В храм с пеленок

Содержание

Дети в храме

В храм с пеленок

источник

Посещение храма и участие в таинствах должно быть для ребенка светлым событием, но для некоторых детей это время превращается в скучную, непонятную, а порой и тягостную обязанность. Что делать, чтобы привить детям любовь к Церкви? С какого возраста необходимо исповедоваться и как помочь ребенку подготовиться к исповеди?

Особенности детского возраста

Дети в силу различных причин не могут стоять на молитве так же, как взрослые. Поэтому, собираясь с ребенком в храм, родителям необходимо учитывать особенности возраста своего чада.

Детей от рождения до года обычно приносят в храм только для причащения.

Дети от года до 3 лет могут спокойно вести себя в храме не более получаса, и то при условии, что они будут в чем-то участвовать или что-то рассматривать. Поэтому обычно один из родителей приходит в храм с детьми к самым важным и торжественным моментам.

Например, на всенощное бдение (вечерняя служба накануне больших праздников) с ребенком достаточно прийти к началу полиелея. Эта часть службы наполнена действиями (выход священства из алтаря, каждение, пение величания или других песнопений, звон колоколов, чтение Евангелия, прикладывание к иконе праздника, помазание елеем).

После елеопомазания можно покинуть храм. На литургию нужно приходить за 10-15 минут до начала причащения. Во время причащения священнослужителей в алтаре в храме обычно бывает затишье, во время которого дети могут поставить свечи, поцеловать иконы.

После того, как ребенок причастится, лучше достоять с ним до конца службы и только потом отправляться домой. С детьми этого возраста родителям следует стоять позади всех молящихся, чтобы ребенок не привлекал к себе много внимания. Если ребенок ведет себя спокойно, можно проводить в храме больше времени.

Уже сама обстановка храма, молитвенное пение хора, возгласы священнослужителей, лики святых, словно глядящих из горнего мира, особый запах ладана благотворно воздействуют на малышей.

Детей следует часто носить в церковь, прикладывать ко кресту, Евангелию и иконам, а дома — подносить под иконы, осенять крестным знамением (как и постельку, и пищу, и все, с чем дитя соприкасается), окроплять святой водой и окуривать ладаном; нужно, чтобы младенца чаще благословлял священник, чтобы по возможности в дом приносили иконы из храма и служили молебны.Пусть дети дружат с православными детьми из здоровых семей, пусть важнейшим центром интересов для них станет приходский храм. Родители должны поддерживать в глазах детей духовный авторитет пастыря.Профессор, протоиерей Глеб Каледа

Дети от 3 до 7 лет уже могут немного управлять собой, поэтому время их пребывания в храме можно постепенно увеличивать от получаса в 3 года до часа или полутора часов (в зависимости от характера и терпения ребенка) к 7 годам.

Некоторые дети могут выстоять и два часа, но это исключительные случаи и на них нельзя ориентироваться.

Поскольку детям все еще трудно стоять в храме на одном месте более 10-15 минут, можно поручить им поправлять свечи на подсвечниках, привлекать их к пению на литургии «Верую» и «Отче наш» или тихонько подпевать «Господи, помилуй» и «Аминь».

Родителям надо стоять рядом с детьми, подсказывать им, как вести себя во время молитвы: когда перекреститься, наклонить голову, совершить земной поклон, делая всё вместе с ними. В этом возрасте с детьми можно стоять в середине или в передней части храма, чтобы лучше видеть службу.

В летнее время в отдельные моменты службы можно выходить на улицу. Например, на Всенощном бдении после помазания можно выйти из храма, чтобы вернуться на пение «Честнейшую Херувим…» Важно не количество времени, проведенного ребенком в храме, а благоговение.

Лучше выйти, если ребенок уже не может стоять спокойно, и вернуться тогда, когда он сможет вновь собраться и вести себя тихо.

Родители должны научиться чувствовать золотую середину: не перегибать палку и не заставлять ребенка делать то, на что он еще просто не способен, но в то же время не давать ему повода расслабляться. Кстати, первая крайность опаснее, чем вторая.

