Работа с особыми детьми в финских школах

Содержание

Принципы воспитания детей в Финляндии

Работа с особыми детьми в финских школах

Скорее всего, загадочные финны станут казаться вам чуть более понятными, если вы узнаете, как в детстве их воспитывают родители, чему их учат школе, что строго запрещено для финских малышей, а что – они могут делать без всяких нареканий со стороны родителей.

Когда в следующий раз вы будете в Финляндии, например, присядете выпить чашечку кофе в небольшом семейном кафе, или будете прогуливаться в одном из парков Хельсинки, Котки или Лаппеенранты, понаблюдайте, как финские родители обращаются со своими детьми. Скорее всего, вы откроете для себя много интересного. А кое-что, возможно, даже с удовольствием примените на практике!

Доброта

Доброта – главное в воспитании детейВ Финляндии вы никогда не увидите родителей, которые шлепают своего ребенка, раздраженно кричат на него или куда-то тащат зареванного малыша за руку. Во-первых, такое «суровое воспитание» считается сейчас в Суоми непедагогичным и неэффективным.

Во-вторых, в Финляндии физические наказания (к каковым относятся не только шлепки и подзатыльники, но также грубые окрики и бранные слова) запрещены законом.

Если о таких вещах становится известно финским социальным службам, сначала они выносят родителям строгое предупреждение, а в случае повторного нарушения, могут даже временно изолировать ребенка от родителей, передав его в приемную семью.

Все поровну

Более 80% финских семей − полные, то есть детей воспитывают и мама, и папа.

И в Суоми родители действительно делают это вместе – независимо от пола, оба родителя играют с детьми, готовят для малышей завтраки и обеды, гуляют с ними в парках, посещают родительские собрания в школе.

Отпуск по уходу за ребенком после рождения могут взять и отец и мать, и обычно дома с малышом остается тот родитель, который зарабатывает меньше или занимает менее ответственную должность.

Собственное мнение

Самостоятельный ребенокФинские родители поощряют детей иметь свое собственное мнение и уметь отстаивать его. Если ребенок в выходной хочет смотреть мультфильм в кино, а не гулять в парке, родители, скорее всего, прислушаются к его мнению.

Если малыш отказывается есть на завтрак овсяную кашу, родители просто приготовят ему омлет или сэндвич.

Исключение составляет, пожалуй, только один вопрос: детям до 18 лет в Суоми строго-настрого запрещено употреблять алкоголь и сигареты, и финские мамы и папы следят за соблюдением этого запрета очень строго.

Вместе веселей

Если вы приглядитесь к финским семьям, то непременно заметите, что рядом с мамами и папами часто семенят дети-погодки. И это не случайность! Еще 15 лет назад финские семьи часто ограничивались одни ребенком.

Сегодня ситуация изменилась − все больше молодых пар заводят или планируют завести 2-3 детей. Считается, что расти вместе с братом или сестрой ребенку психологически комфортнее, чем быть одному в семье.

Правда, для этого разница в возрасте с детьми должна быть не более 2-3 лет – иначе им будет скучно друг с другом.

Финские родители никогда не остаются один на один с проблемами, связанными с воспитанием детей.

Бесплатный социальный психолог всегда готов помочь советом в ситуации, если ребенок слишком гиперактивный и непослушный, или, наоборот, слишком застенчивый и замкнутый.

Особенно часто к социальным психологами в Суоми обращаются родители, у которых есть дети–подростки, что, впрочем, вполне понятно.

Тесный контакт со школой

Учитель проводит индивидуальные консультации для родителейТакого, чтобы финские папа и мама не знали, как выглядит учителя ребенка и по каким предметам и как он успевает, в Суоми не бывает.

Раз в неделю финские родители непременно посещают школьное собрание.

Плюс к этому раз в две-три недели учитель встречается с мамой и папой каждого ребенка индивидуально, чтобы обсудить проблемы и успехи их отпрыска.

Не в деньгах счастье

Большинство финских родителей считают, что главное для ребенка – это родительские любовь и внимание, а вовсе не материальное благополучие. В Суоми даже обеспеченные люди часто покупают детскую одежду и игрушки в финских секонд-хендах.

В школе

Возможно, финская система школьного образования с первого взгляда покажется вам странной, причудливой и непонятной. Но учтите, последние исследования доказали ее эффективность: финские школьники продемонстрировали самый высокий уровень знаний в Европе.

Знакомство с реальностью

Урок ведения домашнего хозяйстваФинских школьников учат не только тому, как отличить синус от косинуса, и как называется столица африканского государства Гвинеи – Бисау.

Школьное образование предполагает основательную подготовку к жизни в реальном мире: детям рассказывают о скидках в супермаркетах и налогах, о том, как написать резюме и получать наследство после смерти родственников, как находить друзей и вести домашнее хозяйство, почему важно ать на выборах и не бросать мусор на улице.

Никто не остается в стороне

В Финляндии обычные школьники учатся вместе с детьми с ограниченным возможностями. Считается, что это помогает воспитывать маленьких граждан более гуманными.

Также в течение 9 лет обучения детей в финских школах не делят на разные классы, в зависимости от способностей и уровня интеллекта.

После 9 класса каждый ребенок должен решить, куда он оправится: в гимназию (для дальнейшего поступления в университет) или в профессиональное училище, где можно получить профессию повара или автомеханика, бармена или шофера.

Разные школы

Примерно 85-90% детей в Финляндии учится в стандартных государственных общеобразовательных школах, однако далеко не все! В Суоми есть несколько частных платных элитарных школ, похожих по стоимости и методу ощущения на швейцарские пансионы.

