Ваш ребенок учит стихотворение

Содержание

Как выучить с ребенком стихотворение

Ваш ребенок учит стихотворение

Многие родители знают как иногда не просто выучить стихотворение с ребенком. Все дети читают стихи на утренниках, а вашему малышу стихотворения опять не дали. Ну ни как не запоминаются у него слова, а слова не складываются в строчки.

Это свидетельствует о неразвитой памяти ребенка. А без хорошей памяти в школе ну ни как не обойтись! Значит нужно срочно исправлять положение. На развитие памяти существует много игр и упражнений, но самый действенный — это заучивание наизусть стихов. А ребенок их терпеть не может и учить стихи категорически отказывается. Как же вырваться из этого замкнутого круга?

У меня есть несколько идей, буду рада если они вам помогут быстро. Все эти приемы прошли успешную практику с моим сыном и детишками в детском саду. С детьми с хорошей памятью тоже стихи учить лучше в игровой форме. Так будет веселее.

Учим стихи между делом

Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих «Вредных советах». Не нужно ничего учить, зачем это еще.

Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием . Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.

А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу». И начинаете рассказывать стихотворение.

Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.

Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.

Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.

Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.

Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход — проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.

Учим стихи играя

Мы не скажем, а покажем. 

Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.

Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.

Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели — разучивания стихотворения — нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.

Доскажи словечко.

Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать — пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.

Эхо

Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.

Ты мне, я тебе

Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.

Театр Петрушки

Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.

Общие правила разучивания стихов с дошколятами

Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.

Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:

  1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
  2. Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
  3. При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
  4. Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
  5. Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя — это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
  6. Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
  7. Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
  8. Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.

Надеюсь что мои советы помогут вам и вашему ребенку учить стихи с удовольствием. Желаю всем удачи!!!

Источник: https://podgotovichka.ru/kak-vyuchit-s-rebenkom-stixotvorenie/

Ваш ребенок учит стихотворение

Ваш ребенок учит стихотворение

Будний вечер. Час назад вы пришли с работы, прихватив по пути в магазине пару пакетов с продуктами. Наскоро сготовлен ужин, семья накормлена, все сыты, уставши и расслаблены. И тут ваш ребенок вспоминает, что сегодня ему задали в детском саду учить стихотворение. Что делать, ведь вы так устали? «О, нет!», – вырывается у вас досадный вздох.

Чувства двоятся: можно оставить все как есть, ведь на репетициях в детском саду вашему чаду будут подсказывать слова стихотворения. Но ваша материнская гордость берет верх: вы не позволите, чтобы о вас думали как о небрежной родительнице.

И вы смиренно берете листок со стихом, садитесь напротив своего малыша и начинаете медленно читать строчку за строчкой.

С чего начать

Пусть началом вашего совместного труда будет вдохновение и позитивный настрой. Не всегда хочется заниматься учебой стиха не только нам, родителям, но и нашим детям.

Однако мы, взрослые, понимаем, что заданные стишки – это не просто несерьезные задания, придуманные для того, чтобы разнообразить программу утренника. Все это – начало большого пути наших пока еще маленьких детей.

В этот момент они учатся ставить цель и достигать ее, брать на себя ответственность (хотя и под нашим присмотром), доводить начатое до конца.

Если ваш ребенок проявляет нежелание, не спешите раздражаться и ругать его. Просто обратите внимание на его настроение. Если малыш бунтует, попробуйте дать ему стимул к учебе стихотворения.

Включите видео прошлых утренников, где дети, а может, и ваш ребенок, рассказывают стихи. Найдите в интернете записи детских праздников и выступающих малышей. Посмотрите эти видео вместе с вашим чадом.

Пусть он вспомнит, как весело бывает на утренниках, почувствует дух праздника.

Когда вы посмотрите видео, можно достать фотографии вашей семьи и найти те из них, на которых изображены вы в детском возрасте, или ваши родственники, рассказывающие стихи или выступающие на публике. Покажите эти снимки малышу, расскажите, кто изображен на них и где выступают эти ребята.

