Здоровье в детском саду

Содержание

Как маме растить здорового ребенка

Здоровье в детском саду

Отношение малыша к здоровью зависит от того, насколько в его сознании сформировано это понятие. Существует несколько предпосылок, по которым можно распознать, какое представление о правильном образе жизни имеет дошкольник:

  1. ощущаются положительные изменения в функциональном развитии (например, ребенок пытается сохранить и продемонстрировать ровную осанку);
  2. заметно активное развитие психических процессов;
  3. дети прилагают волевые усилия и проявляют физическую активность, чтобы во время игры достичь поставленной цели;
  4. в возрасте 5-7 лет ребенок способен самостоятельно выполнять несложные поручения, владеет навыками самообслуживания.

Условно дошкольный возраст делится на три периода, каждый из которых имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании правильного образа жизни.

Дети 3-4 лет, относящиеся к младшему дошкольному возрасту, осознают, что представляет собой болезнь, однако охарактеризовать понятие «здоровье» не могут.

Поэтому у малышей практически никакого отношения к здоровому образу жизни еще нет.

Однако это не значит, что не стоит проводить беседы на эту тему, вкладывая в маленькие несмышленые головы простейшие правила сохранения здоровья и основы формирования ЗОЖ.

В среднем дошкольном возрасте дети представляют здоровье как «не болезнь». В их памяти откладывается негативное отношение к заболеваниям, основанное на собственном опыте.

Ребенок начинает осознавать угрозу от внешней среды («не бегай по лужам – заболеешь», «не ешь мороженное на улице — простудишься»). Но что такое «быть здоровым» ребенок объяснить еще не может.

Здоровье для него – нечто абстрактное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют несколько больший опыт, благодаря которому отношение к здоровью и правильному образу жизни у них существенно меняется.

Ребенок по-прежнему соотносит здоровье с заболеваниями, однако уже отчетливо определяет угрозу как от окружающей среды, так и от собственных действий («не ешь грязное яблоко», «не бери еду немытыми руками»).

Воспитательная работа в виде проведения беседы на тему здорового образа жизни помогает старшим дошкольникам соотнести понятие «здоровье» с элементарными правилами гигиены.

Физическое здоровье ребенка дошкольного возраста

Осознавать связь между занятиями физкультурой и укреплением здоровья ребенок начинает ближе к 5-6 годам. Однако физическая составляющая важна для формирования ЗОЖ и на более ранних этапах жизни.

Зарядка и закаливание

Ежедневная утренняя зарядка стимулирует деятельность всего организма малыша, улучшает обмен веществ и приводит в тонус мышечную систему. Более того, физические упражнения дисциплинируют и развивают познавательные способности крохи. Помимо занятий дома рекомендуются подвижные игры на улице.

В укреплении здоровья дошкольников и формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет закаливание. Главные правила – постепенность и систематичность.

Кроме этого, следует обязательно учесть общее состояние малыша и его физическое развитие.

Решив закаливать свое чадо, родители должны положительно настроить на это самого ребенка, регулярно проводя беседы о том, как благотворно сказываются подобные мероприятия на здоровье.

Основы гигиены

Соблюдение правил гигиены особенно важны при формировании здорового образа жизни дошкольников. Полезные санитарно-гигиенические навыки должны складываться уже в раннем возрасте, а определенные знания по этому поводу помогут ребенку сознательнее относиться к собственному здоровью.

Закрепление навыков элементарной гигиены у малыша будет проходить успешнее, если родители своим примером покажут ему, насколько это необходимо. цель – гигиенические процедуры должны стать внутренней потребность ребенка.

Чтобы поддерживать чистоту тела, дошкольникам необходимо мыться не реже 2-х раз в неделю, используя детский гель для душа или мягкое мыло. Руки обязательно моются перед едой, после прогулок или посещения туалета, а ноги – ежедневно перед сном. Утром и вечером следует умываться холодной водой. А чтобы под ногтями крохи не скапливалась грязь, нужно по мере роста их коротко стричь.

Уход за зубами – важное условие сохранения здоровья дошкольников. Обычно к 3-м годам у малыша прорезываются все двадцать молочных зубов, а начиная с пяти лет они постепенно заменяются на постоянные.

Недостаточный уход за детскими молочными зубами может привести к кариесу, который впоследствии переходит на постоянные зубы. Специалисты рекомендуют приучать ребенка чистить зубы с использованием пасты с трехлетнего возраста.

Зубная щетка у каждого члена семьи, включая и дошкольника, должна быть своя.

Правильное питание

Питание – один из основных факторов, постоянно влияющих на развитие организма крохи. В дошкольном возрасте рациональное питание имеет немаловажное значение, так как оно способствует улучшению здоровья, укреплению физической и духовной силы малыша, предупреждает возникновение заболеваний, содействует формированию ЗОЖ.

