Читающие и нечитающие дети

Содержание

Качканарская городская библиотека им. Ф. Т. Селянина

Читающие и нечитающие дети

«Основная задача взрослых — открыть в ребенке талант читателя» С. Я. Маршак

Большой почитатель российской словесности В. Г. Белинский в своих обращениях к родителям советовал, как можно раньше начинать знакомить детей с произведениями отечественных классиков, чтобы с самых ранних лет жизни ребенка его развитие и формирование проходило под благотворным влиянием высокого классического слова, поэтических образов, возвышенных порывов души:

«Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного: пусть поэзия действует на них, как музыка — прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед».

Советы заинтересованным родителям от специалистов

  1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.

  1. Читайте с ребёнком каждый день.

Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.

  1. Выбирайте для чтения книги, которые интересны ребёнку, а не Вам.

Читайте книги, описывающие ситуации, которые встречаются в его жизни — например, книжка о природе будет воспринята на «ура», если ребёнок перед этим побывал в лесу.

  1. Окружайте ребёнка книгами.

Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал — он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

  1. Читайте медленно и громко.

Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

  1. Читайте книги снова и снова.

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.

Ребёнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это — чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

  1. Показывайте свою заинтересованность.

Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребёнок увлёкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.

Советы от родителей

  1. В одной семье стало традицией отмечать «День прочитанной книги» (маленький семейный праздник).
  2. В другой семье, мама в один из дней недели для условно придуманной ею мышки, наливает в блюдечко молоко. Если дети читали книги, имели успехи в учебе — мышка выпивала молоко и оставляла на блюдечке подарок.

  3. Следующая игра — переписка с литературным героем. К примеру: литературный герой не погибнет, если ребенок прочитает книгу и напишет имя отрицательного персонажа книги в письме к нему. Далее переписка может быть продолжена. Мама, от лица героя, также письмом, поблагодарит за спасение.

  4. Если у ребенка потерян интерес к книге, можно предложить написать свой вариант окончания книги. Другие члены семьи могут написать свои варианты. Каждый оглашает свою концовку, которую сравнивают с авторской версией, т. е. книга будет дочитана.

  5. Следующий прием привлечения к чтению — это разгадывание кроссвордов, викторин по конкретному произведению. Чтобы их разгадать, ребенку придется прочитать произведение.
  6. Создайте свой «самиздат» на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу, стихи, писать очерки об увиденном на природе, размышлять о том или ином событии.

    А затем оформите домашнюю стенгазету, где помещайте его творения. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости.

  7. Чтобы привить у детей любовь к словам и буквам, нужно с ними больше играть в словесные игры: загадывать-разгадывать загадки, ребусы, учить забавные скороговорки, частушки-прибаутки и т. д.

  8. Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно.

Не кажется ли вам, что указанные пункты не так сложно выполнить?

Главное — захотеть! Вы только представьте, какое огромное спасибо скажут вам сын или дочка, когда станут большими и начитанными…

МАМАМ И ПАПАМ О КНИГЕ

Если у ребёнка слёзы и капризы, Не берите, мамы, в помощь телевизор. Сын не разберётся, что там, на экране, И добрей и лучше от него не станет. И не упустите в этой жизни мига: Покажите детям, что такое книга. Объясните детям: злой всегда наказан. Добрый побеждает, быть им всяк обязан. Всюду торжествует правда, а не сила. В книге мир огромный: то, что есть — и было.

Дышат на страницах время и пространство, И зовёт с собою ветер дальних странствий. Подрастают дети и читают сами. Если есть вопросы, задают их маме. Мамы или папы, объясните детям: Книга — дар бесценный, что как солнце, светит. Пусть полюбят дети светлые страницы — И улыбкой доброй озарятся лица. Книга им поможет разобраться в жизни

И расти на радость маме и Отчизне.

Черных. с. Сива, Пермской области.

Познакомиться с лучшими книгами для чтения детей, а также отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты из них можно на сайтах: 

«БиблиоГид»

http://www.bibliogid.ru

Учителя и родители найдут здесь профессиональные рекомендации по вопросам, связанным с поиском книг, формированием читательского вкуса у детей, подчерпнут разнообразную полезную информацию о состоянии современной детской литературы.

«Папмамбук»

http://www.papmambook.ru

Интернет-журнал о детском чтении. Сайт для тех, кто воспитывает детей и читает им книги.

Вы хотите узнать, как правильно начинать знакомство малыша с книгами? Вы хотите найти книгу, которая будет интересна и полезна именно вашему ребенку? Книгу, которая станет посредником между ребенком и вами в разговоре на сложную тему? Книгу, которая поможет ему полюбить чтение? Вы хотите учить малыша самостоятельному чтению?