Рассказывает Марина, 31 год:
«Когда мы бываем на праздниках со своей четырехлетней дочерью, ее всегда впечатляют выступления детей. Ей хочется тоже выйти на сцену и спеть песенку, рассказать стих.

Поэтому, когда она начинает дома проявлять нежелание учить стихотворение для утренника, мне стоит просто напомнить ей о том, что на празднике будут выступать другие дети, а моей малышке придется сидеть и просто наблюдать за всеми.

Тот факт, что она будет «вне программы», если не подготовит свой номер, ее очень хорошо стимулирует для разучивания песенок и стишков».

Однако не каждого ребенка может заинтересовать мысль о публичном выступлении. Если это не ваш вариант, попробуйте метод поощрения.

Поощрять можно разными способами. Можно, например, приурочить обычный просмотр мультфильма к заучиванию стиха. Вы предлагаете малышу выучить одно четверостишье, и только после этого разрешаете ему включить любимое видео.

Еще один способ поощрения – сюрприз за выученный стих, или конфетка за каждое четверостишье. Вы знаете своего ребенка, его наклонности и то, что может заинтересовать его.

Поэтому будьте наблюдательны и замечайте, что может помочь вам и вашему чаду в таком нелегком деле, как учеба.

Светлана, 27 лет:
«Для моего сына, которому пять лет, очень легко найти стимул что-то сделать.

Стоит только сказать ему, например: «Пойдем гулять только после собранных игрушек», и он как можно быстрее старается выполнить задание, чтобы не тратить на нелюбимое дело много времени. То же самое и с учебой стихов.

Если я говорю, что его ждет приз, если он выучит стихотворение за 2 дня и расскажет мне его без запинки, он тут же начинает усердно заниматься и повторять стишок даже во время игр».

Не забывайте хвалить малыша даже за самое небольшое достижение и продвижение к цели. Это важно делать на каждом этапе и при любом способе заучивания стихотворения.

Стимулируя и поощряя ребенка, не забывайте о таком важном методе, как внушение.

Дети – существа ведомые, и если их родители не возьмут в свои руки процесс направления сознания в нужное русло, вскоре это сделает кто-то другой (друзья, СМИ и т.п.).

Внушение – это не деспотичное втолковывание своего мнения, а здравое наставление ребенка. Внушением его можно назвать потому, что некоторые вещи стоит повторять периодически, т.к. многие ваши идеи могут быстро забыться малышом.

Говорите ребенку, что учеба – это труд, это всегда нелегко, но важно. Рассказывайте, для чего вы заучиваете стих, почему хотите, чтобы малыш старался. Помните, что чувство ответственности не берется из ниоткуда, оно закладывается с детства и ваш долг – помочь развиться этому качеству в вашем ребенке.

Как сделать процесс интересным

Постарайтесь в процессе заучивания стиха с малышом избегать скучных методов. Знайте, что у детей память гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Используйте это качество в ваших занятиях с ребенком.

Для начала, чтобы ознакомить малыша со смыслом стиха, с его ритмом, рифмой и размером, прочитайте его вслух несколько раз, не заостряя на нем внимание вашего чада.

Пусть ребенок играет в машинки, а вы, сидя рядышком, просто, как сказку, читайте ему стихотворение. Возможно, вам будет несложно самой выучить это произведение.

Попробуйте это сделать, так, чтобы ребенок, занимаясь своими делами, слышал вас. Если у вас получилось – считайте, что полпути уже пройдено.

Анастасия, 33 года:
«Недавно я с удивлением обнаружила, что мой трехлетний Ванечка рассказывает подряд несколько стихов, которые мы ни разу не учили с ним.

Бабушка подарила моему сыну книжку со стихами, в которой встроено аудиовоспроизведение содержания книги. Стоит нажать на кнопку, и в музыкальном оформлении звучат стих за стихом.

Несколько дней послушав такую книгу, Ваня, играючи, выучил немалый для его возраста объем».

