Кубики Зайцева: а нужно ли?

Содержание

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева: а нужно ли?

админ 3 – Апрель – 2013

Одной из самых доходчивых и оригинальных методик для развития навыков чтения признана нетрадиционная методика кубиков Зайцева.
Если ваш малыш, которому уже исполнилось 3-4 года, начинает спрашивать: «А что здесь написано?», «Прочитай», «А это какая буква (цифра)?».

Значит у него возник естественный интерес к чтению и он готов к занятиям по развивающей методике Зайцева. Можно записать ребенка  в группу раннего развития. Большинство из них практикуют занятия, на которых используются кубики Зайцева.

Или заниматься по данной методике самостоятельно в домашней обстановке.

Кто такой Н.А.Зайцев?

Николай Александрович Зайцев – педагог-новатор. Он издал более десятка пособий различной направленности по развитию детских умений и навыков обучении. Работает в математической, лингвистической сферах образования.

Что такое склады? 

Кубики сделаны из разных материалов, на каждой их грани написаны склады. Склад — это совершенно новая единица, придуманная Зайцевым.

Дело в том, что букву и слог — как единицу языка, дети способны усваивать только с 4-5 лет. А склады уже с 3,5 лет.

Склад, что подразумевает собой пару из гласной и согласной, согласной и различных звуков, либо вообще одну букву. Из этих складов легко составить любое слово: ВЕ-Р-Б-ЛЮ-Д и т.д.

 В чем суть методики Зайцева?

Педагог придерживался мнения, что большую роль в развитии малышей играет то как и каким способом он научился основным навыкам обучения – чтению, счету и письму.

Важную роль играет желание ребенка, то есть, хотел ли он этому научиться, учился с удовольствием ли без, положительно ли на здоровье сказалось обучение.

Если детей обучать грамоте неправильно, то в дальнейшем у него появится отрицательное отношение к чтению. И это отношение отложиться на подсознании на всю его дальнейшую жизнь.

Основная часть детей к 5 годам еще не дозрела до того, чтобы сидеть за столом около получаса без движения и все свое внимание обращать на педагога. Да и времени на то, чтобы объяснить таким малышам о том, что представляет собой буква, слог, звуки уйдет немало. И узоры в тетради большинство деток совсем не радуют, ведь их необходимо долгое время обводить.

Несомненно, такое сидение за столом в будущем пригодится маленьким ученикам, но радости от учебы они, скорее всего на данном этапе своего развития не получат.

Так вот, Зайцев решил выбрать совершенно иную методику, через три занятия по которой четырехлетки начинаю уже читать. Здесь не приемлем сидячий образ обучения и авторитарный стиль преподавания.

Что вы увидите, зайдя в класс, в котором ребята занимаются по кубикам? Картина вас удивит, так как дети не зазубривают буквы.

Они заучиваются сами по себе, так используется множество игр и упражнений по запоминанию. Для этого применяются не только сами кубики, но и таблицы, на которых записаны склады.

Дети сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Непринужденно, с удовольствием, играя.

В таком классе на стене висят две большие таблицы, а под ними на столе должна лежать гора звучащих кубиков. Помещение очень просторное, чтобы дети могли спокойно передвигаться. Где-нибудь обязательно лежит пособие Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».

Таблицы обязательно должны располагаться высоко, чтобы соблюдалась профилактика нарушений осанки и зрения. Кубики должны лежать в беспорядке, чтобы дети могли быстро переключаться при нахождении нужного кубика.

Набор Зайцева состоит из кубиков различных цветов и размеров, есть и такие, которые могут издавать различные звуки (трещать, звенеть и т.п.).

Это необходимо для того, чтобы происходило нужное воздействие на все анализаторы детей.

Из чего состоит и как сделать самому?

Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой.

Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема здесь). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль.

Однако, сегодня  такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.

Итак, из чего же состоит набор кубиков и таблиц Зайцева:

«Железные» большие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (6 шт) и т.д).

 На этих кубиках изображены склады со звонкими- твердыми слияниями ( по 1 кубику с гранями ЛУ-ЛО -ЛА- ЛЭ — ЛЫ -Л, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, ДУ-ДЫ-ДЭ- Д-ДА-ДО, ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ-З-ЗА, Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, РУ-РЫ-РЭ-Р-РА-РО),( по 2 кубика с гранями Б-БУ-БЫ-БЭ-БА-БО, ВЫ-ВЭ-В-ВА-ВО-ВУ, МУ-МЫ-МЭ-М-МА-МО).

«Железные» маленькие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (4 шт) и т.д).

На этих кубиках изображены склады со звонкими- мягкими слияниями ( по 1 кубику с гранями ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НЮ-НИ-НЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ,  ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ).

«Деревянные» большие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль).

 На этих кубиках изображены склады со глухими- твердыми слияниями ( по 1 кубику с гранями СУ-СЫ-СЭ-С-СА-СО, ХУ-ХЫ-ХЭ-Х-ХА-ХО, Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ), ( по 2 кубика с гранями П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ).

