Влияние физических упражнений на органы дыхания у детей

Влияние физических упражнений организм ребенка

Влияние физических упражнений на органы дыхания у детей

Многие современные родители считают, что главное для их ребенка – стать образованным человеком, получить больше знаний и навыков, упуская из внимания влияние физической культуры на здоровье и развитие подрастающего организма. Урбанизация, развитие электронных и компьютерных технологий, появление мобильной связи резко привело к малоподвижному образу жизни, и как следствие, появлению многих заболеваний.

Особенно недостаток движения сказывается на здоровье подрастающего поколения. Организм ребенка еще формируется и с помощью многих факторов можно укрепить здоровье. Одним из них является физическая активность. Современные дети меньше двигаются, мало времени проводят на свежем воздухе, по сравнению со сверстниками прошлых десятилетий.

Частые учебные нагрузки заставляют много времени проводить за учебной деятельностью. Влияние спорта весьма многообразно. Физическая культура позволяет снизить утомляемость детей и подростков, усилить их сопротивляемость инфекционным заболеваниям, а также поднять настроение и разнообразить их деятельность.

Все дети и подростки должны двигаться соответственно своему возрасту, но не менее 1-2 ч в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более 2 ч подряд в день, в том числе и за компьютером. Не стоит ограничивать физическую активность и естественные движения: здоровый ребенок остановится сам, если нагрузка окажется тяжелой.

Однако следует избегать длительных изнуряющих тренировок.

Спорт также полезен и для детей с хроническими болезнями. Нет такого состояния, которое бы препятствовало занятиям физической культурой.

Рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно. Организм ребенка требует активности и движения, чтобы стимулировать развитие. В этом возрасте спорт полезен для формирования скелета: минеральный состав костной ткани становится богаче, следовательно, и прочнее, улучшается осанка. У физически активных детей также усиливается аппетит.

Когда ребенок длительное время находится без движений, он не расходует энергию и, таким образом, у него нет необходимости ее восполнять. А если малыш занимается спортом, то закончив тренировку, он обязательно восполнит потраченную энергию и с аппетитом поест.

Следует отметить, что многие сегодняшние дети гиперактивны, а занятие физической культурой способствуют спокойному и гармоничному развитию ребенка.

Так как дети, намного подвижнее взрослых и их простая беготня не дает мышцам возможности работать согласованно, не развивая координацию, поэтому рекомендуется ориентировать школьников на занятия в специальных секциях и кружках.

Кроме того, родителям и учителям необходимо знать, что проведение 1-2 раза в неделю уроков физкультурой недостаточное дополнение к общему количеству движения.

Важно организовывать как можно больше спортивных подвижных игр во дворе на детских площадках и школьных стадионах.

В подростковом возрасте потребность в движении так же очень высока. Они переживают бурный период роста и развития. Именно в это время в сердечно-сосудистой системе происходят структурные и функциональные изменения, от которых зависит готовность организма выдерживать нагрузки уже во взрослом возрасте.

Регулярные спортивные тренировки способствуют укреплению здоровья. При физических занятиях важно учитывать и темперамент: активному подростку с взрывным характером не понравится обычные ритмичные упражнения, а усидчивому – неуютно, например, в хоккейной группе.

Тинэйджерам отлично подходят командные соревнования, помогая вырабатывать качества лидера и дух соперничества.

Физическая культура очень полезна в сочетании с закаливанием организма. Огромное значение данных процедур заключается в профилактике простудных заболеваний, повышение работоспособности и выносливости организма.

Для закаливания детей и подростков используются естественные факторы внешней среды: воздух, солнечные ингаляции, вода. Под влиянием чистого и свежего воздуха, в котором содержится достаточное количество кислорода, улучшаются процессы пищеварения и работы дыхательной системы.

Солнце способствует выработке витамина Д, необходимого для усвоения кальция, составляющего основу роста и укрепления зубов и костей.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

Ежедневные занятия физкультурой – залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Спорт доставляет детям и подросткам радость, положительные эмоции.

За привитие любви к физической активности школьникам ответственны родители и учителя. Примером может послужить Ваше личное участие.

Организуйте больше семейных подвижных игр в выходные и каникулы, заинтересуйте ребенка в спортивных состязаниях, запишите его в тематическую секцию.

Если привыкнуть к физическим тренировкам в юном возрасте, это станет отличной привычкой на всю жизнь для Вашего ребенка.

Влияние физических упражнений и спорта на физическое развитие и здоровье детей и подростков

Обновлено 07.04 12:45 07.04 12:36

Физические упражнения. подвижные игры. а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков.

Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода.

Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза.

Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков.

У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом.

У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы.

У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания.

Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.
  1. Высочин Ю. В. Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А. Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М. Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М. Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М. Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М. Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М. Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М. Просвещение, 1968.
  8. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.

