Выходные с детьми: Детская железная дорога в Новомосковске

Содержание

Детская железная дорога в Новомосковске

Выходные с детьми: Детская железная дорога в Новомосковске

Знаете ли вы о существовании такого детского образовательного учреждения, как «Детская железная дорога»? Долгое время мы считали, что ДЖД в России и странах СНГ это просто развлекательные аттракционы для детей, но решив копнуть глубже, обнаружили, что это свой особенный и очень интересный мир.

Дети в возрасте от 8 до 15 лет учатся в таких «школах» на различные железнодорожные специальности: машинистов, проводников, обходчиков путей, работников вокзалов и многие другие. Практически вся работа по обслуживанию подвижного состава и станций лежит на плечах юных железнодорожников.

 В летний период на участке специальной узкоколейной железнодорожной линии проходят практические занятия, а в остальное время юные железнодорожники учат теорию.

На детской железной дороге все как у взрослых – по возможности здесь используется такое же оборудование, вся техника безопасности соблюдается так же тщательно, как и на железных дорогах общего пользования.

Иногда к детским железным дорогам ошибочно относят аттракционы в парках, но они устроены лишь для развлечения и не несут в себе никакой образовательной функции, в отличие от ДЖД. Первая детская железная дорога появилась в 1932 году, но тогда она предназначалась скорее для развлечения.

К концу 30х годов ее закрыли, а потом и вовсе забросили. В 1935 году аналогичная дорога появилась в Тифлисе (Тбилиси), и именно ее принято считать первой детской железной дорогой.

Первая ДЖД в СССР появилась в Красноярске, а затем эту эстафету подхватили многие города союза и детские железные дороги появились почти во всех столицах союзных республик, а также в крупных городах.

К середине 1980х годов на территории СССР было открыто 52 детских железных дороги, почти все они находились под юрисдикцией Министерства Путей Сообщения.

Пример Советского Союза оказался заразителен, и ДЖД появились в Болгарии, Венгрии, Китае, ГДР, Чехословакии и даже на Кубе! Если в СССР финансирование осуществлялось из государственных средств, то зарубежные страны не могли себе этого позволить, поэтому там эти дороги проработали 10-15 лет и были упразднены и после распада Советского Союза большинство ДЖД были закрыты.

Сейчас детские железные дороги можно видеть лишь в Минске и некоторых городах Украины, в России все ДЖД действуют по настоящее время. По состоянию на 2014 год их 25 и проектируются новые, в 2011 году детская эелезная дорога появилась в Санкт-Петербурге.

К сожалению, в Москве своей ДЖД пока нет, а ближайшая к столице находится в 40 км от нее, в поселке Кратово.

Хотя стоит отметить, что в 30х годах рассматривался грандиозный проект Московской Детской железной дороги, которая должна была находиться в Измайловском парке и иметь две линии 8 и 12 км длиной.

Проект был принят и утвержден 20 июня 1941 года, но осуществлению планов помешала Великая Отечественная война. Самой длинной детской железной дорогой считается ДЖД в городе Свободный Амурской области, ее длина 11.6 км, а самая короткая – в Красноярске, длиной всего 1.6 км.

Мы несколько раз пробовали прокатиться на детской железной дороге в Минске, но так как она работает лишь в летний период, наши графики никак не совпадали. Это конечно огорчало, но не так сильно, ведь в Минске всегда найдется, что посмотреть.

Источник: //poznamka.ru/russia/detskaya-zheleznaya-doroga-v-novomoskovske

Тульская детская железная дорога

Выходные с детьми: Детская железная дорога в Новомосковске

Тульская детская железная дорога находится в городе Новомосковске Тульской области. Накануне открытия очередного сезона движения поездов самое время рассказать о ней подробно.

Координаты (вокзал): 54.014819, 38.279727

Дата съёмки: 30 августа 2018 года
Адрес: Новомосковск, ул. Бережного, 1а.

Тульская детская железная дорога и детский парк

Тульская детская железная дорога расположена в самом центре города, в пяти минутах ходьбы от железнодорожной и автобусной станций. Движение поездов осуществляется с 1 мая по 15 сентября. Наиболее полную информацию о днях работы, расписании поездов и цене билетов можно узнать здесь >>>.

Путевое кольцо опоясывают по периметру большой детский парк, в котором тоже есть на что посмотреть. Поэтому я в этой статье расскажу не только об объектах и памятниках железной дороги, но и о некоторых интересных, на мой взгляд, местах в парке.

Тем более что в ряде случаев разделить железную дорогу и парк просто невозможно.

А поскольку Тульская детская железная дорога была первым объектом, на который я отправился, приехав в Новомосковск, свой рассказ я начну прямо от автовокзала.

Тульская детская железная дорога: исток Дона

Если мы приехали в Новомосковск на поезде или автобусе, выйдя из здания вокзала мы окажемся на пересечении улиц Мира, Гвардейской и Комсомольской. Проходим мимо композиции «Я люблю Новомосковск» по нечётной стороне Комсомольской и через два дома оказываемся у входа в парк.

