Я аутист

Содержание

Аутист из Москвы написал книгу о себе «чтобы другим было полегче»

Я аутист

Знакомьтесь: Никита Щирук, 21 год, аутизм. Человек с иными возможностями, а также наблюдательным умом и литературными задатками. Для нас, объединенных Фейсбуком родителей детей с аутизмом, его иные возможности бесценны: они помогают нам понимать бездонный внутренний мир собственных сыновей и дочерей.

О жизни

Никите 1 год и 3 месяца

Во дворе школы, на подсобке, кто-то написал граффити: «Люби ее такой, какая она есть».

К этой надписи подходит и родина, и жизнь, и школа, и семья. Вот я и люблю, свою жизнь, такой, какая она есть.

Аутизм как качели – то вверх, то вниз. То отпустит, то снова захватит.

Аутизм ломает жизнь и судьбу, как самого аутиста, так и его родителей. Отказаться от ребенка или отказаться от своей собственной жизни – каждый решает сам. Жить рядом с аутистом очень трудно.

Я аутист, мне 21 год. Все это я понимаю, но быть, как все, я не могу, и не смогу никогда. Аутисту сложно жить: надо бороться с собой постоянно, чтобы быть таким, как все. Борьба изматывает и аутизм усиливается. Если борьбы мало, то жить хорошо.

Без помощи я жить не смогу — теряюсь.

А жизнь – это потрясающе!

Какой я аутист?

«Зима в Москве»

Прочитал, как взрослые аутисты из США отвечают на вопрос: «Кто такие аутисты?» У них получилось много разных ответов. А я не могу ответить на этот вопрос. Я не знаю, кто эти незнакомые мне люди. В США они, наверное, общаются между собой, а я, в Москве, не общаюсь с другими аутистами. Мне негде с ними общаться.

Могу только ответить на вопрос «Какой я аутист?»

У меня хорошая память. Я не тихий, чаще веселый чем грустный, конфликтный, любознательный, чистоплотный, пунктуальный.

У меня много интересов: телевидение и радио всех времен и народов, политика, страны, их флаги, гимны, кино, музыка, история, интернет, религии. Я могу поговорить на любую тему.

«Поймать на лжи» я не могу. Я точно могу сказать, что факты, которые мне говорят, не сходятся –  я их хорошо помню. Но не могу «обвинить во лжи». Для меня это лишь неправильный ответ или  информация. Как перестать быть доверчивым, я не знаю. Я всем доверяю. Мое мышление больше похоже на компьютер.

Компьютерные игры меня не интересуют. Я не воспринимаю окружающий мир как единое целое, я вижу его в мелких деталях. В любом деле, в любой сфере для меня важны детали и подробности.

Я очень хорошо чувствую хороших и плохих людей. Многие делают улыбки, но я знаю, что они злые. Если рядом кто – то скандалит, или сильно спорит, то я могу заболеть с высокой температурой.

Когда я был маленьким,  из–за скандалов очень часто болел. С возрастом я стал физически больше, мой рост 180 см, но я не стал крепче. Это как одна таблетка зла на 10 кг веса.

Так и злые люди действуют на меня.

Мне стало легче не потому, что я к ним привык, а потому, что я стал больше весом и ростом. Зло побеждало маленького Меня, а сейчас уже не побеждает. У меня есть планы на жизнь, и я верю, и надеюсь, что мои планы сбудутся. Я люблю эту жизнь. Она для меня разная – и плохая и хорошая. Я научился находить свое равновесие.

На каждый минус есть свой плюс.

Об интеллекте

Никите 7 лет

Часто мне приходилось проходить разные комиссии, помню одну в 7 лет.

Врач пыталась у меня что – то спросить, но я ее не слушал. Увидел на столе картинки. Быстро их взял и понял, что это алфавит.

Разложил по порядку на столе. Не хватало буквы «ы». Это для меня была катастрофа, как в паззле, когда не хватает деталей. Я уже вдохнул поглубже, чтобы начать кричать. Но мама нашла весомый аргумент: «Приходили маленькие дети и потеряли букву «ы».

Что взять с малышей- я на них не обижался никогда. В общем, моя истерика прошла мимо.

Врач уже поняла, что я не отсталый. И стала задавать вопросы: «Чем девочка отличается от куклы? Чем самолет отличается от птицы?». Я ответил, что когда девочка вырастет, то станет женщиной, а кукла – нет. Птица когда летит, машет крыльями, а самолет нет.

В справке мне врач написала: «Отвечает нестандартно». А правильный ответ я узнал намного позже, надо было сказать: одушевленное и неодушевленное.

Где меня учить, было непонятно. Под отсталого я не подходил, а школьные правила поведения даже не думал соблюдать. В 7 лет я вообще никаких команд не выполнял. Сам себе был генерал. Был необучаемым. Мама меня выучила. Комиссиями меня мучили каждый год.

Про память

«Это не девочка в розовой шапочке. Это я, Никита. Шапку мне мама связала, других ниток не было».

Моя память устроена не так, как у нормальных людей. Я помню, когда был совсем маленьким, очень любил телик и шоколад. Я любил есть шоколад, когда смотрел мультик, и при этом смотреть на себя в зеркало.

Я хотел объединить себя и все, что я люблю. Мне казалось, что если я приложу руки к экрану телика, то все будет вместе со мной. Также проверял, могу ли я попасть в мультик. Но быстро понял, что не получится.

Мультфильмы я любил, особенно про «Простоквашино», Телепузиков, Вуди Вудпекера. Вечерами, когда по программе их не было, я прокручивал в памяти все серии какого-либо мультфильма и веселился от души.