…Небольшой храм на окраине города. Идет Божественная литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один лет трех, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своем детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, то громко вскрикивает, затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: “Как же, Христос сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне»; а вы что, гоните меня с детьми из храма?” У всех взвинчены нервы. Литургия обессмысливается…Игумен Пётр (Мещеринов)

Дети от 7 до 14 лет постепенно становятся способны выстоять в храме полную службу (два-два с половиной часа). Очень важно, чтобы родители или преподаватели воскресной школы объяснили богослужение, смысл тех или иных действий священнослужителей.

Ребенок в этом возрасте должен уметь писать записки о здравии и об упокоении своих близких, знать, для чего он это делает. Можно давать детям постоянные для них послушания: пение на клиросе, дежурство у подсвечника, помощь в алтаре. Однако подобное послушание может дать только настоятель.

Назначать определенные послушания детям могут и преподаватели воскресной школы или активные родители, но только с благословения священника.

Родители, которые постоянно ходят в храм с детьми, вынуждены подстраиваться под их уровень развития и в итоге сами проводят в церкви меньше времени, чем хотелось бы.

Если родители причащают детей каждую неделю, то допустимо одному из них причащаться с детьми, не выстояв всей службы, но обязательно полностью прочитав Последование ко Святому Причащению, а также каноны: Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Возможные трудности

Замечу, что все приведенные выше рекомендации приблизительны. Родители должны сами следить за взрослением ребенка и определять посильное для него участие в богослужении.

Крайне опасно заставлять ребенка выстаивать всю службу, если он не способен на это по возрасту, тем более, если ребенок начинает ходить в храм не с раннего детства – в таком случае обязательным условием является его постепенное воцерковление.

Если, например, он пришел в храм только в 10 лет, его молитва должна начинаться с непродолжительного пребывания в храме (полчаса) и постепенно, по мере воцерковления, увеличиваться до уровня, соответствующего его возрасту.

Надо рассчитывать и физические силы детей. Например, если ребенок устал во время службы, можно предложить ему сесть на лавочку. Но при этом обязательно объяснить, в какие важные моменты службы обязательно нужно встать.

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности — чуть меньше, чем “по силам”; а все внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой.Игумен Пётр (Мещеринов)

Родители должны стараться, чтобы ребенок шел в храм как на праздник – насилие в этом деле далеко не лучший метод.

В случае, если ребенок может выстоять определенное для него время, но заупрямился, плохо себя ведет и не успокаивается после соответствующих вразумлений, его можно наказать, выведя из храма или не допустив до причащения.

Это правильнее, чем заставлять его молиться или идти на причастие, поскольку он будет воспринимать молитвы или причащение как наказание. Наказанием должно быть лишение права молиться или приступать к тому или иному таинству, а не сама молитва или таинство.

Как правило, серьезные проблемы возникают при разногласии между отцом и матерью в вопросе посещения ребенком церковных служб, особенно если один из родителей категорически против.

Поскольку церковная молитва – это не только праздник, но и труд, ребенку часто хочется избавиться от этого труда. Он будет стараться «спрятаться» за того родителя, который дает ему возможность расслабиться.

Здесь от воцерковленного родителя требуются мудрость и терпение.

Особое внимание следует уделять детям, вошедшим в подростковый возраст.

В их жизни все большую роль начинают играть сверстники, и поэтому очень важно, чтобы в храме были друзья, например, из воскресной школы (хорошо, если при храме организуются паломнические поездки, походы и летние лагеря, работают кружки, выпускается газета и так далее).

Конечно, есть опасность, что, оказавшись на богослужении вместе, ребята начнут болтать или хихикать. Мне думается, что до 11-12 лет лучше не оставлять детей в компании с друзьями без присмотра во время службы. А к 13-14 годам, когда дети взрослеют, можно и нужно разрешать им стоять со сверстниками отдельно от родителей.

