Беспорядок и порядок

Как беспорядок влияет на человека

Беспорядок и порядок

  • Беспорядок развивает детский интеллект
  • Творческий беспорядок как источник вдохновения
  • Беспорядок как причина стереотипного мышления
  • Домашний беспорядок прибавляет веса хозяевам
  • Беспорядок и его причины
  •  Беспорядок и депрессия
  • Беспорядок и инфантильность
  • Беспорядок как способ привлечь к себе любовь и внимание окружающих
  • Детки в «клетке»
  • Беспорядок в личной жизни

«Хаос – основа миропорядка» — утверждают духовные учения. Действительно, в самом начале знакомства с «Ветхим заветом» мы узнаём, что мир зарождался из хаоса в полной темноте. В нашем сознании хаос – синоним беспорядка. Всем хорошо знакома фраза: «Весь мир – бардак». Если мир – это вечное движение и развитие, то беспорядок играет в нём значительную роль, воздействуя на природу человека, его духовный и жизненный опыт. Результаты этого влияния совершенно неожиданны, а потому плохо поддаются пониманию и контролю.

Между тем, всё в мире стремится к равновесию, и беспорядок – не исключение. Он может положительно сказываться на жизни человека, его психическом здоровье, а  может служить опасной и даже разрушительной силой. Эти чаши весов Фемиды мы и рассмотрим.

Беспорядок развивает детский интеллект

Личность формируется в детстве. Вспомните, сколько у Вас было игрушек? Где они лежали? Как Вы играли? Куда их затем складывали, и складывали ли вообще? Попробуем воспоминания о детстве рассмотреть с пользой для понимания личности.

Разбросанные игрушки, бумажки, карандаши и прочие принадлежности детского мира кажутся взору взрослого беспорядком, мысль об осмысленности которого даже не приходит во взрослую голову. Но недолгое наблюдение за малышом откроет нам, что каждая кучка предметов – не случайна.

Это набор из какой-либо сюжетной игры, от которой он время от времени переключается на другую игрушку. Затем возвращается к прежнему сюжету, так как не способен долго концентрировать внимание на чём-либо одном. Впрочем, особенность быстрого переключения внимания присуща и взрослому человеку.

Через восемь-десять минут наша память отключается для отдыха. Это состояние вполне комфортно для работы мозга.  Приучение ребёнка к порядку в данной ситуации тормозит его развитие, по свидетельству американских учёных, на три-пять месяцев в трёхлетнем возрасте.

К десяти годам эта остановка  достигает уже двух с половиной лет, так как  прекращается тренировка памяти и развитие образного мышления.

Дети, у которых игрушки свалены кучей в углу, в специальном ящике или разбросаны по комнате, прежде чем воспользоваться нужной игрушкой, должны представить себе её образ, а затем вспомнить, где она находится. Это хороший стимул для  развития детского интеллекта.

Творческий беспорядок как источник вдохновения

Всем знакомо выражение «творческий беспорядок». Подходя к своему рабочему столу, Вы замечаете иногда на нём книжные завалы, присутствие множества канцелярских и прочих мелочей. Но, при попытке навести порядок, обнаруживаете, что убирать нечего.

Все книги и тетради лежат в удобном для работы месте и в нужном порядке. Канцелярские принадлежности находятся под рукой, и перекладывание их в другое место подобно самовредительству. Вы осознаёте, что ведёте параллельно не одну работу, и материалы на столе лежат так, чтобы не возникло путаницы.

Вы приходите в беспокойство от приближения домашних к Вашему столу без позволения и недовольны (мягко говоря), когда кому-то из детей понадобится, например, Ваш словарь, раскрытый на нужной для работы странице, (а детям всегда нужно именно то, что необходимо и Вам).

Но, как только работа завершается, Вы с чувством удовлетворения переносите ненужные материалы со стола на полки и в ящики.

То же происходит в творческих мастерских у представителей областей искусств, которые до окончания работы не трогают комфортным образом расставленные средства и орудия труда.

Вошедшему человеку всё это «обустройство» кажется просто хаосом или бытовым неряшеством. Между тем, приведение «творческой помойки»  в надлежащий порядок лишит мастера вдохновения.

В этом случае можно согласиться  с положением: «Порядок  для дураков —  гений же творит  над хаосом.»

