Как стать наставником ребенку-сироте?

Содержание

Как наставник изменил жизнь 12-летнего мальчика. Плоды программы наставничества для детей-сирот

Как стать наставником ребенку-сироте?

В Украине, благодаря общественной организации «Одна надежда», уже 9 лет существует программа Наставничества для детей-сирот. В 2016 году Наставничество стало официальной, законной формой помощи детям. Теперь волонтеры могут не просто приезжать в интернат ко всем детям, а стать личным наставником для одного ребенка, дружить с ним и помочь именно ему в жизни!

Сейчас, чтобы стать наставником, необходимо:

  • просто обратиться в ближайший к вам Центр социальных служб для семьи детей и молодежи,
  • написать заявление,
  • собрать документы,
  • пройти обучение,
  • подписать Договор о наставничестве. 

С этого момента вы не обязаны устроить жизнь ребенка на все 100%, или сделать так, чтобы он поступил в ВУЗ, вам не нужно быть с ним рядом 24/7.

Вы просто становитесь официальным другом для одного ребенка, который так нуждается в том, чтобы к нему регулярно приходили и общались, поддерживали его.

Вы будете проводить с ним время, куда-то ходить по возможности, слушать его, рассказывать что-то интересное, учить чему-то жизненно важному: как готовить еду, или как следить за собой, простые вещи, — передавать свой жизненный опыт.

Чтобы ребенок смог стать самостоятельным, чтобы у него появилось желание развиваться и вообще продолжать жить…

Вот пример из жизни, как наставник изменил жизнь 12 летнего мальчика.

Денис решил стать наставником, он прошел все шаги, обучился. Его соединили с мальчиком, которому он смог помочь! Ниже описана подробная история этого ребенка, к нему однажды пришел наставник…

История коротко:

12-ти летний мальчик Альтан, рожденный матерью-моделью от турецкого мужчины и в 9 месяцев оставленный в Украине на бабушку, попал в приют всего на 3 месяца за беспредел на улице. За это время Бог подарил ему встречу с христианином — наставником Денисом, 20-ти лет. Благодаря их дружбе, летом 2017-го года Альтан принял крещение!

Сейчас парень стал намного серьезнее, он учится и служит людям. Немаловажным есть факт, что ему удалось наладить контакт и общение с мамой. Этим летом они планируют встретиться! Все имена изменены.

— А ты знаешь номер телефона своей мамы? – спросил наставник.
— Нет, но бабушка знает, — ответил ребенок.
— Давай спросим и позвоним ей?
— Давай, — сказал мальчик, который 12 лет не видел свою маму…

Прошлое…

В апреле 2002 года в Стамбуле родился мальчик. Его назвали Альтан. Мама мальчика была украинской эмигранткой, сын у нее родился от турецкого мужчины. Она пыталась устроить свою жизнь заграницей, в прошлом работала в модельном агенстве, была модельером.

Морально она была очень подавлена, и через 9 месяцев привезла ребенка в Украину, оставив у родной бабушки, своей матери. Она передавала финансы бабушке на обеспечение ребенка. Кроме Альтана у нее был еще старший сын Андрей, который тоже жил в Украине. Альтан не помнил свою маму, ведь она не появлялась в его жизни 12 лет! Она звонила 1 раз в год, но не присылала ни писем, ни подарков.

Альтан говорит, что бабушка злилась на маму и считала ее плохой, из-за того, что она оставила детей. Также он сказал, что не горевал по маме, была тоска иногда по ней, но он привык. Иногда просто думал, что у всех нормальные семьи, а у него вот так…

Так мальчик жил до 12 лет с бабушкой, пока не произошла одна история.

Необычные обстоятельства встречи с наставником.

Альтан с друзьями заметили на улице открытую машину с продуктами, они решили там просто все перевернуть ради смеха. Вскоре их заметили, и все стали разбегаться кто куда. Нескольких ребят словили. Все они были из обычных семей.

В результате, вину повесили на Альтана, мол, это он зачинщик, его идея. Из-за этого инцидента Альтан попал в Центр социально-психологической реабилитации детей (приют по-старому). Он пробыл там всего 3 месяца.

Как раз в этот момент в этом учреждении стартовал проект наставничества. И координатор программы предложил мальчику принять участие. Альтан согласился, заполнил анкету и напрочь забыл об этом.

Очень быстро для парня нашли наставника, у которого в прошлом были такие же интересы, как и у мальчика – фентези, Властелин колец, средневековье, развивающие компьютерные игры.

По словам Альтана, ему было очень приятно, что к нему кто-то начал приходить. По началу он видел, что нет ничего общего, но потом Денис принес книгу и Альтан начал читать ее.

Кто такой Наставник?

Альтан: «Он помог мне в жизни. Он находил мне работы. Он дарил хорошее полезное веселое время. Мы ходили в бассейн. Однажды мы поехали вместе за машиной на границу.

Во Львове Денис оставил меня на пару часов, дал денег на обед, я должен был его дождаться. Я погулял, покушал, покатался на трамвае. Наставник подарил мне первое в жизни путешествие, когда я выехал за пределы своего города.

Он помог мне попасть в лагерь, научил новому, научил работать, мы мастерили с ним разные вещи нашими руками».

Парень Денис, 20-ти лет мечтал о настоящем служении для людей, и он заинтересовался проектом наставничества, потому что благодаря ему можно было действительно помочь одному ребенку. Он прошел обучение и ожидал встречи с каким-нибудь взрослым подростком. Его прикрепили к ребенку 12 лет, и это был Альтан.

Денис не сразу сориентировался, чем может помочь ему. Даже переживал, какие могут быть общие интересы у 20-ти и 12-ти летнего? Было сложно в начале, но позже между ними завязались доверительные отношения и крепкая дружба, которая помогла парню измениться и сориентироваться в жизни, осознать свои ценности.