«Деревянные» маленькие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль).

 На этих кубиках изображены склады со глухими- мягкими слияниями ( по 1 кубику с гранями ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ), ( 2 кубика с гранями ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ ).

«Золотые» большие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета ( А-О-У-Ы-Э -ягодка). Твердое слияние (звуки).

«Золотые» маленькие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета ( Я-Ё-Ю-И-Е — ягодка). Мягкое слияние (звуки).

«Белый» маленький. Кубик белого цвета, пустой (или плотно наполненный бумагой). На гранях кубика изображены знаки препинания (. , ? ! — ́) точка, запятая, знак вопроса, восклицательный знак, тире и знак ударения.

«Й» кубик. Маленький кубик серого, железного цвета. Наполнен большим количеством железячек, чем остальные железные кубики. На каждой грани кубика   (Й-Й- Й-Й-Й-Й).

«Ъ» кубик. Большой кубик двухцветный серо-коричневый. Наполненный двумя железяками и 4 деревяшками. (ВЪ-ЗЪ-БЪ-ДЪ-ТЪ-СЪ).

Двойные кубики. Два кубика склеиваются вместе, а на их гранях пишут склады. Причем на одной плоскости нужно расположить склады, которые слышаться одинаково, а пишутся по разному (выделено курсивом).

1). Большой «железный» + Большой «золотой» (Ж—ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ).

2) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ).

3) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ).

4) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ).

5) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ).

Таблицы Зайцева. Если вы приобретаете методику Зайцева в магазине, то обнаружите в комплекте несколько больших настенных таблиц (1,5-2 метра в длину, 1 метр в ширину). Например, втаблице № 1 изображена матрица — порядок по которому нужно пропевать ребенку склады (например: сначала ряд с твердыми слияниями (большой кубик), следом с мягкими (маленький кубик)).

Складовые картинки. Еще один необходимый материал для занятий по методике Зайцева. Складовая картинка представляет собой белый квадрат плотной бумаги с изображением и название этого изображения над самой картинкой. Причем самый главный, ударный склад написан черным цветом, все остальные буквы зеленым.

С обратной стороны карточки написано просто слово (без картинки), слово записано разным шрифтом. Складовые картинки бывают цветными или силуэтными (черного цвета, развивают образное мышление). Во время занятий с этими карточками дети обучаются «беглому чтению», т.е схватывают слово целиком, а не по слогам или буквам.

Могут продаваться отдельно, уточняйте.

Цвет кубиков подбирается такой, чтобы у ребенка не утомлялись и не раздражались его глаза.

Текст используется с крупными  и четкими печатными буквами, чтобы дети смогли видеть склады издалека. Во время занятий они будут располагаться в совершенно разных местах.

Дети должны будут тренировать мышцы своих глазных яблок, чтобы уметь охватывать взглядом все склады для нахождения нужного им.

Что касается звуков, то они совершенно различны по тембру  высоте. «Золотые» кубики должны звенеть, тогда как «железные» гремят, а «деревянные» издают глухие звуки». Это позволяет осознать разницу, которая есть между звонкими и глухими согласными и т.д.

Дело в том, что детям очень сложно понять такие абстрактные понятия, как «звонкие или глухие» согласные. А кубики, издающие звуки определенной частоты, во время произнесения складов, прекрасно дают это понять. По методике Зайцева педагогам нужно еще дополнительно озвучивать склады при помощи подпевок.

 Склады пропеваются в определенной последовательности, которая изображена в таблицах (матрицах) Зайцева. Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.

Кубики Зайцева можно использовать в любом возрасте, начиная от года. Самое раннее применение позволит ребенку научиться и говорить и читать. Идеальный возраст для применения -3-4года.

 Как же работать с кубиками, если родители решили самостоятельно заниматься по данной методике с ребенком?

Итак, в наборе Зайцева вы приобрели кубики, таблицы, кассету с напевками и обязательно саму методичку.

Выложите перед ребенком все кубики сразу. Это важно! Знакомить с кубиками нужно постепенно. Дайте ребенку рассмотреть кубики, подержать в руках, повертеть, погреметь и т.д. Попросите, как бы, между прочим, принести любой понравившийся ребенку кубик. Поверните его к малышу гранью и пропойте ее «»А-О-У-Ы-Э!». Попросите принести деревянный кубик, затем маленький.

Затем можете поиграть в игру «Найди похожую букву». Покажите ребенку любую букву на кубике и попросите найти такую же. Если малыш крутит кубик, не может найти букву и начинает переживать (говорит: «Здесь нет такой буквы»), помогите ему.

Можно разложить на полу два обруча разного цвета или две коробки и попросить ребенка разложить отдельно большие и маленькие кубики, желтые и серые и т.д.

Используя таблицу, при помощи указки пропойте любой склад и попросите найти точно такой же кубик и принести его вам.