Мимо пройти невозможно. Если клумба-павлин и не особенно приметна,

то скульптурная группа «Дон и Шат» прямо таки бросается в глаза.

Углубившись на сотню шагов в парк мы увидим большой камень с высеченной надписью «Исток р. Дон». Помимо неё, камень украшен автографами влюблённых горожан. Возможно, такой демонстрации чувств способствует близость Аллеи невест.

Из вмурованной в основание камня трубы вытекает струя воды, превращающаяся в небольшой ручеёк. В летнюю жару в нём обожают освежаться голуби.

Официально это место считается истоком реки Дон, хотя есть веские доводы сомневаться, так ли это на самом деле. Очень интересную статью о реальных истоках Дона можно прочитать здесь >>> (автор своими ногами прошёл вдоль ручья-истока и сделал множество фото). Заодно из неё можно узнать, кто такие Дон и Шат.

Уже от камня с истоком Дона за деревьями проглядывают контуры станции «Исток Дона». Ручеёк утекает вглубь парка через трубу под железнодорожными путями. Через водную преграду перекинут мостик, судя по гирляндам замков — мост влюблённых.

Замки висят не только на перилах моста, но и на древообразных конструкциях из металлических труб и даже на фонарных столбах на двухметровой высоте. А за мостом начинается Аллея невест, вдоль которой супружескими парами высажены персональные деревья.

По аллее мы сейчас не пойдем, тем более что перед нами первый железнодорожный объект: платформа «Исток Дона». Построена она была в 2010 году, во время реконструкции железной дороги. Поезд прибывает на платформу с севера и уходит на юг, красиво скрываясь за поворотом.

Дожидаемся зелёного сигнала светофора, переходим железнодорожные пути и топаем вглубь парка.

По тропинке вдоль берега ручья-истока Дона, мимо детской площадки и городка аттракционов, доходим до первого пруда.

Если сейчас свернуть вправо, то за переездом через пути будет станция «Берёзки».

Тульская детская железная дорога: богатыри и пушки-игрушки

Но я предлагаю сначала обойти первый пруд, поэтому мы сворачиваем налево и по мостику переходим через ручей-Дон.

Если глянуть с моста вниз, в заводи можно заметить крокодила. Голуби его не боятся.

Прямо перед нами кафе «Тигра». Рядом с ним указатель с расстояниями до летней эстрады, панда-парка, Парижа, Праги и Зугдиди.

Напротив кафе миниатюрный сказочный городок с замками и ветряной мельницей.

Лестницу на веранду охраняет пара львов, а на газоне по периметру гнездятся гномы, улитки, медведи и маленькая Баба-Яга.

Оставляем кафе за спиной и движемся вдоль пруда. Перед мостом, разделяющим первый и второй пруд, прямо из воды выходят богатыри. Не в чешуе как жар горя и не тридцать три, но всё равно красиво.

Мост с двух сторон охраняют две бутафорские пушки по имени Иван и Шат.

Имена отлиты большими буквами на пушечных стволах. А теперь возвращаемся к переезду и начинаем осмотр главной цели путешествия — детской железной дороги.

Тульская детская железная дорога: станция «Берёзки»

Возвращаемся к переезду у станции «Берёзки».

Справа от нас — пост №2 со стрелочным переводом (марки 1/9), слева станционные пути.

Поезд неспеша выползает из-за поворота, проходит стрелку и замирает у пассажирской платформы.

Переходим через пути. Справа у дорожки камень с памятной табличкой о присвоении детскому парку в 2010 году имени Дмитрия Оники, директора комбината «Москвауголь». Тульская детская железная дорога была построена в Новомосковске (тогда ещё Сталиногорске) в 1953 году именно по его инициативе.

У входа на станцию всех встречает весёлый гном.

Рядом с ним ещё один камень — под ним капсула с посланием потомкам от юных железнодорожников из 1979 года.

Станция «Берёзки» — главная на этой дороге. Здесь находится касса и информационное табло,

а на площади установлены необычные часы.

Именно от станции «Берёзки» поезд отправляется и сюда же возвращается. На других станциях остановок может и не быть. Но мы пока кататься не поедем, а пойдём посмотрим на локомотивы-памятники.

Тульская детская железная дорога: паровоз-дедушка и паровоз-правнук

Перед входом в здание управления дороги находится копия паровоза Черепановых. Такие паровозы делают в мастерских депо Узловая, и в Тульской области установлено уже несколько экземпляров. Я видел два — в Узловой и Венёве. Отличительная особенность «узловских» макетов паровоза Черепановых — соединительная тяга колёс, которой у настоящего паровоза не было.

Кроме паровоза, на площади есть несколько скульптур для любителей пофотографироваться: Маша и Медведь, лошадка с повозкой.

Особенно впечатляет Волк-стиляга, повстречавший Красную Шапочку. Яркие штаны, галстук-бабочка и перстень с черепом на лапе.