Правильное питание дошкольников должно быть:

  1. доброкачественным (не допускается содержания в еде болезнетворных микроорганизмов и вредных примесей);
  2. полноценным (содержать необходимое количество минеральных веществ, витаминов, белков, жиров, углеводов);
  3. разнообразным (в меню должны присутствовать продукты растительного и животного происхождения);
  4. достаточным по калорийности и объему – необходимо, чтобы употребленная пища вызывала чувство сытости у ребенка, придавала ему энергичности и обеспечивала материал для развития и роста его организма.

Режим дня

Твердый режим дня дошкольников – один из главных факторов в формировании ЗОЖ. Малыш быстро привыкает к предложенному распорядку и благоприятно на него реагирует. Причем чем младше кроха, тем легче его приучить к заданным временным рамкам.

К созданию расписания дошкольника можно подойти творчески и применить наглядные пособия (рисунки, таблицы и красочные плакаты), которые помогут малышу лучше запомнить последовательность кормлений, прогулок и сна. В составлении режима следует обязательно обозначить мероприятия, направленные на оздоровление детей, – физминутки и процедуры закаливания.

В распорядке дня необходимо учесть, что кроха 3-4 лет должен спать не меньше 14 часов, а ребенок постарше – около 13 часов в сутки. Из этого времени полтора-два часа выделяются на дневной сон. Укладывать спать дошкольников следует не позднее 9 часов вечера.

Через час после пробуждения малыша нужно покормить завтраком, а ужин предложить часа за полтора до ночного сна. Днем промежутки между приемами пищи должны быть не больше четырех часов.

При составлении режима необходимо принять к сведению, что дошкольники, как и взрослые люди, делятся на «сов» и «жаворонков». Малыш-«сова» становится более внимательным после 16-ти часов, а «жаворонок» активен уже с 8-ми утра.

Психическое и социальное здоровье дошкольника

Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка.

Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей.

Внешние факторы, воздействующие на кроху, – это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников.

Окружающие взрослые должны внимательно относиться к эмоциональным потребностям малыша, поддерживать дисциплину, проводить познавательные беседы, играть с ним и осуществлять необходимое наблюдение.

Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

В заключение

Здоровье ребенка зависит не только от родителей, а и от окружающих его людей. Заботясь о своем чаде в дошкольный период жизни, папы и мамы создают необходимые благоприятные условия для развития малыша, что впоследствии поможет сформировать из него здоровую во всех отношениях личность.

Источник: //szabotoi.ru/zdorovye-rebenka/detey-v-doshkolnom-vozraste

Здоровье детей в детском саду

Здоровье в детском саду


Отдавая ребенка в детский сад, вы открываете новую страницу как в своей жизни, так и в жизни ребенка. Поэтому перед тем, как определиться с выбором дошкольного учреждения, надо учитывать несколько факторов.

Конечно, частные садики гораздо более привлекательны в плане индивидуального подхода к детям и программы развития. Но часто из-за материальных возможностей, родители вынуждены остановиться на госучреждениях. Какой садик бы не выбрал родитель, он одинаково должен обратить внимание на его репутацию и оснащение.

Территория детского сада должна не только быть благоустроенной,  безопасной, но и положительно влиять на здоровье детей в детском саду.

Непрекращающееся развитие детских садов, их стремление к усовершенствованию своей материально-технической базы, дает родителям почву для размышлений и свободу в выборе дошкольного учреждения.

Хорошо оснащенная детская площадка для игр, наличие необходимого количества нужных игрушек и развивающих материалов без хорошего и профессионально подготовленного педагога являются абсолютно ненужным хламом.

Конечно, поломанные качели или дыры в заборе – это прямая угроза здоровью ребенка.

Поэтому, прежде чем отдать ребенка в такое учреждение, заручитесь гарантией заведующего, что все неполадки будут устранены, либо выберите другой садик.

Персонал детского сада.


 Что же касается персонала в хорошем садике, то в этом вопросе стоит придерживаться правила «золотой середины».

Молодые специалисты или опытные педагоги, должны с любовью относиться к своей профессии.

Отсутствие «текучести кадров», наличие здорового психологического климата и заинтересованность персонала в работе – вот три кита, на которые стоит опираться, составляя мнение о том или ином учреждении.

 Репутация детского сада, где найти отзывы и проверить?


Выбирая дошкольное учреждение, куда будет ходить ваш ребенок, важно обращать внимание не только не ремонт и благоустройство площадок и помещений, но и знать о репутации этого сада.

Благодаря интернет-сообществам, информацию о любом садике найти не сложно.

Но как отличить зерна от плевел, и выбрать полезные и правдивые отзыв? Большинство родителей, отдавая ребенка в садик, полностью снимают с себя ответственность за его здоровье и воспитание и перекладывают эти обязанности на плечи нянечек и воспитателей.

Большинство негативных отзывов о садиках поступает именно от таких родителей. Здоровье ребенка в детском саду зависит не только от соблюдения санитарных норм и хорошего ухода за ним, но и от состояния его иммунитета и психологического комфорта.

Садик с хорошей репутацией – это не тот, в котором сделан свежий ремонт и имеется телевизор в группе. Это садик, в котором ценят своих сотрудников, в котором царит гармония взаимоотношений между воспитателями и администрацией. Это садик, в котором воспитатели ответственно относятся к своей работе, а не вечно жалуются на низкую зарплату и списывают на этот факт свою безалаберность.

