Детям о деньгах: после 7 уже поздно

Содержание

Как разговаривать с детьми о деньгах

Детям о деньгах: после 7 уже поздно

В некоторых семьях не принято обсуждать с детьми денежные вопросы. «Им рано думать о деньгах», «вырастут — еще успеют намучиться с финансовыми проблемами», — рассуждают родители. Но детям, которых с малых лет учат обращаться с деньгами, гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни.

Почему важно говорить с детьми о финансах?

Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.

Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

Дети более уязвимы перед мошенниками. Без подготовки ребенок не распознает обман, ведь он пока не понимает рисков и доверяет всем подряд.

Лучше заранее обсудить с ребенком, с какими способами мошенничества он может столкнуться и как действовать в таких ситуациях. Например, хакеры взломали страницу друга в соцсети и от его имени попросят перевести деньги.

Или пришло СМС-сообщение о том, что якобы по ошибке сделали перевод не на тот номер телефона и просят вернуть эту сумму.

Необходимо объяснить ребенку, что подобные сообщения надо проверять: уточнить у друга по телефону или при встрече, действительно ли это он просит деньги, посмотреть баланс телефона — был ли на самом деле перевод. А лучше позвать на помощь родителей.

Если ребенок с детства научится внимательно и осторожно действовать в финансовых вопросах, это убережет его от крупных потерь в будущем.

Правило № 1. Объясняем в игровой форме

Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.

С малышами можно начать с простого:

  • Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.
  • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.
  • Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.

Для младших школьников подойдут игры посложнее:

Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить.

Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости.

Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.

Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?

В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.

Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.

Правило № 2. Поощряем детские накопления

Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.

Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения. 

Правило № 3. Доверяем детям покупки

Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.

Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

Правило № 4. Учим управлять бюджетом в быту

И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить весь класс мороженым?

Объясните ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка на день рождения, — полностью его. А значит — ему решать, как ими эффективнее распорядиться.

Лучше давать ребенку деньги сразу на какой-то период, например на неделю. Ежедневное спонсирование приведет к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию.

Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы.

  • Первоклашкам можно объяснить, что такое квартплата, семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты.
  • Дети лет с 10 могут выступать «финансовыми консультантами» своей семьи. Научите их бережному потреблению и попросите посчитать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран и не выключают свет.
  • На своем примере родители могут рассказывать, как ведут семейный бюджет. Как вы распределяете зарплату? Сколько денег уходит на обязательные платежи? Сколько вы откладываете на отпуск? Сколько тратите на игрушки и развлечения?

Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела

Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи.

Например, можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.

Правило № 6. Уважаем право ребенка на ошибки

Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Будьте всегда готовы к открытому диалогу, особенно в вопросах финансов. Не бросайтесь сразу же критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а потом поделитесь своим.

Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в будущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.

Правило № 7. Исключаем негативные установки

Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богатство — это плохо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни.

Или и того хуже: внушая детям, что богатые люди — это хапуги и торгаши, вы можете вызвать обратный эффект. Например, ребенок будет думать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.

Осторожно комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите. У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.

И ни в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами. И в будущем он может, например, согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы

«Пап, а сколько ты зарабатываешь?» Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа.

Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, расскажите, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой: «Достаточно для нашей семьи».

Если ваш ребенок еще не дорос до совместного планирования общего семейного бюджета, лучше не давайте точных цифр — ему все равно сложно будет оценить, много это или мало.

«Почему у Васи дорогой смартфон, а у меня обычный кнопочный?» Самое главное — не начинать критиковать Васю и его родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. И уж тем более не бегите покупать ребенку в кредит дорогой телефон, чтобы ему было не стыдно перед одноклассниками. Этим вы покажете ему плохой пример управления бюджетом.

Может быть, действительно пришла пора поменять кнопочный телефон на современный смартфон. Но совершенно необязательно тратить на него много денег.

Объясните подростку, что стоит обращать внимание на характеристики, которые действительно нужны, а не на бренд. Выберите вместе с ним достойный телефон по приемлемой цене. Так он научится делать осознанный выбор, а не вестись на рекламные уловки.

Да и вы не будете переживать, что он потеряет или у него украдут смартфон по цене подержанного космолета.

Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других.

Объясните, что все люди, их навыки и то, что сейчас востребовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности.

Такой вопрос может стать отличным поводом обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь.