Протоиерей Илия Шугаев

Назад к списку

Источник: //nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/deti-v-hrame/

Дети и церковь. Как начать ходить с ребенком в храм

В храм с пеленок

В семьях, где родители воспитывают детей в православии, однажды наступает момент, когда ребенок первый раз идет в церковь. Каждый родитель ждет этого с определенным сомнением, а иногда даже страхом.

Как воспримет маленький христианин множество икон и атмосферу в целом? Как поведет себя в Доме Господнем? Не будет ли капризничать? И много других вопросов, которые способны негативно повлиять на первый опыт посещения церкви.

Задача родителей – успокоиться, ведь их нервозность обязательно передастся и их ребенку.

В каком возрасте и как ребенку стоит первый раз посетить церковь

Возрастных ограничений, на то, чтобы привести ребенка в церковь, нет. Однако целесообразно соблюдение определенной поэтапности в процессе знакомства с церковью. В самом начале с ребенком стоит просто прогуляться рядом с Храмом. Малыш должен привыкнуть к его внешнему облику и проявить интерес. У него должно появиться желание зайти внутрь.

Вторым этапом является посещение церкви в то время, когда там не проводятся служб. Этот этап должен занять столько времени, сколько будет необходимо ребенку, чтобы почувствовать себя комфортно.

Впоследствии уже можно посетить службу. Выбирая службу для первого посещения с малышом, обращайте внимание на длительность службы. Маленькому ребенку будет довольно сложно провести длительный период времени на ногах и в относительном молчании.

Что касается исповеди, то по традиции церкви, исповедь у ребенка начинается с 7 лет. К этому событию требуется особая подготовка.

Дополнительно можно узнать, с какого возраста детей принимают в воскресную школу. Как правило, обучаться в такой школе дети начинают с пятилетнего возраста. Но случаются и исключения, ребенка могут принять и в ранее.

Что же все-таки должны делать родители, чтобы знакомство с церковью оставило в душе ребенка только приятные ощущения

По мнению священнослужителей, основная задача родителей – воспитывать детей в благочестии.

В семье, где отношения построены на любви, обычно не доставляет труда объяснить ребенку, почему нужно любить Господа. Свои отношения с церковью ребенок, как правило, строит по аналогии с отношениями своих родителей.

Недопустимо со стороны родителей, пугать детей, говоря фразы, типа «Бог накажет». Услышав такое, ребенок вряд ли сможет позитивно настроиться на посещение церкви.

Книги, как способ подготовить ребенка

Сегодня существует огромное количество книг направленных на православное воспитание и приобщение ребенка к церкви.

• Это, прежде всего, детская библия.• Различные книги в помощь родителям о подходах к воспитанию.• Непосредственно детские книги – различные сборники стихов и рассказов, которые в игровой (для самых маленьких) и в поучительной форме рассказывают ребенку о благочестивом поведении.

• Существуют также сборники произведений, объединенные общей тематикой. Например, посвященный Празднику Пасхи.

Регулярное прочтение таких книг познакомит ребенка с миром церкви, даст понимание основных законов. И посещение ее уже не будет так сильно пугать своей неизвестностью.

Помимо общих подходов и правильного, с точки зрения церкви воспитания ребенка, он должен знать основные этические нормы нахождения в церкви:
• Дресскод или требования к внешнему виду при посещении церкви.

Здесь важно знать правило покрытой головы у девочек и, наоборот, необходимость снять головной убор при входе, у мальчиков. Во внешнем облике обязательно должна быть сдержанность.

• Правила поведения в церквиВ церкви тихо, а значит и ребенку стоит постараться объяснить, почему здесь не принято громко разговаривать, необходимо отключать мобильные телефоны и избегать прочих действий, способных помешать другим прихожанам.

• Правила поведения во время службы

Ребенку довольно сложно заранее запомнить порядок действия во время службы, но рассказать про это все-таки стоит. Это позволит в дальнейшем более органично вписаться во все происходящее в Храме.

