Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Содержание

Отобрание ребенка у отца

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Как только семейный конфликт выходит за рамки семьи и становится предметом судебного рассмотрения, вопросы о том, надлежащее или ненадлежащее воспитание получает ребенок в семье, в какой степени это предопределено сознательными действиями родителей и насколько отвечает интересам ребенка сохранение межличностной связи с родителем (родителями), перестают быть исключительно частным делом и встают перед органом публичной власти. Здесь оценка воспитательного процесса должна даваться с публичных позиций, поскольку внутрисемейное неблагополучие, асоциальность и аморальность ребенка, его родителей «выплескиваются» на российское общество, а применительно к текущей ситуации можно сказать, что и «захлестывают» его.

Что такое отобрание ребенка и чем оно обусловлено

Кроме того, отобрать ребенка можно не только у родителей, но и у других лиц, у которых он находится на попечении. К таким лицам могут относиться и другие родственники, например, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, а также воспитательные учреждения.В соответствии с абз.2 п.1 ст.

77 СК РФ немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.Правом отобрать ребенка у родителей и иных лиц наделены органы опеки и попечительства.

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Внимание Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26—28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При отобрании ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Сам себе адвокат

Семейное, наследственное право (библиотека) ¦ ¦ Семейное право России () ¦ ¦ Карта раздела ¦ ⇐ Ограничение родительских прав и его отмена Применение таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родителей родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка.

Статья 170. отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав

СК РФ)Первое, на что стоит обратить внимание, — в данном случае речь идет об отобрании именно у родителей. Иными законными представителями детей могут быть учреждения (Детский дом, Дом малютки, Приют и т.п.

), усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели (в случае если данная форма устройства распространена в соответствующем субъекте федерации).

Кроме того, дети могут находиться у родственников, не являющихся законными представителями, или у посторонних лиц.

Порядок изъятия детей от вышеуказанных лиц регулируется ИНЫМИ нормами права. 1. Лишение родительских прав Основания для ЛИШЕНИЯ родительских прав указаны в ст. 69 СК РФ. Решение о лишении родителя прав выносится судом по месту нахождения ответчика (одного из них).

Семейное право россии

Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребенка.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимает при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей).

Изъятие ребенка из семьи органами опеки

Источник: http://advokat-burilov.ru/otobranie-rebenka-u-ottsa/

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Российское законодательство предусматривает случаи, когда уполномоченные органы могут временно забрать несовершеннолетнего из семьи при наличии особых обстоятельств. Как это происходит, кто этим занимается, какие последствия влечет данная процедура и что делать родителям – все это мы рассмотрим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Отобрание ребенка

Само словосочетание «отобрание ребенка» звучит для многих непонятно и пугающе, но на самом деле это вынужденная мера, которая применяется крайне редко. Отобрание ребенка без лишения родительских прав происходит при непосредственной угрозе его жизни или здоровью со стороны родителей или опекунов/попечителя.

Основания и порядок отобрания по закону

По статье 77 СК РФ, немедленное отобрание ребенка происходит при наличии специального документа (тут два варианта: либо акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акт главы муниципального образования). Забирает несовершеннолетнего орган опеки и попечительства, который сразу же информирует об этом прокурора и обеспечивает его местом для временного проживания.

Данная мера применяется редко и в особых случаях, когда нахождение детей вместе с их родителями или опекунами/попечителем реально опасно. Например, младенца не кормят, не дают ему воды, не моют – в таком случае органы опеки и попечительства могут его забрать. Или же непослушного подростка запирают дома, избивают, издеваются – в этом случае тоже несовершеннолетнего забирают.

Чаще всего детей забирают из семей алкоголиков или наркоманов, которые проживают в грязных помещениях, почти непригодных для нормальной жизни.

Проще говоря, из таких семей, которые нельзя назвать семьями в принципе. Отобрание несовершеннолетнего прежде всего направлено на защиту его жизни и здоровья, как физического, так и психического.

Часто после отобрания несовершеннолетним требуется медицинская и психологическая помощь, поэтому орган опеки и попечительства первоначально может направить их в медицинское учреждение.

Далее при возможности и с учетом мнения специалистов детей могут направить к близким родственникам.

Незаконное отобрание

Может быть и такое, что детей отбирают незаконно.

