Пересмотр русских имен в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке | Про славян

Пересмотр русских имен в XVII веке

Русские личные имена, наряду с христианскими, были в старину весьма обычным явлением. Из таких прозвищ и имен, как «Власко Пахомов сын Скомороха», и произошли современные имена, фамилии и отчества.

В 1891 году в типографии Императорского Казанского Университета была напечатана книга под названием «Русские имена и прозвища в XVII веке». А.

Соколов представил в этом сборнике русские «мирские» имена и прозвища, извлеченные из рукописных документов, принадлежащих Казанскому Обществу Истории, Археологии и Этнографии: из писцовыхи отказных книг, разных грамот, челобитных, наказных памятей, судных дел, явочных, кабальных, поручных записей и т.п.

Все документы, которые использовал Соколов для сборника русских имен и прозвищ, относятся к Казанскому и Нижегородскому краю, к разным годам XVII столетия. И почти все приведенные в сборнике имена и прозвища принадлежали крестьянам и посадским людям (ремесленники и торговцы в посадах – городах).

В упомянутых выше документах, из которых извлечена информация для сборника, обыкновенно обозначались имя, отчество, фамилия или прозвище (иногда же только имя и отчество, без прозвища).

Например: Потеха Иванов сын Опарина, Шестой Офонасьев сын Серебренника, прозвище Кроха, Ждан Клементьев сын Облоухова, Невежа Тимофеев сын Бобоедова, Олексейко Онуфреев по прозвищу Поп, Истома Иванов сын Трясисолома, Тимоха Меньшов сын Сухая-заколотка, скоморох Жданко Веселой, Ивашка Тяжеловы-шубы и другие.

Из истории русских личных имен и прозвищ

Русские личные имена, наряду с христианскими, были в старину весьма обычным явлением во всех слоях и сословиях народа. Известны так называемые «княжие» имена в древнем периоде российской истории.

В XIII веке они встречаются реже, а в XIV уже совсем уступают место христианским именам.

Но в народе имена такого рода, называвшиеся «мирскими», жили еще несколько веков, понемногу выходя из употребления – сперва в высшем сословии, а потом и в простом народе.

В XVII веке они весьма редко встречаются среди чиновных и служилых людей; но между посадскими людьми и особенно между крестьянами они попадаются еще очень часто, хотя и уступают по численности обыкновенным христианским именам. Заметно однако, что в течение XVII века они становятся все менее и менее употребительными, а к концу века почти совсем исчезают, перейдя в простые прозвища.

Рядом с мирскими именами с самого древнего времени появляются прозвища, которые часто ничем не отличались от мирских имен. Стоит заглянуть в родословные книги, чтобы увидеть, как многочисленны и как разнообразны были прозвища, прибавлявшиеся к именам в княжеских и дворянских родах.

  Например: Василий Овчина, Данило Щеня, Федор Кутуз, Иван Тугой-лук, Владимир Темно-синий и другие. Даже попадаются явно насмешливые прозвища: Баранья-голова, Дурак, Харя, Собака, Дубовый-нос.

Очень часто прозвище было и именем (мирским) и вносилось в родословные списки без прибавления христианского имени; так встречаются: у Александра Кутузова дети – Немятой и Посник; у князя Ивана Мещерского дети – Бархат и Аксамит.

Именование но родам и фамилиям, вместо прозвищ, стало входить в употребление с конца XIV века, а в XVI – уже совсем утвердилось. Но в простом народе прозвища сохранялись еще долго.

В XVII веке имена еще очень часто употреблялись как прозвища, и наоборот.

Из имен, как мирских, так и христианских, и из прозвищ возникли фамилии, получившие форму прилагательного с окончаниями на -ин, -ов, -ский: Дурнов, Захарин, Романов, Мстиславский.

Особенности русских имен и прозвищ

Лица служилого сословия почти все носили христианские имена («молитвенные», как их тогда называли) и обыкновенные фамилии в нынешней форме.

Только изредка попадаются среди них: Бусурман Леонтьев сын Белова, Курдюк Семенов сын Карамзина, дьяк Алмаз Чистый, дьяк Гуляй Золотарев, дьяк Неупокой Кокошкин, городовой приказчик Юмшан Лобанов. Среди духовенства подобные имена встречаются еще реже: Постник и Девятой, прозвища – Трубник и Список.

Однако по имени и фамилии не всегда можно догадаться о народности носившего их лица: так упоминаются среди не крещенного мордовского народа: Тишка Потешкин, Гришка Башкин.

Можно обнаружить еще торгового немца Романа Юрьева сына Резвого. Точно также и русским людям, как известно, давались имена явно иностранные: Бахтеяр, Муса, Сабур, Санчук, Угрим и другие.

Иногда в документах обозначается народность лица.

