Святая Земля. Часть 21. Вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни

Источники Ново-иерусалимского монастыря » Благоздравница

Святая Земля. Часть 21. Вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни

Воскресенский Ново-иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном как образ  иерусалимского храма Гроба Господня с воссозданием вокруг храмового комплекса святых мест исторического Иерусалима.

святыня монастыря – храм Воскресения Христова, построен по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В нем имеются копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господним, Камень Помазания.

 Храм удивляет своими грандиозными размерами, в нем 29 приделов.

n-ierusalem.ru

Не только святыни монастыря, но сами окрестности были названы патриархом Никоном и закрепились в народном сознании с палестинскими наименованиями.

Так  обтекающий монастырь ручей получил наименование Кедронского потока, роща за Елизаветинскими воротами стала Гефсиманским садом, старый дуб на берегу ручья именуется Мамврийским.

Находящийся под горой колодезь – Силоамской купелью, колодезь на северном склоне – кладезем Самарянки. Река Истра, соседствующая с обителью, названа Иорданом.

Новая история

В 1918 году Ново-иерусалимский монастырь был закрыт, а в его стенах устроен краеведческий музей.

 Во время немецкой оккупации в обители стояла дивизия СС «Рейх», которая, отступая, взорвала Воскресенский собор, подземную церковь, колокольню и часть стен монастыря. Восстановление обители началось еще в советские времена.

Но в масштабном объеме реконструкция храмового комплекса стала проводиться лишь в последние годы, на что из государственного бюджета выделены значительные средства, а членом попечительского совета является сам премьер-министр Медведев Д.А.

Хотя на сегодняшний день реставрация еще не завершена, красота внешней отделки монастыря уже прекрасно видна и поражает с одной стороны богатством и изяществом, а с другой стороны пастельно-русским колоритом в светлых и чистых тонах.

В монастыре ежедневно совершаются литургии, по воскресениям даже дважды (в 7 и в 10 утра), несколько священников принимают исповедь у многочисленных верующих. В день проходит несколько экскурсий, билеты на которые можно купить у входа.

Некоторые достопримечательности обители

В храме Воскресения Христова под Голгофой в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона.

Среди паломников сложилась традиция прикладываться к гробнице, хотя патриарх Никон не канонизирован.

 По утверждению предыдущего наместника монастыря архимандрита Никиты (Латушко) имеются зафиксированные чудеса исцелений. Но предавать их всеобщей известности архимандрит посчитал пока преждевременным.

Надо сказать, что необычная красота храма Воскресения Христова (его купол выполнен не в виде традиционной луковицы, а в виде шатра) потребовала больших жертв и трудов от его создателей в самые разные исторические эпохи, поскольку ныне реставрируемый шатер является уже третьим. Первый каменный свод рухнул еще в 1723 г. Впоследствии он был восстановлен, но уже в деревянном исполнении по проекту Растрелли. После войны, взорванный нацистами многострадальный купол, был воссоздан в третий раз.

Пройдя по территории монастыря, через ворота Елизаветинской башни, можно попасть в Гефсиманский сад. Над ручьем, поименованным Кедроном, находится мостик, пройдя через который посетители попадают на искусственный остров, где расположен скит патриарха Никона. Остров окружен Иорданом (рекой Истрой), Кедроном и вырытым каналом.

За Гефсиманским садом находится колоритный музей деревянного зодчества. Пройдя  немного дальше можно увидеть  самую высокую в России  ветряную мельницу, внутреннее устройство которой так же весьма впечатляет.

Слева от Гефсиманского сада у стен монастыря располагается конный манеж с разновозрастными лошадками и пони, а так же свободно бегающей птичьей живностью на радость ребятишкам.

Если повезет и дверь в крепостной стене монастыря будет открыта, вас ждут незабываемые впечатления от прогулки по широким и древним стенам обители, наполненными нишами, смотровыми площадками и винтовыми лестницами. Размах монастырских объектов позволяет и паломникам, и любителям истории, и просто ценителям прекрасного найти на территории монастыря объекты и занятия себе по вкусу.

Кладезь «Живоносный источник»

В обители находятся три святых источника. Если двигаться от главного входа, первым будет кладезь «Живоностный источник».

istra-da.ru

Он расположен  в подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Храм углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень.

На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, в подмосковной палестине  находится святой источник.

Неподдельной была радость святейшего патриарха Никона, когда он узнал, что из-под голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник.

Для того, чтобы подойти к источнику, необходимо спуститься по узкой лестнице подземной церкви длиной в 33 ступени, обойти уникальный медный иконостас и спуститься еще ниже в предел мученика Кириака. Правее будет расположен колодец.