Чтобы увидеть второй паровоз, нужно пройти вдоль здания управления параллельно платформе немного вперёд. Вот он, спрятался за деревьями. Вдали виднеются здания депо, туда мы отправимся чуть позже.

А пока давайте оглянемся вокруг. С торца здание управления охраняет богатырь с мечом.

Рядом колодец, возможно с живой водой. На пеньки можно присесть и отдохнуть.

Пеньком прикинулся и Старичок-лесовичок. Он так замаскировался среди деревьев, что заметит его только самый внимательный.

Царь-Кащей, опираясь на кривой меч, сторожит сундучок. Уж не со своей ли смертью?

Самая колоритная на мой взгляд скульптура во всём парке — Баба-Яга. Старушка с помелом сидит в ступе, рядом жмурится серый котик (то ли Кот Баюн, то ли Кот-Коток Серенький Лобок).

Последний персонаж на этой площадке — весёлый повар у входа в столовую для сотрудников дороги.

А вот наконец-то и второй паровоз во всей красе. Грузовой Эр 787-75 установлен здесь в качестве памятника в 2012 году. Данный экземпляр выпущен в 1952 году на заводе Цегельского в Польше.

Вот такой вид открывается на станцию «Берёзки» от паровоза Эр. Заодно можно рассмотреть приводы стрелочных переводов.
А теперь уходим в сторону депо смотреть тепловоз-памятник.

Тульская детская железная дорога: тепловоз и вагонные тележки у депо

Не доходя до депо сотни метров, пешеходная дорожка сворачивает влево и через переезд уводит нас в парк.

Станция «Берёзки» с переезда выглядит вот так,

а локомотивное и вагонное депо так.

Подойти поближе к тепловозу и вагонным тележкам можно только на свой страх и риск по балласту и шпалам, перешагивая через рельсы. Под поезд конечно не попадёшь — интенсивность движения здесь не как на ширококолейной дороге.

Но всё равно приходилось учитывать, что я не в прогулочной зоне и в любой момент меня могут отсюда попросить. Основные правила такой съёмки — ходить и фотографировать быстро, на одном месте больше минуты не стоять, максимально сократить количество шастаний через пути туда-сюда.

И никогда не наступать ногами на рельсы (очень плохая примета, железнодорожники широкой колеи сказали). Только на балласт или шпалы.

Итак, тепловоз ТУ2-126 «Быстрый». Построен Калужским заводом в 1957 году. На детской железной дороге работал с 1971 до 2010 года, после чего был установлен на вечную стоянку в качестве памятника.

Вагонные тележки скорее всего являются не памятниками, а наглядным пособием для юных железнодорожников. Узкоколейная принадлежит пассажирскому вагону ПВ40. Они эксплуатировались в Новомосковске до 2010 года.

Ширококолейная тележка — ходовая часть современных товарных вагонов.

Тульская детская железная дорога: подвижной состав

Настало время покататься на поезде. Возвращаемся на станцию «Берёзки», берём билеты и садимся в поезд.

А на чём мы поедем? В 2010 года Тульская детская железная дорога получила 8 новых вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода.

Среди их основных отличий от вагонов ПВ40 унифицированные с тепловозными тележки, за счёт чего габаритная высота больше, чем у предшественников.

В составе я заметил два вагона с гладкими боковыми стенками и три с гофрированными, разные ли это модели или модификации одной мне узнать не удалось.

Поезд на Тульской детской железной дороге водит тепловоз ТУ10 всё того же Камбарского завода.

Состав состоит из пяти вагонов и каждый имеет имя собственное. Вагон №1 «Орлёнок». В оформлении салона использованы фото о буднях детской железной дороги.

Вагон №2 «Музыкальный». Салон оформлен изображениями «поющих» сказочных героев. В пути (информация не проверена) звучат песни из любимых сказок.

Вагон №3 «Чебурашка». На стенах изображения мультяшных героев и кадры из любимых мультиков.

Вагон №4 «Экскурсионный». Во время  поездки здесь через можно послушать рассказ об истории дороги.

Вагон №5 «Свадебный». В этом вагоне молодожёны могут совершить первое свадебное путешествие по железнодорожному кольцу.

Тульская детская железная дорога: станция «Парковая»

Одна из двух промежуточных станций, построенных в 2010 году.

От станции «Парковая» в сторону станции «Исток Дона» уходит Аллея невест — подарок жителям Новомосковска от ОАО «РЖД». Я по этой аллее не гулял, поэтому из оформления заметил только столб с гнездом аиста.

В начале Аллеи напротив платформы установлен стилизованный паровозик с кольцами и сердечками. Официально он называется «Свадебный поезд».

Тульская детская железная дорога: выставка моделей

Последний пункт нашего путешествия — выставка моделей в административном здании дороги. Она небольшая, но здесь можно увидеть немало интересного. Все экспонаты сделаны руками юных железнодорожников-моделистов.

