СДВГ – диагноз или миф?

Содержание

Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ – диагноз или миф?
гиперактивность

Неуправляемая гиперактивность или синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) — является одним из наиболее распространенных заболеваний в детском и юношеском возрасте.

Это поведенческое расстройство, которое характеризуется большой возбудимостью, активностью, импульсивностью и недостатком внимания.

Родители и учителя часто путают импульсивность с игривостью, нормальным поведением активного ребенка дошкольного возраста или с другими проблемами психологического или медицинского характера, которые могут быть похожи на СДВГ.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания, что это такое?

Но на самом деле, плохо управляемая импульсивность, с точки зрения некоторых неврологов, рассматривается, как хронический синдром, который к сожалению, не излечивается. 30% детей просто перерастают это состояние, приспосабливаясь к жизни.

Классификация симптомов и характерные признаки

Существует специально разработанная классификация симптомов этого заболевания. Опираясь на наблюдения и проявление симптомов, выставляется диагноз. Необходимо учитывать проявление нижеописанных симптомов в разных  обстановках и ситуациях.

Для установления диагноза требуется предоставления 5-6 часто повторяющихся симптомов, на протяжении полугода. Кроме симптомов специалисты учитывают уровень развития ребенка, при СДВГ дети обычно по уровню развития отстают от сверстников.

Симптомы СДВГ подразделяются на три основные группы по признакам:

Симптомы чрезмерной возбудимости и активности у детей:

  1. ребенок возбуждается: постоянно ерзает, движущиеся руки, ноги;повышенная активность наблюдается в различных ситуациях и местах, ребенок не может адаптировать свое поведение к обстоятельствам;
  2. не может «сидеть на одном месте», когда это требуется;
  3. слишком занят или разговорчив, даже в тех случаях, когда такое поведение неуместно;
  4. во время игры часто ведет себя неадекватно и громко, не может отдохнуть в тишине и покое.

У подростков симптомы чрезмерной физической активности зачастую менее заметны, чем у детей.

Симптомы невнимательности:

  1. во время обучения, при выполнении обязанностей, ребенок делает ошибки из-за невнимательности;
  2. ему трудно сосредоточиться на деятельности, которая не интересна для него;
  3. похоже, не слушает, что ему говорят и часто приходится повторять по несколько раз, чтобы ребенок ответил;
  4. уклоняется или показывает нежелание в работе, которая требует длительного умственного усилия;
  5. теряет вещи — игрушки, школьные принадлежности, часто не может вспомнить, где оставил тот  или иной предмет;
  6. легко диспергируется (становиться рассеянным, невнимательным) под влиянием внешних раздражителей;
  7. часто забывает о повседневных обязанностях, таких как застелить кровать, выходить собаку.

Симптомы чрезмерной импульсивности:

  1. в групповых ситуациях (например, в играх и мероприятиях) не может терпеливо ждать своей очереди;
  2. прерывает разговаривающих или «вмешивается» в деятельность других;
  3. разговорчив и говорит, то что он думает, независимо от того, как «падает» данная ситуация.

Симптомы СДВГ являются наиболее интенсивными в возрасте 6 до 9-лет. В этот период начинается «школа жизни» – дети должны адаптироваться к правилам и уставам, что в случае гиперактивных детей оказывается трудной задачей.

До недавнего времени считалось, что СДВГ чаще встречается у мальчиков, но теперь все больше и больше данные указывают на то, что девочки также, страдают от этого расстройства.

В отличие от мальчиков, у которых, на первый план выходят симптомы гиперактивности, у девочек часто доминирует синдром дефицита внимания. Таким образом, может быть неправильно поставлен диагноз.

При отсутствии проблемного импульсивного поведения их можно ошибочно отнести к детям со слабым интеллектуальным потенциалом.

Причины  появления синдрома

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является расстройством развития нервной системы и было установлено, что дети, страдающие этим расстройством, развиваются очень неравномерно, поэтому заболевание приносит много проблем и ребенку и его родителям.  Причины развития этого заболевания установить сложно. Но при этом называются предположительные факторы, способствующие развитию недуга.