Набрать воды можно и не спускаясь в храм. Рядом со входом открыта небольшая часовенка, где доброжелательная старушка нальет вам святой воды из источника в вашу либо в храмовую бутылочку, которых там заготовлено великое множество.

Источник «Силоамская купель»

Если выйти из обители не через главный вход, а с противоположной стороны, через западные ворота Елизаветинской башни,  можно оказаться в Гефсиманском саду. Там у монастырской стены находится еще один источник – Силоамская купель. Ее название происходит от

trof-av.livejournal.com

Силоамской купели у горы Сион в Иерусалиме. По преданию, иерусалимский источник возник по молитве пророка Исайи. По одним данным это произошло во время осады города, по другим источник открылся во время того, как святого подвергали мучениям, и облегчил его страдания. От этих событий и произошло слово «силоам», то есть «посланный от Бога».

О силоамском источнике также имеется упоминание в Евангелии. Помазав брением глаза слепорожденного, Христос велел ему умыться в купальне Силоам, после чего слепой обрел зрение.

Ранее над источником находилась часовня, но в 1930 годах она была разрушена. Примечательно, что сам источник уничтожить так и не удалось, хотя к этому прилагались немалые усилия.

Вплоть до 90-ых годов 20-ого столетия источник неоднократно засыпали землей и песком, подвозимых на самосвале.

Новое освящение Силоамской купели было совершено на Богоявление 1994 года, в тот год, когда была возобновлена деятельность монастыря в  качестве действующей обители.

К источнику можно подойти и с другой стороны. От главных ворот монастыря надо двигаться с наружной стороны стены мимо четырех башен: Дамасской, Ефремовой, Варуха и Иноплеменничьей. После четвертой башни вниз пойдет крутая металлическая лестница. Спустившись по ней, будет виден деревянный крест, а рядом родник, где можно набрать водички.

www.ierusalim.ru

Источник «кладезь Самарянки»

На северном склоне монастырского холма находится третий источник – кладезь Самарянки.

  Этот источник напоминает о беседе Христа и самарянки, которой Господь сказал:  «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Часовня существовала и над этим источником, но ее постигла та же участь разрушения в годы безбожия.

«Иордань»

На берегу Иордана (реки Истра) стоит крест и деревянный помост. Здесь регулярно совершаются водосвятные молебны, а в день Богоявления (Крещения) проходит великое освящение воды по образу освящения воды в иерусалимском Иордане. Поскольку Истра – речка быстрая со множеством ключей, вода в ней замерзает редко.

В Крещенскую ночь даже в советские времена народ шел на «Иордань» как на первомайскую демонстрацию. Окунались тогда не многие, но желающих посмотреть на диковинное по тем временам действо собиралось множество. Некоторые даже утверждают, что примерно в половине второго ночи быстрое течение реки замирает на несколько минут.

Правда это или нет – поезжайте проверить лично.

Добраться до Ново-иерусалимского монастыря можно на электричке с Московского Рижского вокзала до станции Новоиерусалимская или проехать от метро Тушино на 372 автобусе до города Истры.

Источник: http://blagozdravnica.ru/istochniki-i-svyaty-ni-voskresenskogo-novo-ierusalimskogo-monasty-rya-podmoskov-e/

Как купаться в святом источнике

Святая Земля. Часть 21. Вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни
: 25.07.2016 Категория: Авторский очерк

Купание в святом источнике испокон веков считалось целебным и чудотворящим действом. Многие люди стремятся смыть свои грехи и болезни в священной купели. Церковь поощряет такое стремление.

Многие молитвенные дома и обители возводят неподалеку от таких источников, а воду в них считают Божьей милостью. Чтобы правильно совершить купание в святом источнике, необходимо получить ответы на некоторые вопросы.

Как правильно окунаться в святой источник? Как окунаться в святой источник женщине? Что дает купание в святом источнике?

История возникновения традиции

Доподлинно неизвестно откуда пошла традиция купаться в святом источнике. Возможно, есть связь с Крещением Иисуса Христа, когда он пошел к Иоанну Предтече на реку Иордан, чтобы креститься и совершил омовение. Но с давних времен есть поверье, что вода из недр земли обладает уникальными, исцеляющими свойствами.

Многие люди проверили на себе целебную силу воды: кто-то справился с тяжелым недугом, у некоторых женщин получилось забеременеть, а большинство просто получает заряд бодрости и прилив сил от омовения. Информация о том, как помогает купание в святом источнике, благодаря молве переходит из поколения в поколение.

