Как помочь ребенку адаптироваться после переезда?

Содержание

Переезд – так ли это просто для ребенка

Как помочь ребенку адаптироваться после переезда?

Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие.

И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями.

Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.

Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?».

Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями.

При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых.

Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира.

Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома».

В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности.

К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках.

Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами.

Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» – заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

«Хочу, чтобы как раньше…»

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.

Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша.

Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения.

Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, – стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.

Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.

Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели.

Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание.

Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»

Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации.

Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом.

Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.

Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости.

На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .

Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники.

Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей.

На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки.

В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются.

Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений.

Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе.

С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг.

Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором.

Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к специалисту. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Источник: //fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/pereezd-dlya-rebenka/

Как подготовить ребенка к переезду в новую страну – рекомендации по адаптации

Как помочь ребенку адаптироваться после переезда?

Моя старшая дочка пошла в детский сад, не умея говорить по-английски. Она знала отдельные слова, но потока речи не понимала.

Меня все успокаивали, что через две недели, максимум через месяц она адаптируется, заговорит, найдет друзей и будет болтать так, что от англичан не отличишь. Но прошел месяц, два, полгода… Ситуация не менялась. В садике ребенку было плохо.

Сначала она плакала, потом плакать перестала, но шла с видом покорным и печальным, чем еще больше разрывала мне сердце. В отчаянии я обратилась к психологу.

Психолог два часа задавала мне вопросы, рассматривала дочкины рисунки. Заключение было таким: английский тут ни при чем.

Ребенок, уверенный в себе и окружающем мире, адаптируется к новому языку и незнакомому детскому коллективу быстрее. Если адаптация проходит долго и сложно, то дело в чем-то еще.

Решить нашу проблему удалось довольно быстро. Я сосредоточилась, как это ни парадоксально, расширением общения на русском.

Дочка веселела на глазах, в группе у нее постепенно стали появляться друзья. Сначала такие же “неговорящие”, как она, а затем и местные. К reception-классу ее речь уже было не отличить от разговора английских одноклассников.

Потом я узнала, что многие родители, приезжающие в Великобританию с детьми “сознательного” возраста, специально ищут русскоязычные группы — именно для лучшей адаптации после переезда к местной действительности.

Абсурд? Но многие родители поступают так же.

Театральная студия и русскоговорящие друзья для адаптации ребенка после переезда

“Я видела, что улыбка на фотографиях моего ребенка с некоторых пор изменилась, – делится Александра, которая перевезла свою дочку Катю в Голландию, когда ей было 10 лет. – Я быстро поняла, что мне нужно действовать. Стала искать друзей, с которыми бы Катя могла говорить по-русски. Чтобы хоть что-то было у нее в этой новой стране знакомое”. Так нашлась театральная студия.

В результате в театр Катя ходила целых пять лет. Очень важно, говорит Александра, было найти близких по увлечению людей и делать что-то вместе.

В театре дети не только играли, но и сами рисовали декорации, придумывали костюмы, помогали режиссеру. “Не могу сказать, что мы нашли там друзей. Все жили друг от друга далеко, встречались всего раз в неделю на четыре часа.

Но важно было то, что они вместе делали настоящее большое дело, которое их всех зажигало”.

По наблюдениям Александры, даже через несколько лет, когда ее дочь уже без затруднений общалась по-голландски и английски, качественное, глубокое общение было возможно только на русском.

В голландском языке нет слов “тоска” или “ностальгия”. Эти чувства можно описать только по-русски. Катя делилась со мной, что никогда не знаешь, понял ли тебя иностранец, дошел ли до него весь тот смысл, который ты вкладывал в свои слова

“Моей дочке в плане адаптации после переезда в самом начале помогла русскоговорящая девочка из параллельного класса, – рассказывает Ирина, которая приехала с дочкой, когда ей было 6 лет. – Сейчас они не так близки, не стали лучшими подругами. Но поначалу та девочка здорово поддерживала мою дочь, переводила ей все”.

Екатерина, мама Полины и Юли (приехали в Лондон в 7 лет и 4 года), для более мягкой адаптации отдала дочек в международную частную школу в Кенсингтоне. Там все были иностранцами, а в Кенсингтоне живет много русских. Поэтому русскоязычные друзья нашлись сами собой.