Тогда этот ресурс для вас!

Источник: https://gorbib.org.ru/roditelyam/chitayushchij-rebjonok

Нечитающее поколение цифровых детей – Логос

Читающие и нечитающие дети
Многие современные родители жалуются на то, что их дети абсолютно не читают. Откровенно говоря, и сами родители теперь читают мало. Некогда. Бешеный ритм жизни, усталость, перенасыщенность информацией. Сегодня для того, чтобы узнать о нашумевшем литературном произведении, достаточно посмотреть его экранизацию.

Зачем напрягать мозги и тратить время, если тебе в готовом варианте режиссеры и актеры дают свою интерпретацию романа. Даже «Гарри Поттера» теперь сначала смотрят, а потом, может быть, и прочитают.

Все закономерно! Нечитающее поколение цифровых детей родило новых «нечитаек» – поколение Z, которым книга, в принципе, не нужна.

Дети сегодня не читают!

Детские библиотеки время от времени проводят исследования, касающиеся количества читающих и не читающих детей. И вот к каким неутешительным выводам они пришли. 83% подростков сегодня не читают книги, то есть не имеют потребности в нарративе («нарратив» — от лат.

arrate — языковой акт, вербальное изложение), они предпочитают получение информации с помощью видеоряда. Современный человек, не только дети, предпочитают сегодня добывать информацию в клиповом режиме. Она доступна, и её больше. Хотя в большинстве случаев такая информация поверхностна, изобильна и скоротечна.

И навязана, так как любая экранизация – это насилие над фантазией автора книги и его потенциальных читателей, которые при самостоятельном погружении в художественную ткань произведения создают свои собственные, уникальные картинки действительности.

Для восприятия готового видеоряда не нужно погружаться в сложный литературно-художественный мир, участвовать в сотворчестве, создавать в мозгу фантастические миры, на основе созданных писателем образов. С одной стороны, казалось бы, это прекрасно. Зачем напрягаться лишний раз.

Время диктует свой способ получения необходимой нам информации. Неужели мы от этого становимся хуже? Просто разгружаем свой мозг, вынужденный разрываться от огромного количества накопленных человеческих знаний. Так-то оно так…

Мы стали другими…

Хуже, может быть, мы и не становимся. Мы становимся другими. Более холодными что ли, равнодушными, удаленными друг от друга. Для нас все менее актуальны непосредственные коммуникации, мы уходим в виртуальное общение, запираемся в своих квартирках, ограничивая свой мир экраном компьютера. И довольны…

Только вот довольны ли мы на самом деле? Многие люди стали намного острее чувствовать свое одиночество. Несмотря на развитие информационных технологий, человек все-таки остается общественным животным, и ему необходимо телесное и душевное прикосновение.

Сделать это с помощью интернета, конечно, можно. Но в очень большой степени такое прикосновение оказывается лишь иллюзией. Нажми кнопочку на системном блоке, и все погаснет. Никаких тысячи друзей, никаких миллионных лайков.

И будто не бывало той теплоты, которую дарит живое общение с человеком и глубокое погружение в созданный писателем мир. Книга не только компенсирует одиночество, она учит коммуникациям на живых жизненных примерах.

Это своего рода ненавязчивые инструкции к жизнеупотреблению, усвоив которые мы учимся любить, дружить и находить себя в мире людей.

Нужно ли детей заставлять читать?

Не нужно! Более того, если вы будете это делать, то получите обратный эффект. Вернуть современного ребенка и даже взрослого человека к книге можно только заинтересовав его теми невероятными бонусами, которые невозможно получить ни в самом современном кинотеатре, ни в самом продвинутом интернет-сообществе.

Что это за бонусы?
• катарсис. (Возвышающее просветление, возникшее в результате сопереживания героям или идеям книги);• эстетическое наслаждение;• развитие души;• самостоятельная работа мозга;

• понимание себя и своего места в мире.

Конечно, в нашем материальном мире, эти бонусы проигрывают по актуальности и во многом воспринимаются в качестве абстракций. Ну, как, например, измерить эстетическое наслаждение или рост души. Эти трудноуловимые вещи практически не поддаются определению. Как любовь, например. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, вам нужно помочь ему полюбить чтение.

Кажется, что это совершенно невозможно в современных условиях.

Зачем ему читать? У него вокруг тысяча легкодоступных источников информации, ярких, иллюстрированных, наглядных искушений, которые избаловывают и развращают, способствуют расслабленности, лености и пофигизму. И угрозы и предупреждения тут не действуют. Ему все равно. Ему не страшно услышать, к чему приводит лень. Тут нужны особые методы.