«Как вышло, что тетя Мила потеряла все свои сбережения?» Это хороший повод поговорить про финансовых мошенников и объяснить базовые правила финансовой безопасности:

  • Не записывать ПИН-код на карте и никому его не сообщать.
  • Никогда не выпускать карту из поля зрения, когда расплачиваешься ей где-то. Так, например, в кафе официант должен принести переносной POS-терминал или пригласить вас на оплату к кассе.
  • Немедленно сообщать в банк и родителям, если карта потерялась. А также если вам пришло СМС-сообщение о покупке или снятии денег в банкомате, а вы этого не делали.
  • Не использовать открытые точки Wi-Fi (интернет в общественных местах: транспорте, кафе, кинотеатрах), когда заходишь в интернет-банк или мобильный банк.
  • Не делать покупки в интернете на сомнительных сайтах (например, вас должна насторожить слишком низкая цена на последнюю модель кроссовок в интернет-магазине).
  • Не реагировать на тревожные звонки, СМС, письма или сообщения в соцсетях о том, что вашему родственнику или знакомому нужны деньги. Вместо этого надо сразу звонить родителям или близким, предупредить, что от их имени рассылаются такие сообщения, — возможно взломали их аккаунт или почту.
  • Не переходить по ссылкам в письмах о выигрыше телефона, планшета, ноутбука и прочего. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Скорее всего, по ссылке вы получите только вирус.
  • Не выкладывать в социальных сетях фотографии новых покупок, обстановки в вашей квартире, билетов на самолет или поезд с датами вылета и прилета. Не писать посты о том, как скоро вы уедете на каникулы и дома никого не будет. Так ваш дом может заинтересовать грабителей, пока вы отсутствуете.

Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.

Источник: //fincult.info/article/kak-razgovarivat-s-detmi-o-dengakh/

Как говорить с детьми о деньгах

Детям о деньгах: после 7 уже поздно

Не так давно я оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Девочка пяти лет, в воспитании которой я участвую, подошла и очень серьёзно спросила:

Тамара, откуда берутся деньги?

Я принялась радостно объяснять (деньги дают за работу и так далее), а спустя буквально пару дней вместо «Папа, купи мороженое», она сказала: «Папа, давай ты пойдёшь на работу, заработаешь денег и купишь мне мороженое». То есть ценность чужого труда девочка пока не поняла, но то, что я ей говорила, впитала моментально. Лично меня это поразило.

Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила

  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал.

    Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.

  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах.

    Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:

  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.
  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.
  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.
  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.

Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:

  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.
  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.
  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.

Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:

  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.
  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.

Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:

  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».
  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.
  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:

  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.
  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.
  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.
  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».

Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:

  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.
  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).
  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.

Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:

  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.
  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.
  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.
  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.
  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.
  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.

Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:

  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).
  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.

Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:

  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.
  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.
  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.
  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:

  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.
  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.

Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.
  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.
  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.

Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:

  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.
  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.
  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие.

Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ.

Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

И нет, счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем. Хотите этого для своего ребёнка? Начинайте сегодня.

 А может, вы уже говорили с ребёнком о деньгах? Как это было? Вы замечали прогресс после таких разговоров? Если хотите похвастаться, какие у вас умные дети, сейчас самое время. 🙂

Источник: //Lifehacker.ru/children-and-money/

Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами

Детям о деньгах: после 7 уже поздно

Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами.

Чтобы ребенка приспособить к будущей самостоятельной жизни, ему с детства нужно внушить уважительное отношение к деньгам.

Первые карманные деньги дети начинают получать с поступлением в школу: на булочку в столовой или шоколадку по дороге домой. С этого момента можно начать прививать ребенку навыки общения с деньгами.

А то и раньше, ведь чем раньше родители начнут работать в этом направление, тем большего добьются.

В 5-7 лет ребенок интересуется цифрами и начинает рисовать деньги на бумаге, а затем играть ими. В этом возрасте и следует начинать формировать у него правильное отношение к деньгам. С 5 лет вы можете приучать ребенка участвовать в вашем семейном бюджете. Умение планировать бюджет на неделю – хорошая привычка.

Участие ребенка в семейном бюджете

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.

Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания.

Вместе с ребенком распланируете деньги на неделю по различным категориям:

  1. обязательные платежи (квартплата и т.п.);

  2. желательные траты (поход в цирк и т.д.);

  3. долговременные накопления (машина и т.п.);

  4. необязательные траты (дорогие игрушки и т.п.).

Пусть ребенок знает, сколько денег уходит на питание, сколько нужно отложить на путешествие и т.д. Объясните ребенку смысл пословицы: «Копейка рубль бережет». Поставьте цель сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута. Подумайте вместе с ребенком, где и на чем можно сэкономить.

Копилка для ребенка

В 6-7 лет объясните ребенку, что деньги можно не только тратить, но и копить. Участие в решение взрослых вопросов воспитывает у ребенка самостоятельность и ответственность. Подарите малышу копилку, пусть он там копит деньги на желаемую для него вещь.

