Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?

Проблема двойки, или Как помочь учиться

Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?

Почти каждому из взрослых знакома эта проблема — двойка по школьному предмету: ведь все мы родом из детства. Для кого-то она была частым спутником школьной жизни, для некоторых — редким явлением. Но неприятные впечатления остались надолго. Как поступить при получении неудовлетворительной оценки?

Отношение к двойке

Двойка за письменную работу или устный ответ — это не повод для расстройства и слез. Все поправимо: оценку при желании всегда можно исправить. При трудоустройстве никогда не интересуются, получал ли соискатель неуды по контрольным работам.  В профессиональной деятельности главное — не оценки, а знания и навыки, что должен усвоить обучающийся в школе.

Но и безразличие в данном вопросе неуместно как к успеваемости вообще, так и предмету в отдельности. Успех школьной учебы — это база построения дальнейшей судьбы индивидуума.

Когда дочь или сын со школьной скамьи не отличается трудолюбием, старанием и умением делать упор на учебу либо забавы, то самостоятельная жизнь уготовит немало трудностей. Человек выстраивает себя в течение жизненного пути, начало — детские годы.

Качества, закрепленные в человеческом сознании с детства, сработают в дальнейшем. Потому важно не запускать учебу и не верить в ненадобность полученных в школе знаний.

Причины хронической неуспеваемости

Данная проблема беспокоит как преподавателей,  так и родителей неуспевающих учащихся. Разница ощущается между случайной двойкой и регулярностью их получения. Почему у некоторых детям приходится прилагать титанические усилия, чтобы решить простую задачу по математике или вставить пропущенные буквы в упражнении по русскому языку.

Поведение учащегося — не главный фактор в успешности обучения:  бывает, что послушный, спокойный ребенок, который внимательно слушает на уроке учителя, с трудом воспринимает материал. А непослушный и задиристый мальчик с легкостью справляется с поурочными заданиями, получая четверки или пятерки.

К первопричинам неуспеваемости относят:

  1. Нет предрасположенности и интереса к предмету. Как правило, происходит четкое деление детей на 2 группы — физиков и лириков. У первой группы зачастую двойки по гуманитарным предметам: языкам, истории, литературе. У второй группы — по математике, химии, физике, информатике. Если старательно корпеть над учебниками, достигают определенного результата. Однако талантливый программист не станет сочинять поэмы, а будущий поэт гениально решать задачи. Ребенок, что отличается знаниями в определенной области, старается избегать плохих оценок по иным предметам.
  2. Запущенность. Она возникает из-за пропусков занятий по болезни, иногда по вине ребенка (от ничего неделанья на уроке). В домашних условиях отсутствует возможность наверстать вызывающий затруднения материал. Чтобы разрешить ситуацию, обращаются к репетитору или занимаются дополнительно с учителем после уроков. Ликвидация пробелов позволит ученику справляться с программой и забыть о неудовлетворительных оценках.
  3. Тяжелая семейная обстановка. Иногда конфликты в семье между родителями или столкновение с дочерью/сыном сказываются не лучшим образом на учебе, отсутствии настроения и времени на подготовку домашних заданий. Дети, которых тяготят проблемы личного плана либо в семье, испытывают тоску и одиночество, а также безразличие и самоустранение от любой деятельности.
  4. Конфликт с учителем. может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Слабый учащийся перестанет обращать  внимание на учебу и что-либо делать. Более подготовленный ученик станет нервничать из-за отсутствия возможности полноценной подготовки к занятиям, регулярной проверки и перепроверки знаний, зависания из-за лишнего нервного напряжения и чувства нестабильности в том же самом вопросе, и как результат — вновь не самая лучшая отметка.

В этой ситуации выручит доверительная беседа, усилия наладить общение с ребенком, поддержать, ободрить. Порой уместен визит к семейному психологу.

Однако основная причина хронической неуспеваемости — рассеянность внимания. Это явление возникает не как результат упрямства и своеволия, а является наследственной особенностью детской физиологии.

Ребенку трудно сосредоточиться над выполнением домашней работы. Чтение, письмо, ответы на вопросы, суждения отличаются вялостью и медлительностью.

Ребенок засыпает над уроками, домашнее задание приходится заканчивать родителям.

Во время уроков рассеянные дети не успевают писать под диктовку учителя, запоздало вникают в суть задачи, зачастую охотно переключаются на не относящиеся к учебному процессу дела – в итоге  не понимают и не усваивают новое на уроке.