Недавние исследования показывают, что СДВГ может быть унаследовано. Если родители страдали этим заболеванием, оно может развиться и у детей.

Некоторые ученые объясняют появление этого заболевания генетической мутацией, которая появилась как следствие воздействия токсических веществ (кадмия, этанола и.т. д.). Эти вещества приводят к нарушению генов, что отражается на развитии головного мозга детей.

Есть много ненаследуемых факторов, которые сами по себе не вызывают СДВГ, но могут повлиять на тяжесть симптомов. К ним относятся:

  • тяжело протекающая беременность и роды ( негативные привычки мамы, стресс),
  • асфиксия,
  • низкий вес при рождении,
  • травмы головы,
  • неправильное питание (с большим количеством простых углеводов, консервантов и искусственных добавок),
  • отравление тяжелыми металлами,
  • недостаточное внимание маленькому ребенку или вседозволенность.

Диагностика СДВГ

Диагноз СДВГ требует сотрудничества психолога и психиатра, а иногда и детского невролога.

Психолог или психиатр беседует с родителями ребёнка. Специалист проверяет интеллектуальные способности ребенка, память, ассоциацию, ловкость и координацию движений и др.

Задача психолога и психиатра также исключить другие психологические проблемы и психические расстройства.

Они могут напоминать СДВГ: умственная отсталость и трудности в освоении школьных навыков, адаптивные проблемы, вызванные стрессовыми событиями или новыми ситуациями в жизни ребенка, изменения поведения, тревожные признаки, биполярное расстройство или обсессивно-компульсивное  (появление навязчивых мыслей).

Важно также исключить соматические расстройства и неврологические симптомы, которые напоминают СДВГ или могут вызвать аналогичные трудности. К ним относятся нарушение зрения и слуха, заболевания щитовидной железы, аллергии, отравление свинцом, эпилепсия, тики, а также побочные эффекты некоторых лекарств и употребления психоактивных веществ.

Какие другие расстройства могут сопровождать СДВГ?

Согласно оценкам, почти у 70% детей, страдающих от СДВГ можно найти, по крайней мере, один дополнительный диагноз психического расстройства. Большинством из них являются: оппозиционно-вызывающее расстройство, отклонения в  поведении, дислексия и дисграфия, тревожность, депрессивные симптомы.

классификация гиперактивности

Родителям, воспитателям и учителям часто трудно определить поведение проблемного ребенка, СДВГ это или просто невоспитанность.

Ситуация осложняется тем, что около половины детей с СДВГ не в состоянии контролировать поведение, и они принимают сознательно нежелательное поведение.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

Лечение СДВГ требует комплексного курса действий с учетом возраста ребенка, тяжести симптомов и возможного сосуществования других расстройств. Основными лечебными процедурами являются:

Лекарственная терапия

Очень важна, хотя и не занимает первое место в лечении СДВГ — лекарственная терапия, которую следует рассматривать в следующих ситуациях: высокая интенсивность симптомов, или в случае сосуществования других психических расстройств, если ребенок не справляется с обучением.

Медикаментозное лечение СДВГ — как и в случае других психических расстройств у детей и взрослых — является симптоматическими. Это означает, что препараты, только уменьшают симптомы, но не устраняют причину расстройства.

Метилфенидат.  В настоящее время препаратом выбора является метилфенидат, который принадлежит к группе так называемых психостимуляторов, которые улучшают концентрацию внимания. Эффективность препарата оценивается на 80%.

Наиболее часто наблюдаемые и обычно преходящие побочные эффекты — головные боли, расстройства сна, учащенное сердцебиение и повышение артериального давления, снижение аппетита. Менее частые осложнения: подавленное настроение, психотические расстройства, судороги.

Атомоксетин – это препарат для лечения СДВГ, который не принадлежит к психостимуляторам.

Психологическая помощь

— психообразование — оптимальное решение заключается в предоставлении психологической помощи не только родителям, но и другим людям, которые участвуют в уходе за ребенком (учителям, преподавателям, членам семьи);

— индивидуальная психотерапия для ребенка — особенно в сочетании с эмоциональными расстройствами, тревогой, низкой самооценкой;

— семейная терапия — если в семье возникают конфликты и напряженность в отношениях между ее членами;

— социальное обучение навыкам, как справиться с гневом и агрессией;

Каков прогноз?