Когда вы будете уверены, что ваше чадо уже не один раз прослушало стихотворение, попробуйте разыграть амнезию: «забудьте» часть стиха и попросите малыша напомнить вам ее. Если ребенок не смог вам помочь, попробуйте еще несколько раз при нем прочитать стих. Можно поиграть в игру: вы произносите начало строчки, а малыш – ее продолжение.

Легче и вам и малышу будет запомнить произведение, если вы попытаетесь для каждой строчки или четверостишья (особенно, для сложных моментов) придумать свою ассоциацию. Можно даже нарисовать ее. Как это сделать? Возьмем, к примеру, стих Агнии Барто «Кораблик»:

Матросская шапка,Веревка в руке,Тяну я корабликПо быстрой реке,И скачут лягушкиЗа мной по пятамИ просят меня:

– Прокати, капитан!

Опишите своими словами, а чтобы ребенку было интересно – нарисуйте, что за чем следует в этом произведении. Вначале идет описание одежды: шапка на мальчике, затем опускаемся ниже: веревка в руке, к которой привязан кораблик, плывущий по реке. Рисуйте и проговаривайте стих.

Вашему ребенку понравится такой способ заучивания. Затем изображаете лягушек, скачущих за мальчиком в матросской шапке.

Рассказав стих по таким картинкам несколько раз подряд, вы дадите возможность вашему малышу использовать сразу два вида памяти: слуховую и зрительную, чем облегчите и ускорите процесс запоминания.

Еще одним способом, облегчающим заучивание, будет изображение того, о чем говорится в стихе. То же произведение Агнии Барто можно не только нарисовать, но и обыграть. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял за вами каждое движение, запомнив, что за чем. Вот, как это может выглядеть. «Матросская шапка» – руку положить на голову.

«Веревка в руке» – другую руку отвести в сторону и изобразить, что вы держите в руке веревку. «Тяну я кораблик» – продолжаете «держать веревку» и начинаете идти. «По быстрой реке» – изобразить рукой волны. И так далее. Таким образом, изучение стиха вы можете превратить в увлекательную игру.

Это ценное время для вас и малыша, которое вы можете провести с двойной пользой: общаясь и одновременно заучивая стих.

Некоторым, особенно музыкально одаренным детям, легче запоминаются стихотворения, если их не рассказывать, а пропевать. Попробуйте придумать несложную мелодию (а может, подойдет и мотив какой-нибудь известной песни) на заданный стих. Напевайте вашу новую песенку, четко произнося слова, и вы заметите, как быстро подхватит ее ваш ребенок.

Качество выученного стиха

Все мы понимаем, что зазубрить слова стихотворения – это еще не все. Необходимо рассказать его качественно: с чувством, с толком, с расстановкой, попросту говоря – с выражением. Не удовлетворяйтесь монотонно звучащими фразами. Покажите малышу, как придать настроение стихотворению.

Большей частью дети перенимают манеру рассказывать стихи у взрослых. Поэтому будьте внимательны и следите за тем, чтобы ваша интонация была всегда оправдана смыслом произведения.

Старайтесь не менять выражения при повторном прочтении стиха.

Там, где вы делали смысловую паузу, делайте ее постоянно, тот фрагмент, что вы прочитали громче остального текста, читайте громче постоянно, чтобы ребенку легче было запомнить, с каким выражением рассказывать данный стих.

Оценка родителям

Не стоит от ребенка-дошкольника требовать большой ответственности. Она придет со временем, а зависит она от нас, родителей. От того, как мы будем относиться к ребенку и заданиям, данным ему в детском саду, студии или дома, сколько мы будем времени уделять этому, и с каким усердием будем посвящать себя на это.

Можно сказать и так: «Ребенок не выучил стих на утренник в детский сад – двойка родителям», потому что вся ответственность за этот процесс лежит на наших плечах.

