Готов ли ваш ребенок к школе?

Содержание

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи

Готов ли ваш ребенок к школе?

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише – умеет ли он читать и считать… На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие…

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить

по итогам особых игровых тестов.

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать?   Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

 Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

 Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь».

 А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»… 

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать?   Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).   

Как это узнать?   Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать?   Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Большинство ребятишек к возрасту 6-7 лет – это неудержимые фантазеры и “сказочники”. Однако в историях, которые выдумывает или пересказывает ваш малыш, должна прослеживаться логика. Только в этом случае можно с уверенностью

заключить, что ребенок “дорос” до серьезного образовательного процесса.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать?   Здесь все предельно просто – дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика.

Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.).

В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки…

Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет — отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми.

Источник: //www.woman.ru/kids/medley5/article/44764/

Готов ли ребенок к школе: как самостоятельно определить — советы психолога

Готов ли ваш ребенок к школе?

Добрый день, дорогие читатели! Скажите, а вы часто вспоминаете свои школьные годы? И как окрашены ваши воспоминания? Добрые и позитивные моменты преобладают? Или вы с нетерпением ждали окончания школы? Все мы хотим, чтобы школьные годы у наших детей были золотой порой. Чтобы первое сентября не стало стрессом для ребенка, лучше задуматься заранее, а готов ли ребенок к школе?

Готовность к обучению в школе/школьная зрелость появляется у детей в возрасте от 6-ти до 7 лет. Это средний показатель. Не забываем, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Что же подразумевает собой школьная зрелость?

Школьная зрелось: что это такое?

Школьную зрелость подразделяют на:

  • Физиологическая готовность;
  • Психологическая готовность (мотивационная, эмоционально-волевая);
  • Интеллектуальная (иногда ее включают в психологическую готовность).

Зачастую во главу угла ставится интеллектуальная готовность к обучению. Это ошибочно! Школьная зрелость — это комплексный показатель, показывающий уровень готовности различных сфер личности ребенка, обеспечивающих успешный процесс обучения.

Готов ли ребенок к школе: как определить?

Итак, как определить готов ли ваш малыш к поступлению в школу? До сентября осталось совсем немного времени. На что сейчас лучше обратить свое внимание? Чему стоит уделить время, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел более гладко?

Предлагаю своим читателям бесплатную книгу «Как проверить готовность ребенка к школе?» детского психолога Татьяны Егоровой.
Что вы найдете в этой книге:

  • понятное руководство для родителей;
  • несложные инструкции для тестирования малыша;
  • интерпретацию результата тестирования;
  • рисунки, которые облегчат тестирование;
  • возможность распечатать на принтере

В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению. Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь.

Для диагностики интеллектуальной сферы, специалисты предлагают целый список разнообразных методик и тестов. Вот примерный перечень, по которому можно определить готовность малыша к обучению самостоятельно.

Внимание

Корректурная проба

Норма выполнения данного теста для детей в 6−7 лет — 40 знаков и больше, из них 10 ошибок и менее. Попросите ребенка заполнить фигуры согласно образцу. Время работы — 5 минут.

Речь

Первоклассник должен уметь выразить свою мысль с помощью речи. Зачастую используют задание — рассказ по сюжетным картинкам. Малышу требуется правильно распределить последовательность изображений и составить небольшой рассказ, используя предложения.

Мышление

Выполнение несложных лабиринтов, классификация, обобщение — вот те позиции, которые рассматриваются. Посмотрите примерные задания для детей:

  • Покажи где нужный дом
  • 4-й лишний

Пространственно-временная ориентировка

Большинство старших дошкольников уже владеют такими понятиями, как «верх-низ», «право-лево», «над-под», «больше-меньше», «шире-уже», «высокий-низкий».

А вот, например, один из тестов для детей на социальную готовность к школе.

Помните!

Прежде чем, проводить какой-либо тест с ребенком, убедитесь, что он спокоен, в хорошем настроении, готов вас слушать и слышать. Не стоит проводить никакие тестовые методики, если ваш малыш чем-то расстроен и отказывается садиться выполнять задания.

Более подробно про психологическую готовность, волевую, мотивационную и личностную составляющие вы можете прочитать в этой статье.

