Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

Содержание

Старый холивар на новый лад: изменятся ли олимпиадники-программисты со временем

Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

19 мая команда СПбГУ из Санкт-Петербурга стала победителем международной студенческой олимпиады по программированию ACM ICPC 2016, финал которой проходил на Пхукете. Призеры получили приглашения на стажировки в исследовательских офисах компании IBM (выступила спонсором соревнования) и в других международных IT-компаниях.

Не секрет, что российские команды занимают призовые места на подобных соревнованиях с завидной регулярностью. Но что с ними происходит в реальной жизни? Кто из участников принимает приглашения на стажировку или работу в серьезных компаниях? Более остро стоит вопрос о том, что с ними происходит после того, как они приняли предложение.

Принято считать, что олимпиадники-программисты – личности неординарные. С одной стороны, компаниям мирового уровня нужны такие люди (будущие рок-звезды), с другой стороны, от эти нестандартных сотрудников требуется выполнение весьма стандартных условий сотрудничества – работа в команде, работа в срок, постоянный режим труда (пусть даже удаленный), корпоративная культура.

Что касается соблюдения субординации, здесь от молодого «гения» требуется выслушивать, и главное, выполнять указания непосредственного руководителя, который часто «гением» не является.

В период рассвета холиваров на тему «олимпиадников-программистов» были распространены два полярных мнения – «олимпиадники не годятся для промышленной прикладной разработки» и «олимпиадники работают за десятерых, на них держится половина ИТ-компаний мира».

В какой-то момент холивары поутихли, но российские олимпиадники продолжают побеждать на турнирах и регулярно получают предложения о трудоустройстве от западных компаний. И до сих пор не каждый из них соглашается на такие предложения: кто-то считает, что российские мозги не должны утекать за границу, кто-то даже продолжает обучение в аспирантуре или магистратуре, занимаясь своей научной работой, которая подчас оказывается никому не нужной, но очень сложной и интересной.

Человеческий фактор

Команду СПбГУ к олимпиаде готовил Андрей Лопатин, известный своим участием в разработке социальной сети «ВКонтакте». При подготовке студентов к чемпионатам Лопатин старался учитывать не только талант, но и человеческий фактор — кто с кем сработается, что происходит в команде, как успокоиться перед финалом.

Он понимал, что по-настоящему командная работа нелинейно увеличивает шансы на победу. Командная работа – это установка интересов коллектива выше собственных, это делегирование задач, признание своих слабых мест, и даже, в чем-то, принятие собственного бессилия.

Если бы такая работа не была выстроена, то сборная ВУЗа могла превратиться в сборище «непризнанных гениев», единоличников, каждый из которых тянул бы одеяло на себя. Кстати, таким поведением отдельные олимпиадники как раз и заслужили репутацию «трудных» сотрудников, бросая тень на более сознательных коллег по цеху.

Год назад Лопатин говорил, что навыки олимпиадников в работе помогают, однако их адаптация к работе над коммерческим продуктом проходит всегда непросто: «Чем ближе компания к стартапу, тем быстрее этот процесс происходит. А «ВКонтакте» долго жила именно в такой атмосфере», добавил он.

В этом году, 23 мая, Лопатин побеседовал с изданием «Секрет фирмы»:

– Мне кажется, компаниям стоит быть более открытыми и участвовать в конкурсах и олимпиадах. Нужно, чтобы люди из компаний постоянно встречались и общались с программистами. Ведь что такое олимпиада? Это один из путей становления программистов. Олимпиады многие критикуют, будто они оторваны от реальности. Это не так, задачи, которые решаются на соревнованиях, — часть каких-то больших задач. Если соревнования (стараниями организаторов) и их участники (стараниями тренеров) будут так же настойчиво (как описывает Лопатин) приближаться к реальности, то шансы ИТ-компаний принять на работу адекватных и коммуникабельных «гениев» будут расти и дальше. В этом случае доля лиц, негативно настроенных по отношению к олимпиадникам, уменьшится. Другое дело, что обычные ИТ-компании могут считать Google, Microsoft и даже «Яндекс» оторванными от реальности. Им не нужно думать о банальном выживании. Мол, они могут себе позволить проводить эксперименты, замахиваться на проекты, которые не в состоянии «потянуть» простые смертные. В этом случае олимпиадники подходят как нельзя лучше. Тем более, что большинство этих проектов все равно не дойдет до релиза, а после закрытия одного проекта олимпиадника переведут на очередной «перспективный» фронт работ — а вдруг все-таки случится технологический прорыв после (N+1)-й попытки?

— Вы замечаете среди программистов людей с предпринимательским мышлением, людей, которые хотят открыть своё дело?

— Среди моего окружения такого мало, хотя тема интересная. Не знаю, почему-то об этом не принято задумываться. Может быть, нужно подумать о том, как переломить эту тенденцию. От себя добавлю, что встречал, как минимум одного, олимпиадника-программиста, который основал свою ИТ-компанию и до сих пор ее возглавляет. Начинал он в команде АлтГТУ в 2005 году, но на старших курсах переключился на другие проекты: сначала устроился iOS-разработчиком на полставки, а потом и вовсе занялся заказным проектом для МВД. Закончив ВУЗ, вместе с одногруппником (который олимпиадником, кстати, не был) они запустили собственный проект, который стал полноценной ИТ-компанией через 2 года. Возможно, этот случай является исключением.

За что еще не любят олимпиадников-программистов

Один из пользователей сайта «Хабрахабр», основываясь на личном опыте, сформулировал негативные особенности сотрудничества с олимпиадниками-программистами в компаниях, занимающихся прикладной разработкой. Знание эффективных алгоритмов или внутреннего устройства процессора заставляет их думать, что код должен быть максимально эффективен.

Таким образом на оптимизацию тратится слишком много времени, код становится совершенно неподдерживаемым, нерасширяемым и неустойчивым к ошибкам, сетует он.