Ребенок называл Наставника на Вы, и Денис предложил говорить на ты, мол, я такой же, как и ты – парень, просто немного старше.

Денис: «Я не знал, что с ним делать, как проводить время и сначала просто задавал вопросы, чтобы больше познакомиться. – Что делал сегодня, что вчера? Какие идеи?..

Мой воспитанник просто имел человека, которому можно было все рассказывать. У него была возможность делиться событиями своей жизни, и я его внимательно слушал.

Я давал ему свой телефон, чтобы Альтан мог поговорить с бабушкой, ведь она не проведывала его».

Примерно 1 год регулярных и постоянных встреч – и ребенок стал доверять своему Наставнику: чувства, истории из жизни, информацию про друзей и т.д.

Звонок матери спустя 12 лет…

— А ты знаешь номер телефона своей мамы? – спросил как-то давно Денис, подразумевая, что у мамы Альтана может быть вайбер.

— Нет, но бабушка знает, ответил мальчик.

— Давай спросим и позвоним ей?

— Давай, сказал мальчик, который 12 лет не знал свою мать…

Ребенок не знал, как строить общение с мамой, и Наставник помогал ему в этом, направлял спросить о делах мамы и ее чувствах, задать вопросы, которые беспокоили ее сына. Денис составил примерные вопросы на листике, которые Альтан мог задавать. По словам Альтана это очень помогло ему тогда, в тот тяжелый момент.

Вскоре, Альтан стал посещать церковь своего Наставника (с разрешения бабушки).

Денис спросил как-то у него:

— А ты был когда-нибудь в лагере?

— Нет, никогда.

— А хотел бы поехать? Есть возможность для тебя бесплатно попасть.

— Конечно! С удовольствием!

Так Альтан попал в христианский лагерь, первый раз в своей жизни, на следующий год он повторил такую поездку, и на следующий год он еще раз туда поехал, настолько ему понравилось там быть!

После нескольких лет наставничества Альтан самостоятельно захотел принять крещение, когда даже рядом не было наставника! Он сообщил ему уже по телефону, как свершившийся факт. Сейчас он посещает церковь и служит Богу вместе с молодежью. Даже выполняет роль наставника для других подростков и детей.

Наставники помогают делом!

Денис: «Пройдя тренинг по наставничеству, я понимал, что нужно быть постоянным и регулярно встречаться с воспитанником, так я и поступал. Не нужно на каждую ошибку говорить ребенку, как поступать правильно, нужно быть другом.

Я даже заставлял себя не говорить ему замечания. Благодаря этому он стал доверять мне. Я просто был всегда рядом, старался понимать и сочувствовал, пытался ему помочь. Я задавал наводящие вопросы, чтобы он сам пришел к выводу в своих ответах.

Наставникам нужно быть терпеливыми».

Наставник помогал воспитаннику с подработками (они даже вместе ездили на эту подработку, чтобы было веселее), жена Дениса Настя дает мелкие поручения (например, доставка визиток) и за это тоже полагается базовая оплата. Прекрасно, когда в жизни наставника происходят перемены (например, женитьба Дениса), а он продолжает заниматься своим воспитанником.

На свадьбе Денис покатал только Альтана на свадебной карете. Ребенок впервые побывал на чьей-то свадьбе в качестве гостя. Здорово, когда семья может вместе служить оставленному ребенку. Настя и Альтан теперь тоже друзья.

Как-то Денис заметил, что у Альтана нет хорошей одежды, в то время бабушка не хотела покупать ему новую. Денис расспросил у своих друзей, у кого что лишнее есть, собрал вещи и отнес парню.

Альтан: «Денис приходил ко мне 1-2 раза в неделю. Мы просто сидели на площадке, говорили, говорили. Ходили в пиццерию иногда. Денис подарил мне шнур usb к телефону, когда он был так нужен мне!».

Большая разница – иметь наставника и не иметь его!

Брат Альтана — Андрей, к сожалению, идет по наклонной. Ему просто не повезло. В его жизни небыло Наставника. Поэтому сегодня он покуривает травку, распространяет ее. А ему всего 18 лет. У него отсутствуют братские чувства и забота. Он не интересуется Альтаном. Когда мама присылает деньги, все, о чем он думает – это взять еще часть у бабушки и купить себе новые кроссовки.

Что изменилось в ребенке:

Сейчас Альтан – это хороший парень. И тот, кто не знает его историю, даже не догадается, через что ему пришлось пройти. Теперь он христианин, душа компании, спокойный и более взрослый парень, который всегда готов помочь.

Он умело распоряжается деньгами (заработанными и теми, которые присылает ему мама), он берет на себя ответственность, понимает, что, чтобы иметь деньги, необходимо работать. Он наравне общается с 20-ти летними ребятами.

Учится на автослесаря.

Этим летом мама Альтана планирует приехать в Украину и увидеться с сыном. Сейчас они каждый день переписываются по вайберу.

Альтан: «Я полностью изменился. Я не хочу курить, пить. Воровство – это уже не для меня. Раньше у меня прямо была мания что-то чужое стащить, сейчас такого совсем нет. Сейчас я могу себе все купить. У меня прошла агрессия, хотя мне было очень тяжело с ней справиться»

— Что бы ты хотел сказать ребятам из интернатов, которые думают, идти ли им в проект наставничества?

Альтан: «Я скажу, что конечно, стоит идти, потому что это меняет жизнь. Пока они будут жить в интернате, они испортятся.

Изначально они могут быть хорошими людьми, но в итоге – выйдут плохими, потому что старшие парни бьют, и ты для них как груша, они злые, агрессивные, и ты узнаешь все плохое, тебе совершенно ненужное – как украсть, как сделать плохо другим, как разгельдяйничать.

