Юные естествоиспытатели

Юннаты – это начинающие естествоиспытатели. История появления и современные реалии

Юные естествоиспытатели

Юный натуралист – член детского кружка, в котором дети занимаются изучением естественных наук и природы. Иными словами, начинающий естествоиспытатель.

История появления

Ещё в далёком 1918 году на окраине Москвы на территории Сокольнической рощи, которая имела общую границу с лесным массивом Погонно-Лосиного острова, была основана первая станция юннатов.

Тогда называли образование несколько иначе – детская сельскохозяйственная станция. С 1930 года повсеместно начали открываться подобные детские кружки.

На начало 1975 года станций по всей территории СССР насчитывалось порядка 500.

Основные цели:

  • привитие любви к природе;
  • изучение и охрана окружающей среды;
  • обучение навыкам сельскохозяйственного труда.

На регулярной основе проводились слеты, семинары и смотры работ. Организовывались детские праздники, посвящённые Дню леса, празднику урожая. Детей возили на экскурсии, в леса, ботанические сады и биологические НИИ, колхозы и совхозы.

При станциях юннатов часто были профильные кружки, а в летнее время открывался детский лагерь. В такие кружки и станции принимали с 6 лет.

Ежемесячный журнал

С 1928 года регулярно издавался ежемесячник для школьников о биологии, природоведении и экологии. Основная цель, которую преследовали редакторы – воспитать подрастающее поколение в любви к окружающей среде и Родине. Только с 1941 по 1965 г. издание не выходило в свет. В некоторые года журнал пользовался поистине огромным спросом, его тираж достигал 4 миллионов.

Периодическое издание пользовалось спросом и среди известных публицистов и литераторов. Свои статьи в нем размещали Пришвин М. М., Мичурин И. В., Рахилин В. К., Обручев В. А. и другие.

Юный натуралист точно знал, что в следующем журнале он увидит следующие рубрики:

  • «Тайны морей и океанов»;
  • «Страницы Красной книги»;
  • «Сто друзей ста мастей»;
  • «Советы Айболита» и другие.

Как ни странно, но изданию удалось устоять, и оно печатается по нынешний день, но, естественно, уже не в таких масштабах.

Современные любители природы

В нашей стране сохранилось движение юннатов. Это детский клуб, где содержатся животные, за которыми желающие могут ухаживать.

Кружок позволяет развивать навыки содержания и кормления животных, ухода за растениями. Естественно, деткам удается утолить свою жажду общения с живой природой.

В подобных кружках они не только ухаживают за представителями флоры и фауны, но и получают дополнительные знания по зоологии и биологии.

Новосибирская станция юных натуралистов

В прошлом году Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН Советского района города Новосибирска отметила свое 50-летие. Кружок, открытый в 1966 году, назывался Станцией юных натуралистов.

Современные юннаты – это юноши и девушки в возрасте от 5 до 18 лет. Лаборатория занимается популяризацией и профессиональной ориентацией старшеклассников в области геологии и биологии, естествознания. Детки обучаются бережному отношению к природе. Посещение кружка добровольное и бесплатное, оно включает несколько объединений по интересам:

Как показывает 50-летняя практика, юннаты – это лица, которые более осознано выбирают свой будущий род деятельности и основательно подходят к выбору учебного заведения.

Прошедшие подготовку в кружке молодые люди охотно становятся наставниками для начинающих натуралистов. Дети участвуют в регулярных городских и общероссийских конкурсах, олимпиадах.

Проводились встречи (молодежный обмен) в рамках российско-немецкого молодежного экологического проекта.

В кружке педагогами являются сотрудники НИИ СО РАН, Института минералогии и геологии, генетики и цитологии. За полувековую историю на станции обучалось около 10 тысяч школьников, из которых многие стали специалистами институтов СО РАН, преподавателями, докторами наук.

Юннаты Югры

Однако не во всех регионах так благополучно со школами юннатов. В достаточно богатом Ханты-Мансийском округе не нашлось достойного помещения для содержания мини-зоопарка в городе Сургуте, а также для занятий школьников, любителей природы в городе Ханты-Мансийске.

В Сургуте уже несколько лет местные власти обещают открыть двери недостроенной станции, где планировалось обучать детей и содержать мини-зоопарк. Кстати, учеников в кружке почти 1,5 тысячи. В мини-зоопарке содержится 208 видов животных. В оранжерее можно увидеть более 400 видов растений. Зоопарк является членом Евро-азиатской ассоциации зоопарков и аквариумов.