Если вы добросовестно прививаете своему малышу все необходимые качества, со временем вы сможете постепенно отстраняться от полного участия в процессе учебы. Вам необходимо будет просто «проверять обстановку» – справляться о заданиях и о качестве их выполнения.

То, что вы прививаете своим еще маленьким детям, станет очень важным для них в будущем. Все, что вы закладываете или не закладываете в них сейчас, будет постоянно давать свои плоды.

Изучение стихов – это один из способов тренировки памяти, интеллектуального обогащения. Умение без ужимок выступить на публике – важная составляющая целостной личности. Способность изобразить на бумаге или в движении то, что услышал – признак эрудированного и многосторонне развитого человека.

Все эти навыки пригодятся вашему ребенку не только в школе или институте. Это будет влиять на всю его жизнь, на его отношения с окружающими, на его подход к делу.

Немного нашего внимания, наших сил, нашего времени, и ребенок скажет нам «спасибо» за то, что научили его не плыть по течению, пасуя перед трудностями, и вселили веру в свои силы, показали, что он способен на многое.

Наталья Ворожцова

Источник: http://www.materinstvo.ru

Источник: http://rodnulya.ru/?p=705

Как быстро выучить стихи

Ваш ребенок учит стихотворение

Здравствуйте уважаемые посетители блога!
Наверно все помнят со школы “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…” или например, “Мой дядя самых честных правил…”.

Как ходили, учили, повторяли строчку за строчкой, а потом боялись забыть у доски порядок слов, порою таких непонятных, исчезнувших из нашего обихода.

В этой статье я вам расскажу, что делать, если ваш ребенок плохо учит стихи.

Причины проблемы

Это очень распространенная проблема — очень сложно, порой невозможно, выучить стихотворение ребенку с речевыми проблемами. И дело даже не в том, что ему трудно выговорить слова, хотя такое тоже бывает. Он не может запомнить порядок слов, поэтому надо быть готовыми к тому, что ребенок будет пересказывать его своими словами, такой «белый стих».

Это происходит, потому что у таких детей часто нарушен темп и ритм речи. Они его просто не чувствуют, потому что им часто не понятен смысл некоторых слов и выражений.

Поэтому надо сначала побеседовать на тему, о которой идет речь в стихе и провести словарную работу. Такие дети не чувствуют рифму, потому что у них плохо развит фонематический слух. С интонацией тоже обстоит не лучшим образом.

Дети рассказывают монотонно, бу-бу-бу, не повышая и не понижая тона, порой плохо открывая рот.

С такой техникой можно не узнать даже самое известной стихотворение. Поэтому все логопедические проблемы желательно исправлять до школы. При разучивании стихов начинают вылезать все недочеты и промахи.

Но приходится работать с тем, что есть. Даже взрослые артисты и телеведущие всю жизнь работают над своей дикцией. И многие их приемы и методы подойдут и детям, только надо подавать их в игровой форме.

Словарная работа

Предстоит работать по двум фронтам, по внешней форме, что бы стих звучал четко, понятно, выделялись интонационно нужные слова, соблюдались паузы и окружающим было понятно, о чем это стихотворение и отношение к его содержанию самого рассказчика. Но не надо забывать и о внутренней работе, над смыслом, ребенок должен знать, о чем идет речь, значение каждого слова, каждой фразы ему должно быть понятно и близко.

Прежде всего нужно провести с ребенком беседу на тему, которая близка к тому, о чем идет речь в стихотворении. Например, надо выучить стих о весне. Значит надо выяснить, знает ли малыш, чем это время года отличается от других, как понять, что она наступила? Посмотреть картинки, на которых изображена весна, что делают дети, взрослые? Какие изменения в природе, в жизни животных и птиц?

Желательно найти картинку, которая отображает весь текст либо несколько,разложив их в определенном порядке.

Затем рассказываете стих и просите показать те или иные события, которые иллюстрируются в картинке, например, “…растаял снег, бегут ручьи…” или “…на дворе звенит капель…скоро выйдут муравьи…

стали птицы песни петь…”. Это опора на зрительный анализатор. Также помогут опорные слова.