Так был занят этим, что иногда становился весь мокрый – я же участвовал в мультике, это как болельщики в футболе, неизвестно кто больше устает. И это все происходило при выключенном телевизоре – родители не могли понять, что со мной происходит.

Когда вырос, то смог объяснить, потому что я это все помню.

В любимом мультфильме совмещалось все: интересное действие, веселая музыка, меняющиеся картинки, последовательность действий. Также мне запоминалось мое ощущение: я чувствовал себя счастливым человеком. Это объяснение для взрослых, а для детей – мне было просто хорошо. Что такое счастье, я тогда не знал.

Про целителя и булочки

«Любимая зубная щетка на ножках. И еще мне купили часы. Зубы можно чистить, не снимая их. Они водонепроницаемые».

Меня привели к целителю. Он вокруг меня шептал, плевал на меня водой, жег свечки, щекотал чем–то, включил какую–то странную музыку. Я веселился от души. Рядом с целителями была пекарня и булочная с горячей выпечкой.

Я бы туда ходил каждый день. Люблю свежие булочки. Да еще столько развлечений. Но визит стоил дорого. Целитель сразу сказал, что мое заболевание и ДЦП неизлечимы. Мы ему поверили, и мама прошла его курсы обучения. Там и научили медитации, массажу и еще всякому разному.

Не развивайте свои экстрасенсорные способности! С этим невозможно жить. Очень мало здоровых и счастливых людей вокруг. Чужая боль сильно чувствуется. Правда, это помогло маме понять меня лучше. Как мне трудно жить, с повышенной чувствительностью.

Целитель честно сказал, что мне нельзя гипноз и иглоукалывание. Реакция может быть непредсказуемая и неуправляемая. Это хорошо помогает при заикании, тугоухости, энурезе.

То, что он не говорил на приеме, он хорошо объяснял на курсах, за очень большие деньги. Помог ли мне целитель? Конечно помог. Мамы не было дома. Ей надо было работать, чтобы оплатить учебу. Я делал, что хотел, и ел любимые свежие булочки. Мне было 7 лет. Мне хватало хлеба и зрелищ.

О том, как я придумал себе древнее имя

Никите 17 лет

В 2006 году мне было чуть больше 13 лет. Меня пригласили психологи на занятия в реабилитационный центр, зимой. Нас было четверо ребят.

На мой взгляд, психологи задавали странные вопросы. Но я все равно на них отвечал. Все отвечали. Психолог просила нарисовать несуществующее животное.

Я удивился. Если животное не существует, то как же я могу его нарисовать.

Но психолог настаивала. Пришлось нарисовать несуществующую утку с зелеными перьями. Она летом плавала в пруду. А зимой пруд замерз, и утка там не существовала. Я шел мимо и видел, что ее там нет.

Рисовать я не умел. Но мне не хотелось плохо выглядеть, и я ее нарисовал. Потом спрашивали, как друзья произносят имя. Например: Саша – Саня, Сергей – Серый. Я сказал, что меня называют Кузя. А когда спросили почему, я не задумываясь ответил, что Кузя – это древнее имя Никиты. Мне поверили.

Не поверил только один человек. Моя мама не могла поверить, что все это говорю я, и еще рисую. Не ожидала она от меня такого. Не знаю, какие выводы сделали психологи, но мама свои выводы сделала. Мы дома обсуждали эту встречу с психологами, смеялись.

Странные вопросы у психологов, аутистам они не подходят. Надо заменить их.

Про совесть

«Когда мне было 3 года, во дворе были вот такие облезлые качели. И все, других не было».

Почемучкой я не был. В детстве я вообще не задавал никаких вопросов. Где-то в 11 лет спросил у мамы: «Что такое совесть?».

Мама часто повторяла, что совести у меня нет. Про чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, мне как–то было непонятно.

А вот про угрызение совести, я уже начал понимать: чтобы не обвинять себя потом в чем–то. Я стал понимать: если скрыл что–то и избежал наказания, то внутри меня все равно что–то мучает.

Оказалось это совесть, и от нее никуда не спрятаться.

Появилось чувство вины. Очень важно, чтобы объяснили, в чем я виноват. Мне важно было это понять в 11 лет. Нельзя жить с чувством вины, это очень плохо действует на психологическое состояние. Да и сейчас, в 21 год, мне очень важно, чтобы мне сказали: «Это не твоя вина».

Часто чувствую себя виноватым. Вроде бы все делал правильно, а получается – неправильно. Этот мир так устроен, что мне очень трудно в нем разобраться. Особенно трудно в отношениях с людьми.

Про  благотворительность и соленые огурцы

В большой, большой стране жила-была маленькая девочка.

Все взрослые ходили на работу, а дети – в детский сад. Это было обязательно. Исключением для детей были  бабушки, а для взрослых – тюрьма.

В то время нельзя было опоздать. Начинали работать в 8 часов, и сад открывали в 8 часов. Маленькую девочку приводили в сад очень рано, чтобы успеть доехать до работы. Сторож пропускал ее в здание. И девочка сидела у закрытой двери в группу, на маленьком стульчике и ждала. Каждое утро.

Первой из взрослых приходила толстая повариха. Наверно, очень добрая тетка. Она жалела маленькую девочку и одаривала ее огромным куском соленого огурца. Девочка не могла его бросить под стульчик.

Она боялась, что ее больше не пустят так рано в сад, ее будут ругать родители, ей придется одной мерзнуть на улице. По этой же причине она боялась отказаться от угощения.

