тему умирания в массы, в первую очередь, школию (без фанатизма, конечно), поскольку, когда до нее дорывается-таки рядовое быдло, поток сознания напрочь смывает все барьеры, возводимые здравым смыслом [1][2].

  • Скелет Буратины Хорошая, годная напоминалка в Милане — мимо не пройдешь

[править] Attention!

Слева — какой ты есть, а справа — каким ты станешьНемного оптимизма в контексте сабжа от Андрея Миронова

«Mortem effugere nemo potest»
— Мнение Цицерона

Капитан Очевидность спешит напомнить, что и ты, %username%, не вечен! Будь ты хоть знаменитость российского масштаба, хоть эльф 80 уровня, хоть чемпион-олимпиец, рано или поздно смерть придет и за тобой. И даже если потом о твоих героических достижениях кто-нибудь когда-нибудь вообще вспомнит, один хер, тебе уже будет все равно. Задумайся!

[править] Алсо

  • Фраза была оригинально переведена как «Моментально — в море» Трусом и Балбесом в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика».
  • Среди поклонников писателя Мартина и популярного сериала по его книгам, фраза известна под псевдонимом «Валар моргулис».
  • Также называется добротный рассказ белорусского писателя Янки Брыля про немецкий беспредел в партизанской деревне.
  • Есть одноименная песня про сабж от группы Anathema, когда они еще играли doom-death-metal. А еще у британцев Architects: написавший песню гитарист вскоре умер от рака, sad but true.
  • Memento mori используется в качестве названий серий в годных аниме «Death Parade» и «Junketsu no Maria».
  • Memento mori используется в качестве названия орбитального оружия во втором сезоне аниме «Mobile Suit Gundam 00».
  • Memento mori — пункт меню в инди-игре Reigns. Там отображены все ваши смерти; любопытно, что они будут отображаться картинкой даже после рестарта игры.
  • Memento mori — основная мораль бурятской игры Persona 3, (спойлер: она появляется в интро и даёт ясный намёк, что будет с гг в конце)

[править] Примечания

  1. ↑ зовущиеся так потому, что появились в 17 веке в местечке Ла-Трапп во Франции, а не потому, что ты подумал.

Источник: //lurkmore.to/Memento_mori

Momento Mori: Страх смерти — что это и откуда он взялся?

Memento mori!

Мы все когда-нибудь умрем. И я, и ты тоже. «Memento mori» или помни о смерти. Рано или поздно она наступит. Как чувство голода, как желание поспать.

Ты боишься сонливости? А имеет ли смысл бояться смерти? Откуда взялся страх смерти? Причин здесь две. Первая практическая, вторая — религиозная.

И в подарок — страх боли.

Перед тем, как я начну раскрывать эти причины — давай договоримся. Под смертью мы понимаем переход живого существа в состояние тушки. Или момент, когда этот процесс уже произошел. Итак, вернемся к нашим причинам.

Причина первая  — сугубо практическая

Мысленно перенесемся во времена наших далеких предков — питекантропов или австралопитеков. Выбирай сам, кто из них тебе симпатичней. Задумаемся об их существовании: вокруг враги, опасности, свои мрут, куда бежать и что делать не ясно.

Вдруг, во время охоты соплеменник падает со скалы. Крики, глухой удар и кучка воинов наблюдает, как он корчится в агонии, хрипит, руками машет, а потом «уходит». Повторяется эта картинка с N-ной периодичностью.

Рядом съели не тех ягод и отравились, руку сломали, кому-то ногу отгрызут. Кровь, крики и паника пропитывают момент. В итоге жертва умирает. Или без причины умирает. Это сейчас известно, что от болезней, вирусов, эпидемий.

А в то время — был человек и ни с чего умер. Так себе картинка для нежной психики первочеловека.

Смерть начинает ассоциироваться с болью и страданиями, которые испытывает жертва. Пугает именно боль, так как у каждого есть пример, когда было больно. Этот страх является основой многих рациональных страхов:

  • высоты;
  • собак (или других животных);
  • насекомых (не путать страх с брезгливостью);
  • незнакомцев (украдет, ограбит);
  • и многих других…

Важен тот факт, что у детей страх смерти отсутствует. Ровно до тех пор, пока его не вырабатывают родители.

В виде чрезмерного контроля и заботы, агрессивных реакций на познавательную деятельность и ядовитых комментариев («ты меня в могилу сведешь», «смерти моей хочешь»).

А для ребенка отсутствие родителей (читай кормильцев) = жуткая мучительная смерть, о которой ему с охотой и в красках расскажет телевизор.

Вторая, более современная причина — религиозный страх смерти

Не секрет, что в мире доминируют Авраамические религии — Иудаизм, Ислам и Христианство. В каждой из них присутствует понятие греха. И смертного греха. Видимо, за особо тяжкие преступления. Что такое грех конкретно нигде не говорится. Но это очень страшно!

Жизнь не по правилам ведет в ад. А там огонь, черти, пытки и муки до скончания веков. Если сгустить краски и добавить перца выходит действительно жутко. Но есть оговорка: расплата наступает только после смерти.

До этого можно творить, что хочешь. Никто за тобой «оттуда» не придет и не даст по жопе за твои злодеяния. Так и рождается страх смерти: на том свете судью не обманешь. Он всё знает, всё видел и за всё приготовил свое наказание.

А о его гневе в Библии говорится немало.

В итоге складывается тревожная картинка. Это накладывает свой отпечаток и на поведение, и на мысли. Ограничивает возможности, а значит, ограничивает жизнь.

Что делать?

Скажу словами Андрея Кочергина:

«Не ссать!»

Звучит пафосно, но рецепт верный. Принять решение, выбрать и перестать бояться смерти. Да, она придет. А поломаешься ты перед встречей с ней или нет — не так уж и важно.

Вопрос проработки смерти лежит в основе практики «погребение воина«. В том или ином виде эта инициация присутствует практически во всех цивилизациях от Австралии до южной Америки и от Якутии до Индии.

Суть её предельно проста: человек готовит себе могилу и ложится в нее. После чего его закапывают. Прорабатывается момент конца. После неё приходит осознание того, что жизнь имеет срок годности.

И что он имеет свойство заканчиваться.

Каждый выносит из практики свой личный опыт, но все убеждаются в том, что на земле лучше. Штука злая, но мозги в порядок приводит. Искренне рекомендую пройти через это хотя бы раз.

Двум смертям не бывать, одной не миновать.

Поэтому, когда припрет — страшно не будет. Отсутствие страха смерти не сделает тебя неуязвимым, но определенно сделает жизнь легче и ярче. Расширяя границы своего сознания, ты увеличиваешь свои возможности, а увеличивая возможности — расширяешь границы. Это называется двойная связка. По тому же принципу Омар Хайям сказал:

«Кто умирал, тот знает, что живет!»

Но и здесь не перебарщивай. Memento mori.

Источник: //lastday.club/memento-mori/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.