Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

2015-03-07

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся.

Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства.

Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90%.

Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка.

И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась.

Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы.

Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет. Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное.

Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются.

Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
  • Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи.

Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать.

 Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

  1. Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается.

    Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы.

    Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

  2. Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку.

     Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие.

    Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят.

    Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

  3. Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

  4. Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

  5. Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать.

    Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  6. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство».

Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте.

Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте.

Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития».

На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/rannee-razvitie-rebenka.html

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?
duh_zdorovya

Я предлагаю посмотреть на раннее развитие детей с несколько иных позиций, чем это обычно делается. И, во-первых, хочу сказать, что здесь я не вижу никакой проблемы. Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачительные объемы информации, если им не мешают взрослые.

Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого он пройдет колоссальный этап развития именно в первые 3 года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так устроен.

Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордиться своими достижениями в воспитании дитяти.

Ну, очень хочется маме двухлетнего малыша сказать другой маме: «А наш уже читает!» И непременно подчеркнуть — «вот чего мы достигли!», подразумевая, «какая я молодец, какая я замечательная мама».

Раннее развитие ребенка — это всегда проблема родителей, а не малышей. Это всегда стремление испытать гордость за свои родительские достижения, даже если мама и папа искренне уверяют, что они хотят только общения с ребенком, хотят дать ему только самое лучшее.

Причем очень часто родители стремятся к этому любой ценой, и все неудачи ребенка рассматривают как личное поражение, подтверждение собственной несостоятельности.

Педагоги и психологи из практики знают, что если к ним пришел ребенок, прошедший школу раннего развития, то это, прежде всего, проблемные родители, а потом уже — трудные дети. Далее…
duh_zdorovya1. Видишь, у тебя ничего не получается – дай я сделаю… Малыш копошится со шнурками или пытается застегнуть пуговицу, а уже пора выходить. Конечно, проще сделать все за него, не обращая внимания на гневное детское “я сам”. Тем более, что вскоре порывы самостоятельности иссякнут – зачем стараться, когда мама все равно отругает? Позже мама все равно отругает – уже за несамостоятельность и бездеятельность. И по привычке – сделает сама (решит задачку, поговорит с учителем, выберет ВУЗ). “Дай лучше я, у тебя не получится, ты не умеешь, не знаешь, не понимаешь” – психологи считают, что все эти фразы заранее программируют ребенка на неудачу, вселяют в него неуверенность. Он чувствует себя глупым, неловким, неудачливым, и поэтому старается как можно реже проявлять инициативу, как дома, так и в школе, и в кругу друзей.

2. Возьми, только успокойся… Конечно, стоически выдержать многочасовое заунывное “ну пожалуйста, ну можно, ну ка-апельку” под силу немногим родителям, и в чем-то их можно понять. Но сменив строгое «нет» на замученное «да» папа с мамой, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамин отказ не стоит воспринимать всерьез.

3. Еще раз такое увижу – ты у меня получишь …Как правило, дальше угроз дело не доходит, и все обещания сходить в школу, лишить мультфильмов и не отпустить гулять так и остаются словами. А значит, очень скоро они перестают действовать.

Если же на сто первый “последний” раз доведенный до белого каления родитель осуществляет наказание, оно вызывает лишь обиду и недоумение. Без всякого, надо сказать, педагогического эффекта.

Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае, а не внезапные эмоциональные порывы приводят его в замешательство.

4. Быстро перестань! Немедленно помолчи, сейчас же успокойся, живо, скорее, кому сказали… С кем еще, кроме ребенка, можно так разговаривать? Муж, начальник, подруга, соседка – любой был бы как минимум оскорблен подобным обращением и потребовал извинений.

Ребенок, кстати, тоже обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы “перестать” и “успокоиться” начинает протестовать. Малыши плачут и капризничают, подростки бросают “отстань” и замыкаются в себе.

В общем, как ни крути, а должного воздействия – ноль.

5. Ты должен понимать, что … И далее по списку: природу надо беречь, старших – уважать, школу не прогуливать, родителям – помогать, шапку – надевать… Голос как можно более занудный, интонации – менторские.

Какой будет реакция? Правильно, тоска в глазах и желание оказаться от родителей как можно дальше.

У многих детей возникает защитная реакция, так называемый смысловой барьер – ребенок просто “перестает” воспринимать нравоучения и действительно “не понимает” что ему говорят, переключаясь на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен.

Он озабочен, в первую очередь, своей проблемой, и плохо воспринимает даже самые здравые и правильные рассуждения или доводы родителей. В этом случае необходимо дать ему успокоиться, позволить выговориться или напротив, побыть одному, и только потом, в спокойной обстановке, обсудить его поведение.

6. Мальчики (девочки) так себя не ведут! Девочка должна быть аккуратной и не лазать по деревьям, мальчик – не плакать и любить спорт. А иначе – будут звать рохлей и нюней или замуж не возьмут! Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы.