Такой садик, даже если он не оборудован по последнему слову техники, всегда выглядит опрятно и аккуратно. В нем нет поломанных качелей или одиноко торчащих из-под земли железяк. В таком садике все дышит заботой и вниманием к вашим детям.

Надо понимать, что конфликты случаются всегда и везде и отзываться плохо о садике только потому что вашего ребенка заставили покушать, просто неразумно.

Как родителям следить за здоровьем ребенка в детском саду.


Как показывает статистика, большинство детей, поступающих в садик, начинают часто болеть, что приводит родителей в отчаяние. Обвиняя нянечек, в том, что ребенок вспотел и простудился, родители часто не замечают доли своей вины в частых болезнях своего чада.

Одевая на ребенка слишком много слоев одежды, родители сами провоцируют таких детей на болезнь. В то время, когда все уже давно раздеты и находятся в группе, несчастные детишки пытаются освободиться от окутавшего шею шарфика и снять куртку, толстый свитер под которой мешает это сделать. Разумеется, ребенок вспотеет и получит все шансы на какую-нибудь простуду.

Самым защищенным сектором является подготовительная группа в детском саду. Детишки уже адаптировались к атмосфере, более самостоятельны и ловки, поэтому и болеют гораздо реже.Многие родители водят своих детей «не замечая» первых признаков заболевания, ссылаясь на то, что у ребенка всегда течет нос или уже давно такой кашель.

И вирус среди 30 детей распространяется мгновенно.

Не старайтесь держать своего ребенка в стерильных условиях дома. Иммунная система ослабевает и перестает работать должным образом. Если ваш ребенок не выходит на улицу и постоянно сидит в четырех стенах с глухо заколоченными окнами, то он обречен на постоянные простуды с детском саду.

Источник: //kephit.ru/zdorove-detej-v-detskom-sadu/

Неделя здоровья в детском саду, план мероприятий для старшей, подготовительной, средней и младшей группы, тема «Здоровейка» и прочие

Здоровье в детском саду

Неделя здоровья — замечательная традиция дошкольных и средних образовательных учреждений. О важности правильного образа жизни и занятий спортом говорится детям часто, полезные привычки пропагандируются постоянно.

Но сильнее всего мотивирует малышей к движению в направлении ЗОЖ необычная форма мероприятий.

На Неделе здоровья проводятся игровые и познавательные занятия, сочетаются различные виды детской деятельности — всё, что нравится детям.

Что такое Неделя здоровья

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников одна из основных целей педагогического процесса в ДОУ.

Экологические проблемы, перенасыщение информацией, стрессовые ситуации — эти и многие другие неблагоприятные факторы современной жизни сказываются на физическом и психическом состоянии детей.

Работники детсокго сада (воспитатели, медсестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, преподаватели творческих кружков и спортивных секций в садике) осуществляют постоянную пропаганду активного и здорового образа жизни.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дана установка на создание такой образовательной среды в детском саду, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей

ФГОС от 17.10.2013 г.

Занятия в детском саду направлены на укрепление физического и эмоционального здоровья детей

Неделя здоровья в детском саду — это комплекс интересных мероприятий на каждый день недели, целью которого является поддержание положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников и их родителей.

Тематические занятия воспринимаются детьми как яркое событие в жизни детского сада.

Ребята видят, что все группы принимают участие в подготовке и проведении Недели здоровья, коллектив становится сплочённым общей целью — расти здоровыми и радоваться каждому дню.

Проведение Недели здоровья реализует задачи для всех возрастных групп:

  • созидание здоровья, повышение выносливости детского организма,
  • развитие двигательных навыков,
  • активизация познавательных интересов,
  • развитие волевых качеств: упорства, стремления побеждать, умения проигрывать,
  • воспитание эмпатии: способности сопереживать товарищам, желания помогать.

На Неделе здоровья проводятся «Весёлые старты» для нескольких групп

Таблица: мероприятия на Неделе здоровья

Каждое занятие или мероприятие организуется педагогом в соответствии с принципом возрастной адекватности. Это значит, что тема, способы её раскрытия, задания подбираются с учётом способностей конкретной группы детей.

Приведённые в таблице примеры мероприятий можно провести как в младшей, так и в старшей группе. Это общие формы, которые педагог наполняется содержанием, соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям подопечных.

Например, с детьми 2–3 лет проводится беседа «Для чего нужен носовой платок?», а с ребятами 6–7 лет — «Вирусы и микробы».

: занятие «Моем куклу Дашу» в рамках Недели здоровья (ясельная группа)

Показанные фрагменты занятия в ясельной (первой младшей) группе показывают способ обучения малышей культурно-гигиеническим навыкам в игровой форме.

Воспитатель создаёт реальную ситуацию (Даша испачкалась) и проблему (как Даше очиститься).

Методически грамотный момент — воспитатель на занятии с малышами демонстрирует опыт (проверяет, чем очистить куклу) и, найдя практическим путём решение проблемы, даёт возможность детям поучаствовать.