Опорные слова

Если ребенок умеет читать, то можно сопроводить картинки надписями: капель, ручьи, лужи, муравьи… Или двумя словами: пробирается медведь, расцвел подснежник.

У детей должны сложиться яркие поэтические образы, потому что в этом и есть смысл поэзии, вызывать яркие чувства, положительный настрой. Забываем на время, что весной грязь, что часто портиться погода, холодный ветер сочетается ярким солнцем.

Мы радуемся, что наконец-то уходят холода и впереди нас ждет лето — маленькая жизнь.

Восприятие рифмы

Многие дети не понимают, что такое рифма. Они не чувствуют, что у слов “муха” и ”сухо” — одинаковое окончание. Над этим надо поработать, очень хорошо здесь помогают чистоговорки.

Это такие маленькие стишки, когда произносится несколько раз последний слог, а затем слово, которое на него оканчивается: “да да да холодная вода”, “ду ду ду я к тебе иду”. Сначала повторяете несколько раз эти строчки, затем говорите “да да да …

” и ждете, что скажет малыш, если “я к тебе иду” ясно, что проблема очень сильно запущена и надо над ней поработать.

Правильное дыхание

Кроме этого не надо забывать и о внешней подаче, следовательно надо поработать над произношением.

Хорошо ли он открывает рот, хватает ли ему воздуха, умеет ли он произнести фразу без втягивания воздуха сквозь зубы, это очень портит впечатление. Учимся распределять набранный в легкие воздух.

Если надо ставим правильное диафрагмальное дыхание, когда воздух набирается носом, а выдыхается ртом. Работа дыхательных мышц распределяется равномерно между грудным и брюшным дыханием.

Рот должен открываться достаточно широко, и безусловно, у каждого гласного звука есть свое положение губ. Кроме того, надо четко выделять ударный звук, не должно быть скандированного завывающего проговаривания.

Во фразе выделяется повышением тона и громкостью слово, на которое делается смысловая нагрузка. Голос и тон должны играть, то повышаться, то понижаться. Можно показывать руками, в какихслучаях надо выделить какое-то слово.

Малыш сам может взмахнуть рукой в нужных местах.

Фонетическая ритмика

Безусловно, здесь может помочь фонетическая ритмика, когда каждое слово или звук сопровождается движением рук. Они задают темп и ритмический рисунок, как бы дирижируя себе. Ребенок может дополнять текст мимикой и жестами.

При чем сначала жесты более широкие и резкие, по мере заучивания текста становятся более плавными и менее заметными. Поэтому не надо бояться, что малыш будет рассказывать стихотворение размахивая руками и все будут смеяться над ним.

Постепенно все движения останутся на уровне еле заметных движений кончиков пальцев. Согласитесь, это намного лучше, когда дети начинают заворачивать края одежды, грызть уголки воротников, жевать волосы и чесаться. Все эти жесты сигнализируют о большом уровне стресса, неуверенности в себе и страхе быть не успешными.

Не надо забывать, что заучивание стихов является хорошей тренировкой памяти. В жизни приходится много чего учить и запоминать, поэтому можно отработать эти навыки на стихотворном материале.

Также опыт выступления на публике всегда может пригодится. Как держать себя и подавать с выгодной стороны? Этот навык тоже вырабатывается в глубоком детстве.

Его успешность остается глубоко внутри на бессознательном уровне.

Источник: https://marilina.ru/kak-bystro-vyuchit-stixi/

Ребенок плохо запоминает стихи — как помочь ребёнку запоминать

Ваш ребенок учит стихотворение

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

Кстати!  Вы слыхали когда-нибудь о том, что память  — тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых,  полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том,  как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.

как помочь ребенку запоминать

Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.

А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 %  такого стиха состоит из слов и выражений, значение  которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…

Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это —  нарисовать!

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1.  Главное для начала правильно определить, так скажем, —  масштаб бедствия. То есть — понять, что именно не запоминается у ребёнка?  Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово — будем рисовать детальный конспект с масштабом  1 слово: 1 пиктограмма .

    Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.

  2. Рисуем. Важный момент — мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово.

      Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.

  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок.

    Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся  в памяти

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём,  например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):

Что тут сразу хочу заметить.

  1. На самом деле – так стараться не надо. В большой статье имеется фото честного рабочего  примера рисования стишков. Мы так учили.  Вы же не хотите победить в конкурсе юных художников, вы хотите быстро выучить стих.
  2. Для каждого слова (или для каждой фразы. Если стих очень длинный, такой вариант — предпочтительней) вам надо придумать визуальную ассоциацию. При этом, если стих учите не вы а ребёнок,  — это должна быть его ассоциация.
  3. Если слова или фразы повторяются, значит — повторяется картинка. В этом примере у нас повторяется первое слово в каждой строке — «кто», потому картинка для него… Хм… Одинаковая. Ага ))).

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Кто?

Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».

На

Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке

Источник: http://IrinaRoslova.ru/rebenok-ploxo-zapominaet-stixi-kak-pomoch-rebyonku-zapominat

Ребенок учит стих

Ваш ребенок учит стихотворение

Ребенок учит стих довольно часто. Но  не все дети справляются.

Есть дети, которым  учить стихи легко, а есть и такие  дети, которые, в силу своих физиологических  особенностей, учат стих с трудом.

Что только ребенок  не предпринимает, помогая себе учить стих!  Есть дети,  которые, почему-то,  учат стихи, стоя на голове. А есть дети, которые, учат стих, качаясь в такт стихотворению. Некоторым  учить стихи помогает скандирование.

  Кому-то помогает учить  написание стиха  по памяти, а потом учить  места, которые не вспоминаются с первого раза. Многие  подключают к процессу маму: сначала она читает все четные строчки, а ребенок  учит нечетные, а потом наоборот.

В общем, помочь ребенку учить стихи – прекрасная затея,  и взрослым это тоже полезно.

Мало кто  понимает, что учить стихи не просто. И  часто  всё  сваливается на школу, которая “ничему не учит”. А то и ещё хуже – “мой ребенок тупой”. 

Как-то в сети ходила ссылка на ролик,  где ребенок учит стих Травка зеленеет, солнышко блестит.  Он никак не может сдвинуться со второй строчки  и, наконец, разражается матом, проклиная училку,  которая трудное  задает.

Комментаторы изощрялись  в остроумии – кто по поводу самого ребенка,  кто – новых обучающих стандартов образования.  Но  никто не предлагал пути решения проблемы.

Помочь ребенку учить  стихи – задача непростая!  Однако, она решаемая.
Попробуем рассуждать по порядку.

Зачем  вообще учить стихи?

Не только ребенок,  но и многие взрослые  не понимают, зачем надо учить стихи.  Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания  – это «тренировка памяти».

Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно,  не только тем, что учить стихи.  Тогда  зачем еще?

Посмотрим, как на этот вопрос отвечает психолог. 

Тренировка памяти  – безусловно,  на первом месте.
    Но есть такое понятие как встроенный эстетический стандарт. Когда  ребенок учит хорошие  стихи – это встраивает в их  психологию  потребность  к высоким стихотворным произведениям.  У ребёнка  вырабатывается  хороший вкус и привычка  к хорошим стихам.

Учить классические стихи – идти по пути к расширению границ понимания мира.

Любое классическое произведение  несет в себе авторское   восприятие окружающего мира,  которое не только  не уничижает  личное восприятие,  но обогащает его.  Например, выходишь  купаться на море.  Радуешься морю, солнцу, теплым волнам, синеве.

И этому ничуть не мешает “парус одинокий”,  и  «зыбь ты великая, зыбь ты морская”. Это только добавляет новое измерение, в котором  ты  с морем существуешь.

  Так привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей, заполняя свой внутренний мир  прекрасным.