Социологи заметили, что люди с высокоразвитым мышлением сознательно дезорганизуют окружающую их среду.

Абрахам Маслоу (то самый, кто предложил миру теорию мотивации, известную как — «Пирамида потребностей Маслоу») в книге «Дальнейшие рубежи развития человека» предлагает руководителям компаний принимать как данность небрежность творческих сотрудников, поскольку  их беспорядок на рабочем месте способствует зарождению и созреванию новых идей.

Если же человек не занимается творчеством, но на службе и рабочем месте дома его постоянно окружает им же устроенный беспорядок, то, по исследованию экспертов центра психических нарушений США, — это симптом разрушения психического здоровья.

У людей, систематически живущих в окружении беспорядка, область мозга, отвечающая за познавательные процессы, постоянно находится в напряжении.

А в вещах, неряшливо разбросанных по дому, копятся пыль и бактерии – причина аллергии, астмы и дерматита.

Беспорядок как причина стереотипного мышления

У людей с логически рациональным мышлением  беспорядок вызывает потребность в чистоте, а само их мышление становится стереотипным и упрощённым. Такое изменение – защитный механизм, помогающий адаптироваться  в дискомфорте беспорядка.

Следовательно,  приходится признать, что, если масса людей постсоветского общества живёт в условиях жилищного беспорядка, не удовлетворяющего потребности современного человека в чистоте и комфорте, то эта проблема делает мышление массы населения шестой части Земли и стран СНГ (а это очень много!)  стереотипным и упрощённым в век высоких информационных технологий, в то время как оно должно быть оригинальным и глубоким. Возникает вопрос: сколько времени потребуется таким государствам, чтобы достичь мирового уровня информационной независимости? Помните размышление булгаковского Воланда о москвичах? Люди, как люди, даже симпатичные, но квартирный вопрос их испортил.  Эта глобальная проблема  делает плоским, стереотипным и упрощённым мышление людей всех стран СНГ, особенно – России, поскольку вынуждает людей  жить в дискомфортных условиях бездомного или не отвечающего жилищным  нормам существования.

Голландские учёные провели несколько исследований по поводу склонности людей к стереотипному, упрощённому типу мышления. Выяснилось, что экспериментируемые отвечали на три предложенных вопроса (каждый из которых содержал три варианта ответов) в зависимости от степени окружавшего их беспорядка.

Чем больше было грязи и беспорядка вокруг и на дороге, тем негативно стереотипнее были ответы. В более чистой обстановке ответы были положительнее и спокойнее.

Результаты эксперимента подвели к выводу, что условия порядка и чистоты меняют нежелательные стереотипы мышления на положительные и являются, таким образом, средством, исцеляющим негативные суждения и склонность граждан к социальной  дискриминации.

Домашний беспорядок прибавляет веса хозяевам

Скрытый смысл этой фразы ироничен. Но мы рассмотрим её прямое значение, чтобы оправдать иронию.

Известный британский диетолог Питер Уолш в результате наблюдений за множеством пациентов пришёл к выводу: чем быстрее женщина выработает привычку наводить чистоту в собственном жилье, тем быстрее она приведёт в порядок свою фигуру, освободив её от лишних килограммов. Объяснял он своё исследование так: при беспорядочном образе жизни отсутствует здоровая организация питания и контроль над нею. Беспорядок в доме и на кухне – это следствие потери контроля над ситуацией в целом, в том числе, над привычками в питании.

Беспорядок и его причины

Нам остаётся рассмотреть причины беспорядка. Для хронического домашнего «аврала»  их достаточно. Многие из них поддаются коррекции, но надобно правильно их определить. Альберто Эгер, французский психоаналитик, пришёл к выводу, что привычка разбрасывать вещи – это подсознательная потребность выделить территорию и защитить её границы от вторжения ближних.

Когда-то в молодости я заставляла старшего сына складывать игрушки и вещи так, чтобы их не было видно, лишая его собственной комфортной территории. Эту же манипуляцию я много раз безуспешно проделывала с неряхой-мужем, убирая в сумку разбросанные слесарные инструменты, радиодетали, не говоря об одежде, разбросанной по всей гостиной.

Наконец он сказал: « Не только ты имеешь право на существование в этом доме. У каждого члена семьи должны быть свои уголки и норки, где всё лежит так, как нужно ему, а не тебе». Этот укор я запомнила на всю жизнь, ясно поняв, что с неприкосновения «территории» начинается уважение к личности в семье. Правда, по этой теории получалось, что территория мужа – весь дом.