На сегодняшний день сургутские юннаты – это дети, ютящиеся в аварийном помещении, вместе с животными и растениями. По некоторым сообщениям, новое здание так и не планируется достраивать, а руководителям станции придется решать вопрос о проведении капитального ремонта существующего.

Животные проживают не в самых лучших условиях, постоянно ощущается недостаток пищи, который восполняется неравнодушными жителями города. Ведь в стенах кружка оказывают помощь всем животным, которым удалось выжить после неудачного общения с человеком.

Сотрудники мини-зоопарка даже ввели программу «Возьми опеку над животным». То есть каждый желающий получает сертификат опекуна и берет шефство над определенным животным, помогает кормами.

Хочется верить, что в скором времени ситуация разрешится, и юннаты с животными получат новое помещение.

Источник: https://FB.ru/article/358731/yunnatyi---eto-nachinayuschie-estestvoispyitateli-istoriya-poyavleniya-i-sovremennyie-realii

VII муниципальный Турнир юных естествоиспытателей

Юные естествоиспытатели

В.А.Жульдикова (руководитель секции, основатель Турнира): “С появлением на Земле человека начинается процесс разрушения экологической гармонии. Этот процесс возник 40 тыс. лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, стал создавать орудия труда и в процессе деятельности производить средства для жизни.

Так человек начал осваивать природу, удовлетворяя свои потребности и, благодаря своей деятельности, начал творить историю. Вмешательство человека в биосферные процессы оказалось столь велико, что природа сегодня не в состоянии исправить дело рук человека, ибо возможности саморегулирования и регенерации биосферы не беспредельны.

Экология и оказывается тем биологическим и мировоззренческим фундаментом, на который может опереться человек в принятии  мер, направленных на сохранение окружающей природы. Нам предстояло познакомиться с историей становления экологии, как науки, с ролью работ  ученых в развитии экологических знаний.

Диалог  состоялся, ребята показали  высокий уровень компетентности.

Ушакова Наталья, МОУ «Килачевская СОШ»: “Меня волнует прогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу. Я понимаю, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества и  осознаю  роль экологических знаний”

Овчинникова Камилла, МОУ «Зайковская СОШ №1»: “На протяжении тысячелетий человек пытался покорить природу, но только недавно осознал, что нерачительное использование и загрязнение окружающей среды могут сделать невозможной жизнь последующих поколений.”

Лавелин Михаил, МОУ «Речкаловская СОШ»: “В 18 веке  русские ученые: С.П.Крашенинников, И.И.Лепехин,  П.С.Паллас в ходе экспедиционных исследований собрали большой объем информации о состоянии природных объектов  в разных провинциям Российского государства. Свои  наблюдения  они опубликовали  в книгах, которые получили мировую известность.”

Янчук Полина, МОУ «Пионерская СОШ»: “Мне запомнилось высказывание К.

Рулье  (1850г) профессора МГУ : «Вместо путешествий в отдаленные страны,  на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа – растения и животных  ее населяющих,  и ты для науки сделаешь  несравненно более, нежели многие путешественники…». Мне кажется, что эта мысль актуальна и в наше время.”

Серкова Виктория, МОУ «Дубская СОШ»: “Я подумала, что редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава… Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Я думаю, что все они по-настоящему были счастливыми людьми.”

Балахнина Дарья, МОУ «Знаменская СОШ»: “Большое воздействие на развитие экологической науки оказал один из родоначальников эволюционного учения Ж.Б. Ламарк,  считавший, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.”

Савина Дарья, МАОУ Зайковская СОШ №2:  “2017 год был назван Годом ООПТ. Сегодня я узнала, что еще в 1910 г. на XII съезде русских естествоиспытателей  с докладом “Об охране участков растительности»  выступал авторитетнейший ученый России  И.П. Бородин.

Он страстно призывал своих коллег охранять природу и выполнять тем самым “наш нравственный долг”, сравнивая это дело с охраной исторических памятников. Бородин особенно интересовался уникальными природными объектами. Любой памятник природы, неважно – большой или маленький, представляет собой, по его мнению, национальное сокровище.

 Прошло более 100 лет, а проблема сохранения ПП так же актуальна и не решена.”

Игнатьева Ксения, МКОУ Горкинская СОШ: “Огромное влияние на развитие экологии оказали работы   В.И. Вернадского. Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию,  которая легла в основу современного учения о биосфере. Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.”