И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка – испытывать комплексы по поводу “неженской” профессии или недостаточно убранной квартиры. Другой вариант – полное, нарочитое отрицание этих стереотипов.

Следствием розовых платьиц, куколок и бантиков, слишком усердно навязываемых мамой, могут стать джинсы, короткая стрижка и презрение к “бабским глупостям”.

7. Не расстраивайся из-за ерунды… Возможно, это действительно ерунда – подумаешь, машинку не дали, подружки футболку назвали дурацкой или домик из кубиков рассыпался.

Но вспомните себя в таком возрасте – разве это не было серьезной и важной проблемой? А если родители этого не понимают, то в следующий раз им и рассказывать незачем.

Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, взрослые рискуют потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах.

8. Побереги мое здоровье… А разве здоровую и полную сил маму можно доводить до слез? Или хамить цветущей и полной сил бабушке? Сердце “колет”, давление поднялось, мигрень – рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие близких ребенок по привычке может не обратить внимания.

9. Нет, это мы не купим – денег нет (дорого)… Фраза подразумевает: были бы деньги, обязательно купили бы.

Конечно, сказать это проще, чем объяснять, почему не стоит покупать все подряд, как надо относиться к деньгам и строить семейный бюджет, но вряд ли правильнее.

Чадо поймет лишь одно – у папы с мамой мало денег, и именно из-за этого ему не покупают коробку шоколада и очередного монстра.

10. У всех дети как дети, а ты… Все не как у людей, горе луковое, наказание, неряха, растяпа – подобные ярлыки понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.

“У меня все не как у людей”, “с моим-то ужасным характером” – отзывается эхом несправедливая критика годы спустя. Другая типичная реакция – ответное нападение.

Ребенок копирует поведение родителей, начиная критиковать их самих: “Вы неудачники, ничего не понимаете, ваши взгляды устарели”.

Маша Петрова

10 фраз, которые нельзя говорить ребенку – Здоровая семья – я.ру

Page 3

Источник: https://duh-zdorovya.livejournal.com/136459.html

Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни.

А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш развивался, к двум начал читать, к трем – складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»? На эту тему рассуждает Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, мама троих детей.

Ася Штейн. desnitsky.ru

– Насколько, на ваш взгляд, необходимы разные развивающие методики для самых маленьких?

– Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.

Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами,  физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации.

Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться –  кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками.

Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.

Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.

Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть, я бы  говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды.

– Как понять, что ребёнок готов получать навык? Родители боятся опоздать, например, с  тем же чтением.  

– В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем, научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.

Опоздать или не опоздать – эти категории сюда не подходят. Если вы читаете ребенку книги, он видит, что есть буквы, и в какой-то момент просто начнет спрашивать: «Что там написано?» Этот вопрос будет свидетельствовать о том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться читать.

Опять-таки, обучение может идти в разной форме и очень разными темпами. Я знаю массу детей, которые научились читать сами, безо всякой посторонней взрослой помощи. Просто сидели, смотрели и научились.

А есть дети, которые совершенно не воспринимали кубики Зайцева и прочие методики, зато отлично учились читать с бабушкой по классическому букварю.

А кому-то действительно очень помогли те же самые кубики Зайцева, которые, в общем-то, – неплохое пособие, если им правильно пользоваться. Просто нет никакой волшебной палочки, чтобы сделать ребенка суперумным.

С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть, в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.

В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не столько активно учиться читать, и все обойдется.

Но, если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он  не освоит то, что ему надо было бы освоить.

Условно говоря, не научиться  прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.

В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.

Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.

Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего,  он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.

Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.

Каждый день – новое открытие

– Порой мамы хотят, чтоб каждый день их малыша был наполнен открытиями, интересными делами и потому придумывают ежедневно новое и новое дело для него. Насколько это полезно и для мамы, и для ребёнка?

– Что бы ребенок ни делал с мамой,  ему это только на пользу. Не важно, новое это или старое занятие. На самом деле, дети любят повторения. Если ребенку хочется осваивать что-то новое и у мамы есть  на это время, то замечательно.

Но, если мама всю свою жизнь будет тратить исключительно на то, чтобы лепить с детьми из соленого теста, то это не совсем правильно: она должна реализовываться не только в детях, и детям на самом деле нужна успешная и реализованная мама, которая потом не будет попрекать: «Я  с тобой все детство лепила из соленого теста и играла в кубики и не защитила диссертацию, не нашла работу!»

Если мама чувствует, что реализуется дома – замечательно.   Играть с ребенком полезно. Маме может надоедать играть в одно и то же, и чтобы ей самой было интересно и весело, она может придумывать новые занятия. Только вот если мама будет всё время придумывать что-то новое, не давая повода для развития фантазии ребёнка, то эта фантазия и не разовьётся.

