Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера

Гробница Богородицы. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера

Гробница Богородицы — величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме.

 Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.

Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Погребение Богородицы

По преданию, известному с IV в., Богородица скончалась в Иерусалиме в 57 г. в возрасте 72 лет и апостолы похоронили Её в Гефсимании в семейной гробнице, где были захоронения ее родителей Иоакима и Анны и мужа Иосифа Обручника. 

Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». 

Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.

История

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. 

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII в. Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Нижняя часть церкви представляла собой пещеру в форма креста, большая часть которой была вырублена в скале.

Небольшой верхний храм на восьмиугольной основе над этим местом был построен в V веке иерусалимским патриархом Ювеналием (во время правления византийского императора Маркиана в), был разрушен персами в 614 г., но вскоре восстановлен.

Пилигрим Аркуф, посетивший её в 680 г. писал, что церковь состояла из двух уровней: в верхнем было 4 алтаря,  в нижнем один алтарь и Гробница Богородицы.
Лестница вид снизу Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора (680–681 гг.), по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Святой пояс, находится сейчас в обители Ватопед на Святой Горе Афон в Греции.

Церковные летописи IX в. сообщают, что в церкви служили 13 пресвитеров и священников, 6 монахов и 15 монахинь.

В последующие столетия церковь разрушали несколько раз, но при этом Гробница Богородицы не пострадала, поскольку мусульмане почитали её как гробницу матери пророка Исы (Иисуса), а также потому что  во время своего Ночного полёта из Мекки в Иерусалим Пророк Мухаммед видел свет над Гробницей Марии.

В 1130 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти (1161 г.) была погребена в крипте храма.

У престола св. Стефана можно написать записки и взять свечи Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

При церкви был организован бенедиктинский монастырь с тремя башнями для защиты комплекса. Королева Мелисенда похоронена в крипте верхней церкви в 1161 г.

После падения крестоносцев в 1187 г. Саладин разрушил большинство сооружений верхней церкви, но не тронул нижнюю. После ухода крестоносцев за Гробницей Богородицы следили францисканцы, а в настоящее время совместно Греческая, Армянская, Сирийская и Коптская православные церкви и мусульмане.

План Гробницы Богородицы

Описание

Гробница Богородицы находится под землёй, только фронтон с готическими арками XII в. расположен над поверхностью земли. Вход в с юга. От входа вниз ведет широкая (6,5 м) каменная лестница из 48 ступеней.

Подземная церковь (34 м в длину и 6 м в ширину) имеет форму креста и в ней находится кувуклия-часовня 2 x 2 м с гробом Богородицы. Кувуклия покрыта мрамором и украшена драгоценностями, ее освещают 24 серебряных подсвечника и несколько лампад.

Каменное ложе Богородицы в кувуклии. Сверху православный престол Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая икона Божья Матерь Иерусалимская русского письма, , которая помещена в киот из розового мрамора.

 Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Приделы и престолы

Церковь имеет по меньшей мере 9 приделов и престолов, в которых  в настоящее время время совершают богослужения православные христианские конфессии:

В середине лестницы (на 23 ступени справа при спуске) имеются два придела:

1-2. Правый — в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св.

Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом).

  Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.

3. Левый придел освящен в честь Иосифа Обручника ( по приданию, он похоронен под этим престолом). С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.

5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви  — в северной части храма.

6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.

8. Престол Сиро-яковитской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии в особом небольшом пределе.

9. Предел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.

С южной стороны кувуклии устроен михраб — молельня для мусульман.

Источник: //guide-israel.ru/attractions/3314-grobnica-bogorodicy/

Успение Пресвятой Богородицы

Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице,преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы

 После событий Святой Пятидесятницы ученики Христовы, исполнившись Духа Святого, разошлись по всей вселенной с учением о Воскресшем Иисусе Христе. Трудами и подвигами апостолов созидалась Церковь.

В иудейских синагогах и на площадях римских городов гремели слова евангельской проповеди. По христианским общинам распространялись апостольские послания.