Также, например, в Хельсинки работает так называемая «природная школа», ученики которой большую часть уроков  (кроме самых холодных зимних дней) проводят на улице и, разумеется, углубленно изучают биологию.

Есть также специальные школы для детей-аллергиков, где вся мебель, учебные пособия и даже линолеум на полу сделаны из гипоаллергенных материалов.

Вперед, в будущее

Школьный психолог помогает определиться с выбором профессииВ каждой школе работает психолог, который регулярно беседует с детьми, помогая им определиться с выбором профессии и высшего или средне-профессионального учебного заведения, куда они отправятся после школы.

А как на самом деле?

Я живу в Финляндии уже несколько лет, и честно говоря, финские дети не престают меня удивлять.

До 5-6 лет многие из их похожи на «маленьких монстров» – они кричат, не слушают родителей, могут запросто упасть на пол в магазине и закатить истерику.

Зато после 6-7 поведение детей резко меняется, большинство финских школьников очень спокойны, вежливы и воспитаны. А самое главное, дети в Финляндии в любом возрасте выглядят счастливыми. А разве не это самое главное?

Евгения, 28 лет

https://www.youtube.com/watch?v=6jOTvTH9xVM

О школе у меня остались самые замечательные воспоминания. Учителя были очень добрыми и старались, чтобы каждый ученик в классе всегда был в хорошем настроении. Если кто-то не мог понять что-то, они всегда объясняли еще раз. Если кто-то не выполнял домашнее задание, или разговаривал на уроке – они никогда не ругались.

Учителя всегда подчеркивали, что нет глупых и умных людей, талантливых и бесталанных – каждый человек уникален. Я была уверена, что в Финляндии самая лучшая система образования в мире! Но после окончания школы родители отправили меня изучать бизнес-администрирование в Германии.

И в немецком университете я столкнулась с множеством проблем: оказалось, что мне трудно отстаивать свое мнение даже просто высказывать его – в финской школе было не принято спорить с другими и сильно выделяться.

Кроме того, преподаватели здесь отличают самых умных и активных студентов, а очень негативно относятся к тем, кто вовремя не сдает необходимые практические работы и доклады! А однажды мне сделали замечание, за то, что во время лекции я активно писала сообщения подруге (в финской школе это было абсолютно нормально).

Иногда мне кажется, что в университете меня просто никто не замечает, а преподаватели считают не очень умной. На самом деле это совсем не так. Я почти всегда знаю правильный ответ на вопрос, просто стесняюсь…

Амина, 19 лет, студентка

Любовь Ямковая

Источник: http://e-finland.ru/info/culture/printscipy-vospitaniya-deteyi-v-finlyandii.html

Чем привлекательны школы в Финляндии для иностранцев

Работа с особыми детьми в финских школах

Географическое положение и распространенность русского языка сделали Финляндию оптимальным вариантом для иностранных граждан, желающих получить образование. Школы в Финляндии – одни из лучших в Европе по итогам аналитического исследования Newsweek, а международная проверка PISA подтвердила высокий уровень подготовки учеников.

Как учатся дети в Финляндии

Финская школа, как и российская, предусматривает два учебных семестра, осенние и зимние каникулы.

Новый учебный год начинается в период с 8 по 16 августа – фиксированная дата не предусмотрена, а заканчивается в конце мая. Учебная неделя состоит из пяти дней, пятница – сокращенный день.

Ученику из Восточной Европы каникулы могут показаться короткими: всего 3–4 дня осенью, две недели зимой и пасхальные праздники.

В Финляндии у школьников электронные дневники, доступ к которым имеют все родители. Кроме того, раз в месяц школьный куратор отправляет родителям информационное письмо со всеми достижениями ученика.

Отметки выставляются по десятибалльной шкале, начиная с 4 класса.

Если говорить о том, сколько лет учатся в школе финны, то среднее образование длится 12 лет. Оно включает в себя не только освоение базовых школьных знаний, но и получение профессии в лицее или профессиональном колледже. После окончания 12-го класса школьники получают возможность поступить в любой университет страны.

Типы школ

Школьное образование в Финляндии неоднородное, учебные заведения принято делить на школы нижней и верхней ступени, а также лицеи. Кроме того, в 2019 году в стране функционируют частные школы и заведения пансионного типа.

Школа нижней ступени – alakoulu

Учебный процесс стартует с младшей или нижней школы, которая предусматривает обучение с первого по шестой класс.

Как и в России, в первые годы дети учатся в одном помещении и с одним преподавателем. За первые два года школьники знакомятся с финским языком, изучают чтение, математику, рисование, музыку и физкультуру.

По согласию родителей ребенок также изучает религию, согласно вероисповеданию семьи. Атеисты могут освоить курс жизнепонимания.

Начальная школа предусматривает смешанный формат занятий: на одном уроке детям могут преподавать сразу несколько дисциплин.

В 3–6 классах ученики уже изучают английский язык, а также выбирают второй иностранный. Среди факультативов, доступных для детей, отметим компьютерные курсы, хоровое пение и работу по дереву.

В младшей школе большое внимание уделяют творческому развитию ребенка. Однако не забывают и о фундаментальных науках. Уже на пятом году обучения дети начинают осваивать историю, химию, физику и географию.

Школа верхней ступени – yläkoulu

С седьмого класса дети переходят в старшую школу, где обучаются три года – до девятого класса включительно. На этом уровне к работе с учениками подключаются педагоги-предметники. К основным предметам добавляются факультативные – в соответствии с будущей профессией ученика.

В 9-м классе школьники знакомятся с профессиональной деятельностью.