Начальные классы

6-7-летние дети быстро утомляются и нуждаются в отдыхе как минимум 1.5 часа: поиграть или поспать. В младшем школьном возрасте творчество и инициативу ребенка развивает игра. К тому же играть с соблюдением правил говорит о готовности к обучению в школе.

Важно обустройство рабочего места школьника, разместить канцелярские принадлежности. В дальнейшем эта привычка поспособствует выработке позитивного отношения к школе, одноклассникам, учителю.

Требуется добиться от учащимся 1-4 классов соблюдения правила чистого рабочего стола, на котором находятся только тетрадь, учебное пособие, дневник и канцелярские принадлежности. Наблюдая за ребенком, делают акцент на мелочах. Не забывают похвалить, если малыш поместил закладку в книгу: «Молодец, что поместил закладку. Не нужно тратить зря время на поиски!»

В этом возрасте не переусердствуют развивать воображение. Главное — научить учиться. Усвоение правил, подчинение логике и принятие задачи преподавателя — уже умница.

Часто в 5 классе наблюдается снижение мотивации к обучению. Отметки в дневнике снижаются, а количество замечаний повышается. Возможно причина кроется в неумении учиться и мыслить по-другому.

Если в начальных классах достаточно желать учиться и опираться на механическую память, чтобы быть хорошим учащимся, то при переходе на следующую ступень требования возрастают.

Это касается объема изучаемого материала и приемов работы над ним.

Дети должны уяснить: ежедневное выполнение домашнего задания — прямая обязанность. Родителям не следует стремится выполнять письменные упражнения и решать задачки вместо ребенка.

Папа или мама — это проводник в организации образовательного процесса.

Для детей полезно рассказать о прочитанном и поделиться своими впечатлениями, составить опорные схемы, чтобы воспроизвести прочитанный параграф.

Принесет пользу начало домашней работы с предметов, что интересуют ребенка: меньшие траты времени на их выполнение, быстрый результат работы.

Зарубежные педагоги советуют составить график работы для подростков согласно темперамента. Перед погружением в домашнюю работу флегматику требуется отдых. Для холерика ценится своевременное переключение на другой предмет.

Главное для сангвиника — заставить сесть за уроки, чтобы отвлечь от иных дел. А меланхолика нужно простимулировать, пообещав посещение всей семьей кафе на уикенд или парка развлечений за прилежание.

По мнению наших ученых, отличительные особенности темперамента нельзя не учитывать, однако  их не ставят превыше всего.

Когда не знаете, как ответить на вопрос сына или дочери, психологи не советуют звонить знакомым, учителям, самому заниматься поисками в интернете. Позвольте ученику найти ответ самостоятельно. Зачастую брошенное под горячую руку резкое высказывание в адрес школы и программы по учебным предметам снижает стимул к обучению.

Контролировать домашние задания потребуется разумно. При нахождении ошибок указывают школьнику, где она примерно допущена. Ценно ее самостоятельное исправление, будьте уверены: ее повторения не последует.

Развитие мотивации происходит в двух направлениях: сверху вниз, а также снизу вверх. Для первого явления характерны престиж и ценность учебы для индивидуума. Во втором случае стараются поддерживать удовлетворение и интерес к учебе. И понемногу изменяется отношение к учению. В младшем школьном возрасте большую значимость приобретает для ребенка тактика «снизу вверх».

Старшие классы — пора диалога

Старшеклассники иногда не готовятся к урокам. Они не волнуются из-за замечаний, считая, что знание предмета не понадобится при поступлении в высшее учебное заведение. Со старшими классами связывают многочисленные стрессы относительно ближайшего будущего. Чтобы получить высокие отметки, назидания, крики, проповеди неуместны и бессильны.

//www.youtube.com/watch?v=tB2kboHAdHg

В старшем школьном возрасте  у тинейджеров развито абстрактное мышление, что связано с мироощущением. Актуально для школьников дискутировать, критически размышлять.

Для юношества типично желание вступить в дискуссию и доказать свою правоту. Для родителей немаловажно быть в курсе увлечений ребенка.

Родители способны заинтересовать дисциплинами, что игнорируют дети. Вступление в полемику, приведение контраргументов обозначит родительскую позицию.

