Домашние питомцы: воспитываем ответственность в ребенке? Или в себе?

Как воспитать ответственность у ребенка?

Домашние питомцы: воспитываем ответственность в ребенке? Или в себе?

Многие родители хотят, чтобы их дети были ответственными и самостоятельными. И некоторые из них задают себе вопрос: «А что мы, как родители, можем для этого сделать?» Ниже, в своей статье, я дам вполне конкретные рекомендации, а также расскажу об условиях, которые способствуют формированию ответственности у детей.

Что такое ответственность?

  1. Ответственность – это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений. Под принятием понимается – проживать ту реальность, тот вызов среды, который будет после этих решений. Другими словами, «накосячил» – разгребай.

  2. В тоже время, ответственность – это внутреннее чувство человека. Это некий ответ человека на вызовы (вопросы) среды, Мира. Будучи ответственными мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем и.т.д.

На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  • выполнение договоренностей между людьми;
  • быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  •  успешно выполнять свои социальные задачи;
  • принятие самостоятельных решений, делать выбор;

Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребенок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

Есть два принципиально разных способа взаимодействия родителей и детей.  Первый  — родители реагируют на какие-то события, которые случаются с ребенком, мы будем называть это «происшествия». Происшествия не планируются, они случаются.

Например, ребенок получил «двойку», родители — реагируют, обращают внимание, контролируют. Или ребенок забыл собрать портфель, сделать какое-то домашнее дело — родители, естественно, реагируют на это, вступая во взаимодействие с ребенком.

Родительская реакция на происшествия — это всегда активность пост-фактум, родитель догоняет события.

Другой способ — это создавать события. Событие в семье — это управляемый целенаправленный процесс.

 Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс.

Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребенком, большинство его качеств формируется в семье.

Раз событие создается и управляется, следовательно, в нем есть безопасность и родительский контроль.

Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и.т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  1. Событие планируется (не является случайным или стихийным)
  2. Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  3.  Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми)
  4. В событии участвует не один ребенок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  5. Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребенка.

Как формируется ответственность?

Любой навык или качество ребенка формируются через события в семье.

Для того, чтобы сформировалось у ребенка чувство ответственности, необходимо:

Создавать события и такой контекст, в которых у ребенка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребенку эти последствия прожить.

Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребенка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребенка.

Важно! Давать право выбора ребенку. Некоторым родителям кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым.

И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребенка, то мы тем самым не даем ребенку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение.

 Не давая ребенку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

Важно! Необходимо также объяснять ребенку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребенка и последствиями.

Последствия для ребенка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

Пример № 1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребенку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу.

У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. Ребенок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда.

Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

Пример № 2. Событие: завтрак. У ребенка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено.

По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребенок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко.

 В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребенок лишил себя сна.

Пример № 3.

В ситуациях, когда ребенок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

Пример № 4.

Наличие в доме домашних животных и уход за ними — отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребенка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать.

Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода.

Через любовь к животным, ребенок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

Все вышеперечисленные рекомендации будут работать в том случае, если в семье создаются условия для формирования ответственности. Этих условий несколько.

  1. Личный пример взрослых. Быть самим ответственными (выполнение договоренностей, держать слово)
  2. Давать ребенку поручения и выбор;
  3. Уважать выбор ребенка, каким бы странным он не казался взрослым;
  4. Поощрять ответственное поведение;
  5. Давать право выбора;
  6. Учить ребенка прогнозировать результаты собственных действий;
  7. Учить ребенка расставлять приоритеты;
  8. Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребенок это умеет.
  9. Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребенка.
  10. Самоконтроль как сформированный навык.

Источник: https://peter-zarubin.ru/kak-vospitat-otvetstvennost-u-rebenka/

Воспитание и развитие ответственности – психология

Домашние питомцы: воспитываем ответственность в ребенке? Или в себе?

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут.

Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя.

Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности.

Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Воспитание взрослости Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Ч…Воспитание ответственности у ребенка Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он зак…Педагогика ответственности Педагогика ответственности — учет личностных особенностей в распоряжении ответственности.