В школе комплекса из-за несовершенного английского тоже не возникало – он был неродным у всех. Привыкнуть к новой стране им помогло и то, что они изначально все время были вдвоем. Интересно, что очень скоро, обсуждая школьные дела, они полностью перешли между собой на английский.

Тут уже маме пришлось озаботиться
сохранением русского языка…

Когда причина проблем в чем-то другом

У семьи Натальи из Лондона своя история. Дочку привезли в страну в 4 года. Сначала она общалась на площадках на придуманном ею “английском” и не чувствовала никаких проблем. Вскоре мама отдала Сашу в садик.

“Я думала, это поможет подготовиться немного к школе, но в садике ей не нравилось совсем.

Сейчас я уже точно могу сказать, что у нее была сложная адаптация после нашего переезда с элементами депрессии”, – делится Наталья.

Скорее всего, это была вина школы: девочка не могла общаться, а воспитатели не особо пытались ее интегрировать в коллектив. Хуже всего было во время игр и прогулок.

“Однажды я увидела из окна, как на прогулке дочка стоит в сторонке и душит в себе слезы», – вспоминает мама.

Когда Саша пошла в школу, родители даже специально наняли репетитора. Но и это не помогло. Несмотря на то, что в школе девочке было лучше, чем в садике (ей нравилась молодая и красивая учительница), она не разговаривала и друзей сама не заводила.

По словам мамы, негативный опыт садика очень сказался на Сашиной уверенности в себе. Переломить ситуацию получилось только когда мама специально познакомилась с мамой другой русскоязычной девочки, они стали общаться и подружили дочек.

До того момента девочки не разговаривали, хотя и учились в одном классе. Новая подружка стала для Саши помощником и переводчиком в играх. После этого и учеба быстро пошла в гору. Месяцев через пять Саша начала хорошо говорить по-английски.

Семья Оксаны переехала во Францию, когда ребенку было четыре года. “Мы нашли русскоговорящего преподавателя, чтобы научить дочку общаться с детьми по-французски. Со мной были только слезы, что никто не понимает и не хочет играть, – рассказывает Оксана. – Занимались около трех недель — больше просто общались для комфорта ребенка”.

Параллельно девочку отдали в субботнюю русскую школу. Как ни парадоксально, это помогло. Застенчивая малышка, которую никто не понимал во французской школе, нашла друзей, с которыми можно было и поиграть, и пообщаться. “Это в значительной степени помогло.

Ребенок успокоился и во французскую школу стали ходить без слез и с интересом”, – вспоминает мама.

Два подхода, два типа родителей

Я работаю с детьми в русском клубе уже шесть лет и видела много разных случаев. Есть два типа родителей. Одни считают, что лучше всего ребенка сразу поместить в английскую среду, моментально лишив его возможности говорить по-русски. Так сказать, отрубить хвост сразу.

Вторая категория родителей не гонится за быстрым результатом, а старается создать ребенку максимально комфортные условия. То есть, найти русскоязычных друзей, а иногда – кружки, занятия на русском, русскую школу.

“Пусть не сразу заговорит по-английски, зато так спокойнее”, – считают такие мамы и папы.

Какой у вас случай?

Хочу заметить, что все дети разные, и кому-то больше подходит первый способ, а кому-то второй. По моим наблюдениям, это не зависит от возраста и пола.

Среди моих знакомых были дети, которые, даже приехав в 12 лет, практически без английского, быстро заводили друзей и чувствовали себя как рыба в воде.

А были и такие, кто в 3 года (когда считается, что ребенку “все равно, на каком языке играть”) переживали и тосковали по дому.

Бывает, даже два ребенка из одной семьи реагируют на переезд по-разному. Реакцию детей предвидеть заранее трудно. Идея найти русскоязычный коллектив для ребенка, чтобы адаптировать его в английскую действительность, многим кажется абсурдом. На самом деле, именно такой вариант часто становится лучшим или даже единственным решением проблемы.