Когда есть Наставник, он научит тебя хорошему! А не бродячей жизни. Тебе не захочется свалить из дома, ночевать зимой в теплотрассах, на лестницах, пить пиво и клянчить деньги. Ты будешь иметь друга, настоящего! Который поможет тебе, найти себя, работу, одежду».

В будущем Альтан планирует стать наставником для одного ребенка из интерната, но только, когда сам будет уверенно стоять на ногах.

Альтан: «Помню одну смешную историю, Денис принес мне конфеты очень крутые, вкусные, я переживал, что у меня их растаскают, и Денис забрал половину домой, чтобы сохранить и на следующий раз принести. Приходит время следующей встречи, мы такие общаемся, а я думаю, так, а где конфеты? Думаю, наверное, он их съел. И я спросил, а Денис, улыбаясь, признается: «Я их съел». Мы так смеялись вместе…

— Ты его простил?

— Да, конечно 

Источник: //www.invictory.org/articles/society/4574-kak-nastavnik-izmenil-zhizn-12-letnego-malchika-plody-programmy-nastavnichestva-dlya-detej-sirot

Проект «Наставничество»: как стать старшим другом для ребенка из детского дома | ХабИнфо

Как стать наставником ребенку-сироте?

В хабаровском детском доме №4 запустили проект «Наставничество». На днях состоялся пятый выпуск школы профессиональных старших друзей. Сегодня уже более 60 хабаровчан могут сказать о себе «Я — наставник». Корреспондент Habinfo.ru разбирался, кто может стать наставником, зачем это нужно хабаровчанам и их подопечным — воспитанникам детских домов, и как это работает.

Проект «Наставничество» в детском доме №4

«Стань старшим другом» детям-сиротам — с такой инициативой еще полтора года назад к хабаровчанам обратились сотрудники детского дома №4. В краевом центре много неравнодушных, готовых оказать помощь мальчишкам и девчонкам из социально-неблагополучных семей, лишившихся родительской заботы и оказавшихся на попечении государства. Но как это сделать правильно — знают единицы.

— Волонтерские организации, объединения приходили, как правило, это все сводилось к досуговым мероприятиям – сводить ребенка в кино, в цирк, принести конфет – а потом это все заканчивалось, и ребенок оставался один на один со своими проблемами. То есть какой-то социальный заказ ребенка все равно не решался, — говорит Юлия Цун, один из организаторов проекта «Наставничество», старший воспитатель детского дома №4.

По замыслу организаторов, наставник – не  спонсор, и не приемный родитель. Это друг, с которым ребенок может обсудить то, что его беспокоит, получить совет и поддержку и после выпуска из детдома. Сегодня у каждого ребенка от 10 лет в детском доме №4 есть свой старший друг.

 Кто может стать наставником

Наставником для ребенка из детского дома может стать практически любой хабаровчанин старше 25 лет. Разница в возрасте обязательна – ведь старший друг должен иметь какой-то жизненный опыт, чтобы помочь подопечному найти свое место в этом мире.

— Мы тщательно проверяем наших волонтеров, желающих стать наставниками, — говорит Юлия Цун. — У наставника не должно быть судимости, каких-то психических заболеваний, отклонений.

Педофилы не пройдут – прежде чем доверить нашего ребенка постороннему человеку, мы подвергнем последнего множеству тренингов.

И если волонтер, например, не адекватно реагирует в какой-то конфликтной ситуации – наставником он быть не сможет.

Кроме того, наставнику запрещено вести религиозную и политическую пропаганду, а его страницы в соцсетях тщательно мониторят.

Как это работает

Зачастую люди становятся наставниками, потому что уже задумывались о том, чтобы усыновить ребенка из детского дома. Наставничество в этом случае – лишь первая ступень.

— Я давно хотела усыновить ребенка, но меня отговаривали все родные, — рассказывает Анастасия. — Говорили о генах, о том, что ребенок обязательно вырастет алкоголиком или преступником. Друзья рассказали мне о проекте «Стань старшим другом», а пришла, увидела, что дети все нормальные, просто им не хватает общения, и прошла обучение в школе наставничества.

Обучение в школе наставников состоит из теоретических занятий – лекций педагогов и психологов, и практических – общения с детьми.

Через месяц обучения формируются пары «наставник-подопечный», с наставником заключается соглашение и он может несколько раз в неделю навещать своего ребенка.

Еще через пару месяцев наставник может оформить соответствующие документы в органах опеки, чтобы забирать воспитанника на выходные и праздники.

Ты теперь моя мама и мы будем жить у тебя?

—  Когда я в первый раз привела Артема домой, рассказывает  Аза Никитина, наставник ребенка из детского дома, — мы поднимаемся ко мне, я вот уже дверь открываю, и у него такая фраза: – Мы теперь здесь будем жить? – Я говорю: нет, Артем, мы пришли в гости ко мне, здесь я живу, мы с тобой покушаем, поиграем, почитаем, а потом я отвезу тебя обратно в детский дом.

— Проект «Наставничество» – про честные отношения между ребенком и взрослым, и направлен он на детей от 10 лет. Потому что малыши в каждом взрослом видят того, кто заберет домой, в семью, — продолжает Юлия Цун, старший воспитатель детского дома №4. — Хотя бывают сложные случаи и с детьми-подростками.

У нас были такие истории, когда ребенок назвал наставника мамой. Тогда наставник испугался, он не знал, как на это реагировать. Но здесь подключился психолог нашего проекта, который помог наставнику… Наставник он не один. Вместе с ним работает целая команда специалистов: психолог и социальный педагог.

Цель – вернуть ребенка в семью

Специалисты говорят о проблеме социальной адаптации детей-сирот, они не знают, как вести себя за пределами детского дома, как строить отношения. У многих никогда не было полноценной семьи.