Вот так выглядела станция «Берёзки» с 1953 по 1974 год.

Второй вариант, построенный в 1974 году. В таком виде простоял до реконструкции 2010 года.

Железнодорожная станция «Новомосковская-1» (большой железной дороги) на макете показана достаточно условно.

Бронепоезд «Козьма Минин», участвовавший в освобождении Сталиногорска от немецко-фашистских захватчиков.

Макет «Железная дорога в горах». На станции пути широкой и узкой колеи.

Модульный мост-конструктор и стенд для проведения соревнований моделей локомотивов в масштабе 1:87.

Витрина с моделями локомотивов в масштабе 1:40.

Несколько витрин с подарками и сувенирами. В основном паровозы на любой вкус и цвет: деревянные, керамические, есть даже один из гаек.

На этом мой рассказ закончен. Напоминаю, что Тульская детская железная дорога открывает 64-й сезон движения поездов 1 мая.

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления

Источник: //technomuzei.ru/2019/04/25/tulskaya-detskaya-zheleznaya-doroga/

Детская железная дорога в Новомосковске Тульской области

Выходные с детьми: Детская железная дорога в Новомосковске

В центральной части России расположено несколько детских железных дорог, одна из которых находится в городе Новомосковск Тульской области. В 2009 году она была признана лучшей детской железной дорогой России, возможно, что она и сейчас ей является. Уверена, что если вы решите поехать в Новомосковск с детьми, вам не придется об этом жалеть.

Кратко о Новомосковске

Новомосковск расположен в 60 км от города Тулы и считается частью Тульско-Новомосковской агломерации. Это крупный промышленный центр с начелением 126 тысяч человек, большая часть которых трудится на промышленных предприятиях города, в основном химических. Также здесь находится крупнейшее в Европе месторождение гипса.

Новомосковск расположен между двумя реками — Шатом и Доном.К сожалению, экологическая ситуация в городе оставляет желать лучшего. И дело здесь не только в химических предприятиях, но и в том, что город попал в зону заражения во время аварии на Чернобыльской АЭС.

Тем не менее, в последние годы очень много делается для улучшения экологии: устанавливается современное очистное оборудование, произведены мероприятия по очистке Шатского водохранилища, в результате чего там снова стала водиться рыба.

Новомосковск образовался при строительстве химического комбината в 1930 году и первоначально носил  название Бобрики, в 1933 году получил название Сталиногорск, а в 1961 году был переименован в Новомосковск.

Город несколько раз занимал призовые места к конкурсе самых благоустроенных городов России.

Где остановиться в Новомосковске

В городе имеется 3 гостиницы, но об их качестве я ничего сказать не могу. Информацию о гостиницах Новомосковска смотрите ЗДЕСЬ.
Если вы поедете на машине, то неплохая идея — переночевать в отеле «Золотой город», который расположен в 15 км от Новомосковска.

Это загородный отель в китайском стиле с красивой зеленой территорией и фонтанами. В отеле имеется СПА-центр.
Советы по бронированию гостиниц читайте в статье Как выгодно забронировать отель или апартаменты во время путешествий.

Добраться до Новомосковска проще всего на машине, также из Тулы ходят маршрутные такси и автобусы.

Детская железная дорога Новомосковска

Новомосковская детская железная дорога была открыта в 1953 году. Поначалу по ней ездили паровозы, которые сейчас заменены на тепловозы. Маршрут железной дороги кольцевой, пролегает вокруг детского парка, его протяженность около 2 километров. Обычно детская железная дорога работает с мая до середины сентября, в мае и сентябре — по выходным, летом — с четверга по воскресенье.

На детской железной дороге 3 остановочных пункта: станция Березки, Парковая и Исток Дона. Время в пути около 15 минут. Кстати, это единственная детская железная дорога, где есть скорые поезда (они не делают остановку на станции Парковая).Тепловозы носят названия «Быстрый» и «Ветерок», а у вагонов также есть свои названия.

Первый вагон — без названия, в нем можно увидеть фото об истории железной дороги. Есть вагоны «Чебурашка», «Орленок», «Экскурсионный», «Музыкальный». Последний вагон — «Свадебный», в нем молодожены могут совершить свое первое свадебное путешествие. К тому же им выдается сертификат на бесплатные поездки в течение первого годо после рождения первенца.

В вагонах установлены пластиковые сидения, правда, их размер тоже детский, так что для взрослых сидеть тесновато.

Примечательно, что работают на Новомосковской детской железной дороге также дети. Это ученики 5-11 классов Новомосковска, Тулы и других соседних населенных пунктов. Возле станции «Березки» находится ярко сине-желтое здание.

Это учебный корпус, в котором ежегодно проходят обучение около 1000 детей. Зимой ребята проходят теоретический курс, а летом применяют полученные знания на практике.

Обучение длится 3 года, многие из выпускников детской железной дороги в дальнейшем выбирают себе профессиию железнодорожника.