Что думают психологи? Мнение Светланы Охотниковой, детского и семейного психолога

Переезд для любого человека, а, тем более, для детей — огромный стресс, особенно если мы говорим о переезде в страну с другим языком.

Все вокруг новое и чужое, и ведя ребенка в русскую школу или русский кружок в новой стране, мы смягчаем адаптацию, потому что остается хотя бы родной язык. При этом мы демонстрируем ребенку свою поддержку и воссоздаем знакомую обстановку.

Такой же эффект поддержки мы оказываем, когда везем с собой любимые книжки и игрушки, готовим привычную еду. Чем больше поддержки будет, тем проще ребенок адаптируется к новой обстановке.

Многое зависит от черт характера ребенка. Кому-то общение настолько нужно само по себе, что язык имеет вторичное значение. Такие ребята быстрее привыкают к новой среде и заводят друзей независимо от языка. А есть дети-интроверты. Им не так важно общение, но они стремятся к привычному образу жизни. Сам же язык среды дети впитывают очень быстро.

Я знаю случай, когда британская пара удочерила 4-летнюю девочку из России. Несмотря на то, что сначала она ходила в русский садик, в reception-классе уже через 3-4 месяца русский забылся полностью.

Безусловно, максимальная забота и отсутствие форсированного погружения в новую среду – наиболее рекомендованный способ. Чутко следите за психологическим и эмоциональным состоянием ребенка.

Понять его состояние порой легче как раз воспитателям русских кружков и людям с русской ментальностью.

Если же вы решили, что сжигаете мосты насовсем (например, вы беженец и четко знаете, что переехали навсегда и родной язык не нужен), то постарайтесь оценить всю ответственность такого шага.

pixabay.com

Источник: //zimamagazine.com/2018/04/pomoch-rebenku-pereezd-istorii/

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Как помочь ребенку адаптироваться после переезда?

В этой статье:

  • Переход из садика в садик
  • Повторная адаптация

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения.

Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной.

Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места.

Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо.

Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом.

Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе.

Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать».

Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения.

Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми.

Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком.

Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста. Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее. Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему справиться со своими проблемами и переживаниями.

Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно.

Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно.

Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу.

Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно.

Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая.

Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Источник: //rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-novom-kollektive.html

Помочь ребенку адаптироваться к новому месту и обстоятельствам

Как помочь ребенку адаптироваться после переезда?

Многие взрослые любят перемены. Новая квартира, новая работа — часто всё это становится знаками успешного продвижения по жизненному пути. Дети следуют за своими родителями.

Но доставляют ли им перемены одну только радость? Даже если в новой квартире их ждёт своя большая и светлая комната, в новой школе — более квалифицированные учителя и новые друзья, принесёт ли всё это счастье?

На самом деле дети часто испытывают от перемен сильный стресс, даже если перемены кажутся приятными. Это может относиться и к ребенку младшего возраста, и к подростку.

Что же надо делать, чтобы облегчить ребенку адаптацию к новым обстоятельствам?

Привыкнуть к новому месту

Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.

Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.

Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.

Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.

Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка.

Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой.

Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.

Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении.

Привыкнуть к новой школе

Переезд всегда почти всегда означает, что ребенку надо привыкать к новой школе или детскому саду. Чаще всего это связано с переменой круга общения, но не только. Новые требования, новые учителя, новые порядки — всё это может вызвать напряжение у тревожного школьника и даже привести к снижению успеваемости.

Что делать? Необходимо минимизировать стресс от привыкания новому учебному заведению. Для этого самим родителям надо постараться узнать побольше о новой школе и сообщить эту информацию своему ребенку. Как зовут учителей, сколько будет уроков, где расположена столовая и спортивная площадка — надо постараться выяснить всё это до начала обучения.

Кроме того, в такой ситуации очень важны поддержка родителей и ощущение защищенности в собственном доме. Пусть в новой школе возникнут какие-то трудности — дома ребенок должен иметь возможность отдохнуть. Конечно, учебные заботы будут обсуждаться с родителями, но важно делать это так, чтобы школьник знал — папа и мама на его стороне.