Pro-Знание — Готовая работа №56 — 2.1. Влияние физических упражнений на органы дыхания у детей

Влияние физических упражнений на органы дыхания у детей

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях органов дыхания обусловлено прежде всего тем, что импульсы от рецепторов мышц, поступая в высшие отделы центральной нервной системы, оказывают свое влияние на силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; это в свою очередь отражается и на функциях дыхательного аппарата.

Таким образом, при помощи физических упражнений можно влиять не только на состояние нервной системы, но через нее и на нарушенные функции аппарата дыхания.

При помощи систематических физических упражнений имеется возможность переводить поверхностное дыхание в более глубокое, улучшать ритм дыхания при инспираторной и экспираторной одышке, увеличивать вентиляцию и газообмен легких, снижать и ликвидировать гипоксемию.

Физические упражнения, вызывая усиление крово- и лимфообращения, содействуют более быстрому и полноценному рассасыванию образовавшегося экссудата в легких и плевральной полости, противодействуют развитию склеротического процесса в легких и спаечного процесса в полости плевры, а также предупреждают развитие у больных тяжелых осложнений (абсцесс, нарушение кровообращения и т. д.).

Таким образом, своевременное применение физических упражнений способствует восстановлению нарушенных функций системы дыхания, тем самым обеспечивая сохранение трудоспособности больных.

ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью.

Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом.

Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжается питательными веществами.

В крови ребенка увеличивается содержание красных кровяных шариков (эритроцитов).

[демо режим — текст работы показан частично]

2.2.1. Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Лечебная гимнастика прежде всего облегчает состояние больного во время приступа. Под влиянием систематической тренировки дыхания больной правильно дышит и во время приступа, что облегчает ему переносить последний.

Дыхательные упражнения, осуществляемые больным путем вдыхания воздуха через нос, а выдыхания через рот, рефлекторно уменьшают спазм и бронхиол (носолегочный рефлекс).

Гимнастические упражнения, способствующие поступлению в кровь большего количества адреналина, уменьшают, а иногда ликвидируют спазм бронхов и бронхиол.

Показания к лечебной гимнастике. Клинические наблюдения показывают, что проведение простых гимнастических и дыхательных упражнений в период предвестников приступа предотвращает его или ослабляет его течение.

Лечебное действие гимнастики сказывается и в укреплении легко возбудимой нервной системы больных бронхиальной астмой.

Воздействуя на нервную систему больных физическими упражнениями, добиваются снятия патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановления нормальной регуляции аппарата дыхания.

Этому помогает и психотерапевтическое воздействие, оказываемое на больного во время проведения лечебной гимнастики. Лечебная гимнастика оказывает на больного и десенсибилизирующее влияние.

Кроме того, лечебная гимнастика предупреждает раннее развитие эмфиземы легких, постепенно развивающейся у больных бронхиальной астмой. Лечебную гимнастику следует вводить в комплекс лечения больных возможно раньше; наличие приступов бронхиальной астмы не является противопоказанием к назначению лечебной гимнастики.

Методика лечебной гимнастики. Лечебную гимнастику применяют в стационаре, поликлинике и специализированных лечебных учреждениях.

Отличительной чертой методики лечебной гимнастики является применение после приступа специальных дыхательных упражнений, способствующих выдоху, а в межприступном периоде – специальных дыхательных упражнений с произношением звуков – букв в сочетании с простыми гимнастическими упражнениями.

Повседневная тренировка дыхания обеспечивает больному умение управлять своим дыханием. Наиболее выгодными исходными положениями для тренировки дыхания и осуществления гимнастических упражнений являются положения сидя и стоя.

В занятие лечебной гимнастики следует включать простые гимнастические упражнения для конечностей и туловища, а также ходьбу. Упражнения, вызывающие значительное учащение и задержку дыхания, а также упражнения со значительным мышечным усилием для больных бронхиальной астмой не подходят.

Тренировку дыхания осуществляют специальными дыхательными упражнениями с произношением на медленном выдохе звуков — букв. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают на занимающегося и психотерапевтическое воздействие.

Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятий согласные буквы: С, 3, Ш, Щ, а затем согласные буквы Ж, Р и гласные У, Е, И, А (основные буквы для тренировки дыхания).

Обычно в начале тренировки произносят букву в течение 5—7 секунд, доходя в дальнейшем до 15—20 секунд.

Когда больной овладеет своим дыханием (произношение отдельных букв в течение 15 секунд), переходят к последовательной тренировке дыхания в виде произношения на одном выдохе комбинации из двух, а затем — трех букв.

Когда больной освоит произношение на одном выдохе трех букв, переходят к произношению на выдохе гласной буквы с прерыванием произношения в середине выдоха. Например, БрУУУ, ПрУУУУ; ШрОООО; ТрОООО и т. п.