Откиньте палку, ремень или громкие угрозы. Станьте для своего ребенка маркетологом с уровнем «Бог», который заставит его почувствовать вкус к чтению и навсегда полюбить книги.

Ведь что такое книга, по большому счету. Это разговор по душам, которого так не хватает каждому из нас. Любой разговор такого уровня требует душевных усилий. И ваша задача – подготовить своего ребенка к этим усилиям.

Как это сделать?

Самый интересный и самый сложный вопрос. Для того, чтобы понимать ценность задушевного разговора, надо хоть раз в жизни поучаствовать в нем. То есть иными словами, не попробовав, не получишь желания вкусить. А еще одна подсказка: «Запретный плод сладок». То есть у вас есть две основные задачи:

• дать попробовать. Заставить ощутить наслаждение;
• создать ажиотаж, интригу «запретного плода», дефицита, потребности заполучить, разбудить азарт.

Первое можно сделать только путем чтения. Желательно в раннем возрасте. И вместе с малышом.

Если ваш ребенок хоть раз восхитится героями книг, от души засмеется вместе с вами над прочитанным, заплачет от горя, переживая о судьбе персонажей, поучаствует в увлекательных приключениях и будет хлопать от этого в ладоши и снова подсовывать вам книгу, чтобы вы прочитали дальше, то считайте, что вы справились с первым заданием. По мере взросления он будет сам добывать уже испытанные когда-то эмоции. Задача родителей заключается в том, чтобы под рукой вашего ребенка всегда была хорошая, интересная, увлекательная, яркая, добрая книга. Это может быть книга из вашего детства, которую вы еще помните по тому эмоциональному взрыву, который произошел в вашем мозгу после ее прочтения. Но не останавливайтесь на пройденном. Ищите книгу современную, близкую времени жизни вашего ребенка.

Художественная литература – это не просто источник информации, это своего рода, гумус, на котором растет наша душа. Хорошая книга формирует в нас человека. Учит жизни, помогает понять себя и мир, справиться с проблемами и найти ответы на волнующие нас вопросы. Вряд ли это возможно получить в полном объеме с помощью гугла.

Вообще поисковые системы в какой-то степени развращают нас, создавая иллюзию доступности любой информации. Мы уже не добываем ее сами путем мучительного поиска, мы получаем ее в готовом виде в Википедии или просто из интернета.

Но если бы взяли на себя труд проверить эту информацию на достоверность, то были бы чрезвычайно удивлены, как много ошибочных, спорных и заведомо ложных сведений распространено во всемирной паутине. Где истина? Что верно, а что ложно? Современный человек чаще всего не задумывается об этом и принимает на веру то, что находится в самом ближайшем доступе, то есть появляется по перовому клику.

Опытные маркетологи и те, кто занимается компьютерным продвижением рекламы, хорошо знают, как достичь первых строчек в поисковых системах. Но означают ли первые строчки действительно высокое качество информации? Вопрос, конечно, интересный…

Вторая завлекалочка относится к разряду интеллектуальных трюков. Вам нужно создать для ребенка ситуацию сомнения в достоверности получаемой легким способом информации. Вынудить его искать ее самостоятельно. Поняв, что его, мягко говоря, обманывают, ребенок начнет постепенно фильтровать информацию, увеличит количество кликов.

И если не надоест, докопается до истины, взрывая поисковики неожиданными запросами. И потратит столько же времени, сколько он потратил бы на чтение хорошей книги на ту же самую тему.

Заставить его поверить в силу умной литературы, которая способна научить его находить ответы на все вопросы не в гугле, а своей собственной голове, можно разными способами.

Например, создавая искусственные ситуации запрета. «Тебе еще рано читать такие книги». «Это слишком сложно для твоего компьютерного мозга». «Я и сама половины в этой книге не поняла. Но это бомба». «Эту книгу не читай. Все равно ничего не поймешь». «Эта книга названа лучшей книгой тысячелетия. Я прочитала. Муть какая-то».

Слушая эти и подобные высказывания, ребенок испытывает азартное желание попробовать самому, доказать, что его компьютерные мозги ничем не хуже ваших. А может быть, даже и лучше.

Ему хочется проверить ваше высказывание, и он невольно тянется к запретной книге, особенно, если вы иногда ненавязчиво и невзначай вспоминаете о ней.

Иногда наши дети поступают назло и вопреки нам, чтобы доказать своё превосходство или свою значимость.