Интересно, что несмотря на небольшую стоимость билетов, Новомосковская детская дорога является прибыльной, в год она перевозит около 25000 пассажиров. В День железнорожника проезд бесплатный для всех категорий пассажиров.

Исток Дона

Истоком Дона принято считать ручей в Детском парке города Новомосковска.У Льва Толстого есть сказка «Шат и Дон». У отца было два сына — старший сильный Шат и младший — Дон, более слабый. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат зашатался и сбился с дороги, в Дон пошел прямо, прошел всю Россию и стал славен.

Так и два ручья — Шат и Дон. Шат широкий, но вертится в разные стороны, и в итоге впадает в Упу в Тульской области. А Дон, хоть и был сначала узким, но проходит через всю Россию и впадает в Азовское море.Официально истоком Дона считается ручеек в Детском парке г. Новомосковск. Место благоустроено, украшено декоративным частоколом.

Также в парке установлена скульптурная композиция, посвященная легенде о Доне и его брате Шате и памятный камень с надписью «Исток Дона».

Детский парк Новомосковска

Новомосковский детский парк — прекрасное место для отдыха с детьми. Помимо детской железной дороги и истока Дона, в нем находится много детских аттракцинов и бесплатные игровые площадки.

В 1990-е и начале 2000-х парк был довольно мрачным и небезопасным местом, особенно в темное время суток. Сейчас произведена его расчистка от кустарников и благоустройство.

Летом на территории работают кафе.

В парке расположен макет паровоза братьев Черепановых, а также тепловоз ТУ-2, который раньше был в эксплуатации на детской железной дороге. Возле станции «Березки» (ранее «Пионерская») расположен памятный камень, под которым замурована капсула с посланием пионеров школьникам 2022 года.

Кафе «Париж» в городе Новомосковск

Для обеда в городе Новомосковск мы выбрали кафе под названием «Париж». Это ресторанный комплекс в центре города. В кафе и ресторане представлены блюда разных кухонь мира. Есть мороженое собственного производства, приготовленное по итальянской технологии.

И, что самое удобное для семей с детьми, — большой бесплатный двухэтажный детский лабиринт, из которого, правда, с трудом удалось вытащить заигравшихся детей. Так что кафе «Париж» стало еще одним приятным дополнением к прекрасной поездке. Ссылка на сайт кафе.

А если вы хотите побольше узнать о достопримечательностях Тульской области, читайте статьи Тула: достопримечательности и места отдыха и Тульский музей оружия.

Я, как всегда, желаю вам отличных поездок!

Новомосковск на карте

Источник: //tuda-suda.com/rossiya/centralnaya-rossiya/detskaya-zheleznaya-doroga-v-novomoskovske-tulskoj-oblasti.html

Детский парк Новомосковска

Выходные с детьми: Детская железная дорога в Новомосковске

«Детский парк» расположен в самом центре города Новомосковска в Тульской области. Он представляет собой целый культурно-архитектурный комплекс. Это одно из любимых мест для отдыха взрослых и детей.

«Детский парк» занимает достаточно большую территорию 24 гектара, из которых 18 гектар — это зеленая зона с деревьями.

Считается, что именно в этом парке находится исток реки Дон. Он обозначен большим камнем с гравировкой. Ручеек реки протекает вдоль парка, образуя небольшие водоемы, и условно разделяет его на две части.

По всей территории «Детского парка» стоят деревянные скульптуры различных персонажей из мультфильмов и народных сказок, с которыми можно сфотографироваться. Один из таких объектов находится в небольшом пруде. Богатыри из «Сказки о царе Салтане…” выходят на берега к площадке с пушками.

Как и в других детских парках страны, здесь можно встретить лавки с попкорном, сладкой ватой, напитками. На территории есть небольшие кафе с уличной едой. Многие посетители отмечают, что тут достаточно чисто и уютно. С каждым годом парк становится все более комфортным для отдыха всей семьей.

Аттракционы в «Детском парке»

В «Детском парке» всегда есть чем заняться взрослым и детям. Масса развлечений на любой вкус и возраст. Помимо таких уникальных вещей как исток Дона, построена «Детская железная дорога», многочисленные аттракционы, зона с кафе, небольшой зоопарк, дорожки для катания на роликах и спортивная воркаут площадка.

Большая часть аттракционов рассчитана в основном на маленьких детей. Это карусели с лошадками, маленькие паровозики, батуты. Для тех, кто постарше есть развлечения на воде и веревочный «Панда — парк».

Тульская «Детская железная дорога»

Главным аттракционом парка считается «Детская железная дорога». Она была открыта в декабре 1953 года и не так давно признана лучшей в России.

Рельсы проходят по внешней территории парка, образуя замкнутое кольцо. Общая протяженность составляет два километра. Здесь есть три миниатюрные станции: «Березки», «Исток Дона» и «Парковая».

Собственный вокзал и мини поезда, сделанные по подобию настоящих.