А это, вероятно, из наболевшего:• Попытка сразу писать быстрый/нетребовательный к ресурсам код; • Желание выжать из кода все, в ущерб остальным показателям;

• Вера в то, что O(n) вместо O(n{2}) или замена всех операций умножения на 2 на побитовый сдвиг сделают из программы конфетку.

Нерушимый миф

Существует расхожий миф о том, что все спортивные программисты уходят в Google или, как минимум, в «Яндекс», где вдохновенно трудятся над поисковыми алгоритмами и иже с ними. Портал dev.by опросил 21 финалиста АСМ ICPC.

Среди них нашелся один человек, занимающий должность в Microsoft, один – в Google и один – в «Яндекс». Остальные работают в менее «раскрученных» компаниях.

Однако на Geektimes нашлась еще одна история олимпиадника, подтверждающая данный миф.

Более того, этот человек, Александр Куприн, попал сначала в «Яндекс», а потом в Google.

Приводим самые интересные фрагменты его истории:В теории всё было не очень страшно. Страшно было на практике. На меня обвалилось столько ужасно незнакомых вещей, что даже гитом [репозиторий Git] пользоваться не приходилось – вместе с ребятами я один-единственный раз выкачал репозиторий, а потом всё делал локально. Забегая вперёд, скажу, что в последний день летней стажировки [в «Яндексе»] отправил свой код на почту начальнику, а не что-то куда-то внедрил. Задание начальство подобрало с душой. Нужно было каким-то образом научиться сравнивать документы на похожесть, ввести определение похожести и делать это всё достаточно быстро – ну, в предположении, что у нас овер 109 документов. С горем пополам и божьей помощью декомпозировав задачу, я приступил к поиску решения. Ребята советовали разные статьи. Но как должен поступить настоящий олимпиадник? Конечно же придумать что-то своё! Читал статьи и думал я где-то неделю. Дальше произошёл переломный момент, которым я горжусь до сих пор: я придумал решение. В дальнейшем практика показала, что оно оказалось уж точно не хуже аналогов, которые всё равно пришлось реализовывать для построения графиков и убеждения начальства. В итоге, на своё первое ревью я «отправил» нечто, состоящее из 300+ строк кода. В свою защиту могу сказать, что эти 300+ строк полностью решали поставленную задачу. Ребята бились в истерике. Артём Бабенко плакал кровавыми слезами и говорил, что больше пяти раз он не станет принимать мой код. В дальнейшем мой код рос и ширился. Это было как-то глупо и странно, учитывая, что функциональность не менялась. Пять раз быстро исчерпались, и со мной существенную часть времени проводил другой начальник Егор Самосват. Несмотря на то, что я чувствовал себя идиотом и выглядел ничуть не умнее, происходящее мне нравилось. Фактически, я учился в одновременно комфортных и боевых условиях.

А тем временем работа медленно подходила к концу. Как мне кажется, по большому счёту я справился. Пусть и не так здорово, как могло бы быть, но справился. Дабы не терять контакты, меня пообещали взять где-то зимой на удалёнку.

Прогнозы

Мнения об олимпиадниках по-прежнему разнятся. Противники подобных дискуссий могут сказать, что сколько людей – столько и мнений, все люди разные.

Однако на основе этих мнений и историй можно выявить некие усредненные, наиболее вероятные, тенденции, которые необходимы тем же ИТ-компаниям и прочим неравнодушным для прогноза, для принятия судьбоносных бизнес-решений.

На фоне исследований и опросов (например, опрос компании Universum или исследование Smart Start) современные тенденции таковы, что студенты, и студенты-программисты в том числе, становятся все более прагматичными и «приземленными», меркантильными.

Относится ли данная история к олимпиадникам-программистам? Меняются ли они в ответ на вызовы времени? Или они продолжают жить где-то в своей «параллельной Вселенной», как думают многие?

Источник: //habr.com/post/302216/

Чем бы олимпиадник ни занимался в жизни, он будет делать это хорошо

Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

Двукратный золотой медалист Международной олимпиады по физике, многократный призер и победитель Всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и информатике, ныне студент МФТИ Василий Югов – настоящий чемпион.

Почему важна роль наставника, что делать, если нет возможности отправить ребенка на платную подготовку, каким характером должен обладать олимпиадник и как Василий добился таких успехов, нам рассказал его отец, Дмитрий Югов.

Когда и как Василий начал участвовать в олимпиадах?

В школах сейчас проходит огромное количество детских олимпиад. В 1-2 классах Василий ничего особо выдающегося не демонстрировал, но результаты росли. Примерно с 3-4 класса пошел серьезный прогресс. Он участвовал во всех школьных олимпиадах.

Я не знаю, что он чувствовал во время соревнований, внешне он был абсолютно спокоен, но они ему нравились, пожалуй. Я думаю, особо сильно он не волновался класса до 6-7-го. Потом начались занятия с его школьным наставником и добавился груз ответственности – не подвести его.

В 10 классе очень хотелось попасть в состав сборной страны, а к 11-му уже давил определенный груз ответственности и заслуг, когда он понимал, что не должен выступать слабо. До этого на него не давило ничего. Бывало, что переживал перед олимпиадой.

Но стоило только получить задания – успокаивался и работал.

Он не волновался, а вы?

Я всегда говорю родителям: вы должны переживать искренне, вместе с ребенком. Дайте ему понять, что его результаты важны для вас. Потому что ребенок очень любит своих родителей.

Если он видит, что то, чем он занимается, важно, и для них в том числе, он просто свернет горы. Если родителям всё равно, то это не способствует развитию олимпиадника.

Мы, например, болели за Васю семьями: мои родители, сестра, наши друзья выбирали время и начинали болеть за него. И он это знал.

Кто занимался с Василием физикой?