Начните с имен и названий, самых дорогих для вашего  ребенка. В одном конце комнаты установите МАМА, возле окна расположите ПАПА, а на столе поставьте ТЕТЯ ИРА. И начинайте играть с ребенком со словами «Встречаем ПАПУ, бежим к ТЕТЕ ИРЕ! А теперь идем играть с МАМОЙ». Ребенок будет обучаться в движении, без причинений вреда здоровью.

Не переживайте, если в первое время малыш сможет поиграть с кубиками менее получаса. Постепенно он дойдет и до большего времени. Даже 10 занятий по 15 минут хватит для того, чтобы малыш научился читать.

Источник: https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/kubiki-zaytseva

Кубики Зайцева: методика обучения, таблицы и инструкция

Кубики Зайцева: а нужно ли?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым развитым и самым умным.

Родители испытывают огромную гордость, когда их ребёнок в возрасте трёх или четырёх лет спокойно читает рекламные вывески, сидя в машине или проходя мимо.

Обучение всегда начинается с выбора методики, которых сейчас большое множество. Обучение чтению по кубикам Зайцева является самым эффективным для работы с самыми маленькими.

  • Кубики Зайцева: что это
  • Склад, что это?
  • Что представляет собой методика Зайцева
  • Достоинства и недостатки методики

Кубики Зайцева: что это

Уже больше двадцати лет существует авторская методика Зайцева. Несмотря на это её постоянно улучшают. На сегодняшний день создано множество игр и методик, которые являются дополнением к основе. При помощи данной методики даже самые маленькие дети успешно обучаются грамоте. К примеру, для ребёнка шести лет достаточно пары занятий, для того, чтобы он начал читать.

Методика Зайцева подходит как детям, любящим спокойно играть, так и неусидчивым, активным детям.

Эта методика обучения чтению подходит детям, имеющим слабый слух, зрение и наличие отклонений, касаемых психического развития. Отзывы гласят о достижении отличных результатов. Дети, страдающие аутизмом, также показывают хороший результат.

Зайцев в этой методике задействовал все типы восприятия, такие как зрительное, слуховое, двигательное, мышление, осязание и память. Работая с малышами, педагог должен организовать обучение в игровой непринуждённой манере и одновременно стать для детей наставником.

Занимаясь по методике Зайцева можно:

  • расширить словарный запас ребёнка;
  • научить грамотно писать;улучшить речь;
  • исправить многие логопедические проблемы;
  • развить и улучшить мышление и логику;
  • научить самостоятельной работе.

В комплект методики входит:

  1. Шестьдесят один собранный кубик из картона.
  2. Шесть таблиц из картона с буквами, слогами и другими знаками.
  3. Четыре таблицы из картона, имеющие формат В3.
  4. Диск, на котором записаны песенки для таблиц и кубиков.
  5. Методичка, которую можно использовать как конспект для занятий.

Склад, что это?

В методике Зайцева используется альтернатива слогам — склады. Там склад, является основной единицей языка. Сочетание согласной или гласной, твёрдого знака и согласной или просто одна буква — это всё является складом. Основой этой методики является складовое чтение.

Рука прикладывается чуть ниже подбородка, затем произносится слово, сила мускулов, которая чувствуется рукой и есть склад.

По методу Зайцева склады располагаются и в таблицах, и на кубиках. В обучении нет аналитического мышления, так как оно развивается лишь к семи годам. Склады, которые расположены на кубиках, отличаются по размеру, звучанию и цвету. Это сделано для работы всех каналов восприятия.

Что представляет собой методика Зайцева

В данной методике отсутствует авторитарный стиль общения учителя с детьми. Тут индивидуально учитывается развитие и особенности каждого ребёнка. Занятия проходят исключительное в форме игры. Дети поют, двигаются, танцуют, прыгают, и все это сопровождается игрой с кубиками.

У кубиков разный размер. На больших изображены твёрдые звучания, на маленьких изображены мягкие звучания. Они бывают как двойные, так и одинарные. Сдвоенные кубики располагают на себе согласные, которые сочетаются лишь с определёнными гласными ( жи-жу-жа).

Металлом обозначается звонкий склад, а деревом глухой. Гласные ассоциируются с золотом. На кубиках железно-деревянной расцветки располагается твёрдый знак, а на деревянно-золотой мягкий знак. Кубик белого цвета исписан знаками препинания.

Цветовая гамма букв отличается от школьной. Гласные тут обозначаются голубым цветом, согласные синим, а зелёным обозначены мягкий и твёрдый знаки.

Зайцев считает, что отличие от красных, синих и зелёных цветов, которые используют в школе, помогает ребёнку начать беглое чтение.

Что касается наполнения, то у кубиков оно различное. Те, кто только начинает учиться, сперва знакомятся лишь с кубиками, чуть позже их познакомят с таблицами. В наборе пятьдесят два кубика и ещё семь повторных кубиков.