У  70% детей, страдающих от симптомов СДВГ,  они сохраняются и в подростковом возрасте, и в 5-10% также в зрелом возрасте.

При отсутствии лечения, СДВГ несет высокий риск осложнений со здоровьем, эмоциональных и социальных. В школе ребёнок часто имеет репутацию «хулигана» и «плохо воспитанного». Результатом является низкая самооценка и эмоциональные проблемы, которые растут с течением времени и в подростковом возрасте, и подросток может испытывать трудности в социальном общении.

как помочь сгладить симптомы

Среди здоровья осложнения включают: склонность к перееданию, что приводит к ожирению, нарушения сна, депрессия и тревога.

Сам по себе синдром не несет особой опасности ребенку, только доставляет лишние проблемы и отражается  на усвоении новых знаний, что может повлиять на отношение со сверстниками и учителями.

В подростковом возрасте проявление этого синдрома увеличивает риск социальной дезодаптации, алкоголизма и наркомании.  Поэтому синдром СДВГ  следует лечить.

Важно помнить, что…

  • СДВГ является одним из наиболее распространенных психических расстройств у детей.
  • Эффективное лечение требует сотрудничества со стороны родителей, опекунов, психолога, врача, учителя и школьного психолога. Без участия школ эффективную помощи ребенку с СДВГ предоставить практически невозможно.
  • Если препараты эффективно снижают выраженность симптомов, но их использование должно быть частью лечения.

Необходимые рекомендации родителям по коррекции

Ребенку с синдромом активности и возбудимости необходимо обеспечить комплексное индивидуализированное сопровождение, с психолого-педагогической коррекцией, психотерапией и медикаментозным лечением:

Обучение по щадящему режиму в классе с малой наполняемостью, сокращенными уроками, дозированными домашними заданиями.

Ограничение участия в массовых мероприятиях, но предоставление возможности для физической активности, прогулок, полноценного питания, достаточного сна.

Проведение аутогенных тренировок под руководством психолога, индивидуальной психотерапии.

Комплексная коррекционная работа педагогов и родителей по обучению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, контролю за собственным поведением, предупреждению трудностей в социальной адаптации.

Заболевание до конца не изучено. Есть предположение, что все виды лечения, направленные на оздоровление детей, лишь позволяют на какое-то время улучшить состояние больных. В целом, нужно учить детей  жить с этими симптомами, уметь адаптироваться в обществе, для чего нужны самодисциплина и огромная сила воли!

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму Обратная связь. Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Источник: https://monamo.ru/zdorovye/giperaktivnost

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — миф или болезнь

СДВГ – диагноз или миф?

Услышав от врача фразу — «У вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности», большинство родителей впадают в панику и срочно начинают искать опытных специалистов, которые избавили бы их чадо от неприятного недуга.

Но многие взрослые вообще считают, что такого заболевания не существует и поэтому не стоит тратить время на походы по врачам и выполнение рекомендаций.

Чья же позиция является верной? Насколько серьезным является поставленный диагноз и можно ли научиться с ним жить? Попробуем разобраться с эти списком сложных и актуальных вопросов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — что это такое?

В последние годы в мировой детской психологии становится все более популярным упоминать СДВГ при любых отклонениях в поведении ребенка.

Часто даже сами родители, не посетив специалистов, ставят диагноз своему непоседливому крохе и списывают на него все проблемы в воспитании ребенка. А потом такие малыши приходят в первый класс и впервые сталкиваются  со строгостью и требовательностью со стороны педагогов.

Естественной реакцией становится возмущение, причем родители тоже активно возмущаются и доказывают, что их ребенок болен и требует к себе особого отношения. К сожалению, такие случаи в образовательных учреждениях встречаются все чаще.

Со стороны складывается впечатление, что родители следуют некоторой моде на заболевания и даже не пытаются разобраться с самой проблемой неправильного поведения ребенка.