«Не важно,…Развитие личной ответственности Развитие личной ответственности — приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последств…Твой выбор — твоя ответственность Представьте себе: малыш сыт и сух. Он здоров и весел, вы как раз полчаса его развлекали.

А теперь вы…Уровень личной ответственности Ответственности можно и нужно учиться, как любому другому жизненному навыку, и хорошим ориентиром мо…Сыну двенадцать: воспитание ответственности После возвращения с ВВС 2013 мой 12-летний сын часто повторял: «Позитив, конструктив, ответственност…Упражнение «Железное слово» Мое слово — кремень.

Я отдаю себе отчет, что если я взял обязательство, для меня дело чести его выпо…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник:

Воспитание ответственности у ребенка

Ребенок испытывает жажду свободы не в понимании делать всё и вся, а выполнять элементарные вещи, которые ему уже под силу. Беспрестанный тотальный контроль родителей вызывает бурю негодований.

С 7 лет излишняя опека должна быть сведена к нулю, иначе это грозит ребенку инфантильностью, беспомощностью, неумением решать свои проблемы.

Очень часто дети в раннем возрасте слушаются беспрекословно, а в подростковом устраивают бунт: красят волосы в непонятный цвет, не посещают занятия в школе, вступают в молодежные группы для самовыражения.

Прежде всего, отправьте ребенка в «свободное плавание», успокойтесь. Преодолеть излишние всплески эмоций ваших детей очень просто, действуя постепенно и логично:

Как заставить ребенка учить уроки

Как побороть истерику у ребенка?

Учим детей  самостоятельности

снимите с себя груз ответственности и дайте право ребенку самому справляться со своими личными делами. В 8-12 лет чадо вполне готово отвечать за свои поступки. Без помощи родителей следить за порядком в своей комнате, решать школьные проблемы, готовить домашнее задание. Родители могут только дать совет и то, только если об этом попросят;

взяв на себя долю ответственности, дети должны увидеть последствия. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Только ошибаясь, ребенок поймет, как делать правильно. Это не касается серьезных проблем: употребление наркотических средств, спиртных напитков или курения;

не навязывайте планы на будущее. Ребенок должен самостоятельно определить свой путь без какого-либо давления. Научитесь доверять и используйте свой голос в качестве совещательного;

общение со сверстниками необходимо всячески поддерживать и поощрять. Единственная задача и ответственность лежит на родителях за безопасность. Нужен качественный, без лишних эмоций инструктаж, чтобы ребенок вовремя мог распознать угрозу и здраво принять решение.

Дети по-разному реагируют на предоставленную им свободу, начиная от упреков и заканчивая бесшабашными действиями. Главное сохранять спокойствие и знать, что ребенок справится с трудностями. Подтянется дисциплина, улучшатся оценки, уйдет вспыльчивость, психоз.

Выдержите время и не пытайтесь снова всё взять под свой контроль. Иначе есть опасность, что ребенок к 30-ти годам может остаться неготовым отвечать за свои действия, и причина его несостоятельности будет скрываться именно в воспитании.

Чтобы не винить себя за неудачи ребенка, уже сейчас начните прививать ему самостоятельность.

Источник — mirrosta.ru

Источник:

Психология воспитания, ее задачи

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Психология воспитания — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, психологию воспитания иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.

Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Психологию воспитания преподают на педагогических факультетах университетов.

Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Наибольшее значение для психологии воспитания имеют следующие разделы психологии: рост и развитие ребенка, научение, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

Рост и развитие. Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся.

В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776-1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества.

Ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна.

Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, — самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т. е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Научение. С точки зрения психологии воспитания, задача образования куда шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение.

Образование помогает людям научиться, как правильно или по крайней мере адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций, независимо от того, используют ли эти реакции двигательные способности, слова и предложения или же невысказанные мысли и идеи.

Воспитание рассматривают в нескольких аспектах:

— в социальном смысле – это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

— в педагогическом смысле — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого;

— в психологическом смысле – процесс формирования личности на разных возрастных этапах, исходя из психологических особенностей воспитуемого.

