Настольные игры на координацию, мелкую моторику, логику и коммуникативные навыки

Содержание

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Настольные игры на координацию, мелкую моторику, логику и коммуникативные навыки

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры с прищепками (в Озоне, в Май-Шопе, в Лабиринте).

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего.  Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

♥ Оригами.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Эспандер (в Озоне, в Май-Шопе).

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Озоне, в Май-Шопе).

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Озоне, в Май-Шопе)

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне)

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»: Издательство «Проф-Пресс»: Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Источник: https://www.iqchild.ru/igry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-u-detej/

10 лучших настольных игр на коммуникацию для детей

Настольные игры на координацию, мелкую моторику, логику и коммуникативные навыки

Когда ребёнок ещё не умеет говорить, он всё равно уже коммуницирует с окружающими: звуками, плачем, жестами. Но чем дальше, тем с большим количеством людей ему приходится сталкиваться, а значит, нужно учиться и говорить, и выстраивать общение с ними. Преодолевать естественные барьеры, но при этом понимать этические нормы и границы.

Настольная игра по сравнению с играми в гаджетах для детей — это и так уже коммуникация. Потому что дело происходит в реальном мире, с реальными людьми. Но в массе настольных игр есть именно те, которые направлены на развитие коммуникативных способностей.

Например, Башня или Дрова — хорошая игра, но в ней вообще можно не общаться, знай, вытаскивай и перекладывай бруски.

Коммуникация возникает, когда есть какие-то игровые задачи, не решаемые в одиночку, или конфликт, требующий разрешения именно общением друг с другом.

В настольных играх на коммуникацию дети учатся не только общаться, но и выходить из разных ситуаций, аргументировать свою позицию, не перебивать других, совещаться и уважать чужие мнения.

Совушки АУ

Число игроков: от 2 до 4
Это пример командной игры для самых маленьких. Им нужно отвести всех потерявшихся совушек в гнездо. Для этого у каждого есть карточки разного цвета, которые помогают совушкам прыгать по веткам. Но совы летают гораздо дальше, если попадают на клетки, где уже стоят другие совы — а значит, тут надо и продумывать тактику, и постоянно договариваться.

Активити для малышей

Число игроков: от 3 до 16
Отлично тренирует ораторские способности и умение понимать, что имеют в виду оппоненты: здесь нужно тремя способами объяснять слова с карточек. Чтобы могли и совсем маленькие, слова сопровождены картинками. Эдакая яркая угадайка.

Сокровища Тролля

Число игроков: от 2 до 4
Созданы специально для обучения командной работе детским психологом. Она развивает и коммуникативные способности, потому что обогнать хитрого тролля, по очереди выстраивая дорогу к золоту — не так уж легко без умения договориться и создать общий план.

День вождей

Число игроков: от 2 до 6
А вот День вождей придуман не взрослыми, а детьми. Потому что дети — невероятные выдумщики. В ней куча карточек с заданиями, которые постоянно затрагивают не только игрока, который вытянул карточку, но и его соседей. Получается очень весело: а старшие дети могут помогать младшим читать задания с карт.

Волшебник Изумрудного города

Число игроков: от 2 до 6
Настольная игра по той самой книге, на которой росли наши родители, а теперь растут наши дети. Она семейная и командная: нужно всем вместе, выполняя разные задания-приключения, сбежать от злой Бастинды. Очень объединяет и даёт всем сделать свой вклад в решение задач.

Крокодил ДетскоЛегкий

Число игроков: от 3 до 16
Это компактная версия большого классного Крокодила, задания в котором сделаны специально для детей с 6 лет. Это игра на объяснение слов, поэтому она здорово тренирует и риторику, и свободу движений, и делает вклад в развитие коммуникации разными способами: жестами, словами, рисунками.

Волшебный котёл

Число игроков: от 2 до 4
Ещё одна командная игра, в которой нужно совместно варить магическое зелье и использовать коммуникативные способности, чтобы справиться с колдуном. В ней механика уже более сложная, но и более интересная для школьников: надо просчитывать ходы, договариваться о передвижениях зелий по полю, о том, как лучше передвинуть по нему колдуна.