Бабушка Василия – заслуженный учитель Российской Федерации по физике, мы с женой тоже физики. Но определенного интереса к этой науке у него не было, он очень увлекался и математикой, и информатикой.

Именно математика – основа формирования логического мышления, она полезна и в самой физике. Мы ездили каждый год в Кировскую летнюю многопредметную школу, всем олимпиадникам рекомендую. Один раз после семинара (в МФТИ, – прим.ред.

) Василий говорит: «Не поверишь, но мне те темы, которые рассматривались в ЛМШ на математике, сейчас помогают».

Выездные школы так важны для подготовки к олимпиадам?

Школьной программой Василий особо не занимался класса с шестого-седьмого. Задачи уровня межнара не пересекаются со школьной программой. Занятий в школе на уроках хватит только для победы на школьном этапе всероса. Если вы хотите выиграть регион, нужно дополнительно заниматься и серьезно.

У него была мотивация заниматься самостоятельно или ему кто-то помог?

В 6 классе Вася был вторым на регионе по математике (выступая в параллели 7 класса, на региональном этапе олимпиады Эйлера – прим.ред.). Поскольку учился он в гимназии с гуманитарным уклоном, встал вопрос о переходе в другое учебное учреждение.

Прямо на Эйлере к нам подошли математики из 146-й школы и сказали: «Ваш ребенок должен учиться у нас». Тогда мы начали интересоваться этой школой и направили туда свои стопы.

Мы имели свои цели: не просто получение образования, но и определенные олимпиадные результаты.

В 146-й школе работает Сергей Евгеньевич Полянский, легендарный человек. Он подготовил у нас четырех членов сборной России по физике и первую девушку, получившую золотую медаль, Ксению Соловьеву (в 2007 впервые в состав российской сборной вошла девушка, – прим.ред.). Человек знает, как сделать из ребенка победителя.

Мы шли конкретно к нему, не было никаких случайностей. Он провел оценку Васи и сказал: «Ну что ж, теперь мы будем делать из тебя физического монстра».

В вашем городе хорошая система подготовки к олимпиадам?

Есть хорошие преподаватели, но никакой системы подготовки олимпиадников нет в принципе. В отличие от соседних регионов: Кирова, Ижевска, Екатеринбурга, где это все присутствует.

Сложно участвовать в олимпиадах, если ты из маленького города?

Очень. Есть много факторов, например, родители должны быть в состоянии оплачивать олимпиадный путь ребенка. Поездки на олимпиады в Санкт-Петербург, в Москву требуют денег, и денег немалых, сопоставимых с целой зарплатой.

Что делать родителям, если у них нет возможности отправить ребенка на олимпиаду в другой город, в выездную школу, на кружки?

Выход есть. Если ребенок действительно талантлив, в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Саранске есть масса школ-интернатов. Можно уехать на полное содержание, да еще и получать такие деньги в виде стипендии (если его уровень на самом деле высок), которые маме и папе не снились в их провинции. Для одаренных детей в центральных регионах мест в интернатах очень много.

По вашему мнению, зачем вообще участвовать в олимпиадах?  Что это дает ребенку?

Не каждому ребенку нужно участвовать в олимпиадах. Далеко не у каждого психика способна выдержать нагрузку, нужно понимать, что успешные олимпиадники – это дети, у которых в жизни удачно сложился ряд факторов. Есть ребята талантливые, но они не могут выступать на олимпиадах.

Какие факторы должны сложиться?

Ребенок должен любить олимпиады сами по себе. Спортивный дух должен присутствовать. Если спортивного духа нет… Я сам такой – на соревнованиях выступаю хуже. Есть люди, у которых жизненный подъем приходится на соревнования, там они  показывают результаты лучше, чем в обычной жизни. Василий говорит, что на олимпиадах у него открывается второе дыхание, время замедляется.

Как можно соблюсти баланс между учебой и подготовкой к олимпиадам?

Олимпиада – это спорт. Такой же, как у велосипедистов, лыжников. Какой баланс? Если ребенок входит в сборную страны, наверное, школа уже начинает немного по-другому к ребенку подходить. И если нужно подготовиться к сборам, школа дает такую возможность. Нам всегда шли навстречу, и нагрузку по предметам, которые непрофильные, снижали. И Вася мог заниматься своим любимым делом.

Олимпиад очень много. Ваш сын советовался с вами, какие выбрать?

Олимпиада  – не только возможность поучаствовать, но и определенные бонусы: поступление в вуз. В 11 классе это олимпиады различного ранга, например, проводимые Физтехом и МГУ. Я смотрел, сколько там победителей и призеров – огромное количество.

На мой взгляд, это достаточно легкий способ поступить в вуз. Но если это всероссийская олимпиада, попасть в 80-90 лучших детей России, мягко говоря, тяжеловато. Понятно, что такие ребята получают право поступить в вуз без конкурса.

Насчет советов, наставник Васи, Сергей Евгеньевич Полянский, прекрасно разбирается в олимпиадах. Если он считает, что уровень олимпиады достаточно серьезный, то нужно участвовать, а размениваться на всякую ерунду не имеет смысла.

Он не просто преподаватель, он Наставник с большой буквы, который просто взял человека за руку и провел его четыре года по жизни. Таких людей очень мало в России.

К 11 классу Василий и сам стал весьма разборчив и не участвовал в тех олимпиадах, за которыми не было никакой определенной цели.

Бывало такое, что мнение сына не совпадало с вашим?

Мы всегда принимали мнение Василия. Что я скажу человеку, у которого мозги одни из лучших в России? Но это уже когда он повзрослел, конечно.

Но когда мы что-то говорили ему в детстве, он требовал аргументацию, и если то, что говорили мы, было «шито белыми нитками» – быстро выводил за счет логики «на чистую воду». Приходилось соглашаться.

Но если наши предложения были правильными и логичными – безоговорочно их принимал.

