Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

Три поколения чарушинских зверят | Журнал для настоящих пап

Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

“Значит, нужные книги ты в детстве читал…”

Наши дети знакомятся с миром во многом с помощью книг. Таковы сегодняшние реалии: городские ребята и животных, и птиц, и лес, и луговые растения нередко сначала видят в книгах, а уж потом когда-нибудь встречаются с ними в природе, вживую. «Чьи» же звери и птицы ждут наших малышей на страницах их первых книг? Конечно же, чарушинские.

Евгений Чарушин – художник и писатель

Евгений Иванович Чарушин пришёл в детскую литературу как художник: в 1927 году начал работать в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев.

Стиль изображения животных у Евгения Чарушина свой, особенный: милые зверята, немного по-детски неуклюжие, но при этом вполне реалистичные. Это не сказочные персонажи, как у Юрия Васнецова, к примеру, это настоящие животные, с жизнью которых малышу предстоит познакомиться.

Они во многом похожи на него самого, они часто сами детеныши, и поэтому ребенку они ближе и понятнее.

Евгений Чарушин. Томка

С 30-х годов (при поддержке С.Я. Маршака) Чарушин начал работать и как автор текстов. Забавные ситуации, живые интонации речи, трогательные четвероногие герои полюбились юным читателям.

Одно из достоинств Чарушина – способность обойти тяжелые для детского восприятия моменты. На страницах его произведений четвероногие и пернатые герои не гибнут, не поедают друг друга, не становятся явным объектом охоты. При этом писатель не создает нереальную идиллию.

Он просто рассказывает о ситуациях, в которых то, что может ранить детское восприятие, не проявляется. Если же что-то случилось, то оно остается «за кадром», мельком упоминается одним предложением (чтобы как-то объяснить ситуацию), а акцент делается на других сторонах повествования.

Поэтому книги Евгения Чарушина подходят и для самых впечатлительных детей.

На книгах Чарушина выросло уже несколько поколений, да и в последние годы они издавались довольно часто. Большинство книг могут читать дети разного возраста, и предложенное далее деление на группы – весьма условно и определяет лишь основной, но не единственный возможный возраст читателя.

Для самых маленьких

Издательство «Акварель» выпустило целую серию изданий «Чарушинские зверята»: «Маленькие рассказы», «Пищик», «Две мышки», «Лиса и заяц», «Цапля», «Что за зверь», «Про зверят», «Зайчата» и др. Тонкие, почти квадратные книжки небольшого формата в мягкой обложке ориентированы на малышей. Много ярких крупных иллюстраций, понятный текст. Книги доступны по цене.

И «применений» им найти можно множество. Самым маленьким их могут читать родители, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации. Если же ребенок подрос и умеет читать, то эти книжки будут прекрасным вариантом самостоятельного ежедневного чтения.

Прекрасный язык, несложный синтаксис, небольшой объем текста – всё это позволит прочитать сразу всю книжку и принесёт ребенку дополнительные положительные эмоции.

Эти книги замечательно подходят как подарки-сувениры для малышей или призы в конкурсах на детских праздниках.

Евгений Чарушин. Про зайчат

Если в вашей семье дошкольник…

…то стоит обратить внимание на книги издательства «Искатель». Например, «Тюпа, Томка и сорока». Большинство рассказов в ней – о котенке Тюпе и щенке Томке. А ещё в этой книге есть маленький мальчик – Никита, собирающийся лечить Томку. Много иллюстраций.

Вышла книга в серии «Библиотека школьника», но школьники могут читать её сами, а младшим детям пусть прочтут родители: она вполне доступна дошкольникам.

Названия рассказов говорят сами за себя: «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Сорока», «Пунька и птицы», «Лисята», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка не показался глупым», «Никита – доктор», «Мишки», «Захочешь есть – говорить научишься». Издание в твердом переплете, удобного формата, вполне доступное по цене, подойдет и для чтения дома, и для путешествий, и для чтения в поликлинике и т.п.

Книга с таким же названием, содержанием и иллюстрациями (общее оформление отличается) недавно вышла также в издательстве «Акварель» в серии «Родом из детства».

«Тюпа, Томка и сорока». Из-во «Акварель»

Издательство «Амфора» некоторое время назад выпустило несколько серий изданий, в которые вошли и книги Евгения Чарушина. Например, в серии «Художники детям» вышла книга «Тюпа и Томка».