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований.

Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С.

Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе.

Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности.

Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Объект психологии воспитания — это личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий.

Предмет психологии воспитания –это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, целенаправленной организации педагогического процесса.

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия.

В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности.

Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Основная задача — исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Реализация этой задачи способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Новой и сложной задачей психологии воспитания является разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/vospitanie-i-razvitie-otvetstvennosti-psihologiya.html

Как воспитать в ребенке ответственность – семейные правила

Домашние питомцы: воспитываем ответственность в ребенке? Или в себе?

Как воспитать чувство ответственности в ребенке, требуемую в школе, когда он еще такой маленький. Привыкая, ребенок сам начинает развивать это чувство в себе.

[ads-for-wp ads-id=”9184″][ads-for-wp ads-id=”9157″][ads-for-wp ads-id=”9158″]

«Ну, купите мне щенка!» «За ним нужно ухаживать, выгуливать, убирать» «Я буду это делать. Обещаю!» «Если бы! Но ты безответственный».

Звучит, как приговор: безОТВЕТственный – человек, не имеющий ответа, не знающий, как оценить свой поступок и сделать самостоятельное действие.

Воспитание ответственности у детей – для многих понятие настолько размытое, что они путают порядок в комнате и порядок в душе, чистоту в тетради и чистоту помыслов…

Что такое ответственность и как развивать её  в ребенке?

Ответственность не рождается вместе с человеком. Это понятие определяется как совершенно добровольное, а главное – искреннее, вполне осмысленное признание необходимости (!) за кого-то или за что-то отвечать, о ком-то или о чем-то заботиться, готовность взять на себя вину за промахи, принять вознаграждение (прежде всего, моральное!) за успехи.

Нужно знать:

  • Как воспитать лидера в ребенке

И рождается оно только в том случае, когда человек имеет пример такой заботы. Цветок не произрастает на пустом месте – нужно зерно, которое может дать росток, и благоприятная среда для его развития.

Так что, прежде чем воспитывать в своем ребенке ответственность или самостоятельность, докажите ему, что вы за него в ответе. И не потому, что к этому принуждают обязательства взрослого перед несовершеннолетним, а потому, что вы искренне любите своего малыша.

Чувство ответственности у детей развивается с осознания своей ценности:

  1. Человек, не знающий, что такое искренняя забота, не может подарить её другим.
  2. Забота должна подтверждаться положительными мотивационными посылами.

Если с первым пунктом все более-менее понятно, по второму может возникнуть вопрос: какая разница, как смотивировать поступок ребенка, лишь бы результат был положительным? Разница большая. Судите сами:

Малыш, заигравшись в песочнице, начинает разбрасывать фонтаном песок из ведерка, попадая им в других детей. Реакция родителей:

Правильная

– Сынок/доченька, аккуратнее, ты можешь попасть в глазки ребятам и себе глаза засыпать. Будет очень больно.

Ошибочная

– Ты что творишь?! Прекрати сейчас же!

Сынишка/дочурка, с аппетитом съев шоколадку, тянется грязными руками к соседу по столу что-то шепнуть. Родительская реакция, воспитывающая ответственность:

Правильная

– Солнышко, ты можешь испачкать Лизу/Ваню/Петю. Как ты думаешь, ей/ему будет приятно?

Ошибочная

– Испачкался, как свинья! Немедленно вытри руки!

Дитя, поймав бабочку, тянет её крылышки в разные стороны, чтобы внимательно их рассмотреть. Родители, воспитывающие чувства ответственности, говорят:

Правильно

– Осторожнее! Ты делаешь ей больно – крылья у бабочки, как у тебя руки. Она чувствует точно так же, как и ты, и без пыльцы на крыльях никогда больше не сможет летать.

Неправильно

– Брось! Вон уже все руки перепачкал. Еще аллергия будет!

Забота? Да. И в том, и в другом случае. Вот только в первом случае забота – мотиватор, помогающий воспитать даже в самом маленьком человеке ответственность, милосердие, чувство осознания поступка, сопереживания и ответа за свои действия.

