Методика Глена Домана: какие результаты?

Глен Доман: методика раннего развития в домашних условиях с рождения

Методика Глена Домана: какие результаты?

Мечтающие вырастить вундеркинда мамы из рекламных материалов узнают, что методика Домана творит настоящие чудеса. Производители и продавцы дидактических материалов сами вряд ли вникают во все тонкости системы, им нужно продать продукцию.

Не торопитесь облегчать свой кошелек, сначала ознакомьтесь с системой. Включите воображение и представьте, во что превратится жизнь всей семьи при таком режиме.

Подумайте, какие занятия можно применить в домашних условиях, что и когда необходимо приобрести, а что вы сможете изготовить самостоятельно.

Появление методики

Американский физиотерапевт Глен Доман занимался вопросами реабилитации детей с патологиями нервной системы. На основе собранных материалов он разработал методику воспитания маленьких пациентов.

Свою систему он применял в основанном им Институте достижения потенциала человека. Система восстановления дала хорошие результаты, состояние больных улучшилось. Пациенты врача-новатора демонстрировали поразительные успехи.

Парализованные дети начинали двигаться, больные с нарушением интеллекта получали навыки чтения и счета.

Ученый заметил, что при реабилитации детей по его методике здоровые участки мозга тоже активизируют свою работу. Это привело его к решению, что некоторые рекомендации системы можно адаптировать и для воспитания здорового малыша.

Большую популярность завоевала книга Домана «Гармоничное развитие ребенка» – про раннее обучение чтению, плаванию и другим навыкам.

Автор утверждает, что если регулярно заниматься с ребенком приведенными в работе физическими упражнениями и использовать тренажеры для мозга, он значительно раньше начнет и ходить, и читать.

Уже более 50 лет система раннего развития применяется по всему миру. На основе своих наблюдений ученый сделал вывод, что младенец рождается запрограммированным на обучение.

До 3 лет активно растет и формируется головной мозг, в это время он, как губка, впитывает новую информацию, а в дошкольном возрасте этот процесс замедляется. Самое продуктивное время – от 0 до 4 лет.

Период не слишком большой, поэтому занятия нужно начинать с первых дней жизни и проводить их по несколько раз каждый день.

Основополагающая мысль методики: физическое и психическое развитие взаимосвязаны. Специальный комплекс гимнастики стимулирует мыслительные процессы, ребенок становится и здоровым, и умным.

К сожалению, не только родители, но и некоторые информационные ресурсы игнорируют этот факт. На сайтах можно найти отдельные сведения по интеллектуальному развитию или по физическим упражнениям.

Но методика Глена Домана едина, ее нельзя разделять на части.

Физическое развитие

Перед тем как решить, в чем плюсы и минусы любой методики, нужно хотя бы бегло прочитать ее описание. Начинать физическое развитие ребенка нужно с первых дней жизни, с этим согласится любой разумный человек.

Весь вопрос в том, сколько времени и как заниматься гимнастикой. Хорошо, если в вашем городе есть группы физического развития новорожденных.

Перед записью на занятия обязательно проверьте, есть ли у инструктора официальный сертификат и разрешение на работу с новорожденными.

Все комплексы состоят из 3 групп упражнений:

  • ползание;
  • мануальные упражнения;
  • развитие чувства равновесия.

Глен Доман рекомендует сразу после рождения забыть о пеленках, сковывающих движения, и укладывать младенца в специальный трек, где малыш сможет отталкиваться от стенок ручками и ножками – так будут развиваться навыки ползания.

Любая мама будет рада, если ее новорожденный в 2 месяца сможет проползти несколько метров, но перед такими тренировками нужно проконсультироваться со специалистом.

Позвоночник, кости и суставы малыша развиваются по определенному природой графику, и неумелая гимнастика может нарушить формирование опорно-двигательного аппарата.

Совет

Современные мамы часто полностью отказываются от пеленок, а потом жалуются, что грудничок плохо спит. Перед сном лучше некрепко завернуть ручки и ножки, чтобы их непроизвольные движения не пугали новорожденного.

Мануальные упражнения основаны на врожденном рефлексе. Грудничок крепко хватается за мамины пальцы, а женщина сначала слегка приподнимает его, а потом держит в полувисячем положении. Для развития равновесия автор методики рекомендует использовать повороты в разных плоскостях, подбрасывание вверх. Такие же тренировки предполагает распространенная в России динамическая гимнастика.