Непоколебимость в вере и удивительное мужество являли первые мученики, предпочитая быть рас­терзанными хищниками на арене цирка, чем уклониться с избранного ими христианского пути.

А в Иерусалиме безмолвный, невидимый миру подвиг несла Та, Кто по святости Своей жизни удостоилась стать Матерью Самого Бога. Не пламенной проповедью, но постом и молитвой продолжала служить Господу Пресвятая Богородица; не мученическая кончина, но мирное Успение увенчало Ее жизненный путь.

Успение Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает 28 августа. Об истории и смысле этого праздника наш сегодняшний рассказ.

Наставница апостолов

Радуйся, чудес Христовых начало…

Даже в час Крестных страданий Спаситель не захотел оставить без попечения Свою Пречистую Матерь. Претерпевая на Кресте страшные мучения, Иисус Христос проявляет заботу о Пресвятой Богородице.

Единственный из апостолов, кто не покинул любимого Учителя в смертный час и вместе с Девой Марией и некоторыми женщинами находился у Креста, был апостол Иоанн Богослов. Ему и вверил Господь заботу о Своей Пречистой Матери.

Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26-27).

После Вознесения Христова Пресвятая Богородица осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, а во время его отсутствия жила у родителей Иоанна близ горы Елеонской.

Благоговение апостолов и простых христиан перед Матерью Божией и почитание Ее было чрезвычайным.

От Нее евангелисты узнали о событиях Благовещения, бессеменного зачатия, бегстве в Египет Святого семейства, о рождении, детстве и всей земной жизни Христа.

Когда царь Ирод воздвиг гонение на юную Церковь Христову, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, где апостолу Иоанну выпал жребий проповедовать Евангелие.

Она побывала также на Кипре у праведного Лазаря Четверо­дневного, который служил там епископом, и на Святой Горе Афонской,- там Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

(Сейчас Афон считается одним из так называемых уделов Божией Матери, то есть мест, о которых Пресвятая Богородица проявляет Свое особое попечение. Всего уделов четыре: Иверия (Грузия), Афон, Киев и Дивеево).

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Венец воздержания

Радуйся, венче воздержания…

Как говорит нам Предание, после Вознесения Христова Матерь Божия дни и ночи проводила в посте и молитве. Нередко Она приходила ко Гробу Господню, возжигала фимиам и, преклонив колена, подолгу молилась.

В память и подражание духовному подвигу Пресвятой Богородицы и был со временем установлен Успенский пост, который в существующей сейчас церковной практике длится две недели (с 14 по 28 августа).

Этот пост второй по строгости после Великого, на всем его протяжении за­прещается вкушение рыбы за исключением дня празднования Преображения Господня, 19 августа.

Заканчивается пост праздником Успения, когда христиане вспоминают блаженную кончину Божией Матери.

В горний иерусалим

Радуйся, во Иерусалим горний
прекрасный приятая…

Однажды, когда Пресвятая Богородица, по своему обыкновению, молилась на Голгофе, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о скором Успении, о переселении в горний Иерусалим. Как бы в залог своих слов Архангел вручил Богородице райскую пальмовую ветвь.

Заблаговременно получив известие о Своей кончине, Божия Матерь пожелала видеть близких Ей людей. По Ее зову прибыл Иосиф Аримафей­ский. Восхищенный Духом Святым, каким-то чудесным образом преодолев расстояние, перед Ее смертным ложем предстал апостол Иоанн Богослов.

Пресвятая Богородица начала беседу о предстоящем Успении. В это время, таким же дивным образом изъятые с места своей проповеди, перед ложем Пресвятой Девы предстали прочие апостолы. Так необычно Господь собрал Своих учеников со всех концов вселенной во Иерусалиме.

Каждого из них Богородица призывала к Себе по имени, благодарила за труды в деле евангельского благовестия, наставляла и желала вечного блаженства.

Наконец, горницу, где пребывали Пресвятая Дева и апостолы, облистал несказанный свет Божественной Славы, от которого померкли горящие свечи и светильники.