Говорите с ним по душам

Есть и еще один, на мой взгляд, очень важный аспект общения, который поможет вашему ребенку ощутить притяжение книги как задушевного разговора с самим собой. Это наличие таких задушевных разговоров внутри семьи между близкими людьми.

Пусть даже ваш подросток вообще не берет книги в руки, разговаривайте с ним, проявляйте к нему любовь и знаки внимания, поддерживайте его. Подготавливайте его душу к самостоятельному душевному росту с помощью хорошей книги.

Просто говорите с ним обо всем на свете, в том числе и о героях книг, которые так похожи на вас и ваших знакомых.

И еще… Сами читайте! Можно тысячу слов сказать о пользе чтения своему ребенку, но при этом он ни разу не видел вас самого с книгой в руках. И все ваши призывы превращаются в таком случае в пустой звук.

Как бы ни развивался прогресс, куда бы ни уводили коммуникацию современные информационные технологии, мы всегда остаемся людьми, которым необходимо человеческое тепло, поддержка и понимание, научиться которому без хорошей книги практически невозможно.

В каком бы виде не существовала в будущем книга: электронном, звуковом, телепатическом – она останется с нами пока, будет жить человек. Потому что это уникальный учебник, задачник и подсказчик для нашей души.
Источник: http://www.myjane.

ru/articles/text/?id=17944

Источник: http://www.flylog.com.ua/nechitayushhee-pokolenie-tsifrovyh-detej/

Нечитающий ребёнок. Как мотивировать к чтению и надо ли?

Читающие и нечитающие дети

Современный ребенок, находясь в беспрерывном и плотном потоке информации, совершенно естественно для себя выбирает более легкий путь — визуальный контент. Книга же переходит в другую категорию занятий, более сложных и энергозатратных, требующих соответствующих условий, умений и желаний. Как заинтересовать детей чтением и стоит ли? Какую службу может сослужить книга и любовь к чтению?

1 2740 7 Апреля 2018 в 10:37

Ребенок не хочет читать. Нет у него такого желания. Говорит, не интересно и скучно, предпочитает другие занятия.

Одних родителей беспокоит такое положение вещей, других не очень. Как заинтересовать детей чтением и стоит ли? Какую службу может сослужить книга и любовь к чтению? Чтобы ответить на эти вопросы, разберемся со всеми составляющими ситуации с помощью знаний с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Почему сегодня дети не читают

Век информации, технологий, прогресса, скоростей и цейтнота. Сегодня детей окружает в десять раз большее количество информации, нежели их родителей в детстве. Источников масса: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, радио, бегущие строки рекламы, мониторы в транспорте и тому подобное. Потребление информации идет массивное, переработка — трудозатратная, нагрузка — колоссальная.

На самом деле сегодня дети читают намного больше, нежели читали их родители. Однако каково качество такого чтения?.. Меню в телевизоре, задания в компьютерных играх, сообщения в телефоне, переписка в мессенджерах и соцсетях. Всего этого не было в детстве их родителей, у которых основным источником знаний была книга.

Современный ребенок, находясь в беспрерывном и плотном потоке информации, совершенно естественно для себя выбирает более легкий путь — визуальный контент. Книга же переходит в другую категорию занятий, более сложных и энергозатратных, требующих соответствующих условий, умений и желаний.

Литература сегодня — это совсем другая история. Какая? Читаем дальше.

Зачем нужны книги, если есть гугл?

А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?

Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.

Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.

Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Когда ребенок читает текст без картинок, он непроизвольно создает в своем воображении образы героев, рисует картину происходящего, представляет сюжетную линию. Это самый действенный стимул для развития фантазии и образного мышления.

Формируя у себя в голове образ персонажа произведения на основании словесного описания, ребенок прорисовывает каждую деталь, создает сам своего героя, активно включается в творческий процесс, ощущает себя соучастником сюжета.

Впоследствии навык развитого воображения поможет ему стать успешным изобретателем, дизайнером или режиссером. Какое бы направление он ни выбрал, развитое воображение задаст ему высокую планку и даст прекрасную базу для созидательной деятельности.

Чтение классической литературы — это не только смена воображаемых картинок. Огромное значение имеют эмоции, которые ощущает ребенок при прочтении литературного произведения.

Именно через книги маленький читатель учится отличать оттенки переживаний и чувств, учится выражать их, называть словом, испытывает сострадание и участие к другим людям.

Дело в том, что такие эмоции, как сострадание, не являются врожденными, но могут быть развиты в ребенке.

Развитие чувств — это процесс, который проходит исключительно посредством чтения классической, то есть выверенной по смыслу, содержанию и нравственному посылу, литературы.