Впрочем, ведь так оно и должно быть у хозяина.

Понаблюдайте, как новый офисный работник «обрастает» вещами, постепенно перетаскиваемыми им из дома. Так он закрепляет за собой  рабочее место, чувствует себя увереннее и защищённее.

Беспорядок и депрессия

Депрессия – это апатия, потеря интереса ко всему окружающему: чувствам, потребностям, эстетике. Это безразличие постепенно усугубляется. Беспорядок, окружающий депрессивную личность, способствует продлению названного состояния, а наведение порядка, ремонт в квартире – избавлению от него.

Беспорядок и инфантильность

Вернёмся к нашим детям. Как сказано выше, беспорядок тренирует память ребёнка и развивает воображение, однако «золотая середина» должна быть. Опытные педагоги утверждают, что аккуратность — наиболее трудно воспитываемое качество.

Большинство педагогов склонно к тому, что эта черта характера не воспитывается: она либо заложена, либо отсутствует от природы. Поэтому приучение к порядку должно быть процессом систематическим и контролируемым.

Уборка беспорядка за детьми провоцирует развитие инфантильности и безответственности сначала за собственные поступки, а затем перед семьёй. Одно это обстоятельство может стать в будущем причиной разрушения семейных отношений.

Беспорядок как способ привлечь к себе любовь и внимание окружающих

Иногда неуверенные в себе люди не кладут вещи на место, чтобы утвердиться в глазах окружающих. Один наш маленький сосед,  половину времени, проводимого в школе, пребывал под партой, в поисках какой-нибудь мелочи из собственного портфеля: ручки, ластика, карандаша, монетки. Подобных детей достаточно много (и не только детей).

Таким образом они утверждаются в собственной значимости. К старшим классам наш соседский аутсайдер ходил с достаточно важным видом во дворе и  школе. Он сумел приковать к себе внимание сверстников и учителей навечно неряшливостью и  неорганизованностью при полном отсутствии инициативности.

Аналогичные ситуации имеют место  в жизни взрослых, неуверенных в себе людей.

Детки в «клетке»

Воспитательный процесс авторитарных родителей имеет «на выходе» расхлябаность и хамство детей, как результат строгого воспитания.

Если мать чрезмерно чистоплотна и ущемляет свободу детей в этом отношении, заставляя следить за чистотой в доме и убирать непорядок за собой, дети вырастают, как правило, «убитыми» неряхами.

Изображая видимый порядок, они с удовольствием затыкают ком грязного постельного белья под кровать и вспомнят про него только при плачевной необходимости. Чистое бельё будет валяться на столе в ожидании глажения, пока не запылится и не потеряет свежести. Так нелепо выглядят результаты авторитарного воспитания.

Беспорядок в личной жизни

Говорят, что по домашним баррикадам можно определить сферы проблем во взаимоотношениях. Завалы в коридоре означают боязнь личных отношений, в шкафах – неспособность контролировать эмоции. Нагромождения на кухне означают, что хозяин уже устал от собственного внимания к своему жилищу.

Забаррикадированная кровать сообщает о том, что человеку необходимы перемены в личной жизни или что он избегает проблем. Хлам в углах и за дверями повествует о желании хозяина отдалиться от окружающих. Завалы на рабочем столе свидетельствуют о стремлении всё контролировать и не упустить чего-либо важного.

Забитые антресоли – человек живёт прошлым. Кладовка – страх, что желания не реализуются.

Синдром месси (от англ. messy – беспорядочный, грязный) – склонность к беспорядку и захламлению жилища как проявление психических потрясений. По мнению учёных, причиной беспорядка в доме бывает подсознательный страх хозяина расстаться с привычными вещами.

Это психически опасное для здоровья состояние. «Синдром плюшкина» — не выдумка Н.В. Гоголя. Психическая патология собирательства действительно существует, превращая обречённого, по словам писателя в «прореху на человечестве».

Если Вы хотите узнать подробное развитие болезни плюшкина (или синдрома месси), возьмите родной первый том « Мёртвых душ», откройте знаменитую шестую главу и прочтите в красках великого мастера, как ненужно жить, чтобы не заполучить вышеозначенную патологию.