Наборы бывают:

  1. Собранные;
  2. На основе пластика;
  3. Кубики, которые нужно склеить самостоятельно, сюда входит отдельно раскладка.

Для самостоятельного склеивания кубиков, потребуется много времени. Изнутри необходимо их дополнительно укреплять. Это возможно сделать, используя картонный кубик идентичного размера.

По окончании склейки, рекомендуется резинками обтянуть кубик, в процессе сушки он не развалился. Чтобы сделать кубики более крепкими, рекомендуется обклеить их плёнкой или заламинировать развёртку.

При выборе данного варианта, рекомендуется продублировать каждую развёртку, чтобы иметь запас складов, на которых будут написаны слова.

Таблицы нужно развешивать высоко, чтобы была профилактика нарушения зрения и сколиоза. Если занятия происходят не в группе, а индивидуально, то высота определяется по вверх поднятой руке ребёнка.

Он должен быть в состоянии дотянуться до верха таблицы. Часто таблицы размещают по углам комнаты, чтобы ребёнку было легче найти нужные склады. Таблицы, чтобы они служили дольше тоже оборачивают плёнкой.

Таблицы важны не меньше игры с кубиками.

Методика подразумевает пропевание всех складов. Автор пришёл к выводу, что пением можно заинтересовать ребёнка быстрее.

Кубики должны быть всегда перед глазами малыша, сперва он познакомится с пособием, внимательно его рассмотрев. Пусть ребёнок покажет кубик, который его больше других заинтересовал.

Склады, которые написаны на гранях кубика, показывают, пропевая. Затем ребёнка нужно попросить, чтобы он нашёл кубик большого размера, затем маленького, деревянный, железный, золотой.

Это нужно для того, чтобы ребёнок понял, что у кубиков разное звучание и они имеют разные размеры.

Когда малыш поймёт суть этой информации, ему стоит показать слоговые таблицы. Один столбик из таблицы нужно пропеть и попросить, чтобы ребёнок принёс такой же склад на кубике.

Петь нужно выразительно, чтобы наглядно показывать какие бывают склады: глухими, звонкими, большими или маленькими. Многие используют и движение.

Пропевать в ответ склады ребёнку не нужно пока он сам этого не захочет и не придёт к этому.

Ребёнка можно научить писать, используя кубики или указку. Понимание о составе слов приходит, регулярно показывая склады на таблице и пропевая их.

Играя в различные игры, в том числе и подвижные можно научить малыша писать.

Рекомендуется проводить занятия регулярно день за днём, пусть даже понемногу, однако, если отчётливо видно, что у ребёнка отсутствует настрой заниматься, лучше отложить, заставлять ни в коем случае нельзя.

В обучении нужно задействовать именно любимые игры ребёнка. Если малыш активный, игры должны быть подвижные. Усидчивым детям лучше предлагать спокойные развлечения.

Методика является успешной если соблюдаются полностью все требования, а не какие-то выборочные элементы.

Достоинства и недостатки методики

У любой методики в наше время есть свои плюсы и минусы и кубики Зайцева не являются исключением.

Плюсы методики:

  • Процесс обучения чтению происходит очень быстро.
  • Ограничения по возрасту нет, читать может научиться даже трёхлетний малыш.
  • Развивает память и слух.
  • Темп обучения задаётся исходя из способностей ребёнка.
  • Сложностей в освоении методики нет.
  • Помимо чтения, сразу происходит обучение писать грамотно.
  • Это отличная профилактика, укрепление и сохранение здоровья.

Минусы методики:

  • Творческие способности практически не развиваются.
  • Бывают трудности с пониманием определённых звуков, что может повлиять на письмо.
  • Выбор при написании Е и Э затрудняется.
  • Пособия дорогие.
  • Звуковые окраски отличаются от школьных.
  • Дети могут пропускать окончания в словах.

http://www.metodikinz.ru/goods/ это официальный сайт методики Зайцева, на данном сайте можно скачать инструкции по быстрому обучению чтению, почитать отзывы и заказать материалы.

Отзывы

Слышала и читала много отзывов, решила тоже купить для четырёхлетнего сына. Купили совсем недавно, пока результатов нет, но в целом все нравится.

Кира Алтай

Ребёнок научился за четыре месяца читать! Не зря в детских садиках детей обучают по этой системе, данный способ является самым быстрым.

Евгения Тверь

Научила обоих детей читать без особых усилий. Играли, дурачились и занимались одновременно. Всем однозначно советую!

Юлия Москва

Источник: https://devochki.guru/deti/razvitievospitanie/kubiki-zajtseva-metodika-obucheniya-tablitsy-i-instruktsiya.html

Кубики Зайцева — учимся читать по складам

Кубики Зайцева: а нужно ли?

Кубики Зайцева в последние годы завоевывают все большую популярность. Реклама утверждает, что по кубикам Зайцева можно научиться читать всего за несколько занятий.