Но это не просто аттракцион. Управляют поездами и делают всю сопутствующую работу дети. Все дело в том, что здесь обучают юных железнодорожников возрастом от 8 до 18 лет.

Теоретические занятия проходят с октября по апрель, а практические с мая по сентябрь. Машинисты, проводники, сцепщики, кассиры — все это дети. Выполняют свою работу они, конечно, под руководством взрослых.

Местонахождение своего поезда можно увидеть на большом табло с расписанием. А сесть на него каждые двадцать минут.

Режим работы:

  • с четверга по пятницу с 10:20 до 16:55;
  • в выходные и праздничные дни с 10:00 до 17:15.

Технологический перерыв с 13:00 до 14:00. С понедельника по среду — нерабочие дни.

Открыта железная дорога с 1 мая по 15 сентября.

Цена билета:

  • взрослый — 55 рублей;
  • детский — 45 рублей.

Для пассажиров до 10 лет приобретается «детский билет», для пассажиров старше 10 лет приобретается «взрослый билет».

Каждый год в день открытия сезона 1 мая проезд бесплатный. Дополнительную информацию о работе можно уточнить на официальной станице железной дороги.

Зоопарк «Лукоморье»

Недавно в «Детском парке» появилась еще одна достопримечательность — зоопарк «Лукоморье». Тут обитают различные зверюшки: петушки, гуси, фазаны, кролики, свиньи, хорьки, норки и многие другие.

Самое крупное животное, которое можно увидеть своими глазами — это двугорбый верблюд. Всего насчитывается более пятнадцати видов. Некоторых из них разрешается погладить, покормить и сфотографировать.

Зоопарк «Лукоморье», © Игорь

Режим работы:

  • со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00;
  • понедельник, вторник — выходные дни.

Цена билетов:

  • взрослый — 50 рублей;
  • детский — 30 рублей;
  • дети до 5 лет — бесплатно.

Как добраться

Добраться до «Детского парка» в Новомосковске совсем не сложно. Туристы и жители города могут воспользоваться услугами общественного транспорта или такси.

Электрички

На электричке необходимо доехать до станции «Новомосковск-1», затем пересечь улицу Мира и идти в этом направлении до парка чуть более одного километра.

Автобусы

Ближайшая автобусная остановка от парка называется «Вокзал». Выйдя из автобуса, нужно повернуть направо и идти до улицы Зеленая. Дорога займет несколько минут. К остановке подходят рейсы:

  • № 1 (маршрут 19-ый квартал — поселок Гипсовый);
  • № 2 (маршрут поселок Шамотный — автовокзал «Новомосковск»);
  • № 4 (маршрут 19-ый квартал — поселок 25-ой шахты);
  • № 5 (маршрут Торговый центр — поселок Каменецкий); № 12 (маршрут Торговый центр — поселок Гипсовый);
  • № 107 (маршрут Автостанция — автовокзал «Новомосковск»);
  • № 124 (маршрут автостанция «Сокольники» — автовокзал «Новомосковск»);
  • № 126 (маршрут Осаново — автовокзал «Новомосковск»);
  • № 131 (маршрут микрорайон «Новоугольный» — автовокзал «Новомосковск»).

Маршрутные такси

Многие маршрутные такси останавливаются в этом же пункте «Вокзал»:

  • № 21 (Торговый центр — улица Молодежная);
  • № 24 (Торговый центр — Поселок химиков);
  • № 107к (улица Мелехова — автовокзал «Новомосковск»);
  • № 124к (Спасское — гипермаркет «Линия»);
  • № 140к (автостанция «Сокольники» — автовокзал «Новомосковск»).

Такси

До «Детского парка» удобно добраться, воспользовавшись мобильным приложением Яндекс. Такси.

Стоимость такси из Тулы до Новомосковска примерно 1000 рублей.

Источник: //www.tourister.ru/world/europe/russia/city/novomoskovsk/parks/28494

Новомосковская детская железная дорога

Выходные с детьми: Детская железная дорога в Новомосковске

Новомоско́вская де́тская желе́зная доро́га — детская железная дорога, расположенная в городе Новомосковске Тульской области. Является одной из главных городских достопримечательностей и, по состоянию на 2008 год, является лучшей детской железной дорогой России.

Структурно входит в филиал ОАО «Российские железные дороги» — Московскую железную дорогу. Начальник — Анатолий Александрович Никитин.

Полное наименование: ОАО «Российские Железные Дороги» филиал «Московская Железная Дорога» Тульская детская железная дорога города Новомосковска.

Строительство детской железной дороги

Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» Д. Г. Оника. Поэтому первоначально Сталиногорская детская железная дорога числилась на балансе Минуглепрома.

Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом.

Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями Берёзки и Дубки на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвёртой — железнодорожной линией городского электропоезда.

15 июня 1953 года приказом директора комбината «Москвауголь» Д. Г. Оники было начато строительство детской железной дороги. Строительные работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года.

21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил (фамилия неизвестна).

Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, и детская железная дорога отработала ещё один сезон. Но уже к концу 1954 года стало ясно, что собственное детище является слишком большой обузой для комбината «Москвауголь», и была инициирована передача объекта из Минуглепрома в ведение Министерства путей сообщения СССР.

17 декабря 1954 года по распоряжению Председателя Совета министров СССР находящаяся на балансе Министерства угольной промышленности СССР Сталиногорская детская железная дорога была передана в подчинение Министерства путей сообщения СССР и переименована в Малую Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу. Новым начальником от МПС была назначена Мария Петровна Казакова.

26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, уже в подчинении МПС.

Развитие в 1950—2010 годах

В 1961 году город Сталиногорск был переименован в Новомосковск. С этого момента детская железная дорога стала именоваться Новомосковская Детская железная дорога.

В 1972 году в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации станция Дубки была переименована в Пионерскую.

В 1974 году на станции Берёзки был построен учебно-производственный корпус.

В 1979 году, на северо-востоке дороги была построена посадочная платформа Юннатская. Благодаря ей, на Новомосковской детской железной дороге, существуют как обычные пассажирские, так и скорые поезда, которые не останавливаются на этой платформе.

В 2005 году после совместной работы администрации Новомосковской детской железной дороги и комитета по молодёжной политике города, один из вагонов стал «свадебным», в котором молодожёны совершают своё первое свадебное путешествие.

Молодожёны также получают пригласительный билет, по которому они в течение года могут посетить детскую железную дорогу со своим первенцем.

Первой парой, совершившей символичное путешествие по кольцу детской железной дороги в этом вагоне, были молодые люди Сергей и Елена по фамилии Молодожёновы.

17 августа 1981 года Новомосковской детской железной дороге было присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение.»

В январе 2008 года Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России.

14 сентября 2009 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на церемонии закрытия очередного сезона Новомосковской детской железной дороги пообещал помочь в строительстве нового бытового корпуса со столовой и спортивного зала.

  • Учебно-административный корпус.

  • Поезд (без локомотива) на станции Берёзки.

  • Под этим камнем у станции Берёзки лежит послание пионерам будущего, про которое указано распечатать в 2022 году.

Реконструкция в 2010—2012 годах

После посещения Новомосковской детской железной дороги президентом ОАО «РЖД» Владимир Якунин было принято решение о её реконструкции. Реконструкция проведена в 2010—2012 годах, и её стоимость составила свыше 300 млн рублей.

В рамках реконструкции, в сентябре 2010 года на детскую железную дорогу прибыл тепловоз ТУ10-002 («Колибри»), а также ещё 3 вагона постройки Камбарского машиностроительного завода. Таким образом, подвижной состав стал включать в себя: ТУ2-241, ТУ2-126, ТУ10-002, 5 вагонов модели 48-051 и 6 вагонов Камбарского машиностроительного завода.

В 2010 году проведён капитальный ремонт пути, уложены железобетонные шпалы, немного изменилась схема дороги. Построены две новые станции: «Парковая» (Пионерская) и «Исток Дона». В 2012 году построен новый учебный комплекс на станции «Берёзки». Реконструкция позволила увеличить количество обучающихся до 1000 человек в год.

Также в 2012 году поступил новый тепловоз ТУ10-018.

  • После реконструкции в 2012 году
  • Учебно-административный корпус.

  • Расписание движения и поезд на станции Берёзки.

  • Локомотив ТУ2-126 «Быстрый», установленный на вечную стоянку в 2010 году.

  • Поезд с тепловозом ТУ10-002 приближается к станции Берёзки.

Начальники и директора

  • Казакова, Мария Петровна (1954-???)
  • Шалимов 1970-1980 годы
  • Васильева, Вера Васильевна (???-2010)
  • Никитин, Анатолий Александрович (2010 — по н.в.)

Расположение и структура

Детская железная дорога не имеет транспортного значения для города и пролегает замкнутым кольцом вокруг Детского парка, заложенного в первые годы основания Новомосковска. Длина кольца «узкоколейки» — 1,94 км, полная эксплуатационная длина — 2,7 км. Оборудована путевой автоблокировкой, телефонной и радиосвязью.

По маршруту следования состава три станции: «Берёзки», «Парковая», «Исток р. Дон». Движение поездов происходит против часовой стрелки. Поезд в среднем идёт 13-14 минут. В расписании также фигурируют скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на станции Парковая.

Направления и показатели деятельности

Основными направлениями деятельности Новомосковской детской железной дороги являются:

  • Профессиональная ориентация детей для учёбы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта;
  • Создание оптимальных условий для развития у детей способностей к познанию и творчеству;
  • Реализация образовательных программ в интересах развития личности ребёнка.

На детской железной дороге ежегодно обучается более 1000 юных железнодорожников (в 2009 году — около 650, в 2012 году — 1185 чел.), учащиеся 5 — 11 классов городов Новомосковска, Тулы, Донского и Узловой. Занятия включают две части: теоретическую (октябрь — апрель) и практическую (май — сентябрь). Юные железнодорожники трудятся в две смены, по 70 человек в каждой.