Верх помещения как бы исчез в этих лучах, и сошел Сам Царь Славы, Иисус Христос, в окружении Ангелов и прочих Сил Небесных. Увидев Господа, Богородица произнесла: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея».

После этого под дивное ангельское пение Пресвятая Дева без всякого телесного страдания предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Погребение

Радуйся, Обрадованная,во Успении Твоем

нас не оставляющая…

Ученики Христовы, оплакав расставание с Божией Матерью, начали готовиться к Ее погребению. Святые апостолы Петр, Павел и Иаков и другие из числа двенадцати понесли на руках одр с пречистым телом Богородицы. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской пальмовою ветвью, прочие христиане сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая молитвы.

Процессия проследовала от Сиона – через весь Иерусалим – до Гефсимании. Враждебно настроенные к христианам жители Иерусалима, пораженные таким торжественным шествием, донесли об увиденном городским властям. Были посланы воины, чтобы разогнать шествие, а пречистое тело Богородицы сжечь.

Отряд воинов обнаружил шествие и устремился на христиан, но погребальная процессия чудесным образом скрылась от них. Многие из злоумышленников внезапно ослепли. Был среди них и иудейский священник Аффония, который из зависти к почестям и ненависти к Матери Иисуса Христа решил опрокинуть одр, но, едва коснулся его, Ангел Господень невидимым мечом отсек ему руки.

Аффония в ужасе раскаялся в своем поступке и тут же был исцелен. Пречистое тело Богородицы было погребено в гефсиманской пещере, где покоились родители Пресвятой Девы Марии – святые Иоаким и Анна.

Эти события нашли отражение и в литургиче­ской жизни Церкви. Со временем был установлен особый Чин погребения Божией Матери, совершаемый и поныне.

Опоздание апостола Фомы

Радуйся, Фому по погребении Твоемсилою Божиею предпоставившая

изряднее…

Святой апостол Фома по Промыслу Божиему не был на погребении. Прибыв во Иерусалим и узнав, что Пресвятую Богородицу уже похоронили, он сильно воскорбел, что не успел попрощаться и воздать последние почести Усопшей.

С горькими слезами повергся он на землю перед гробовой пещерой. И апостолы, сжалившись над святым Фомой и желая хоть как-то его утешить, отвалили камень от входа в пещеру. Апостол Фома вошел внутрь и обнаружил пустой гроб, с одними лишь погребальными пеленами.

Так стало известно о вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

В один из дней после погребения, вечером, когда апостолы собрались все вместе за трапезой, им явилась Сама Божия Матерь и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни», на что апостолы единогласно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

Таким образом Царица Небесная возвестила роду человеческому, что Она и на том свете, у Престола Божьего, молитвенно ходатайствует за каждого, что и по Своем славном Успении не оставила мира без попечения.

Денис Каменщиков

//www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57771&Itemid=3

Источник: //ruskline.ru/monitoring_smi/2011/08/29/uspenie_presvyatoj_bogorodicy/

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера

О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях, о традициях паломничества и межконфессиональных взаимоотношениях «Правмиру» рассказал диакон Александр Занемонец из Иерусалима. Отец Александр уже более десяти лет живет на Святой Земле, работает с паломниками, а также преподает историю в университете.

Диакон Александр Занемонец

В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой.

Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы.

Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально.

Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей.

Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня.

В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы.

Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм.

Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

Эта огромная крипта древнего храма в настоящее время поделена между двумя христианскими конфессиями: одна часть принадлежит православным, Иерусалимскому Патриархату, а другая – Армянской Апостольской Церкви.

Богослужения совершаются попеременно представителями этих Церквей. Православное богослужение проходит ежедневно перед Иерусалимской иконой Божией Матери.

Она находится за кувуклией, за местом погребения Пресвятой Богородицы, и её киот становится престолом.

С левой стороны – жертвенник, и каждый день ранним утром кем-то из иерусалимского православного духовенства совершается божественная литургия, в которой нередко принимают участие и паломники.