Рассказов в ней чуть меньше, чем в издании «Тюпа, Томка и сорока», но есть рассказ «Рябчонок», которого в книге «Искателя» не было. Бумага здесь мелованная (у «Искателя» офсет). Формат удобный.

Несколько более близкий к квадрату, чем у «Искателя», но при этом вполне подходящий и для дома, и для путешествий, и для очередей.

Книга с таким содержанием и похожим оформлением выходили и в других сериях разных издательств.

В сериях «Книги нашего детства», «Бабушкины книжки» того же издательства «Амфора» Евгений Чарушин представлен как художник-иллюстратор.

Им выполнены иллюстрации к книге Александра Введенского «Котенок и щенок» и к книге Николая Сладкова «Бежал ёжик по дорожке». Книги небольшие (по 48 страниц), с большим количеством иллюстраций.

Книга Александра Введенского сейчас возвращаются в детскую литературу (не печатались несколько десятилетий) и, возможно, станут приятным «открытием» для всей семьи.

Для школьников

Издательство «Искатель» в серии «Школьная библиотека» (не путать с «Библиотекой школьника», о которой речь шла выше) выпустило книгу «Про Никитку».

Книга содержит больше текстов, но меньше иллюстраций, зато содержание – замечательное. Книга состоит из трех частей: «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про меня самого».

Издание ориентировано на школьников, но будет доступно и старшим дошкольникам, если семья читающая и у ребенка есть уже свой читательский «багаж».

Евгений Чарушин. Про Никитку

Книги Евгения Чарушина выходили также в серии «Школьная библиотека» «Амфоры». В этой серии объединены весьма «разнородные» издания.

В ней есть как 48-страничные книги с большим количеством иллюстраций, так и выполненные с большим вкусом книги с большим количеством страниц и рассказов, но с черно-белыми иллюстрациями и не очень крупным шрифтом. Например, книга Чарушина «Про больших и маленьких».

В серии «Ребятам о зверятах» нет рассказов и сказок для совсем маленьких, зато есть произведения, рассчитанные на читателя юного, но уже обладающего некоторым опытом и багажом знаний. К примеру, это книги «Кошка Маруська» и «Про зверей» Евгения Чарушина; «Зверь бурундук» Михаила Пришвина с иллюстрациями Чарушина.

В серии «Библиотека младшего школьника» того же издательства есть иллюстрации Евгения Чарушина к книге В. Бианки «Хвосты».

В. Бианки, Е. Чарушин. Хвосты

В издательстве «Самовар» в серии «Школьная библиотека» вышла книга с текстами и иллюстрациями Евгения Чарушина «Рассказы про зверей и птиц». «Самовар» и в этой книге подтверждает свое умение делать качественные по содержанию и оформлению и доступные большинству семей книги. Рассказов здесь много.

Кроме совсем «малышовых» есть и такие, которые рассчитаны на ребят постарше: «Как Никита мне помогал», «Томка», «Рябчонок», «Как Томка не показался глупым», «Перепёлка», «Как Никита играл в доктора», «Кошка», «Воробей», «Пунька и птицы», «Хитрая мама», «Кот и рыбки», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон» и др..

Иллюстраций много, но они небольшие по размеру.

Для всей семьи

Если в семье есть взрослые ценители работ Евгения Чарушина, предлагаю обратить внимание на книгу Эраста Кузнецова «Звери и птицы Евгения Чарушина» (ДЕТГИЗ). В издании множество иллюстраций разных лет, фотографии, материалы о жизни и творчестве Евгения Чарушина.

Про Никитку

Мальчик Никитка, сын и герой рассказов Евгения Чарушина, который не раз встречается на страницах названных выше книг, когда вырос, тоже стал художником. Он иллюстрировал книги своего отца, а также В. Бианки, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, Р. Киплинга и др. авторов.

Книги с его иллюстрациями читало в детстве поколение сегодняшних пап и мам.

Звери и птицы работы Евгения Ивановича и Никиты Евгеньевича – «родственники», в их манере есть общие черты, но при этом в работах Никиты Чарушина отмечают особую легкость, пластику, оптимальную цветовую гамму и композицию. Его четвероногие и крылатые герои очень близки к оригиналу.