— Конечно, наставник берет на себя некоторые родительские обязательства. Но мы всегда наставникам говорим — что для ребенка приоритетно либо возвращение в кровную семью (многие дети – социальные сироты, родители которых лишены родительских прав) либо в замещающую семью.

И наставник должен быть к этому готов. Он должен помочь ребенку, может быть, эту семью подыскать, и на какой-то период наставник берет тайм-аут и потом он имеет право взять какого-то другого ребенка, потому что наставник — это общественная работа, — рассказывает Юлия Цун.

Что думают об этом дети?

— Моего наставника зовут Татьяна. Она любит рисовать, работает на заказ, рисует всякие портреты… Мне нравится, что она такая позитивная, я на нее похож сильно. Спокойная… Она хорошая, в общем, — так отзывается о своем старшем друге Сергей, воспитанник детского дома.

Наставник – не обязательно состоятельный человек. Но, если позволяют финансы, их можно использовать для пользы подопечного.

Например, у 10-ти летнего воспитанника детского дома Романа были серьезные проблемы со чтением. Ребенок с трудом читал по слогам и, конечно, не любил это делать.

Его наставник Татьяна наняла для мальчика репетитора. Теперь Рома с удовольствием каждый день открывает для себя волшебный мир книг.

— Дети в детском доме сегодня обеспечены всем – у них есть телевизоры, компьютеры, вкусная еда и хорошая одежда, — говорит Юлия Цун, — Но после выпуска они совершенно не приспособлены для жизни за стенами этого детского дома, особенно это касается тех, кто попал сюда совсем маленьким.

Мы понемногу приучаем их обслуживать себя – мыть полы в комнате, дежурить по гостиной, что-то себе стирать – у нас есть стиральная машина в каждой секции и дети умеют ею пользоваться.

Они очень хотят что-то делать своими руками, быть полезными – но по закону мы не можем им разрешить даже снег на крыше детдома почистить! Вот и получается, что им потом трудно стать полезными членами общества, включиться в жизнь. Чтобы это изменить, мы и запустили наш проект.

Наставничество – международная программа, которая работает в 17 странах мира. Хабаровский проект «Наставничество» теперь работает в трех направлениях — это социальное наставничество для детей от 10 до 18 лет, наставничество для выпускников от 18 до 23 лет и новое — профориентационное или корпоративное наставничество.

А совсем недавно на сайте «Хабинфо» вышло интервью с хабаровчанкой Александрой Яроцкой, которая заняла четветое место в Instamam Award — 2017 в категории «Креативная мама» и заняла четвертое место.

Мария Полякова

Фотографии: Анастасия Желудева, детский дом №4, АНО «Гражданские медиа»

Источник: //habinfo.ru/proekt-nastavnichestvo-habarovsk/

Я наставник подростков из детдома

Как стать наставником ребенку-сироте?

Елена Гендриксон работает координатором-психологом в Центре поддержки семьи в проекте «Наставники» и готовится забрать в свой дом братьев Колю и Васю, не забывая курировать их старшую сестру Алису.

В будние дни она консультирует и обучает наставников, приемных родителей и воспитателей интернатов, а вечера и выходные старается проводить с детьми, которые появились в ее жизни три года назад благодаря участию в программе наставничества.

«Наставники» официально существует с 2014 года. За все это время в Алматы образовалось 36-38 пар. Кажется, что немного. За пять лет в похожем украинском проекте «Одна надежда» создали 120 пар, но там совсем другое финансирование и деятельность немного религиозной направленности.

Как ни странно, верующие люди справляются лучше светских. Возможно, вера помогает им преодолевать трудности, потому что иногда складывается впечатление, что ты занимаешься чем-то бесполезным и безнадежным.

Казахстанцы ментально отличаются от жителей других стран, поэтому опыт аналогичных зарубежных проектов нельзя применять «под копирку». Удивительно, что даже в разных регионах нашей страны дети и наставники отличаются своими психологическими особенностями.

В Астане детские дома достаточно закрытые. Наставники регулярно вывозят детей на пикники и совместные встречи, чтобы компенсировать детям недостаток общения.

В Караганде с самого начала очень серьезно подошли к отбору участников, у них не распалась ни одна пара. Но там, к сожалению, плохо идут на контакт детские дома. Только в одном с нами согласились сотрудничать, и то, «со скрипом».

Наставник – это человек в контакте с собой

Сейчас, чаще всего, наставниками становятся люди в возрасте от 27 – 30 лет. Кандидатам моложе чаще не хватает жизненного опыта.

В первую очередь, наставник должен обладать внутренним ресурсом: у него должен быть налажен контакт с самим собой. Еще одно важное  качество – умение находить равновесие между спонтанностью и дисциплиной.

Люди, привыкшие к чрезмерному порядку и строгим требованиям, как правило, терпят неудачу в работе с подростками, ведь те не приемлют давления.

Наставник должен знать, чего он хочет. Есть категория людей, которые думают, что понимают себя. Они устремлены к великим целям. Иногда к нам приходят женщины, которым еще нет 30 лет, и рассказывают: у меня трое детей, муж бизнесмен, работа, я занимаюсь горными лыжами, прыгаю с парашютом и подумала, что пора привнести в этот мир что-нибудь хорошее.

То есть я везде успела, и красавица, и умница, и три диплома, и бизнес в Италии, осталось только повесить медаль. Вот такие кандидаты нам точно не подходят.

Они на самом деле сильные и ресурсные, но им нужно понять, для чего им еще одна «вершина»? Для чего женщина, у которой от 1-го до 3-х детей-дошкольников, которым самим нужна мама прямо сейчас, хочет уделить это внимание незнакомому ребенку?