Как определить готов ли ребенок физически?

Не стоит забывать и о физической готовности к школьному обучению.

Поступая в школу, малыш готовится к новым нагрузкам, в том числе и физическим. Сидеть за партой так, чтобы не навредить позвоночнику, умение правильно держать карандаш, развитая мелкая и крупная моторика тела, ловкость, выносливость, особенности зрения, слуха, речи.

Интересная методика!

М.М.Безруких предложил использовать Филиппинский тест для определения зрелости мозговых структур для успешного поступления в первый класс. Малышу предлагается достать рукой до края уха, расположенного с другой стороны.

Этот тест показывает биологический возраст ребенка. В 4−5 лет ребенок проходит «скачок роста». До этого времени он выполнить данное задание просто не сможет. Данная методика говорит не только о длине рук и развитии скелета ребенка, но и, что более важно, о развитии нервной системы. Он показывает, что мозговые структуры созрели, могут воспринимать и перерабатывать информацию.

Ребенок в 6−7 лет хорошо уже может улавливать ритм, повторять движения за взрослым, чувствует ритм. Хотя, конечно, его движения еще зачастую бывают не столь точны.

Обязательно перед поступлением в школу необходимо пройти общую медицинскую комиссию: лор, хирург, ортопед, окулист, стоматолог, невропатолог, педиатр. Если у вашего малыша есть особенности в развитии, при поступлении в школу необходимо заранее передать эту информацию классному руководителю, а также школьной мед.сестре.

На данный момент в Москве существуют, помимо общеобразовательных школ, школы для детей, имеющих особенности в развитии. В таких учреждениях создаются оптимальные условия развития и обучения для детей, допустим, интеллектуально развитых, но имеющих особенности в физическом развитии (например, ДЦП).

Также все чаще открываются инклюзивные классы, в которых образовательная программа должна простраиваться с учетом всех особенностей учащихся.

Сказали, что ребенок не готов?

Не стоит паниковать!

  1. Во-первых, по результатам одной методики никогда не следует делать 100% выводов. Возможно, ребенок просто не понял инструкцию, или между вашим малышом и специалистом, проводящим задания, не был установлен контакт.
  2. Во-вторых, в любом случае в поступлении в первый класс вам никто не откажет. Данной формулировкой могут только привлечь внимание родителей к «слабой» стороне.

Считается, что если какой-то аспект школьной зрелости развит недостаточно, то малышу будет очень сложно в процессе обучения, что может отразиться в страхах, слезах, неуспехах в учебе, физической усталости и т. д.

Родители вправе решать самостоятельно, в каком возрасте пойдет их ребенок в школу, в какую именно школу он пойдет. В каждом учреждении работает, помимо педагогов-предметников, психолого-педагогическая служба (логопед, дефектолог, психолог).

Когда отдавать ребенка в школу — в 6,5 или в 7,5 лет — читайте в этой статье.

Если Ваш ребенок идет в школу и при этом имеет свои особенности развития, то в процессе обучения не только родители помогают малышу совместно с учителем лучше адаптироваться к процессу обучения, но и всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

Готовность родителей к школе

А вы сами готовы?

Задумайтесь и ответьте честно сами себе на вопрос. А вы сами готовы отпустить вашего кроху в школу? Доверить его другим взрослым, учителям? Есть ли у вас страхи и тревоги?

Дети — наши зеркала. Перед тем как анализировать готовность к обучению вашего малыша, загляните внутрь себя. Ведь, если в вас самих присутствуют страхи и тревога, то с 99,9% долей вероятности, я могу вам сказать, что у вашего ребенка это тоже будет.

Плюс, он может показать вам и неготовность по другим параметрам. Например, перестать хорошо читать и считать. Думая, что тогда вы разрешите ему не идти в школу.

Настраивайтесь на позитивный лад. Готовьтесь к школе заранее и первого сентября пойдете на праздник знаний с улыбкой).

Скажите, была ли вам полезна данная статья? Если да, то поделитесь ею с друзьями в соцсетях! И не забывайте подписываться на обновления блога — впереди много полезных статей).

психолог Валентина Данилова

Источник: //malishandriya.ru/gotov-li-rebenok-k-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.