Мозг человека   гораздо совершеннее компьютера. Он может хранить множество информации.  Поэтому,  лучше загружать  свой  мозг проверенными  временем шедеврами,  а не сиюминутным  мусором. 

Когда ребенок учит стихи, он  становится,  как бы, соавтором поэта. Сопереживает его мыслям и чувствам,  учится пониманию смысла произведения.
Стих  нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

И  декламировать стихи  надо по- разному.  Есть  стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко.  Например, стихи Маяковского.  Их надо читать  во весь голос,  громко и свободно.    
     Стихи  Ахматовой  надо  читать звучно, царственно, — так, чтобы было слышно даже на последнем ряду, но при  этом, не напрягая голоса.

То есть при  заучивании стихов, необходимо и  актерское мастерство, чему тоже надо научиться.  Учить поэтические произведения – вклад в эстетическое  развитие  ребёнка.

Но вернемся  к   ребенку  на видео, который  никак не мог выучить стих.  Очень может быть, что у  него есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи. Это  может  быть, например, непонимание на слух, или проблема памяти.

Когда ребенок  учит стих, он не чувствует поэтического ритма стиха, сбивается с него, все время ломает строку. А помочь ему, видно, некому.      Такое редко бывает с детьми, которым с раннего детства пели песни и читали стихи.     

    Особенно полезны  для развития  у ребёнка чувства стихотворной строки произведения  Чуковского.

  Они   отличаются необыкновенной стиховой энергией и разнообразием!

Даже есть мнение, что  если  малышу с самого раннего детства  читать произведения Чуковского,  ребёнок   вырастает, уже пропитанный стихотворными ритмами,  и потом  стихи легко воспринимаются и ребенок их легко учит.

К сожалению, бывает и стиховая глухота. Ребенок, когда учит длинные стихи, часто забывает отдельные слова.

   Одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», другие – выбрасывают забытое слово, переставляют и, кажется,  совсем не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи».

В этих случаях, когда вы помогаете учить, обязательно нужно обращать внимание на ритм стиха:  отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи.

Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать.

Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже, отсутствие  рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно».

    Чтобы помочь ребенку быстро и правильно учить стих, взрослый должен доступным языком рассказать о том, что в старину русские люди говорили несколько иначе, чем теперь, и русский язык отличался от современного.

Одна  из серьёзнейших  проблем  при заучивании стихов – это трудности понимания стихотворного произведения.
Например, с первой строчкой  стиха – «травка зеленеет, солнышко блестит» –  ребенку все понятно.

А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» — уже проблема.  Что такое «сени»? Ваш городской  ребенок знает, что это такое?   Или   отвлечённый образ  стиха «Лететь с весною». Ребенок мыслит конкретно.  Вполне может быть, что для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может,  где уж тут учить.

Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо обсудить с ним  картинку.  Ведь,   когда она есть  в голове,  учить стих гораздо легче. Тем более что словарный запас у ребенка ограничен.

Травка зеленеет, солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит…
Где же эти сени, и как это, “с весной”,
Ласточка летает, возвратясь  домой…

Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно.

Задали учить стих «Бородино». Это о чем? 

Один знакомый ребенок смог учить этот стих только после того, как родители  вычертили карту и разыграли  сражение с солдатиками.  Только тогда ребёнок  смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»

Ещё, знаменитые строчки стиха:

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…

Ребенок читает слово “вечор” с такой интонацией, как будто это чье-то имя!
Объясните ребенку, что это, по старому, “вчера”.  Тогда учить  стих он будет правильно.

В рассказе Виктора Голявкина  «Крути,  снежные, вертя»,  главный герой  так учил стих «Буря мглою небо кроет», что доучился  до  «Утро воет небо могилою».

Так что, если ребенок не понял объяснения учителя в школе, родителям нужно проявить терпение и  помочь учить стих.

Важный  момент  при  заучивании стиха– правильная постановка смысловых пауз.