Например, случай из реальной судебной практики − воспитательница в саду увидела пару синяков у маленькой воспитанницы и пошла жаловаться в органы, потому что она предположила, что ее бьют.

Такая бдительность воспитателя повлекла за собой отобрание девочки, а после — суды и разбирательства (к счастью, все обошлось, и малышку вернули в семью).

По сути, синяк – это не основание для того, чтоб незамедлительно забрать несовершеннолетнего из семьи. Но проблема в том, что почти невозможно признать отобрание незаконным, так как нет конкретного перечня случаев, когда нужно производить данную процедуру. Поэтому руки у органов в этом плане развязаны, и они поступают по своему усмотрению.

Важно! Немедленное отобрание ребенка производится на основании постановления об отобрании ребенка у родителей. Если такого акта нет, то можно считать это действие незаконным.

Однако по факту чаще всего несовершеннолетнего сначала отбирают, а потом составляют документ, потому что в большинстве случаев оставление детей с их родителями или законными представителями действительно опасно, и медлить нельзя.

Как защитить свои права

Как же защитить свои права, если незаконно отобрали ваше чадо? Если у вас все в семье в порядке – ваши сын или дочь сыты, одеты, ходят в садик или школу, их никто не бьет и не издевается над ними — то бояться нечего, детей вам вернут.

Конечно, ситуация ужасная, но все обстоятельства выясняются путем опроса соседей, близких родственников, работников школы или сада, куда ходит ваш ребенок. В любом случае, все выяснится, поэтому главная задача родителей – вести себя адекватно, дабы у органов опеки сложилось нормальное впечатление о вас, и они не потребовали лишить вас родительских прав.

Также, если вы родитель, обратите внимание, что в течение семи дней на вас должны подать в суд, а если у вас забрали чадо, да еще и в суд не подают – это повод судиться с ними.

Внимательно изучите закон, следите, чтобы ваши права не нарушали и при необходимости обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

Полезно знать:

Права и обязанности детей в российском семейном законодательстве

Как реализуются и охраняются имущественные права ребенка

В каком случае совершеннолетние дети платят алименты на содержание родителей

Обязанности органа опеки

Если у вас отобрали ребенка, то орган опеки и попечительства в течении 7 дней должен подать иск в суд. Иногда отобрание ребенка происходит без лишения родительских прав – например, орган опеки может попросить суд лишь ограничить их.

Также выше мы перечислили другие обязанности органа − уведомление об отобрании и временное размещение несовершеннолетнего. задача органа опеки – защита детей, а не разрушение семей, поэтому все проводимые действия должны быть в интересах ребенка и для его блага.

Заключение

В статье мы рассмотрели, в каких случаях орган опеки и попечительства может немедленно изъять несовершеннолетнего из семьи и какие последствия для ребенка и родителей это повлечет. Главной проблемой такой процедуры является отсутствие конкретного списка обстоятельств, при которых несовершеннолетнего забирают из семьи.

Получается, органы опеки и попечительства действуют лишь по своему усмотрению, а это не всегда может быть справедливо и необходимо, и наоборот – беспечный сотрудник не обратит внимание на опасную ситуацию, а ребенок может пострадать или погибнуть. Будьте внимательны к своим и чужим детям, ведь они как никто другой нуждаются в нашей защите и помощи.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/semejnoe/otobranie-rebenka-chto-delat-roditelyam.html

Отобрание детей без лишения родительских прав

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Ст. 85 Кодекс РБ о Браке и Семье 278-З от 9.07.1999 г.

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него. Родители имеют на общение с ребенком в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса .

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится.

Статья 85

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него. Родители имеют право на общение с ребенком в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится.

Страница 1 из 3

§ 6. Ограничение родительских и его отмена

6.1. Основания, порядок и правовые последствия ограничения родительских прав6.2. Отмена ограничения родительских прав6.3. Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей

6.1. Основания, порядок и правовые последствия ограничения родительских прав

Помимо лишения родительских прав СК (ст.

Семейный кодекс, N 223-ФЗ

1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских).

2. Ограничение родительских допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских допускается также в случаях, если оставление с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Кто имеет право на предъявление иска об отобрании ребенка без лишения родительских прав?

Круг лиц, управомоченных предъявить иск об отобрании ребенка без лишения родительских прав, шире, чем перечень лиц, которые вправе требовать лишения родительских прав.