В настоящее время именно этот храм становится центром празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Но, напомню, он не есть место её Успения, но место погребения. Как место Успения всегда воспринималась византийская церковь на Сионской горе. Она называлась «Святой Сион» и находилась на месте дома Иоанна Богослова, у которого жила Божия Матерь.

Храм Успения Богородицы на горе Сион

Переплетение традиций и эпох

В свое время апостолы шли с телом Пресвятой Богородицы с Сионской горы вдоль стен старого города к месту погребения в Гефсимании. В византийскую эпоху традиция почитания памяти Богоматери, богослужебное последование и крестные ходы учитывали, что есть эти два места.

На вершине Сионской горы был большой храмовый комплекс, который охватывал и место дома Иоанна Богослова, и Успения, а также Сионскую горницу – сегодня это разные здания. Этот комплекс претерпел разрушения в конце византийского пребывания на Святой Земле, затем вовсе оказался вне стен Старого города и находился в запустении.

В XIX столетии различные христианские церкви приобретали для себя те или иные места в Иерусалиме. Немецкие протестанты купили участок на Елеонской горе, а для немцев-католиков при посредничестве императора Вильгельма II в ходе его визита в Иерусалим в 1898 году приобретается вершина Сионской горы.

Храм, который был возведен здесь в это время, многими сегодня воспринимается как древний, потому что построен он совершенно не в модерновых традициях, даже применительно к той эпохе.

Когда мы с паломниками посещаем крипту находящегося тут монастыря – место, устроенное в память Успения Пресвятой Богородицы, – то сначала проходим через храм. Он интересен тем, что украшен мозаичными изображениями, многие из которых вполне соответствуют православным канонам.

Здесь сказывается то, что монашеская община, которая тут помещалась и помещается сегодня, относится к Бенедиктинскому ордену.

На протяжении первой трети своей полуторатысячелетней истории этот орден был православной общиной, которая восходит к святому Бенедикту Нурсийскому, современнику Саввы Освященного, представителю той же восточной монашеской традиции. Поэтому храм выглядит в каком-то смысле даже отчасти православным.

И вот крипта этого храма устроена как место, вблизи которого преставилась Пресвятая Богородица. Посередине такое условное погребальное ложе со статуей Божией Матери, вполне в западной традиции, конечно.

Над ним – мозаичные изображения Христа и святых жен Ветхого Завета. Это очень интересно, потому что Богородица, можно сказать, завершает женскую ветхозаветную святость.

С нее начинается уже новозаветная женская святость, которую мы меньше, наверное, знаем, чем мужскую, но которая ничуть не менее значима.

На стенах крипты – различные изображения Пресвятой Богородицы, изображения Успения. Некоторые являются вполне каноничными, некоторые являются копиями православных икон, некоторые – совершенно новые.

Может быть, эта крипта храма по своему расположению отображает место Успения Богородицы достаточно условно. Но поскольку вершина Сионской горы воспринималась как место дома Иоанна Богослова и место Успения с первых веков, можно считать, что эта традиция, восходящая действительно к апостольскому поколению, является подлинной.

Вынос образа Пресвятой Богородицы из Гефсиманской часовни. orthodox-jerusalem.ru

«Как Господь мог молиться в католическом храме?»

При паломничестве на Святую Землю стоит посетить и место Успения, и место погребения Пресвятой Богородицы.

Хотя тот факт, что храм на Сионской горе является католическим, православных паломников иногда смущает.

Как и в целом то, что на Святой Земле не все святые места находятся в ведении православных: некоторые – в ведении представителей иных христианских конфессий, а некоторые и вовсе в ведении мусульман или иудеев.

Например, сейчас на месте древней византийской церкви в Гефсиманском саду стоит католический храм. Камень, который находится у его алтаря, почитается как место молитвы Господа в Гефсимании.

И нередко паломники меня спрашивают: «А как же Господь мог молиться в католическом храме?» Конечно же, тогда храма не было, был Гефсиманский сад, была Сионская гора.

Но люди, особенно те, которые болезненно воспринимают инославных и иноверцев, порой изумляются: как это святое место может быть в католическом владении?