Отдельно следует сказать о десятом классе – он в Финляндии не считается обязательным. Доучиться этот год могут ребята, которые хотят улучшить свои показатели, подтянуть или углубить знания в определенном направлении .

Лицей – lukio

Поступить сразу в университет после девятого или десятого класса невозможно. Среднее образование завершается в колледже или лицее. Стандартный срок обучения – 2 года, так называемые 11-й и 12-й классы.

После окончания обучения выпускники в торжественной обстановке получают аттестаты и белые фуражки. После этого молодые парни и девушки могут поступать в университет или работать по уже освоенной специальности.

Обучение в частной школе

Частных школ в Финляндии не так уж и много, поскольку уровень обучения в государственных учебных заведениях достаточно высок. Кроме того, государство делает все возможное, чтобы обеспечить равенство учебных заведений средней школы.

Частные заведения в основном нацелены на профильное образование.

Здесь ученики получают возможность со школьной скамьи обучаться выбранной профессии, если в стандартных образовательных учреждениях такой возможности нет. Например, среди частных выделяются детские спортивные школы.

Школы-пансионы

Школы-пансионы или школы-интернаты предназначены для детей, чьи родители не имеют возможности жить в городе, где обучается ребенок. Такие школы обустроены как университеты: на одной территории находятся кампусы, где дети живут под присмотров кураторов, и школьные залы, где проходит обучение.

Учеба в таких школах стоит дороже по сравнению с классическими вариантами, однако в дополнение к безопасному проживанию ученик получит полезный досуг. Жизнь жителей кампуса наполнена экскурсиями, спортивными и интеллектуальными развлечениями.

А еще пансионы – это международные школы, где комфортно будет чувствовать себя гражданин любой страны.

За счет удобной системы “проживание + обучение” пансионы остаются наиболее востребованными среди иностранцев.

Как поступить в школу в Финляндии

Дети иммигрантов зачисляются в школы по месту жительства. Если ребенок не знает финский язык, то его определяют в русско-финский класс. Как правило, для этого нужно предоставить минимальный пакет документов: заполненную заявку и копию паспорта родителя.

Если ребенок поступает не в первый класс, то к пакету документов придется добавить табель успеваемости за предыдущий год и рекомендательное письмо от руководителя предыдущей школы.

Частные школы имеют право требовать результаты языковых экзаменов или организовывать дополнительные тесты.

Процесс поступления в школу Финляндии несложный, но если родители приехали в страну с ребенком специально для обучения, то потребуется оформлять вид на жительство.

При продлении такого документа особое значение имеет способность иностранца содержать ребенка.

Конкурс относительно маленький, поэтому в школы поступают все.

Несколько учебных заведений в Финляндии практикуют так называемое очно-заочное обучение. Оно не представляет собой дистанционное обучение, но предусматривает какую-то часть учебных часов в сети. Такой вариант удобен для детей, проживающих далеко от школы.

Стоимость обучения в школах Финляндии

Среднее образование в Финляндии бесплатное. Государство ежегодно выделяет на средние школы несколько миллиардов долларов – они покрывают не только заработную плату преподавателям, но и образовательные материалы и питание детей.

Поступив в государственную среднюю школу, ученик может бесплатно питаться в столовой и получать учебники. Кроме того, предусмотрены школьные автобусы – они доставят ребенка в школу и обратно.

Покупать канцтовары, конечно, должны родители.

Частные школы в Финляндии имеют право взимать плату за обучение. Один год учебы в международной школе в Хельсинки обойдется в 12 000 евро.

Пансионы – наиболее дорогой вариант среднего образования, поскольку в стоимость входит не только образовательная программа, но и проживание в учебном кампусе.

Особенности финских школ

Территория финских школ не огорожена, охрана внутри зачастую отсутствует. Однако сами здания оборудованы системой автоматического замка на входной двери, так что попасть внутрь могут только преподаватели, ученики и их родители.

Дети не всегда сидят за партами: некоторые предметы проходят в игровых комнатах, где ученики располагаются на коврах, диванах или креслах.

Школьная форма отсутствует, как и любые требования в отношении одежды. Теоретически ребенок может прийти даже в пижаме, и его за это не отругают. Но сменная обувь необходима, младшим детям разрешают бегать по школе в носках.

Если погода позволяет, то уроки проводятся на свежем воздухе – ребята располагаются на траве или на лавочках.

Перемены школьники проводят на свежем воздухе.

Домашнее задание не является обязательным атрибутом обучения, его задают редко, соответственно, родителям не приходится делать уроки с детьми.

Также нет никаких вызовов к доске и пересказывания учебного материала.

В столовой у каждого ребенка есть свой собственный стол, а меню могут корректировать сами родители. При этом величина порций не ограничивается, дети могут накладывать себе в тарелку сколько угодно.

Русские школы в Финляндии

Русские школы в Финляндии не являются редкостью, что в первую очередь связано с близостью России.

Помимо отдельных учебных заведений, о которых мы расскажем ниже, во многих образовательных учреждениях есть смешанные классы – в них финны и россияне учатся вместе, при этом в классе присутствует как минимум два преподавателя, что позволяет уделять ученикам достаточно внимания.

Наиболее известна школа при посольстве РФ. Изначально она создавалась для детей служащих, но в данный момент открыта для всех желающих.

Обучение для детей, у которых родители работают в посольстве, бесплатное. Для других действуют такие расценки: для иностранцев, не имеющих государственного контракта РФ на работу в Финляндии, очное обучение стоит 120–200 евро в месяц, очно-заочное – 205–270 евро в месяц.

Более подробную информацию предоставляет официальный сайт.