Обзавестись новыми друзьями

Но главной проблемой при переезде обычно становится смена круга общения. Как бы ни старался подросток сохранить связь со старыми друзьями, отсутствие ежедневных встреч в классе приводит к разрыву старых связей. Это причиняет боль, обижает. При этом отнюдь не каждый ребенок может быстро обзавестись новыми приятелями.

Малыши порой легче относятся к тому, что в новом детском саду у них будут новые товарищи для игр. Но могут быть и исключения из этого правила, а ведь поддерживать связь со старым и любимым другом у дошкольника часто совсем нет возможности.

Кроме того, дети могут страдать от разлуки с бабушками и дедушками, особенно если раньше старшие родственники забирали их из школы, а теперь они вынуждены находиться на нелюбимой продленке.

Фактически, ребенок лишается большого круга общения, который был для него ежедневным источником поддержки. Поэтому после переезда, лишенный этого внимания и принятия, он склонен воспринимать окружающий его новый коллектив как враждебный, в то время как на самом деле одноклассники относятся к нему нейтрально.

Что делать? В этот период важно дать вашему сыну или дочери всю возможную поддержку, чтобы компенсировать тот недостаток общения и дружбы, который у него возник.

Можно попробовать простимулировать расширения круга общения, предложив ребенку пойти в кружок или секцию. Очень хорошо, если внеклассные занятия проходят в той же самой новой школе. Это позволит быстрее завести новые неформальные связи со сверстниками.

Помощь психолога

К сожалению, родители отнюдь не всегда могут защитить своих детей от стресса, связанного с новыми обстоятельствами. И не всегда есть надежда, что ситуация быстро нормализуется сама собой.

Какие признаки могут указывать, что лучше всё-таки обратиться к психологу?

  • Существенное изменение эмоционального фона. Слезы, истерики, приступы агрессии без явных причин. Сила чувств явно чрезмерна, либо, напротив, наблюдается подавленное состояние, отсутствие интереса к ранее любимым делам и занятиям.
  • Неожиданное ухудшение школьной успеваемости или поведения ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
  • В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей и часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т. п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
  • Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злится на родителей, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и так далее.
  • Появились неврологические расстройства — к ним относятся заикание, тики, энурез и т. д.
  • Ребенка не оторвать от планшета или телевизора, при этом попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с гаджетами ни к чему не приводят.

Все эти признаки — вместе и по отдельности — указывают, что ваш сын или дочь находятся в сложной ситуации, и смена жизненных обстоятельств могут быть тому причиной.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог центра определит индивидуальные причины дискомфорта ребенка. Он поможет найти силы, чтобы справиться с тревогой и стрессом, даст рекомендации родителям.

Источник: //www.medaid.ru/psihology/kids/new-place/

Смена жительства: помогаем ребенку адаптироваться

Как помочь ребенку адаптироваться после переезда?

28.05.2019

1

1747

Переезд для ребёнка – это огромный стресс. В период переезда подростку приходится оставить все то, к чему он привык, весь его сформировавшийся мир, и отправиться в абсолютную неизвестность.

Где гарантии, что ему там понравится, что он хорошо социализируется, найдет новых друзей. Эти вопросы появляются в голове у ребёнка.

И чем больше ему нравилось текущее место и чем сильнее были дружеские связи со сверстниками – тем сильней будет проявляться стресс. А он в зависимости от возраста различен.

Грудным детям важно эмоциональное состояние родителей. Если в процессе переезда отношения взрослых будут легки и непринужденны, то и ребёнок почувствует, что все хорошо и легко справится с путешествием.

Разумеется, с грудными детьми необходимо продумать возможные трудности, которые могут возникнуть при переезде. Нужно запастись памперсами, салфетками, дополнительной одеждой, а также грамотно собрать аптечку.

Для малышей постарше подготовка к переезду, как и само путешествие, пройдет легче, если все подготовительные этапы проводить в игровой форме. Тут тоже не обойтись без предварительной подготовки, хотя и не так сильно, как с более взрослыми детьми.

Самое сложное для подростка – это адаптация в другом городе. Ведь он теряет уже установившиеся доверительные и дружеские связи со сверстниками.

На новом месте, возможно, будет сложно организовать привычные хобби, например, заново начать заниматься спортом или музыкой. Родителям важно не дать ребёнку замкнуться. Нужно помочь и поддержать его на этом жизненном этапе.