Приготовление салата можно отнести к полезному досугу: ребята тренируются в навыке владения ножом, закрепляют знания о пользе овощей. И, конечно, пробуют приготовленное блюдо — это особое чувство, оценка своей деятельности. Как вариант, старшие дошкольники могут приготовить салат (овощной или фруктовый) для совместного с родителями досуга.

: физкультурное занятие «Гимнастика для мишки» во второй младшей группе

Фотографии и видеофрагменты в этой записи показывают отличный пример того, как провести физкультурное занятие в необычной форме.

Инструктор подготовил музыкальное сопровождение, новые атрибуты для подвижных игр (в том числе самодельные), пригласил поучаствовать в роли медведя кого-то из работников ДОУ, — всё это вызывает неподдельный интерес у ребят.

Они отзываются на идеи помочь медведю правильно пробудиться ото сна и хотят рассказать ему о здоровом образе жизни (то, чему сами научились на Недели здоровья). На заметку: автор видеозаписи разместил в описании ролика краткий план Недели здоровья в их детском саду.

: художественная выставка «Зимние забавы» к Неделе здоровья и спорта

Презентация рисунков к Неделе здоровья и спорта, проводившейся в зимнее время. Педагогам на заметку: работы, созданные совместно ребятами и родителями, организаторы выставки подписывали как «Художественная студия семьи », — звучит оригинально.

: праздник для детей и родителей на Неделе здоровья в средней группе

По содержанию праздник составлен грамотно. Несколько недочётов в организационной части: не все родители пришли в спортивной форме, возникали заминки между этапами праздника, их можно было заполнить хотя бы танцевальными минутками, при награждении участников не хватало музыкального сопровождения.

Расписание и временной план мероприятий

Традицинно Неделя здоровья проводится в детском саду несколько раз в году: осенью и в середине зимы, осенью и весной. Во второй половине учебного года оздоровительные мероприятия и занятия на тему ЗОЖ приурочиваются к Всемирному дню здоровья (7 апреля).

Некоторые ДОУ планируют Недели здоровья в соответствии со временем школьных каникул.

Таким образом, осуществляется преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании: традиция не прерывается, спортивные мероприятия проводятся на общей площадке (дошколята приглашаются на школьный стадион, воспитанники сада и ученики школы приходят в парк на «Весёлые старты» и т. д.).

Ко Дню здоровья воспитанники детского нарисовали плакат о правильном образе жизни

Указания к составлению плана для Недели здоровья:

  1. Список мероприятий обсуждается и утверждается коллективом и медперсоналом на педагогических совещаниях.
  2. В плане мероприятий сочетаются разнообразные виды деятельности. Рекомендуется в первой половине дня проводить занятия, предполагающую повышенную физическую и/или эмоциональную активность, а после тихого часа — спокойные мероприятия. Например, утром дети знакомились с нетрадиционной зарядкой на степ-платформах, затем участвовали в спортивном квесте на уличной площадке. Тогда во второй половине дня воспитатель повторяет с ними стихотворения о правилах гигиены («Федорино горе», «Девочка чумазая», «Мойдодыр») и предлагает инсценировать эти истории в театральном уголке.
  3. Во время Недели здоровья традиционные занятия снимаются (кроме музыкальных и физкультурных — они проводятся в неклассической форме, с применением необычных материалов и инвентаря).
  4. При удовлетворительных климатических и погодных условиях время пребывания детей на улице увеличивается, в план включаются мероприятия на свежем воздухе: зарядка, пешие прогулки, подвижные игры, конкурсы.
  5. Наличие в плане мероприятий для родителей.

Воспитанники подготовительной группы играют на площадке детского сада

Режим дня остаётся неизменным во время Недели здоровья: утренняя зарядка, прогулка, музыкальные и физкультурные занятия, приёмы пищи и тихий час наступают по расписанию. Традиционные занятия заменяются на мероприятия оздоровительного характера или на валеологическую тему. Поэтому временные рамки мероприятий в группе соответствуют хронометражу обычных занятий.

Например. Занятие по окружающему миру во второй младшей группе заменяется на беседу «Почему нужно много двигаться?». Длительность занятия НОД для детей 3–4 лет составляет 15 минут. Соответственно, это время отводится на проведение беседы с дополнительным просмотром мультфильма о спорте:

  • беседа — 7–8 минут,
  • просмотр мультфильма и обсуждение — 7 минут.

В старшей группе проводится беседа с изучением наглядного материала (макетов, плакатов) о строении тела человека и функциях различных органов

Таблица: как составить план мероприятий для Недели здоровья с указанием хронометража (на примере одного дня)

Физкультминутки и мастер-классы для родителей — обязательные мероприятия на Неделе здоровья

Таблица: пример плана мероприятий для Недели здоровья в средней группе (фрагменты)

На Неделе здоровья детям предлагается обыграть сюжеты «Диспансеризация», «Травмопункт», «Больница» и др

Рекомендации по работе с родителями на Неделе здоровья

Как уже говорилось, Неделя здоровья предполагает активное взаимодействие воспитателя, инструкторов и медперсонала детского сада с родителями. Следует учитывать, что присутствовать на консультациях в вечернее время смогут не все родители.