Подобная тенденция поставила само существования СДВГ под большой вопрос. К данному заболеванию многие врачи и психотерапевты относятся с большой долей скепсиса. Но на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивности существует. Вот только страдают им около 3-7% всех младших школьников.

Из этих цифр можно сделать вывод, что большинство родителей, которые обращаются к специалистам с поведенческими отклонениями детей, имеют просто невоспитанных и излишне избалованных отпрысков, не желающих усваивать правила поведения в социуме.

Эта проблема решаема, а вот СДВГ требует пристального внимания.

С медицинской точки зрения синдром дефицита внимания и гиперактивности является расстройством работы центральной нервной системы, а именно лобной коры головного мозга. Именно она отвечает за концентрацию внимания, память и умение контролировать свои эмоции.

Хотелось бы уточнить, что СДВГ — это не приговор. При своевременном лечении и терапии вы можете обеспечить своему ребенку практически нормальную и счастливую жизнь. Главное, вовремя диагностировать заболевание и начать лечение. Но давайте обо всем по порядку.

Классификация синдрома дефицита внимания

В медицине выявлено несколько видов данного заболевания, между собой они имеют незначительные различия в симптоматике. Но при лечении такие мелочи играют существенную и значимую роль. Чаще всего встречаются следующие виды:

  1. Синдром дефицита внимания

Данное заболевание характеризуется рассеянностью и невнимательностью. Ребенку сложно сосредоточиться, запомнить текст или правила поведения в коллективе. Такие дети, к примеру, плохо ориентируются в квартире и даже в школьном возрасте испытывают трудности с ориентацией на местности.

Данный тип заболевания не сопровождается неусидчивостью и излишней активностью.

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это наиболее часто встречающийся вид заболевания. Первыми на него обратили внимание американские ученые, в восьмидесятые годы они начали изучать непоседливых детей и сумели выявить симптоматику СДВГ. Сейчас их исследования берутся за основу всеми остальными специалистами в области психиатрии и детской психологии.

  1. Синдром гиперактивности без дефицита внимания

При данном виде заболевания ребенок непоседлив и неусидчив, он и минуты не может провести спокойно на одном месте. Но параллельно с этим он не испытывает проблем с обучением и запоминанием. Это самый редкий вид поведенческого расстройства данного типа.

Так как чаще всего встречается второй вид из вышеописанных синдромов расстройства центральной нервной системы, мы будем говорить именно о нем.

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Родителям необходимо знать, что до 5-6 лет им не стоит беспокоиться о проявлениях СДВГ. До этого возраста дети являются крайне активными и подвижными, им трудно усидеть на месте и долго заниматься одним делом.

Подобное поведение вполне нормально для любознательных малышей. Даже, если ребенок и страдает СДВГ, это не будет заметно до начала обучения. Вот с этого мгновения родителям стоит быть очень внимательными, чтобы заметить симптоматику поведенческого расстройства.

Ее можно представить следующим образом:

  • ребенок постоянно крутится и отвлекается на абсолютно все раздражители (его надолго может вывести из рабочего настроя пролетающая мимо муха);
  • никак не может сосредоточиться на чем-либо более пяти минут;
  • не запоминает последовательность выполнения заданий;
  • не может менять вид деятельности (его это раздражает и ставит в тупик);
  • малыш не запоминает правила этикета и нормы поведения в обществе;
  • он постоянно забывает, где оставил свои вещи;
  • ребенок передвигается практически бегом, он не сидит на стуле более пяти минут;
  • дети с СДВГ импульсивны и е могут совладать со своими эмоциями — если они чего-то хотят, то будут добиваться получения желаемого немедленно истериками и криками в том числе;
  • детишки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности много и громко говорят, они перебивают собеседника и никогда не дослушивают фразы до конца;
  • дети, страдающие СДВГ, не приобретают опыт и не учатся на своих собственных ошибках;
  • в последние годы психологи заметили, что симптомы СДВГ проявляются в зеркальном отображении букв (хотя это свойственно еще левшам и амбидекстерам);
  • ребенок забывает только что прочитанный текст и не может найти строчку, если его отвлекли от написания букв;
  • малыш часто витает в своих мыслях, он будто перемещается куда-то и полностью отключается от текущих дел;
  • страдает провалами в памяти, может забыть даже то, что делал несколько часов назад.

