Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Содержание

Удобный ребенок. Воспитание или подавление?

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

В статье про импринтинг я рассказал об одном из важных механизмов формирования нашей личности в детстве. И теперь хотел бы остановиться еще на двух, которые называются условное подкрепление и интерпретация. Но в первую очередь опишу одну проблему, которая связана с воспитанием вообще.

Удобный ребенок

Глупо оспаривать необходимость воспитания детей. Но, к сожалению, часто оно превращается в инструмент подавления. Взрослые не всегда осознают, для чего они прививают ребенку то или иное качество.

И порой происходит так, что они руководствуются не его благом, а соображениями сиюминутного удобства. И главным качеством ребенка в их понимании является то, что он не должен мешать.

Как только он начинает бегать, прыгать, нарушать социальные нормы, они начинают давить на него ради своего комфорта.

И с одной стороны, прививать социальные навыки необходимо: ребенок, который совсем не умеет себя вести, потом вырастет во взрослого, не умеющего жить в социуме. Окружающим будет очень сложно с ним, потому что такой человек будет учитывать только свои потребности – этакая «свободная личность» – возможно, вы видели таких.

С другой стороны, далеко не все социальные стереотипы необходимо прививать. Какие именно – решать нужно осознанно, руководствуясь не каким-то средним устоявшимся мнением, а собственными умом и интуицией. Ищите золотую середину.

Не стоит, разумеется, пытаться стать идеальными воспитателями – это недостижимо, да и не нужно. Важно стать любящими и сознательными родителями, которые при воспитании исходят не из соображений собственного удобства или удобства окружающих, а думают о будущем ребенка. Для этого им самим нужно сначала решить свои проблемы.

Однако, в подавляющем большинстве семей происходит следующее: детей делают удобным для родителей, социума, жизни в обществе, не считаясь с их потребностями, даже самыми элементарными.

Условное подкрепление

Для этого часто используется механизм условного подкрепления. Вы, возможно, были в цирке и наблюдали за животными, которые делают различные трюки. Тогда вы знаете, что за удачный номер животному обязательно дают что-то вкусное, гладят – словом, поощряют.

Некоторые дрессировщики, к сожалению, также наказывают животное за неудавшиеся или неправильно выполненные номера. Только мы этого, как правило, не видим. Так или иначе, животное запоминает, за каким поведением следует награда, а за каким – наказание. Это же правило работает и в воспитании маленьких детей.

Родители поощряют их за одобряемое поведение и наказывают – за нежелательное.

И желательное поведение часто просто нездоровое – например, многие родственники, а особенно бабушки и дедушки, просто обожают, когда ребенок сидит тихо и не проявляет большой активности, не пристает к ним с вопросами. Потому что так он им не мешает. И вот они поощряют его вести себя спокойно – хвалят, дают конфеты и тому подобное. А за активность – ругают и ставят в угол.

Дети могут реагировать по-разному, зависит от темперамента, условий в семье. Одни протестуют и назло начинают вести себя еще хуже. А другие – смиряются и превращаются в «мечту любой бабушки» – послушного тихоню, который никогда никому не мешает.

Первый вариант, скажу честно, выглядит внешне хуже, но на самом деле не такой жуткий, потому что тут человек хотя бы пытается проявить себя и находит выход своим естественным эмоциям и чувствам – пусть и в не самой экологичной, часто социально неприемлемой форме. Другое дело, что подобные дети могут превратиться в хулиганов и преступников – с печальными последствиями для них самих и окружающих.

Но для самого человека второй вариант даже страшнее. Потому что он тогда не имеет даже иллюзии свободы, постоянно находясь в тисках своего, точнее, родительского, представления о хорошем человеке.

Став взрослым, он тоже никому не мешает, не кричит, не спорит. Не бегает и не прыгает, даже если хочется. А внутри у него копится напряжение. Чем это может закончиться? Да чем угодно.

Болезнями на нервной почве, неровностью характера в целом: когда человек терпит-терпит, а потом неожиданно взрывается.

Интерпретация

Еще один механизм формирования самооценки называется интерпретация. И срабатывает он очень часто, хотя порой и незаметно для родителей. Он заключается в том, что дети делают свои собственные, порой парадоксальные выводы из того, что делают и говорят им взрослые.

Один из самых распространенных примеров – появление младших братьев и сестер в семье. Скажем, в семье был малыш, который привык быть один, а потом появляется второй, который, естественно, требует внимания.