И маленькой девочке приходилось есть каждое утро соленый огурец, натощак. Повариха была очень довольна собой.

Прошло много времени. Страна стала поменьше, и на работу можно опоздать из–за пробок. Девочка выросла, и всю свою жизнь она помнит запах тех соленых огурцов. Она их ненавидит и не ест.

Добрая тетка–повариха, наверное, гордилась собой.

Многие говорят, что занимаются благотворительностью. Пожалуйста, благодетели, не надо на Новый год дарить конфеты детям, которым нельзя их есть.

Не надо устраивать для ребенка-аутиста праздники, как для других детей. Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой, праздники с раскрашиванием лица, с мороженым и чаепитиями, все это хорошо другим, но не аутисту.

И клоунов не надо, я ненавижу их всю свою жизнь (как соленые огурцы). Большая часть благотворительности выливается в кошмар, и сразу и после праздников.

Хорошо бы собрать все деньги, потраченные на праздники за 18 лет, и построить удобные и уютные социальные деревни для аутистов. Там хорошо и гулять на воздухе, и работать, не выезжая за пределы.

И маленьким можно помогать там же. Нужен сад, огород, курицы, кошки, пруд с маленькими рыбками, удобные домики, пони для малышей. И не важно, что это далеко от города и за забором.

Главное, что там – нам жить хорошо.

Как удобно подарить конфеты, позвать клоуна и Деда Мороза. И как не удобно, когда нам нужно совсем другое. Очень важное – наша жизнь.

Настоящие люди – это малыши

Никите 4 года

Когда я вижу малышей до двух лет, на улице, получаю массу положительных эмоций. Они не умеют ничего плохого, и не знают о плохом ничего. А самое главное – от них не исходит энергия, которая исходит от большинства взрослых. Чувствую ее, и она мне не нравится.

И капризные малыши мне нравятся. Они быстро меняют свое настроение. Это большое преимущество.

Я точно знаю, что мальчики отличаются от девочек не только по цвету одежды. Девочки – это другой мир. Мальчики склонны к систематизации. Поэтому мальчику, и аутисту тоже, лучше общаться с мужчинами. Или с женщинами–левшами.

Ехал в автобусе с мальчиком 4 – 5 лет и его дедом. Прослушал все, что его интересует. В цирке – главное, что тигры настоящие. А запомнилось ему там больше всего то, что он уронил сосиску в тесте.

И не понимал он, зачем так рано елки ставить. Увидел ее на улице. До Нового года еще так долго ждать (полтора месяца). Мы с ним были согласны, теряется чувство праздника. Интересно было его слушать. Приятная была поездка.

Про речь

Внутренняя речь – есть у всех людей, и она молчаливая. Это общение человека с самим собой, чтобы ставить и решать жизненные задачи.

У меня она тоже есть, но болтливая. Проще говоря, я думаю вслух. Сейчас, в 20 лет — иногда. В 10 лет – всегда. Это не разговор с кем–то еще. Это озвученная внутренняя моя речь.

Речь других людей для меня лучше однозначная. Не должно быть различного понимания смысла слова.

Русский язык имеет много смыслового шума. К этому добавляется психологический шум: чувствую людей. Гнев или печаль мешают воспринимать речь. Настроение хорошее – легче, плохое — сложнее.

«Я и дворовый кот Василий»

В России жизнь аутисту усложняет богатый русский язык. Меня спас словарь С. И. Ожегова.

Слова: потрясающе, великолепно, замечательно, прекрасно, молодец – мои любимые слова, произносимые с 4 лет.

Вывод: будь веселый и добрый, слушай хорошую музыку, общайся с кошками.

***

PS: У Никиты и его мамы Ольги Николаевны готов макет электронной книги рассказов с фотографиями. Не хватает малого – подсказки, как издать ее с наименьшими затратами. Никита попробовал загрузить свою книгу на Фейсбук – в результате текст исчез и из сети, и из домашнего компьютера. Пришлось восстанавливать его заново.

Кстати, читатели у Никиты уже есть: на Фейсбуке у него уже 4000 подписчиков

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Ирина Дергач

Источник: //www.navolne.life/post/autist-iz-moskvy-napisal-knigu-o-sebe-chtoby-drugim-bylo-polegche

«Мне было стыдно, что я аутист, я боялась, что все от меня отвернутся» | Милосердие.ru

Я аутист

Ванесса Гилл. Фото с сайта laparent.com

— 14 лет – это такой рубеж, когда человек уже перестает быть ребенком, но еще не понимает, кто он и как ему жить дальше, — рассказывает нам, группе российских журналистов, приехавших в Америку по специальному приглашению посольства США в Москве, Ванесса Гилл.

Ванесса достает из своей сумочки небольшую фотографию.

— Я всегда ношу ее с собой, — объясняет. — Это моя мама, она одна воспитала нас с сестренкой. Мама делала все возможное и невозможное, чтобы у нас была достойная жизнь. И, видимо, чтобы совсем осложнить ей жизнь, в 14 лет мне поставили диагноз – синдром Аспергера.

Синдром Аспергера – комплекс поведенческих нарушений, проявляющихся сложной социальной адаптацией, нехваткой общения и полной неприспособленностью к нестандартным ситуациям.

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма, при данном расстройстве у ребенка сохраняется интеллект на фоне незначительного снижения умственных способностей и концентрации внимания.

В то время у Ванессы действительно было много проблем, которые казались неразрешимыми

— Я и так не очень понимала, кто я такая и как мне жить дальше. У меня были трудности во взаимоотношениях с людьми, я боялась первой начинать разговоры, проявлять какие-то эмоции, а тут еще этот диагноз.