Чтобы получить духовное и телесное исцеление, необходимо окунаться в источник с любовью в сердце и верой в исцеление. Спокойствие, гармония и молитва помогут человеку быть услышанными Богом.

Святая вода в источнике – основная информация

Чем же объясняются такие благостные свойства воды в источнике?

Молекула воды является противоположно заряженной, т.е. дипольной и обладает собственной памятью. Эта особенность позволяет ей влиять электромагнитное поле человека, выравнивая его.

Вода из глубинных источников, таких как родники или ключи, обладает чистейшим электромагнитным полем.

Такая вода помогает «смыть» всю отрицательную, нездоровую информацию из электромагнитного поля человека и очисть его.

Наиболее полезно купаться в воде, температура которой ниже 12 градусов. Температура воды в святых источниках составляет 2-4 градуса в любое время года. Купание в святом источнике по продолжительности должно быть 1-2 минуты, более продолжительное нахождение в холодной воде не рекомендовано.

В этот момент происходит прилив крови к внутренним органам человека от кожи и обратно.

Помимо этого, холодная вода имеет сильный электрический заряд, чем ниже температура воды в святом источнике, тем эффективнее происходит образование тонкой пленки с сильнейшим отрицательным зарядом на кожных покровах человека.

Для человека, чей организм всегда чересчур положительно заряжен, получить такой заряд крайне важно. Именно в этот момент происходит оздоровление организма. Поэтому следует понимать, что после омовения не нужно спешить обтираться, необходимо дать воде стечь, и лишь через 3-5 минут можно закутаться в теплое полотенце.

После погружения в течение нескольких минут температура может подскочить до 40 градусов, в этот момент вредные бактерии и вирусы в организме могут погибнуть. Такой эффект будет также полезен для иммунной системы.

Помимо целебного эффекта от воды, очень важно в процессе купания иметь веру в чудо исцеления.

С телесной точки зрения человек после омовения в купели почувствует сильнейший жар. Такое ощущение будет сопровождать купающегося несколько минут. В это время можно почувствовать легкость и свободу в руках, голове, шее и других органах, спокойнее станет на душе. Можно ощутить «благостные» чувства.

Подготовка к омовению

Какой же подготовки требует омовение в святом источнике?

Перед тем, как осуществить паломничество к святому водоему и совершить купание в нем, необходимо помнить о некоторых вещах.

Во-первых, перед тем, как купаться в святом источнике следует соблюсти пост, исповедаться и причаститься. Церковь не требует строго соблюдения этого правила, но омовение без него будет неполным.

Совершить омовение может человек любой веры, главное – уважительное отношение к Богу, открытое сердце и вера в излечение.

Во-вторых, перед погружением в купель нужно проверить нательный крест, он должен быть на человеке. Все украшения следует снять.

Произносится молитва перед купанием в святом источнике, поэтому в преддверии омовения нужно вспомнить «Отче наш».

Категорически запрещено мыться в священном источнике, используя шампуни, мыло и другие средства для мытья.

Правила купания в святом источнике

Прибыв на купание в святом источнике, лучше забыть о суете и спешке. Желательно посетить местную церковь, поставить свечу за здравие, помолиться, после чего спуститься к источнику за святой водой. Если нет емкости для воды, ее можно приобрести в местной церковной лавке. Не стоит игнорировать очередь, толкаться, торопиться, следует проявить уважение к окружающим.

Переодевшись, можно окунаться в святой источник. Обычно в таких местах есть закрытые и открытые купели. Закрытые разделяются на мужские и женские, в открытых купаются все. Купаться в святом источнике можно в хлопковой свободной рубашке.

Многие задаются вопросом: в чем окунаться в святой источник женщинам? Здесь требования такие же, как и для мужского пола, только нужно повязать платок на голову. Если у человека нет специальной одежды, он может осуществить омовение в святом источнике в закрытой купели.

Купаться в купальниках и с открытыми телесами, оскорбляя своим видом глубоко верующих, крайне нежелательно.

Перед тем, как купаться в святом источнике, следует снять обувь, и лучше иметь удобные тапочки, которые можно легко одеть после омовения.

До того, как окунаться в святой источник, необходимо прочесть молитву. После нее можно заходить в воду полностью и трижды погружаться с головой, после каждого раза следует перекреститься.

Выйдя из воды, не нужно спешить вытираться полотенцем. Человек в этот момент чувствует, как горит тело. Исцеление в святых источниках происходит в этот момент.

После погружения человек может испытывать легкость, бодрость и прилив сил или же, наоборот, головные боли, агрессию и даже потерю сознания. Отрицательные эффекты после купания в святом источнике верующие люди связывают с наличием бесов и пороков у человека.