А если таких мероприятий будет несколько, то родительский состав будет редеть от раза к разу. Поэтому запланировать логично одну консультацию на неделе в вечернее время, её проводит физкультурный руководитель или медсестра.

В первой половине дня родители приглашаются на открытые занятия и утреннюю гимнастику (присутствие поощряется — воспитатель заранее готовит листы благодарности, грамоты).

Важные информационные темы воспитатель размещает на стенде или в ином печатном виде в приёмном помещении группы и побуждает родителей, бабушек, нянечек изучить текст, пока дети переодеваются.

Формы работы с родителями:

  • консультации,
  • анкетирование,
  • приглашение к участию в занятиях, мастер-классах,
  • изготовление поделок, плакатов, стенгазет на темы ЗОЖ вместе с детьми,
  • распространение информационных листов, брошюр, памяток.

Воспитатели в нашем саду ведут группы в мессенджерах (обычно, это беседы в Whats’App), где публикуют важную текущую информацию для родителей.

Во время Недели здоровья в чаты скидывают фотографии брошюр, видео-инструкции по выполнению гимнастических упражнений, темы поделок. Одна из воспитателей записывает консультации от медсестры на видео и присылает родителям.

Это удобно и вызывает положительный отклик у родителей: присутствовать на собрании или очной консультации могут не все, а посмотреть десятиминутный ролик доступно каждому.

: открытое занятие по здоровье сбережению

Неделя здоровья — это не экстренный комплекс мер по укреплению здоровья детей.

Педагогический коллектив работает ежедневно на улучшение физического и психоческого состояния детей, воспитывает в них желание активно жить, правильно питаться, отдыхать с пользой. Неделя здоровья — это праздник спорта, здорового образа жизни.

Праздник длиной в неделю. Подготовить и организовать эту важную неделю необходимо таким образом, чтобы дети впитали максимум полезной информации и зарядились позитивным настроением на долгое время.

Источник: //melkie.net/zanyatiya-s-detmi/nedelya-zdorovya-v-detskom-sadu-plan-meropriyatiy.html

Здоровье детей в детском саду – профилактика детсадовских инфекций

Здоровье в детском саду

Большинство родителей, которые отдают своего малыша в дошкольное учреждение, отмечают тот факт, что ребенок в саду часто болеет.

И порой складывается такое впечатление, что проще уж перевести кроху на домашнее обучение, чем водить в садик, и с периодичностью раз в месяц уходить на больничный. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, которые помогают работающей маме.

А если нет? Постоянные болезни ребенка в детском саду становятся действительно болезненной темой для множества родителей.

Почему ребенок болеет в саду

Чаще всего родители обвиняют работников детсада в постоянных простудах своего ребенка.

Им кажется, что именно из-за невнимательности и халатного отношения воспитателей их кроху недостаточно хорошо одевают, заставляют долго находиться в группе в теплой курточке, так что он успевает вспотеть, а потом выводят бедняжку на сквозняк, заставляют кататься на холодной металлической горке или играться в мокром песке. Доля правды в этом, несомненно, есть. Но мнение о том, что ребенок в саду постоянно болеет из-за ненадлежащего ухода за ним, скорее ошибочное.

Условия детского сада, конечно, тепличными не назовешь, и одновременно за 30 детьми в группе уследить практически невозможно, но воспитатель и нянечка все же могут обеспечить малышам нормальный уход.

А причиной всех болезней скорее является множество контактов между детьми в группе, посредством которых респираторные инфекции и вирусы молниеносно передаются от одних детей другим и быстро распространяются воздушно-капельным путем.

Здоровье детей в детском саду

Но насколько опасны детсадовские инфекции? А может, они даже полезны? Не удивляйтесь, это действительно так. Давайте рассуждать вместе. Все мы знаем о ветрянке и краснухе. Такие инфекционные болезни быстро и сравнительно легко проходят у маленьких детей, оставляя после себя стойкий иммунитет, как минимум, на следующие 10-15 лет.

Но эти же заболевания могут дать тяжелейшие осложнения в организме взрослого человека. Именно поэтому наши бабушки и дедушки вели детей к знакомым, в семьях которых ребенок заболевал краснухой, чтобы и их малыш как можно раньше перенес эту инфекцию.

Сейчас существует множество прививок от различных заболеваний, но старый добрый способ «проконтактировать и переболеть» еще никто не отменял, и сделать это намного легче как раз в группе детского сада.

Что же касается других инфекций, вызывающих ОРЗ у детей. То после перенесенной болезни у ребенка точно также вырабатывается иммунитет к ее возбудителю, и чисто теоретически благополучно минувшие болезни укрепляют общий иммунитет малыша.

Другое дело, что возбудителей болезней существует великое множество, и организм ребенка может каждый раз сталкиваться с новым видом вируса.

В таком случае иммунитет уже не будет распознавать возбудителя инфекции, позволяя болезни снова и снова поражать организм крохи, вызывая неприятные ощущения у ребенка и принося множество волнений родителям.