И иногда первый может начать интерпретировать перераспределение внимания родителей, решая, что они стали меньше его любить. Раньше все было для него, а теперь ему достается в лучшем случае половина.

И самый простой вывод, который делает ребенок: «Меня стали меньше любить».

Еще одна стандартная ситуация – когда младшие дети донашивают одежду за старшими.

Я неоднократно рассказывал на семинарах историю о семье, где было три дочери, и родители покупали старшей сестре новую одежду, средней – отдавали то, из чего выросла старшая, а младшей доставалась уже «дважды поношенная» одежда – после двух сестер.

В результате самая младшая дочь считала, что старших любят, а ее – нет. И у нее потом было стойкое ощущение, что с ней что-то не так, она неправильная, раз родители ее не любят. А они не заметили этого или не подумали, что это важно.

Самое глупое, что могут сделать взрослые – отмахнуться от ребенка, который говорит о своих чувствах. Сказать: «Это все ерунда, не выдумывай!». Он воспримет это как очередное доказательство нелюбви. Нельзя игнорировать подобные вещи, потому что ребенок очень уязвим.

Вопрос ведь не в том, получают дети новую или старую одежду, а в том, ощущают ли они вашу любовь.

Внимание, которое можно проявить к ребенку, поинтересовавшись его мнением, выслушав, когда он что-то пытается до вас донести – это и есть любовь.

Не важно, можете ли вы позволить себе покупать детям новую одежду, важно, чтобы они чувствовали, что их любят. Это часто важнее, чем воспитание тех или иных личностных качеств ребенка.

Это – про меня!

Что делать, если вы узнали себя, какие-то ситуации из своего детства? К счастью, многие травмы и обиды прошлого можно проработать. Какую форму работы вы выберете – не так важно. Важно, чтобы она отвечала вашим потребностям и решила проблему. В чем я искренне желаю вам удачи!

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/udobnyy-rebenok-vospitanie-ili-podavlenie/

Психологическая устойчивость малыша – залог его успешности

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Психологическая устойчивость – это умение управлять своими чувствами и эмоциями, умение не пасовать перед трудностями и находить выход из любой ситуации. Это качества сильной и успешной личности. Это то, что привлекает нас в других людях.

Вряд ли вам захочется иметь дело с дёрганным, суматошным, безвольным или капризным человеком, каким бы профессионалом он ни был в своём деле.

Психологическая устойчивость ребёнка

Психологическая устойчивость малыша не рождается на пустом месте. Все родители в своё время проходят через детские капризы, через «дай, не хочу, купи… эту куклу, машинку, киндер-сюрприз!», через «а-а-А!!!» и т.д.

Только проходят по-разному. Слабые родители потакают малышу или чужому мнению, сильные – непреклонно стоят на своём, любящие – умеют находить золотую середину, чтобы и дитя не плакало, и киндер-сюрприз остался в магазине.

Если говорить о детях, то одни начнут добиваться всего слезами и нытьём, другие – будут подстраиваться и терять уверенность в себе, а третьи – просто нарабатывают жизненный опыт. Ведь задача родителей – научить ребёнка адаптироваться к любым условиям, даже если всё идёт совсем не так, как ему хочется.

Любящие родители, как и опытные педагоги, чувствуют ребёнка, не заигрывают перед ним, но и не давят на него, знают, где можно разрешить, а где нужно проявить твёрдость, и слезами тут горю не поможешь.

Слёзы тщетности

Когда мы не можем изменить ситуацию, несмотря на все наши старания, мы понимаем тщетность своих усилий. Эмоции грусти и разочарования при этом настолько сильны, что из глаз начинают течь слёзы.

Это – своеобразная очистка организма от токсинов. В отличие от слёз боли, радости, сострадания или резки лука, слёзы тщетности – самые ядовитые.

Лабораторные исследования говорят о том, что ими даже можно убить мелкого грызуна.

Если дать ребёнку выплакать слёзы тщетности, то вы тем самым подводите его к тому, что ситуацию можно пережить, смириться, попробовать другой подход, предпринять новую попытку.

Малыш должен понять, что у него не всегда всё будет получаться с первого раза, что он не всегда будет победителем, и что у него не будет игрушки, как у его подружки. Таким образом культивируется психологическая устойчивость ребёнка, когда он сначала с вашей помощью, а потом самостоятельно научится спокойно принимать любой исход событий.