В другом – забота – демотиватор, напрочь отбивающий способность держать ответ не только за окружающих, но и за самого себя. Ребенок не думает, ему некогда. Он просто подчиняется приказу, даже не анализируя его.

При этом твердо убеждается: «Раз мне постоянно все запрещают – меня не любят».

Возраст – не помеха воспитанию ответственности

Есть ли строго установленные возрастные сроки, когда нужно начинать активно воспитывать это качество? Да – с тех самых пор, когда ребенок уже в состоянии осознанно проанализировать связь между своим поступком и его последствием.

Воспитывать ответственность у детей нужно с двух лет.

До этого времени они только ощущают реакцию (причем всегда новую для них и внезапную!) на тот или иной свой поступок, инстинктивно отсеивая положительную и отрицательную – для своего комфорта.

Но взрослый не может требовать от ребенка такого возраста слишком многого. Самосознание малыша еще очень хрупкое.

Если проводить ту же аналогию с цветком – ему нужны свет и питательная среда для развития осознанной оценки действий.

Источник такой подпитки воспитания – в семье, в расстановке родителями правильных акцентов, в их терпеливом разъяснении: что хорошо, а что – неприемлемо. Не криком, а примером: личным, литературным, мультипликационным.

Получив информацию, ребенок, как и любой исследователь (а мы все познаём смысл жизни и свое место в ней), проводит провокационные эксперименты. Возраст маленьких провокаторов – 2,5–3,5 года. Проходят через него все дети, вне зависимости от характера и семейной обстановки. Пример:

  • Говорят, что нельзя тянуть кошку за хвост – ей будет больно. Потяну. Что будет на самом деле?
  • Сказано, что нельзя черкать в книжке. Почеркаю. Что изменится?
  • Мне запрещают болтать ногами в маршрутке, чтобы не испачкать соседа, а вот я задену его ногой. Посмотрим – можно или нельзя?
  • Я каждый день собирал игрушки, а теперь не стану. Какая разница?

Не думайте, что ребенок делает это назло, что он совершенный эгоист и просто невозможный «непослушайка», не поддающийся воспитанию. НЕТ! Он пытается на практике понять: «Все ли так, как мне говорят? Действительно ли это поведение ответственное, а то – нет».

Если вы выйдете из себя – малыш забьется в угол или ощетинится, как ёжик, потеряет всяческий интерес делать что-то разумное. Ваша задача – четко обозначить границу между «хочу», «приемлемо», «необходимо», «общепринято».

Не грубостью, а корректными действиями, жизненными примерами, пояснениями:

  • Кошка поцарапала или укусила. «И ей было плохо, и тебе страшно, да к тому же еще и больно». Сюсюкать в этом случае с ребенком не стоит. Успокоить – нужно, и твердо пояснить, что виноват в этом он сам, животное защищалось.
  • Почеркал любимую книжку. «Теперь её невозможно читать, вещь испорчена. А такой больше нет в магазине!» (Не вздумайте бежать за новой!) Причина порождает следствие.
  • Испачкал брюки, юбку, пальто, обувь другого человека. «Видишь, они грязные. И правильно дядя или тетя возмущаются. Тебе же не нравится, когда пачкают тебя. Твое и его/её настроение испорчено, и мне было очень-очень стыдно. Я ведь люблю тебя, а ты меня так подвел/подвела. А если бы они заставили меня сейчас стирать эти вещи или покупать новые? Вот что бы мы делали?».
  • «Разбросал игрушки, а теперь не можешь найти солдатика/куколку? Наступил, сломал её. А вот если бы все лежало на своих местах – такого бы никогда не случилось».

Активное развитие у малыша чувства ответственности начинается после 3,5 лет. Слова «ты еще слишком мал», «я сам/сама сделаю», «ты все равно не умеешь» в этом возрасте категорически запрещены. А уж «руки-крюки», «неумеха», «ничего не понимаешь» – и подавно!