Напутствие родителям, решившим приобщить своего ребенка к церкви:

1. Не навязывайте. Дождитесь того момента, когда ребенок заинтересуется и захочет посетить Храм

2. Не читайте лекций. Погружение в основы православного воспитания или рассказ о проводимых службах не должно быть похожим на урок. Нельзя сдерживать свободу сознания ребенка, соблюдайте принцип гармонии в развитии и просвещении ребенка

3. Начинайте с себя. Довольно сложно привить ребенку то, что не делают родители. Если посещение церкви в семье это норма, то и первое посещении церкви для ребенка не будет стрессом.

4. Сохраняйте спокойствие. Дети непосредственны и запрограммировать их поведение нельзя. Поэтому если в процессе первого посещения церкви ребенок повел себя неподобающе или испугался, не стоит расстраиваться. Значит, время еще не пришло, и стоит попробовать повторить попытку позже.

Источник: //o-kroha.com/deti-i-cerkov/

Паленке — затерянный город майя

В храм с пеленок

Паленке — затерянный город майя

Информация о найденном в мае 2016 года в джунглях Юкатана городе майя доступна тут.

Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов.

Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле.

Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало Паленке статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки.

О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года.

Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.).

Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей.

Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами.

Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство Паленке не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с Чичен-Ицей, менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид.

Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее.

Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Дворец Паленке

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца.

Дворец — самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений.

Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

особенность дворца — четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский.

Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла.

Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей в Паленке

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) — одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями.

Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико.

Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей в Паленке — единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз.

Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 — 683 гг.). Эта гробница — один из самых известных артефактов в мире майя.

В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в Мехико, вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите музеи Мехико), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста в Паленке

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей Паленке расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин.

Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями.

Главный экспонат музея — воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Интересные факты о Паленке

• Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

• Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

• Самый дешевый способ добраться туда и обратно — на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

• Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Мачу-Пикчу и Теночтитлан.
Паленке фото:

Источник

Источник: //chydesa-mira.ru/palenke/

10 способов найти ребенку место в храме

В храм с пеленок

Как поставить ребенка на место, или как найти для него место в храме – дискуссия о том, куда православным девать этих детей, длится не один год. Посмотрим, так ли уж серьезна проблема, или все же есть выбор.

Это, несмотря на кажущуюся абсурдность, действенный способ влиять на ребенка. Но только на чужого. Если вы – вредная грымза из приходских анекдотов, не упустите возможность повоспитывать чужое дитя шипением и угрозами. Обычно дети тушуются, замолкают и бегут к маме.

Вам же этого хотелось? Тем временем подготовьтесь к ее реакции: вы можете проявить себя во всей красе, устроив грандиозный базарный скандал во время Евхаристического канона. Но иногда метод действует и обратно: мама хватает ревущего малыша и пулей выскакивает из храма.

Торжество Православия.

Если же ребенок – ваш собственный, то, конечно, вы уже поняли, что угрожающее рычание не работает. Иначе все было бы слишком просто, и никто не обсуждал бы годами, на какое такое место поставить в храме этих детей, чтобы все были сыты и целы.

2. Приучать себя вести, постоянно разъясняя правила

Если у вас много терпения, доброты и сопутствующих методов поощрения – вероятно, это ваш путь. Есть нюанс – многие дети не любят одних и тех же регулярных монотонных объяснений, и перестают их слышать.

Придется проявить немалую изобретательность, чтобы красочно и разнообразно повторять одни и те же правила поведения и быть снисходительным к нарушениям, давая ребенку почувствовать последствия.

Поход в храм должен всегда быть исключительно позитивным событием – и целое искусство сделать его таким, ведь и сами мы в храм приходим не только в радости.

Другая крайность: за «правильное» воспитание часто выступают люди раздражительные и агрессивные.

Именно от них мы слышим советы о том, как надо было еще с пеленок приучать ровно стоять, тихо молиться, складывать ручки и лишний раз не открывать рот.

Им кажется, что можно одним жестким махом решить проблему, и дальше все пойдет как по маслу. Иногда это получается, но чаще – нет. И, главное, ни о какой радости тут речи не идет.