Погружаясь в сюжетную линию, сливаясь со своим героем, проживая его жизнь и приключения, радости и трагедии, ощущая его страдания как свои собственные, ребенок получает умение разделить с другим его несчастье, посочувствовать чужому горю, взять себе часть чужой боли и тем самым помочь, облегчить ее.

Это особенно важно для детей со зрительным вектором, так как их жизненное предназначение состоит в том, чтобы сочувствовать, сострадать, любить. Через проявление чувств они ощущают смысл жизни.

Однако развитие чувственной сферы не менее важно и для представителей других векторов. Осознание ценности жизни, внимание к чужим чувствам, навыки сострадания и неравнодушного отношения к другим людям — все это становится основой культурно-нравственного воспитания ребенка. Самый счастливый и успешный человек в жизни — это человек, который умеет считаться и ладить с другими людьми.

Именно через чтение наиболее эффективно происходит расширение словарного запаса. В контексте любое новое слово запоминается легче, ведь сразу возникают ассоциации с текстом, сюжетом, речью героя и тому подобным. Прочитывая слово, ребенок сразу понимает и запоминает, как оно пишется. Развивается зрительная память. Это же касается и знаков препинания, которые встречаются в литературе.

Большой словарный запас дает базу для формирования мыслей, позволяет более точно облекать свои мысли в слова. Мы думаем словами, а значит: чем больше у человека слов, тем больше возможностей. Возможностей объяснить свои желания, донести до другого что-либо, договориться, описать происходящее, быть интересным собеседником.

Чем шире спектр слов ребенка, тем легче ему понять обращенную к нему речь, легче учиться, общаться, узнавать новое.

Особенно это важно для людей со звуковым вектором, одно из главных занятий в жизни которых — думать и точно выражать свои мысли словом. Без набранного в детстве словарного запаса они испытывают трудности в жизни, общении и профессиональной реализации.

Выбор окружения

Очень часто мы, родители, жалуемся на плохое окружение, в котором растет наш ребенок. На улице хулиганы, в школе бездельники и двоечники и так далее. Какое влияние подобное окружение может оказать на растущую личность? Самое пагубное.

Когда же мы приучаем ребенка к чтению классики, мы окружаем его благородными рыцарями, отважными капитанами, веселыми выдумщиками и храбрыми воинами. Великие классические писатели и мыслители становятся тем окружением, которого так не хватает ребенку.

Зачастую только из книг ребенок может узнать, что такое честь, совесть, отвага, самопожертвование, ответственность за других, преданность своей идее, целеустремленность, умение мечтать, верить и любить всем сердцем.

Подрастая среди мушкетеров, Маленьких принцев, детей капитана Гранта и рыцарей Круглого стола, ребенок подсознательно будет тянуться к соответствующему окружению.

Ему будет элементарно не интересно рядом с интеллектуально бедными людьми — они будут говорить с ним на разных языках.

Это не значит, что он будет выскочкой или зазнайкой, нет, он сумеет поладить с каждым, но тянуться будет всегда к бОльшему, более совершенному, созидательному, человечному.

Окружение значительно влияет на развитие психики ребенка, поэтому его можно и нужно формировать посредством литературы.

Как зажечь интерес к чтению

Интерес к чтению не может возникнуть из-под палки. Только через вовлечение. Ребенок идет только за удовольствием.

Не хочет читать сам? Читайте ему. Заведите семейную традицию, хорошую привычку. Организуйте чтение перед сном, в ролях, читайте с выражением, передавайте эмоции, интригуйте. Это рождает интерес, толкает читать дальше, ведь на следующих страницах маячит удовольствие от захватывающих событий. Ребенок постепенно вовлечется и захочет читать сам.

Чтобы научить маленьких детей читать, Юрий Бурлан советует создавать у ребенка нехватку, когда он уже вовлечен в чтение. Начав читать какую-то интересную книгу, остановитесь на самом интересном месте с обещанием дочитать в другое время. Если время чтения слегка откладывать, поддерживая интерес к сюжету, то ребенок захочет прочитать книгу сам и будет просить научить его чтению.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что вы не расстаетесь с книгами. Покажите своим примером, как это увлекательно. Дайте понять, что вам это нравится, делитесь впечатлениями. Зачитайте любимые моменты, перескажите сюжет, опишите колоритного персонажа, используйте ставшие крылатыми фразы из книг.

Принцип получения наслаждения через продуктивную деятельность — это самое верное направление для развития ребенка. Пассивное потребление информации не имеет подобного эффекта.