Ребенку нужно давать поручение, пусть и в игровой форме. Например: «Назначаешься ОТВЕТСТВЕННЫМ за мытье чашки», «ты сегодня ОТВЕЧАЕШЬ за поливку цветов». Ребенок старается – скажите: «Вот видишь, насколько она стала чище», «Цветочки благодарны тебе, они поели.

Водичка для них – еда». Не сделал качественно – не ругайте! Без ошибок невозможно. Тактично подскажите и покажите, как нужно. Например: «Как ты считаешь, если здесь чуточку поправить, будет хуже или лучше?».

Маленькому человеку необходим выбор, осознание правильности своего поступка даже в таких мелочах.

Ответственность в более старшем (5-6 летнем) возрасте уже вправе опираться на понятие «должен». Простейший пример: дал слово – держи.

Совет: посадите с ребенком луковицу, цветок, взяв слово ухаживать за ним. И не вмешивайтесь в прорастание и созревание растения.

Неизменный помощник в воспитании ответственности – сказкотерапия. Почитайте сыну или дочери книжки: «Честное слово», «Сказка о честном дровосеке», «Маленький принц», «Огурцы»…

Воспитание ответственности ученика

Как, собственно, воспитать ответственность, требуемую в школе, когда ребенок еще маленький и неусидчивый? Это воспитывается у ребёнка первого класса еще… до школы.

Прежде всего, вы должны осознать, что наступил новый период в жизни, и донести эту мысль до ребенка.

Желательно – еще в старшей группе детского сада, а если малыш находится на домашнем воспитании – за год (или хотя бы за полгода до первого звонка). Доверьте ему:

  • самостоятельно делать подготовительные, а потом и домашние задания – проверяя и направляя в случае трудностей;
  • собрать нужные тетради, учебники, подготовить сменную обувь для завтрашнего дня;
  • спросить учителя о том, что непонятно.

Донесите до ученика, что вы гордитесь тем, что он уже первоклассник, что теперь у него новый статус и новые обязанности; что учеба – это его работа, такая же трудная, как у вас.

Что спрашивать не стыдно, стыдно не знать, когда есть возможность все уяснить. Оценки – зарплата за проделанный труд.

Но если вы начнете делать домашние задания вместо него для улучшения этой «зарплаты» – считайте, что вы сами сняли ответственность с ребенка, раз и навсегда!

Делать уроки вместе – на первый порах можно и нужно. Дальше, когда вы видите, что ребенок осваивается с правилами и требованиями, арифметическими и письменными приемами – нужно лишь подсказывать и проверять.

После третьей четверти – проверять, давая выбор маленькому ученику, что он сделает в первую очередь: русский язык или математику, сложные задания или простые. Не забывайте при этом добавить: «Это гораздо лучше, чем в начале занятий. Похоже, ты вполне усвоила/усвоил предмет, я горжусь тобой.

Ведь ты теперь сам можешь отвечать за выполнение заданий. Я на тебя полностью полагаюсь. Как ты считаешь, я могу это сделать?» Если у первоклашки что-то не заладится, не спешите его огорчать, приписывая ярлыки. Если что-то не получается с первого раза, выйдет с десятого.

Дайте ему понять, что вы рядом, и вместе вы справитесь. И обязательно подчеркните, что вы совершенно уверенны – он человек ответственный, и ваша помощь ему нужна только на первых порах.

Привыкая к ответственности, ребенок сам начинает развивать в себе это чувство. Ваша задача – их корректировать. Действие в тандеме дает лучший из возможных результатов.

Воспитывая ответственность в себе – воспитываем её и в ребенкеСсылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/kachestva/kak-vospitat-v-rebenke-otvetstvennost/

Домашние животные + маленький ребенок = ЗА и ПРОТИВ

Домашние питомцы: воспитываем ответственность в ребенке? Или в себе?

Настал чудесный момент, когда Вы узнали, что ваша семья скоро станет больше. Вы ждете малыша. Конечно, это повод для радости, а также для множества забот и приготовлений, чтобы встретить нового члена семьи максимально подготовленными.

И тут для многих людей встает вопрос — что же делать с любимой кошкой, собакой, морской свинкой? Кто-то принимает решение избавиться от питомцев, зачастую еще до появления малыша на свет. Скажу за себя, для меня такой подход был бы просто невозможен.