Иск об ограничении может быть предъявлен одним из родителей ребенка, другими близкими родственниками, органами и учреждениями, на которые возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних детей (органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних, учреждениями социальной защиты населения), а также дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными и другими подобными учреждениями и прокурором.

Правовые последствия отобрания детей без лишения родительских прав существенно отличаются от последствий лишения родительских.

Ответственность родителей за воспитание детей!

Дата: 28 октября 2015 в 17:37. обновлено 28 октября 2015 в 17:39

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди.

1. Суд может постановить решение об отобрании ребенка от родителей или одного из них, не лишая их родительских прав, в случаях, предусмотренных пунктами 2—5 части первой статьи 164 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, если оставление ребенка у них опасно для его жизни, здоровья и нравственного воспитания.

В этом случае ребенок передается другому из родителей, бабке, деду, другим родственникам — по их желанию или органу опеки и попечительства.

2.

Лишение и ограничение родительских прав

Источник: http://pomoshjuristov.ru/otobranie-detej-bez-lisheniya-roditelskih-prav-55477/

Отобрание детей «по-московски» | Милосердие.ru

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Фото с сайта t-l.ru

Департамент соцзащиты Москвы предпринял попытку регламентировать процедуру отобрания ребенка из семьи, если ему в этой семье угрожает опасность. Обсуждение документа, содержащего свод правил для сотрудников органов опеки и правоохранительных органов, началось в Общественной палате города 2 марта.

С тех пор разработчики Регламента получают сотни писем с ми, дополнениями и поправками. Общественность не на шутку встревожена: одни эксперты высказываются резко против документа, другие видят в нем, при несовершенствах, шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией произвола опек.

Наибольшую критику вызвали следующие положения Регламента:

1. Возможность отобрания ребенка в ночное время и в нерабочие дни.

2. Право сотрудников полиции проникать в жилище граждан без согласия проживающих там лиц.

«В случае отказа родителей (законных представителей) предоставить доступ в квартиру для проведения обследования, при наличии оснований полагать, что ребенок, находящийся в квартире, находится в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, сотрудник ОМВД в соответствии со статьей 15 Федерального закона 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» принимает решение о проникновении в жилое помещение», — говорится в тексте Регламента. На самом деле статья 15 закона «О полиции» допускает такое проникновение исключительно для пресечения преступления или для выяснения обстоятельств несчастного случая, под которым «право понимает ситуацию, приведшую к смерти человека или стойкой утрате им работоспособности», а вовсе не при «наличии оснований полагать», подчеркивают противники Регламента.

3. Создание консилиумов с участием отобранных органами власти общественных организаций и их участие в «выходе в семью». Эти лица не имеют права получать конфиденциальную информацию о жизни семьи без согласия родителей, отмечают критики документа.

Свое мнение о документе высказали «Милосердию.

ru» Галина Семья, доктор психологических наук, член Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве, Павел Парфентьев, генеральный директор аналитического центра «Семейная политика.РФ».

Галина Семья: заинтересованность опек в отобрании — миф

Галина Семья. Фото с сайта riafan.ru

«Сегодня все действия органов опеки и попечительства, а также МВД регулируются законами, относящиеся к 90-м годам прошлого века: статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации (1996 г.), статьями 13 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», — говорит Галина Семья, член Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

— К сожалению, эти документы содержат немало неточностей, некоторые противоречия, позволяют широко и неоднозначно толковать заложенные в них нормы.

На федеральном уровне нет критериев определения непосредственной угрозы, нет понятного механизма процедуры разлучения ребенка с родителями, который мы называем отобранием. Нет механизма возврата ребенка обратно в семью, если выясняется, что отобрание было без достаточных оснований. Процедура разлучения ребенка с родителями варьируется, юридические формулировки размыты.

Разработке в Москве единого Регламента в рамках существующего законодательства – это реальный шаг к созданию понятной всем, и специалистам, и родителям процедуры защиты жизни и здоровья ребенка, считаета Галина Семья.

«В регламенте указан порядок действий, сроки передачи информации, принятия решения, оформляемые документы, обязанности всех участников, в том числе в отношении информирования родителей.

Все это позволяет минимизировать риски незаконного отобрания детей у родителей.