У вас готов ответ? Вероятно, такой же унылый…

Есть и третий вариант: ребенок долгое время подыгрывает родителям, что ему в храме радостно, и он с большим рвением исполняет требуемое ради маминой любви. Люди вокруг не нарадуются, родителям удобно. Пожалуй, озорство ребенка безобиднее лицемерия, но каждый воспитатель делает свой выбор.

3. Приводить или приносить только к причастию

Правильный выбор для мам младенцев, грудничков, особых детей и таких, которые не в состоянии посидеть спокойно больше 10 минут.

Также для мамы, которая устала, на ногах не стоит, негде и не с кем оставить ребенка – это отличный выход, ведь это не шаг от матери и ребенка, а наоборот, навстречу – пришла к концу службы, причастила ребенка, ушла, отдыхай, гуляй.

tatarstan-mitropolia.ru

Напряжение возникает, когда мама во что бы то ни стало свое желание быть в храме всю службу ставит во главу угла. Дети беспокойны, выдержать службу не могут, а ей надо решить в этой крайне важной вылазке кучу своих проблем: исповедоваться, взять какое-нибудь благословение на пост, пообщаться, да и в целом сказать себе – я молодец, вожу детей в храм.

Почему-то именно в это время бабушки и тетушки, умиляясь младенцу, скажут: «Правильно, води с пеленок, вот он как раз сейчас к молитве приучается». Да не приучается он!

Никто не водит малышей 2-4 лет в Третьяковскую галерею и Большой театр на три часа и не требует стоять или сидеть там смирно. И, конечно же, когда скучно, дети везде ищут себе развлечение. И есть, в общем, два лагеря: за то, чтобы дети развлекались в храме, но все же пребывали там, и те, кто против этих развлечений.

4. Выпроводить гулять во двор

Развлечение, которое дает возможность детям поиграть рядом с храмом и относительно спокойно помолиться тем, кто пришел без детей. Такой поход в храм объединяет семью и позволяет детям найти новых друзей, круг общения. Дает ли это радость? Да. Воспитывает ли это в детях серьезное отношение к храму? Скорее, нет.

Очень скоро можно услышать от подрастающих детей: «А мы пойдем сегодня в храм играть? А на самокате можно?» Родители поправляют, иногда даже злятся: храм – место не для игр, а для молитвы. Но ребенок уже сделал свои выводы, и часто на призыв войти и постоять недолго в храме он уже не готов расстаться с игрой.

5. Поиграть с ним во время службы

Игра переносится в помещение храма. Не всегда можно гулять (плохая погода, отсутствие места), но можно попробовать тихо развлечь ребенка, чтобы скоротать время в ожидании конца службы – рисование, чтение, небольшие настольные игры. Как правило, молиться самостоятельно при этом трудно, если же и ребенок мается от такой игры – возникает вопрос, зачем?

6. Создать резервацию

Почему бы не объединить всех детей в группу и не назначить одного наставника, который будет следить за ними в отдельном помещении? Отношение к храму как месту развлечений не уходит, но родители смогут полноценно быть на службе.

Проблема – найти энтузиаста, готового регулярно несколько часов заниматься с такими разными детьми. Кроме того, это не вариант для малышей, которые пока не могут оставаться без мамы.

7. Не обращать внимания на детей

Здесь, как и в первом пункте, все зависит от того, ваши это дети или чужие. Тренировать спокойствие и выдержку, не обращая внимания на шумящих чужих детей – христианский подвиг.

Не обращая никакого внимания на поведение своего ребенка, будьте готовы к ответной реакции и повторному базарному скандалу во время причастия.

Но, может, и прокатит: ребенок найдет себе занятие и будет полчаса тихо и незаметно размазывать воск по длинной юбке самой строгой бабушки прихода…

Фото с сайта o-kroha.com

8. Занимать детей полезными делами

В некоторых приходах принято привлекать детей постарше к несложным делам, например, следить за подсвечником. По сути – то же развлечение, которое на первое время увлечет ребенка, дав почувствовать себя значимым, нужным, и в то же время дисциплинирует. Однако однообразная работа без прогресса довольно скоро надоест, и проблема вернется.