Но, несмотря на это, все же будет лучше, если ребенок перенесет некоторые инфекции в детском саду, и уже в школе сможет противостоять хотя бы части из них. Ведь пропустить неделю в детском саду легче, чем самостоятельно осваивать школьную программу на больничном. Поэтому, даже если ребенок болеет в детском саду чаще, чем дома, не отказывайтесь от садика.

Постарайтесь найти работу со свободным графиком, или, если есть возможность, не торопитесь выходить на работу сразу после окончания декрета. Следите за здоровьем своего ребенка. Как только заметите первые признаки простуды или вирусной инфекции, оставляйте ребенка дома и спокойно лечитесь.

Если начинать лечение вовремя, можно обойтись и без сильных препаратов, использовать чаи, ванны, ингаляции и другие народные средства.

Помните, что осенняя слякоть и весенняя оттепель – самые опасные периоды, когда усиливается частота заболеваний вирусными инфекциями. Поэтому будьте внимательны. Посоветуйтесь с педиатром, он может назначить ребенку в это время дополнительные витамины для активизации иммунитета.

Укрепляйте здоровье ребенка круглый год. Установите сбалансированный рацион питания, старайтесь выбирать для ребенка правильную одежду по сезону, чтобы он не потел и не переохлаждался, а также обязательно практикуйте закаливание.

Для этого после ванны обливайте ребенка прохладной водой, постепенно уменьшая ее температуру. Ходите летом босяком по траве и камешкам. Полощите горло раствором морской соли.

Все это укрепит иммунитет ребенка и поможет ему противостоять всем вирусным заболеваниями, с которыми непременно придется сталкиваться в детском саду.

Если Вы только хотите отдавать своего малыша в детский сад, начинайте готовиться к этому заранее.

Не стоит создавать для ребенка дома слишком комфортные условия, ограждать его от любого малейшего сквозняка и подстилать теплые одеяла везде, где он садится.

В детском саду этого никто делать не будет, а значит, велика вероятность того, что малыш быстро начнет болеть. Не закармливайте кроху. Готовьте полезные блюда, желательно похожие на меню детского сада.

Когда будете оформлять ребенка в садик, осмотрите условия в группе, спортзале и коридорах. Узнайте, водят ли детей на какие-либо занятия через холодные переходы, посмотрите, где они гуляют и в каких условиях спят. Поговорите с заведующей и старшей медсестрой.

Расскажите обо всех возможных проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть у малыша. Особо важно упомянуть об аллергии, чтобы исключить вероятность контакта ребенка с аллергеном. Не забудьте лично поговорить с воспитателем. Расскажите о своих пожеланиях относительно питания крохи и его одежды во время прогулок.

Все это поможет Вам избежать частых болезней и сохранить только самые приятные воспоминания о детском садике.

Источник: //bambinostory.com/zdorove-detey-v-detskom-sadu/

Здоровье ребенка в детском саду

Здоровье в детском саду

Откажитесь от воспитания запугиванием, постоянных одергиваний, сведите запреты к минимуму и старайтесь всеми возможными способами поддержать или пробудить интерес к самопознанию. Это особенно важно в 3-4 года, когда появляется ощущение «Я» и в подростковом возрасте.

Давайте помечтаем, каким в вашем представлении будет идеальный детский сад? Что-то вроде гибрида детского клуба с развивающим центром и рестораном здорового питания? Или для вас важнее всего добрые и любящие воспитатели, знающие всю историю вашего ребенка еще до его рождения? Или вы хотите, чтобы садик утопал в зелени, а игровая площадка на улице была с резиновым напылением, как в Германии? Помните, чтобы у вас всегда был здоровый ребенок, детский сад должен этому способствовать, а не препятствовать.

Изобретателем системы детского сада был Фридрих Август Вильгельм Фребель, ученик ПесталоцциТо, что у каждого ребенка должен быть свой шкафчик, – это уже аксиома, а вот на что можно обратить внимание родителям, так это на наличие сушильных шкафов для верхней одежды и специального шкафа для уличных игрушек. Уже в раздевалке хороший воспитатель дотошно расспросит вас о том, как ребенок спал ночью, был ли бодр за завтраком дома – ничего личного, просто здоровье детей в детском саду ставится на первое место, вы же знаете, что первые симптомы болезни лучше заметить раньше, чтобы нейтрализовать бациллы.

Придя в садик, до еды и после прогулки ребенок моет руки с мылом

Это тоже аксиома, которую нужно не только знать, но и применять на практике и вам, и воспитателям, потому что частое мытье рук – это самая простая профилактика ОРВИ.

В умывальной комнате у самых маленьких в обязательном порядке должны быть умывальник для взрослого, детская ванна, полотенцесушитель, шкаф для горшков и слив для горшков.

В группах для детей до двух лет устанавливаются детские раковины на высоте 30-40 см от пола и детский унитаз, которым дети постепенно учатся пользоваться. Шкаф для горшков пока еще остается на своем месте.