Мне казалось, что моя жизнь во внешнем мире закончена. В то время было очень много передач по телевизору, в которых, если рассуждали про аутизм, было много негатива.

И я тогда решила: если предполагается, что аутисты такие холодные и расчетливые люди, и, к тому же, инвалиды, то, может, мне вообще не стоит думать о своих эмоциях и отгородиться от всего мира?

Несчастье помогло

Ванесса Гилл. .com/social_cipher

Все, по словам Ванессы, поменялось в тот момент, когда ее мама потеряла работу.

— Она сидела в своем кабинете и пыталась найти какие-то средства, чтобы заплатить по счетам. И в тот момент я поняла, как она нуждается в моей помощи. Помню, что я стояла и пыталась понять, как же ей помочь? А на самом деле, все, что ей нужно было тогда, чтобы я подошла и обняла ее.

Ванесса считает, что именно в тот день она по-настоящему повзрослела в cвои четырнадцать.

— У нас не было ни времени, ни денег на терапию. Но вместе с мамой мы пытались найти самые разные способы моего вовлечения в социум. Я учила иностранные языки, смотрела фильмы, слушала музыку и пыталась понять, что такое эмоции.

Через шесть лет такого самостоятельного обучения для меня стало более естественным испытывать эмоции, но проблема стыда оставалась со мной по-прежнему. Мне было стыдно, что я – аутист, и я боялась, что мои друзья, как только об этом узнают, от меня отвернутся.

Но одновременно я постоянно думала о том, как помочь детям с такими же проблемами, как и у меня? Что я могла бы им подсказать, чтобы развиваться в социальном плане? Это было сильное чувство, оно стало моим движителем.

По словам Ванессы, самая главная проблема у детей с аутизмом – это отсутствие самоуважения. И, возможно, поэтому так много стигм у людей с особенностями развития. Они стыдятся своих диагнозов.

В американском обществе, по мнению Эвы, до сих пор много стереотипов, связанных с аутизмом.

— Например, когда я говорю людям, что у меня аутизм, они удивляются: «Но ты же не выглядишь как аутист?!». А как я должна выглядеть? И каким образом мы можем заставить людей понять, что такое психическое заболевание?

«Как только я открылась, друзья меня поддержали!»

Скриншот с сайта socialciphergame.com

Растить и главное, давать образование ребенку с аутизмом – не всегда под силу семье, в которой часто присутствует только один родитель.

Ванесса приводит данные некоторых исследований в США: на ребенка с аутизмом семье приходится тратить примерно на 17 тысяч долларов в год больше, чем если бы это был ребенок без диагноза.

В эту сумму входит комплексная терапия, расходы на педагогов и многое другое.

Но даже если ты нашел деньги на терапию, терапевтические методы не ставят во главу угла активное вовлечение аутистов во взаимодействие с внешним миром. Делая большой упор на обучении ребенка социальным навыкам, специалисты мало думают о том, чтобы это было весело и увлекательно.

Ванесса, получая в колледже степень бакалавра по нейропсихологии, собрала много информации об особенностях аутизма, беседовала с семьями, в которых были такие дети. Она понимала, что вовлекать, заинтересовывать детей и прививать им социальные навыки можно с помощью игры.

Тут-то она и придумала игру «Социальный шифр».

— Я решила, что нужно начать с себя. И перестать стыдиться того, что я аутист. Мне понадобилось целых шесть лет, чтобы я это осознала, мне было очень страшно начать открываться! Но каково же было мое удивление, что как только я это сделала, мои друзья меня поддержали. Более того, они стали мне помогать, и сегодня мы все вместе — единая команда.

Она поняла, что может задействовать свой аутизм, свою историю для того, чтобы помочь другим. Так самая большая слабость Ванессы Гилл стала источником ее большой силы.

Эва в космосе аутизма

Персонажи игры. Фото с сайта malenkiy-prints.ru

Начинается эта мультяшная видеоигра с истории маленькой девочки по имени Эва. Она живет в космической обсерватории и очень любит составлять звездные карты. Эва — аутист, и у нее потрясающий дар находить взаимосвязи там, где их не могут видеть другие люди.

Но во внешнем мире есть некоторые вещи, с которыми, девочка не уверена, что может справиться. Поэтому она смотрит на мир через телескоп и никогда не выходит наружу.

Вместе с ней живет лишь ее брат Зиг. Он, в отличие от Эвы, ничего не боится. Однажды Зиг отправляется в экспедицию и пропадает. Эва раз за разом посылает в космос сигнал бедствия, и верит, что кто-то придет и поможет ей найти Зига.

Первым откликается какой-то странный пират. Его зовут Рыжая Коса, и он тоже очень одинок, потому что был скверным капитаном, и вся команда от него сбежала. Они договариваются: Рыжая Коса попытается найти брата Эвы, а она, в свою очередь, поможет ему набрать новую команду.

В характере Эвы заложено много аутистических черт, и она постоянно должна преодолевать те трудности, что испытывала сама Ванесса в детстве.

— Когда я была маленькой, мне всегда было легче оставаться наедине с собой, чем с другими детьми. Я совсем не умела улыбаться, а если рядом со мной смеялись, мне всегда казалось, что это насмехаются надо мной.

Эве очень сложно начать общение с каждым из тех, кто хотел бы отправиться в космическое путешествие вместе с капитаном-пиратом. Но сделать это нужно – иначе не найдешь брата.

Например, персонаж Ботаник ушел из пиратского экипажа, потому что очень любил цветы, а для Рыжей Косы они были недостаточно жесткими и страшными.