Медики считают, что избавиться от этой болезни невозможно, но помочь страдальцу привести жизнь в порядок вполне реально.

 Наталья Захарова

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Викиум

Источник: //constructorus.ru/psixologiya/kak-besporyadok-vliyaet-na-cheloveka.html

Порядок и беспорядок в природе

Беспорядок и порядок

Здесь необходимо остановиться на терминологии.

Порядок – регулярное (периодическое) расположение частиц, объектов, предметов по всему занимаемому пространству (объему); последовательный ход чего-нибудь; правила, по которым совершается что-нибудь; числовая характеристика той или иной величины.

Это исходное понятие теории систем, означающее определенное расположение элементов или их последовательность во времени. Хаос (греч.) – полный беспорядок, нарушение последовательности, стройности, неразбериха, неопределенное состояние вещества. В физику понятие хаоса ввели Больцман и Гиббс.

Многие считают, что эти понятия не имеют отношения к реальной картине мира и придают им оценочное (эмоциальное) значение. Относительность этих понятий очевидна. Ночью, взглянув на небо, мы видим хаос из блестящих точек. Но, взглянув на небо в телескоп, мы понимаем, что там есть порядок в виде звездных систем, галактик и т.д.

По мнению древних греков, космос характеризовался такими словами, как порядок, гармония, красота, и выполнял две функции – упорядочивающую и эстетическую, т.е. имел структурную организацию и одухотворенность.

Происхождение космоса – акт творения его из беспорядка (хаоса), представлялся как процесс “лепки”, совершаемой божественным умом.

Современное представление наделяет хаос неопределенностями, движением в форме несогласованных изменений (флуктуаций) любых количественных характеристик, вводит формальные понятия связанных степеней свободы, где под степенями свободы понимается количество независимых параметров движения, параметров состояния. В хаотическом состоянии не образуется устойчивых во времени структур, отсутствуют согласованные направленные процессы.

Категорией противоположной хаосу является антихаос, или порядок.

Под порядком сегодня понимают наличие в системах устойчивых движений, существование “закономерности”, “запоминаемость” определенных конфигураций.

Одним из основных признаков упорядоченного состояния является уменьшенное по сравнению с хаотическим числом параметров, определяющих это состояние, наличие связей в системе и согласований между параметрами.

В современном представлении хаос – беспорядочное, бесформенное, неопределённое состояние вещей, так что антитезой хаосу обычно является порядок, причём хаос – это бесструктурность, неустойчивость, стихийность; порядок – это структурность, устойчивость, организованность. Отчётливо напрашивается вывод, что хаос – это плохо, а порядок – это хорошо.

По существу порядок и хаос это лишь крайние состояния одного и того же явления – состояние эволюционирующей материи, которая беспрерывно и направлено самоорганизуется.

Сама эволюция носит сложный характер и не является ни полностью упорядоченным, ни полностью разупорядоченным процессом.

В этом смысле она как бы подчиняется законам гармонии между порядком и хаосом, смысл которых отражает понятие “золотого сечения“, введенного много веков назад Птолемеем для обозначения пропорциональности правильного телосложения.

Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью.

Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

  • 1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.
  • 2. Человек творит неосознанно. Он – гений от природы. Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было.

Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство.

Однако если новатор пытается раскрыть сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе, если ученый пытается выступить с новыми теориями, отрицающими старые, извечные догмы, он подвергается опасности преследования властными структурами.

Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе, архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только “сообразившим” или открывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.

С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества. хаос гармония материальный порядок

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • а) моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
  • б) дальнодействие – действие тел друг на друга без материальных посредников, через пустоту, на любом расстоянии. Такое взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью (но подчиняется определённым законам). Примером силы, считавшейся одним из примеров непосредственного действия на расстоянии, можно считать силу всемирного тяготения в классической теории гравитации Ньютона.
  • в) космология – раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: //vuzlit.ru/1217241/poryadok_besporyadok_prirode

4 Порядок и беспорядок в природе

Беспорядок и порядок

Принято считать, что материя в форме вещества, которая может двигаться только со скоростью меньше скорости света в вакууме, может находиться в твердом, жидком, газообразном состоянии. Четвертое состояние вещества – это плазма.