В средних и старших группах в умывальной уже полный набор детских унитазов (по возможности – отдельно для мальчиков и девочек) и умывальников (как минимум, 4 штуки). Чтобы дети привыкали к гигиене, воспитатели могут повесить специальные карточки-подсказки, где нарисована вся последовательность правильного мытья рук. Или играть в Мойдодыра.

Из умывальной комнаты ребенок попадает в группу

И здесь самое важное требование – безопасность: если мебель, то по росту, чтобы сохранить здоровым позвоночник, если игрушки, то такие, которыми нельзя пораниться. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в яслях – 2 раза в день. Кукольная одежда стирается детским мылом по мере загрязнения и проглаживается.

Следующее место, с которым встречается ваше чадо – это спальная

С насморком ребенок приходить в садик может, а вот с температурой уже нетПо новым требованиям, в спальной обязательно должны быть стационарные кровати, но если садик был построен энное количество лет назад, то разрешается использовать раскладушки, и только с жестким днищем. И в группе, и в спальне помещения ежедневно проветриваются. Сквозное проветривание делают по 10 минут через каждые 1,5 часа. И даже когда дети в группе, а на улице тепло, можно оставлять форточки открытыми.

//www.youtube.com/watch?v=x8gX7cL3iZE

Гуляют дети в садике не меньше 4-4,5 часов в день, до обеда и после сна. Зимой с малышовой группой гулять можно даже при температуре -15 градусов, только прогулка в этом случае будет чуть короче. А дети 5-7 лет могут играть на свежем воздухе и при температуре -20 градусов.

Весной на всех игровых площадках делают полную смену песка. И песочницу, пока детей на площадке нет, закрывают крышкой, пленкой, тентом или любым другим материалом.

Профилактика ОРВИ

Осенью с наступлением сезона гриппа здоровье в детском саду поддерживается благодаря своевременной профилактике вирусных инфекций.

Что это значит?

Во время влажной уборки в спальне и группе добавлять в воду эфирные масла хвойных деревьев.

Утром в раздевалке и днем в спальне включать бактерицидную кварцевую лампу (но только в тех помещениях, где нет растений или животных).

После еды давать детям настой лечебных трав для полоскания

Сильным антибактериальным действием обладают зверобой и ромашка, календула и эвкалипт. Настои и отвары обычно готовят централизованно и разносят по группам в графинах, из расчета 30 г настоя на одного ребенка.

И в садике, и дома ребенок должен пользоваться одноразовыми носовыми платками

Дома в качестве профилактики ОРВИ можно использовать и специальный лечебный препарат Детский Анаферон. Если ребенок маленький и только-только начинает ходить в садик, или часто болеет, то принимать Анаферон рекомендуется в течение трех месяцев, по 1 таблетке в день, лучше утром, за 15-30 минут до завтрака.

Мы рассказали о самых общих требованиях, которые должны соблюдаться в любом саду – муниципальном, частном, ведомственном.

Здоровый детский сад в цифрах

  • В садик принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
  • От здания садика до ближайшей дороги должно быть не меньше 25 м.
  • Площадь групп рассчитывается по принципу – 7,2 кв. м на 1 ребенка в яслях, 9 кв. м – в старших группах.
  • Максимальное количество детей в садике – 350 человек.
  • Зимой температура в группе должна быть не ниже 22 градусов, а влажность – не меньше 40%.
  • Соотношение белков, жиров, углеводов должно составлять 1:1:4 соответственно.
  • Гулять следует не меньше 4-4,5 часов в день.
  • Вес игрушек для детей до 3 лет не может превышать 100 г, для детей до 7 лет – 400 г.

Сколько детей может быть в группе?

  • От 2 месяцев до 1 года – до 10 человек;
  • от 1 года до 3 лет – до 15 человек;
  • в разновозрастной группе, от 2 месяцев до 3 лет – 8 человек;
  • от 3 до 7 лет – не более 30 человек (оптимальная – 15 человек);
  • в разновозрастной группе, от 3 до 7 лет – до 10 человек;

Источник: //schoolofcare.ru/articles/chto-takoe-zdorovyy-detskiy-sad/

«За здоровьем в детский сад»

Здоровье в детском саду

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества.

Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать?
Федеральный государственный образовательный стандарт, современные образовательные программы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление необходимо строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, дошкольного образовательного учреждения и образовательного социума, которое позволит своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья дошкольника.
Ведущая идея опыта: повышение эффективности здоровьеориентированной  деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения дошкольника. Работа по данному направлению ведется на протяжении пяти лет. Были определены цель, задачи, средства их реализации, механизмы управления.
Цель: создание эффективных условий для формирования и регулирования организационных взаимодействий  посредством совокупности способов, средств, делающих работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной.
Задачи:
разработать наиболее оптимальную систему здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;♦ сохранить и укрепить здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности;♦ создать развивающую среду;♦ обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;♦ организовать взаимодействие педагогического коллектива, детей, семей;♦ активизировать взаимодействие с социальными партнерами в вопросах формирования и развития интереса дошкольника к здоровому образу жизни, спорту высших достижений.