Минус в том, что нет стольких подсвечников и ответственных заданий, чтобы занять всех детей прихода, значит, для многих решения так и не будет. А еще поручения детям требуют и выдержки, и контроля со стороны взрослых – чем учить, хвалить и тайком переделывать, проще сделать все самим.

9. Не водить ребенка в храм

То есть как это – не водить? Совсем?!

Ну, конечно нет. Но наверняка в жизни каждого родителя наступает момент, когда ребенок начинает сопротивляться. Родители могут этого не замечать, объясняя плохим поведением, упрямством.

Хотя ребенок чаще всего либо перенасытился и устал, либо в принципе не находит себе в церкви места и позитивного занятия.

И эта ситуация тоже требует какого-то решения: настаивать, не давить, водить ненадолго, водить в другой храм, водить как угодно, но лишь бы ходил?

Есть вариант, который требует некоторого мужества и самостоятельного родительского решения: ходить в храм редко. Да, это повлечет за собой неудобную для семьи ситуацию, когда, возможно, все начнут ходить в храм не вместе. На приходе вам не преминут сделать замечание, что вы давно не появлялись, и вообще, положено ходить каждую неделю.

Ничего плохого не случится, и вы останетесь в Церкви, просто по-другому. Главное – не делать из лишения храма какую-то семейную драму, в которой виноват ребенок. Возможно, именно с этого момента начнется его самостоятельный путь к Богу, о сложности которого столько сейчас говорят. И он будет благодарен вам за разрешение идти самостоятельно.

10. Поставить себя на место ребенка

Часто думают, как поставить ребенка на место. Или как найти ему где-то место. Есть хороший способ – поставить себя на его место. Присядьте рядом, чтобы ваши глаза находились на его уровне.

Что он видит в храме? Ноги, попы, широкие спины? Ножку подсвечника? Узорчатую стену, цветочки под иконами? Однозначно, ребенок видит не то, что взрослый, и чувствует – тоже.

Как вам такой вид в течение 2-3 часов, не возникает желания перейти на другое место, сменить обстановочку?

«Сегодня такой праздник, а ты так себя безобразно ведешь!» Да, для взрослого, может быть, и праздник, но ребенка-то он почти не касается. Мы идем в храм и говорим: «Сегодня праздник».

Ребенок оживляется: «А какой? А как мы будем праздновать? А подарки будут? А в кафе пойдем?» Родители напрягаются: мы же не это имеем в виду! Что-то свое, высокое и далекое.

День обещает быть интересным, но к концу службы энтузиазм у ребенка угасает, ведь мы не смогли ни передать ему свое настроение, ни приблизить важный день к его пониманию, а только дергали и раздражались. А он виноват – «Ну вот, ты и мне весь праздник испортил!»

Что делать? Или искать способы по-человечески приблизить, или, если нет сил и фантазии – не обнадеживать.

Дождаться, когда ребенок дорастет и сам выделит для себя важные вещи, какими бы они ни были: выбирать платочек в цвет праздника, ходить с друзьями в кафе после службы или повидаться с любимым батюшкой – все эти радости есть и во взрослой жизни прихожан, сколько бы ни говорили, что это – не главное.

Когда родители посвящают время тому, чтобы выбрать подходящую школу, кружок или компанию – мы считаем это важным и нормальным. Мы забираем детей из неподходящих мест, от нервных учителей и стараемся найти то, что им нравится, то, что соответствует их темпераменту и возрасту. Так почему бы не попробовать и тут то же самое?

Ведь, вообще, у нас есть что выбрать. И большинство родителей как-то решают проблему с пребыванием детей в храме: выбирают детские приходы, лояльных настоятелей, регулируют время и количество. Любые способы привить детям интерес и любовь к церковной жизни имеют право на существование, потому что очень разные дети, разные родители и совсем уж разные обстоятельства жизни у каждого из нас.

Но не нужно бояться что-то изменить, если вам с ребенком плохо, некомфортно и уныло.