Дружеские и доверительные отношения в семье – залог успешного переезда без стрессов.

Как пережить переезд в другой город подростку?

Для начала необходимо тщательно разузнать все самим о новом месте. Об инфраструктуре, условиях жизни, о садиках, школах, количестве других детей на районе, возможных кружках и секциях поблизости. Со сбором информации особых проблем возникнуть не должно, но после этого наступает очень важная часть.

Нужно позаботиться о подготовке ребенка к переезду и минимизировать стресс. Это значит, что заранее нужно разговаривать с ребенком о том, что скоро будут в жизни большие перемены.

Если для активных детей, которые легко находят общий язык с окружающими, переезд может пройти нормально, то для более замкнутых детей дополнительная эмоциональность обстановки может вылиться в плохой сон, агрессию, ребенок начнет еще более закрываться.

Расскажите заранее о всех преимуществах переезда, но не только для себя, а для самого ребёнка. Что он сможет там делать? Чем в выгодную сторону отличаются условия жизни? Заинтересуйте его, пусть он сам захочет увидеть своими глазами то, что будет на новом месте.

Посоветуйтесь с подростком, что бы он хотел взять с собой при переезде. Дети тяжело воспринимают смену обстановки, и чем больше важных для него вещей вы возьмете с собой, будь то книжки или игрушки, тем будет лучше для адаптации ребёнка к новым условиям.

Адаптация после переезда

Чувства, которые испытывает ребёнок после переезда, очень различны. Существуют опасения, что у него не будет друзей, что ему не понравится то, что будет дальше.

И сколько бы родители ни утешали ребёнка в том, что все будет хорошо, их слова не возымеют должного действия, если после переезда ребенок не убедится в том, что действительно все хорошо.

Если он ехал на новое место с четким пониманием того, что новый друг появится сразу, как рассказывали родители, но вот уже прошло несколько недель, а друга так и нет, ребёнок разочаруется в своих силах и начнет замыкаться.

Родителям следует проявить чуткость в такие моменты и поговорить с ним. Рассказать, что такое случается, и это абсолютно нормально. Важно поддержать его в этот сложный период и сделать все возможное, чтобы он вновь почувствовал в себе силы не становиться белой вороной.

Смена детского учреждения, которое посещал ребенок, неизбежно ведет к строительству новых социальных отношений, как внутри коллектива сверстников, так и с педагогами.

Учителя или воспитатели тоже присматриваются к «новенькому», обучают его новым правилам.

У ребёнка возникнет необходимость, помимо налаживания общения, еще и подстраиваться к новым, неожиданным для него законам. Это тоже сильный стресс.

Когда следует обратиться к специалисту?

Психолог – это не плохо. Это совсем не значит, что с вашим ребёнком что-то действительно не так. В процессе взросления каждый сталкивается с трудностями, но не каждый справляется с ними так, чтобы это не отразилось на личности ребенка. В те моменты, когда он или вы запутались, стоит спросить мнения у специалиста, чтобы разрешить эту ситуацию.

Сложности с переездом – не исключение. Зачастую у детей возникают такие трудности:

  • Внезапное ухудшение успеваемости в школе или же увеличение жалоб на агрессивное поведение ребёнка в стенах образовательного учреждения.
  • Увеличение конфликтов дома, крики, обиды, злость.
  • Замыкание на технике, при которой ребёнок не уходит от компьютера, телевизора или гаджетов.
  • Частые вспоминания о том, как было хорошо на старом месте. Отсутствие новых друзей за несколько месяцев.
  • Резкие эмоциональные изменения, либо апатичность к происходящему вокруг. Будьте уверены, при таком изменении поведения дети могут не говорить о том, что их тревожит, но они продолжат внутренне накапливать негативные эмоции.

Помните, что любой переезд – большой стресс для ребёнка. От родителей потребуются большая забота и внимание. Только тогда удастся справиться с этим непростым периодом адаптации.

Источник: //smartum.com.ua/ru/about_us/blog/semya-i-otnosheniya/smena-zhitel-stva-pomogaem-rebenku-adaptirovat-sya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.