Советы психолога

Чтобы избавиться от двоек, придерживаются следующих рекомендаций:

  1. Всегда проверять у ребенка подготовку к занятиям, поправляйте и направлять его, вселять уверенность.
  2. Не настаивать на ошеломляющих достижениях.
  3. Соседский ребенок — не лучший пример для подражания. Появятся лишние переживания, что подобных результатов в учебе не добиться.
  4. Уметь подмечать маленькие успехи детей и обязательно хвалите.
  5. Научить ребенка ставить перед собой цели и непременно их добиваться, не отступая перед препятствиями.

Особые высоты — порой не удел отличников. В кругу успешных людей встречают тех, кто отлично учился и кто не отличался особым рвением в учебе — бывших двоечников.  Многое обуславливается такими факторами, как:

  • удача;
  • старание;
  • ответственность;
  • деловитость.

Главное — верить в себя, а в этом поможет семья.

Любовь к детям не зависит от школьных отметок, оказывает помощь в преодолении сложностей. Пусть не пропадут даром усилия, отразятся на благополучии ребенка в будущем.

Источник: //o-kroha.com/problema-dvoyki-ili-kak-pomoch-uchitsya/

Почему ребенка могут оставить на второй год? Разбор 58 и 66 статей №273-ФЗ

Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?

Одна из идей нового закона «Об образовании» — дать возможность получить образование любому ученику вне зависимости от его способностей.

Теперь любой двоечник может переходить из класса в класс без особых проблем, главное каждый год удовлетворительно писать промежуточную аттестацию.

Но есть и исключения, о которых некоторые школы даже не знают (невнимательно читают закон). О них подробнее в статье.

Новый закон принес и новую головную боль школам и учителям, а также ученикам и их родителям — ежегодную промежуточную аттестацию по каждому предмету.

Начинают их проводить, как правило, во 2 классе (хотя могут начать уже и в первом) до 10 класса. Исключение составляют 9 и 11 классы, так как у них на носу выпускные экзамены.

Хотя и им стали подсовывать выпускные проверочные работы (ВПР), дабы добавить побольше стресса.

Получил двойку по одному предмету — не избежать «второгодничества»?

Раньше могли оставить на второй год, сейчас же переведут в следующий класс, даже если двойка не одна. Главное, чтобы оценки за промежуточную аттестацию по предметам были не ниже удовлетворительной. Иначе здесь будет работать статья 58 закона «ОБ образовании в РФ» (об читайте ниже)

Не сдал промежуточную аттестацию хоть по одному предмету — дадут второй шанс, не использовал и его — условно переведут в следующий класс. Об этом нам говорит 58 статья закона «Об образовании»

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Что значит «условный перевод в следующий класс»?

Условно  — значит учишься в следующем классе, но обязан пересдать предмет. Если по каким-то причинам не получилось — могут предложить варианты продолжения обучения —

«повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

Повторное обучение — оставляют на второй год. Но только по письменному согласию родителей. Как правило, школа не предлагает индивидуальное обучение (только если есть серьезные причины, например, ребенок не может сам посещать занятия по медицинским показаниям или состоит на учете в полиции). Но в данном случае школа не имеет право самостоятельно оставлять ребенка на второй год.

Кто точно останется на второй год?

П. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ»:

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Таким образом, если ребенок получил двойки (даже одну) по итогам года в 4,9,11 классах, то он не завершил программу определённого уровня (начального, общего, среднего образования соответственно). Такие дети, к сожалению, не могут перейти в следующий класс и будут вынуждены заново учиться в 4,9,11 классах.

Резюмируем сказанное:

Остаются на второй год те учащиеся, которые закончили 4,9,11 класс с «двойками» (даже одной).

Если по промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, то дается две попытки исправить, если не исправил — условно переводят в следующий класс. Не исправил в установленные сроки — выбери три варианта продолжения обучения (выбирают родители): второй год, индивидуальное обучение или обучение по адаптированным образовательным программам (по заключению ПМПК).

Источник: //shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/rebjonok-i-ego-problemy/chto-delat-esli-rebjonka-ostavlyayut-na-vtorojj-god

Опять двойка

Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?

Получать двойки никто не любит, а получать за них выволочку — еще меньше.

Какой ужас, — негодует Светлана, мать десятилетней Тани. — Я всегда учила ее, что ложь — хуже всего. А она стерла двойку в дневнике. Она же знает, что за ложь ей влетит гораздо больше, чем за двойку!

Проблема эта чуть ли не самая распространенная в среднем школьном возрасте. Что же делать? Прежде всего разобраться в том, что означает оценка для вас и для вашего ребенка. И что она означает на самом деле.