Задача Эвы, — а вместе с ней и игрока, который на определенном этапе игры будто превращается в нее, — найти тот самый компромисс, который бы устроил обоих.

Вместе с главной героиней игроки учатся искать выходы из, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Через систему эмоциональных символов и моделей поведения Эвы, Рыжей Косы и других персонажей игры дети с аутизмом получают возможность весело и изобретательно закреплять те социальные навыки, которые они получили раньше, в ходе обычной терапии. Отсюда и название.

— Мы не собираемся заменять IBI-терапию (интенсивная поведенческая терапия, нацеленная на усвоении детьми-аутистами новых социальных навыков. – Ред.), это просто дополнение к ней.

А самая важная и ненавязчивая подсказка в игре, считает Ванесса, — что в мире Эвы нет разделения на больных и здоровых, на обычных людей и людей с инвалидностью.

Сегодня под руководством Гилл в команде «Социального шифра» (Social Cipher) удаленно работает множество специалистов со всего мира. Вместе с ними Ванесса придумывает дальнейшее развитие сюжета и тестирует пока имеющиеся семь уровней игры.

Через инкубатор бизнес-идей для людей с особенностями развития они получили инвестиционный грант на дальнейшую разработку этой программы. Сейчас «Социальный шифр» проходит тестирование в семьях-добровольцах, где есть дети с аутизмом от 6 до 12 лет.

— Я уверена, что придет время, когда люди с аутизмом перестанут стесняться своих особенностей, – с гордостью говорит Ванесса Гилл.

И ей почему-то хочется верить.

Источник: //www.miloserdie.ru/article/mne-bylo-stydno-chto-ya-autist-ya-boyalas-chto-vse-ot-menya-otvernutsya/

Как вести себя с людьми с аутизмом: что делать и чего не делать? Инструкция — Meduza

Я аутист

Про аутизм в России открыто заговорили не так давно, и он все еще кажется чем-то непонятным и пугающим. Поэтому весь апрель был посвящен распространению информации об аутизме: чем больше мы об этом знаем, тем легче будет жить особенным людям и их семьям.

А их куда больше, чем кажется: по данным ВОЗ, расстройства аутистического спектра есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков они встречаются чаще, чем у девочек. Но еще недавно в России вместо аутизма детям диагностировали шизофрению или же меняли диагноз на «шизофрения» после совершеннолетия.

Официально в российский список психических заболеваний у взрослых аутизм включили в 2014 году, а в апреле 2017 года впервые стало известно, что в Воронежской области подростку оставили диагноз «аутизм» после 18-летия.

«Медуза» совместно с фондом «Выход» рассказывает, как понять, что перед вами человек с аутизмом, и как правильно вести себя с такими людьми.

Будьте готовы ко встрече с особенным человеком

Общественные пространства постепенно адаптируют для людей с особенностями, так что и встретиться с ними теперь можно чаще — это хорошие новости. Плохие — что не все пока знают, чего ожидать.

Аутизм, точнее расстройства аутистического спектра (РАС), — это особенность развития, которая влияет на поведение, социальные и коммуникативные навыки: у человека с аутизмом они могут вовсе отсутствовать или выглядеть непривычными.

Внутри спектра могут находиться как люди с глубокими формами аутизма, так и те, про кого вы никогда не подумали бы, что у них аутизм.

Более того, у одного и того же человека на протяжении жизни одни навыки могут появляться, а другие исчезать. Например, кто-то из людей с РАС совсем не разговаривает — вместо этого он может использовать карточки с картинками. Другой же, наоборот, будет говорить очень много и повторяясь, особенно на любимую тему.

Человек с аутизмом может вести себя необычно для окружающих: трясти кистями рук, ходить на цыпочках, вскрикивать, бормотать себе под нос, а в стрессовой ситуации даже бить себя. Встречаясь с таким поведением, избегайте осуждения и любопытства. Но и не бойтесь идти на контакт, если это потребуется. Для начала посмотрите, кто сопровождает такого человека.

Люди с аутизмом обычно находятся рядом с кем-то из близких — он подскажет вам, как себя вести именно с этим человеком.

Наберитесь терпения и будьте дружелюбными

Есть заблуждение, что люди с РАС всеми силами избегают контактов и не нуждаются в них — это не так. У них есть потребность в общении, просто ведут они себя по-особенному и реагируют совсем не так, как мы привыкли.

Они могут не отзываться на реплики, переспрашивать одно и то же много раз или просто повторять услышанное (это называется эхолалия). Люди с аутизмом часто выглядят отрешенными и смотрят как бы «сквозь вас», не выносят прикосновений, шума, яркого света или темноты из-за гиперчувствительности.

Чтобы отрегулировать свое состояние, они повторяют одни и те же движения (например, взмахивают руками) или издают монотонные звуки. Это можно сравнить с тем, как некоторые люди качают ногой или крутят в руке карандаш.

Если вы столкнулись с таким поведением, проявите терпение и понимание — не пытайтесь «унять» или пристыдить человека, если это происходит в общественном месте. Любые призывы вроде «тише!» или «прекрати!» обидят человека с аутизмом и его близких и создадут для него дополнительный стресс. 

Говорите простыми предложениями

Еще один миф об аутизме — что люди с таким расстройством обязательно в чем-нибудь гениальны, как герой Дастина Хоффмана в «Человеке дождя». На самом деле у таких людей может быть как высокий, так и низкий уровень интеллекта. Это совсем не значит, что они ничего не понимают, но общаться с ними нужно особенным образом.