То, в каком состоянии находится вещество, зависит от температуры и давления. Если тепловая энергия kТ, где k= 1,38×10-23 Дж/К, больше энергии взаимодействия атомов или молекул, то это будет газ.

Если эти энергии соизмеримы – будет жидкое состояние, а при kТ меньше энергии взаимодействия получают твердое состояние.

В свою очередь твердое состояние может быть аморфным и кристаллическим. В первом случае нет так называемого дальнего порядка в расположении атомов, есть лишь некоторый ближний порядок.

В кристаллах атомы «правильно» располагаются в трех взаимно перпендикулярных направлениях (если симметрия кубическая) и образуют кристаллическую решетку. При этом атомы можно представлять в виде шариков, соприкасающихся друг с другом.

Кристаллическая решетка обладает различными видами симметрии.

Симметрия – это свойство решётки совпадать с самой собой при некоторых пространственных её перемещениях. Все кристаллы делят на 7 кристаллических систем.

Самая низкая симметрия у триклинной системы, где базисные оси а ¹ b ¹ с, вдоль которых расположены атомы, а углы между ними a ¹ ¹ g ¹ 90°.

Самая высокая симметрия у кубической решетки: а = b = с, a = b = g = 90°.

В жидкостях (промежуточное состояние между газом и твердым состоянием) атомы, молекулы могут относительно свободно перемещаться, хотя основное время атомы проводят в оседлом состоянии, лишь изредка перемещаются в другую позицию.

Встречаются и жидкие кристаллы, где существует почти дальний порядок, т.е. упорядоченное расположение атомов в пределах значительного объема.

При перескакивании атомов из одной позиции в другую происходит диффузия – перемещение атомов по объёму жидкости.

Существуют и аморфные твердые тела, далекие от состояния термодинамического равновесия с хаотичным расположением атомов.

Плазма – это почти нейтральный в смысле электрического заряда ионизированный газ.

Считают плазму идеальной, если тепловая энергия на атом kТ немного превышает потенциальную энергию их взаимодействия для среднего в ней расстояния между атомами (ионами).

Для неё, как и для идеального газа, давление p = n kT, где n – число ионов в единице объема плазмы.

В плазме происходит ионизация термическая (за счет энергии kТ), ударная (заряженными частицами), фотоионизация – за счет электромагнитного излучения. Плазма сильно взаимодействует с электрическими и магнитными полями.

У неё есть ряд специфических особенностей (продольные колебания зарядов), она диамагнитна и т.д. Это наиболее распространенное состояние вещества во Веленной. Из неё полностью состоит Солнце и звезды.

Их основной источник излучения – термоядерный синтез при температурах 107–109 К.

Туманности и межзвездная среда это низкотемпературная плазма. Вблизи Земли в радиационных поясах также есть плазма.

Она находит применение и на практике: служит рабочим телом в плазменных ракетных двигателях и МГД-генераторах, вырабатывающих электрический ток, с её помощью надеются термоядерный синтез сделать управляемым. Тогда энергетическая проблема для Земли была бы снята, как мы уже говорили об этом.

3.2  Хаос теплового движения. Влияние этой концепции на развитие представлений о веществе. Порядок из хаоса

С некоторых пор ряд понятий из физики стал общезначимым. К ним в первую очередь можно отнести «турбулентность». Есть основополагающие вопросы или представления (по Вернадскому) о Космосе, которые стали затрагивать специалистов из разных областей знаний.

Точно также и «хаос» стал синонимом отсутствия порядка. Однако он стал обретать структуру, как физический вакуум, считавшийся синонимом «ничего». Эти понятия Пригожин применил к идее самоорганизации.

Есть процессы в изолированных системах, ведущие к равновесному состоянию, отвечающему максимальной неупорядоченности, то есть хаосу. Это следует ещё из работ Больцмана и Гиббса, показавших, что энтропия служит мерой неупорядоченности, или хаоса системы.

Её аналог в общественной жизни – правила поведения. Их соблюдение поддерживает порядок в обществе. Если нет знания – нет порядка в фактах – это хаос.

Для записи выражения закона – порядка – изобрели число, письменность и язык. Знания тщательно хранились, например, жрецами в древнем Египте, символизируя власть над природой и людьми. Галилей и Ньютон установили три закона динамики и закон всемирного тяготения.