Как поддержать ребенка перед олимпиадой?

Я стараюсь отвлечь, выровнять психологически. С опытом каждый олимпиадник сам находит свой рецепт сохранять спокойствие. Среди тех, кто доходит до сборной страны, слабонервных нет.

Хотя ребятам и тяжело на олимпиаде, но перед соревнованием они проходят жесткий отбор, нервные товарищи до финала редко доходят.

Василий не требовал какой-то особой поддержки. На любую олимпиаду он ехал побеждать.

Говорил: «А зачем участвовать, если не побеждать?»

В детстве, перед олимпиадой, когда бабушка спрашивала волнуется ли он, Вася отвечал: «А чего волноваться? Я же не знаю какие там будут задания».

Как мотивировать ребенка к участию в олимпиадах и стоит ли заставлять, если ему это неинтересно?

Заставлять ни в коем случае нельзя. Это должно быть добровольно, иначе какая же это олимпиада? Мы никогда никого не заставляли, ни младшего сына, ни старшего. Младший в пятом классе, и у него тоже идут олимпиады. Но мы не заставляем его в них участвовать.

А он хочет?

Хочет, но на него давит груз старшего брата, который ничего практически не проигрывал. Сейчас младший поедет на математические бои. У них это только начало, у Васи мы поняли только в 4 классе – ребенок одаренный, и нужно делать всё, чтобы помочь ему реализовать себя.

А вы и ваша жена участвовали в школьных олимпиадах?

Я окончил школу с золотой медалью, а университет – с красным дипломом. Но я как раз из того разряда, когда в жизни проявляю себя гораздо лучше, чем в олимпиадных условиях.

Это смешно, но когда мне было 38 лет, я пришел сдавать экзамен на вождение маломерного судна, моторной лодки, и дома отвечал на 400 из 400 вопросов, а на экзамене умудрился две ошибки сделать на 20 вопросов.

Это как раз типичный пример человека, которому олимпиады противопоказаны в принципе.

Мама Васи занималась спортом, она была чемпионкой Пермского края по легкой атлетике. У нее спортивный характер, видимо, он-то Васе и передался.

Близкие друзья Васи – олимпиадники?

Да, он, например, дружит с Сашей Артемьевым, который показал в прошлом году лучший результат в теоретическом туре на межнаре по физике. Им есть о чем поговорить.

Они увлечены своим предметом, хотят расти, быть учеными.

В школе Василий также дружил в основном с ребятами-олимпиадниками – у него был очень сильный класс, почти все ребята участвовали в региональном этапе всероса по разным предметам, были и призеры финала.

Чем бы он ни занимался в жизни, он будет делать это хорошо. Хотелось бы, чтобы нашелся наставник и в вузе, как в школе. Ну, а дальше эти ребята справятся сами.

Кем Василий хотел стать в детстве и кем хочет стать сейчас?

Он выбрал себе цель, и к ней идет – ученым-физиком. Он в 5-6 лет пытался написать свою энциклопедию, маленькую. Мы ничего особо не замечали за ним выдающегося тогда, но когда он встречался с посторонними людьми, соседями нашими, например, то они говорили нам, что чувствовали себя в разговоре с ним полными дураками.

У него были в детстве герои или кумиры?

Никогда никаких кумиров не было. В более старшем возрасте ему был интересен главный герой из книги Ричарда Ф. Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!».

Что бы я хотел еще отметить, Василий умеет ставить цели и к ним идти. После 10 класса он мне сказал: «Папа, а что дальше делать-то? У меня была цель попасть на межнар и стать медалистом межнара, я им стал.

Что дальше?» Я ответил: «Да ничего, Вася, жить! Олимпиада – это не конец жизни, это тест на то, что у тебя мозги высшего качества. А как ты устроишься дальше в жизни, найдешь себя – это покажет только будущее».

Сейчас Василий в составе команды МФТИ поедет на всероссийскую олимпиаду студентов по теоретической механике 20 ноября. Олимпиады не заканчиваются в школе!

Комментариев пока нет. Выскажитесь первым

Источник: //olimpiada.ru/article/732

Путь типичного олимпиадника: зачем школьникам участвовать в олимпиадах Одиннадцатиклассница развенчивает мифы о том, что олимпиады — «занятие для ботанов»

Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

Как вы себе представляете «типичного олимпиадника»? Если думаете, что отличительные особенности таких людей — очки, потрепанный костюм и полная зацикленность на учёбе, — вы, как и многие, в плену стереотипов.

Всем привет, меня зовут Аня, я учусь в 11 классе и я — олимпиадник. Я хочу развенчать стереотипы и показать, что участвовать в различных интеллектуальных соревнованиях не просто важно и нужно, но и безумно интересно.

Да, для участия в них понадобятся немалые знания, однако, как мне кажется, ими обладают достаточное количество школьников (и не стоит принижать свои возможности).

Я, простая одиннадцатиклассница, хочу дать рассказать истории из своей практики в надежде, что вы не будете повторять моих ошибок и выберете, с одной стороны, более сложный и рисковый, но с другой — безумно интересный и занимательный путь — путь олимпиадников.

Этот путь вы будете проходить прямо как в сказке. Не в смысле, что будет по-сказочному волшебно и с непременным хеппи-эндом, а в плане испытаний, которые всегда проходит герой в подобных произведениях.

Тут вам и камень на распутье — день, когда совпадает несколько олимпиад и нужно выбрать только одну (потому что иногда организаторов абсолютно не волнует, что право и историю один и тот же ученик может писать в один день).

Причём не факт, что за этой дорогой не будет скрываться роковое: «Шанс упустишь и баллы не получишь».

Тут и организаторы — Василисы Премудрые, которые ищут пополнение в свои ряды, а потому делают задания с каждым разом всё более затейливыми и интересными. А в конце надо найти того самого зайца, у которого внутри утка, а у той — яйцо с иглой.