Если полностью следовать системе Домана, все периоды бодрствования должны быть посвящены или физкультуре, или интеллектуальным занятиям. Подойдите к рекомендациям разумно, оставьте время на общение с мамой, игры с погремушками.

Методика рекомендует полностью отказаться от игрушек. Ни один педиатр или детский психолог не поддержит эту теорию. Малыш должен познавать мир через все органы чувств, ему нужно время, чтобы потрогать, потрясти, полизать как можно больше разных предметов.

Выделите в режиме дня разумное время и на гимнастику, и на развлечения.

Интеллектуальное развитие

Доман утверждает, что при правильном физическом развитии мозг малыша готов к обучению чтению и счету уже в грудном возрасте. Можно приобрести дорогостоящие дидактические материала, а можно самостоятельно изготовить карточки. Вашему младенцу уже исполнилось 3 месяца? Значит, по мнению автора методики, пора начинать.

Для работы потребуются карточки, на которых крупными красными буквами написаны простые короткие слова: «мама», «папа», «дом», «мяч». Показывайте и произносите названия предметов несколько раз в день.

Постепенно задания усложняются. Автор методики убежден, что начинать читать нужно не по буквам, а запоминая слово целиком.

Основы математики следует изучать не по абстрактным цифрам, а по точкам на карточке.

Для обучения младенца нужно удобно усадить или уложить, если он еще слишком мал. На 2-3 секунды поднесите к его глазам карточку и четко назовите слово или число. Расстояние между лицом и текстом не должно превышать 60 см. Для первых занятий возьмите 5 карточек и показывайте их одну за другой 3 раза в день. Каждые 5 дней одно из слов заменяют другим.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/metodika-domana

Гленн Доман: методика раннего развития

Методика Глена Домана: какие результаты?

Последнее изменение 06.01.2018

Для каждой матери родное дитя является самым ценным и дорогим человечком. Для того, чтобы увеличить влияние этого фактора, многие матери прибегают к различным развивающим методам. Одной из самых популярных на сегодняшний день методик является методика развития Глена Домана.

Не пройти мимо данной методики развития очень сложно, так как это способ завлекает родителей своим большим потенциалом для успешного и благополучного будущего ребенка.

Кто такой Глен Доман

Глен Доман – известный врач-физиотерапевт, родом из Америки.

Основал некоммерческую организацию, задачей которой являлась практика восстанавливающих методик на детях, имеющих пораженную нервную систему.

После того, как они показали положительный результат, некоторые из них были записаны в книгах врача для раннего развития. Одной из самых известных книг Глена Домана является Гармоничное развитие ребенка.

Самой известной техникой развития принято считать обучающую методику чтения с использованием специальных карточек.Методика Глена Домана состоит из ряда серьезных физических упражнений, а также умственных тренажеров, которых необходимо регулярно придерживаться.

Врач-физиотерапевт утверждает, что при занятии физическим видом упражнений с ребенком, родители способствуют стимуляции развития интеллектуальных способностей у малыша. Из этого следует простой вывод – уровень интеллектуальных способностей напрямую зависит от физического развития.

Упражнения Глена Домана

Вот несколько упражнений для данного метода:

Упражнения, проводимые с самого рождения:

  1. Упражнения, улучшающие двигательные навыки. Малышу с самого рождения требуется проползать через специально смоделированный трек, пользуясь отталкивающими рефлексами. Хорошим результатом будет считаться 1 остановка за дистанцию. Количество повторений – 10 раз в день;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку с рождения желательно предлагать брать твердые предметы в рот для крепкого захвата. В момент сжатия, родитель, держащий ребенка, должен немного приподнять его верхнюю часть тела;
  3. Упражнения для развития равновесия. Плавные, волнообразные покачивания, вращения и подкидывания ребенка в различных плоскостях. Серия, состоящая из 15 упражнений, направлена на развитие вестибулярного аппарата. Продолжительность процедуры составляет 10 минут;

Упражнения для детей, прошедших начальные нагрузки для новорожденных:

  1. Упражнения для повышения двигательных навыков. Ребенку требуется ползать в положении лежа, опираясь на локти за предметами, лежащими на полу;
  2. Упражнения для тренировки мануальных навыков. Захват деревянной палочки/пальцев. При выполнении этого упражнения, держащий ребенка родитель должен немного приподнять верхнюю часть тела, чтобы малыш оказался в повисшем состоянии. Частота проведения упражнения составляет приблизительно 15 раз в день с длительностью в 2-10 секунд;
  3. Упражнения, улучшающие баланс равновесия. Совершение легких подбрасываний, покачиваний и вращений ребенка в различных плоскостях. Сеанс состоит из 15 упражнений, направленных на активное развитие вестибулярного аппарата. Частота повторений составляет 1 раз в день с длительностью в 10 минут.