Выбор книг

Важно, чтобы ребенок не просто читал что-то, а именно выверенную классическую литературу, и разумная цензура здесь необходима. Создавайте домашнюю библиотеку грамотно.

Полное отсутствие пугающих сказок, кровожадных чудовищ и поедания колобков и козлят, если мы говорим о маленьких детях! Это особенно важно для впечатлительных и пугливых детишек со зрительным вектором, для которых чтение подобной литературы может обернуться реальным ударом по психике и, например, ночными кошмарами.

В досягаемости ребенка не должно быть книг или видео с порнографическим или насильственным сюжетом. Книги на сострадание, сопереживание героям с примерами самопожертвования, трудолюбия, смелости и подвигов подойдут всем.

Если для вовлечения малыша идеально подходят красиво иллюстрированные книги, то после, когда он уже охотно читает сам, выбирайте произведения с минимальными иллюстрациями или вообще без картинок. Чем меньше ребенок, тем крупнее буквы.

Хорошая бумага, плотный переплет, богатый выбор книг — залог того, что ребенок заинтересуется.

Семейное чтение

Совместное чтение родителей и детей формирует крайне важную связь между членами семьи — эмоциональную. Она возникает в тот момент, когда сестры и братья или родители и дети проживают вместе одинаковые эмоции, вызванные книгой.

Жалея Гадкого утенка или Девочку со спичками, рыдая над утратой Детей подземелья или гибелью Белого Бима Черное ухо, разделяем друг с другом одни и те же чувства, учимся сочувствию, позволяем себе раскрыться, показать слезы, обнажаем сердце, и это нас объединяет.

Эмоциональный всплеск такого уровня развивает чувственную сферу ребенка, укрепляет доверие к родителям, создает связь с сестрами и братьями и, однозначно, зарождает желание к чтению.

Точечное вовлечение

Это высший родительский пилотаж — вовлечение в чтение через индивидуальные интересы каждого конкретного ребенка. Эффективность приближается к ста процентам.

Понимание особенностей психики ребенка, которое дают знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, позволяют предложить книги, соответствующие желаниям и склонностям ребенка.

Малыш со зрительным вектором с удовольствием почитает что-то о добре и зле («Золушка»), красоте внешней и внутренней («Красавица и чудовище»), силе истинной любви («Снежная королева»).

Ребенку со звуковым вектором интереснее будет читать об удивительных мирах и возможностях человеческого разума («Алиса в стране чудес»), открытиях в космосе и приключениях космонавтов («Тайна третьей планеты»), о сверхспособностях («Человек-амфибия»).

Все нюансы воспитания, обучения и развития в каждом из восьми векторов подробно разбираются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Заинтересовавшись один раз чтением, получив наслаждение от прочитанной книги, ребенок обязательно потянется за подобным удовольствием снова. Вам только останется вовремя пополнять библиотеку.

Читать взахлеб — это лучшее, что может случиться с вашим ребенком в детстве. Теперь вы знаете, как подарить ему эту радость.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/nechitajushhij-rebjonok-kak-motivirovat-k-chteniju-i-nado-li

Нечитающие дети цифрового поколения

Читающие и нечитающие дети

Многие современные родители жалуются на то, что их дети абсолютно не читают. Откровенно говоря, и сами родители теперь читают мало. Некогда. Бешеный ритм жизни, усталость, перенасыщенность информацией. Сегодня для того, чтобы узнать о нашумевшем литературном произведении, достаточно посмотреть его экранизацию.

Зачем напрягать мозги и тратить время, если тебе в готовом варианте режиссеры и актеры дают свою интерпретацию романа. Даже «Гарри Поттера» теперь сначала смотрят, а потом, может быть, и прочитают.

Все закономерно! Нечитающее поколение цифровых детей родило новых «нечитаек» – поколение Z, которым книга, в принципе, не нужна.

 Дети сегодня не читают!

Детские библиотеки время от времени проводят исследования, касающиеся количества читающих и не читающих детей. И вот к каким неутешительным выводам они пришли. 83% подростков сегодня не читают книги, то есть не имеют потребности в нарративе («нарратив» — от лат.

arrate — языковой акт, вербальное изложение), они предпочитают получение информации с помощью видеоряда. Современный человек, не только дети, предпочитают сегодня добывать информацию в клиповом режиме. Она доступна, и её больше.

Хотя в большинстве случаев такая информация поверхностна, изобильна и скоротечна.

И навязана, так как любая экранизация – это насилие над фантазией автора книги и его потенциальных читателей, которые при самостоятельном погружении в художественную ткань произведения создают свои собственные, уникальные картинки действительности.