Активити для детей

Число игроков: от 4 до 12
Отличная игра и просто для развлечения во время дня рождения или любого сборища, и тоже хороший тренажёр коммуникации разными способами: словами-ассоциациями, жестами и рисунками.

Имаджинариум Детство

Число игроков: от 3 до 7
Это игра на ассоциации, которая работает в коммуникации со стороны понимания чужого мышления. Кто-то берёт картинку и произносит ассоциацию с ней, а другие пытаются и у себя найти подходящие картинки. Потом все пытаются угадать, какая же была изначальной.

Данетки

Число игроков: от 2
Это известная многим с детства игра. В ней есть финалы историй, а игроки должны распутывать причины этих финалов, задавая ведущему вопросы на Да и Нет. Отлично работает дедукция, коллективный разум и умение задавать закрытые вопросы.

Бешеные псы

Число игроков: от 3 до 8
Лет с 12 самое время перейти к психологическим коммуникативным играм типа Бешеных псов или Мафии. Тут уже дети учатся блефовать, скрывать эмоции, но стараться распознать блеф других. В Бешеных псах много разных персонажей, у каждого свои цели, это превращает игру в ролевую.

Конечно, мы тут описали самые популярные и рекомендуемые специалистами игры, но вообще их очень много — звоните нашим операторам, они помогут выбрать то, что лучше всего подойдёт вашему ребёнку для развития коммуникации.

Источник: https://www.mosigra.ru/page/igry-na-kommunikatsiyu/

Развивающие игры для детей от 1 года: речь, моторика, логика, движение

Настольные игры на координацию, мелкую моторику, логику и коммуникативные навыки

После года дети входят в фазу активного развития. Научившись ходить, они осваивают более сложные движения; сказав первые слова, активно учатся новым.

В этом возрасте малыши стремятся к самостоятельности, выясняют пределы своей территории, учатся строить первые логические цепочки, оттачивают мелкие движения, исследуют окружающий мир, пытаются понять его законы, осознают первые причинно-следственные связи… Это уже совсем не те крохи, что были еще несколько месяцев назад. Как же родители могут помочь им на этом этапе? Какие развивающие игры наиболее полезны для детей от 1 года?

Психический и интеллектуальный портрет

Для начала определимся, какие стороны маленькой личности нужно развивать. Какой он сейчас, годовалый малыш?

Активный исследователь мира. Но исследует он доступными ему способами, воображение или интуиция у него пока еще не развиты. Зато быстрыми темпами развивается когнитивная сфера. Это психические процессы, которые отвечают за рациональное познание, основанное на приобретении практического опыта, навыков и умений.

Мышление годовалого ребенка остается наглядно-действенным. То есть он учится мыслить, основываясь на реальных действиях с реальными предметами, которые можно потрогать, понюхать, покрутить, бросить, разобрать и затем соединить.

Да, малыш сейчас – практик-исследователь.

Он постоянно устраивает кавардак, выбрасывая вещи из ящиков, шкафов, коробок, следуя основному познавательному вопросу: что с этим предметом можно сделать? Решение проблемы сразу превращается в какое-то действие.

Малыш этого возраста уже умеет производить различные манипуляции с предметами: брать и класть, доставать и возвращать обратно, кидать, просовывать, нанизывать, ставить друг на друга.

Умеет строить простые логические цепочки действий: собирать пазл из 2–4 частей, матрешек – от 2 до 4 штук, строить башенку из нескольких кубиков, собирать пирамидку. Он научился различать несколько форм и цветов, поэтому предметы у него прочно ассоциируются с этими свойствами.

Может проследить связь между действиями (если нажать на кнопку – появится звук, если стукнуть игрушкой по ноге – будет больно) и некоторыми событиями (может помнить, что было недавно, и понимать, что будет в ближайшее время).

Может распределять внимание, орудуя одновременно двумя предметами, или переключать его, выполняя последовательные действия, – переводить внимание с одного предмета на другой.

Чему же можно научить малышей этого возраста? Прежде всего, важно развивать навыки, которые у них уже есть, а также те, к усвоению которых они сейчас наиболее подготовлены (для которых наступил сензитивный период).