Развитие психологической устойчивости

Слёзы тщетности должны быть выплаканы.

Но в то же время, маленького ребёнка необходимо утешать, помогать, переключать внимание, объяснять, находить компромиссное решение, и давать понять, что вы всё равно его любите.

В этом случае малыш учится быть гибким, не зацикливается на неудаче, становится психологически сильнее. Именно так работают с детьми наши преподаватели в школе дошкольной подготовки «Чудо-Чадо».

Занятия в Школе для дошколят «Чудо-Чадо» – это не только образовательный и воспитательный процесс, но и хороший психологический тренинг коммуникабельности и адаптации ребёнка к школе. Основой нашего обучения является игра.

Игровые методики Н.А. Зайцева, В. Волиной и др. легко научат малыша читать и считать. Методика М. Монтессори разовьёт мелкую моторику.

Для развития психологической устойчивости ребёнка тоже есть свои увлекательные ролевые игры, где возможен любой поворот развития событий.

Например, всем знакомые «дочки-матери». Если родитель поменяется ролями со своим чадом «ты – мама, я – ребёнок», то с одной стороны он может покапризничать, а с другой – может узнать о себе любимом много интересного.

Ведь малыш подсознательно скопирует все ваши эмоции, ужимки и прыжки.

А психологическая игра «что бы ты изменил, если бы стал взрослым?» позволит вам заглянуть во внутренний мир ребёнка, ощутить его проблемы и увидеть его мечты.

Советы родителям

  1. Не мешайте естественным порывам ребёнка быть самостоятельным, честным, добрым, даже если от приблудившегося кота действительно нет никакой пользы.
  2. Постоянно оберегая малыша от трудностей, мы учим его быть пассивным, неуверенным в себе, и ждущим, что кто-то решит его проблемы. В конечном итоге это начинает раздражать самих родителей.

  3. Самый худший вариант, когда вы сначала говорите «нет», а потом под давлением хнычущего малыша меняете решение на «да», «ну, ладно», «только не плачь». Если вы не в силах держать своё слово до конца, лучше разрешите ребёнку сразу то, что он всё равно выпросит, только при этом будут испорчены и ваши нервы, и ваш ребёнок.

  4. Для дошкольников характерно преобладание чувств над разумом. Эмоциональная сторона жизни для них важнее нашей формальной заботы – одеть, накормить и т.д. Почаще беседуйте и играйте со своим малышом, хвалите за успехи, и не делайте трагедий из-за того, что ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, – ведь это всего лишь ваши ожидания.

  5. Приводите вашего малыша в школу раннего детского развития «Чудо-Чадо», не пожалеете!

: 2015-11-11 Чудо-Чадо

Источник: https://chudo-chado.kg/blog/psychological-stability-your-baby.html

15 главных навыков, необходимых для устойчивой психики

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

В жизни каждого из нас порой наступает критический момент, испытывающий нашу психику на прочность. Быть может, вас доводят до исступления друзья или коллеги, а может, вы устали от бессмысленной работы или тупиковых отношений.

Какое бы то ни было испытание, если вы хотите успешно его преодолеть, вы должны быть сильным, смотреть на мир непредвзято и быть готовым принять решительные меры.

Кажется, что это супер-очевидно. Мы все хотим хороших друзей, хорошую работу и хорошие отношения. Но не спешите, не все так просто.

Быть психически устойчивым — трудная задача, особенно, когда вы сталкиваетесь с определенными препятствиями. Способность отбросить привычные шаблоны и смело устремиться в новом направлении требует выдержки, отваги и дерзости, которыми обладают только по-настоящему психически устойчивые люди.

Удивительно, насколько такие люди выделяются из толпы. Там, где другие видят непреодолимые преграды, они видят задачи, требующие решения.

Когда завод Томаса Эдисона в 1914 году сгорел дотла, уничтожив единственные в своем роде прототипы и принеся ущерб в 23 млн долларов, Эдисон отреагировал так:

«Слава Богу, все наши ошибки сожжены. Теперь мы можем начать все заново».

Реакция Эдисона — идеальный пример психической устойчивости: видеть возможности и действовать решительно, даже когда кажется, что хуже уже некуда.

Есть несколько привычек, которые помогут вам повысить и развить именно это качество. На самом деле многие характерные черты психически устойчивых людей представляют собой особые стратегии, которые вы можете начать применять к жизни уже сегодня.

Итак, вот что отличает по-настоящему психически устойчивых людей.