В подростковом возрасте к этому добавляется излишняя раздражительность и обидчивость. Но в случае, когда лечение начинается в младшем школьном возрасте, к подростковому периоду ребенок становится более внимательным и аккуратным. Симптоматика становится менее яркой, и он может вполне успешно закончить учебное заведение.

Не стоит беспокоиться, если вы определили у своего ребенка два или три симптома из вышеперечисленных, но вот пять совпадений уже являются поводом для обращения к специалистам.

Причины возникновения СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является следствием неправильного родительского воспитания. Родителям необходимо понять, что их малыш болен и выяснить причину возникновения данного заболевания. Медики выделяют из общей массы причин, которые могут вызвать СДВГ, несколько основных групп. Их мы сейчас и рассмотрим:

Родители должны знать, что дети весьма чувствительны и замечают все, что происходит в семье. Поэтому, если ребенок пережил развод родителей или другие серьезные эмоциональные потрясения, это может послужить толчком к развитию СДВГ.

В некоторых случаях причиной нарушения работы центральной нервной системы является прием сильнодействующих препаратов в раннем возрасте. До года дети очень чувствительны к различным химическим компонентам и инфекционным заболеваниям, они могут спровоцировать возникновение СДВГ.

Травмы или ушибы головы вызывают серьезные сбои в работе головного мозга и являются причиной СДВГ.
  1. Воздействие на ребенка вредных химических веществ

За последние годы выросло количество некачественных детских игрушек, в них прослеживается повышенная концентрация свинца и формальдегидов. При частом контакте с такими игрушками малыш накапливает эти отравляющие вещества в организме, которые в свою очередь наносят его здоровью непоправимый вред.

Не стоит кормить ребенка острыми блюдами или пищей с большим содержанием усилителей вкуса и добавок. Они по мере накопления вмешиваются в работу мозга и вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Данный фактор играет существенную роль в развитии СДВГ. Медики доказали, что 15%  от всех страдающих заболеванием детей получили его от родителей в наследство. Поэтому стоит оберегать своего ребенка от излишних тревог и волнений, если еще кто-то из членов семьи страдает СДВГ.

Имейте в виду, что не каждый из малышей, имеющих предрасположенность к заболеванию, будет им страдать. Во многих случаях решающую роль играет именно совокупность внешних факторов, воздействующих на нервную систему ребенка.

Лечение СДВГ

Учтите, что полностью вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности невозможно. Но родители должны свести к минимуму все проявления заболевания, чтобы ребенок смог в дальнейшем успешно выстраивать свою взрослую и самостоятельную жизнь.

Медики считают, что скорректировать СДВГ можно только путем комплексных мер. Вам придется совмещать два вида лечения:

В первую очередь медики должны купировать рассеянность и невнимательность, поэтому они назначают ребенку психостимуляторы. Они одновременно успокаивают малыша и помогают активировать работу мозга. В итоге у ребенка улучшается память, он становится более усидчивым, что сразу же в положительную сторону сказывается на успеваемости в школе (если мы говорим о школьнике).

Параллельно врач может назначить ребенку ноотропы, они способствуют нормализации поведения. Ребенку становится легче сдерживать свои эмоции, он лучше чувствует себя в социуме и становится более уверенным в общении со сверстниками.

В качестве дополнения стоит давать ребенку поливитаминные комплексы, которые будут стимулировать иммунную систему и препятствовать развитию СДВГ. Учтите, что с момента постановки диагноза вам придется постоянно наблюдаться у врача, ведь в момент взросления симптомы могут вновь проявиться и вам нужно будет возвратиться к медикаментозному лечению.

Помимо лечения препаратами ребенка нужно показать профессиональному психологу, который уже работал с данным заболеванием. Он должен скорректировать поведение вашего чада и помочь вам рекомендациями.

Обычно психолог работает и с детьми и со взрослыми. В процессе занятий дети готовятся воспринимать себя как абсолютно нормальных людей и учатся контактировать с окружающим миром.