Не говорите много, старайтесь использовать короткие и понятные предложения. Если вы видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснить подробнее или задавать встречные вопросы — повторите еще раз, попроще. А еще лучше используйте жесты, отчетливую мимику или картинки, если они есть под рукой — люди с аутизмом иногда носят с собой папку с картинками-карточками.

И обязательно делайте паузы, давайте человеку время осмыслить вашу реплику и отреагировать.

Будьте готовы помочь

Любой выход в свет, а особенно в новое место, может вызывать у человека с РАС острый стресс. Это не значит, что люди с аутизмом должны сидеть дома: им так же интересно ходить в театры, музеи или кино, как и всем нам.

Вот только большинство мест и событий совсем для них не адаптированы: в музее может быть слишком яркий свет, в кино слишком громко, а спектакль может быть слишком длинным. Да и просто чтобы куда-то добраться, людям с РАС нужно буквально преодолеть полосу препятствий: в том же метро много людей, и они могут быть недружелюбными.

В ваших силах помочь особенным людям почувствовать себя комфортнее — просто будьте внимательными и спокойными. Но будьте готовы и к тому, что из-за сенсорной перегрузки у человека с РАС может случиться срыв, который он не в состоянии контролировать. Это может быть и выброс эмоций, и, наоборот, полное отключение — когда человек как бы закрывается и перестает реагировать вовсе.

В такой ситуации не пытайтесь как-то повлиять на него, не задавайте вопросов, не кричите и не тащите за руку. Лучше всего помочь ему найти тихое уединенное место, где можно расслабиться и прийти в себя.

Не повышайте голос и не трогайте человека без разрешения

Люди с аутизмом очень остро реагируют на внешние раздражители, поэтому одно из самых главных правил в общении с такими людьми — деликатность. Ни в коем случае не повышайте голос, не требуйте зрительного контакта и не трогайте их без разрешения.

Но опять же все индивидуально, многие люди с аутизмом категорически избегают прикосновений, но есть и такие, кто, наоборот, может успокоиться, когда их обнимают. Главное здесь — обозначить границы допустимого и обязательно спрашивать разрешения.

Если вам кажется, что вы ведете себя адекватно, но что-то идет не так — никогда не помешает уточнить, как себя вести, у того, кто сопровождает человека с аутизмом.

Не обижайтесь на то, что вам могут сказать

Люди с аутизмом бывают излишне прямолинейными. Может даже показаться, что они игнорируют правила приличия или ваши потребности, но не забывайте, что у них действительно отсутствуют принятые навыки общения.

Они могут совершенно не считывать ваши эмоции и не придавать им никакого значения. Это непривычно, но главное тут помнить, что у людей с аутизмом нет цели вас обидеть.

А еще люди с РАС совершенно не понимают иронию и иносказания, так что любой разговор с ними должен быть очень конкретным.

Не говорите о человеке с аутизмом в третьем лице и не игнорируйте его

Это одно из важных правил, которое применимо ко всем людям с особенностями развития или физическими ограничениями. Обращаться только к сопровождающему (будь то помощник человека с аутизмом, на коляске или слабовидящего) — не просто плохой тон.

Разговаривая как бы «поверх головы» человека с особенностями, вы подчеркиваете его инаковость, исключенность из жизни «нормальных» людей.

Это только усилит чувство одиночества, непонятости, с которым такие люди сталкиваются постоянно, — и очень важно, наоборот, помочь им «вписаться».

Не указывайте родителям детей с аутизмом, как им себя вести

Непрошеные советы — это не только нарушение чужих границ, но и лишнее внимание, которое вызовет у человека с аутизмом и его сопровождающего стресс, чувство стыда или раздражение. Будьте уверены: родители и близкие людей с особенностями точно знают их потребности лучше, чем вы.

Деликатность пригодится и тут: не комментируйте действия родителей и ребенка, просто ведите себя так, как будто ничего странного не происходит. Вмешиваться имеет смысл только тогда, когда чьи-то действия угрожают безопасности человека с особенностями или вы видите, что помощь действительно необходима.

Например, мать не знает, куда деться, а вы в курсе, что за углом есть тихая пустая комната. Но и тогда для начала обязательно корректно уточните, нужна ли ваша помощь.

Не давайте другим травить людей с особенностями

Ну и, наконец, еще один способ сделать мир инклюзивнее — это не избегать этой темы и открыто обсуждать, как относиться к людям с особенностями и помогать им. Если у вас есть дети, стоит рассказывать им, что есть разные люди и у них могут быть разные потребности — но все они заслуживают любви и уважения.

Не бойтесь, что это сложная тема: достаточно объяснить ребенку, что «другие», непохожие на него дети ничем не хуже, а некоторым из них нужно больше помощи и внимания. А еще говорите не только о том, чего не могут делать дети с аутизмом, но и подчеркивайте, что они умеют.

Например, что Маша не умеет говорить, но ей интересно долго рассматривать любимую игрушку.

Ольга Страховская

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и лично Александру Ливергант и Марию Божович

Источник: //meduza.io/feature/2017/04/26/kak-vesti-sebya-s-lyudmi-s-autizmom-chto-delat-i-chego-ne-delat-instruktsiya

Кто такой аутист – самые известные личности-аутисты

Я аутист

Необычный и странный, одаренный ребенок или взрослый. Среди мальчиков, аутисты встречается в несколько раз чаще, чем среди девочек. Причин возникновения заболевания много, но все они так до конца не выявлены. Особенности отклонения в развитии можно заметить в первые 1–3 года жизни детей.