Упражнения, проводимые для детей, достигших возраста 7 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Малыш совершает ползания на четвереньках с частотой повторений 20 – 30 раз в день и продолжительностью не менее 4 часов;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку требуется проводить время на перекладине без помощи родителей в течение 20 секунд, 15 раз в день;
  3. Упражнения для поддержания равновесия. Совершение плавных покачиваний, вращений, подкидываний ребенка в разных плоскостях. Данный сеанс состоит из 10 упражнений, которые входят в пассивную программу равновесия. Частота повторений не должна превышать 15 раз в день. Время на выполнение каждого вида упражнений длиться 20 секунд.

Программа упражнений, рассчитанная на детей, достигших возраста 12 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Ребенку требуется регулярно ходить по дому, не более 1-2 шагов на протяжении 20-30 раз в день по 2 часа в день;
  2. Упражнения на улучшение мануальных навыков. Ребенок должен передвигаться за счет перехватов, а также периодически висеть на перекладине. Продолжительность сеанса составляет – 10 раз перехватов, 5 раз повисаний. Длительность проводимых процедур не должна превышать 5 минут;
  3. Упражнения, способствующие развития баланса равновесия. Ребенку должны проводиться разного рода покачивания, подкидывания и вращения. Серия занятий состоит преимущественно из пассивных программ равновесия. Частота проводимых процедур длиться на протяжении 20 минут, по 1 упражнению 2 раза на день.

Комбинированная серия, состоящая из интеллектуальных тренажеров:

Что необходимо сделать, чтобы ребенок научился хорошо читать?

  1. Ребенку показываются карточки, на которых написаны определенные слова. На первых стадиях сеанса ребенку будет достаточно 15 показов слов, предпочтительно существительных. Далее объем изучаемых слов должен наращиваться приблизительно до 9. На более поздних стадиях, ребенку показываются карточки с изображением словосочетаний и простых предложений. На карточке обязательно должны быть написаны слова исключительно красным цветом для заострения внимания малыша;
  2. Интеллектуальный бит. Ребенку проводится демонстрация карточек, формата 28×28см, с различными картинками определенных объектов, расположенных на белом фоне. На старте процедур количество карточек не должно превышать 10 штук. С каждым последующим разом это показатель плавно увеличивается, вплоть до 120 карточек. В результате проводимого упражнения, ребенок способен запомнить около 1000 изображений объектов и их особенности;

Как развить в ребенке навыки счетоводства?

Для того чтобы научить ребенка считать до 20, родители должны показывать малышу карточки с изображением определенного количества точек. На начальной стадии изучения, количество сеансов не должно превышать 3 раз с количеством используемых карточек в размере 5 штук. Каждый последующий прибавляется 2 новыми карточками.

Доктор Доман предполагал, что при достаточно регулярном и интенсивном демонстрировании карточек с определенным количеством точек, ребенок, спустя некоторое время, сможет легко выполнять арифметические расчеты с более крупными цифрами без пересчитывания.

Стоит ли использовать методику Домана

На сегодняшний день в интернете можно встретить множество отзывов, владельцы которых делятся своими успехами в прямом или обратном направлении. Ходят слухи о том, что по данной методике развивались некоторые настоящие лауреаты нобелевских премий.

Однако никакое испытание, проводимое под наблюдением, не смогло подтвердить свой положительный эффект на стадии раннего развития.

К тому же, при всем при этом, многие компании, продвигающие методику развития Глена Домана, возлагают большие надежды на данные курсы, что как итог, сильно сказывается на конечной стоимости предлагаемых курсов.

(Visited 457 times, 1 visits today)

Источник: https://mamahunter.ru/obzory/razvivashki-dlya-detej/glen-doman-metodika-rannego-razvitiya/

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

Методика Глена Домана: какие результаты?

2014-10-09

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы.

Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей.

Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня.

Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга.

Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект.

Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни.

Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации.

Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать.

Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить.

Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь.

Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено.

Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок».

В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные.

На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий.

Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот.

Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е.

после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий.

Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день.

Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки.

Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже).

Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3.

 Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?

МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?

Также вам может быть интересно:

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/metodika-rannego-razvitiya-glena-domana-skachat-kartochki-domana.html

Разбираемся как заниматься по методике Домана

Методика Глена Домана: какие результаты?

В современном мире многое изменилось. Поколение людей, живущих сейчас, отличается совсем другим уровнем интеллекта и развития. Это происходит не потому, что рождается больше гениев. Совсем другой подход используется для развития личности начиная с самого раннего возраста.

Многие родители считают, что их дети должны достичь определенных вершин в своей жизни, а для этого надо начинать занятия по их всестороннему развитию с самого раннего возраста.

В настоящее время существует множество развивающих игр, игрушек и методик. Они разработаны ведущими отечественными и зарубежными специалистами. Родители, в желании сделать своего ребенка лучшим, часто попадают в затруднительное положение с выбором способа занятий. И это неудивительно, очень трудно ориентироваться в таком разнообразии.

Действительно, эффективных и проверенных на протяжении многих лет методик существует не так много. Имена их создателей известны многим. Одним из таких авторов методики занятий с детьми является Глен Доман. О нем и его методике пойдет речь. Также эту методику можно найти по запросу «методика Домана Маниченко».

Знакомьтесь: Глен Доман

Глен Доман – это врач, который родился в США (Филадельфия) в 1919 г. Он был прекрасным физиотерапевтом и нейрохирургом. Начало его деятельности связано с окончанием университета и получения ученой степени.

В это время он стал проводить исследования, связанные с развитием мозга детей.

Результатом его многолетних трудов явились работы по способам восстановления детей с проблемами мозга и разных методик для обучения всех детей.

Во время войны Глен Доман принимал участие в боевых действиях и военных операциях в разных странах. За свои заслуги перед страной он был награжден крестом после окончания войны. Продолжая свою деятельность в мирное время, в 1955 г.

он создал организацию «Институты потенциала человека». По его методике занимаются с детьми люди всего мира, она пользуется популярностью. Правительство многих стран оценило вклад этого врача в поддержание и развитие детей, вручив ему награды.

Методика Домана полезна разным детям: здоровым и страдающим серьезными недугами.

Как работает программа: общие положения

Занимаясь с детьми с тяжелыми заболеваниями головного мозга, Глен Доман обнаружил удивительные результаты. Занятия проводились следующим образом:

  1. Детям показывались карточки со словами крупного шрифта. При этом слова назывались.
  2. Показывались такие же карточки с красными точками. Количество точек было разным и также прочитывалось.
  3. Проводились подобные действия карточками, где были изображены предметы и их названия.

Такая деятельность проводилась несколько десятков раз в день. Карточки показывались детям достаточно быстро, всего на несколько секунд. Какой результат давали эти занятия? Путем быстрой смены показа разных изображений производилась стимуляция зрительной системы ребенка. После определенного времени проведения таких занятий, были обнаружены поразительные результаты.

Дети с отклонениями в развитии начинали ползать и бегать, как будто они никогда не болели. Отстававшие в умственном развитии дети даже перегоняли своих ровесников, показывая ошеломительные успехи. Таким образом, стимуляция системы зрения при помощи карточек вызывала активную работу всех отделов мозга.

Далее Глен Доман стал использовать этот способ стимуляции мозговой деятельности и у здоровых людей.

[stextbox id=»alert»]Его система основана на том, что как любые другие органы, мозг является мышцей. И все знают, чтобы мышцы не атрофировались, им нужно двигаться и тренироваться. С маленькими детьми проводить такие занятия наиболее просто и эффективно, потому, что они в раннем возрасте по природе проявляют любознательность, им не требуется дополнительная мотивация.[/stextbox]

Наиболее удачным вариантом людей, которые будут заниматься с детьми, являются сами родители. Дети их знают, любят и доверяют. Что может быть лучше? При правильной работе с ребенком, можно добиться того, что маленькие создания будут охотно выполнять все предложенные задания. Они будут с легкостью всему обучаться, обгоняя своих ровесников.

Можно подвести итоги сказанному. При разработке своих методик развития Глен Доман и сотрудники его института руководствовались следующим:

  • Мозг человека должен тренироваться постоянно, чтобы развиваться;
  • наиболее интенсивно интеллект у детей формируется до возраста трех лет;
  • отличное физическое развитие дает толчок к формированию мозга и функций двигательной системы;
  • когда ребенок растет (возраст 3-5 лет), его мозг настроен на обучение.