После омовения не нужно сразу спешить домой: можно выпить святой воды и насладиться своими ощущениями.

Кому нельзя купаться в источнике

Как уже говорилось, церковь одобряет купание в источнике человека любой веры. Однако существует ряд ограничений по лицам, кому нельзя купаться в источнике.

В первую очередь, речь идет о женщинах в период «критических дней». В эти дни тело женщины считается «грязным». Бывают исключительные случаи, когда женщина специально издалека приехала на источник в такой период, в этом случае она может попросить благословения у священника.

Нежелательно погружаться в купель беременным женщинам, так как слишком холодная вода может вызвать сокращение матки, что, в свою очередь, может привести к выкидышу.

Запрещено купаться в святых местах лицам в состоянии алкогольного опьянения, тем самым они оскверняют святыню и могут получить обратный эффект.

С осторожностью нужно осуществлять погружения лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ели все же, такие люди решаются на это, то лучше совершить погружение в теплый период.

Касательно младенцев: лучше не погружать их в купель, особенно в зимнее время, так как у них еще не налажена терморегуляция, и такое купание может быть опасно.

Нельзя купаться в источнике также на полный желудок, это является грехом и может вызвать нежелательную реакцию организма.

Исцеление после купания

После купания в святом источнике все ждут чуда. И оно обязательно произойдет, если есть вера в сердце и желание выздороветь.

При тяжелых заболеваниях нужно погрузиться 7 раз в различные святые источники. Улучшение самочувствия наступит после 4-5, последующие помогут закрепить результат. Погружения должны быть с перерывом минимум в неделю, чтобы не переохладить организм, и дать ему силы на восстановление.

После погружения происходит духовное очищение, ощущается Божья благодать, и появляются силы для борьбы с недугом.

Происходит исцеление в святых источниках лишь у тех, кто доверяет Богу. Ведь Всевышний точно знает, какая ситуация для человека будет наилучшей.

Зная все нюансы омовения в купели, человек может с максимальной пользой совершить поездку к святому источнику и получить положительные эмоции. Даже просто побывав в таком месте, человек получит душевную благодать.

Источник: https://gotonature.ru/1316-kak-kupatsya-v-svyatom-istochnike.html

Туры и отдых в Израиле

Святая Земля. Часть 21. Вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни

Временами вода в купальне начинала бурлить или происходило движение воды какого-то иного рода («Ангел Господень возмущал воду»).

Есть легенда, что вода в Овчей купели обладала излечивающими свойствами потому, что в ней лежало дерево, из которого позже фарисеи или римляне сделали столб для распятия Христа.

Это дерево, что выросло у Лота: тот, во искупление невольного греха с дочерьми после гибели Содома и Гоморры, 40 лет добывал и возил на ослике воду из реки Иордан, чтоб поливать три посоха (кедровый, кипарисовый и сосновый).

Праотец Авраам велел ему делать это, пока посохи не обретут жизнь. В конце концов они «ожили» и слились в одно прекрасное дерево — это и был знак прощения греха.

Царь Соломон приказал спилить чудесное дерево для кровельной балки строящегося Храма, но ничего не вышло: спиленный ствол нельзя было даже измерить — он становился то больше, то меньше. Решили, что он ведет себя так из-за греха Лота — куда уж использовать его для Храма!

По другой версии, ствол дерева использовали как лавку — и однажды на нее присела царица Савская, приехавшая для встречи и беседы с Соломоном.

Но от дерева исходил жар, и мудрая царица, встав, поклонилась деревянному брусу и предсказала, что именно от него найдет свою смерть Мессия, и оттого Иудейское царство ждут бедствия и погибель.

Соломона это пророчество напугало, и он повелел зарыть в землю «нехорошее» дерево.

Потом в этом месте выкопали водоем для того, чтоб омывать в нем предназначенных в жертву животных — Овчую купель, и вскоре та прославилась как исцеляющая людей.

Исцеление расслабленного при Овчей купели

Тот, кто первый влезал в купальню во время «возмущения воды», вылезал исцеленным (независимо от тяжести болезни).

Здесь значимо слово «первый» — можно представить, как вели себя эти несчастные, как облепляли берег водоема, жадно глядя на воду, как отпихивали друг друга локтями, ведь каждый старался искупаться раньше прочих!

Некий человек, расслабленный (это означает просто «парализованный»), лежал возле Вифезды в тщетной надежде на излечение. Болел он уже 38 лет (можно представить, в каком состоянии был этот бедняга, лежа неподвижно под жарким солнцем Иудеи). Иисус, заметив его и узнав, что лежит он тут давно, подошел к нему и спросил, хочет ли тот стать здоровым.