1. Они знают, что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — краеугольный камень психической устойчивости. Вы не можете быть психически устойчивым, не умея в полной мере осознавать и проживать сильные негативные эмоции — и обращать их себе на пользу. Все события, которые проверяют на прочность вашу психику, в конечном счете затрагивают именно эмоциональный интеллект (EQ).

В отличие от IQ, который остается более-менее неизменным, EQ представляет собой гибкий навык, который при правильном подходе и должных усилиях можно развить и прокачать. Неудивительно, что 90% самых успешных людей имеют высокий EQ, и что люди с высоким EQ в среднем зарабатывают гораздо больше, чем их коллеги с показателем пониже.

К сожалению, развитый EQ встречается нечасто. В TalentSmart исследовали более миллиона человек, и обнаружили, что только 36% опрошенных способны точно определить свои эмоции в момент их возникновения.

2. Они работают над уверенностью в себе

«Если вы думаете, что вы на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится — вы тоже правы» — Генри Форд.

Психически устойчивые люди соглашаются с Фордом: наш менталитет оказывает огромное влияние на способность добиваться успеха. Цитата, приведенная выше, не просто расхожая фраза для мотивации — это факт.

Исследование, проведенное недавно в Университете Мельбурна, показало, что уверенные в себе люди получают более высокую заработную плату и быстрее продвигаются по службе. Настоящая уверенность в себе — в отличие от напускной бравады, которой люди прикрывают свои страхи — видна с первого взгляда.

Психически устойчивые люди всегда на шаг впереди сомневающихся и робких, потому что уверенность в себе вдохновляет других и помогает им осуществлять свои замыслы.

3. Они способны нейтрализовывать неприятных людей

Иметь дело с «тяжелыми» людьми утомляет. Психически устойчивые люди контролируют взаимодействие с неприятными собеседниками, держа чувства в узде. Когда им приходится столкнуться с таким человеком, они подходят к ситуации рационально, отслеживают свои эмоции и не позволяют гневу или разочарованию влиять на собственные реакции.

Они также умеют взглянуть на ситуацию с точки зрения собеседника, и благодаря этому способны находить общий язык и совместно решать проблемы, даже если партнер им неприятен. А если конфликт все-таки разгорается, психически устойчивые люди способны не принимать происходящее близко к сердцу и не позволяют чужим словам затронуть их самочувствие.

4. Они умеют принимать изменения

Психически устойчивые люди умеют проявлять гибкость и постоянно адаптируются. Они знают, что страх перемен парализует и может стать серьезной угрозой для их счастья и успеха. Они всегда идут навстречу новому и имеют наготове план, который должен помочь осуществлению их идей.

Только приняв перемены, можно найти в них хорошее. Вы должны встречать их с открытым умом, если хотите заметить и использовать те возможности, которые перемены приносят с собой. Если же вы пытаетесь действовать по-старому и надеетесь, что, игнорируя перемены, можно их отменить — вы обречены на провал. Ведь это чистое безумие: делать одно и то же снова и снова — и ожидать другого результата.

5. Они знают, как говорить «нет»

Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что чем вам труднее сказать «нет», тем более вероятно, что вы страдаете от стресса, повышенной утомляемости и даже депрессии. Психически устойчивые люди знают, что говорить «нет» — совершенно нормально.

Когда приходит время сказать «нет», психически устойчивые люди избегают таких фраз, как «Мне кажется, я не могу» или «Я не уверен». Их «нет» наполнено уверенностью в себе: они знают, что говоря «нет» новым обязательствам, они уважают те, что у них уже есть, и дают себе возможность успешно их исполнить.

Психически устойчивые люди также прекрасно владеют самоконтролем — умеют сказать «нет» самим себе. Они не гонятся за сиюминутным удовольствием и избегают импульсивных поступков.

6. Они понимают, что страх — главный источник сожалений

Психически устойчивые люди знают, что когда все будет сказано и сделано, они гораздо сильнее пожалеют о том, что упустили какой-то шанс, чем о постигших неудачах. Не бойтесь рисковать.

Я часто слышу, как люди говорят: «Что самое плохое может случиться? Это что, вас убьет?» Тем не менее, смерть — не худшее, что может случиться с вами. Худшее — это позволить себе умереть внутри, будучи еще живым.