В основу опыта были положены следующие принципы: научности; активности и сознательности; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; оздоровительной направленности; результативности и гарантированности.

Для успешной реализации опыта были разработаны и реализованы:
система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп;♦ организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников;♦ план-график физкультурно-оздоровительных мероприятий;♦ создание развивающей среды;♦ организация взаимодействия с родителями (законными представителями);♦ организация лечебно-оздоровительных мероприятий;♦ организация взаимодействия с социальными партнерами;

♦ мониторинг здоровья, заболеваемости, физического развития дошкольников.

 Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп.

    Система работы была построена по трем параметрам: формы, время проведения в режиме дня; методическое и технологическое обеспечение.

Были использованы следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:♦ остепатическая гимнастика/после сна в постелях каждый день/ «Техническая» простота применения при отсутствии дублирующего воздействия;♦ фитбол/один раз в неделю/на специальных мячах;♦ динамические паузы/во время занятий по мере утомляемости/комплексы физкультминуток;♦ занятия по ЗОЖ/один раз в неделю в режимных моментах, как отдельное занятие/технологии Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья»

♦ арт-терапия/во время режимных моментов, как отдельное занятие/технологии Л.Петрушина

 Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников.

работы:
создание оптимальных условий для совместной деятельности педагогических и медицинских работников в оздоровлении детей;♦ применение эффективных форм повышения квалификации педагогических работников по оздоровлению и организации физического воспитания дошкольников;

♦ создание программно-методического обеспечения педагогического процесса, соответствующее современным требованиям и возрастной психофизиологической специфике.

 План-график
физкультурно-оздоровительных мероприятий.

     План-график разработан по месяцам на все возрастные группы, который включает следующие мероприятия:♦ реализация проектов «Спортивная игра», «Уголок спорта»;♦ организация открытой образовательной деятельности;♦ спортивные развлечения и спортивные праздники;♦ лечебный сеанс с использованием витаминов;♦ «Дни здоровья»♦ разработка и оформление информационных стендов;♦ консультации для родителей;

♦ пешие прогулки, босоножье по траве (летнее время).

 Создание развивающей среды.

     Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, стимулировать двигательную активность, приобщает к культуре здоровья.  При организации такой среды были учтены санитарно-гигиенические нормы.

Состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения (домики-палатки, различные ширмы). Для совершенствования физических качеств используется нетрадиционное оборудование: различные дорожки, косички, змейки, дуги.

Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков.

Все физкультурное оборудование доступно для детей.

 Организация взаимодействия с родителями.

     Работа с родителями проводится в три этапа: подготовительный (ознакомительный), просветительский, совместной деятельности с детьми.

Необходимо заинтересовать родителей включиться в воспитательно-образовательный процесс по формированию здорового образа жизни; совершенствовать содержание их образования; организовать информативную помощь семье; обогатить совместную деятельность.

Использовались различные формы: беседы, анкеты, информационные стенды, совместные мероприятия, родительские собрания, «Дни открытых дверей». Уровень заинтересованности родителей в разных группах повысился на 10-12%, по дошкольному учреждению – 16% (с 62%-78%).

 Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

      Лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся педагогами под руководством медицинской сестры. Это: полоскание рта, массаж стоп, режим питания, индивидуальное меню, свето-воздушные ванны, обеспечение здорового ритма жизни.

Так же медицинская сестра контролирует физическое развитие дошкольников, систематичность выполнения прививок, прохождения диспансеризации, составляет рациональное меню, оказывает необходимую первую медицинскую помощь. //michdou26.68edu.

ru/dlia_roditelei/bud_zdorov_malish/

 Организация взаимодействия
с социальными партнерами.

   Для успешной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками был заключен договор с АНО ФК «Темп».

Тренеры проводили с детьми кружковую деятельность, спортивные праздники, тематические занятия о спорте высоких достижений. Эта работа способствовала росту заинтересованности дошкольников, желанию заниматься в спортивных секциях.

17 %  дошкольников старшего возраста продолжили заниматься спортом профессионально и достигли успешных результатов.

 Мониторинг здоровья, заболеваемости,
физического развития дошкольников.

      Работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни дали положительный результат. С 2012-2015 гг. уровень заболеваемости снизился на 17%. Изменился индекс здоровья по группам. По дошкольному учреждению в 2012-2013 индекс здоровья составил 6 %; 2013-2014 – 8%; 2014-2015 – 9%.

Конечно необходимо отметить и снижение списочного состава дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности – все это дает положительный эффект.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

      В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом, благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей.

Презентация опыта работы

➡ Презентация «Опыт работы по созданию  системы здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении»

Публикации в СМИ

➡ Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения.

 ➡ Консультация для родителей «Азбука здорового образа жизни»

➡ Картотека физкультминуток. (Автор учитель-логопед Кузьмина Т. В.)

➡ Педагогический проект «Да здравствует мыло душистое…»

➡ Отзыв родителей воспитанников о деятельности дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Источник: //michdou26.68edu.ru/svedeniia-ob-obrazovatelnoi_organizacii/obrazovanie/za_zdorovem_v_detskii_sad/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.