Когда оцениваешь регламент, надо все время помнить, что целью работы любых специалистов является сохранение кровной семьи для ребенка. Для специалистов ОПП это записано в их профессиональном стандарте.

Сегодня существует много разных мифов. Один из них заключается в том, что ООП и региональные власти заинтересованы в большом количестве отобраний для передачи их потом в замещающие семьи («рынок детей»), а сами специалисты, учреждения за это получают деньги.

Это происходит потому, что мало кто интересуется целями государственной политики, а это — сокращение числа детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот. Уменьшить их за счет семейного устройства стало сложно: в региональных банках данных практически остались дети-инвалиды, сиблинги (братья и сестры) и старшие подростки.

Реально сократить их число можно только за счет качественной профилактической работы по сохранению кровной семьи, уменьшения числа родителей, которых лишают родительских прав.

Я бы сказала, что скорее стали меньше выявлять детей в социально опасном положении. Практически каждый специалист может рассказать вам свои истории увечья или гибели ребенка из-за того, что медлили с отобранием.

По данным Верховного Суда, в 2015 году по ст. 77 Семейного кодекса было отобрано чуть более 3,4 тысячи детей (на 28 млн детей в РФ).

13 семей подавали апелляции на неправомерность лишения их родительских прав, из которых 3 было удовлетворено

Другой миф – это ссылки на некие американские исследования, в которых якобы доказано, что жестокое обращение с ребенком, включая сексуальное насилие, наносит меньший вред, чем разлучение ребенка с такими родителями.

Якобы не надо разрывать порочный круг насилия, который воспроизводится в таком случае из поколения в поколение, не нужно оказывать ребенку психологическую помощь и реабилитацию. Но во всем мире это считается преступлением и навсегда разрушает жизнь человека».

Евгений Бунимович: главный плюс Регламента в том, что он появился, но есть и минусы

Евгений Бунимович. Фото с сайта mel.fm

«Такая исключительная мера, как отобрание ребенка из семьи, должна происходить в очень четких и внятных юридических и этических границах, — подчеркнул Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве. — Внятное описание, что в какой ситуации нужно делать, мне кажется правильным. Например, необходимо оговорить, кто именно в обязательном порядке должен быть прежде всего оповещен о возникновении подобной ситуации.

К сожалению, некоторые нормы семейного законодательства недостаточно конкретизированы, что допускает возможность весьма субъективных и широких трактовок – и это в чрезвычайно важных для дальнейшей судьбы ребенка и семьи кризисных ситуациях!

Главный плюс этого документа именно в самой попытке прописать границы, регламент действий.

Важны и попытки регламента прописать участие многих специалистов – психологов, юристов, участие общественных организаций, занимающихся помощью семьям и детям.

Плюс проекта и в том, что он представлен для общественного обсуждения. Полагаю, надо продолжить обсуждение, учесть различные мнения, активно поступающие замечания и предложения.

В чем минусы? Во-первых, в сегодняшнем варианте есть излишнее регламентирование, а во-вторых, там есть места, которые не стыкуются с федеральным законодательством.

Нестыковки связаны как с излишней детализацией, так и с туманностью самого федерального законодательства.

Мы с юристами нашего аппарата высказываем свои замечания и предложения к проекту регламента и отдельным его спорным пунктам.

К сожалению, федеральное законодательство само не всегда стыкуется с практикой. Оно позволяет одну и ту же ситуацию рассматривать и так, и этак.

Я нередко вижу растерянность сотрудников органов опеки, причем не тех, кому можно было бы предъявить претензии в непрофессионализме, но и добросовестных, профессиональных людей, которые спрашивают, как им быть в той или иной ситуации. Очень по-разному трактуется угроза здоровью ребенка.

«Жестокое обращение», «семья в опасном положении» – то же самое. Получается, что эти серьезнейшие вещи законодательство оставляет на усмотрение тех людей, которые принимают решения».

Павел Парфентьев: документ очень сырой и нарушает неприкосновенность частной жизни

Павел Парфентьев. Фото с сайта parfentiev.ru

«Я не вижу позитивных черт в этом Регламенте, — сказал Павел Парфентьев, генеральный директор аналитического центра «Семейная политика.РФ». — Документ очень сырой. — Во-первых, в нем есть положения, которые вступают в прямое противоречие с нормами федерального законодательства.

Есть конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, на приватность информации о семейной и частной жизни, и никакой подзаконный акт не может вводить дополнительные ограничения этих прав.