Требуется большая осознанность, чтобы ходить по тонкой грани между сожалением и памятью. Если слишком долго жалеть о своих ошибках, это заставит вас все время переживать и бояться новых начинаний; если забывать о них полностью, вы рискуете их повторить. Ключ к равновесию лежит в способности трансформировать неудачи во внутренний прогресс. Так вы привыкаете подниматься после каждого падения.

7. Они умеют принять поражение..

Психически устойчивые люди умеют проигрывать, потому что знают, что путь к успеху вымощен ошибками. Никто никогда не добивался настоящего успеха, не научившись достойно принимать поражение.

Ошибки дают вам понять, что вы на неверном пути, и тем самым помогают проложить путь к успеху. Самые большие прорывы, как правило, случаются, когда вы чувствуете, что у вас ничего не получается.

Именно это разочарование побуждает вас начать думать по-другому, искать решение за пределами привычных рамок, и наконец увидеть то, что вы упускали.

8. …не зацикливаясь на ошибках

Люди, о которых мы говорим, знают, что эмоциональное состояние определяется тем, на чем вы состредотачиваете свое внимание.

Когда вы зацикливаетесь на своих проблемах, вы создаете и поддерживаете негативные эмоции и стресс, который снижает производительность.

Когда вы фокусируетесь на том, что играет вам на руку, у вас появляется чувство личной эффективности, которое создает положительные эмоции и повышает производительность.

Психически устойчивые люди дистанцируются от своих ошибок, но не забывают о них. Если держать ошибки на безопасном, но достижимом расстоянии, вам будет проще адаптироваться, чтобы впоследствии достичь успеха.

9. И знают, как не давать никому ограничивать свою радость..

Если чувство удовольствия и удовлетворения приходит к вам от сравнения себя с другими — вы не хозяин собственного счастья. Когда психически устойчивым людям нравится что-то, что они делают, они не позволяют никому влезть в это со своими оценками.

Хотя невозможно просто отключиться и совсем не реагировать на то, что другие думают о вас, вы не должны сравнивать себя с ними, а к чужому мнению всегда стоит относиться с долей недоверия. Психически устойчивые люди знают: что бы о них ни думали, одно можно сказать наверняка — они не настолько хороши и не настолько плохи, как говорят другие.

10. …не ограничивая при этом радость других

Психически устойчивые люди не судят о других, потому что знают: в каждом человеке есть что-то хорошее, и нет нужды принижать чужие достижения, чтобы начать лучше относиться к себе.

Сравнение себя с другими людьми ограничивает. Ревность и обида высасывают из нас жизнь; это лучший способ потерять энергию. Психически устойчивые люди не тратят свое время и силы на то, чтобы раздать всем вокруг оценки, и не беспокоятся о своем месте в рейтинге.

Вместо того чтобы тратить свою энергию на зависть, направьте эту энергию на благодарность. Когда вы радуетесь успехам других людей, все в выигрыше.

11. Они держат себя в форме

Исследование, проведенное в институте Восточного Онтарио, показало, что люди, которые делали упражнения два раза в неделю в течение 10 недель чувствовали себя более компетентными в социальном и интеллектуальном плане.

Они также гораздо выше оценивали состояние своего тела и чувство собственного достоинства.

Самое интересное, что рост уверенности в себе — ключ к психической устойчивости — был вызван вовсе не физическими изменениями в организме: это был моментальный эффект от эндорфинов, которые вырабатываются во время физических упражнений.

12. Они имеют привычку высыпаться

Трудно переоценить влияние сна на психическую устойчивость. Когда мы спим, мозг нейтрализует токсичные белки, побочные продукты нервной деятельности.

К сожалению, он может делать это эффективно только пока вы спите, так что если вы не получаете достаточное количество сна, токсичные белки остаются в клетках вашего головного мозга, сея хаос и ослабляя вашу способность мыслить. И никакой кофе тут не поможет.

Психически устойчивые люди знают, что если они спят недостаточно — или неправильно — их самоконтроль, внимание и память ухудшаются; поэтому качество сна становится приоритетом.

13. Они ограничивают потребление кофеина

Слишком большое количество кофеина в крови вызывает выброс адреналина, который запускает реакцию «бей или беги». Это стратегия выживания, в которой мозг не задействует рациональное мышление, чтобы добиться более быстрой реакции. Такой метод отлично работает, если за вами гонится медведь, но может помешать в сложных жизненных обстоятельствах.