Источник: //www.pravmir.ru/10-sposobov-spravitsya-s-rebenkom-v-hrame/

Паленке в Мексике – удивительный город древних майя

В храм с пеленок

Санто-Доминго-де-Паленке, небольшое поселение на юге страны и один из самых рядовых, ничем не примечательных мексиканских городков. Основан он был в 1567 году, на северо-востоке штата Чиапас, после прихода в Мексику испанских завоевателей и долгое время скрывался от посторонних глаз, среди высоких гор и тропических лесов.

Обнаружение древних храмов Паленке

Спустя два столетия, в конце 18 века, среди непроходимых зарослей Лакандонских джунглей, военный патруль, случайно, обнаружил небольшое индейское поселение. В 6 км от него были обнаружены руины настоящего древнего города Майя, возраст которых более 2000 лет.

Паленке, так, не мудрствуя лукаво, был назван археологический комплекс, исследование которого ведется и по сей день. Это самое крупное майяское поселение на территории современной Мексики.

(исследовать Паленке можно в нашем путешествии по Мексике, смотреть здесь)

Ученые полагают, что в один из периодов своего существования, поселение носило имя Лакм-ха, что в переводе с языка индейцев Майя, означает «большая вода» и являлось столицей Баакульского царства, процветающего в 5-8 веках нашей эры. Современные индейцы, проживающие в этих местах, называют древнее городище Оттиотиун — «каменный город».

История строительства древнего города Паленке

Начало первых построек древнего города Паленке, датируется 100 г до н.э., а окончание его существования приходится на конец 9, начало 10 века, современной эпохи. Ученые до сих пор не нашли точного ответа на вопрос почему жители покинули Паленке. Тем не менее, город опустел и со временем скрылся в густой растительности тропической сельвы, практически на 10 столетий.

Удачно расположенная у подножия Тумбольских гор, посреди девственного тропического леса, археологическая зона Паленке занимает территорию более 20 кв. км. В настоящее время, удалось раскопать и очистить от джунглей всего лишь десятую часть древнего поселения.

Найдена и отреставрирована лишь малая доля его многочисленных сооружений.

Но даже благодаря этой незначительной части очевидно, что Паленке было одним из самых больших и наиболее развитых, майяских поселений, с причудливыми архитектурными строениями, украшенными резьбой, лепниной и росписями, и сложной системой водоснабжения, которая не встречалась ни в одном индейском городе.

Из-за долгого отсутствия хозяев, следы пребывания людей в Паленке, стерлись.

В связи с этим ученые не отвергают факт, что индейцы Майя были далеко не первыми его жителями, а существуют другая, более древняя цивилизация, народ которой и стал основателем города, задолго до появления майяских племен. Индейцы же возвели свои храмы и пирамиды на руинах города, оставшегося от неизвестных предшественников.

На сегодняшний день, в археологической зоне, открыты для посещения порядка тридцати больших и маленьких древних сооружений.

Все они возведены в период с 600 по 800 годы нашей эры, под личным руководством Баакульских правителей.

Примечательно то, что некоторые их орнаменты и детали имеют отличительные черты строений, расположенных в разных частях света, например, камбоджийского Анкгор-Вата или египетского Осириона.

Достопримечательности Паленке

В центре городища, на десятиметровой платформе, возвышается дворец, служивший резиденцией местным правителям.

Это величественное сооружение, площадью 104х80 м, состоящее из галерей, лестниц, затейливых лабиринтов подземных ходов и множества помещений с выходами в четыре внутренних дворика.

С юго-восточной стороны дворца пристроена пятиэтажная башня, нехарактерная для майяской архитектуры, в которой много веков назад располагалась астрономическая обсерватория.

Все стены дворца украшены рельефными изображениями правителей Паленке, в национальных одеждах и украшениях из перьев, сценами, посвященными победам над противником, изображениями жалких и беспомощных военнопленных.