Из приставок, облегчающих произношение гласных букв, можно применять приставки (произносимые кратко): Бр, Вр, Гр, Др, Жр, Кр, Пр, Шр, Хр. На последнем этапе тренировки дыхания используют произношение какой-либо буквы с усилением ее в середине упражнения; например, ссссССССсссс, ШрииииИИИииии; ДрааааААААаааа и т. д.

Для разнообразия занятий можно проводить не четырехкратное повторение одной буквы, а однократное произношение разных букв, например СССС, 3333; ШШШШ или БриИИИИ, БрЕЕЕЕЕ, ДрОООО, ПрУУУУ или комбинации из согласных и гласных букв, например ГраАААА, ЖЖЖЖ, ПрИИИИ, РРРР.
[демо режим — текст работы показан частично]

Источник: //pro-znanie.ru/ready-works/work/56/contents/433/

Влияние физических нагрузок на органы дыхания

Влияние физических упражнений на органы дыхания у детей

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Дыхание – это процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Различают легочное (внешнее) дыхание и тканевое (внутриклеточное) дыхание.

Внешним дыханием называют обмен воздуха между окружающей средой и лёгкими, внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ – из клеток в кровь).

Дыхательный аппарат человека составляют:

воздухоносные пути – носовая полость, трахея, бронхи, альвеолы;

легкие – пассивная эластичная ткань, в которой насчитываются от 200 до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;

грудная клетка – герметично закрытая полость;

плевра- плевра из специфической ткани, которая покрывает легкие снаружи и грудную клетку изнутри;

дыхательные мышцы – межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающие участие в дыхательных движениях, но имеющих основные функции.

Показатели работоспособности органов дыхания являются:

  • 1). Дыхательный объем.
  • 2). Частота дыхания.
  • 3). Жизненная емкость лёгких.
  • 4). Легочная вентиляция.
  • 5). Кислородный запас.
  • 6). Потребление кислорода.
  • 7). Кислородный долг и др.
  • 1). Дыхательный объем (ДО) – количество воздуха, проходящее через легкие при дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). В покое у нетренированных людей ДО составляет 350-500 мл, у тренированных – 800 и больше. При интенсивной физической нагрузке ДО может увеличиться до 2500 мл.
  • 2). Частота дыхания (ЧД) – количество дыхательных циклов в 1 минуту. Средняя ЧД у нетренированных людей в покое- 16- 20 циклов в минуту, у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При спортивной деятельности ЧД у лыжников и бегунов увеличивается до 20-28 циклов в 1 минуту, у пловцов- 36-45; наблюдаются случаи увеличения ЧД до 75 дыхательных циклов в минуту.
  • 3). Жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое вдохнул человек после максимального выдоха (измеряется методом спирометрии).

Показатели ЖЕЛ

Тренированный организм

Нетренированный организм

мужчины

женщины

мужчины

женщины

4700 мл

3500 мл

3500 мл

3000 мл

При занятиях циклическими видами спорта ЖЕЛ может достичь у мужчин 7000 мл и более, у женщин – 5000мл и более.

4). Легочная вентиляция (ЛВ) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту, и определяющийся путем умножения величины ДО и ЧД.

ЛВ в покое составляет 5000-9000 мл. При физической нагрузке этот показатель достигнет 50 л. Максимальный показатель ЛВ может достигать 186, 5 л при ДО 2,5 л и ЧД 75 циклов в 1 минуту.

  • 5). Кислородный запас (КЗ ) – количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в 1 минуту. В покое КЗ равен 200-300 мл. При беге на 5 км увеличивается до 5000-6000 мл.
  • 6). Максимальное потребление кислорода (МПК ) – необходимое количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при определенной мышечной работе. У нетренированных людей МПК составляет 2- 3,5 л/ мин., у спортсменов мужчин может достигать 6 л/мин.,

у женщин – 4 л/ мин. и более.

7). Кислородный долг – разница между кислородным запасом и кислородом, которое потребляется во время работы за 1 минуту, т. е.

КД= КЗ – МПК

Величина максимального возможного суммарного долга кислорода имеет предел. У нетренированных людей он находится на уровне 4-7 л кислорода, у тренированных – может достигать 20-22 л.

Таким образом, физические тренировки способствуют адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

При систематических занятиях спортом улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях.

При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга.

Самые полезные виды спорта – это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.

При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.

Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры.

Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

Физические упражнения и спортивные тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.

Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Разносторонняя мышечная деятельность повышает работоспособность организма. При этом уменьшаются энергетические затраты организма на выполнение работы.

Слабость мышц спины вызывает изменение осанки, постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Для нашего времени характерны широкие возможности повышения уровня физического развития человека. Нет возрастного предела для занятий физической культурой.

Упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка или умения. Под влиянием упражнений формируется законченность и устойчивость всех форм двигательной активности человека.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: //vuzlit.ru/350648/vliyanie_fizicheskih_nagruzok_organy_dyhaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.