Единственное условие, когда я бы согласилась отдать питомца — если бы он был настолько агрессивен, что составлял бы реальную угрозу для жизни и здоровья ребенка.

Очень печально расстаться с любимым зверем, который был близок и нужен, но тут вдруг пришелся не ко двору, потому что ребенок, конечно, гораздо приоритетнее…

Подумайте, каково будет животному, которое будет вынуждено поменять дом, расстаться с хозяином, или того хуже будет просто выброшено на улицу! Даже если не брать во внимания известные фильмы, типа «Хатико», существует множество реальных и подтвержденных историй о том, что собаки погибали, не сумев пережить расставания с любимым хозяином…
Бытует мнение, что кошки легко переносят смену дома и хозяина… Нет, это не так! Кошки — очень верные животные, доказательства приведены здесь, и они не единственные. Кошки тоже очень тяжело переносят расставание. Подумайте о своих животных много раз, прежде чем принять решение. Ведь Вы любили его, ухаживали, растили… И в какой-то степени это тоже ваш ребенок.

Как обезопасить ребенка, и в то же время не расставаться с любимыми зверями?

На самом деле, даже в условиях небольшой городской квартиры вполне можно обеспечить комфортные и гигиеничные условия как для маленького ребенка, так и для домашнего питомца. Главное запастись терпением, и учесть, что сил придется тратить много.

Первые сложности зачастую возникают из-за ревности животного, особенно, если животное всю жизнь жило у вас в единственном экземпляре.

Поняв, что дома появился кто-то еще, кого Вы любите, уделяете время, оберегаете, еще недавно вполне себе благопристойная и приученная к лотку кошка, вдруг начинает «безобразничать» по всей квартире, или мяукать и бегать с диким топотом, как раз тогда, когда Вы укладываете спать малыша.

Собака «вдруг» съедает Ваши выходные туфли, хотя таких «шалостей» за ней не замечалось со щенячьего возраста… А еще хуже, если животное начнет проявлять агрессию к ребенку.

Чтобы такого не случилось, а если случилось — не повторялось, постарайтесь в теперь уже очень насыщенных буднях выделять некоторое время на общение с животным, чтобы оно понимало, что место в Вашем сердце не занято полностью, и Вы по-прежнему с ним.

Ведь животное — это тоже в некотором смысле Ваш ребенок, которого Вы растили, любили, и приняли за него ответственность! При всем этом важно показать зверю, что такое халатное поведение Вы не допустите! Наказывайте его за безобразия, но помните, что наказания ни в коем случае не должны быть грубее и сильнее, чем были раньше, до появления в доме малыша.

Поверьте, если действовать достаточно твердо, но не жестоко, взрослое животное вскоре поймет, что нельзя лезть в коляску к ребенку, облизывать его игрушки, и «ходить» мимо лотка.

Что еще нас беспокоит в таких случаях — это гигиена. Ведь организм младенца еще очень слабый, и ребенку проще простого подхватить какую-то инфекцию. Вот здесь-то и понадобится мобилизация сил.

Убирать квартиру, мыть пол, после рождения малыша, Вам и так придется ежедневно, поэтому в привычку придется еще и ввести ежедневные гигиенические процедуры для собаки, которая ходит гулять на улицу (и если кошка не домашняя — для нее тоже).

Например, одна моя знакомая, у которой двое детей росли вместе с собакой, после каждой прогулки мыла собаке лапы и нижнюю часть тела (целиком часто мыть собак не рекомендуется) шампунем. Причем она утверждает, что это не доставляло ей какого-то особого сверхтитанического труда.

Чтобы избежать большого количества выпавшей шерсти в квартире, особенно во время линьки животного, стоит вычесывать его чуть чаще, чем Вы делали это раньше. Длинношерстную кошку или собаку можно в конце концов остричь, пусть походит некоторое время с новой прической

Источник: http://zveridoma.com/stati-o-jivotnyh/deti-i-zhivotnye/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.