С чего и когда начинать занятия

Начинать обучение можно уже с трех месяцев, в это время ребенок уже интересуется предметами. Главным инструментом на занятиях являются карточки с рисунками или фото реально существующих предметов: животные, фрукты, машины, игрушки и другие. Из-за раннего начала занятий эту способ развития получил название «чтение с пеленок».

Если вы не знаете как развить у ребенка усидчивость и внимательность переходите по ссылке и читайте.

Показы изображений способствуют развитию логического мышления, улучшают память и формируют правильную речь.

[stextbox id=»alert»]Эта методика наиболее эффективна для детей до трех лет, далее усвояемость новой информации у ребенка снижается с возрастом.[/stextbox]

С самого начала жизни малыша методика дает хорошие результаты, так как занятия представляют для детей интересную игру.

Кроме карточек, Глен Доман советовал уделить внимание освоение ребенком разных способов движения. На их основании можно улучшить и развить деятельность мозга.

Для этого был разработан специальный снаряд: полоса для ползания. Это своеобразный желоб, отделанный бортами по бокам.

Ширина такой дорожки для ползания устанавливается так, чтобы ребенок при движении касался ее бортов плечами и бедрами.

Такой тренажер создает для детей имитацию пространства внутри утробы матери и вызывает в памяти ребенка первые рефлексы. При регулярных занятиях малыши активно проползают довольно длинные дистанции. Развитие двигательных функций стимулируют деятельность мозга и его развитие, тем самым подготавливая его к приему все новой информации.

Хотите научить ребенка быстро решать примеры и совершать другие вычисления? Тогда советуем прочитать наш материал «Как легко научить ребенка считать в уме«

.

О карточках – важной составляющей методики

Для стимуляции мозга ребенка используются карточки с рисунками или фото разных предметов и объектов. О них уже упоминалось, и теперь рассмотрим все подробно. Они содержат разные изображения и надписи, их характеризующие.

Вопрос целесообразности пеленания беспокоит многих родителей, попробуем разобраться, так ли оно безопасно: пеленание новорожденного за и против

Карточки показываются ребенку и произносятся названия предметов. Все карточки делятся по тематикам, и просматривая их, ребенок сам способен создать в мозгу правила, которым все изображения подчиняются. Дети словно фотографируют изображения и запоминают их. Доман был уверен, что грамотное использование этой методики способно сделать из детей гениев.

Нужные для обучения карточки можно:

  • купить в магазине;
  • распечатать выбранные комплекты из интернета;
  • смастерить самостоятельно.
[stextbox id=»alert»]Требования к карточкам: обязательно белый фон, крупная реалистичная картинка, крупная четкая надпись под картинкой красного цвета, размер карточки 28 см х 28 см, можно немного больше.[/stextbox]

Родители должны хорошо продумать, какую информацию они будут предоставлять ребенку. Она должна быть новой, чтобы не потерялся интерес к занятиям. Все знания преподносятся детям постепенно начиная от простого, и до сложного. Например, от слов к словосочетаниям, далее к предложениям.

Таким же образом учат ребенка считать и читать. Математические знания базируются на счете в уме. Здесь дети сталкиваются с количеством. Показываются карточки с точками в разном количестве, которые учат определять в один раз количество предметов, даже их не считая.

Это поможет далее производить вычисления больших значений в уме. Обучая читать, используют карточки с написанными словами. Ребенок, смотря на слово, его запоминает.

Доман полагает, что механически запоминая слова, впоследствии ребенок сможет понять законы, по которым написанный текст отражает устную речь.

Недостатки и достоинства метода

Собираясь использовать данную методику, следует подумать о ее положительных и отрицательных сторонах и хорошо их изучить.

Будьте аккуратнее:

  1. Нет данных об эффективности методики. Приверженцы выступают против проверки качества обучения. Они полагают, что обучение не должно сочетаться с контролем результатов.
  2. Дети лишены возможности открывать мир самостоятельно и составлять интересующие их вопросы.
  3. Далеко не все родители могут так постоянно и методично заниматься с детьми, при этом сохраняя целеустремленность и внимание к детям.