Дворцовое сооружение со всех сторон окружено пирамидами, верхушки которых увенчаны прекрасными храмами. (посещение Паленке в нашем туре «Юкатан по часовой стрелке»)

Паленкская Триада

На юго-восток от дворца расположилась Паленкская триада, в нее входят Храм Солнца, Храм Креста, Храм лиственного креста. Все эти названия даны религиозным сооружениям, благодаря мотивам, превалирующим в росписи их стен и алтарей.

Так, на задней стене Храма Солнца, постройку которого датируют 642 годом нашей эры, можно увидеть барельеф с изображением маски бога солнца и фигур, застывших перед ним в коленопреклоненной позе. В Храме креста и лиственного креста, центральными композициями является крест – символ священного растения Майя, маиса.

Во втором же сооружении он украшен распускающимися листьями и иероглифическими надписями.

Статус самого загадочного здания комплекса Паленке, по праву принадлежит легендарному Храму Надписей, приютившемуся в непосредственной близости ко дворцу.

Это самое высокое здание комплекса, высота его пирамиды составляет 23 м, и чтобы оказаться на ее вершине необходимо преодолеть 69 ступеней. Изображение на рельефах, украшающих стены и колонны храма, кардинально отличаются от рисунков, найденных в других поселениях Майя.

Это изображения женщин с младенцами на руках, лица которых закрывают уродливые маски бога дождя Тлалока, а детские ножки постепенно превращаются в ядовитых змей.

Один из таинственных артефактов, найденный в храме надписей, это плиты, полностью покрытые иероглифами, количество которых в сумме составляет 620. А в самой надписи упоминаются даты, соответствующие 692 году современного календаря.

На север от дворца расположены мало исследованные на сегодняшний день храм Графа и северные холмы, а между ними площадка для игры в мяч.

Храм Надписей в Паленке

На протяжении долгих лет, ученые не могли разгадать загадку постройки Храма Надписей. Но в 1949 году, экспедиция под руководством профессора Альберто Руса, наконец приоткрыла завесу тайны. В полу храма была обнаружена плита, приподняв которую, археологи увидели лестницу, ведущую вглубь пирамиды.

Последующие четыре года, исследователи ступень за ступенью освобождали себе путь к тайнам Паленке. И наконец, на 16 метровой глубине наткнулись на стену, возведенную из камней, скрепленных между собой с помощью песка и извести.

Когда ограждение было разрушено, оказалось, что оно было не единственным, за первой следовала вторая стена, в 4-х метровую толщу которой был замурован ящик, с останками человеческих жертвоприношений.

Когда плита, вес которой превышал тонну, покорилась археологам, они оказались в просторном склепе с девятью алебастровыми статуями вдоль стен. В центре возвышался массивный саркофаг, накрытый каменной плитой с вычурным резным узором.

Внутри него лежал хорошо сохранившийся скелет высокого мужчины, усыпанный нефритовыми украшениями.

По мнению ученых, останки, найденные в саркофаге, принадлежат одному из великих правителей Паленке, захороненному здесь в 692 году, в обществе своих подданных и сокровищ.

Вес саркофага превышает 20 тонн, следовательно, он никак не мог быть доставлен вглубь пирамиды по лестнице. Значит и пирамида, и храм надписей, были построены, после погребения, чтобы защитить могилу правителя от посторонних вторжений.

Привлекательность Паленке

Гармония древних руин с природой, придает Паленке особую ауру и шарм. Гуляя по джунглям, окружающим храмовый комплекс можно набрести на небольшие, но очень милые водопады и протянувшийся над речкой, подвесной мостик.

Причудливо сплетенные под ногами, утопающими во мху, корни деревьев, навевают мысли о сказочном лесе.

В джунглях можно встретить немало лесных обитателей: симпатичную игуану, ярких попугаев и забавных обезьян, а растительный мир поражает своими яркими красками и причудливыми формами.

В Мексике огромное количество колоритных и атмосферных мест, но древний город Паленке по праву может считаться одним из самых интересных и утонченных городов индейской Америки, настоящей жемчужиной в зеленом океане джунглей.

Храм Солнца входящий в комплекс пирамид Паленке, штат Чиапас

Источник: //www.ekskursiivmeksike.ru/palenke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.