Особое внимание хочется обратить на книги, где автор текста Евгений Иванович Чарушин, а художник – Никита Евгеньевич.

В серии «Чарушинские зверята» издательства «Акварель» есть несколько таких книжек: «Птицы», «Животные жарких и холодных стран», «Медведь-рыбак», «В лесу», «На нашем дворе», «Цапля», «Невиданные звери».

Как уже было сказано, эта серия ориентирована на малышей и на тех, кто учится читать самостоятельно.

В серии «Родом из детства» того же издательства (твердый переплет, мелованная бумага, удобный формат) вышли книги Евгения Чарушина «Медведь-Рыбак», «В зоопарке» и Виталия Бианки «Лесные разведчики» с иллюстрациями Никиты Чарушина.

В. Бианки. Никита Чарушин. Лесные разведчики

Серия «Бабушкины книжки» «Амфоры» вся проиллюстрирована Никитой Чарушиным и состоит из рассказов В. Бианки. Это совсем тонкие книжки в мягком переплете на мелованной бумаге с иллюстрациями на всю страницу. Книги ориентированы на дошкольников.

Издательства «Акварель» выпустило книгу Виталия Бианки с иллюстрациями Никиты Евгеньевича Чарушина «Кто чем поет?» в подарочном варианте. Книга большого формата, на мелованной бумаге, в твердой обложке, нетолстая. Рассказов в ней всего три: «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Красная горка».

Большие красочные иллюстрации, множество изображений рядом с текстом – на полях. Есть иллюстрации на целый разворот, всё крупно, насыщенные цвета. Но это что-то среднее между детской книгой и художественным альбомом. Эта книга (единственная из всех перечисленных сегодня) действительно большого формата. Текста при этом хватит ненадолго.

Лучше всего читать и рассматривать ее дома, за столом или во взрослых руках.

В серии «Ребятам о зверятах» издательства «Амфора» работы Никиты Чарушина представлены в книгах «В подводном лесу» и «Безымянной тропой» Николая Сладкова, «Отважный пингвиненок» Геннадия Снегирева. Иллюстрации черно-белые, твердый переплет, серия ориентирована на школьников.

В третьем поколении

В истории детской книги Чарушиных на самом деле больше. В той же серии «Чарушинские зверята» издательства «Акварель» изданы книги Натальи Никитичны Чарушиной-Капустиной «Приключения медвежонка» и «Лесная сказка». Наталья Чарушина – автор текста и художник. Прекрасные иллюстрации, узнаваемые лесные персонажи, изображение природы гармонично и очень близко к реальности.

Наталья Чарушина-Капустина. Лесная сказка

Вот уже три поколения этой семьи создают для детей хорошие книги. И уже гораздо больше поколений выросло, имея в детстве своими друзьями чарушинских зверят.

Источник: //rusbatya.ru/tri-pokoleniya-charushinskih-zveryat/

Евгений Чарушин

Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

Хотя Евгений Чарушин прожил не очень долгую жизнь, биография выдающегося художника – редкий пример творца, сумевшего не изменить призванию, благополучно пережить войны и колебания партийного курса. Работы анималиста пережили создателя, а потомки Евгения Ивановича продолжают славную династию.

Детство и юность

В ноябре 1901 года в семье главного архитектора Вятской губернии Ивана Чарушина произошло радостное событие – на свет появился долгожданный сын Евгений.

Через 6 лет супруги Иван Аполлонович и Любовь Александровна обзавелись еще одним наследником – Владимиром, но Женя остался семейным баловнем, увлечениям и шалостям которого умилялись как родители, так и старшие девочки – сводная сестра Катя и воспитанница Зина.

Евгений Чарушин в детстве с отцом и братом

Детство будущего анималиста было обеспеченным и счастливым. Мальчик рос в атмосфере любви, творчества и труда.

Положение отца, построившего в Вятке и окрестностях свыше 500 зданий светского и гражданского характера, позволяло жить в просторном доме, наполненном книгами и атласами, клетками с певчими птицами и аквариумами с рыбками, содержать охотничьих собак и лошадей.

Мать Жени, в юности искусная наездница, после травмы сосредоточилась на воспитании детей и уходе за садом и оранжереей.

Сохранились семейные предания о духовном и физическом развитии мальчика в гармонии с природой.