Обычно в то время большая часть имен вносилась в списки в уменьшительной форме: Митька, Олешка, Стенька, Ондрейко, Павлик, Десятка, Пятунька, Ермачко, Жданко, Огафьица, Марьица, Катеринка, Оленка, Овдотьица. Даже попадаются такие отметки, как «вдова Федорка Елисеева дочеришко Ивановская женишко».

Но дворян и священников писцы прописывали правильным, прямым именем.

В челобитных на имя царя уменьшительная форма имени считалась необходимой и для служилого человека, и для простолюдина; при этом духовные люди именовали себя в челобитных «богомольцами», дворяне и служилые люди – «холопами», а крестьяне – «сиротами»: «бьет челом холоп твой Петрушка князь Степанов сын Асанова», «бьет челом сирота твой крестьянин Васька Игнатьев».

Многие, обыкновенные, имена вовсе не попадались в документах. Так, не встречались Ольга, Вера, Надежда, Всеволод, Вячеслав.

Более употребительны были: Ждан, Бажен, Томило, Китай, Безсон, Смирной, Русин, Богдан, Первой, Второй, Третьяк, Гуляй, Дружина, Замятня, Казарин, Милюта, Меньшик, Неустрой, Некрас, Нечай, Потеха, Постник, Поздей.

В числе имен, внесенных в сборник, есть и такие, которые, может быть, происходят от обыкновенных христианских: Елка (Елисей), Дорошка (Дорофей) и другие.

Происхождение прозвищ

Поводы, по которым давалось какое-либо прозвище, были весьма разнообразны, но не всегда могут поддаться объяснению.

  • Иногда прозвище указывает на родину или место происхождения: Вологженин, Галичанин, Крымсков, Торопченин, Романовец, Городчанин, Устюжанец.
  • Очень часто на ремесло или занятие: Дровишник, Завощик, Калашник, Порубщик, Рогозинник, Рудомет, Щепетильник, Дружина Иванов сын Нашивошника, Постник Никифоров сын Сапожника, Власко Пахомов сын Скомороха.
  • Часто также прозвище указывает на свойство человека, на телесный недостаток: Веселой, Лихач, Молчан, Плакса, Немта, Горбун, Корноух, Кривошея, Шумило Минин сын Безносой.

Что касается прозвищ: Мерзлая-голова, Кривой-колпак, Набезденежье, Высокие-щи, Овсяной-разум, Подсеки-корова, Помойная-каша, «стрелец Матюшка по прозвищу С-копейкой-два-гроша» и тому подобные, – они представляют не что иное, как насмешливые клички, какие нередко встречаются у простого народа, но клички, до такой степени закрепившиеся, что они внесены и в официальные документы.

Некоторые имена и прозвища напоминают такие, которые встречаются в русской истории или в былинах, сказках: Добрыня, Дружина, Дунай, Ермак, Калита, Китай, Лютой, Мирослав, Мурза, Несмеян, Одинец, Пан, Пересвет, Сабур, Соловей, Тихомир, Угрим, Ярило и другие.

В представляемом списке имена и прозвища внесены в такой форме, в какой они попадались в документах. Так, вместо окончаний -ый, -ий везде стоит -ой, -ей: Смирной, Чистой, Горячей, Василей, Григорей. В уменьшительных именах окончания -ка и -ко употреблялись безразлично: Ивашка и Ивашко, Китайка и Китайко.

А. Соколов «Русские имена и прозвища в XVII веке», 1891 г.

Источник: //proslavyan.ru/kultura-slavyan/yazyki/russkie-imena-i-prozvishha-v-xvii-veke/

Образование в XVII веке

Пересмотр русских имен в XVII веке

“Азбуковник” XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде..

избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин “Школа XVII века”

Учителями в школах XVII века были духовные лица,  за свою работу они получали плату  продуктами. Ученики  посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия  начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования  гармонично  решала две задачи — давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов “Сельская школа”

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими  стали школы, образованные  православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства — львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев “Школа в Московской Руси”

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени.

Ученики  много заучивали  наизусть  и тем самым  получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к  высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г . был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам.

Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой  учился и Михаил Ломоносов.

В конце столетия  был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета — таблица умножения — «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов.  Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения,  правила для учащихся, наставления о поведении  в церкви, в школе, дома и на улице.

“Азбуковник” XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания  высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве — Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании  русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике “1000-летие России в В.Новгороде”

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения.

Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там  небольшой  церкви во имя Андрея Стратилата  Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым  из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство ( Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк  В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии  можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687—1700) — эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700—1775) — Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется  влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины  XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла  осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»).

Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) — суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды.

После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха  Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие.

Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

Источник: //www.rosimperija.info/post/429

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.