Общее представление о методике обучения чтению по кубикам Зайцева Вы получите на страницах блога «Развивашка».

История появления кубиков Зайцева

Методика обучения чтению Н.А. Зайцева, более известная под названием «Кубики Зайцева», основана на принципе чтения по складам.

Но склады не Н.А. Зайцев придумал.

Еще в начале XIX века в России учили читать по букварю Кузьмичева Федота.

По этому букварю, вероятно, учился и Лев Толстой.

Великий русский писатель сам обучал чтению крестьянских детей: способных за 3-4 урока, а менее способных – за 10 уроков.

Лев Толстой издал две азбуки, по которым некоторые педагоги занимаются и по сей день.

Суть методики Толстого была в следующем: нужно обучать чтению по складам.

Склады бывают двух видов.

Во — первых, склад — это обычный слог, в котором идет сочетание согласного и гласного звуков: ма, па, де, ба.

Во-вторых, складами могут быть и одиночные звуки, причем, как гласные, так и согласные: о, в, а, р.

Чтобы понять суть склада, нужно только прислушиваться к себе. Например, скажите «а». Чувствуете, легкое напряжение мышц в глотке и следующее за ним выдыхание воздуха? 

При произнесении согласных складов ощущения другие. Так, при произнесении звука «б» — губы плотно сжимаются, а потом выдыхается воздух. 

Слово «развивашка» по складам будет выглядеть так: «ра-з-ви-ва-ш-ка»

Николай Зайцев доработал методику Льва Толстого, упростив и обогатив ее, путем использования в обучении кубиков.

Таким образом, обучение превратилось в игру.

Методика обучения чтению по кубикам Зайцева

Обучение чтению по методике Зайцева проходит в 3 этапа:

  1. Знакомим ребенка с кубиками Зайцева
  2. Малыш узнает склады
  3. Ребенок читает и составляет слова и небольшие предложения.

Для обучения чтению по складам Зайцев предложил использовать:

Автор методики — кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Для обучения чтению по методике Зайцева предлагается 52 кубика со складами.

7 кубиков повторяются, для чтобы строить слова с повторяющимися складами: мама, папа, баба.

Кубики Зайцева неоднородны, они отличаются по следующим признакам:

  • по размеру (большие и маленькие)
  • по цвету (желтые, серые, светло-коричневые, белые)
  • по весу (легкие, средние и тяжелые)
  • по звучанию (глухие, звонкие – из-за различных наполнителей: железо, дерево, монеты)

На золотых (желтых) кубиках изображены гласные буквы, на железных и деревянных склады из согласных и гласных букв.

На железных (серых) кубиках имеются звонкие склады, а на деревянных (светло-коричневых)– глухие склады.

На железно-деревянных кубиках — склады, имеющие твердые знаки, а на деревянно-золотых склады с мягкими знаками.

На белых кубиках расположены знаки препинания.

Буквы на кубиках пишутся тремя цветами:

  • голубой — гласные;
  • синий — согласные;
  • зеленый — твердый и мягкий знак.

Такое разделение кубиков, по замыслу автора, необходимо для воздействия на органы чувств ребенка. Разные кубики помогают образовывать различные ассоциации, что значительно облегчает процесс запоминания.

Таблицы Зайцева

Для обучения чтению по методике Зайцева необходимо использовать таблицы со складами.

В наборе имеются две настенные таблицы (520х720 мм), на которых расположены те же склады, что и на кубиках.

В одной таблице собраны склады по принципу: звонкие – глухие (Б-БА, П-ПА).

В другой таблице – твердые и мягкие склады (Б-БА, БЬ-БЯ).

Попевки Зайцева

Чтобы обучение чтению было более эффективным, Н. Зайцев предлагает склады не просто проговаривать, а петь.

В комплект набора для чтения «Кубики Зайцева» входит CD, на котором склады поются под  аккомпанемент балалайки и баяна на мотив 35 мелодий.

Попевки способствуют запоминанию складов. Кроме того, они являются прекрасными упражнениями по развитию речи.

В каком возрасте начинать занятия по кубикам Зайцева?

Работа с таблицами Зайцева

Сам автор методики говорит о том, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению детей после 3 лет.

Но, многие мамы, начинают учить своих малышей по кубикам Зайцева с самого рождения.

Только кубики в данном случае должны использоваться по другому назначению.

В качестве погремушек, для обучения разнице между большим и маленьким, для изучения цветов.

Все это будет способствовать раннему развитию Вашего малыша.

Кроме того, если ребенок с рождения слышит попевки, которые распевает ему мама, то он привыкает к этим звукам.

В дальнейшем малыш будет воспринимать занятия, как нечто обязательное, такое же, как прогулки, еда и сон.

До 3 лет ребенок читать, скорее всего, не научится. Хотя бывают продвинутые детки, особенно девочки, которые читают в 2,5 года.