Между тем в регламенте есть положение о том, что сотрудники полиции могут входить в жилище граждан «при наличии оснований полагать», что внутри совершаются какие-то противоправные действия и есть угроза жизни и здоровью ребенка.

Это очень расплывчатая формулировка, и она закону не соответствует.

Во-вторых, полностью противоречит законодательству предложение, чтобы в праздничное и ночное время отобранием детей занимались полицейские. По действующему законодательству полиция вообще ни в каком случае не может отбирать детей у родителей.

Без суда это могут делать только органы опеки в порядке статьи 77 Семейного кодекса, то есть при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью. С другой стороны, сотрудники органов опеки не могут сами входить в жилище без согласия граждан.

Если органы опеки получают сигнал, что там происходит преступление, они должны информировать об этом полицию. Полиция может входить в жилище граждан, исходя из закона «О полиции» и из закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Если полицейские, войдя в дом, увидели, что есть нужда в представителях опеки, тогда уже они приглашают опеку. Это два независимых органа, и их независимость друг от друга в какой-то мере гарантирует права граждан. То есть это не будет один человек, который и дверь ломает, и детей забирает.

В-третьих, регламент предполагает возможность рассматривать ситуацию в семье на каких-то консилиумах с участием общественников. Привлекать общественников к обсуждению информации о семье без ее согласия незаконно, это будет нарушением законов «О защите информации» и «О персональных данных»».

Парфентьев считает, что регламент, прежде всего нужно привести в соответствие с нормами федерального законодательства.

По мнению эксперта, в документе должно быть уточнено, когда действительно существует «непосредственная угроза жизни и здоровью». Наконец, регламент должен содержать нормы, не допускающие вмешательство в жизнь семьи в отсутствие такой угрозы. Нельзя отбирать ребенка даже при угрозе, если есть другие, менее радикальные способы решения имеющихся проблем семьи, отметил Парфентьев.

Как собираются улучшить Регламент?

Фото с сайта gazeta.bn.ru

Галина Семья перечислила некоторые предложения по улучшению Регламента, которые обсуждались в Общественной палате Москвы:

— создать дежурную мобильную бригаду специалистов опеки, которая круглосуточно готова выехать по сигналу в семью (сейчас ночью и в праздничные дни на место выезжает только МВД);

— прописать процедуру действий специалистов, если в семье много детей, а насилие выявлено только в отношении одного;

— прописать, как учесть мнение ребенка и его желания, и как их выяснить у детей разного возраста;

— как обеспечить после отобрания помещение ребенка в ближайшее окружение – к родственникам или знакомым;

— как обеспечить, если ребенок доставлен в больницу или приют, немедленное информирование родственников, к кому и как они могут обратиться за получением информации о месте нахождения ребенка;

— как обеспечить возможность родителям изложить свою точку зрения и объяснить произошедшее;

— как восстановить авторитет родителей, у которых безосновательно отобрали ребенка.

Эти и другие предложения разработчики Регламента обещали учесть и представить на следующей встрече, сообщила она.

Федеральные предложения будут сформулированы в конце марта
На федеральном уровне также ведется работа над подготовкой различных законодательных актов, касающихся изъятия детей из семьи.В начале 2017 года Владимир Путин поручил Минтруду, Общественной палате и уполномоченному по правам ребенка подготовить анализ этой проблемы. Во исполнение поручения проводится мониторинг практики отобрания детей в различных регионах. В ОПРФ собирают предложения общественных организаций, анализируют обращения граждан. Дважды проходили общественные слушания.На основе уже имеющегося материала ОПРФ направила в Минтруд письмо с предложениями по внесению изменений в законодательство. В основном они касаются ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».В свою очередь, Минобрнауки готовит изменения в Семейный кодекс РФ.

Одновременно поправки к законодательству, в том числе к Семейному кодексу РФ, готовит рабочая группа в Совете Федерации.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ планирует к концу марта обобщить итоги мониторинга в некоем сводном документе.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/otobranie-detej-po-moskovski/

Отобрание ребенка: что это такое, причины, последствия

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

Законодательство России строго блюдет соблюдение прав и обязанностей ее граждан, в частности семейные правоотношения.

Случается, что в семье происходят конфликты и права ребятишек, рожденных в этом союзе нарушаются.