Для восприятия готового видеоряда не нужно погружаться в сложный литературно-художественный мир, участвовать в сотворчестве, создавать в мозгу фантастические миры, на основе созданных писателем образов. С одной стороны, казалось бы, это прекрасно.

Зачем напрягаться лишний раз. Время диктует свой способ получения необходимой нам информации. Неужели мы от этого становимся хуже? Просто разгружаем свой мозг, вынужденный разрываться от огромного количества накопленных человеческих знаний.

Так-то оно так…

Что это за бонусы?

∙ катарсис. (Возвышающее просветление, возникшее в результате сопереживания героям или идеям книги);

∙ эстетическое наслаждение;

∙ развитие души;

∙ самостоятельная работа мозга;

∙ понимание себя и своего места в мире.

Конечно, в нашем материальном мире, эти бонусы проигрывают по актуальности и во многом воспринимаются в качестве абстракций. Ну, как, например, измерить эстетическое наслаждение или рост души. Эти трудноуловимые вещи практически не поддаются определению. Как любовь, например. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, вам нужно помочь ему полюбить чтение.

Кажется, что это совершенно невозможно в современных условиях.

Зачем ему читать? У него вокруг тысяча легкодоступных источников информации, ярких, иллюстрированных, наглядных искушений, которые избаловывают и развращают, способствуют расслабленности, лености и пофигизму. И угрозы и предупреждения тут не действуют. Ему все равно. Ему не страшно услышать, к чему приводит лень. Тут нужны особые методы.

Откиньте палку, ремень или громкие угрозы. Станьте для своего ребенка маркетологом с уровнем «Бог», который заставит его почувствовать вкус к чтению и навсегда полюбить книги.

Ведь что такое книга, по большому счету. Это разговор по душам, которого так не хватает каждому из нас. Любой разговор такого уровня требует душевных усилий. И ваша задача – подготовить своего ребенка к этим усилиям.

Не читает? 10 книг, которые увлекут даже самого нечитающего ребенка

Читающие и нечитающие дети

Заставить ребенка читать практически невозможно. Родителям это может быть не под силу, чего не скажешь об интересной книге. Есть такие: открываешь и пропадаешь из жизни, пока не дойдешь до последней строчки. И вот десять действительно отличных.

«Маленький Николя». Рене Госсини

Это целая серия книг о проделках культового для французских детей героя Николя, придуманного автором комиксов про Астерикса Рене Госсини.

Мальчик живет обычной для восьмилетнего ребенка жизнью.

У него большая семья и много друзей, с которыми он постоянно попадает в какие-то забавные ситуации. И читать о них очень интересно. Книга написана живым, остроумным языком с множеством разговорных оборотов.

Она понятна и близка детям всего мира, ведь такой Николя живет во многих из них.

«Что делать, если…» Людмила Петрановская

Книга известного детского психолога Людмилы Петрановской давно стала бестселлером среди детей и выдержала уже не одно переиздание. Это необычный путеводитель для детей, оказавшихся в сложной и непонятной для них ситуации.

Что делать, если ты один дома, а дверь звонит незнакомец? Стоит ли идти за человеком, который приглашает тебя посмотреть котенка? Как реагировать на насмешки одноклассников? И как самому не оказаться среди тех, кто травит других?

Ответы на эти и другие вопросы автор преподносит в действительно увлекательной и доступной форме, иллюстрируя рекомендации яркими примерами. Книга читается на одном дыхании как детьми, так и взрослыми.

«Омлет с сахаром». Жан-Филипп Арру-Виньо

Можем поклясться, что мальчики младшего школьного возраста влюбятся в эту книгу надолго. «Омлет с сахаром» — первая из четырех книг о приключениях семейки из Шербура, жившей во Франции во времена президента де Голля.

Сам автор предстает в роли одного из шести братьев Жанов, вокруг которых разворачивается сюжет истории.

Мальчишки веселые, неугомонные и очень похожие на Николя и его друзей из книги Госсини.

То и дело норовят что-нибудь натворить, заставляя бедных маму и папу устранять последствия их шалостей. Ну а как же еще – разве не так бывает в большой семье?

Одно название способно вызвать у детей дикий интерес. В книге британской писательницы Энн Фей повествование ведется от лица кота Таффи, который постоянно попадает не в то время и не в то место. Его приключения вызывают у детей смех и учат тому, что не стоит судить о ситуации, в ней не разобравшись. Котоманам читать обязательно!

«Саша и Маша». Анни Шмидт

Книга самой известной голландской писательницы просто не могла не стать бестселлером. «Саша и Маша» — это простые и очень человечные истории о двух маленьких друзьях (в оригинале Йипе и Янеке).