Постепенно специалист доносит до них самые важные нюансы успешного общения, и вводит детей в коллектив сверстников.

В итоге малыш должен быстро адаптироваться и, наконец, перестанет ощущать себя плохим и неправильным.

Родителям тоже приходится нелегко с детишками, страдающими СДВГ. Им нужно ежедневно преодолевать усталость, раздражение и справляться с чувством вины. Ведь большинство родителей все же винят себя в проблемах ребенка.

Психолог направляет мысли и чувства взрослых в нужное русло и учит общаться со своим необычным чадом.

Хотелось бы заметить, что без помощи специалиста невозможно успешно скорректировать синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Рекомендации родителям детей, страдающих СДВГ

Психологи советуют родителям как можно чаще хвалить своих детишек. Ведь большинство взрослых акцентируют внимание на неудачах своего ребенка, а ему необходима похвала. Постарайтесь замечать каждый положительный сдвиг в поведении малыша, хвалите и поощряйте его. А вот плохие поступки и неудачи упоминайте вскользь, ободряя и вдохновляя ребенка на будущие победы над собой.

Если у вашего ребенка обнаружен синдром дефицита внимания и гиперактивности, то необходимо соблюдать строгий распорядок дня. Это позволит малышу постоянно сверять свои действия с распорядком и быстро перестраиваться на новое дело.

К тому же данная привычка пригодится ребенку в будущем, когда он сам будет планировать свое время. Вещи в комнате ребенка должны всегда лежать на своих местах. Это связано с симптоматикой СДВГ.

Малыши постоянно все забывают, поэтому беспорядок существенно осложняет им жизнь.

Для взаимодействия с ребенком установите систему поощрений и наказаний. Ребенок должен четко понимать, что последует за его непослушанием.

Самым приемлемым наказанием для подобных детей является нахождение в комнате в одиночестве. Но не стоит оставлять ребенка в таком состоянии дольше двадцати минут. Это может вызвать панику и истерику.

А вы ведь добиваетесь совсем другого результата, не так ли?

Не стоит водить ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в места большого скопления людей. Здесь вашему ребенку будет неуютно, и он может начать капризничать и плакать.

Дети с СДВГ не лучше и не хуже остальных ребятишек. Они просто особенные, поэтому и требуют к себе повышенного внимания. Но если вы сумеете подобрать подход к своему ребенку, то со временем научитесь жить и справляться с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Автор Ольга Пашута

Читайте на нашем сайте «Как развивать память ребенку дошкольнику»

В этом видео: Советы детского психолога родителям гиперактивных детей

Источник: https://maminsayt.ru/detskaya-psihologiya/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-mif-ili-bolezn.html

Сдвг (диагноз невролога) – что это? признаки, коррекция. синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей

СДВГ – диагноз или миф?

СДВГ (диагноз невролога) – что это такое? Данная тема интересна многим современным родителям. Бездетным семьям и людям, которые далеки от детей в принципе, этот вопрос не так важен. Названный диагноз – это довольно распространенное хроническое состояние. Оно встречается и у взрослых, и у детей.

Но при этом следует обратить внимание в первую очередь на то, что несовершеннолетние больше подвержены негативному влиянию синдрома. Для взрослых СДВГ не так опасен. Тем не менее иногда полезно разбираться в столь распространенном диагнозе.

Что он собой представляет? Можно ли как-то избавиться от подобного расстройства? Почему оно появляется? Во всем этом на самом деле следует разобраться. Сразу следует отметить – если имеются подозрения на гиперактивность у ребенка, нельзя оставлять это без внимания.

Иначе до момента вступления во взрослую жизнь у малыша будут некоторые проблемы. Не самые серьезные, но хлопот они доставят и ребенку, и родителям, и окружающим людям.

Определение синдрома

СДВГ (диагноз невролога) – что это? Уже было сказано, что так называется распространенное во всем мире неврологическо-поведенческое расстройство. Расшифровывается как “синдром дефицита внимания и гиперактивности”. В просторечии довольно часто данный синдром называется просто гиперактивностью.