Существуют различные наказания для родителей за подобные провинности.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Самые строгие наказания – лишение родительских прав и возможности участия в родительских правоотношениях, а также тюремное заключение за самые грубые нарушения закона.

Но, не все деяния могут быть подвержены столь строгой ответственности. Поэтому, семейный кодекс РФ предусматривает менее грозные наказания для нерадивых родителей. Например, ограничение прав или отобрание ребенка без лишения прав.

Что такое отобрание ребенка и для чего нужно

Сама по себе формулировка данной меры ответственности перед детьми звучит устрашающе, и многих родителей, не обремененных знанием законов, ввергает в шок и заставляет бояться применения ее по отношению к своим ребятишкам.

Для чего применяется эта формулировка и что она означает? 

Важно понимать, что при осуществлении своих прав и обязанностей, не позволительно применять насилие и жестокость в отношении отпрысков, причинять вред физическому, психоэмоциональному, нравственному здоровью. 

Не разрешается также применять в воспитании меры устрашения, угроз, запугивания, экономического насилия, строгих наказаний, способных повлиять на развитие ребенка и социализацию в гражданско-правовом обществе.

В случае уничижения достоинства ребенка, оскорбление его чести, жестокого отношения в процессе воспитания, эксплуатации и насилия применяются меры наказания.

Такие ситуации требуют немедленной реакции правоохранительных органов и органов опеки по изоляции обидчиков от несовершеннолетнего гражданина. Для этого применяется первичная мера наказания – отобрание отпрыска от своих биологических провинившихся родственников.

Основания

Просто так, безосновательно или по собственному желанию никто не вправе отобрать малыша у его законных представитель. Для осуществления процедуры потребуется предоставить органам опеки весомые причины и доказательства правомерности требований по изъятию малыша.

Семейным кодексом РФ строго регламентированы ситуации, в которых допустимо отобрание ребенка у законных представителей:

  • согласно пункту 5 статьи 71 ск рф, процедура проводится при лишении обоих родителей прав на воспитание детей;
  • согласно пункту 4 статьи 74 ск рф, данная мера допустима при ограничении биологических представителей в их правах по отношению к ребенку;
  • п.2 ст 64 ск рф разрешает к проведению отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав, если ни один из них не в состоянии обеспечить материальное существование своего отпрыска (на основании справок о доходах и состояния жилищных условий);
  • статья 77 ск рф разрешает отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Порядок изъятия отпрысков у родителей регулируется органами опеки.

Стоит отметить, что данная мера направлена именно в отношении нерадивых биологических пап и мам, отобрать ребятишек у других законных представителей или опекунов, которыми являются детские учреждения и родственники, не представляется возможным на основании вышеперечисленных статьей семейного кодекса РФ.

Процедура

Помимо причин безотлагательного изъятия несовершеннолетнего гражданина из биологической семьи, стоит рассмотреть подробно саму процедуру этого процесса.

Кратко процедура отобрания ребенка выглядит следующим образом:

  1. Выявляется наличие оснований для предъявления жалобы вторым родителем или другим членом семьи (это могут быть угрозы жизнью и здоровью, применение насилия в семье, нищенское существование и бродяжничество).
  2. Предъявления жалобы или заявления родственниками на основании выявленных нарушений в семье, где проживает несовершеннолетний.
  3. Незамедлительная реакция органов опеки и правоохранительных организаций по устранению нежелательного влияния на несовершеннолетнего.
  4. Вынесение органами исполнительной власти субъекта федерации постановления о незамедлительном отобрании ребенка при угрозе жизни и здоровья.
  5. Представителями органов попечительства над детьми осуществляется изъятие ребятишек от безответственных опекунов на законных основаниях.
  6. Проведение расследования в отношении совершенных деяний родственниками несовершеннолетнего и установление необходимых мер ответственности.
  7. Применение необходимых мер ответственности по отношению к биологическим попечителям изъятых детей (это может быть ограничение и лишение их прав, в зависимости от степени нарушения закона).

Для возбуждения уголовного дела в отношении грубых нарушителей семейного кодекса рф, органы опеки сообщают прокурору о проведенной ими процедуре отобрания и о факте содержания ребенка в ненадлежащих условиях, угрожающих жизни и здоровью, а также о применении насилия по отношению к несовершеннолетнему.