Ведомость. Секция ЭКОЛОГИЯ

Источник: http://u0034325.isp.regruhosting.ru/vii-munitsipalnyiy-turnir-yunyih-estestvoispyitateley/

Увлекательные эксперименты ☀ для детей разного возраста ☀ Лучшие идеи занятий с детьми

Юные естествоиспытатели

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение.

Юные естествоиспытатели

Эксперименты дома, прекрасно подходящие для детей до 10 лет — лучший способ помочь ребенку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем.

Техника безопасности при проведении экспериментов

Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.

Техника безопасности — на первом месте

  1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними.

    Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.

  3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Простые эксперименты для самых маленьких

Развивающие опыты и эксперименты для самых маленьких детей (или для детей до 10 лет), как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

Например, в неописуемом восторге дети будут от самой настоящей семицветной радуги, которую они смогут вызвать сами при помощи обычного зеркала, емкости с водой и листа белой бумаги.

Опыт с радугой в бутылке

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.

Еще один, очень простой и красивый опыт можно провести при помощи обычной воды, проволоки и соли.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли.

Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции.

Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище.

Опыт «Соль на проволоке»

Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов.

Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы.

Кстати, этот эксперимент подарит ребенку отличную идею новогодних игрушек в виде самых настоящих ледяных снежинок – достаточно просто найти гибкую проволоку и сформировать из нее красивую симметричную снежнику.

Неизгладимое впечатление на ребенка смогут произвести также и невидимые чернила. Приготовить их очень просто: достаточно просто взять чашку воды, спички, вату, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст.

Невидимые чернила можно купить готовые

Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Затем, на зубочистку или тонкую спичку наматывается немного ваты. Получившийся «карандаш» обмакивается в смесь в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст.

Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

Кто из детей не любит воздушные шары?

Оказывается, даже надуть обычный шар можно весьма оригинальным способом. Для этого нужно растворить в бутылке воды одну ложку пищевой соды. И в другой чашке смешиваются сок одного лимона и три столовых ложки уксуса.

После, содержимое чашки вводится в бутылку (для удобства можно использовать небольшую воронку). Шарик нужно надеть на горлышко бутылки максимально быстро, пока химическая реакция не окончится. За это время углекислый газ сможет быстро надуть шарик под давлением.

Для того чтобы шарик не соскочил с горлышка бутылки, его можно будет закрепить при помощи изоленты или скотча.

Опыт «Надуть шарик»

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя.

Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока.

Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.

Опыт «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде.

Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма.

Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Детям более старшего возраста ( от 10 лет) можно будет предложить уже более сложные химические эксперименты, требующие большего количества компонентов. Эти эксперименты для более старших детей немного сложнее, но дети уже могут принимать в них участие.

Для соблюдения техники безопасности дети до 10 лет должны проводить эксперименты под строгим контролем взрослых, в основном в роли зрителя. Дети старше 10 лет могут принимать в опытах более активное участие.

Примером такого эксперимента может быть создание лавовой лампы. Наверняка о таком чуде мечтают многие дети. Но, куда приятнее сделать ее своими руками, используя для этого простые компоненты, которые наверняка найдутся в каждом доме.

Опыт «Лавовая лампа»

Основой лавовой лампы станет небольшая банка или самый обычный стакан. Кроме этого для опыта понадобятся растительное масло, вода, соль и немного пищевого красителя.

Банка, или другая емкость, используемая в качестве основы лампы, наполняется водой на две трети и на треть маслом. Поскольку масло значительно легче воды по весу, она останется на ее поверхности, не смешиваясь с ней.

Затем, в банку добавляется немного пищевого красителя – это придаст лавовой лампе цвет и сделает эксперимент красивее и зрелищнее. И после этого в полученную смесь кладется чайная ложка соли.

Для чего? Соль заставляет масло опускаться на дно в виде пузырьков, а затем, растворяясь, выталкивает их вверх.

Следующий химический эксперимент поможет сделать увлекательным интересным такой школьный предмет, как географию.

Изготовление вулкана своими руками

Ведь изучать вулканы куда интереснее тогда, когда рядом есть не просто сухой книжный текст, но целая модель! Особенно, если сделать ее легко дома своими руками, пользуясь доступными подручными средствами: прекрасно подойдет песок, пищевой краситель, сода, уксус и бутылка.

Для начала на подносе устанавливается бутылка – она станет основой будущего вулкана. Вокруг него нужно слепить небольшой конус из песка, глины или пластилина – так гора приобретет более законченный и правдоподобный вид.