Понятно, что православную литургию мы можем совершить только в православном храме. Далеко не везде в местах, принадлежащих иноверцам, мы можем совершить даже какое-то краткое богослужение – скажем, на Храмовой горе или у Стены плача.

В то же время внутри храма Гроба Господня диаконы различных христианских Церквей – и православные греческие в том числе – кадят не только свои престолы, но и престолы других конфессий. Этот факт очень важен. Казалось бы, для нас это странно – кадить католический престол или армянский.

Но как-то и не приходится обычно в своей русской практике. А в храме Гроба Господня почитается само место и то, с чем оно связано, независимо от того, кому в настоящее время это принадлежит.

И православное духовенство совершает каждение армянских и католических престолов в этих местах, в храме Гроба Господня, точно так же, как и православных.

Но это совершенно не удивительно, потому что исторически владение теми или иными местами внутри храмов менялось.

То, что сегодня православное, недавно могло ещё быть не православным, а то, что сегодня не православное, пару столетий назад могло быть православным.

Это менялось очень легко, особенно во времена мусульманского правления. Какая-то чёткость здесь появилась со времен статус-кво, с середины XIX столетия.

У Гробницы Пресвятой Богородицы. orthodox-jerusalem.ru

«Странные, но гостеприимные»

Поэтому совершенно невозможно сказать, что это место православное, а это не православное. Как раз в паломнической традиции это очень заметно.

Об этом можно прочесть в изданной мною недавно книге «Русские на Святой Земле», которая уже продается в православных книжных магазинах.

В частности, там идет речь о том, что средневековые православные паломники посещали святые места независимо от того, в чьем владении они на тот момент находились.

Первым текстом, касающимся русского паломничества на Святую Землю, является «Хождение игумена Даниила». Это начало XII века, игумен Даниил был здесь в годы правления крестоносцев. И на Фаворе он останавливается в католическом бенедиктинском монастыре.

Описывая свои впечатления, игумен иногда отмечает странные, с его точки зрения, особенности инославной веры. Но при этом добавляет, что бенедиктинцы – приятные и гостеприимные люди.

Более того – он со своими спутниками, прощаясь с братией этого монастыря, берёт благословение у тамошнего игумена.

То есть даже для людей, относящихся к духовенству, которые были в курсе разделения православных и католиков, казалось нормальным взять благословение у бенедиктинского игумена.

Мы сейчас это не практикуем, но для русских XII века это было нормально. И этот жест игумена Даниила для современных паломников может быть поучителен. Конечно, не в том плане, чтобы они сегодня брали благословение у бенедиктинского игумена, а как пример уважительного отношения к инославным.

Записал Юрий Чернуский

Источник: //www.pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-na-svyatoy-zemle-ot-sionskoy-goryi-k-gefsimanii/

Иерусалим – Часть II. Гефсиманский сад

Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера
mashenka_senchПо случаю праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (самого “неисторичного” и самого любимого!), выкладываю еще немножко Иерусалима – Гефсиманию.

Гробница Божией Матери

Вот и вход в церковь. Сам по себе храм очень древний (собственно, он надстроен над еще более древней гробницей). Кажется, практически не перестраивался.

Храм подземный. Прежде, чем спуститься к самой гробнице Пресвятой Богородицы, мы оказываемся у гробов Ее родителей – святых богоотец Иоакима и Анны.

А чуть ниже – у гроба Иосифа Обручника.

Это икона “Успение св. Иосифа Обручника” над его гробом

Как я уже говорила, сам гроб Пречистой я не фотографировала.

Вот алтарь, в котором он находится. Виден краешек гроба.

В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице. Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.

Знаменитая чудотворная Гефсиманская (Иерусалимская) икона Пресвятой Богородицы.

Выйдя из храма, поднимемся по склону Масличной горы – и мы окажемся на месте моления Господа о Чаше.

Католический собор – “Храм всех наций”, построенный в Гефсиманском саду при участии пятнадцати катлических стран.

Камень, на котором молился Христос до кровавого пота прежде Своего вольного страдания.