Или у человека, извините, на шее мама с папой, родственники, друзья, круглосуточная работа, и неожиданно он желает потратить редкие часы свободного времени на ребенка из детдома.

Такие люди, к сожалению, совсем не понимают своих истинных потребностей, их мотив – заслужить одобрение. В нашем деле его можно не дождаться. Тогда у наставника наступает разочарование и в итоге страдает подопечный.

Если мы видим в человеке глубокое стремление и желание все-таки прийти к нам, то таким людям мы советуем пойти на терапию, чтобы сначала понять себя.

Наставник не ментор. Вы должны быть готовы впустить ребенка в свой мир. Вам придется подстроить под него свой график, менять отношения с семьей, друзьями и коллегами, потому что не сможете уделять им столько времени, как раньше.

Экологичный выбор

Когда кандидат проходит все этапы подготовки, мы высылаем ему видео с ребенком. Раньше для знакомства наставников с детьми мы использовали «speed dating». Представьте два круга стульев. Каждые три минуты наставники перемещаются по часовой стрелке от ребенка к ребенку. Затем все участники пишут на листочке имена трех человек, которые им понравились.

Если взрослый и ребенок выбирают друг друга два раза, у них образуется тандем. Казалось бы, это такой удачный формат знакомства, но пары, сформированные таким образом, оказались очень нестабильными. 

В Алматы, в основном, мы работали с детским домом №2 и знали, какой ребенок может психологически подойти определенному взрослому человеку.

Когда мы начали подбирать детей для наставников с помощью тестов и других показателей, пары получались крепкими, и даже сейчас, в связи с закрытием детского дома, наставники забирают своих детей к себе в семью.

Причем очень взрослых забирают, 16-17-летних, хотя у таких ребят вообще не было никаких шансов. По старой системе подростков обычно никто не ищет.

Путь проб и ошибок

Первое время мы использовали дневник с рекомендациями для взрослых, где было прописано: погулять с ребенком, заняться хобби, поучить вместе уроки – все, что обычно делают в семье. Как только наши наставники пошли со своей благой миссией к детям, в ответ они получили бунт. Их подопечные ничего не хотели учить.

Конечно, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но, по сути, этим детям не хватает общения один на один, например: как твои дела, чем ты сегодня занимался? Очень часто ребята молчат. Единственный способ наладить связь – начать с ними куда-то выходить.

В моем случае, дети хотели только в кино, потому что там нет личного общения, не надо проходить неловкие ситуации. Потом старший попросил водить его на футбол. Пока он по полю бегает, я сижу, наблюдаю. Гол забил, посмотрел, что я это увидела, похлопала, ему уже хорошо.

Вот так контакт устанавливался. Для некоторых детей, это единственный способ, потому что беседа один на один – это слишком близко, опасно и непривычно. Задача наставника поладить с ребенком, и дальше, когда появится доверие, он уже сможет вам о чем-то рассказывать.

Этих детей замучили вопросом «Кем ты будешь, когда вырастешь?». Мол, давай, определяйся уже. Раньше было важно получить профессию раз и навсегда, чтобы быть обеспеченным до конца жизни. В век информационных технологий нет ничего стабильного на 100 лет вперед.

Ни образование, ни выбор профессии не могут обеспечить вам стопроцентную гарантию благополучия. При здоровых условиях для психологического развития, человек понимает, кем он хочет стать к 23 – 25 годам.

Наша цель – помочь ребенку внутренне успокоиться и начать прислушиваться к себе, потому что его слушает взрослый. Наставник своим личным примером показывает, как взаимодействовать с окружающим миром.

Последние исследования показывают, что для успешной и счастливой жизни человеку, в первую очередь, нужен высокий уровень эмоционального интеллекта, а не IQ, как считалось в индустриальную эпоху.

Бывают дети очень эмоциональные, для них наставник может стать другом уже после первой встречи. У кого-то достаточно сильно травмированные дети, у кого-то менее.

Если они раньше жили в семье, где родители может и пили, но были эмоционально доступны, такие дети легко привязываются.

С ребятами, у которых родители были холодными или жестокими, либо же их вообще не было, на установление контакта, скорее всего, потребуется гораздо больше времени.

Случаются возвраты. Это ужасная ситуация, когда приемные родители отказываются от усыновлённого ребенка. Мои дети из этой категории. Чтобы наладить с ними более-менее стабильное общение ушел год-полтора. Даже будучи психологом с многолетним опытом, я была в шоке от ситуации и не знала, как себя вести.

Что уж говорить об обычном человеке? Хорошо, что это было наставничество. Мы встречались два-три раза в неделю, и мои дети, которые уже вообще никому не верили, через какое-то время оттаяли. У них было такое состояние: ну давай пляши, а мне вообще по барабану, что ты там будешь делать. Забирая их сейчас в семью, я понимаю, что есть риски, но точно уверена, мы справимся.

Время реформ

В начале 2016 года благодаря руководителю центра развития «Семейная Академия» Шолпан Байболовой был утвержден проект гостевой семьи. Для нас он был очень важен, потому что, если за ребенком в детский дом пришли незнакомые дядя с тетей, два раза с ним поговорили, забрали к себе в семью, потом у них что-то не получилось и его обратно «выпнули» – это одна травма.

А если приезжает пара и говорит ребенку: давай посмотрим, как у нас сложатся отношения, ты увидишь, как мы живем. Мы тебя выбрали, и если ты нас тоже выбираешь, давай попробуем. Раньше ребенок не мог пожить какое-то время в гостевой семье и вернуться обратно.

К сожалению, и детей то особо не спрашивали. Если ребенок говорил нет, его очень сильно уговаривали, потому что в его интересах покинуть детский дом. Но не факт, чтов результате для ребенка будет хорошо оказаться в семье.

Есть дети, которых возвращают по 2, даже 5 раз.