Но большинство детей до 3 лет просто играют с кубиками: строят из них дома и башенки и тут же их ломают.

Как проходят занятия по методу Зайцева?

До занятия с ребенком необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Повесить на стену таблицы.
  2. Прикрепить три полочки для кубиков.
  3. Внимательно изучить методические указания автора методики.
  4. Запомнить расположение складов (они расположены в одинаковом порядке в таблицах и на кубиках)
  5. Прослушать и заучить кассету с попевками.

Занятия с ребенком

Методика Зайцева предполагает, что все занятия проходят в виде интересных и увлекательных игр.

В методичке имеются различные варианты игр.

Например, можно соревноваться с малышом кто больше кубиков переносит: железных, деревянных, золотых или маленьких и больших.

Можно строить вагончики с кубиками определенной буквы и даже говорящие поезда.

Но игра-игрой, а должен соблюдаться следующий алгоритм занятий:

  1. Пропеть кубики
  2. Пропеть склады по таблицам.
  3. Построить слова из кубиков.

Кубики и таблицы нужно сочетать, чтобы ребенок видел склады с разных сторон, что облегчит их запоминание.

Когда ребенок показывает указкой склады по таблице у него начинает работать «память тела».

Пропевание складов на веселый мотив подключает эмоциональную память.

По кубикам Зайцева дети начинают читать очень быстро.

И любовь к чтению у них сохраняется на всю жизнь, ведь процесс обучения проходит очень интересно.

Преимущества и недостатки методики Зайцева по обучению чтению

Преимущества:

  1. Главное преимущество обучения чтению по кубикам Зайцева – быстрый результат:

Дети 2-3 лет – обучаются чтению за 6-9 месяцев

Дети 3-4 лет – обучаются чтению за 16 занятий

Дети 4-5 лет – обучаются чтению за 5-10 занятий

Дети 5-6 лет – обучаются чтению за 4-6 занятий

2. Занятия проходят весело и увлекательно в форме игр.

3. Кроме обучения чтению, ребенок учится грамотному письму

4. Ребенок начинает чище и отчетливее говорить, вследствие постоянного повторения складов

5. Увеличивается запас слов.

6. Стимулируется развитие логики.

7. Ребенок учится работать самостоятельно.

Недостатки системы Зайцева:

  1. Необходимо соблюдать методические рекомендации автора методики.
  2. Требуется на стене укрепить таблицы и полки для кубиков.
  3. Возможны проблемы в школе — с фонетическим разбором слов.
  4. Нужны ежедневные занятия.
  5. Высокая стоимость.

Если Вы дочитали эту статью до конца, то можете смело покупать кубики Зайцева – Вы сможете обучить своего ребенка чтению по складам! Самое главное помните, что процесс обучения должен доставлять радость и малышу и Вам.  Занятия с малышом должны быть наполнены смехом, радостью и открытиями. Удачи!

Также я нашла в видео, где можно посмотреть — как прокодят уроки для детишек по методике Зайцева. Пусть здесь совсем мало времени заснято, но общее представление можно получить.

Источник: http://WunderKind-blog.ru/kubiki-zaytseva-uchimsya-chitat-po-skladam/

Методика и кубики Зайцева

Кубики Зайцева: а нужно ли?

Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем для обучения дошкольников чтению, письму и счету.

Этот метод универсален — он прекрасно подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше.

Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.

Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.

Учиться, играя

Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель — не теоретик.

В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания.

В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

  • Принцип первый — отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке — как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом — всё происходит только на добровольных началах.
  • Принцип второй — чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.
  • Принцип третий — начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки — а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.
  • Принцип четвёртый — использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много — большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные — их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.

Эти принципы — основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних.

Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств.

Поэтому кубики помогают различать разные звуки — гласные и согласные, мягкие и твёрдые.

Когда и сколько заниматься

Кубики Зайцева и методика обучения чтению может применяться практически везде — в детских садах, в школах или в домашних условиях, конечно, лучшие результаты дают групповые занятия под руководством опытного педагога.

При правильном подходе и выполнении всех правил методики, шестилетние дети начинают читать уже через несколько занятий, четырёхлетние малыши — примерно после 16–20 занятий, а двух-трёхлетние — через шесть-девять месяцев.

Методика Зайцева предусматривает два занятия в неделю по 30–60 минут. Если вы занимаетесь дома, то можете выделять для обучения столько времени, сколько посчитаете нужным. Если ребенку это будет действительно интересно, можно заниматься ежедневно по 30 минут в день.

Причём, совершенно не обязательно придерживаться какого-то строгого графика — главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание! Ни в коем случае не нужно его заставлять или отрывать от любимых занятий.

Обучение должно быть интересной игрой и не должно вызывать отрицательных эмоций.

Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…

С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.