Но важно помнить, что ребенок не должен играть все время только с мамой. На самом деле ребенок развивается вовсе не тогда, когда его развивают взрослые. Он развивается в своей собственной спонтанной игре.

Одним из признаков успешного развития считается  умение ребенка самостоятельно играть в ролевые игры: в школу, в магазин, в больницу, в семью.

По тому, насколько сложна, продолжительна игра ребенка оценивают его эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие.

– С какого возраста ребёнок готов играть самостоятельно?

– Здесь тоже всё индивидуально.  Есть дети, которые с года играют сами, а есть,  которые начинают с трёх лет. Но в любом случае до трёх лет им надо показывать, как играть, нужно  вовлекать их в игру: покупать всевозможные  игровые наборы, самим что-то делать. Главное – предлагать детям прикоснуться к этому «миру понарошку» с помощью тех же кукол, мишек и так далее.

Обычно считается, что первые зачатки ролевой игры в среднем начинаются после полутора лет, когда ребенок переходит от манипулирования предметами к выстраиванию игровой ситуации. Но, в принципе, когда девочка или мальчик даёт мишке свою соску – это уже ролевая игра.

– Если мама не успевает подолгу играть с ребёнком, как не дать образоваться комплексу «я плохая мать»?

– Есть известное выражение, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком. И не обязательно придумывать чего-то новое и сложное. Можно рассказать сказку, поиграть в куклы, зайку переодеть – всё, что угодно!

Желательно, чтобы каждый день родители какое-то время посвящали  только ребенку, чтоб ни компьютер, ни телефон, ничего не могло отвлечь их. Тогда ребенок понимает,  что это полностью его время, и мама или папа занимаются только им.

Понятно, что у всех разная ситуация. Кто-то дома с утра до вечера с одним ребенком и может посвящать ему целый день. А кто-то работает или у кого-то – многодетная семья и сложно провести с каждым ребёнком много времени.

Но  если удастся уделять каждому ребёнку безраздельно хотя бы 15 минут, это замечательно. Причем это время не должно  тратиться на занятия,  на нравоучение, на какие-то гигиенические процедуры.

То есть, если мы моем ребенку голову, стрижем ногти или выполняем логопедические упражнения, обсуждаем его недолжное поведении –  это не время, проведенное с ребенком.

Подготовка к школе с трёх лет

– Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.

– Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия – неплохо. Причём  совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева.

Главное, что получает ребёнок – социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить  свою жизнь с жизнью других людей.

Ничего плохого в этом нет.

Если ребенку  нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы.

То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.

Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.

zapiskiprofana.ru

– Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?

– Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться.

В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле  он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных  действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития.

Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.

Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники.

Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов  к предлагаемой  модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками.

 Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным  просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.

Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.

Раннее развитие: да или нет?

– Если подвести итог: стоит специально заниматься ранним развитием ребёнка?

– Если маме хочется, то почему бы нет.

Если маме не хочется, если она этим тяготится, ей скучно, трудно, у нее на это нет времени, сил и так далее, то ничего ужасного не произойдет, если она не будет этого делать.

 Вообще не развивать ребенка нельзя. Но если это делать при помощи обычных консервативных занятий, или водить его в какую-то группу, где этим будут заниматься специалисты, – вполне приемлемо.

То, без чего нельзя обойтись дома –  ролевая игра ребёнка: у него должна быть возможность играть с игрушками – с тематическими, качественными, с большими, маленькими, с конструкторами, посудками, машинками. И у него должно быть место, где он может это делать один, где ему никто не сможет мешать, не будет контролировать, что он делает с паровозиком или с кубиками.

И ещё дома обязательно ребенку должны читать.

educattivamente.com/

А всё остальное – как сложится. Бывают такие деятельные мамы, которые находятся дома, и им невыносимо хочется заниматься с ребенком  чем-то сложным. Это  прекрасно.

Есть мамы, которые сидят дома, но при этом что-то делают: работают,  занимаются и другими детьми, учатся и им не хватает времени каждый день придумывать развивающие игры. В этом ничего катастрофического нет.

Если мама с ребенком проводит хотя бы эти 10- 15 минут в день, занимаясь только им, не важно, что они делают вместе –  читают, рисуют, вышивают бисером – это тоже хорошо.

Тут скорее лучше не додать этого суперразвития, чем пережать и отбить у ребенка интерес.

Плохая мать – не та, кто не придумывает каждый день что-то новое, а та, которая вначале усиленно занимается с ребенком, забывая про себя,  а потом начинает всю дальнейшую жизнь чего-то добиваться от него: школьника, подростка, взрослого, постоянно акцентируя,  что он должен поступать именно так, потому что она столько для него сделала!