Карманные деньги

Карманные деньги можно давать детям уже с 6-7 лет. Так вы можете приучить малыша к самостоятельности. Ребенок должен меть самостоятельно распоряжаться ограниченными финансовыми ресурсами.

Многие родители опасаются давать деньги детям до 11-12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потеряет или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы.

Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение «взрослости», и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам.

Причем, если первоклашкам карманные деньги стоит давать ежедневно и небольшими порциями, то учеников третьих-четвертых классов можно переводить на еженедельное содержание. А старшеклассникам финансирование должно выделяться раз в две недели, а лучше — раз в месяц. Это учит ребенка планировать собственные расходы.

Подаренные или заработанные деньги также должны оставаться у ребенка (о том, как привить любовь к накоплению).

Но чтобы он их не потерял и не растратил (иногда речь идет о довольно крупных суммах), папа или мама могут предложить себя в качестве ответственного хранителя.

Но в таком случае очень важно самому не запускать руку в «детский капитал». Ведь, если ребенок узнает о том, что родитель потратил его деньги, доверие будет подорвано.

В данном случае отличным вариантом станет вклад в банке. Его можно открыть как на имя родителей, так и на имя ребенка (некоторые банки предлагают депозиты на имя несовершеннолетнего). Причем, идти в банк и класть, и снимать деньги следует обязательно с ребенком.

Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в языковой лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: «За эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку».

Итак, вот несколько рекомендаций: 

  1. С самого начала объясните ребенку, на что именно ему даются деньги. Пусть он сам решает, что ему купить на карманные деньги (конфеты, мороженное или сувенир маме).

  2. Сумма карманных денег должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.

  3. Карманные деньги должны выдаваться 1 раз в неделю в определенный день. Сумму не следует увеличивать под предлогом того, что ребенок все истратил.

  4. Если вы не можете дать ребенку карманных денег, объясните причину.

Ребенок делает покупки

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

В 6-8 лет ребенок же знает, сколько что стоит. Поэтому его можно брать с собой в магазин, пусть он сам делает свои первые покупки. И там фиксируйте их внимание на том, что сколько стоит. Ребенка можно просить взвешивать фрукты и овощи и вслух называть цену.

Естественно, это не должно звучать, как упрек. Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам. Разрешите ему рассчитаться в кассе или в кафе по счету. Научите его округлять цифры и высчитывать приблизительный размер счета.

При этом очень важно не прибедняться, не сокрушаться, «как тяжело жить». У ребенка не должно сложиться ощущение, что он беден. Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь.

И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным.

В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: «нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий».

О деньгах детям: советы родителям

Ребенок не должен слышать споров по поводу денег (родители могут обвинять друг друга в неэффективной трате денег или неумении их заработать). Иногда родители оплачивают детям хорошие отметки в школе или выполняемую по дому работу. Однако эта идея чревата негативными последствиями.

Ведь у ребенка должен выработаться интерес к получению знаний, а помощь родителям должна быть естественным проявлением любви и заботы о родителях. Ребенок ни в коем случае не должен подменять эти ценности интересом к деньгам.

А подарок к окончанию учебного года в школе, наоборот, будет выглядеть как признание успехов ребенка.

Ежедневно наблюдая за тем, как распоряжаются финансами самые близкие взрослые, недавний карапуз волей-неволей начинает вести себя так же. А учитывая, что ни в школе, ни в детском саду обращаться с деньгами не учат, то ответственность за финансовое воспитание отпрыска полностью ложится на плечи родителей.

И не стоит надеяться, что, мол, со временем сам поймет. Ведь в будущем такая позиция родных может серьезно повлиять на успешность наследника и даже развить в нем некоторые комплексы, если отношение к деньгам сформировано неправильно.

Начать знакомство с финансами стоит с объяснения того, что деньги – это эквивалент товара

Очень важно, как подойдут родители к этой беседе. В силу своего возраста малышу значительно проще будет усвоить такую непростую информацию в форме игры. Например, можно купить на одну сумму несколько наименований: яблоки, молоко, конфеты, а затем объяснить ребенку наглядно, какому количеству того или иного товара эквивалентна данная сумма денег.

Полезно также будет взять его с собой на работу и показать, где, каким образом зарабатываются деньги для всей семьи, и для него в частности.

Итак, вопрос: когда и с чего начинать преподавать финансовые азы?

Как правило, впервые необходимость серьезно объяснить, что же такое деньги, появляется, когда сыну/дочери исполнилось 6-7 лет. В этом возрасте дети идут в школу и родители начинают давать им «мелочь» на карманные расходы.