Когда кофеин приводит ваш мозг и тело в гипервозбужденное стрессовое состояние, эмоции захватывают контроль над вашим поведением. Длительный период выведения кофеина из огранизма гарантирует, что вы останетесь в этом состоянии надолго. Психически устойчивые люди знают, что слишком много кофеина идет во вред, и не поддаются на его соблазны.

14. Они способны прощать, не дожидаясь извинений

Психически устойчивые люди знают, что все становится намного проще, как только вы отпускаете старые обиды и решаетесь простить даже тех, кто так и не удосужился извиниться. Обиды позволяют невзгодам прошлого разрушить ваше счастье в настоящем. Ненависть и гнев — эмоциональные паразиты, разрушающие вашу способность радоваться жизни.

Негативные эмоции, связанные с обидой, создают в организме стрессовую реакцию, а постоянный стресс может иметь разрушительные последствия (как физические, так и психические). Когда вы прощаете кого-то, это не оправдывает их действия; вы просто перестаете быть их извечным заложником.

15. Они знают, на что направлять свою энергию

Попробуйте следить за новостями хоть сколько-нибудь продолжительное время, и вы увидите, что это бесконечный цикл войн, экономических крахов, распадающихся компаний и экологических катастроф. Недолго решить, что наш мир катится под откос.

И кто знает? Может быть, так оно и есть. Но психически устойчивые люди не беспокоятся об этом, потому что не желают тратить свои силы на то, что не могут контролировать. Вместо того, чтобы пытаться произвести революцию, они направляют всю свою энергию на две вещи, которые находятся полностью в их власти — их собственное внимание и усилия.

Источник: http://asiarussia.ru/articles/9527/

Психические травмы детства: причины и последствия

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

17.03.2016

В своей книге «Счастливый ребенок» я говорил о том, что к воспитанию ребенка нужно подходить крайне осознанно, чтобы потом, когда малыш вырастет, он не лечил психологические травмы детства.

Хочу поделиться с вами небольшой зарисовкой возможных причин возникновения психических травм и депрессии у взрослых людей. Если вы будете хотя бы примерно понимать механизм того, откуда берутся психические заболевания у взрослых, причина которых находится в детстве, то вы будете гораздо более внимательны к своим детям, а кто-то сможет понять истинные причины своих проблем.

Сразу скажу, что я буду всё максимально упрощать, чтобы вы смогли увидеть причинно следственные связи, а не ломать голову над непонятными научными терминами и разбираться в тонкостях разных подходов, которые описывают возникновение этих проблем.

Разберем механизм получения травмы в детстве на примере возникновения депрессии

Есть такой термин «беспричинная депрессия», который описывает крайне тяжелое состояние психики взрослого человека. В этом случае, имеется в виду, что явных причин для такого состояния нет. У человека в жизни не происходило никаких драматических событий, который могли бы объяснить сложившиеся положение.

На самом деле причины есть. Они могли возникнуть в детстве и теперь скрыты в подсознании. У ребенка нет окончательно сформированной и устойчивой психики. Если возникают травмирующие психику ситуации, то срабатывает защитный механизм в виде вытеснения или забывания.

На внешнем плане от негативного события не остается и следа, но это не значит, что эта «психологическая заноза из прошлого» не будет из подсознания влиять на человека в будущем.

Стоит отметить, что для взрослого кажется пустяком, то для ребенка совсем не пустяк, а настоящая катастрофа, поэтому оценивать степень влияния какой-либо ситуации необходимо не с точки зрения взрослого, а ребенка. Увидеть, насколько для ребенка какая-либо ситуация имеет значение несложно, ведь это сразу видно по его реакции и эмоциям.

Если травмирующая ситуация была не слишком сильна, то механизм подавления успешно вытеснит воспоминание или эмоцию в подсознание, чтобы психика осталась в устойчивом состоянии.

Шлейф от события не будет сильно беспокоить человека в будущем, а остатки тревоги или напряжения будут находить безобидные выходы из подсознания, но если эмоциональный заряд слишком силен, то барьер подсознания будет давать сбои и на выходе мы получим беспричинную депрессию, тревогу и другие негативные состояния…

Я попытался максимально упростить описания механизма появления психических проблем у взрослого, причины которых идут из детства. Нам сейчас не требуется погружаться в тонкости этих процессов, не сильно важны точные значения терминов, нам важна логика процесса, которая теперь вам понятна.

Внимательно относитесь к своим детям

Не оставляйте в душе своих детей неразрешенных проблем, чтобы их взрослая жизнь не была омрачена депрессией, страхами или тревогами.