Еще одно популярное учреждение – Финско-русская школа в Хельсинки. В данный момент поступить в учебное заведение реально также в Иматре, Лаппеенранте и Йоэнсуу – в каждом из этих городов работает свой филиал.

Вспомним и о финской старшей школе Matinkylän koulu в Эспоо. Здесь обучается 400 учеников в 19 классах. В штат, помимо преподавателей, входят социальный работник, психолог, учитель-консультант и медицинский персонал, включая даже стоматолога. Школьный бюджет равен 1,5 млн евро в год, а обучение, конечно, бесплатное.

Школы Финляндии, открытые для иностранцев

Многие читатели стараются заблаговременно выяснить, где находятся хорошие школы для иностранных граждан, и это логично – родители желают, чтобы их дети получили лучшее образование.

Основной принцип образовательной системы этой страны – равенство. Все без исключения финские школы дают высокий уровень знаний, и практически во все из них могут поступить русскоязычные дети.

Даже если школа не является финско-русской, а ребенок не говорит на финском, он может пойти в школу, где его вместе с остальными иностранцами определят в отдельный класс – ребятам будут преподавать финский как иностранный. Как свидетельствует практика, уже за год учебы дети начинают свободно общаться на финском.

Заключение

Финские школы уже давно завоевали доверие всей Европы либеральностью, эффективностью и новаторским подходом к процессу обучения. Российские дети могут обучаться в Лахти, Хельсинки, Порвоо и других городах.

Финские школы организованы таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя легко и комфортно. Иностранные школьники вначале осваивают финский язык, что позволяет им быстрее влиться в новую среду.

Почему финская система образования лучшая в мире? 1/2:

Источник: https://zagranportal.ru/finliandia/zhizn-finliandia/shkoly-v-finlyandii-dlya-inostrancev.html

Маленькие гении: опыт Финляндии — Центр развития интеллекта «Пифагорка»

Работа с особыми детьми в финских школах

Мы продолжаем серию публикаций о работе с одаренными детьми в разных странах. Финляндия. В этом государстве система образования имеет совершенно другой вектор развития, нежели, например, в США.

Одаренные дети здесь не считаются главной ценностью, с ними не нянчатся и внимания им уделяют существенно меньше, чем в Северной Америке или Великобритании.

И всё равно финская система образования многие годы находится на ведущих ролях в мире. В чём же ее секрет?

В Финляндии одаренным считают ученика, который проявляет большие способности, выделяющие его среди остальных детей, при изучении какого-либо углубленного курса.

Математически одаренные школьники, например, регулярно встречаются в университете Тампере, принимают участие в курсах Открытого университета и летних курсах, где учат линейную алгебру и физику для дальнейшего использования этих знаний при обучении в университете.

Нередко встречается практика объединения школьников в группы для развития их потенциала и способностей. В некоторых финских школах проводятся 2-3 специально предназначенных для одаренных детей урока в неделю. И всё. Остальное — достоинство системы образования, одинаковой для всех.

В чем ее преимущество, позволяющее одаренным детям развиваться практически без использования специальных программ?

Отличные возможности для развития

В Финляндии нет ни элитных, ни «слабых» школ. Различаются они преимущественно по числу учеников: в самой большой в стране школе их около тысячи, в самой маленькой — 11.

Учебные заведения хорошо финансируются, поэтому даже в самых отдаленных уголках страны ученик имеет примерно такие же возможности для развития, как в Хельсинки. Частных школ в нашем понимании в Суоми почти нет — только существующие в рамках государственно-частного партнерства.

Это своего рода «педагогические лаборатории», придерживающиеся той или иной методики обучения (Монтессори, Мортана, Френе и др.). В них одаренному ребенку более комфортно, но обучение стоит денег.

В общеобразовательных государственных школах процесс учебы ориентирован в большей степени на повышение уровня «среднего» ученика. Специальные классы для одаренных создаются только при высокой концентрации в том или ином учебном заведении детей с талантами в сфере рисования, музыки и спорта.

Индивидуализированные программы обучения

Особенность финского образования — прохладное отношение к углубленному изучению предметов. Вернее, к ситуации, когда ученик бросает все силы и всё свое свободное время на изучение какой-либо одной дисциплины и «проседает» в других. Взамен такого подхода реализуется индивидуальное планирование обучения.

Составить личный план — гармоничный и всесторонний — школьнику помогает учитель. Один план отличается от другого вариантами используемых учебников, количеством и соотношением классных и домашних заданий, а самое главное — объемом заданий. Для одаренных детей практикуется расширенное изложение изучаемых тем.

Оцениваются сделанные на уроке упражнения не по общей шкале а в рамках персонального уровня сложности.

Лояльность школы к ученику

Во-первых, каким бы одаренным ни казался ребенок, в школу он идет только с 7 лет — считается, что в этом возрасте он физиологически и психологически готов усваивать материал. Исключения крайне редки.

В начальной школе ученикам ставят оценки только в устной форме. При этом учителям категорически запрещено сравнивать школьников друг с другом.

Сравнение идет по линии динамики собственной успеваемости: если в прошлом году ученик легко выполнял задания определенного уровня сложности, а теперь у него при той же степени трудности задач появляются проблемы — учитель корректирует индивидуальный план школьника.

На занятиях в учебном заведении финским мальчикам и девочкам предоставлена максимальная свобода: они сами выбирают способ получения информации. Например, если весь класс смотрит учебный фильм, а одному из учеников такая форма обучения неинтересна — он может читать книгу по теме урока. Общая продолжительность перемен в день — около часа.

Для проверки знаний используются обычные занятия. Число контрольных работ и экзаменов сведено к минимуму. Единственный серьезный тест — выпускной, в 9 классе.