За время обучения на детской железной дороге юные железнодорожники осваивают самые разные «взрослые» профессии: машинистов, начальников смены, дежурных по станции, диспетчеров, кассиров, сцепщиков, проводников и многие другие.

Полный курс обучения на детской железной дороге составляет 3 года, после чего выдаётся свидетельство и даётся право на дальнейшее обучение по другим специальностям.

Название у нас детское, а работа — настоящая.

— директор Новомосковской детской железной дороги В. В. Васильева

Движение поездов осуществляется с 1 мая до конца августа. В течение летнего сезона детская железная дорога принимает около 25 000 пассажиров (в выходные она обслуживает около 800 человек в день, и по 300—400 — в остальные дни).

Прибыль за 2007 год составила около 710 000 рублей. Около 1 500 пассажиров смогли бесплатно воспользоваться услугами детской железной дороги — это дети-сироты и все гости, посетившие детскую железную дорогу в День железнодорожника.

По данным официальной отчётности, в 2008 году Новомосковская детская железная дорога относилась к группе Е «Состояние материально-технической базы ниже среднего, результаты деятельности выше среднего.

» В январе 2008 года в рамках молодёжной политики ОАО «Российские железные дороги» впервые в России был проведён анализ деятельности 23-х детских железных дорог.

Их работа за 2007 год оценивалась по нескольким критериям:

  1. Количество занимающихся юных железнодорожников;
  2. Число перевезённых пассажиров;
  3. Отправленные и принятые поезда;
  4. Заработанные средства;
  5. Количество детей, поступивших в ж/д учебные заведения, и др.

Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой, опередив ближайшего соперника более чем на 600 баллов.

По состоянию на 2013 год, на базе детской железной дороги функционирует 83 кружка.

Хозяйство железной дороги

По состоянию на 2013 год:

  • подвижной состав включает в себя четыре тепловоза (ТУ2-126 «Быстрый», ТУ2-241 «Ветерок», ТУ10-002 «Колибри» и ТУ10-018), 5 вагонов модели ПВ-51 48-051 и 8 вагонов Камбарского машиностроительного завода модели 43-0011. Ранее использовались паровозы 159—121, 159—556 (до 1960), Гр-211 (1960—1970), тепловоз ТУ3-003 (в 1970—1971 годах) и вагоны Pafawag (1970—1985: «Орлёнок», «Чебурашка», «Экскурсионный» и один без названия).
  • инфраструктура состоит из одного локомотивного депо, одного вагонного депо, трёх станций: «Берёзки», «Парковая», «Исток р. Дон», одного переезда, двух стрелочных постов, учебно-производственного корпуса на станции Берёзки и склада горюче-смазочных материалов.
  • протяжённость путей железнодорожного «кольца» составляет 2 км (полная эксплуатационная длина — 2,7 км)
  • управление стрелками и сигналами осуществляется с одного компьютера с помощью микропроцессорной централизации «Эбилог-950» компании Bombardier Inc..

Достопримечательности

В 2012 году на вечную стоянку установлен паровоз серии «Э», построенный на заводе Цегельского в Познани в начале 1950-х годов. По словам начальника ремонтного локомотивного депо Узловая Андрея Близнецова, над приведением паровоза в порядок узловские специалисты трудились почти три недели.

Сергей Мельников, непосредственный участник восстановления исторического облика паровоза: «Мы изучали специальную литературу, фотографии, нашли, как выглядела машина, как покрашена.

Однажды мне понадобилось узнать вес паровоза, я позвонил Андрею, он быстро в интернете нашёл и сообщил нужную мне информацию».

Копия паровоза братьев Черепановых установлена на территории возле главного вокзала детской дороги.

Награды и почётные звания

  • Образцовое внешкольное учреждение (1981)
  • Лауреат VI Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» (2010) в номинации «За заслуги в воспитании и профессиональном обучении молодежи»

Известные выпускники

Новомосковская детская железная дорога — не просто аттракцион для детей, но и является кузницей кадров для российских железных дорог. Ежегодно десятки её выпускников поступают в различные учебные заведения железнодорожного профиля (в 2011 году — около 70 , в 2012 — 93 чел.).

  • Главный инженер Московского вокзала г. Тулы Александр Моргачёв
  • Начальник сортировочной станции Узловая-1 Тульского отделения МЖД Владимир Михайлович Опанасюк
  • Начальник станции Шульгино Тульского отделения МЖД Ирина Михайловна Романова

Контактная информация

Адрес: 301670, Россия, г. Новомосковск, ул. Бережного, 1а.

5-7 минут пешком от вокзала Новомосковск-1 в сторону городского Детского парка.

Телефон: (48762) 3-96-50.

Источник: //tropki.ru/rossiya/tulskaya-oblast/novomoskovsk/novomoskovskaya-detskaya-zheleznaya-doroga

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.