Необходимо ввести обязательное прохождение Школы приемных родителей, причем не по четыре субботы, а два месяца, как это сделали в России. И без сертификата никуда. Сейчас в такую школу в Казахстане идут только по желанию. И даже при этом к нам приходили люди и говорили: сколько вам заплатить за сертификат, не проходя школы?

Конечно, это большие затраты, но тогда и дети, и приемные семьи будут защищены. Вы не представляете, какие драмы разыгрываются просто из-за необразованности и неподготовленности приемных родителей. Мы очень хорошо изучили эту кухню изнутри, так как сопровождаем все формы семейного устройства.

Дарить или не дарить?

После долгих обсуждений с наставниками, мы пришли к выводу, что в самом начале отношений дарить ребенку дорогие подарки неправильно. Какие-нибудь конфетки, фрукты – без проблем. Дальше вы делаете так, как принято у вас в семье. Допустим, в первый же год, когда началась зима, мои ребята ходили в рваных куртках и поэтому комплексовали.

Вещи были неплохие, но поврежденные в нескольких местах. И еще у них была страшная зимняя обувь с какими-то острыми носами, просто ужас.

В тот момент у меня не было возможности обновить им гардероб, и я попросила своего хорошего знакомого проспонсировать покупку теплой одежды. Я купила только то, что им было нужно.

Будь это мои родные дети, я бы сделала именно так. Мы садимся и обсуждаем, для чего им нужна та или иная вещь.

У нас наставники с разными доходами из разных культурных слоев. Кому-то захотелось научить подопечного стильно одеваться и следить за собой. Другой наставник решил показать, как он зарабатывает деньги, и провел с ним весь день на работе, после чего подросток смог получить честно заработанный гонорар и купить то, что хотел.

Кто-то предпочел никогда и ничего не покупать ребенку, а строить отношения только на чувствах и общении. На самом деле, деньги это всегда про любовь, насколько я щедр. Конечно, это не единственный способ и далеко не лучший. Во всем нужна мера.

Если же говорить про потребительское отношение со стороны детей, они просто не понимают, чего еще можно ждать от другого человека. К ним прибегают волонтеры, надарят подарков, поулыбаются, сфотографируются и уйдут. Вот они всех так и рассматривают: с паршивой овцы хоть шерсти клок. Поэтому такую острую и неоднозначную тему мы не раз разбирали на клубах наставников.

Результат заставит подождать

У детей, с которыми работают наставники, снижается тревожность и недоверие, улучшаются взаимоотношения в школе. У меня старший ребенок плохо учился из-за проблем с поведением. Вдруг его оценки улучшились.

Позже выяснилось, что он наконец-то начал контактировать со своими одноклассниками, и они стали давать ему списывать. Для меня это было достижением, у него достаточно закрытый характер. Хотя бы так.  Дальше, я надеюсь, у мальчика проснется желание учиться.

Уверена, он быстро все наверстает, по поводу учебы я сильно не переживаю. 

В идеале, наставничество – на всю жизнь. Ежегодно мы подписываем с участниками проекта контракт, потому что необходимо обновлять справки. Такие же документы требуется для оформления гостевой семьи.

Сейчас у нас вообще не идет речи о том, что программа длится только один год. Такой короткий срок просто неэффективен. Либо вы занимаетесь этим постоянно, хотя бы до совершеннолетия подопечного, либо существует множество других форм полезной общественной деятельности.

Просто помогайте другим способом, который вам больше подходит. 

Чью-то жизнь проект меняет больше, чью-то меньше. Наставничество открывает колоссальные возможности для личностного роста. Изменения проходят через боль и неприятие, но за этим стоит огромный личностный ресурс. К нам очень часто приходят люди в состоянии кризиса с вопросом, а что я вообще сделал в этой жизни? Наш проект помогает им найти ответ.

Источник: //the-steppe.com/lyudi/nastavnik-eto-na-vsyu-zhizn-kak-socialnyy-proekt-menyaet-sudby-detey-i-vzroslyh

Наставник для детдомовца: как это работает | Милосердие.ru

Как стать наставником ребенку-сироте?

«Как правильно делать покупки»

Ты живешь в детском доме. Вокруг полно народа: воспитатели, дети, волонтеры, гости. О тебе заботятся, тебя обслуживают, развлекают. И вот пришел день, о котором ты мечтал: «Буду, наконец, самостоятельный, буду жить в своей квартире!». Тебе исполняется 18 лет, и тебе говорят: «Все, ты переезжаешь».

Сначала выпускник московского детского дома переезжает в центр постинтернатного сопровождения, в квартиру с минимумом мебели и посуды. Здесь он живет, пока не получит собственное жилье.

Воспитатель тебя привез с вещами и ушел. Все! Ты один! Не знаешь ни соседей, ни кого-то еще вокруг. Некому позвонить. Нет друга, который бы пришел и отметил с тобой новоселье. Это колоссальное одиночество. В этот момент особенно нужен наставник, взрослый друг.

Тебя не взяли в семью, теперь ты один

Подросткам нужна помощь и забота

Будем честны: не все мы можем разобрать детей из детских домов в свои семьи, да и психологи говорят, что не все дети к этому готовы. За последние годы изменился состав детей в детских домах, большой процент составляют сиблинги.

По закону, братьев и сестер нельзя разделять, но не каждая семья готова взять сразу троих или даже пятерых детей. Еще в детдомах много подростков – 14-17 лет, а также дети с заболеваниями и инвалидностью.

Наставник важен для ребенка, остающегося жить в детском доме.

Детям, которые попадают в детский дом, не хватает очень многих знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. У них нет опыта выстраивания человеческих связей, а потом и семейных отношений. Обратиться за советом часто не к кому. Таким другом и советчиком может стать наставник.