Гибкость учебного процесса

По сравнению с Россией в Финляндии очень вольный подход к стандартизации учебных программ. Федеральные власти, как правило, обозначают общие рамки, а конкретные образовательные программы разрабатывают уже в муниципалитетах.

Поэтому некоторые особенности финского образования выглядят для нас необычными. Например, в первом-втором классах на одном уроке может изучаться сразу целый ряд смежных дисциплин.

Для одаренных детей это очевидный плюс, поскольку помогает развиваться и расширять сферу своих познаний.

С 3-4 класса в финской школе стартует изучение двух иностранных языков. С 3 класса вводятся предметы по выбору. Это может быть компьютерная грамотность, хоровое пение и множество других вариантов. Практически в каждой школе проводится курс игры на музыкальных инструментах.

Отдельные учителя по каждому из предметов появляются только в седьмом классе, причем группы, в которых изучаются научные дисциплины, не могут превышать 16 человек.

Новые веяния

Несмотря на кажущуюся идиллию, проблемы есть и у финской системы образования. В последние 10 лет международные позиции Финляндии в рейтинге сферы ослабли. И сразу последовали изменения — в том числе в плане работы с одаренными детьми.

В августе 2016 года в Суоми начал действовать новый образовательный стандарт, нацеленный на развитие междисциплинарных навыков.

Его авторы считают, что эффективность образования повысит более широкая работа в группах не над узкими темами, а над так называемыми «феноменами», охватывающими сразу целые сферы человеческой жизни.

Это должно превратить школы в образовательные сообщества и существенно увеличить интерес школьников к процессу обучения.

Особенное внимание уделят развитию компьютерной грамотности, а также чтению (как показали последние исследования, у финских школьников утрачивается навык к длительному чтению бумажной литературы).

Главной же целью образовательной системы Финляндии в ее новом исполнении станет развитие широких компетенций (унифицированных навыков и качеств, улучшающих взаимодействие с другими людьми и повышающих эффективность работы).

Для этого наряду с обычными предметами в программы будут активнее вводиться научно-исследовательские проекты, посвященные экономическим, географическим и историческим аспектам человеческого бытия. В рамках подобного подхода руководители сферы образования в Финляндии планируют активизировать работу с одаренными детьми и помочь им лучше реализовать свои таланты.

Полезный опыт

В России, что интересно, финский опыт государственного образования всё больше перенимают частные образовательные учреждения.

Прежде всего речь идет о лояльности к ученику: в образовательных центрах детям предоставляют максимальную свободу в рамках занятий и ориентируются на индивидуальный уровень восприятия информации у каждого ребенка.

Это позволяет выявлять способности у детей и развивать их во всех возможных направлениях.

Плюсануть

Класснуть

Источник: https://pifagorka.com/articles/malenkie-genii-opyt-finlyandii

Инклюзивное образование в Финляндии: есть, чему поучиться

Работа с особыми детьми в финских школах

Делегация Корпорации «Российский учебник» посетила Финляндию для обмена опытом по реализации образовательных программ в области культурологического образования.

Во время посещения Университета Гетеборга запланирован круглый стол, где будут обсуждаться актуальные темы и вопросы, касающиеся непрерывного обучения и программ последипломного образования, а также основных направлений модернизации дошкольного образования и общеобразовательной школы.

Педагогические принципы, на которых основано базовое образование в Финляндии, позволяют на практике реализовать идею инклюзивного обучения. Концепции человеколюбия, свободного воспитания и индивидуальной направленности обучения обеспечивают абсолютно безболезненную и при этом эффективную интеграцию детей с ограниченными возможностями в общую школьную систему.

Осколки детских травм. Почему мы болеем и как это остановить

Мы привыкли считать детство самой счастливой и беззаботной порой нашей жизни, забывая, как беззащитны дети перед лицом стресса и боли.

Многочисленные исследования подтвердили, что развод или постоянные ссоры родителей, смерть близких, издевательство сверстников или насилие в семье становятся причиной различных болезней и расстройств.

Стресс вызывает сильнейшие изменения в организме, меняя химию тела, а психически или физически травмированный ребенок превращается во взрослого с разрушенным здоровьем.

В своей книге Донна Джексон Наказава рассказывает истории людей, которым удалось преодолеть тяжелые последствия детских потрясений и излечиться. Вы не только узнаете, как помочь себе справиться с прошлым, но и поймете, как разорвать порочный круг стрессов и болезней, передающихся из поколения в поколение.

Купить

Социальное равенство и поддержка государства

Министерство образования Финляндии занимается своеобразным «сглаживаением» всей структуры образовательной программы. В стране провозглашается принцип «школа для всех»: финны считают, что образование должно быть обязательным и доступным для каждого ребёнка.

Ориентируясь на этот фактор, государство предоставляет равные возможности обучения на любой ступени, независимо от того, где ребёнок живёт и какими физическими особенностями он обладает. Финны не разделяют школы на элитные и обычные, а предоставляют одинаковые условия всем детям, раскрывая в ходе обучения их интеллектуальный потенциал.

Обязательность, бесплатность, равенство и инклюзивность — основные ценности, на которые ориентирована вся система финского образования.

Государство обеспечивает учеников не только бесплатным проездом до школы, горячим питанием, канцелярскими принадлежностями и учебниками: детям с нарушением мобильности предоставляется необходимое оборудование и личный помощник. А если у ребёнка есть нарушения слуха, то его обязательно сопровождает сурдопереводчик.