Теперь нужно вызвать извержение вулкана: в бутылку заливается немного теплой воды, затем – немного соды и пищевого красителя (красного или оранжевого цвета). Завершающим штрихом станет четверть стакана уксуса. Вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки.

Этим и объясняется интересный эффект извержения, который можно наблюдать вместе с ребенком.

Вулкан можно сделать из зубной пасты

Может ли бумага гореть, не сгорая?

Оказывается, да. И эксперимент с несгораемыми деньгами легко докажет это. Для этого десятирублевая денежная купюра погружается в 50% раствор спирта (вода смешивается со спиртом в пропорции 1 к 1, к ней добавляется щепотка соли).

После того, как купюра как следует пропитается, лишняя жидкость удаляется с нее, а сама купюра поджигается. Вспыхнув, она начнет гореть, но при этом совершенно не сгорит. Объяснить этот опыт довольно просто. Температура, при которой горит спирт недостаточно высока для того, чтобы испарить воду.

Благодаря этому даже после того, как вещество догорит полностью, деньги останутся слегка влажными, но абсолютно целыми.

Опыты со льдом всегда пользуются успехом

Юным любителям природы можно предложить прорастить дома семена не используя при этом почву. Как это делается?

В яичную скорлупу кладется немного ваты; она активно смачивается водой, а затем в нее кладется немного семян (например, люцерны). Буквально через несколько дней можно будет заметить первые ростки. Таким образом, для прорастания семян далеко не всегда бывает нужна почва – достаточно лишь воды.

А следующий эксперимент, который легко провести дома для детей наверняка придется по душе девочкам. Ведь кто из них не любит цветы?

Окрашенный цветок можно подарить маме

Особенно самых необычных, ярких оттенков! Благодаря простому опыту прямо перед изумленными детьми простые и привычные всем цветы могут окраситься в самый неожиданный цвет.

Тем более, что сделать это предельно просто: достаточно поставить срезанный цветок в воду с добавленным в нее пищевым красителем. Поднимаясь по стеблю к лепесткам, химические красители окрасят их в нужные вам цвета.

Чтобы вода лучше впитывалась, срез лучше делать по диагонали – так он будет иметь максимальную площадь. Для того, чтобы цвет проявился ярче, желательно использовать светлые, или белые цветы.

Еще более интересный и фантастических эффект получится если перед началом опыта стебель будет расщеплен на несколько частей и каждая из них будет погружена в свой стакан с окрашенной водой.

Лепестки окрасятся в сразу во все цвета самым неожиданным и причудливым образом. Что несомненно произведем неизгладимое впечатление на ребенка!

Опыт «Цветная пена»

Всем известно, что под действием силы тяжести вода может стекать только вниз. Но, можно ли сделать так, чтобы она поднималась вверх по салфетке? Для проведения этого опыта обычный стакан наполняется водой примерно на треть.

Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получится неширокий прямоугольник. После этого салфетка снова разворачивается; немного отступив от нижнего края на ней нужно начертить линию из цветных точек достаточно большого диаметра.

Салфетка погружается в воду так, чтобы она примерно на полтора сантиметра ее окрашенная часть оказалась в ней. Соприкоснувшись с салфеткой, вода начнет постепенно подниматься вверх, окрашивая ее разноцветными полосками.

Этот необычный эффект происходит благодаря тому, что имея пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают воду вверх.

Опыт с водой и салфеткой

Для проведения следующего опыта понадобятся небольшая промокашка, формочки для печенья разной формы, немного желатин, прозрачный пакет, стакан и вода.

Желатиновая вода не смешивается

Желатин растворяется в четверти стакана воды; он должен набухнуть и увеличиться в объеме. Затем, вещество растворяется на водяной бане и доводится примерно до 50 градусов.

получившуюся жидкость нужно тонким слоем распределить по целлофановому пакету. При помощи формочек для печенья из желатина вырезаются фигурки различной формы. После этого их нужно уложить на промокашку или салфетку, а после – подышать на них.

Теплое дыхание заставит желатин увеличиваться в объеме, благодаря чему фигурки начнут изгибаться с одной из сторон.

Опыты, проведенные дома с детьми, очень легко разнообразить.

Желатиновые фигурки из формочек

Зимой можно попробовать несколько видоизменить эксперимент, вынеся желатиновые фигурки на балкон или оставив на некоторое время в морозильной камере. Когда под действием холода желатин застынет, на нем отчетливо проступят узоры ледяных кристаллов.

Заключение

Описание других опытов

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/eksperimenty-i-opyty-dlya-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.