Так, плавать он научился, переплыв реку со стадом коров и держась за их хвосты, а произношение звука «р» одолел, подражая карканью ворон. Рисовать для Жени было таким же естественным, как дышать, разговаривать и шалить.

На фото, сделанных в детстве и отрочестве, юноша выглядит положительным и серьезным, но на самом деле был большим проказником.

Евгений Чарушин в молодости

В 6 лет Евгения отдали в Вятское коммерческое училище, славящееся художественным образованием. Учебное заведение долго терпело проказы будущего художника, сошла с рук даже организация «подрыва печки» – учитывались не только обаяние и способности юного Чарушина, но и то, что его отец именно тогда возводил новое здание училища.

Но после того, как Евгений пририсовал гениталии ангелам в учебнике по Закону Божьему, вольнодумца перевели в менее престижную Вятскую гимназию, где он познакомился и на всю жизнь подружился с Юрием Васнецовым – дальним родственником автора «Аленушки» и «Трех богатырей». Подростки вместе ездили на охоту, занимались гимнастикой и создали литературно-художественную группу «Сопохуд».

Юрий Васнецов, Владимир Лебедев и Евгений Чарушин

После окончания среднего учебного заведения, к тому времени уже носившего имя Тургенева и называвшегося трудовой школой, Евгений Чарушин пошел служить в политотдел 3-й армии Восточного фронта, где очень пригодились навыки в рисовании и оформлении. В 1922 году молодой человек стал студентом Петроградской академии художеств, в которой уже обучался его друг Васнецов.

Не любящий системности, не терпящий канонов Чарушин считал, что прославленное учебное заведение ничего ему не дало, а намного больше пользы в становлении его как художника принесли частые визиты в зоопарк.

По окончании кузницы живописцев Евгений некоторое время зарабатывал созданием вывесок для нэпманов и только после годичной службы в стрелковом полку под Лугой показал тетради с рисунками животных художнику Владимиру Лебедеву, работавшему в «ДЕТГИЗ».

Творчество

Первой книгой, проиллюстрированной Евгением Чарушиным, стал «Мурзук» Виталия Бианки. В дальнейшем художник создавал иллюстрации для произведений Михаила Пришвина, Корнея Чуковского и Максима Горького, русские сказки. Наибольшее признание получили портреты героев произведения Самуила Маршака «Детки в клетке».

Иллюстрации Евгения Чарушина к книге Самуила Маршака «Детки в клетке»

Любимой техникой Евгения Ивановича являлась литография. Иллюстратор обычно пренебрегал изображением среды, в которой находились медвежата и волчата, его мышление сопротивлялось изображению пространства.

Во время войны художник, находившийся с семьей в эвакуации в родном городе на берегу Вятки, был вынужден отойти от любимой тематики и техники. Среди работ Чарушина того времени – оформление спектаклей драматического театра, создание плакатов, иллюстрирование сборников «Наука ненависти» и «Боевые дни», роспись общественных помещений города Кирова – от Дома пионеров до заводской столовой.

Художник и писатель Евгений Чарушин

Евгений Чарушин неоднократно сотрудничал с фарфоровым заводом, расположенным в городе на Неве. До войны создавал рисунки для росписи фарфора и разрабатывал способы их нанесения на сервизы, а в послевоенные годы лепил миниатюрные фигурки животных.

Писать прозу Чарушин начал по совету Маршака, дебютировав произведением «Щур». Почти все рассказы и сказки Евгения Ивановича повествуют о животных, произведения благополучны по тональности и финалам – персонажи не становятся ни убийцами, ни жертвами. Постоянный спутник Чарушина-рассказчика – юмор, частый художественный прием – звукоподражание (Например, «Фить-пирю» в «Перепелке»).

Иллюстрации Евгения Чарушина к книге «Никитка и его друзья»

В прозе художника много оборотов устной речи – вульгаризмов и жаргонизмов.

Благодаря этому у читателя создается впечатление, что писатель не сочинил истории, а пережил их (как выбор щенка в рассказе «Про Томку») или подслушал и записал.

Художник и писатель почти никогда не прибегал к умилительному антропоморфизму – изображению мира животных аналогичным миру людей, и, следовательно, постижимому для двуногих.

В каждой живой твари Чарушину виделась загадка, а таинственность жизни животного отлично передавалась отсутствием контурного рисунка – рисованием «пятнами» и «штрихами», своеобразным анималистическим импрессионизмом.