То, что будет полезно любому малышу:

  1. Постоянное знакомство с новой информацией принесет несомненную пользу, а ее повторение будет развивать память и тренировать мозг. Именно об этом говорил Доман.
  2. Обучение сможет способствовать расширению кругозора, необходимо предоставлять только интересующую детей информацию на данный момент.
  3. Занятия позволяют воспринимать учебный процесс как полезный и радостный, а не как какое-то бремя. Это пригодится в дальнейшем.

Вывод: Методика Домана, как видно эффективна для больных детей. Для развития нормальных детей, стоит хорошо подумать, что лучше использовать. У данного способа есть и противники, и единомышленники.

И это нормальное явление. Каждая семья должна сама решить, пользоваться ей или нет. Но, при этом нужно собрать больше информации и послушать мнение компетентных людей. Надеемся, эта статья также окажет действенную помощь.

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/pedagogicheskiye-metodiki/metodika-domana-kak-zanimatsya.html

Методика Глена Домана. Карточки Домана

Методика Глена Домана: какие результаты?

Наверняка вы не раз слышали эту фамилию и про метод развития ребенка при помощи карточек. Основная суть методики используемой и пропагандируемой в России, заключается именно в карточках. Перейдем сразу к главному упражнению.

Описание метода

Механизм упражнений с карточками по Доману:

  1. Родитель располагает перед собой ребенка (он должен быть в хорошем настроении и смирным).
  2. Сообщает: «Сейчас я покажу тебе …название предмета на карточке (например, ложка)».
  3. Родитель достает и показывает ребенку карточку с цветным изображением (изображение ложки) на 1-2 секунды. В это же время взрослый проговаривает четкой речью название изображенного объекта «Ложка».
  4. Показанная карточка убирается до следующего занятия. И достается следующая карточка.
  5. Цикл повторяется с другими карточками до 120 раз за одно упражнение (официально рекомендованное число).
  6. После 30 показываний, карточка считается выученной и выпадает. На ее место приходит другая карточка.

Карточки Домана

Существует множество разновидностей какое количество карточек и сколько раз в день показывать, но главный принцип — не более двух секунд и никаких обсуждений с ребенком.

Главное правило данной методики — Вы никогда не должны проверять, запомнил ли ребенок карточку! И вообще не должны обсуждать их с ним. То есть вы никогда не узнаете о результатах этой методики. Почему такое правило создано? Наверное, автор не хотел, чтобы его метод подвергали сомнению, а просто верили в него.

Показал, назвал, убрал. Гений готов. Хотя бы на какое-то мгновение в голове родителя.

Данной методикой рекомендуется заниматься с 3 месяцев.

Способен ли ребенок что-то понять и осмыслить, кроме того, что вы показываете цветной клочок бумаги и произносите какие-то звуки? Наверное, вы скажете – «Нет», и с вами согласится все научное и врачебное сообщество США (именно там в середине XX века, т.е. 70 лет назад, была придумана данная методика).

Если же вы сказали — «Да», то ваше мнение совпадает с Гленом Доманом и частными компаниями, которые продают данные карточки за неприличные деньги (наборы распечатанных карточек с кружочками для обучения счету с 6 месяцев! продают за 4000-5000 рублей).

Роль родителя

Родителям в методике Домана уготована лишь одна роль взаимодействия с ребенком — показывать карточки Домана. Покупать карточки или делать тысячами самим, затем показывая их десятки тысяч раз и проговаривая их в течении первых лет жизни ребенка.

Вроде кажется это все бредом, но некоторые родители муштруют часами совсем неготового к таким нагрузкам ребенка. Что выливается в различные физиологические проблемы: тики, энурез, головные боли, потеря аппетита и др.

, с которыми потом родители идут к врачам. Стоит ли говорить, что, занимаясь днями напролет «развитием интеллекта», у ребенка не остается возможностей развиваться во всех остальных сферах? Эмоциональная, моторная, социальная и др.

сферы просто не развиваются.

Карточки Домана

Давайте вместе представим, что взрослый оказался на месте ребенка и ему на протяжении нескольких месяцев показывают карточки.

На них изображены образы из несуществующего мира (ведь ребенок не знает, что все эти образы существуют в реальности и у них есть функции) и называют названия на вымышленном языке (у ребенка нет никакой связи в голове между реальными объектами и их названиями, что такое речь и ее предназначение).