Тот честно ответил, что, разумеется, хочет — но у него никого нет, и никто не желает помочь ему опуститься в воду, всегда кто-то успевает первым прежде, чем он доползет.

Неприглядно же выглядят все эти болезные граждане в своем эгоизме: никому даже в голову никогда не пришло хоть раз помочь беспомощному человеку, каждый думал только об исцелении собственных болячек!

И даже те, кто выздоровел, не догадались помочь другому! Видно, вода исцеляла только тело — но не душу. Это, кажется, и подчеркнул Иисус, который даже и не подумал вести паралитика к воде. Он просто велел ему встать, забрать свою подстилку, идти и не грешить больше. И тот так и сделал! Простое внимание к человеку и милосердие исцелили несчастного, лечебная ванна совершенно не понадобилась.

Где находилась Вифезда?

Из священного текста можно заключить, что Вифезда находилась в Иерусалиме — но где именно, существуют разные версии.

Пруд у ворот

Иоанн упоминает Овечьи ворота — есть предположения, что это нынешние Львиные (или, по другому их названию, ворота Святого Стефана) в Мусульманском квартале.

Действительно, некий рукотворный водоем, ныне пересохший, там имеется. Он ярко выраженной прямоугольной формы, вытянут в длину. Когда-то за ним явно следили, берега его выложены некогда аккуратной каменной древнеиудейской кладкой.

Арабы называли этот пруд «Биркет Израэль» — то есть «израильский пруд».

Рядом находятся фрагменты двух арочных конструкций — возможно, это те самые «крытые ходы», упомянутые Иоанном — при Вифезде находилось «пять крытых ходов», возможно, в них укрывались от солнца «пациенты» купели.

Версия крестоносцев

Возле католического храма святой Анны тоже находится водоем, известный со времен завоевания Иерусалима крестоносцами. И тогда именно его называли «Овчая купель». Рядом с ним археологи обнаружили следы пяти арок — еще одни «крытые ходы»!

Эта Вифезда упоминается в первый раз в свидетельстве паломника, видевшего ее в IV в. Он увидел возле этого водоема то же, что некогда увидел Иисус: толпу самых различных калек, ожидающих чуда.

В V в. паломники уже называют храм св. Анны «церковью Паралитика».

На сегодняшний день базилика св. Анны и католический монастырь при ней принадлежат Франции, как и место раскопок Вифезды. Осуществляет надзор и попечение над этой землей миссионерское общество Белых Отцов — братство монахов, основанное в 1865 г. кардиналом Левизери.

Значительных размеров (150x50x15 м) бассейн из двух разделенных каменной кладкой частей, был раскопан здесь в 1914 г. Находится во дворе монастыря Белых Отцов, окна которого выходят прямо на Вифезду.

На территории раскопок расположен небольшой музей.

Вифезда как символ исцеления

Разумеется, чудесный сюжет с Иисусом и паралитиком нашел отражение в иконописи. Существует множество икон с изображением «исцеления расслабленного». Мировая живопись также не обошла эту притчу о милосердии стороной.

Ей посвящены полотна голландца Питера Артсена, представителя Северного Возрождения, испанца Бартоломе Эстебана Мурильо, знаменитого своими евангельскими сюжетами датчанина Карла Генриха Блоха, знаменитого английского живописца Уильяма Хогарта, польско-русского художника Яна Ционглинского.

В современности

В Центральном парке Манхэттена, Нью Йорк, на одной из террас расположен красивый фонтан Вифезды со скульптурой ангела, держащего в руке цветок лилии.

«Ангел вод» — работа скульптора Эммы Стеббинс. Фонтан установлен в 1842 г., в память открытия городского акведука. Лилия в руке ангела символизирует чистоту воды.

Эмма — первая женщина-художник, получившая официальный заказ от города Нью-Йорк.

В округе Палм-Бич (тоже в США), на берегу Атлантического океана, стоит Епископальная церковь в стиле испанской готики, называемая Вифезда-из-моря. Церковь отличается оригинальной красотой, в северной стене расположена «купальня Вифезда» — небольшой фонтан с фигурой ангела, вырезанного из розового известняка. Этот храм построен в 1925 г.

Название «Христианское братство Вифезда — Дом милосердия» носит одно из объединений Евангельской церкви в России.

Достопримечательности рядом

Недалеко от Вифезды и церкви св. Анны находятся:

Как добраться до Вифезды у церкви Св. Анны

В Старом городе нужно войти в Львиные ворота и пройти около 50 м. Справа будет вход.

Источник: https://www.ru.israland.travel/%D0%B2%D0%B8%D1%84%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.