Жертвы доброй феи

Помощь в освоении школьных предметов

Детдомовцы-подростки, с одной стороны, уже сложившиеся личности, а с другой – предельно инфантильны. «Когда спрашиваешь их: «Как ты думаешь, как ты будешь жить? Откуда брать деньги?», они могут ответить: «Фея мне поможет или государство».

Это на полном серьезе, почему-то они верят в каких-то волшебников, хотя уже большие дети, — рассказывает Анастасия Сорокина, руководитель программ «Компас» и «Наставники» фонда «Арифметика добра». — У них нет привычки трудиться и отвечать за последствия своих действий.

Они знают, что их оденут, покормят, напоят, за ними уберут. Даже если ребенок чего-то добился – ему скажут «молодец», и забудут. Потому что рядом стоит еще десяток таких же «молодцов» и всем надо что-то сказать. В итоге ценность достижения пропадает. «Все равно получу свою «тройку», окончу школу, как все.

Никуда не денусь». Да еще есть пособие, потом будет стипендия — а навыка бороться нет.

При этом выпускники боятся внешнего мира: они знают, что детей из детских домов не любят, и заранее готовятся к неприятию. Выход за пределы детского дома для них окрашен тревожностью.

На практике у наставника — флориста

Еще больше трудностей у тех, кто воспитывается в коррекционных учреждениях. Порой внешне их особенности могут быть не заметны. Но при тесном общении выясняется, что подросток не знает цифр, не умеет считать деньги, может плохо писать, наивен во многих вопросах. Такие дети подвержены манипуляции, легко попадают в зависимость, могут стать жертвами мошенников.

Дети в детском доме виктимны – им важно к кому-то прислониться. Так они часто попадают в криминал. Вот почему нужен надежный наставник, прошедший отбор и специальную подготовку.

Взрослый друг – это круто

Как только у воспитанника детского дома появляется человек, готовый стать ему другом, взрослым советником, ребенок начинает меняться.

По данным международных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% случаев ребенок становится более уверенным в себе.

74% становятся общительнее, более 50% начинают активно проявлять инициативу.

Наличие «своего» взрослого поднимает статус ребенка. Благодаря этому, рассказывает Александра Телицына, руководитель наставнического проекта «Старшие Братья Старшие Сестры» дети даже начинают лучше учиться в школе, хотя наставник с ним и не занимается академической учебой: просто появляется уверенность в своих силах, подросток ощущает себя «крутым».

Проект «Старшие Братья Старшие Сестры» работает с детьми не только из детских домов, но и из приемных семей. В проекте уже приняло участие более 1500 детей, и сейчас здесь на сопровождении 250 действующих пар. Проект работает в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Туле, Свердловской области.

Кстати, это взаимный процесс – наставник много черпает из этой дружбы и для себя тоже.

Обучить учителя жизни

Анастасия Сорокина

Стать наставником может любой человек старше 25 лет, в этом возрасте люди уже, как правило, имеют образование и жизненный опыт. Но надо пройти обязательное обучение.

«Мы рассказываем об особенностях детей, воспитывающихся в детских учреждениях, о том, как устанавливать границы в общении, как обезопасить себя и не навредить подростку, — говорит Анастасия Сорокина.

— Как решать конфликты – ведь они будут в любом случае».

Разница в возрасте между подростком и наставником должна быть не менее 10 лет, чтобы общение было плодотворным и уважительным. Важны общие интересы, поэтому сильная разница в возрасте, когда это уже разные поколения, может помешать.

Кандидаты в наставники должны быть психически здоровыми и не иметь судимости.Наставник должен отдавать себе отчет, что предполагается регулярное общение с ребенком не менее года, а встречи не должны носить формальный характер. От взрослого нужно эмоциональное тепло.Наставник должен быть настроен позитивно и обладать большим внутренним ресурсом.

Наставник может помочь в подготовке к будущей профессии

Важно, чтобы наставник умел уважать личность подростка, проявлял к нему искренний интерес. Есть люди, которым лучше, скажем, быть волонтером, чем наставником – таких видно сразу. Но занятий на понимание себя очень много, и будущие наставники делают много открытий, проясняя свои собственные чувства и реакции.

«Говорят, например: я в ходе занятий понял, что при воспитании собственных детей делал некоторые вещи неправильно. Это возможность разобраться в себе, по-другому посмотреть на воспитание, на взаимоотношения в семье», — отмечает Анастасия Сорокина.

В программе «Старшие Братья Старшие Сестры» быть наставником непросто. Для волонтеров часто становится откровением, что надо ходить к ребенку не реже раз в неделю: потому что людям хочется помогать не всегда, а когда хочется.

Наставник подписывает соглашение, что он общается с ребенком не реже раза в неделю и как минимум в течение года. Это героизм, на самом деле: представьте, что вы лишаете себя на год всех суббот.

Разумеется, наставник может заболеть или уехать в командировку, но он не может просто «пропасть», не предупредив.

Анна Кочинева

Анна Кочинева, директор Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства»: «Самое главное, чтобы человек не пришел решать свои проблемы. Если у человека был травмирующий опыт, важно, чтобы человек прожил уже этот опыт и справился с ним.

Бывает, что люди приходят, желая сотворить «быстрое чудо»: «Сейчас мы выучим иностранный язык, поступим в университет»… У таких наступает разочарование. Мы настраиваем наставников на то, что действовать надо осторожно. Кто-то уходит, поняв, что быстрого результата не будет.

Но другие остаются».

Фонд «Хранители детства» с 2014 года использует наставнические программы международной организации Kidsave, работает с детскими домами Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

За эти годы через программы наставничества прошло уже около 3700 детей, а в парах с наставниками работали 350 подростков.

Есть наставники, у которых уже сменилось 3-4 подопечных: один вырос, стал взрослым, появился следующий.