Только там не смерть Кощеева, а точное решение того или иного олимпиадного испытания. В общем, после всего этого с гордостью можно говорить: «И я там был, почти всё решил». Но главное, чтобы не «По бумаге водой растёкся, да в ключи не попал».

Что же нужно для того, чтобы попасть в заветный ответ и получить от олимпиады максимум? Надо иметь большой объем знаний в своём багаже, с которым вы на подобные мероприятия и отправитесь.

Это только кажется, что на олимпиады ничего нельзя брать с собой: паспорт, ручка на парте, а остальные вещи в рюкзаке в другом конце аудитории. На самом деле на каждую олимпиаду вы отправляетесь с огромной кипой информации, закаченной в ваш ум.

И ведь ей можно пользоваться абсолютно в любое время! Главное, чтобы все эти знания в вас уже были. Для этого надо эту базу развивать и накапливать.

Участвуйте в олимпиадах, в каком бы классе вы ни были. Да-да, вот прямо со следующего года смело записывайтесь на школьный этап Всероссийской олимпиады по физике и литературе. И неважно, получится с первого раза или нет

Всероссийская олимпиада школьников не единственная. Да, престиж и почёт, но многоступенчатость, субъективность и консерватизм не дают многим достойным ребятам пробиться выше района, как это ни печально. Там зачастую нужны точные знания и умение писать чётко по критериям, на красоту и художественность редко обращают внимание.

Если же вы умеете писать стихотворения, но не до конца знаете поэзию Тютчева и изредка путаете Александра Белого и Сашу Чёрного, что ж, запомните: первый — актёр, а второй — поэт. А дальше смело идите на олимпиады от вузов

Главное, любить своё дело, уметь здраво оценить свои силы (здраво, а не крайне самокритично), набраться решительности и смело в бой.

Кстати, ещё одна особенность этого движения: олимпиады — это только по любви. Невозможно заставить себя написать хорошо какую-то работу, если предмет изучения совсем не интересует. В таком случае можно смело закидывать эту идею подальше, потому что без любви к науке постигнуть её не удастся.

Вот моя, например, стезя — обществознание. И пусть многим кажется, что это так, ерунда какая-то, что любой человек, овладевший терминами «общество-государство», непутающий парламент и правительство и отличающий индивида от личности, — знаток и явный претендент на 100 баллов по ЕГЭ, что уж говорить про олимпиады.

Однако на практике оказывается, что таких знаний, мягко говоря, недостаточно. Обществознание — совокупность наук: здесь философия, экономика, политология, социология и право слились воедино.

Поэтому наивно полагать, что горстка терминов из той или иной области даст вам возможность рассуждать на уровне Платона и строить теории и идеологии подобно Карлу Марксу.

А ещё тут ищут интересных и эрудированных. Хочу поделиться историей своего друга. Вот вы знаете, как можно соединить физику и право? Вот и он до последнего времени не представлял. Однако теперь может ввести в ступор одним вопросом и физиков, и правоведов, и вообще любого, кто просто мимо проходил и в ступор входить совсем не хотел.

Все же хотя бы слышали про кота Шрёдингера? Для тех, кто не знает, расскажу вкратце: кот находится в закрытой и непроницаемой коробке вместе с капсулой с ядом. Она может открыться, а может, и не открыться, мы этого не знаем (равно, как и состояние кота, пока не откроем крышку коробки).

Получается, что кот этот до того, как мы откроем коробку и увидим результат эксперимента, находится в суперпозиции: он и жив, и мёртв одновременно. Так вот, возвращаясь к праву: ученику необходимо было составить возможную норму права, связанную с состоянием кота, при этом не конкретизируя её (то есть основываясь лишь на теории права).

Во время решения задания принимали участие все ученики и учителя. Думали около недели.

Не стоит забывать и о главном предназначении олимпиад: отбор студентов для вузов. Все олимпиады делятся по уровню (на I, II и III).

Каждый вуз устанавливает свои льготы по каждой олимпиаде, однако все они за победу или призёрство в олимпиаде I уровня дают поступление без вступительных экзаменов (в простонародье — БВИ).

За олимпиады II и III уровней можно тоже получить БВИ в некоторых вузах по некоторым специальностям или же 100 баллов по предмету олимпиады на ЕГЭ.

Как видите, олимпиады — это не «нудятина полная» и не «занятие для ботанов». Это отличная школа жизни, это шанс посмотреть новые города, завести ряд знакомств по интересам.

И конечно, это реальный шанс поступить в престижный университет без вступительных испытаний. Так что смело берите в руки пособия, изучайте задания прошлых лет и грызите гранит науки. А мой школьный путь олимпиадников почти подошёл к концу.

Но дальше — интереснее, поэтому я следую своему же совету — набираюсь смелости и готовлюсь к финальному бою.

Источник: //forparents-school9tihvin.eduface.ru/articles/post/756251

7 главных заповедей выпускника-олимпиадника

Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

С каждым годом процент желающих попасть в вуз благодаря дипломам победителей и призёров престижных предметных олимпиад становится всё больше. Сегодня руководитель курсов ЕГЭ Михаил Ланцман даёт массу полезных советов тем, кто ещё только подходит к финишной прямой.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Поступление в вузы при помощи победы в престижных предметных олимпиадах — это достойная альтернативная стратегия получения бюджетного места в самых топовых вузах страны. Но не надо думать, что победа избавит вас от сдачи ЕГЭ. Вы поступите в вуз на особых условиях, но все необходимые экзамены всё равно придётся сдавать.

Несмотря на публичную критику олимпиадного движения в последние годы, я лично считаю, что путь этот сложный, требующий от школьника не только знаний, но и, если хотите, таланта.