  Яркий пример – строчки  из стихотворения  А. Пушкина:

На красных лапках гусь тяжелый,
Ступая, бережно, на лед,
Скользит и падает. Веселый
Мелькает, вьется первый снег…

Как мы видим, слова “скользит и падает” и “веселый”, находятся на одной строчке. И дети,  как правило,  делают одну и ту же  ошибку:«Веселый» – это  у них, – гусь! А “Мелькает, вьется..” начинают, как новое предложение. И так учат!

Учитель на уроке разбирает этот момент.  А  родители  должны  проконтролировать чтение  дома,  чтобы ребёнок  стал учить стих правильно. 

 Педагоги  рекомендуют,  что лучше учить стихи с книжкой в руках, потому что, когда ребенок пытается учить на слух, возможны проблемы с интерпретацией – не расслышал слово, не уловил строчку и заучивание стиха осложняется.

 Более того, даже когда все слова понятны, важно, чтобы в голове ребенка складывался образ, картинка! Ребенок учит слова, но если не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Если нет зрительного образа,  как учить стих?
Поэтому, интересуйтесь у ребенка, что он видит.

 Не секрет, что нередко ребёнок “вспоминает”о том, что надо учить стих,  уже перед сном.  Тогда  учить стих поможет, прием с жестами. «Смотри ж» — смотрим в бинокль, «да что» — разводим руками. «Моей судьбой» — прижимаем руку к груди.  Подсказывающие жесты помогают учить стих.

 Свойства памяти у всех разные.

У одних детей лучше развита зрительная память и  ребенку  легче учитьстихи, заглядывая в книгу.  У  других  более развита  слуховая.  И когда учите с ребенком стихи, к каждому надо находить  свой, индивидуальный подход. 

Очень может быть, что у того ребенка на видео есть реальные психофизические проблемы, которые мешают ему учить стихи, а не низкий культурный уровень  в семье, усталость и отсутствие мотивации.  Может быть,нарушение понимания на слух, или проблема памяти.

К сожалению,  невежество родителей  ребенка, приводит  к отсутствию  должной помощи специалиста.
И, как следствие,  получается то, что мы видим на видео.

Не нужно паниковать, если вашему ребенку будет предложена помощь  коррекционного педагога, логопеда, психолога. Если вы понимаете, что сами помочь ребенку не в состоянии, то вместо позитивного  совместного процесса учить стих, это будет оборачиваться  тоской, истязанием и дворовой  бранью  в детских устах.

    Итак,  делаем выводы:

Зачем ребенку учить стихи? Стих развивает память и речь, формирует у ребенка чувство ритма и стиля,  развивают  логическое мышление. 

Запомните правила, как учить стихи:

 – Учить стихи с ребенком нужно как можно раньше, практически с рождения.  

 – Ребенок должен знать, зачем он учит стихи. Бесполезно объяснять ребенку, что учить поэзию,  это прекрасно.  Учите стихи к приезду бабушки,  или для Деда Мороза!Пусть учит стихи маме к 8 Марта и папе, – к 23 Февраля.

Маленькому ребенку  всегда нужна мотивация. 

 – Чтобы учить стихи ребенку было как можно легче, определите, какой вид памяти у него больше развит. Если ребенок  хорошо запоминает зрительные образы (чаще всего именно так и бывает), нарисуйте вместе картинки  к тексту стиха.

  Учите с картинкой! Или, играйте:  если стих про зайчика,  учите стих вместе с зайчиком! – Обязательно объясняйте ребенку смысл стихотворения и все непонятные слова и обороты. 
  Если нужно учить длинное стихотворение, разбейте его на логические небольшие части.

      Учите каждую по отдельности, постепенно, соединив все вместе.

Удачи вам и позитивного настроения! Не бойтесь учить с ребенком стихи! Надеемся, статья “Ребенок учит стих” была вам полезной!

По материалам www.oneoflady.com

Другие материалы:

 Чтобы из ребенка не выросла жадина

Источник: https://vynderkind.ru/sprosi_u/rebenok_uchit_stix

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.