Источник: https://www.pravmir.ru/rannee-razvitie-vredno-bespolezno-ili-neobhodimo/

Зачем нужно раннее развитие? 11 вариантов ответов в пользу раннего развития

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

«Мой ребенок умеет читать с года, я занималась и занимаюсь с ним ранним развитием» — такая фраза в некоторых сообществах мам звучит хуже, чем «Я кричу на своего ребенка».

Напомню, что в моем понимании раннее развитие — это гармоничное и комплексное развитие всех важных сфер в жизни ребенка, которое происходит через игру и к взаимному удовольствию ребенка и родителя. Самый частный вопрос, который мне при этом задают: «Зачем все это нужно?».

Я собрала очень разные ответы на этот вопрос: от японского автора книг до Министерства образования, от собственного опыта раннего чтения до мнений других мам, которые тоже занимаются со своими детьми.

Вариант №1:

Для начала, вот ответ Масару Ибуку («После трех уже поздно»):
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей.

Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире«.

Вариант №2:

Что говорит Закон РФ «Об образовании»? Статья 18, п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».

Вариант №3:

Представители детских центров ментальной арифметики SmartyKids прокомментировали важную для них тему развития детей: «Чаще всего противостояния родителей в том,  когда пора заниматься с ребёнком, сводятся к столкновению двух взглядов.

Одни берут дело в свои руки и начинают самостоятельно заниматься с ребенком как можно раньше. Ведь понимают, это плодотворно скажется на его умственном и психическом развитии. Другая же часть родителей уверена, что детей всему научат в школе. А пока, пускай они наслаждаются свободой отдыхом, играми.

Мы не могли остаться в стороне и делимся с вами фактами о пользе раннего развития:

  • 35 000 детей дошкольного возраста в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков ещё в детсадовском возрасте влияет не только на дальнейшие успехи в этом предмете. Даже элементарное знание цифр в раннем возрасте эффективно способствует развитию навыка чтения и положительно влияет на обучение ребёнка в целом.
  • Ранние занятия с детьми существенно влияют на их социализацию. Исследователи из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка отслеживали более 700 детей с ясельного возраста и до 25 лет и выявили, что социально развитые дети в дальнейшем могли взаимодействовать с людьми без побуждения со стороны, быть полезными другим, понимать их чувства и решать проблемы самостоятельно, а также имели больше шансов получить высшее образование и достойную работу к своим 25, нежели люди, чьи социальные навыки были ограничены в детстве.
  • Существенная часть навыков, которые получает ребёнок в школе, неумолимо устаревают или применяются крайне редко. В значительной степени именно родители могут стать для детей открытой «дверью» к актуальной информации. Чего стоит только один обмен жизненным опытом, благодаря которому вы можете научить ребенка специальным знаниям.

Вариант №4:

Зачем ребенку уметь читать до школы?:
1) Чтение — это развитие прежде всего процессов мышления, внимания, памяти и обработки информации.
2) Легкость освоения. Мы не помним, как научились говорить, а мой сын не помнит, что не умел читать. Для него это просто и естественно — читать то, что он видит. Поэтому вокруг этой темы нет напряжения, сложностей, неприятных эмоций. Паша уверен, что читать — это легко)))
3) Удовольствие от процесса. Кто-то любит лабиринты, кто-то загадки, кто-то слова озвучивать, кто-то конструктор собирать, кто-то читать. Зачем лишать ребенка удовольствия прочитать интересную историю по возрасту? Конечно, только если он сам этого хочет. И это будет простенькая книжка на несколько предложений или любимое стихотворение на одной странице, а не «Война и мир». Я кстати из тех людей, которые очень любят читать и получают удовольствие от чтения.
4) Самостоятельность. Когда я была в США, меня порадовало то, что вокруг все понятно: все вывески на английском, указатели, меню и т.п. И как неуютно, когда я не понимаю, что написано, потому что это французский, или итальянский, или немецкий, или тайский. Даже в магазине не могу найти сметану(( А дети вынуждены жить так до школы. Насколько проще ориентироваться в мире, если ты можешь прочитать хотя бы простейшие слова. «А, сейчас станция Аэропорт, следующая — наша» — говорит мне сын. «Вот на полу указатель на «Пушкинскую». «Нет, мама, видишь, написано «йогурт Растишка», а мне нужен «творожок Растишка» (у них похожие упаковки). «Варить 9 минут» — на упаковке с макаронами. Или ребенок может по оглавления найти нужный ему рассказ или сказку (Паша давно так делает).
5) Чтение — базовый навык для других освоения других областей знаний. Если ты умеешь читать, значит, ты можешь прочитать о чем угодно и найти ответы на интересующие тебя вопросы. Или в энциклопедии, или в Гугл.
6) Мама тоже развивается, занимаясь организацией таких игровых занятий

Источник: https://mamarada.info/zachem-nuzhno-rannee-razvitie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.