Процент олимпиадников, получающих из года в год заветные бюджетные места, не так уж и велик. Это примерно 1-2% от числа всех абитуриентов. В 2016 году бюджетные места в вузах заняли на льготных условиях 5 950 человек, из них победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — всего лишь 365 человек.

В 2017 году олимпиадники заняли 6 202 бюджетных мест, из них победители Всерос — 377 человек. Если сложить всех призёров и победителей Всероса 2017 года, то получится 2 282 человека. Согласитесь, для такой большой страны это немного. Остальные поступившие в прошлом году по льготе — это победители вузовских предметных олимпиад (примерно 4 000 человек).

Надо понимать, что на старте участников десятки (а то и сотни) тысяч. Лишь единицы доходят до финала и получают заветные льготы при поступлении, так что ротация и отбор серьёзные. Тем, кто серьёзно говорит о коррупции и утверждает, что олимпиадный диплом можно купить, я всегда предлагаю попробовать реализовать это в текущем году. Если всё так просто, почему олимпиадников так мало?

Для сравнения: так называемые «целевики» в прошлом году получили более 13% бюджетных мест в вузах страны. Это больше 91 000 человек! И средний балл ЕГЭ «целевиков» составил в 2017 году всего лишь 64,4 (средний балл ЕГЭ 2017 по стране — 68,2). Так что путь в вуз через участие в предметных олимпиадах, как вы можете заметить, точно не самый простой и короткий. Есть и попроще.

Сегодня мне хотелось бы суммировать весь тот опыт, который накопился на наших курсах по подготовке к предметным олимпиадам, дающим льготы при поступлении, и дать семь полезных советов будущим победителям и призёрам.

1. Начинай свой «тернистый путь» как можно раньше

В олимпиадах, как и в любой другой сфере деятельности, очень важна практика. Набивай руку и тренируй мозги. Впервые открыть сайт olimpiada.ru и посмотреть перечень олимпиад можно уже в восьмом-девятом классе.

В девятом классе достаточно принять участие в олимпиадах, которые проводятся в вашем городе или регионе. В 10 классе стоит уже постараться работать на результат, потому что некоторые вузы принимают дипломы олимпиад, полученные в течение двух лет подряд. В 11 классе вы уже должны точно знать, диплом какой олимпиады обеспечит вам поступление в вуз вашей мечты.

Почему я не советую откладывать участие в олимпиадах на 11 класс? Последний год в школе — это финальный забег, к которому вы должны быть максимально готовы. Олимпиад огромное множество, все они разные по типу заданий, по требованиям к оформлению работ и пр. В 11 классе ты должен знать все эти нюансы назубок, если хочешь получить максимальный результат.

2. Поверь в то, что ты олимпиадник. И получи максимум информации сам

Обязательно надо верить в себя с самого начала. Действительно, не боги горшки обжигают. Не надо думать, что все участники будут обязательно на голову выше в каждом туре.

Какие-то пробелы в знаниях есть у подавляющего большинства участников олимпиад — невозможно знать абсолютно всё. Ни в коем случае нельзя сомневаться в своих силах.

Как только ты преодолеешь этот психологический барьер, ты сделаешь свой первый уверенный шаг к победе.

Следующий шаг — это мониторинг. Ты должен узнать всё о сроках и этапах, почитать нормативные документы, получить полное представление о заданиях прошлых лет и типичных ошибках твоих предшественников. Льготы по олимпиадам делятся на два типа: поступление «без вступительных испытаний» и 100 баллов за профильный предмет.

Вот полезные ресурсы (сайт olimpiada.ru я уже назвал):

  • Сайт Российского совета олимпиад школьников. На этом сайте ежегодно вывешивается список всех утвержденных вузовских олимпиад, которые дают различные послабления при поступлении. Какие конкретно льготы даёт победа в этих олимпиадах, читай вот здесь.
  • Федеральный портал российское образование — удобный поисковый сервис по олимпиадам, включённых в перечень Министерства и утверждённый Российским советом олимпиад школьников и Союзом ректоров (см. пункт первый)
  • Сайт «Моё образование» — это ещё один поисковый сервис, в который включены олимпиады не только для выпускников, но и для учащихся 8, 9 и 10 классов.
  • ОlimpWay — очередной удобный поисковый сервис именно для олимпиадников, стремящихся получить льготные бюджетные места в вузах. Всё очень грамотно систематизировано.
  • Сайт «Всероссийской олимпиады школьников» — это огромный портал, где ты найдёшь абсолютно всю информацию об этом массовом ежегодном мероприятии.

3. Не сотвори себе кумира… из одной единственной олимпиады

Опять на ум приходит народная мудрость: нельзя держать все яйца в одной корзине. Для того чтобы тебя не постигло разочарование в случае поражения, обязательно имей запасные варианты.

Олимпиады хороши тем, что их много. Не получится получить диплом на одной олимпиаде, например, на Всероссийской олимпиаде школьников, значит, обязательно получится на другой — вузовской. В отличие от ЕГЭ, где тебе даётся одна только попытка, здесь можно делать много «подходов к штанге».

Чем опытный олимпиадник отличается от новичка? Опытный участник олимпиад никогда не будет расстараиваться тому факту, что не добрал один-два балла до выхода в финал. Даже в этом случае нельзя опускать руки.

Наоборот, высокие результаты, немного не дотягивающие до приза на одной олимпиаде, — это залог успеха на другой. Опыт поражения тоже полезен, он «выстрелит» в будущем в критической ситуации и выбьет наконец нужную «мишень» в десятку.

4.И не пытайся объять необъятное

Не советую также участвовать во всех мыслимых олимпиадах сразу. Например, у нас был ученик, который с большим удовольствием участвовал в олимпиадах по программированию и математике.

Через какое-то время стало понятно, что придётся сделать выбор. Готовиться и выдавать каждый раз результат становилось всё труднее. Кроме того этапы многих олимпиад проходят примерно в одни и те же сроки.