Сензитивные периоды в годовалом возрасте

Итак, чтобы правильно развивать ребенка в 1 год, определим основные сензитивные периоды.

  • Период развития речи (продолжается до 6 лет). Для этого необходимы занятия на развитие мелкой моторики, памяти, артикуляционного аппарата, а также создание активной речевой среды вокруг ребенка. Этому помогают чтение книг, обсуждение картинок в них, беседы обо всем, что окружает ребенка (для чего это нужно, как выглядит, как называется, что где расположено, какого это цвета, формы, размера, что вы делаете сейчас и что собираетесь делать и т. д).
  • Период восприятия порядка (до 3 лет). Внешний порядок символизирует для ребенка стабильность (расставленные и разложенные по местам вещи и предметы, повторяющиеся действия в режиме дня, порядок в поведении взрослых, действия которых соответствуют правилам). Постепенно внешний порядок превращается во внутренний. Нарушение порядка в этот период выбивает кроху из равновесия.
  • Период сенсорного развития (до 5,5 лет). Сейчас важно все, что поможет развивать восприятие: тренировка зрения, слуха, обоняния, а главное – тактильной чувствительности. Для этого полезно определять с малышами предметы по форме, вкусу, звуку или запаху, не видя их, трогать предметы из самых разных материалов (гладких, шершавых, колючих, мягких, твердых, железных и деревянных, меховых и махровых и т. д). Делать это можно как дома, так и на прогулке.
  • Период восприятия мелких предметов. Сейчас дети не просто научились брать мелкие «запчасти». Им интересно, что со всем этим можно сделать: сунуть в нос, проглотить, насыпать куда-то. Поэтому взрослым необходимо быть предельно бдительными, чтобы не допустить травм. Но запрещать трогать всякую «мелочь» — большая ошибка. Так не только нарушается естественный познавательный процесс, но и появляется серьезное препятствие для развития мелкой моторики.
  • Период движений и действий (до 4 лет). Движение для ребенка этого возраста – занятие особенно важное. Он развивает ловкость, гибкость, силу, координацию, укрепляет мышцы и позвоночник. Во время движения кровь обогащается кислородом, что способствует активному развитию психических функций, за которые отвечает головной мозг. К тому же, освоение новых бытовых действий по обслуживанию себя поможет малышу укрепиться в самостоятельности, что, как мы помним, сейчас для него крайне важно с точки зрения психологии.

Совет

Постарайтесь обезопасить действия малыша с мелкими предметами (например, нанизав их на нитку или закрыв в стеклянной емкости, – пусть трясет, пробует ее открыть) либо поиграйте в собирание конструктора – пусть учится соотносить понятия целого и его частей.

Что и как будем развивать?

Итак, промежуточный вывод: развитие годовалого ребенка должно быть комплексным, затрагивающим все важные сферы его деятельности:

  • речь;
  • логику (причинно-следственные связи, умение выделять или обобщать группы предметов, выполнять несколько последовательных действий);
  • мелкую моторику;
  • координацию;
  • движения и действия (особенно по самообслуживанию).

Учитывая возраст, занятия с детьми должны проводиться исключительно в игровой форме (даже если работа идет не с игрушками).

Кстати, довольно сложно выделить какие-то игрушки, которые развивали бы только что-то одно (моторику, координацию, логику). Обычно в игровой деятельности затрагивается сразу несколько аспектов (но какой-то один – преимущественно). При этом практически все они при правильном подходе развивают речь и интеллект.

Совет

Постарайтесь сделать так, чтобы время, которое малыш проводит, сидя на одном месте, было минимальным. Играйте с ним в движении, иначе он очень быстро устанет: детки в этом возрасте еще не имеют развитой усидчивости. А сами занятия прекращайте до того, как кроха от них устанет и потеряет интерес, иначе в следующий раз ваше предложение поиграть в то же самое встретит ярый протест.

Соотнесем развивающие игры и игрушки для детей с их практической пользой.