Проблема в том, что ребенок, попадая в новую, непривычную для себя ситуацию (когда у него есть некоторая сумма и он самостоятельно может потратить ее по своему усмотрению), стремится поскорее избавиться от денег.

Это абсолютно нормальная реакция человека на что-то. ранее ему неизвестное. Накупив кучу нужных и ненужных вещей, он приходит домой удовлетворенный… И вот тут часто, неожиданно для себя, сталкивается с критикой со стороны родителей.

«Зачем ты это купил? Тебе это не нужно!»

Но винить ребенка в данном случае несправедливо, ведь он получил деньги, но не получил инструкцию по их использованию. И большинство родителей, для которых финансы – вещь привычная, начинают понимать, что для их чада в этом вопросе все обстоит несколько иначе. Что такое «дорого/дешево» – ему неясно.

То же самое касается и ситуации, когда, увидев в магазине дорогую игрушку, ребенок начинает просить ее у родителей. И если они не могут себе позволить купить ее, то часто сталкиваются с… детской истерикой. Ругать и критиковать сына за это не стоит. Намного полезнее будет разъяснить ему, что такое деньги и как с ними обращаться.

Ребенок должен усвоить, что деньги – ресурс исчерпаемый

Если он покупает одну вещь, не исключено, что ему придется пожертвовать другой. Именно поэтому для наглядности рекомендуется лет с 11-12 начать вести с ним дневник учета расходов. И если он видел, как это делают родители, подводя финансовые итоги семьи раз в неделю или месяц, то заполнять такой дневник для него будет абсолютно естественным занятием.

На основании записей взрослые смогут понять, на что обычно тратит деньги их чадо, и вывести некую стандартную сумму, которая будет выдаваться ему раз в неделю на карманные расходы.

Только с условием, что она должна быть постоянной каждый месяц – для того, чтобы ребенок научился существовать в конкретных финансовых рамках (при этом составляющие в списке могут меняться).

Например, в сентябре он сэкономил на походе в кино, значит эти деньги переходят на октябрь или он может отложить их для будущей, более крупной покупки.

Любой ребенок о чем-то мечтает. Во все времена дети копят на что-то: на велосипед, телефон, игровую приставку.

А в наш век стремительного появления различных компьютеров и планшетов… соблазнов становится все больше и больше. Чем дороже вещь, тем интереснее на нее собирать. Директор бизнес-школы для детей Сергей Биденко советует:

 «Если ребенок хотел бы купить что-то дорогостоящее и копит для этого деньги, при этом родители знают о его мечте и готовы оплатить покупку, очень важно, чтобы он также поучаствовал в приобретении. Даже в том случае, если его вклад будет незначительным, сам факт, что ради этого пришлось откладывать и экономить, воспитывает ощущение финансовой ответственности – и отношение к новому приобретению будет значительно более бережным».

Платим деньги ребенку за работу?

Часто в семье возникает вопрос, нужно ли платить ребенку за работу по дому? Родители разрабатывают целые тарифные сетки, подробно описывая, сколько будет стоить мытье посуды, уборка собственной комнаты, прогулка с собакой, полагая, что таким образом они учат чадо зарабатывать. Но тут кроется большая опасность. Безусловно, наследник может получать вознаграждение, если он хорошо потрудился, но только не тогда, когда выполнил свои прямые обязанности.

Семья – это социальный организм, где каждый имеет свои функции и вносит в общее благосостояние свою лепту. Ребенок должен осознать, что мама, например. не просит платить ей, когда она готовит или стирает.

То же касается и вознаграждения за хорошую учебу. Зарабатывая на оценках, дети перестают понимать, для чего нужно образование, какую роль оно сыграет в будущем.

Основной целью становятся не знания, а деньги, которые получены за отметку.

Психологи говорят о том, что поощрять наследника за различные достижения в спорте или творчестве просто необходимо. Это дает ему стимул к росту и работе над собой. Тем не менее, здесь тоже лучше обойтись без собственно денег. Значительно полезнее подарить то, о чем он давно мечтал, или устроить семейный праздник.

Электронные деньги для ребенка

Помимо наличных в наш обиход очень активно входят деньги электронные: банковские карты, веб-счета и т. д. Дети являются частью общественного процесса, в котором с каждым днем появляется все больше банковских продуктов. Учите ребенка разбираться в них.

Рано или поздно, ему все равно придется вступить в какие-то отношения с банком. И лучше всего, если он будет подготовлен и сделает все это осознанно.