Они живут по соседству и много времени проводят вместе: ходят по магазинам, гуляют, играют, готовятся к празднику, шалят и куролесят.

Есть в книге и другие персонажи – кошка Стеша, которая не хочет играть, бродячая собака Таки, которая никак не научится разговаривать, и Кукла Таня, с которой в книге тоже много что происходит.

Эти забавные и близкие маленьким читателям истории захватывают с первой строчки и уже не хотят отпускать.

В России изданы пять сборников рассказов о Саше и Маше, все маленького формата – и в руках держать удобно, и с собой можно взять. И кстати, это одна из лучших серий для самостоятельного чтения до школы.

Дэв Пилки. Серия книг о Капитане-Подштаннике

Должны вас сразу предупредить, что эти книги-комиксы вызывают у читателей дикий хохот, и отобрать их у детей практически невозможно (а не об этом ли вы мечтали?).Харольд и Джордж — хулиганистые ученики четвертого класса, которые придумывают собственные комиксы, пытаясь оживить унылые школьные будни.

Однажды они превращают строгого директора школы в супергероя и называют его Капитаном Подштанником. Невинная шутка оборачивается против них самих, и происходят совершенно невероятные события, настоящие приключения, в которые вовлечены и мальчишки.

Автор рассказов – американский писатель и иллюстратор Дэв Пилки – создал поистине динамичный сюжет.

Рассказы короткие, читаются легко и свободно. В 2017 году история про Капитана-Поштанника была экранизирована.

«Чудо». Ар Джей Паласио

Представьте пятиклассника, который никогда не был в школе, и вот ему предстоит пойти в нее в первый раз в жизни. Ситуация непростая, но это еще не все. У Августа Пуллмана, а именно о нем идет речь, необычная и даже отталкивающая внешность – из-за редкого заболевания его лицо деформировано.

Как встретят его одноклассники? Что его ждет?

Книга рассказывает о многом: о мужестве, об отчаянии, о доброте и сострадании. Вещах, не чуждых подрастающему поколению. И именно это сделало ее такой популярной среди подростков. Кстати, в этом году вышел фильм по книге (но лучше сначала прочитать).

«Приключения Пети Осликова. Ребенка, который хотел, как лучше». Елена Соковенина

Книга повествует о жизни восьмилетнего Пети. Это самый обычный мальчик с такими же проблемами, как у любого современного ребенка. То ему в школу идти не хочется, то в комнате убирать, то болезни себе придумает, то наврет.

Маме Пети каждый раз приходится объяснять ему, почему так поступать неправильно. И каждая ситуация – для них опыт, приобретая который они оба становятся немного другими. При этом каждую ситуацию автор описывает легко, с юмором и где-то даже излишне простым, детским языком.

Но именно это делает книгу такой понятной и интересной для ребенка.

Арнольд Лобел, серия книг про Квака и Жаба

Американский писатель Арнольд Лобел придумал около 70 историй о двух лягушках – Кваке и Жабе, которыми зачитывается уже не одно поколение детей.

Рассказы хороши как для малышей 2-3 лет, так и для ребятишек, начинающих читать самостоятельно – тексты короткие и увлекательные, буквы крупные и иллюстраций много.

Всего в России вышло четыре книги про Квака и Жаба – все они наполнены историями о настоящей дружбе и готовности всегда прийти на помощь.

«Лафкадио, или Лев, который отстреливался». Шел Силверстайн

Это самая первая книга художника, поэта и музыканта Шела Силвестайна, вышедшая чуть меньше 40 лет назад и уже признанная классикой детской художественной литературы. Молодой лев Лафкадио, увидев охотников, окруживших прайд, стал отстреливаться.

Это обстоятельство полностью изменило его жизнь, перенеся из дикой саванны на арену цирка. Но жизнь в «каменных» джунглях пришлась льву не по вкусу.

Как найти себя и стать счастливым – ответ на этот вопрос раскрывает сюрреалистичная история Лафкадио, покоряющая читателей всех возрастов и сегодня, спустя несколько десятков лет после ее выхода в свет.

Кстати, все эти книги вы можете начинать читать ребенку сами вслух.

Потом — предложить ему читать по очереди. А потом, скорее всего, одна из них его захватит настолько, что ему обязательно захочет продолжить уже самостоятельно.

Источник: https://milayaya.ru/deti/sovety-dlya-mam/ne-chitaet-10-knig-kotoryie-uvlekut-dazhe-samogo-nechitayushhego-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.