Занятия по методу Зайцева

Сегодня «Кубики Зайцева» можно купить в очень многих магазинах детских товаров. В набор, как правило, входят:

  • 6 картонных листов с таблицами, формат 520×720 мм;
  • 4 листа с таблицами, формат 360×520 мм;
  • 61 кубик из картона (50×50 мм и 60×60 мм);
  • аудио CD-диск;
  • цветной «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»;
  • упаковочная коробка.

Таблицы

Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

  • Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола — так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки — на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка — ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать — малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
  • Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.

Кубики

Если вы купили заготовки, то их предварительно придется собрать или склеить. Даже если малыш изъявил желание сделать это самостоятельно, лучше проконтролировать процесс — тогда у него не возникнет соблазн «распотрошить» «звенящий» кубик и изучить его начинку.

Бумажные кубики имеет смысл укрепить картоном изнутри и скотчем по рёбрам. Самые часто употребляемые склады лучше всего «продублировать».

Перед сборкой просто скопируйте изображения и сделайте несколько одинаковых кубиков — тогда малыш, без проблем, сможет складывать любые слова.

-диск

Занятия по кубикам Зайцева обычно проводятся с музыкальным сопровождением. В комплект входит аудио CD-диск, на котором записано 35 мелодий. Под них дети на каждом занятии будут «пропевать» все склады. Это очень важная часть обучения, т. к.

малыши учатся внятно и чётко проговаривать звуки. Игровой принцип делает этот процесс весёлым и неутомительным — как правило, дети с огромным удовольствием поют вместе со взрослыми.

Кстати, многие воспитатели и родители отмечают, что после обучения по методу Зайцева речь у ребёнка становится гораздо чище.

Пособие

В набор «Кубики Зайцева» входит методическое пособие, конечно, лучше, чтобы ваш ребёнок учился у опытного воспитателя, хорошо освоившего метод Зайцева, например, в садике или в детском развивающем центре. Но вы можете и сами заниматься с малышом.

Честно говоря, здесь нет ничего сложного, просто внимательно прочитайте пособие — весь процесс там расписан доступным языком и очень подробно, также имеются описания множества игр и интересных заданий, с которых вы можете начать обучение. Позже вы сможете сами придумывать игры, которые будут интересны вашему малышу.

Если по каким-либо причинам пропевание складов для вас проблема — проговаривайте их речитативом. Пропевая или проговаривая склады, показывайте их по таблице указкой или на кубике, поворачивая его перед ребёнком — это очень важно! Одновременное воздействие звука и зрения резко увеличивает эффективность обучения.

Кроме того, ребёнок тренирует зрение и память, а также учится вниманию.

Достоинства методики Зайцева

Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

  • Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий — всё происходит в игре, как будто «само собой».
  • Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
  • Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
  • Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
  • Резко расширяется словарный запас.
  • Тренируется — а иногда даже улучшается! — зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
  • Занятия не вредят здоровью — дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
  • Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
  • Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
  • Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Недостатки методики

Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные — у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них — просто не честно:

  • Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.
  • В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.
  • Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.
  • Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор — ведь они привыкли делить слова только по складам.
  • Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
  • Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.

Вывод  

Как видите, обучение по кубикам Зайцева — несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента. Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения — решать только вам.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-metodika-i-kubiki-zaytseva/

Методика Зайцева: как простые кубики учат детей сложным вещам

Кубики Зайцева: а нужно ли?
Если вы еще не знакомы с «кубиками Зайцева», которые помогли тысячам ребятишек буквально в два счета освоить навык чтения в раннем возрасте, значит вы еще «новичок» в теме раннего развития детей. Потому что эти «волшебные» кубики уже давно прославили имя своего создателя…

Методика Зайцева: нестандартный подход работает лучше!

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году.

За свою жизнь автор «методики Зайцева» приобрел колоссальный опыт педагогической работы с детьми: работая воспитателем в детском доме, педагогом в исправительной колонии для подростков, учителем в больнице-интернате для умственно отсталых детей. Конечно, Зайцев работал и с обычными детьми: учителем английского языка, а также русского языка и литературы. Опыт колоссальный!

Еще до появления «методики Зайцева», ее автор был уверен, что не будет следовать традиционным методам обучения чтению. Зайцев считал этот подход не просто устаревшим, но даже вредным для психомоторики и здоровья ребенка.

Методика Зайцева – это принципиально другое направление в способах обучения чтению (кубики Зайцева), а также обучения грамматики и математики.

Основная идея его подхода основывается на предположении, что у любого ребенка с рождения есть естественная потребность к игре.

Пособия, которые используются в методике Зайцева – это, прежде всего, игрушки, увлекательные детские игрушки. И только во вторую очередь – учебные материалы.

Работая над методикой, Зайцев занимался с детьми в младших классах. Он столкнулся с тем, что традиционные методы обучения детей русскому языку чересчур громоздки, перегружены условностями и правилами, страдают отсутствием наглядности.