Отбор лучших кандидатов на педагогические специальности и командный подход в решении проблем учащихся

В составе штата каждой финской школы есть специальные педагоги, социальные работники и медицинские сёстры, которые готовы прийти на помощь ребёнку. Все сотрудники — высококвалифицированные специалисты, которые, к тому же, работают сообща. И это тоже является заслугой системы образования Финляндии, ведь ключевыми навыками командной работы будущие педагоги овладевают ещё в университете.

Интерактивный подход в обучении и дополнительное образование

Один урок в финской школе длится час — на целых 15 минут дольше урока в обычной российской школе. Но в Финляндии ученики практически не устают даже от таких продолжительных занятий.

В течение всего урока дети могут свободно передвигаться по классу, самостоятельно организовывать работу в парах.

Игровая форма проведения уроков и свобода передвижения не утомляют учеников и позволяют им найти дополнительные возможности для успешного обучения.

На основе государственных образовательно-консультативных центров, созданных специально для адаптации и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, организованы специализированные курсы и мастер-классы, где дети могут обучаться и получать дополнительное образование.

Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни

«Я верю в то, что в моей жизни нет ограничений. И хочу, чтобы вы относились к своей жизни так же, какие бы проблемы вас ни угнетали.

Начиная наше совместное путешествие, пожалуйста, задумайтесь об ограничениях, которые создали для себя вы сами или позволили создать другим людям.

А теперь подумайте, каково бы было, если бы эти ограничения неожиданно исчезли? Какой была бы ваша жизнь, если бы для вас было возможно все что угодно?»

Купить

Адаптация учебных задач к возможностям школьников

В ходе организации учебной деятельности детей с ОВЗ финны создали дифференцированную систему образования: занятия для каждого ребёнка разнятся в зависимости от характера физиологических нарушений.

И, чтобы осуществить интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах, администрация каждого образовательного учреждения постоянно производит корректировку учебных планов.

Трёхуровневая система поддержки детей с ОВЗ

В финской школе темпы интеллектуальной нагрузки нарастают постепенно. А сложность и объёмы учебного материала для каждого ученика определяются индивидуально с учётом его персональных способностей и особенностей.

Администрации школы заранее известно, какие дети придут в первый класс: электронная система досье, которую ведут детские сады, содержит всю необходимую информацию о будущих учениках.

Когда ребёнку исполняется 5 лет, его направляют на психолого-педагогическое обследование, которое выявляет его образовательные потребности, в том числе потребность в поддержке коррекционными педагогами и другими специалистами по адаптации и социализации детей. Поэтому, когда ребёнок приходит в школу после детского сада, его сразу определяют на один из трёх уровней поддержки.

Уровень I. Общая поддержка

Поддержку на первом уровне осуществляет учитель класса. Педагог старается оказать необходимую помощь каждому ребёнку, который испытывает трудности в обучении.

Уровень II. Интенсивная поддержка

Специальная мультидисциплинарная команда принимает решение о переходе на этот уровень. Интенсивную поддержку осуществляет учитель, его помощник, специальный педагог и социальный работник.

Такая концепция «соучительства», когда одновременно слаженно работают сразу два педагога, часто используется в инклюзивной практике Финляндии. Обычно коррекционные учителя проходят обучение в магистратуре по направлению инклюзивной педагогики. Основная цель второго уровня — предупреждение неуспеваемости ученика.

А если ребёнок, пребывая на этом этапе, справляется с задачами обучения, то его могут снова перевести на первый уровень.

Уровень III. Специальная поддержка

Когда второго уровня становится недостаточно для полноценного развития ребёнка, его переводят на третий. Для этого ученик проходит специальную медико-психологическую экспертизу при комитете образования Финляндии.

Вместе с родителями он выбирает условия дальнейшего обучения в специальной малой группе, состоящей из 8-10 человек, или же в общем классе. Дети, которые учатся в группах, осваивают девятилетнюю школьную программу за 11 лет.

На каждого учащегося заводится индивидуальный план, в соответствии с которым он проходит специальное обучение. На этом уровне поддержку ученика осуществляет коррекционный педагог.

А в том случае, когда ребёнок по каким-либо причинам не может обучаться в условиях класса, он имеет возможность получать индивидуальное обучение в школе, занимаясь со специальным педагогом. Тогда нагрузка педагога дополнительно финансируется муниципалитетом.

Узнайте больше о системе образования Финляндии, посмотрев прямую трансляцию мероприятий Международной Летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании», которую проводит корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». В программе запланировано выступление профессора Хельсинского университета Яркко Хаутамяки.

Следите за последними новостями, чтобы не пропустить трансляцию.

Всех участников ждут именные электронные сертификаты. Присоединяйтесь, будет интересно!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/inkluzivnoe-obrazovanie-v-finlyandii/

Личный опыт: «Невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют!»

Работа с особыми детьми в финских школах

«О!» уже рассказывал, как устроены школы и детские сады в Испании, Латвии и даже Китае. Мы узнали, в какой стране на полдник дают бутерброды с салом и луком и где дети работающих родителей могут посещать ночную детсадовскую группу.

А в сегодняшней статье речь пойдет о лучшем в мире образовании — финском. Два года назад журналист Андрей Шилов выпустил книгу о жизни в этой стране. Одна из глав книги как раз посвящена финским школам.

С разрешения автора мы публикуем самые интересные отрывки.

Андрей Шилов

В России очень мало говорят про образование в Финляндии. Наверное, финны сознательно его не продвигают, ведь это продукт для внутреннего потребления.

Как устроены школы в Финляндии

В 6 лет финские дети идут в подготовительные классы при школах. Такой учебный год — самый простой, больше похожий на садик, без уроков, с играми, рукоделием и частым гулянием на свежем воздухе.