Какого результата мы добьемся? Сможет ли взрослый понять, что изображено на карточках и что этот объект делает, живой ли он, опасен он или съедобен? Даже взрослый человек, который в тысячи раз умнее и способнее младенца, вряд ли что-то поймет. Он лишь запомнит изображение картинки и вызубрит относящийся к ней звук.

Но встретив данный объект в жизни, он не будет знать, что это за объект. А если мы в жизни не знаем ничего о предмете с картинки, его назначения и свойства, то какой смысл знания как он выглядит? В этом нет никакого смысла. Такое знание фейк – подделка, выдаваемая за правду.
Карточки для изучения счета

Автор методики придерживается другой позиции. Карточки с цветовыми кружками (здоровых детей ими предлагается обучать математике), были созданы для лечения умственно отсталых детей и детей с серьезными повреждениями мозга. Карточками стимулировали реакцию ребенка, таким образом привлекали его внимание.

Карточки выступали в роли раздражителей, которые стимулировали оставшиеся здоровые клетки мозга у больных детей, и в ряде случаев наблюдалась некая коррекция мозговых функций.

Если учесть, что часто больные дети с рождения просто лежат без какого-либо внимания взрослых и их развитие останавливается (эффект госпитализма), то подобный положительный эффект не мог не дать результата. Ведь даже простое показывание карточек и речевое общение с больным ребенком, т.е.

хоть какое человеческое взаимодействие, это куда лучше для развития мозга, чем сутками лежать в тишине и смотреть в потолок, отсюда и эффект карточек для больных детей.

После опытов в больницах, Доман решил применить данный метод на здоровых детях. Но это было не просто. Доман столкнулся с типичной реакцией здорового ребенка — он отворачивается и прекращает то, что ему неинтересно. Дети готовы были пару раз поиграть в эту игру, но после она переставала им нравиться.

Физические упражения Домана

Но методика Глена Домана не заканчивается на карточках для памяти, чтения и математики. В ней также существует и система физического развития. Ее основу составляет идея о том, что нужно закреплять врожденные рефлексы ребенка, чтобы в будущем ему не пришлось заново им учиться.

Для этого нужно развивать в ребенке врожденные рефлексы с самого рождения. Например, рефлекс отталкивания. Ребенок должен ползать с первых месяцев по специальной дорожке (которую конечно же продает организация созданная Доманом).

Регулярность такого упражнения: минимум 10 раз в день, а продолжительность не менее 4 часов в сутки!

Физические упражнения Глена Домана

Критика методики Домана

Стоит ли говорить, что начиная с 60-ых годов, все исследования проведенные Доманом были опровергнуты. Никакого эффекта для здоровых детей никогда не было доказано.

И все продажи данных карточек, построены только на рекламных заявлениях.

Некоторые российские компании (в том числе связанные с государством и Министерством образования), все еще выпускают и продвигают данные карточки, заведомо зная всю их бессмысленность и вредность для детского развития.

В США данную методику специалисты и ученые опровергали сотни раз. Организация созданная Доманом и продолженная его детьми, была обвинена в том, что дает пустые надежды родителям больных детей, выкачивая из них последние деньги, при этом не принося пользы.

Прошло уже 50 лет с первого доклада-опровержения от Американской Академии Педиатров ( данный доклад опубликовали повторно уже 4 раза), в котором было доказано, что методы Домана основываются на устаревшей и упрощенной теории развития мозга.

Что современная наука не поддерживает его взгляды и методы, что они являются необоснованными и неподтвержденными.

Как вы думаете дорогой читатель, если за 70 лет жизни данной методики, не было ни одного положительного исследования (не считая исследований самого Домана), и которая была признана вредной, достойна ли данная методика существования? Ответ Progressio – нет. Если вы хотите применять уже купленные карточки или вам интересна подобная форма занятий, лучше обратиться к методу Сесиль Лупан, которая также разочаровалась в методах Домана, и придумала своим карточках более полезное применение.

Методика Домана для здоровых детей абсолютно бесполезна и вредна. Она способна не только замедлять развитие, но и оказывать негативный эффект на физиологию и мозг ребенка.

Когда происходит помешательство родителей на методиках вредных для ребенка, мы как психологи детского развития не можем молчать.

Мы призываем родителей отказаться от данной методики, как это уже давно сделали родители в западных странах.

Данная методика не просто не помогает в развитии ребенка, она его затормаживает, и особенно сильно навыки 21 века:

Источник: https://progressio.me/doman/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.