Они выпускают их в жизнь и берут новых.

«У нас была одна сложная девочка, она убежала из детского дома и категорически не хотела общаться ни с одним из сотрудников. А с наставницей согласилась. Для самой женщины-наставника это был сложный опыт. Но она справилась. Сейчас эта наставница взяла новую девочку-подростка под свое крыло», — приводит пример Анна Кочинева.

Третья шестеренка — куратор

Александра Телицына

Наставнические программы сложные, не всем НКО стоит за это браться, подчеркивает Александра Телицына. Наставники действуют не сами по себе, им помогают кураторы-психологи.

«Если представить шестеренки, то их должно быть три – наставник, ребенок и куратор, иначе схема не работает. Дети с непростыми судьбами, часто глубоко травмированные, многие не сразу идут на контакт. Есть самые разные проблемы.

Допустим, как себя вести, если ребенок соврал наставнику? Или – если наставник любит читать, а ребенок совсем не читает? Здесь нужен совет и поддержка куратора, — рассказывает Александра Телицына. — Или бывает, что наставник ходит каждую неделю, а ребенок на вид равнодушен и не радуется встречам.

Если бы не было куратора, то наставник мог бы демотивироваться и уйти: мол, я не нужен, я ребенку не понравился…

Куратор объяснит, что на самом деле ребенок скорее всего рад, просто не готов сразу раскрыться, он в своей жизни пережил уже очень много предательства. «Дай время, он пока к тебе присматривается, боится потерять». Потом все обычно действительно происходит так, как и говорил психолог».

Наставник-приятель или наставник-бабушка?

Программа «Молодая мама»

В подборе наставника есть тонкости. «Мы подбираем наставника для ребенка, а не наоборот. Наши кураторы сначала знакомятся с детьми и их опекунами, — рассказывает Александра Телицына. — Ребенок заполняет анкету со своими пожеланиями к наставнику, и психологи понимают, какие потребности подростка может закрыть наставник.

К примеру, есть агрессивный мальчик. Воспитатели в детском доме говорят – не ищите ему наставника, он – очень злой. С ним никто не справится, пожалейте волонтера.

Но ребенок просит, хочет присоединиться к программе.

Тогда мы понимаем, что наставником такого ребенка может стать, например, спортивная активная девушка, которая вовлечет его в активный спорт, где он сможет выплеснуть свою агрессию безопасно для окружающих».

«Иногда мы слышим от взятого в семью подростка, что в приемной семье ему скучно, общения не хватает. Такое бывает, когда, скажем, ребенка в подростковом возрасте берет в семью одинокая женщина пенсионного или предпенсионного возраста.

Сначала ребенок рад заботе, они оба стараются друг другу понравиться, но потом конфетно-букетный период заканчивается, появляются требования, раздражение. Транслируемые немолодой приемной мамой ценности ребенок не воспринимает, — объясняет Александра Телицына.

— А если наставник с рюкзачком, в кедах и на скейтборде приезжает, и транслирует те же ценности – из его рук подросток готов их брать, потому что у них схожие интересы, близкий возраст. Они смотрят одни и те же фильмы, у них общие шутки – они говорят на одном языке.

А когда, к примеру, ребенок узнает, что этот человек упоенно работает, самореализуется и ликует от удач в своей профессии, он вдруг понимает, как можно интересно жить».

А вот фонд «Хранители детства» развивает наставничество в в помощи молодым мамам. Нередко юные воспитанницы детских домов рожают, будучи сами еще несовершеннолетними.

«Особый подход к этим девушкам нашли взрослые женщины, которые уже вырастали своих детей, отчасти они выполняют роль бабушки, становясь близким человеком и для маленькой мамы, и для ее малыша, — поясняет Анна Кочинева.- Например, в Санкт-Петербурге есть молодая мама-сирота, которая родила ребенка в 16 лет.

Наставник-бабушка продолжает помогать ей уже несколько лет и стала по-настоящему близким человеком для всей семьи. Девушка уже вышла замуж, родила второго ребенка, но «бабушка» продолжает их навещать.

Стать подмастерьем: чем хороши корпоративные наставники?

Освоение профессии будущим архитектором с помощью дизайнера из Икеи

Чаще всего наставниками детей в проекте фонда «Хранители детства» становятся сотрудники компаний-партнеров фонда («Мэри Кей», «Нестле Россия», «Ситибанк», магазин «ИКЕЯ Теплый стан» и другие) — корпоративное волонтерство в детских домах перешло в индивидуальную работу.

«Это взаимовыгодно. Компания реализует долгосрочный проект в рамках КСО, а у нас есть постоянные  участники проекта.

Важно, что это уже состоявшиеся люди, успешные в своей карьере, к тому же прошедшие некий фильтр безопасности.

Если что — с помощью HR можно поднять личное дело, посмотреть, что за человек, — рассказывает Анна Кочинева. — А кого-то приводят уже действующие наставники — работает сарафанное радио».

Корпоративное наставничество удобно еще и в смысле профориентации.

У детдомовцев ведь нет понимания, что нужно работать. Им кажется, что работа это каторга, этого нужно избегать, можно же просто сдать квартиру, в конце концов. Наставники помогают им понять, как этот мир устроен.

Например, компания «Бургер Кинг» дала подросткам из детских домов, которые хотят стать поварами, оплачиваемую работу летом. Ребенок, который учится в архитектурном колледже, проходил практику у помощника дизайнера в ИКЕЕ. Другой подросток прошел практику помощником звукорежиссера на ВГТРК. В салоне цветов «Это еще цветочки» прошла стажировку девочка, которая учится на флориста.

Наставничество работает.

Источник: //www.miloserdie.ru/article/nastavnik-dlya-detdomovtsa-kak-eto-rabotaet/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.