Он выбрал математику.

Кстати, при участии в олимпиадах по математике стало понятно, что задания в разных вузах по одному и тому же предмету могут очень сильно различаться. Например, алгебраические и геометрические задачи из олимпиады «Ломоносов» совсем не похожи на логические задачи олимпиады «Высшей проба». Если хочешь стать победителем, то выбирай не больше трёх-четырёх серьёзных олимпиад.

Многие останавливаются на трёх олимпиадах, большинству удаётся успешно совмещать подготовку, хотя, конечно, это зависит от возможностей конкретного человека.

5. Учись тайм-менеджменту и заранее расставляй приоритеты

Не секрет, что выпускном классе очень большая нагрузка, поэтому важно правильно распределить свои силы. У нас на курсах ученики всё чаще интересуются условиями досрочной сдачи ЕГЭ в 10 классе. Оказывается, по закону выпускник 10 класса имеет право сдавать досрочно абсолютно любой ЕГЭ.

Олимпиадник не может ударить в грязь лицом и получить менее 75 баллов на профильном экзамене — таковы новые правила получения льготы при поступлении в вуз.

Именно поэтому придётся всё же умудриться бежать за двумя зайцами и поймать каждого. Третий заяц, кстати, — это прохождение школьной программы.

Не все школы готовы закрывать глаза на пропуски занятий в случае вашего участия в олимпиадах в другом городе.

Не зря предметные олимпиады назвали именно олимпиадами, здесь много от спорта, я бы даже конкретизировал — от марафонского забега. Он требует колоссальных временных, умственных и даже физических усилий. Олимпиады и ЕГЭ — это совершенно разные жанры, если можно так сказать, поэтому, готовясь к олимпиадам, не стоит забывать и про ЕГЭ.

Если для поступления в вуз вашей мечты достаточно олимпиады второго или третьего уровня, то не мучайте себя участием в олимпиадах первого уровня.

Если планка высока, и нужны дипломы олимпиад первого и второго уровня, то придётся попотеть и даже съездить в другие регионы.

«Зайцев» рядом с вами весь этот год будет бежать много, но вы должны постараться поймать двух самых лучших — победу в олимпиаде и высокие баллы ЕГЭ.

6. Пойми, что накопление практического опыта — это твой главный козырь

В истории с олимпиадами практики много не бывает! Причём надо не только решать как можно больше заданий прошлых лет и читать научную литературу.

Кстати, вузовские учебники — незаменимые помощники при подготовке именно к вузовским олимпиадам. Именно там ты сможешь найти ответы на некоторые вопросы реальных заданий.

Запомни: если ты участвуешь в вузовской олимпиаде, то должен скачать с их сайта максимальное количество полезных материалов.

Но практика не ограничивается только этим. Ты должен уметь правильно заполнять бланки, распределять время на самом испытании (которое может длиться часами) и понимать, какие способы решения той или задачи лучше использовать, чтобы получить максимум баллов.

Обязательно нужно научиться проверять свои записи и искать ошибки. Если ты пишешешь уже больше четырёх часов, глаз может «замыливаться», поэтому ты должен чувствовать, как максимально эффективно спланировать написание работы.

Чаще всего в олимпиадах выигрывает тот, кто не решает всё подряд, а выполняет в первую очередь те задания, где он максимально ощущает себя «как рыба в воде», и не оставляет всё самое сложное на потом, когда уже устанет.

7. Не пренебрегай апелляциями

Практика показывает, что баллы на олимпиадах довольно часто добавляют. Если ты не можешь прийти на показ работ в назначенный день, то можно подавать апелляцию и по электронной почте.

В отличие от ЕГЭ, апелляция на результаты проверки олимпиадных работ — процедура более гибкая и демократичная. Если ты корректно и вежливо будешь вести переписку с организаторами и полностью обоснуешь свои претензии к проверке, то твоё письмо без внимания не оставят. В нашей практике бывали случаи, когда добавляли до 9-10 баллов.

Подавай апелляции даже тогда, когда ты участвуешь в олимпиаде, которая точно не повлияет на поступление в вузы. Всё это ценнейший опыт, который может очень пригодиться в самый ответственный момент. Надо заранее учиться отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости.

Источник: //mel.fm/blog/mikhail-lantsman/76214-7-glavnykh-zapovedey-vypusknika-olimpiadnika

Как устроены школьные олимпиады и зачем они нужны

Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

Рассказывает: Алексей Вахов

технический директор образовательной платформы Учи.ру, обладатель золотой медали на международной олимпиаде по физике в 2000 г. в Лондоне

Я начал принимать участие в олимпиадах с 7 класса. Учился в обычной пермской школе.

Моей первой олимпиадой стала школьная олимпиада по математике, а уже через год на областной я получил диплом 3-й степени. Тогда я любил решать задачки со звёздочкой и смотрел в журнале «Квант» выпуски с олимпиадами прошлых лет.

Задания там были сложные, и поэтому интересные. Так и увлекся.

В 9-м классе перешёл в физико-математическую школу и с тех пор участвовал в профильных олимпиадах.

Регулярно занимал призовые места на всех этапах всероссийских олимпиад, ездил на сборы, получал баллы в рейтинге… И вот, в 2000 году, в 11-м классе, оказался в числе пяти счастливчиков, которые поехали представлять Россию на международной олимпиаде в Лондоне. Я выиграл золотую медаль, а Россия в тот год в общем зачёте заняла второе место.

Кадр из к/ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Источник: kinopoisk.ru

Как устроены олимпиады

Как алгоритмы помогают нам думать

Система всероссийской олимпиады состоит из нескольких этапов. Первый — школьная олимпиада, в ней могут принимать участие все желающие. Дальше призёры и победители в зависимости от баллов едут на районную и региональную.