Кто плохой?

Для родителей пятерка в дневнике обычно значит, что знания ребенка по предмету достаточно глубоки, ребенок старается, учитель им доволен, а значит, родители все делают правильно. То есть в первую очередь это их пятерка за воспитание ребенка.

Для ребенка оценка — это оценка его личности. Пятерка значит «ты хороший». Двойка — «ты плохой». Родители часто поощряют такой взгляд на вещи.

Между тем школьная отметка очень часто не имеет отношения ни к глубине познаний, ни к степени приложенных усилий. Она просто показывает, что качество предъявленной ребенком работы соответствует или не соответствует требованиям, предъявляемым к ученическим работам.

Что стоит за оценкой?

Причины плохих оценок у всех детей разные. Кто-то испытывает трудности в восприятии учебного материала. Кто-то «не умеет учиться». Кто-то много пропустил по болезни и ничего не понял из пропущенного материала.

Ребенку может быть неинтересен предмет. Или преподаватель объясняет скучно и непонятно. Возможно, школьник не понимает, зачем вообще надо учиться. А может быть, он неорганизован и неусидчив.

Бывает, ребенок старался изо всех сил, запутался, решил неправильно, сам расстроен.

Преступление и наказание

Родители же считают, что причина у всякой двойки одна: ребенок не выполнил свои обязанности. А раз не выполнил — заслуживает наказания.

На кого-то дома кричат. Кому-то читают нотации. Кого-то даже порют. Чтобы избежать неприятностей, ребенок охотно соврет или смолчит. Некоторые копят свои двойки, чтобы один раз получить за все. Если ложь открывается, ребенок получает двойную выволочку, за двойку и за вранье. Вряд ли он в следующий раз скажет правду, скорее, постарается получше соврать.

Что делать?

Учеба — для себя. Поймите, ребенок учится для себя, а не для вас. И цель учебы — овладевать знаниями, а не радовать маму. Двойка — это свидетельство того, что какими-то знаниями ребенок еще не овладел, значит, надо разобраться в причинах и придумать, как ликвидировать пробел.

Здраво оценивайте возможности ребенка. Если ребенок медленно думает, с трудом читает, ему тяжело дается математика, не ругайте его за выстраданные тройки на фоне легких пятерок чужих детей. Не сравнивайте своего ребенка с другими — смотрите на его личный прогресс.

Дайте ребенку право на ошибку. Нельзя научиться кататься на коньках, ни разу не упав. Но если ругать за каждое падение, пропадет всякое желание учиться.

Научитесь ставить себя на место ребенка. А вы сами способны часами сидеть над тяжелой и неинтересной работой, за которую вы все равно не получите ничего, кроме выговора? Влияние родителей не должно ограничиваться выволочками и апелляцией к неведомому детям «чувству долга». В вашем арсенале должно найтись место дружескому обсуждению, помощи, элементам игры, соревновательности.

Поддерживайте в ребенке интерес к знаниям. Обсуждайте прикладное значение материала, который ребенок проходит в школе, ищите компьютерные игры по теме. Создайте дома атмосферу, где знание ассоциируется с удовольствием, а не принудиловкой и наказанием.

Не забывайте хвалить ребенка. Не считайте, что хорошая работа — это естественно. Мы хвалим малышей за любую мелочь. Но когда ребенок взрослеет, начинаем обращать внимание не на хорошее, а на плохое. На первых порах, пока ребенок только учится быть взрослым и ответственным, надо вознаграждать его, если он преодолел себя, научился доводить начатое до конца.

Внушите ребенку, что учиться — важно и интересно. Это гораздо важнее отношений с учителями и оценок в дневнике.

Если ребенок говорит, что получил двойку, это признание должно быть безопасным: если за ним последует наказание, в следующий раз, скорее всего, признания не будет. Если ребенок не стал скрывать от вас двойку, его стоит похвалить за честность и вместе выяснить, в чем причина плохой оценки.

Если вы поймали ребенка на вранье, не загоняйте его в угол. Ваша задача — не судить и карать, а наладить добрые отношения, основанные на взаимном доверии.

Когда ребенок может доверять родителям, а родители — ребенку, когда школьная отметка не символизирует успешность в жизни, тогда и врать нет никакой необходимости.

Ирина Лукьянова

Источник: //zolotou.com/statii/rolditeljam-na-zametku-83/opjat-dvojka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.