Сама подготовительная школа с 8:15 и до обеда бесплатная, а дальше — продленка до 17:00 за деньги (у нас было 158,4 евро в месяц).

Большинство родителей выбирает этот вариант, потому что куда денешь ребенка в середине дня? Сложно представить себе работу до обеда, после которой ты сможешь сидеть дома с детьми.

В первом и втором классе продленка дешевле — 120 евро в месяц (дальше есть не всегда).

Но туда надо еще успеть записаться: мы как-то опоздали с сыном в школьную группу продленного дня, пришлось записываться… на детской площадке! Площадка была через пару кварталов от школы, при ней был домик, вполне современный, с вешалками для верхней одежды, туалетами, большой комнатой со столами, стульями, игрушками, бумагой и карандашами — в общем, можно было проводить время и внутри. Но обычно дети были именно на площадке — в сопровождении пары взрослых педагогов.

Один прием пищи в финской школе бесплатный. Назовем его «обед», хотя столовая одна и расписание составляют для параллелей. У сына сейчас в школе «обед» начинается в 11, и домой в 15 или в 16 часов он приходит голодный. Еда — хм, как сказать… Разная бывает еда.

Я слышу всякие отзывы. Но в этом школы не выделяются из сложившихся правил финского общепита. Важно то, что еда все-таки бесплатная и организованная: родители могут быть уверены, что ребенок в школе поел.

В интервью мэр Хельсинки Эва-Рита Сиитонен мне заявила:

В Финляндии уже 60 лет детей в школах кормят горячей едой, так что маме не нужно оставаться дома и готовить для ребенка. Я думаю, это больше способствовало участию финских женщин в рабочей жизни, чем какие-то политические демонстрации.

Первый класс в финской школе

Уроки в первом классе — c 8:15 и до 12:15 или 13:00. У сына-шестиклассника учеба начинается в 8:30 или в 9:15 — а заканчивается попозже, то в 13:30, а то и в 15:30.

Финские школьники не учатся по субботам и среди учебного года у них много каникул: осенние, рождественские, «лыжные» (в феврале), пасхальные и cамые большие — летние, они длятся два месяца.

Единой даты начала учебы вроде нашего первого сентября нет: новый учебный год начинается вместе с осенним холодом и дождями во вторую неделю августа.

Церемоний в стиле «Здравствуй, школа!» по этому случаю ни для «подготовишек», ни для первоклашек не проводят — и это кажется неожиданным для такой церемониальной страны. Да, Финляндия — страна церемоний, но не страна торжественности. Пышно и громко — это точно не про финнов. Во всем простота, даже сдержанность. Практично. По делу. Надо учиться — пришли и учимся.

В Финляндии ребенок обязан пойти в первый класс осенью того года, в котором ему исполняется семь лет.

Сын у нас в Берлине влился в школьную систему раньше (так получилось), и после переезда в Финляндию оказалось, что по финским правилам ему по возрасту надо идти во второй класс, хотя он в Германии во втором классе уже отучился. Никакие наши доводы система не приняла — мальчишке пришлось второй раз учиться во втором классе.

Перед началом учебы устраивают специальное родительское собрание. Рассказ о своем ребенке там не услышишь — это не происходит при других родителях, только тет-а-тет (15-минутные встречи родителей с учителем устраивают в определенный момент в учебном году).

На общем собрании в середине года могут упомянуть чью-то проблему или какой-то конфликт, но опять же не назовут имен. В разговоре для всех говорят о программе, о каких-то школьных мероприятиях, дают установки — что важно для родителей в этом году.

У нас, родителей первоклассников, собрание началось с того, что каждого попросили встать, представиться и в двух словах рассказать о своем ребенке.

Родителям первоклассников, среди прочего, раздают памятки. Моя жена рассказывает, что было важного в памятке для нас: «Подбадривайте своего ребенка. Следите, чтобы у него был организованный ритм жизни, обеспечьте ежедневно пять приемов пищи и хотя бы раз в день ешьте всей семьей. Расспрашивайте ребенка о том, как идут дела. Отслеживайте, чтобы его в школе не травили одноклассники».

Особенности образования

Школ в стране много, второй смены нет, в классе обычно человек двадцать. Когда говорят, что Финляндия высоко ценит образование, то видно это как раз на таких примерах: здания школ в хорошем состоянии, нужен ремонт — делают ремонт, с родителей деньги на это не собирают.

Вот у сына сейчас ремонтируют в школе спортзал. Прошлый ремонт был совсем недавно, во время каникул, но что-то там не получилось, и в середине года затеяли его снова.

Директору радость, учителю физкультуры наверняка головная боль (с каждым классом он ездит в крытый спортивный центр на сдвоенный урок), но недофинансирования школы точно нет.

Оснащенность школ разная, но определенный минимум, например, компьютеры, везде есть.

Мой сын с завистью смотрел видеоматериалы, которые я снял в трех часах езды от Хельсинки, в глубокой финской провинции — там ученикам на уроке географии раздали айпады, они вместе искали по координатам здание своей школы на Google Maps.

Такие роскошества все-таки не у всех, и вот читаю историю в местной прессе: учитель в каком-то поселке обратился к местному бизнесу за помощью — так ему для уроков бизнесмены скинулись и купили айпады. Тут же в газете результаты научного исследования: обучение с айпадами более эффективное. Да кто бы сомневался.

У нас был разный опыт с финскими школами. Я уж точно не скажу, что все они идеальные — ту, где сын учился поначалу, вспоминаю с тихим ужасом — и учителя нам не нравились, и одноклассники были явно не того круга, что наш сын… Но ведь есть что-то присущее всем финским школам.