Чтобы выучить родной язык, ученики зачастую вынуждены зазубривать правила, не вникая в содержание. Зайцев посчитал, что менять систему обучения в школе – довольно трудно.

Поэтому он обратился к дошкольному образованию, к маленьким ученикам – от полутора лет.

Учитесь, играючи!

Согласно методике Зайцева, обстановка, в которой проходит обучение, должна быть свободной, игровой. Детям не нужно сидеть за маленькими партами, вместо этого они могут расположиться прямо на полу.

Это будет способствовать творческому процессу, кроме того, не будет вредить осанке ребенка. Но, несмотря на свободную обстановку, процесс обучения все же не отдых.

В своей методике Зайцев утверждает, что в основе любого учебного процесса, даже организованного в виде игры, лежат поиск и выбор.

Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.

«Изюминка» методики – кубики Зайцева

Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева – это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно использовать для обучения чтению ребенка, начиная с двух лет. Их можно применять как дома, так и в детском саду.

Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка.

Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится читать, а малышам (от 1 года) помогут начать говорить и, возможно, читать.

Разрабатывая методику, Зайцев пришел к нескольким важным выводам. Эти заключения помогут вам понять, как работают «волшебные кубики»:

  • Во-первых, чтобы ребенок научился читать, он не обязан запоминать названия букв. Вообще, Николай Зайцев всегда был против традиционной азбуки. В азбуке всем буквам соответствует определенный рисунок. На букве «А» нарисован «арбуз», на «Б» – «бегемот» или «батон» и так далее. Занимаясь по азбуке, ребенок, конечно, запоминает буквы и рисунки. Но как он потом сложит зебру, арбуз, ящерицу и цаплю в слово «заяц»? Вот и выходит, что родители и учителя, после того, как ребенок выучил буквы, должны придумывать, как ему показать, что буквы потом должны составить слоги, а потом и слова.
  • Во-вторых, некоторые слова по слогам читать трудно. Иной слог может состоять из четырех, пяти, а то и десяти букв. Взять, к примеру, «всплеск». Одно слово, один слог, и целых семь букв. И таких примеров в русском языке множество. Поэтому вместо слогов в методике Зайцева используются склады – пары из согласной и гласной (также из согласной и твердого или мягкого знака, и из одной буквы). Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3 и так далее.

Советы как работать с кубиками Зайцева

Начинать знакомить ребенка с русским языком с помощью «кубиков Зайцева» нужно по следующей схеме:

  • 1 Групировка и классификация кубиков.
  • 2 Озвучивание кубиков.
  • 3 Поиск.
  • 4 Чтение слов.

Группировка кубиков – это их распределение по группам в соответствии с выбранными признаками. Такими признаками могут быть:

  • Размер кубика.
  • Цвет кубика.
  • Цвет и звучание кубика.
  • Размер, цвет и звучание кубика.
  • По гласным буквам.

Согласуйте и смешивайте

Начните с простого. Попробуйте отделить все большие кубики от маленьких, объясняя ребенку, чем они отличаются друг от друга, и почему большой кубик нужно положить к большим, а маленький – к маленьким. К двойным кубикам переходите только после того, как ребенок привыкнет и научится группировать по размеру одиночные кубики.

Затем переходите к группировке по цвету. Соберите отдельно все серые кубики, отдельно желтые и так далее. Попросите ребенка показать вам серый кубик, затем показать коричневый. Попросите его подать вам серый, затем коричневый кубик.

На следующем этапе группируйте кубики по цвету и звучанию. Попросите ребенка показать вам серый кубик. Затем потрясите серый кубик. Затем возьмите кубик другого цвета и потрясите его. Кубики звучат по-разному. Попросите принести вам кубик, который звучит так же, как серый.

На этапе озвучивания кубиков, покажите ребенку кубик и произносите нарисованные на нем склады, каждый раз поворачивая соответствующую грань кубика к ребенку. Затем предложите ребенку «озвучить кубики» вместе.

Этап поиска нужен для усвоения и закрепления пройденного материала. Попросите ребенка найти кубик с каким-нибудь складом, например, с «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», и принести его вам.

Самое сложное и самое приятное

Наконец, самый сложный этап – Чтение (а точнее, согласно методике Зайцева, «письмочтение»). На этом этапе из складов на разных кубиках нужно складывать слова. Начните с имени ребенка. Сложите, например, слово «Саша» из кубиков со складами «СА» и «ША». Пусть ребенок сам найдет для вас эти кубики.

Напоследок еще один совет. Когда вы купите комплект «кубиков Зайцева», не торопитесь сразу склеивать из заготовок кубики. Если вы хотите сделать ваш «кубико-словарный запас» шире, откопируйте наиболее часто встречающиеся склады (например, кубики со складами «МА», «ПА» и другие с гласной «А»). Позже вы сможете сделать из этих заготовок больше новых слов.

Более подробные инструкции по использованию кубиков вы можете без труда найти в многочисленных публикациях Береславского.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/141906/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.