Старайтесь, чтобы ваши дети росли в любви, проявляйте терпение к их детской непосредственности, не высмеивайте их, не применяйте насилие, меньше кричите, больше прислушивайтесь к их сердцам, учитывайте, что перед вами ребенок, а не взрослый человек, с уже сформировавшейся психикой.

Если такая проблема возникла у вас самих

Важно разделять негативные состояния. Например, депрессия может быть болезнью, а может быть следствием вашего образа жизни.

Мы привыкли на бытовом уровне называть депрессией любые состояния, когда нет сил, желания что-то делать, напала хандра.

Профессионалы, которые работают с депрессией, как с заболеванием, будут возмущены таким подходом, но стоит учесть, что большинство людей данный термин отожествляют с его бытовым значением, а не с болезнью.

Если это болезнь, то стоит поискать специалиста, который может эту проблему решить.

Не могу посоветовать вам конкретного специалиста, но могу посоветовать прочитать вам книгу Анара Мамедова «Депрессия.

Как вырваться из черной дыры?» Там описывается метод, который отличается от методов «позитивной психологии». Методик множество, но механизм возникновения травм везде описывается примерно одинаково.

Если депрессия в вашей жизни больше похожа на следствие вашего образа жизни, то рекомендую прочитать статью о том, как избавиться от депрессии самостоятельно.

Стоит рассмотреть еще теорию «директив»

В контексте нашей статьи будет не лишним вспомнить о том, что есть теория, которая говорит, что родительские негативные представления о жизни, ребенке и о себе могут сформировать в ребенке довольно пугающие установки.

Установка «Антижизнь»

Если родители постоянно твердят о том, как им тяжело и переносят это утверждение на ребенка, то может возникнуть установка: «Чтобы облегчить жизнь родителям, лучше умереть». Страшное дело! Механизм самоуничтожения может быть запущен как в детстве, так во взрослом возрасте. Меньше жалуйтесь на жизнь и никогда не связывайте свои проблемы с тем, что малыш появился на свет.

Установка «Не принимай свою природу»

Это глобальная проблема взрослых. Взрослые хотят быть походим на кого угодно, но только не на себя самого, а когда начинается постоянное сравнение ребенка с другими детьми, то есть шанс передать эту установку своему чаду.

Ребенок может начать с детства стараться быть похожи на других, а когда вырастет, то уже совсем забудет о том, кто он есть на самом деле.

В итоге будет постоянный конфликт между собственной природой и ролями, которые человек будет примерять на себя.

Установка «Блок эмоций»

Человек без эмоций не может жить полноценной жизнью, радоваться ей. Кроме этого, подавление эмоций может привести к психическим и физическим заболеваниям. Если родители будут постоянно просить ребенка эмоции сдерживать, прятать и подавлять, то возникнет стойких механизм, который будет работать у малыша даже тогда, когда он вырастет.

Список установок можно продолжать до бесконечности. Ребенку запрещают думать, мечтать, верить другим людям. Поощряют зависть, алчность, агрессию. Передают установки на бедность.

Все эти установки и травмы идут от самого родителя. От его образа жизни и мышления.

Если вы сами не будете стремиться к росту, учиться быть счастливым, то будет очень сложно научить жить счастливо и свободно своих детей. Нужно будет постоянно следить за собой, одергивать, вести себя искусственно.

Если же вы живете гармоничной жизнью, то никаких негативных установок вы не передадите, так как их нет в вашей собственной жизни.

Счастья вам и вашим детям!

Источник: https://konstruktor-realnosti.ru/psixicheskie-travmy-detstva/

Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

 Из Википедии:

Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant, от лат. infans — дитя) — титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году).

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д. Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения. Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях. Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность.

Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком. Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных.

Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации. Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное. Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.

В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так: Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу. Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу. С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным? Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», – говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».

  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»

Так постепенно родители закладывают программы в своих детей.

Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.
С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие.

А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».

Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен. По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства. Это один из вариантов. Но есть и другие.

Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им годиться. Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции.

Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя. Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту.

А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой. Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти.

С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь. Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным.

Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок. Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо.

Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое. Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму. Только не торопитесь во всем винить своих родителей.

Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми. Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле? Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)? Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так. Еще раз для понимания: Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера; Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Источник: https://psyhologytoday.ru/public/nezrelost-lichnosti-ili-infantilnost-oshibki-vospitaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.