И хорошим, и не очень — какой-то финский подход к школьному образованию. Финны часто говорят о том, что создают ученикам мотивацию и что за теми остается свободный выбор. Например, ученики одеваются во что хотят, школьной формы нет. В старших классах они могут свободно выбирать предметы и, соответственно, экзамены.

Вообще здесь другое отношение к дисциплине. Cтрогости, грозности в образе учителя или директора в школе совсем нет — есть уважение и авторитет (хотя кого-то любят больше, кого-то меньше). Очень редко случается, чтобы учителя на учеников кричали. Разумеется, никого указками не бьют.

Cовсем нет в школе муштры, нет жесткости — так сказать, образование без стресса. Я бы даже добавил, образование вообще без напряжения и без конкуренции.

Дневников в школе нет. Учебники школа выдает бесплатно, в них можно и нужно рисовать, писать, чиркать, обводить кружочками — короче, половина работы делается прямо на странице учебника.

В младших классах в учебниках есть постоянные герои: у дочки сейчас в первом классе на каждой странице учебника математики живет компания: зайчик, белочка, собака, две лисы — все с именами — и в заданиях нужно разбираться, кто кому сколько дал орехов, как разделить между ними грибы и прочее.

Финских школьников явно не заставляют читать книги. Отдельного предмета «Чтение» просто нет — и только на уроке финского языка, среди прочего, у сына за год проходят четыре книги (их нужно прочесть, потом написать по ним небольшие сочинения). Литература — вещь факультативная, и тех, кто хочет, в начале года заносят в специальный список соискателей «Диплома читателя».

Ученики получают список из 12 «категорий» — юмористические книги, научная фантастика, фэнтэзи, путешествия, отдельно у сына в прошлом году была категория «Путешествия во времени», и так далее. Дают им адрес в Интернете, где по каждой категории находишь большой список книг (как финских, так и переводных с других языков).

За год доброволец должен прочесть эти двенадцать книг и написать по ним сочинения — а в конце года специальную тетрадочку с отчетом сдают учителю. Таким любителям чтения вместе с документом об окончании учебного года выдают «Диплом читателя» с оценкой.

Мы с сыном, конечно, читаем и русскую литературу, но это уже не школьная программа (мы еще российскую историю и географию учим, а куда деваться? В финской школе же таких подробностей нет).

Вот еще про «Диплом читателя»: у сына в пятом классе такие дипломы получили (кроме него) только несколько девочек. От многих финнов я слышал, что девочки, мол, конечно, учатся лучше.

Мне всегда казалось, что школьные успехи не зависят от пола — и когда я сам учился в школе, вот уж точно не было явного разделения на отличниц-девочек и так-себе-мальчиков (в десятом классе золотые медали вместе со мной получали и те, и другие).

Но по финской статистике, девочки и правда учатся заметно лучше мальчиков! В знаменитом международном тестировании школьников PISA среднее количество баллов, которое набрали финны, было 529.

Но это среднее число, а если посмотреть отдельно, то средний балл у девочек был 543, а у мальчиков — 516! То ли финские девочки и в самом деле умнее мальчиков, то ли местная система образования девочкам больше подходит.

И еще замечу: система современного финского образования создавалась в стране мононациональной. Этим она сильно отличается от многих других — и потому не везде ее можно перенять.

В последних результатах PISA у финнов была одна всерьез отстающая группа — иммигранты первой волны. В среднем их уровень оказался на два класса ниже, чем у остальных учеников-финнов.

Это показывает, что финской школе нужно меняться, иначе знаменитое равенство возможностей останется только на бумаге.

Система оценки знаний

Теперь невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют и никогда за нее не ставят оценки! Я к этому так и не могу привыкнуть. Вот сделала дочка все по математике — на следующий день спрашиваю ее: «Что сказали? Все правильно?» — «А учитель не смотрел». Свобода. Сделал, не сделал — получается, это важно только ученику и его родителям.

До шестого класса оценок вообще никаких не ставят. «Я и так знаю, кто как учится», — замечает знакомая учительница. В шестом классе сыну, наконец, начали ставить оценки, и выяснилось, что высшая отметка здесь не привычная нам пятерка, а десятка.

Когда сын приносит домой проверенные контрольные, у меня в голове включается «обменный пункт»: 10 — это наши «пять с плюсом», «молодец», «блестяще». Такую оценку дают редко и рассчитывать на нее каждый раз бессмысленно, учитель так постоянно делать не будет.

9 — это просто «пятерка», 8 — «пять с минусом» или «четыре с плюсом», когда могут быть мелкие недочеты, но общий уровень работы хороший. 7 или 6 — уже не очень, это «четверка», «четверка с минусом» или даже «трояк». Ниже оценок я не встречал — сын старается, но думаю, их и правда редко ставят.

И если в нашей школе фактически есть четыре оценки (5, 4, 3 и 2), то у финнов их шесть (10, 9, 8, 7, 6 и 5). Формально есть даже «4» (вроде нашего «кола»), но одна финская учительница призналась мне, что директор просил их не ставить «4», такие оценки плохо влияют на репутацию всей школы.

«Послушай, — как-то спросил я сына, — но если устно отвечать, у доски, ведь учитель должен сказать, что он ставит за ответ?!» «А нас к доске раньше и не вызывали, — смеется сын.

— В Финляндии столько интровертов, что если попросить кого-то выйти и говорить перед всем классом, многие испугаются и будут бормотать — бу-бу-бу — никто ничего и не услышит!» Сейчас, в шестом классе, они все-таки отвечают вслух, но оценок за это так и не ставят.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9213

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.