  • Матрешки, пирамидки, сортеры, вкладыши, кубики, конструкторы, пазлы – развитие логического мышления, отработка координации в паре «глаза — рука».
  • Игрушки-копии «взрослых» предметов (совки, лопатки, удочки, грабли, посудка, машинки, одежки, расчески, щеточки), а также собственные расчески, зубные щетки, кружки, ложки, коробки, банки, другие емкости с мелкими предметами – отработка действий с предметами.
  • Мячи, кегли, горки, качели, лесенки, бревна для ходьбы, шведская стенка, массажные коврики, массажные мячики, игрушки-каталки, большая машинка для самостоятельного передвижения малыша – физическое развитие, отработка координации и равновесия.
  • Карандаши, пластилин, тесто для лепки, пальчиковые краски, мозаика – развитие мелкой моторики.
  • Пальчиковые куклы, картинки, карточки с изображениями предметов, простых сюжетов, говорящие книги или плакаты, музыкальные инструменты – хорошие развивашки для тренировки речи.

При этом вовсе не обязательно следовать стереотипу, что куклы должны быть только у девочек, а машинки – только у мальчиков. Для целостной картины мира малышам любого пола можно иметь эти игрушки, играть в них, приобретая новые знания и навыки, закрепляя социальные роли в соответствии с действиями.

Как и во что играть?

Для того чтобы кроха развивался как можно органичнее, вовсе не достаточно научить его просто собирать пирамиду или класть кубики один на другой. Взрослые могут проводить с ребенком разные игры, используя привычные игрушки или просто окружающие предметы.

Например, игрушки-вкладыши можно не просто построить башенкой или собрать в одну от большей к меньшей.

Можно спрятать их друг в друга, подобрав отличные по размерам, объясняя крохе, что происходит, а затем показать, что под большой формой находится маленькая, а под ней – еще меньше. Затем выстроить их в обратном порядке – получится пирамида.

Можно раскладывать в каждую емкость набора вкладышей какие-то мелкие предметы так, чтобы в каждой помещался только один (ребенку придется понять, что предметы должны быть разного размера для каждой емкости).

В такой игре развивается логическое мышление, навык работы с предметами, внимание, координация, умение сравнивать предметы по размерам, понимать категории «много – мало – один», выполнять последовательно несколько действий… А ведь можно было просто построить с ребенком башенку.

Играя с пирамидкой, важно показать крохе, что ее можно собирать не только в хаотичном порядке, но и в нужном и даже в обратном. А можно выложить на полу из колец «убывающую» дорожку или башенку. А затем взять картонный круг и показать малышу, что его нельзя надеть на стержень, а кольцо можно.

Потому что у него есть отверстие, а у круга нет. Если приобрести две одинаковые пирамидки, ребенка можно попросить повторять действия за взрослым: найти самое маленькое кольцо, как у мамы (какого оно цвета?), или самое большое (какого цвета оно?).

Или нанизывать кольца в той последовательности, как это делает мама: сначала – самое большое, затем – самое большое из тех, что остались, и т. д.

Сколько важных навыков тренирует ребенок в таких играх?

Если купить ребенку не просто пирамидку, а пирамидку со стержнем в виде конуса, это усложнит ему задачу: нанизать кольца «просто так» не получится, придется подбирать их по размеру.

Игры на развитие речи

Развитию речи способствуют не только игры на мелкую моторику, но и всевозможные игры и развивалки, направленные на тренировку пальцев рук, побуждающие к речевому взаимодействию:

  • пальчиковая гимнастика;
  • стихи, потешки;
  • чтение книг;
  • игры на подражание различным звукам (простая артикуляционная гимнастика);
  • обсуждение всевозможных картинок;
  • игры с карточками, фотографиями (пусть находит что-то конкретное, показывает части изображения, подбирает пары к изображениям);
  • любое речевое взаимодействие (побуждающее ребенка говорить, слушать, усваивая новые для него понятия, фразы, речевые конструкции, интонации, пополнять пассивный словарный запас).

Для комплексного и своевременного развития ребенка недостаточно приобрести длинный список игрушек (даже самых «умных»). Настоящая польза от них начинается тогда, когда мама, взаимодействуя с ребенком, учит его новым методам познания мира, помогает ему делать важные, порой неожиданные открытия.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivayushhie-igry-ot-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.