В международных олимпиадах, как правило, принимают участие одиннадцатиклассники. После заключительного этапа всероссийской олимпиады отбирают около 20 человек, которые борются за участие в международной.

Из 20 остается 5 человек, которые едут представлять Россию за рубежом.

Если вы хотите в 11-м классе отправиться на международную олимпиаду, усиленно тренироваться нужно начинать не позднее, чем в 10-м классе: решать олимпиадные задания за 11-й и получить на всероссийской олимпиаде диплом 1-й или 2-й степени.

Какие преимущества дают олимпиады?

Победители и всероссийской, и международной олимпиады могут без экзаменов поступить в любой вуз страны.

Сейчас это равносильно 100 баллам ЕГЭ. После победы в лондонской олимпиаде я и многие ребята из нашей команды сразу поступили в МФТИ на факультет прикладной физики (ФОПФ). Сейчас, я знаю, туда со 100 баллами ЕГЭ сложно поступить, поэтому особенно учитываются дополнительные баллы и рейтинги.

Во-вторых, за победу дают президентскую премию. В-третьих, олимпиадники — это очень мощное сообщество единомышленников. И вовсе не все там «ботаны», нормальные ребята, с ними и повеселиться можно. Я со многими до сих пор дружу. И, конечно, каждому школьнику интересно посмотреть другие города. Это некое ощущение избранности — референтная группа, в которую ты попал.

Всеволод Тарасевич «На лекции математика Андрея Колмогорова», 1963-1964 гг.

Источник: russianphoto.ru

Как подготовиться к олимпиаде?

Чудес не бывает, нужна постоянная практика. Я не занимался обычной физикой ни на уроках, ни дома — всегда решал сложные задачи. Мне очень помог в этом мой преподаватель по физике Сергей Евгеньевич Полянский.

Подготовка к олимпиаде — серьёзное занятие, и здесь интерес и самостоятельная работа, конечно, важны, но в первую очередь всё зависит от учителя. Да, к школьной олимпиаде можно подготовиться самому, я видел таких ребят. Но дальше уровня областной олимпиады подняться сложно.

Учитель направит, подскажет, даст материал. Победителей-самоучек единицы, гораздо больше олимпиадников, которых готовят учителя.

Помимо интеллектуальной базы в олимпиаде важна выносливость. Решать задачи 4-5 часов без перерыва сложно и умственно, и физически. Эта «крепость» вырабатывается со временем с помощью постоянных тренировок.

Я помню, на олимпиаде в Лондоне вышел после первого тура и не мог вспомнить ни одного задания, настолько вымотался.

Logic: развитие логики для тех, кому 5+

Олимпиады — это определённый темп жизни. Здесь, как в спорте, работаешь на результат несколько лет. Но после 11-го класса всё заканчивается, нужно перестраиваться.

Реальная физика и математика, как и любые другие направления, сильно отличаются от олимпиадных.

В жизни нет задач, которые ты можешь решить за полчаса-час. По сути ты перестраиваешься под эту систему в вузе. Но олимпиаднику, вопреки распространенному мнению, намного сложнее это сделать.

Лично мне даже в Физтехе первые два года было легко, хоть там и матёрые физика с математикой. На третьем курсе начинаются специализации, а ты к тому времени уже теряешь первоначальный ритм.

Олимпиадник тут может растеряться. У меня самого был трудный период.

Очень важно, чтобы семья поддерживала рёбенка в момент перехода во взрослую жизнь, помогла ему адаптироваться и найти свой вид деятельности.

Всеволод Тарасевич «В аудитории», 1963-1964 гг.

Источник: russianphoto.ru

Карьерные перспективы победителей олимпиад

К 30 годам все мои ровесники-олимпиадники вышли на свои карьерные линии. Да, у многих был этот период потерянности, который я описывал выше. Но каждый нашёл себя, и всё у них в жизни сложилось. Во многом потому, что на олимпиадах закладывается очень хороший интеллектуальный базис.

На эту плодородную почву надо только что-то засеять. Кто наукой занимался, имеют научные степени, статьи, открытия. Кто бизнесом занимался, тоже свои стартапы в прибыльные компании развили. На 4-м курсе я увлёкся программированием и инвестировал в него — и свои плоды сейчас уже получил.

Как развить интерес к олимпиадам у ребенка?

Заставить насильно невозможно. Здесь вариант только один: предлагать ребенку пробовать что-то увлекательное и новое для себя. Например, мы в Учи.

ру делаем в понятной детям игровой форме онлайн-олимпиады — по математике, предпринимательству, русскому языку.

Уже первоклассники могут попробовать свои силы в решении увлекательных задач, цель которых — развитие нестандартного мышления и раскрытие своего потенциала.

12 ноября как раз стартует пробный тур олимпиады «Плюс» для 1-4 классов. Вместе с Департаментом образования г. Москвы и Центром педагогического мастерства на базе нашей платформы мы разработали задания по математике, которые нравятся детям. При этом уровень сложности точно выверен, чтобы каждому ребенку было интересно принимать участие.

Пример задания из олимпиады «Плюс»

Источник: plus.olimpiada.ru

В первой олимпиаде «Плюс», например, была хорошая задача: расставить фигуры в трёхмерном пространстве так, чтобы они отбрасывали заданные тени на две стены. Проекции проходят в школе позднее, и ребёнку на бумаге такое задание сложно решить.

Но благодаря интерактивному формату около 60% участников справились, потому что детям сначала показывали, как можно переносить фигуры и как они отбрасывают тени.

Это большой успех для нас, так как мы сложную тему смогли объяснить через визуализацию, а ребенок мог таким образом сам решить более сложную для себя задачу.

Олимпиада «Плюс» — настоящий математический праздник для ребёнка.

В оформлении использована фотография Всеволода Тарасевича «Экзамен по математике в ЛЭТИ», 1960-е гг. 

10 ноября 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //newtonew.com/school/school-olympics

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.