Наиболее интересными Евгения Ивановича считал зверят – ведь в будущих Топтыгиных и Патрикеевных сочетались черты ребенка и зверя.

Об этом свидетельствуют сами названия произведений анималиста («Медвежата», «Мохнатые ребята», «Волчишко»).

Личная жизнь

Главной любовью Евгения Ивановича были звери и птицы.

«Очень люблю зверюшек!», – признавался художник.

Анималист всегда делил кров с собаками и кошками, воронами и другими птицами. Даже к охоте Чарушин относился не как к промыслу, а как к единению с природой, познанию инстинктов. Кроме того, это увлекательное занятие настоящих мужчин манило творца ритуалами, легендами и терминологией.

Евгений Иванович запатентовал несколько изобретений – в частности, на колесо, бегающее по воде, любил мастерить различные поделки от игрушек до планера.

В юности будущий художник и прозаик писал стихи, к которым во взрослом возрасте относился очень негативно. Чарушин любил плавание, а с появлением первого «Москвича» – вылазки за город на личном транспорте.

Играл в шахматы, но и в них, как и в изобразительном искусстве, не любил «проверять алгеброй гармонию».

Евгений Чарушин с собакой и кошкой

Личная жизнь Евгения Ивановича была счастливой и спокойной. В 1928 году начинающий художник и писатель женился на землячке Наталье Зоновой, с женой жил дружно.

Через 6 лет родился единственный наследник и продолжатель дела отца Никита. Любимый сын стал главным героем сборника рассказов Евгения Чарушина «Никитка и его друзья». Работы Н. Е.

Чарушина, иллюстратора произведений, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, галереях зарубежных стран.

Евгений Иванович успел увидеть внучку Наташу. Наталья Никитична Чарушина-Капустина – член Союза российских художников, иллюстратор произведений Сельмы Лагерлеф, Виталия Бианки и Николая Сладкова, автор книг о природе для детей. Кроме того, внучка Евгения Чарушина увлекалась росписью оловянной миниатюры.

Правнучка Евгения Чарушина названа в честь деда. Она автор и иллюстратор детских книг, выступает с лекциями о жизни и творчестве представителей династии. В феврале-марте 2019 года в детской библиотеке на улице Марата Санкт-Петербурга пройдет персональная выставка Евгении Чарушиной-Капустиной «Таинственные тропинки».

Смерть

Тяжелый труд в военные годы подорвал здоровье Евгения Чарушина. Во время выполнения Кировских росписей художник неоднократно терял сознание, поскольку работы выполнялись ядовитыми нитритными красками. После войны творец перенес инфаркт.

Могила Евгения Чарушина

Причиной смерти Чарушина, как и его отца, стало онкологическое заболевание. Однако если Иван Аполлонович перешагнул 80-летний рубеж, то Евгений Иванович прожил 63 года. Через несколько месяцев после смерти Чарушина работы художника завоевали золотую медаль на выставке в ГДР.

Могила Евгения Чарушина находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Библиография

  • 1929 – «Разные звери»
  • 1929 – «Вольные птицы»
  • 1929 – «Мохнатые ребята»
  • 1933 – «Васька, Бобка и Крольчиха»
  • 1935 – «Семь рассказов»
  • 1942 – «Моя первая зоология. В лесу»
  • 1958 – «Про Томку»
  • 1960 – «Почему Тюпа не ловит птиц»
  • 1963 – «Тюпа, Томка и сорока»

Источник: //24smi.org/celebrity/83511-evgenii-charushin.html

Чарушинская династия

Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

Малышам, ученикам начальной школы хорошо известны красочные книжки-картинки с прелестными рисунками птиц и зверей. Многие из них иллюстрировал художник, ставший впоследствии детским писателем. Это Евгений Иванович Чарушин (1901—1965).

Чарушин-художник стремился сохранять звериный облик и повадки, не очеловечивал животных и птиц. По его мнению, анималистическая книжка имеет большое образовательное значение: она расширяет представления ребёнка-горожанина, пробуждает в нём добрые эмоции, углубляет эмоциональные связи с живым миром. Евгений Иванович недолго искал свою изобразительную манеру, он точно знал, что ему надо.