Эти оливы помнят Спасителя…

Еще выше – на территории русского монастыря св. равноап. Марии Магдалины (совсем рядом – “на вержение камня”) находится пещера, в которой спали апостолы.

Две удивительные иконы из этой пещеры:

Крайнее Снисхождение – Царь царей перед распятием.

Моление о Чаше (простите за качество – пришлось снимать сбоку, целиком она чисто технически не помещалась – пещерка маленькая).

“И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен.

Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы” (Лк. 22:35-53).

Сам монастырь начался вот с этой церкви св. равноап. Марии Магдалины:

Храм расписывали Верещагин
(“Мария Магдалина перед императором Тиберием” – икона на холсте) и Васнецов

(алтарь храма).

Одна из святынь монастыря – икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия” (или по-арабски “Нурия” – “Светлая”. Перед нею митрополит гор Ливанских Илия молился за Россию во время Второй Мировой Войны:

Известно, что Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, еще даже не будучи православной, мечтала быть похороненной тут.

И мы знаем, что мечта ее сбылась – после мученической кончины всероссийской Матушки, как звали ее современники, тела ее и ее келейницы инокини Варвары перевез сюда архимандрит Серафим, похороненный неподалеку, в греческом монастыре Малая Галилея…

Гробницы свв. прмцц. Елисаветы:

и инокини Варвары:

На территории монастыря также находится место, на котором явилась Божия Матерь апостолам и бросила Свой поясок, хранящийся ныне на Афоне.Дивный монастырь… Спокойный и светлый.

Сестры собрались из многих стран. Чувствуется такой покой, что просто даже не знаю, как его передать словами…Просто поверьте.

С праздником!

Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.

?

|

mashenka_sench
“Я пишу Церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду по истине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу. Не как Петр и Павел завидую вам. Они апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе еще раб. Но если пострадаю, – буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным. Теперь же в узах своих я учу не желать ничего мирского или суетного” (Св. Игнатий Антиохийский. Послания к Римлянам, гл.4).
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех…P.S. Для тех, кому небезразлична трагедия в ПрямухиноЗавтра, 10.12 по пятому (питерскому) каналу в итоговой программе новостей в 23 с чем-то будет интервью о. Георгия Белодурова, посвящённое этому делу.

Взято у masska.

Источник: //mashenka-sench.livejournal.com/16320.html

Гробница Богородицы в Иерусалиме

Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера
Блог>>Гробница Богородицы в Иерусалиме

02.12.2015Достопримечательности

Гробница Богородицы – великая святая святых христианского народа, она находится на Священной земле. Именно здесь по Святому Преданию была похоронена Пресвятая Богородица. Точное местоположение: Иерусалим, долина Кедрон, уклон на западе Елеонской горы, Гефсимания.

Над усыпальницей располагается церковь в пещере, которая является достоянием греческо-православного патриархата в Иерусалиме. Ею беспрепятственно может пользоваться Армянский храм, еще допускаются панихиды других христианских вероисповеданий.

Погребение девы

Согласно поверью от IV века, Богородица умерла, когда ей исполнилось 72 года. Апостолы решили похоронить ее рядом с родными в семейной усыпальнице.

В сказании «Успение Марии» указано, что захоронение произвели в Гефсимании. Апостол Фона не присутствовал при процессии. Вернувшись в церковь спустя трое суток, он просил приоткрыть гроб, чтобы проститься с покойной, но в нем никого не оказалось.

История церкви

Церковь гроба Пресвятой Богородицы

То, что гробница Богородицы находится в Иерусалиме, подтверждается еще обращением к епископу Титу от I века.

Над гробницей Пресвятой Богородицы в 326 году было приказано построить церковь. Так под покровительством царицы Елены на этой территории был возведен первый храм.

Его подземная часть – пещера, которая по форме является крестом, при этом большую ее часть вырубили из скалы. В V веке патриархом Ювеналием была возведена верхняя часть храма, которая имеет восьмиугольную основу.

Позже его разрушили персы, но восстановление не заняло много времени.