Для извлечения количественных следствий из них Ньютон создал дифференциальное и интегральное исчисление. Пространство и время у него наделялись свойствами, в которых проявлялось движение.

Можно сказать, что Ньютон открыл, что в природе существует порядок, который человек может познать.

Оказывается, порядок есть и в случайности. С последними люди сталкивались и в обычной жизни, например, при игре в карты, кости и так далее. В них везде торжествовал случай.

Математики заинтересовались, почему наживаются владельцы казино, ведь при бросании монеты можно ожидать события с разным исходом? Но во множестве событий можно установить вероятность интересующего нас события, которая определяется отношением числа «выпавших» интересующих нас событий к числу испытаний при числе испытаний, стремящемуся к бесконечности.

Работами Максвелла с использованием понятия вероятность была создана статистическая физика. С её помощью удалось точно вычислять макропараметры системы (давление, температуру и так далее), хотя при этом изначально идет речь об исчезающе малых объектах – атомах или молекулах.

Математика подводит нас к тому, что хаос оборачивается порядком. В этой статистической механике было создано позже две статистики: с целым спином (Бозе–Эйнштейна) и с полуцелым (Ферми–Дирака). Итак, мы приходим к выводу, что случайность в единичном дает порядок при множественном проявлении единичности.

Таким образом, повторение случайности – закономерность.

Как говорят, мир человека возник из хаоса и обломков, он хрупок и рискует снова обратиться в ничто. Возникший мир отмечен печатью неустранимой неопределенности, а потому закон для хаоса требует глубокого его изучения. В отличие от Больцмана и Гиббса, Пригожин в своей книге «Порядок из хаоса» разработал вопросы термодинамики неравновесных процессов в открытых системах.

В ней акцентируется внимание на изучение разупорядоченности и нелинейных явлений, в которых малый сигнал (возмущение) на входе системы может вызывать сколь угодно сильный отклик на её выходе. Следовательно, хаос может обрести порядок. Это значит, что возможно спонтанное возникновение порядка и организации из беспорядка и хаоса. Это и есть самоорганизация.

При этом энтропия выступает как прародительница порядка.

Типичный пример имеет место, когда в подогреваемых жидкостях, начиная с некоторых значений перепадов температуры, образуются почти идеальные соты шестиугольных ячеек Бенара. То же самое происходит в газоразрядной трубке лазера, где при некотором критическом значении электрического поля достигается скачком упорядоченное состояние: излучение становится поляризованным и когерентным.

Во всех наблюдающихся процессах односторонность хода времени (его необратимость) играет важнейшую роль, как это следует по Клаузиусу из второго начала термодинамики. В изолированных системах энтропия монотонно возрастает, достигая максимального значения в состоянии равновесия, то есть её изменение DS³  0. Энтропия выступает в роли тени энергии – царицы природы.

В идеальных машинах с обратимыми процессами DSид = 0. В реальных же = Sид + Sнеоб. Причём, здесь dSнеоб ³ 0. Энтропия – показатель эволюции или стрела времени: для изолированных систем будущее всегда расположено в направлении возрастания энтропии.

Каждое макросостояние системы характеризуется числом способов Р, которым оно может быть достигнуто, то есть числом микросостояний. По Больцману энтропия S = k lnP, где Р = Р1×Р2×Р3×

Рn, k = 1,38×10-23 Дж/К – постоянная Больцмана.

То есть необратимое изменение есть изменение в сторону более вероятного состояния и это состояние – аттрактор – есть макросостояние, отвечающее максимальной вероятности системы. Тогда начальные условия забываются системой.

Как бы система ни эволюционировала, она перейдет в одно из тех микросостояний, которым отвечает макросостояние хаоса и максимальной симметрии. Все это обобщено и на случай открытых систем, где ситуация более сложная.

В замкнутой системе равновесие соответствует минимуму свободной энергии  = U – TS, где U – внутренняя энергия системы и равновесие есть результат конкуренции между U и TS.

При малых температурах равновесие определяется минимумом внутренней энергии (для металлов и кристаллов). При высоких температурах доминирует хаос. Экстремумы SиF задают состояние системы (её аттрактор). Именно в это состояние самопроизвольно стремится система.

Источник: //studizba.com/lectures/111-raznoe/1508-koncepcii-sovremennogo-estestvoznanija-kse/28409-4-porjadok-i-besporjadok-v-prirode.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.