Чарушин-писатель — автор книг: «Щур», «Мохнатые ребята», «Зверята», «Про ребят», «Про самых маленьких», «Никитка и его друзья», «Рябчонок»  — «яркий стилист с обострённым чувством языка». У него образ живописный часто сопровождает и гармонично дополняет образ словесный.

Чарушин родился в Вятке в семье губернского художника-архитектора. Мама — «спец без диплома» — животновод и огородник. Условия жизни в провинции позволяли дома держать всякую живность. Ещё мальчиком он устроил в отцовском сарае «джунгли — птичий рай».

«Вот яркие, памятные моменты из моего детства, — вспоминал Евгений Иванович. — Положив в лукошко только что вылупившихся цыплят, мать ставит их на тёплую русскую печь «обсыхать». Цыплята копошатся, попискивают, а я лежу на печи и наблюдаю…

Бобка — треногий калека пёс — был моим закадычным другом. Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал о своих детских огорчениях. Бывали у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках.

На окнах заросли цветов — любимое дело матери».

Выросший «с карандашом и кистью в руках», Чарушин окончил Ленинградскую академию художеств и был приглашён в 1926 году в «Детгиз». Он создал иллюстрации к произведениям В. Бианки, С. Маршака, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка.

Собрался творческий союз писателей и художников, которые объединились вокруг  поэта С.Я. Маршака и замечательного рисовальщика В.В. Лебедева. В редакции засиживались подолгу: думали, спорили, острили, вспоминали интересные случаи. Рассказывал и Чарушин о птицах и зверях, которых ему довелось повидать в родных вятских лесах. Послушав Чарушина, Маршак сказал художнику:

— Да ведь вы ещё и писатель! Вам обязательно надо писать.

И с тридцатых годов начали появляться книжки, на заглавных листах которых стояло: «Е. Чарушин. Рисунки автора».

Первый опубликованный рисунок Е. Чарушина находится сейчас в Третьяковской галерее. Это изображение из рассказа В. Бианки «Мурзук», напечатанного в 1927 году.

Не видно, кто встревожил рысёнка, но по изгибу спины, по пружинящим лапам заметно, что враг приближается. Малыш грозно раздул усы, распушил кончик хвоста.

И нас захватывает мастерски переданная художником неукротимость, сила жизни рысёнка, который не струсил, не сдался и готов драться.

Яркий педагогический талант Чарушина проявился в годы эвакуации, когда он преподавал рисование детям. В Кирове впервые творчески познакомился с русскими народными сказками про животных. В 1942 году один, без помощников, расписал около 400 квадратных метров стен детского сада, превратив стены коридоров и комнат в лужайки, перелески, населив их героями сказок.

«Всё моё детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и домашних животных… И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают… — всё это я с детства полюбил и пережил». Е.И. Чарушин.

В доме Евгения Ивановича всегда было полным-полно птиц и животных: овсянок, чечёток, перепёлок, попугаев, кошек, собак, зайчат, ежей, были даже лисёнок и волчонок. Заботливый хозяин лечил своих друзей, наблюдал за ними и много рисовал. Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши ласковые и озорные, а взрослые особи серьёзные и сильные.

В сказках нарисованные художником животные тоже смешные и трогательные: коза — заботливая мама, которая торопится молочка принести, козлятки беленькие, пушистые, чем-то похожие на маленьких детишек, даже игрушки у них есть. А волк — самый настоящий разбойник! Пасть оскалил, полакомиться хочет.

Чарушин знал про хищников всё: как затаиваются они, когда подстерегают добычу, как шерсть у них дыбится. С раннего детства ходил он с отцом на охоту, но в зверей никогда не стрелял, там, в лесу, открывался ему удивительный мир природы со всеми его тайнами и чудесами.

Видел он однажды, как бурый медведь рыбу ловит. Ревёт, глупый, сердится. Может быть, художник этого мишку и вспоминал, когда рисовал сказку «Терем-теремок». Как здесь медведь развоевался! Рычит, лапами трясёт, зубами лязгает, раздавит теремок и всех зверей разгонит.

В книгах Чарушина можно встретить и льва, и орангутанга, и бегемота, и слона. Но чаще всего он рисовал тех, чьи повадки знал наизусть, с кем были знакомы охотники, кто встречался с ними с глазу на глаз, кто складывал песни и сказки о них.