Факт актуальных условий содержания детей в семье должен быть подтвержден актом, закрепляющим проведение исследования этих условия и основания расследования.

При отобрании ребятишек, органы опеки обязаны обеспечить устройство детей, оставшихся без попечения родителей в детские социальные организации временного пребывания, осуществляющие реабилитационные работы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей.

В течение одной рабочей недели после отобрания ребятишек от семьи, представители органов опеки предоставляют исковое заявление в судебную инстанцию на рассмотрение вопроса об ограничении или лишении прав биологических родителей с целью обезопасить несовершеннолетних от пагубного влияния родителей.

Последствия

Последствия данной меры зависят от того, какие предпримет действия судебная инстанция в отношении безответственных попечителей.

Это может быть полное или частичное лишение прав с утратой возможности контакта с отпрысками в установленном порядке или без утраты этого права.

Также, при тяжком причинении вреда физическому или психоэмоциональному состоянию ребенка, нерадивых родителей судья приговори к тюремному заключению.

Возможны менее строгие наказания, которые повлекут за собой частичную утрату возможности самостоятельного воспитания отпрысков и влиянию на них родителей.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-roditelej/otobranie-rebenka.html

Отобрание ребенка у родителей

Даже если конфликт рискует перейти на уровень публичного обсуждения, необходимы меры для поиска семейного консенсуса — это задача специалистов: педагогов и психологов органов опеки и попечительства.

Предоставлением ребенку, особенно в переломном для него возрасте переосмысления социальных связей и самоутверждения, возможности самостоятельного обращения в суд законодатель способен лишь углубить конфликт внутри семьи на будущее, расширить путь для вмешательства во внутренние дела семьи, что видится опасной тенденцией правового регулирования отношений между родителями и детьми.

Не удивляет волна неприятия общественностью России западного варианта «ювенализации» российского права, краеугольный камень которого она видит в разрушении семьи через противопоставление интересов ребенка интересам родителей и семьи в целом.

Юридические услуги в курске

Отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни и здоровью Наиболее пугающим и часто обсуждаемым в СМИ является 4-й случай — отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью. Такое отобрание происходит на основании решения органа опеки и попечительства.

Под непосредственной угрозой в теории и практике права понимается реальная, конкретная, существующая в данную минуту угроза, которая с необходимостью породит наступление общественно опасных последствий в виде вреда жизни или здоровью ребенка.

Если угроза существовала 5, 10 минут назад или только ВОЗМОЖНО будет существовать через несколько часов или дней, отобрание ребенка невозможно.


Кроме того, следует особо подчеркнуть, что при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства, последний обязан НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО уведомить прокурора.

Иск об отобрании ребенка у отца

Конвенции о правах ребенка ООН исходят из недопустимости разлучения детей и родителей без их согласия и предполагают такую возможность только при определенных условиях и в соответствии с установленными процедурами. При этом в качестве общего правила гарантируется систематическое личное общение разлученных родителей и детей, даже если они проживают в разных государствах.

В основе этого подхода, нашедшего отражение в ст. 55 СК, лежит понимание значимости сохранения социальных связей между ними не только в отношении конкретных родителей и детей, но и общества в целом. Конвенция о правах ребенка (ст. 5) и Семейный кодекс РФ (п.

1 ст. 63) отдают приоритет в воспитании ребенка в первую очередь его родителям, одновременно возлагая на них соответствующую обязанность и ответственность за воспитание, что также небезосновательно.

Временное изъятие по заявлению родителей И последняя ситуация, которая часто характеризуется как отобрание, однако им не является.

При проведении контрольных актов обследования семей группы риска сотрудники опеки зачастую видят ситуации, когда родители явно не справляются с воспитанием детей, дети больные, голодные, страдают педикулезом, в доме отсутствует элементарная еда (молоко, хлеб, суп и т.п.).

В таких случаях, родителям предлагают поместить ребенка в учреждение временного пребывания. Основанием для этого помещения может служить личное заявление родителей (одного из них).

На время нахождения ребенка в учреждении родителям предлагают пройти реабилитационные мероприятия: лечение у врачей, консультацию у психологов, предлагается работа из перечня имеющейся в Службе занятости населения, принимаются меры по оформлению необходимых документов.

Источник: http://pbcns.ru/otobranie-rebenka-u-ottsa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.