Кто это – аутист?

Они сразу обращают на себя внимание, будь то взрослые или дети.

Что значит аутист – это биологически обусловленное заболевание, относящееся к общим нарушениям развития человека, характеризуется состоянием «погружения в себя» и ухода от контактов с реальностью, людьми. Л.

Каннер, детский психиатр, заинтересовался такими необычными детьми. Определив для себя группу из 9 детей, врач наблюдал за ними в течение пяти лет и в 1943 году ввел понятие РДА (ранний детский аутизм).

Аутисты как – распознать?

Каждый человек уникален по своей сути, но есть похожие черты характера, поведения, пристрастий и у обычных людей и у страдающих аутизмом. Существует общий ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. Аутист – признаки (эти нарушения характерны как для детей, так и для взрослых):

  • неспособность к общению;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • отклоняющееся, стереотипное поведение и отсутствие воображения.

Ребенок аутист – признаки

Первые проявления необычности малыша, внимательные родители замечают очень рано, по некоторым данным до 1 года.

Кто такой ребенок-аутист и какие особенности в развитии и поведении должны насторожить взрослого, для того чтобы вовремя обратиться за медицинской и психологической помощью? По статистике лишь 20% детей имеют легкую форму аутизма, остальные 80% – это тяжелые отклонения с сопутствующими заболеваниями (эпилепсия, умственная отсталость). Начиная с младшего возраста характерны признаки:

  • отсутствует комплекс оживления;
  • избегает зрительного контакта с другими, не следит глазами за игрушкой;
  • бедность мимики и выражения лица;
  • задержка или полное отсутствие речи;
  • дефицит эмоций;
  • эхолалия (автоматическое повторение фраз);
  • страх перед шумными и движущимися предметами;
  • отсутствие желания поделиться своей радостью, новым достижением, игрушкой;
  • отсутствие игр, где требуется спонтанность и воображение;
  • сосредоточенность на одном виде деятельности, игрушке;
  • навязчивые движения: хлопки, щелчки пальцами, раскачивания туловищем и т.д.;
  • избегание прикосновений;
  • ритуальность.

Взрослые аутисты – какие они?

С возрастом проявления заболевания могут усугубляться или сглаживаться, это зависит от ряда причин: тяжести протекания заболевания, своевременной медикаментозной терапии, обучения социальным навыкам и раскрытие потенциала. Кто такой взрослый аутист – его можно распознать уже при первом взаимодействии. Аутист – симптомы у взрослого человека:

  • испытывает серьезные затруднения в общении, трудно начать и поддерживать разговор;
  • отсутствие сопереживания (эмпатии), и понимания состояний других людей;
  • сенсорная чувствительность: обычное рукопожатие или прикосновение незнакомого человека может вызвать панику у аутиста;
  • нарушение эмоциональной сферы;
  • стереотипное, ритуальное поведение, сохраняющееся до конца жизни.

Почему рождаются аутисты?

В последние десятилетия наблюдается всплеск рождаемости детей с аутизмом, и если 20 лет назад это был один ребенок из 1000, сейчас 1 из 150. Цифры неутешительные.

Заболевание возникает в семьях с различным социальным укладом, достатком. Почему рождаются дети-аутисты -причины учеными до конца так и не выяснены.

Врачи называют порядка 400 факторов влияющих на возникновение аутистического нарушения у ребенка. Наиболее вероятные:

  • генетические наследственные аномалии и мутации;
  • перенесенные женщиной во время беременности различные заболевания (краснуха, герпетическая инфекция, сахарный диабет, вирусные инфекции);
  • возраст матери после 35 лет;
  • нарушение баланса гормонов (у плода повышается выработка тестостерона);
  • плохая экология, контакт матери в период беременности с пестицидами и тяжелыми металлами;
  • вакцинация ребенка прививками: гипотеза не подтверждена научными данными.

Ритуалы и навязчивости ребенка-аутиста

В семьях, где появляются такие необычные дети у родителей много вопросов, на которые им необходимо получить ответы, для того чтобы понять своего ребенка и помочь развить его потенциал.

Почему аутисты не смотрят в глаза или ведут себя неадекватно эмоционально, производят странные, похожие на ритуалы движения? Взрослым кажется, что ребенок игнорирует, избегает контакта, когда не смотрит в глаза при общении.

Причины кроются в особенном восприятии: учеными проводилось исследование, в результате которого выявилось, что у аутистов лучше развито периферийное зрение и есть сложность в контролировании движений глаз.

Ритуальное поведение помогает ребенку снизить степень тревоги. Мир со всем его изменяющимся многообразием непонятен аутистам, а ритуалы придают ему стабильность.

Если взрослый вмешается и нарушит ритуал у ребенка, могут возникнуть синдром панической атаки, агрессивное поведение, самоагрессия. Оказываясь в непривычной обстановке, аутист старается совершать привычные стереотипные для него действия, для того чтобы успокоиться.

Сами ритуалы и навязчивости разнообразные, для каждого ребенка свои уникальные, но есть и похожие:

  • крутят веревки, предметы;
  • выставляют в один ряд игрушки;
  • ходят одним и тем же маршрутом;
  • смотрят один и тот же фильм много раз;
  • щелкают пальцами, трясут головой, ходят на цыпочках;
  • одевают только привычную для них одежду
  • едят определенного вида еду (скудный рацион);
  • обнюхивает предметы и людей.

Родителям сложно смириться, что их ребенок не такой как все. Зная, кто такой аутист, можно предположить, что трудно всем членам семьи.