Легко и красиво нарисованы зверята. Им посвящены рассказы «Мишки», «Волчишко», «Лисята», «Про зайчат». Сразу заметно, что художнику нравилось рисовать детёнышей.

Большеглазые и большелапые, неуклюжие и беспомощные звериные детки вызывали особую нежность, в них ведь не было злобы, коварства, жадности, только увлечённость весёлыми играми. Он жалел малышей и любовался ими, даже сочинил свои собственные сказки о них.

Его отношение и читателям передаётся. Очень хотелось доброму и умному мастеру, чтобы дети и взрослые охраняли, берегли всё живое, что их окружает.

Сколько у художника тепла и любви в рисунках! Руку его сразу узнаешь! Иногда Чарушин использовал лишь чёрный карандаш. Но зато какое богатство оттенков! Даже чёрный рисунок кажется красочным, цветным. Карандаш оставлял тонкие, острые штрихи, мелкие точки, и тогда мех животного делался светлым, серебрился, переливался. Хочется погладить зверей, настолько их мех тёпел и пушист.

«Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать». Е.И. Чарушин

Художник часто возвращался к уже созданному образу, повторял его, чтобы добиться большего соответствия между изображением и своим творческим видением, отказывался от ненужных деталей.

У чарушинских зайчат, лисят, волчат, медвежат «говорящие» глаза, уши, лапы, хвосты. В рассказе «Сорока», например, участвуют семеро волчат. Семь пар волчьих ушей и семь хвостов — это семь рассказов о семи разных характерах: кто осторожен, кто недоверчив, кто тугодум, кто шустёр, кто хитёр, кто азартен, кто нетороплив и трусоват.

У щенка Томки лохматые уши, выпуклый глаз и вздёрнутый нос. Носится он как угорелый, мчится во всю прыть. Такой щенячий восторг, такое упоение скоростью бега в его развевающихся ушах, что читателю тоже хочется бегать, прыгать и скакать.

Отношение Чарушина к животным не ограничиваются одним только любованием и иронической нежностью. К примеру, в иллюстрациях к рассказу о сороке ему удалось передать не только красоту этой эффектной птицы, но и отсутствие симпатии к ней, в изображении волков — уважение к силе и выносливости зверя.

«Я много ездил с отцом,— писал в краткой автобиографии Чарушин. — Ездили мы и днём и ночью, лесами, полями, в пургу, в осеннюю непогоду… Научился смотреть и удивляться силе и красоте природы, всему её разнообразию и великолепию». Е.И. Чарушин

Евгений Иванович умел видеть сам и сына Никиту (1934—2000) посвятил в лесную науку: слушай, смотри, и тебе откроется то, что не открывается шумным и невнимательным людям. Однажды на охоте отец признался сыну, что всё время держал ружьё наготове потому, что заметил свежие следы медведя-шатуна.

Первоклассный стрелок, Чарушин никогда не охотился ради азарта, забавы. Он мог бродить по лесу и без ружья, радуясь встрече не только с птицей и зверем, но и с лесным деревом и кустом. В книгах почти физически ощущается запах леса, протяжный лесной шум. Чтобы так рисовать, надо много работать не только дома, но и на улице, в лесу, в зоопарке.

Когда уставал рисовать, то для отдыха Евгений Иванович начинал мастерить табуретку или столик. Тяжело больной, он не прекращал работы: за неделю до смерти закончил иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке». Рисунки получили Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Никита Евгеньевич вспоминал, как в детстве он фантазировал вместе с отцом, мечтая побывать в Индии и в Африке, чтобы поближе узнать тропических зверей. Но такого путешествия не случилось: в последние годы жизни болезнь ног лишила Евгения Ивановича возможности двигаться. Сын Никита и внучка Наташа выросли и стали художниками, правнучка Женя тоже хорошо рисует.

Книги Чарушина по-прежнему интересны и привлекательны.

Они широко переиздаются, их переводят на иностранные языки и читают не только в нашей стране, но и во Франции, Африке, Японии, Англии, Италии, Германии, США.

Давно уже стали родителями те, кто дошколятами с увлечением листал и написанные, и иллюстрированные художником книжки. Теперь со своими детьми взрослые вспоминают дорогие сердцу страницы рассказов и сказок.

Жил в лесу волчишко с матерью.

Ушла мать на охоту.