Записи пилигрима Аркуфа от 680 года свидетельствуют о том, что храм располагался на двух ярусах. Верхний включал четыре жертвенника, нижний – только один и саму гробницу.

В 680 году Вселенский Собор принял решение о необходимости вскрыть усыпальницу. Внутри гроба нашли только пояс и одежды. Опоясок был отправлен в Грецию в монастырь Ватопед.

В дальнейшем здание неоднократно рушили, но сама гробница осталась нетронута. Все обусловлено тем, что мусульмане почитали Богородицу, как мать пророка Исы, еще одной причиной стало то, что всем известный и почитаемый пророк Мухаммед в своих видениях видел свечение над усыпальницей.

Здесь возвели монастырь бенедиктинцев, который укрепили башнями с целью обороны всей территории. Но это не спасло комплекс от крестоносцев, которые снесли практически все постройки верхнего яруса. Нижняя же часть осталась нетронута. Дальше церковь была под покровительством францисканцев. На сегодня за ней следят несколько православных церквей и мусульмане.

Экскурсии по Израилю

Заходим внутрь

Гробница Богородицы в Гефсимании располагается под землей, над поверхностью поднимаются лишь арки в готическом стиле и фронтон. Заходить нужно с юга. Под землю спускаются по широкой (в шесть с половиной метров) каменной лестнице, которая состоит из 48 ступенек.

Подземный ярус, 34 метра в длину и шесть в ширину, имеет крестоподобную форму. Здесь помимо гроба расположена часовня. Кувуклия из мрамора, она украшена драгоценными камнями, всегда освещается 24 серебряными подсвечниками и лампадами.

Войти в часовню можно с запада и с севера. За ней установлена икона Божья Матерь Иерусалимская, которую очень почитают. Чудотворную икону поместили в витрину, оформленную розовым мрамором. Икона находится в общем доступе. Каждый желающий может подойти к ней и прикоснуться.

Здесь же справа есть жертвенник для православных. Также обустроена маленькая мусульманская молельня.

Престолы нижнего яруса

В храме насчитывают как минимум девять приделов и престолов. Здесь совершаются панихиды всех христианских вероисповеданий, исключены только католические и протестантские церкви. Основные престолы:

  • православный, считается основным – располагается лишь в полуметре над гробницей Божьей Матери. Недавно армяне также получили право проводить богослужения возле этого престола. Это придел святых Иоакима и Анны, св. первомученика Стефана, св. Николая Чудотворца;
  • армянский – в распоряжении верующих он с 1814 г. Это престол чести праведного И.Обручника;
  • сирийской православной церкви – возле выхода на север от кувуклии;
  • христианской церкви Египта – в западной части храма.

Описание гробницы

Гробница Богородицы

Паломник Даниил был первым, описавшим гробницу Богородицы. Действия припадает на начало XII века.

В его сочинении присутствовали следующие факты:

  • гроб располагается на гладкой поверхности;
  • из камня высекли небольшую пещеру с дверками, чтобы любой желающий мог пройти, но только наклонившись;
  • в пещере находится каменная скамейка, на которую и положили тело Богородицы;
  • снаружи все отделано мрамором;
  • над пещерой соорудили церковь имени Богородицы Успения;
  • гроб находится под самим церковным алтарем.

Также он отмечал, что позже здание церковки разрушили.

Гробница Богородицы на фото выглядит действительно впечатляюще, но это не сравнить с духовной священной атмосферой, которая преобладает в каплице. Красное полотно православного престола, изобилие свечей и их зловоние передадут неповторимые ощущения от посещения этого священного места. Место обладает удивительной энергетикой спокойствия и умиротворения. Здесь очень тихо.

Обратите внимание! Посещение гробницы входит далеко не во все туристические маршруты. Потому стоит уточнять, если есть желание посетить это святое место.

Хороший гид обязательно ознакомит с впечатляющей историей этого религиозного храма. Особая атмосфера здесь царит в августе, когда местные празднуют Банкет Св. Марии.

Источник: //sunnyisrael.ru/blog/grobnitsa-bogoroditsy-v-ierusalime.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.