Для того чтобы не чувствовать себя одинокими в своей беде, матери объединяются на различных форумах, создают союзы и делятся своими маленькими достижениями.

Болезнь не приговор, можно очень многое сделать для раскрытия потенциала, и достаточной социализации ребенка, если он неглубокий аутист. Как общаться с аутистами – для начала понять и принять, что у них другая картина мира:

  • понимают слова буквально. Любые шутки, сарказм неуместны;
  • склонны к откровенности, честности. Это может раздражать;
  • не любят прикосновений. Важно уважать границы ребенка;
  • не выносят громких звуков и криков; спокойное общение;
  • сложно понимают устную речь, можно общаться посредством письма, иногда дети так начинают писать стихи, где виден их внутренний мир;
  • есть ограниченный круг интересов, где ребенок силен, важно видеть это и развивать;
  • образное мышление ребенка: инструкции, рисунки, схемы последовательности действий – все это помогает обучению.

Как видят мир аутисты?

Они не только не смотрят в глаза, но и видят вещи действительно по-другому. Детский аутизм позже трансформируется во взрослый диагноз и от родителей зависит насколько их ребенок сможет приспособиться в обществе, и даже стать успешным.

Дети аутисты слышат иначе: человеческий голос могут не отличать от других звуков. Они смотрят не на картину или фотографию целиком, а избирают крохотный фрагмент и сосредотачивают на нем все свое внимание: листок на дереве, шнурок на ботинке и т.

д.

Самоагрессия у аутистов

Поведение аутиста часто не укладывается в обычные нормы, имеет ряд особенностей и отклонений.

Самоагрессия проявляет себя в ответ на сопротивление новому, требованиям: начинает биться головой, кричать, рвать на себе волосы, выбегает на проезжую часть. У ребенка аутиста отсутствует «чувство края», плохо закрепляется травмирующий опасный опыт.

Устранение фактора, из-за которого самоагрессия возникла, возвращение в привычную обстановку, проговаривание ситуации – позволяет ребенку успокоиться.

Профессии для аутистов

У аутистов узкий спектр интересов. Внимательные родители могут заметить заинтересованность ребенка в определенной области и развивать это, что в дальнейшем может сделать его успешной личностью. Кем могут работать аутисты – учитывая их низкие социальные навыки – это профессии, не предполагающие длительного контакта с другими людьми:

  • чертежное дело;
  • программирование;
  • ремонт компьютеров, бытовой техники;
  • ветеринарный техник, если любит животных;
  • различные ремесла;
  • веб-дизайн;
  • работа в лаборатории;
  • бухгалтерский учет;
  • работа с архивами.

Сколько живут аутисты?

Продолжительность жизни аутистов зависит от благоприятных условий, созданных в семье, в которых проживает ребенок, затем взрослый.

Степень нарушений и сопутствующих заболеваний, таких как: эпилепсия, глубокая умственная отсталость. Причинами меньшей продолжительности жизни могут явиться и несчастные случаи, самоубийства.

Европейские страны исследовали этот вопрос. Люди с заболеваниями аутистического спектра в среднем живут на 18 лет меньше.

Известные личности аутисты

Среди этих загадочных людей есть сверходаренные или их еще называют савантами. Мировые списки постоянно пополняются новыми именами. Особенное видение предметов, вещей и явлений позволяет создавать аутистам шедевры искусства, разрабатывать новые устройства, лекарства. Аутисты все больше привлекают к себе внимание общественности. Знаменитые аутисты мира:

  1. Бэррон Трамп – аутист. Предположение о том, что сын Дональда Трампа аутист высказал блоггер «Джеймс Хантер», после публикации видеозаписи, где у Бэррона видны странности в поведении.
  2. Льюис Кэррол – аутист. Знаменитый автор «Алисы в стране чудес» проявлял неординарные способности в математике, отличался странностями в поведении, заикался. Предпочитал взрослым – общение с детьми.
  3. Билл Гейтс – аутист. Общественный деятель, один из основателей компании «Microsoft».
  4. Альберт Эйнштейн – аутист. Многие привычки ученого окружающим казались чудачеством. По слухам, в его гардеробной висело 7 одинаковых костюмов на каждый день недели, что может указывать на стереотипию в поведении.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей и взрослых

Медики, психологи, психиатры, неврологи и педагоги изучают синдром гиперактивности, учитывая чрезвычайную распространенность этого явления. Английское название феномена звучит как Attention deficit/hyperactivity disorder, что в буквальном переводе означает «расстройство с дефицитом внимания».

Синдром Мюнхгаузена – что это такое и как его лечить?

Синдром Мюнхаузена не зря назван фамилией книжного героя, любившего рассказать небылицы. Второе название этого психологического расстройства – мнимый больной. Человек придумывает себе различные недуги и нередко ощущает их симптомы, настолько сильно его убеждение в их существовании.

Биполярное расстройство – что это такое, его симптомы и признаки

Аффективное биполярное расстройство личности, что это такое и как с этим жить – вопрос закономерный. В старой классификации маниакально-депрессивный психоз наиболее точно отражает суть заболевания: мания-депрессия. Причины кроются не только в генетике человека, но и во множестве факторов.

Аддикция – что это такое и какие ее виды существуют? Аддикция в современном мире может принимать самые разнообразные формы, иметь различные причины. Некоторые виды зависимостей являются довольно необычными, однако избавиться от них бывает так же трудно, как и от обычных. Работа над этой проблемой занимает длительное время, требует много сил и терпения.

Источник: //womanadvice.ru/kto-takoy-autist-samye-izvestnye-lichnosti-autisty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.