Поймал волчишку человек, сунул в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.

Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез.

В одну сторону посмотрел, испугался — человек сидит, на него смотрит.

В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще. А рядом пёс, зубы скалит.

Совсем забоялся волчишко, полез в мешок обратно, да не влезть, лежит пустой мешок на полу, как тряпка. «Волчишко»

Ночь. Я один на болоте в шалаше из еловых веток. Сижу на корточках и ружьё своё обнял. А ружьё заряжено пулей на случай, если медведь придёт. Он сейчас везде шатается. Корешки и травы копает, прошлогоднюю клюкву ест. Всю зиму спал — отощал, ого, какой злой да голодный! «Первый тетерев»

«Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». Е.И. Чарушин

Встреча с человеком, по-настоящему любящим природу, и хорошая анималистическая книга способны раздвинуть кругозор ребёнка, обогатить его душевный опыт, воспитать чувство ответственности за живое существо, уважение к нему.

Познакомьтесь с небольшим портретным очерком М. Митурича о художнике-анималисте Никите Евгеньевиче Чарушине.

Живые наблюдения природы

Наверное, большинство из вас, ребята, знают и любят художника Никиту Евгеньевича Чарушина. У Никиты Чарушина — счастливая художническая судьба: он сын замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина, которого вы все тоже, конечно, знаете.

Евгений Иванович посвятил своё творчество миру зверей и птиц, особенно любил рисовать их детёнышей. Книжки с рисунками Евгения Ивановича Чарушина были любимыми книжками моего детства. Думаю, что они помогли мне лучше понимать природу, и жизнь моя стала интересней.

Волчата, лисята, разные пичуги всегда жили в чарушинском доме и были друзьями маленького Никиты. Став постарше, Никита ходил с отцом на охоту и просто так в дальние прогулки по лесам и полям.

Во время этих прогулок учился видеть красоту, находить интересное не только в ясные солнечные дни, но и в дождливой осенней непогоде, среди скромных болотных кочек. А встречи с дикими зверями и птицами, даже мгновенные, запомнились на всю жизнь.

Никита в эти годы, следуя примеру отца, рисовал то, что видел и любил.

Рисовать он начал рано, совсем ещё маленьким мальчиком. Потом учился в Академии художеств, окончив Академию, продолжал учиться у других художников и, конечно, в первую очередь, у своего отца.

Говорят — лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Рисунки в книгах, журналах позволяют увидеть то, о чём рассказывает писатель. Мир, в котором живут герои книги, обретает в иллюстрациях зримые черты, становится как бы материальным.

Но, рассматривая рисунки, кроме сюжета, можно многое узнать и о самом художнике, о его характере, склонностях и привязанностях.

Внимательный зритель, как опытный следопыт, по разным, порою едва заметным признакам, может угадать — добрый человек художник или не совсем, искренний или не вполне, смелый или робкий, весёлый, грустный или скучноватый.

Но если действительно один раз увидеть лучше, чем десять раз услышать, не буду и пытаться рассказывать о том, что и как рисует Никита Чарушин. Пусть его рисунки, которые украшают десятки книжек, сами говорят за себя.

По этим рисункам можно познакомиться и подружиться с Чарушиным. Попробуйте, разглядывая их, догадаться, что любит художник, какой он — добрый или злой, внимательный или безразличный, работяга или лентяй.

Обо всём этом и о многом другом могут рассказать рисунки и, думаю, вы не ошибётесь в своих догадках.

А познакомившись, подружившись с Чарушиным, научитесь лучше понимать природу и жить вам станет ещё интереснее.

Литература

1. Герасимова Д. Волшебный мир зверей и птиц / //bibliogid.ru/khudozhniki/755-charushin-evgenij-ivanovich

2. Девишев А. Художник, зверята и ребята: Е.И. Чарушин / Детская литература. — 1966. — №9.

3. Кудрявцева Л. Что за чудо — эти звери! О сказочных зверях художника Чарушина / Колобок. — 1979. — № 8.

4. Митурич М. Живые наблюдения природы / Костёр. — 1981. — №6.

5. Надеждина Н. Эхо бесшумных шагов. К семидесятилетию со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина / Пионер. — 1971. — № 11.

Источник: //ruslita.ru/leksika/13-glavnaya/437-charushinskaya-dinastiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.