Многие специалисты говорят о том, что если бы люди больше разбирались в банковских кредитах, не было бы такого количества разбитых судеб – в долг просто бы не брали.

Начать лучше всего с кредитной карты, где будет установлен невысокий лимит для того, чтобы не было возможности потратить слишком много. В настоящее время в некоторых банках уже предлагают открыть карту на имя ребенка, если ему исполнилось 6 лет.

Это не только научит его пользоваться ею, она сможет также стать для него своеобразной копилкой. Средства, которые появятся у отпрыска (например, после подарков бабушек), можно перевести на его счет. Это убережет также от того, что деньги разойдутся на мелкие, никому не нужные безделушки.

К тому же следить за своим счетом сейчас достаточно удобно, пользуясь онлайн-доступом к нему.

Самым плохим помощником в финансовом воспитании ребенка является критика.

Ругая за неправильное обращение с деньгами, родители рискуют сформировать у наследника опасливое отношение к деньгам. Так что постарайтесь в этом вопросе выбрать нужный тон и форму общения с детьми.

Источник: //infourok.ru/chto-dolzhni-znat-deti-o-dengah-ili-kak-rasskazat-detyam-o-dengah-i-kak-nauchit-rebenka-rasporyazhatsya-dengami-748185.html

Что такое деньги для детей

Детям о деньгах: после 7 уже поздно

Ребенок уже имеет представление о природе и их возможностях, двигаемся дальше.

В этом разделе Вы найдете комплекс упражнений, которые помогут ребенку научиться замечать рекламные ловушки и противостоять им, избегать ненужных покупок, экономить деньги и накапливать их на свои цели.

Вам вместе предстоит поучаствовать в «Фестивале пожирателей рекламы», «Контрольной закупке», завести свою первую настоящую «Финансовую цель» и многое другое.

Ваш ребенок уже имеет опыт умных покупок и накоплений, самое время знакомиться с азами планирования и управления бюджетом, инфляцией и способами защиты накоплений от ее влияния.

Результат – вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете – это совершенно нормально.

Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6–7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Научите детей обращаться с деньгами

Трехлетние малыши с удовольствием бросают центы в копилку, чтобы потом обменять их в магазине на сладости. Детям старшего возраста можно привить полезные привычки с помощью карманных денег. Самая большая медвежья услуга, которую вы можете оказать своему ребенку, – не говорить с ним на тему денег.

Это даст крохе понять, что деньги или неважны, или представляют собой нечто такое, чего надо бояться и никогда не упоминать. Плохо и то, если ваши поступки производят впечатление, будто деньги действительно растут на дереве.

Ребенок может усвоить это, если просто давать ему карманные деньги. Поэтому стоит начать домашнее обучение финансовой грамоте по простой схеме: за дополнительную работу по дому ребенок получает на карманные расходы больше, чем обычно.

Детям о деньгах: после 7 уже поздно

Кто-то из родителей даже возмутится: что за приучение такое? Дети же – не «собака Павлова»! Под приучением к деньгам мы подразумеваем многое – знания о них, умение их считать, сберегать, откладывать, рационально расходовать с учетом жизненных приоритетов.

Это необходимый минимум. Западные родители (из США, Европы) стремятся обучить детей еще и финансовой грамотности, планированию и инвестированию и даже зарабатыванию.

В конце концов, умение грамотно обращаться с деньгами – это не просто реакция на привычные раздражители (даже собаке Павлова это не подвластно). Это навык, который не возникает просто так, «из ниоткуда».

Дети и деньги (function(d, s, id) var js, fjs ementsByTagName(s) 0; if (ementById(id)) return; js eElement(s); id;

  1. пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни;
  2. ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
  3. если не давать — возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными.

Как говорить с детьми о деньгах

Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах.

Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал. Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки.

Отсюда второе правило. Лучший формат обучения — игровой.

Портал официальных сайтов образовательных организаций Московской области

Правда, есть все-таки опасение. Пустив этот процесс на самотек, не вредим ли мы детям, не упускаем ли чего-то важного в их развитии.

Например, можем ли мы быть уверенными, что у ребенка само по себе сформируется правильное отношение к деньгам, что не разовьются алчность, жадность или, наоборот, расточительность? И что, собственно такое «правильное отношение к деньгам»? А может быть, мы просто не знаем, как подступиться к сложной задаче передачи своему ребенку навыков взрослой жизни?

Особенно задача обучения детей обращению с деньгами становится явной, когда мы говорим о детях, имеющих нарушения в развитии или ограниченные возможности здоровья.

Источник: //admpravokumskoe.ru/chto-takoe-dengi-dlja-detej-87881/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.