СДВГ (диагноз невролога) – что это такое с медицинской точки зрения? Синдром представляет собой особую работу организма человека, при которой наблюдается расстройство внимания. Можно сказать, это рассеянность, неусидчивость и невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

В принципе, не самое опасное расстройство. Данный диагноз – не приговор. В детстве гиперактивность способна доставить немало хлопот. Но во взрослой жизни, как правило, СДВГ отходит на второй план.

Изучаемое яаление чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Многие родители считают, что СДВГ – это самый настоящий приговор, крест на жизни ребенка.

На самом деле, как уже было сказано, это не так. В действительности гиперактивность подлежит лечению. И опять же, взрослому человеку данный синдром доставит не так уж много проблем.

Поэтому паниковать и расстраивать не стоит.

Причины

Диагноз СДВГ у ребенка – что это? Понятие уже было раскрытонами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители?

Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

  1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
  2. Наличие хронических болезней у ребенка.
  3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека. В частности малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
  4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
  5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.

Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз – не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.

Проявления

Теперь немного понятно, почему возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности. Симптомы его хорошо заметны у детей. Но не у маленьких. Следует запомнить, что малышам до 3 лет не могут поставить соответствующий диагноз. Потому что у таких детей рассеянность – это нормальное явление.

Как проявляется СДВГ? Можно выделить следующие отличительные черты, которые встречаются у детей:

  1. Ребенок излишне активен. Он целый день бегает и прыгает без какой-либо цели. То есть чтобы просто бегать и прыгать.
  2. У малыша наблюдается рассеянное внимание. Сконцетрироваться на чем-либо ему очень трудно. Также следует учесть, что ребенок будет крайне неусидчив.
  3. Школьники часто имеют низкую успеваемость в школе. Плохие отметки – следствие проблем с концентрацией на поставленных задачах. Но как признак такое явление тоже выделяют.
  4. Агрессия. Малыш может быть агрессивен. Иногда он просто невыносим.
  5. Непослушание. Еще один признак гиперактивности. Ребенок вроде бы и понимает, что следует успокоиться, но сделать этого не может. Или вообще игнорирует всякие замечания в свой адрес.

Вот так можно определить СДВГ. Симптомы у детей напоминают избалованность. Или банальное непослушание. Именно поэтому при первых же признаках рекомендуется обратиться к врачу. Но об этом немного позже. Сначала стоит понять, как проявляется изучаемое состояние у взрослых.

Симптомы у взрослых

Почему? СДВГ диагностируется без особых проблем у детей. Но, как уже было сказано, его не так просто обнаружить у взрослого человека. Ведь он как бы отходит на второй план. Имеет место, но важной роли не играет. Зачастую СДВГ у взрослых можно спутать, например, с эмоциональным расстройством. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые распространенные симптомы.

Среди них можно выделить следующие составляющие:

  • человек первый начинает конфликтовать по пустякам;
  • имеют место необоснованные и резкие вспышки гнева;
  • при разговоре с кем-нибудь человек “витает в облаках”;
  • легко отвлекается во время выполнения задачи;
  • даже во время полового акта человек может отвлечься;
  • наблюдается невыполнение данных ранее обещаний.

Все это указывает на наличие СДВГ. Не обязательно, но вероятность такая имеет место. Требуется обратиться к врачу для полного исследования.

И если диагноз СДВГ у взрослых будет подтвержден, потребуется пройти курс лечения. При соблюдении рекомендаций удается довольно быстро избавиться от растройства.

Правда, в случае с детьми придется проявить настойчивость и решительность. Детская гиперактивность лечится с трудом.

К кому обращаться

Следующий вопрос – к какому специалисту обращаться? На данный момент медицина насчитывает огромное количество врачей. Кто из них способен поставить верный диагноз? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей могут распознать:

  • неврологи (именно к ним приходят с болезнью чаще всего);
  • психологи;
  • психиатры;
  • социальные работники.

Сюда же можно отнести еще и семейных врачей. При этом необходимо отметить, что соцработники и психологи только ставят диагноз. Но медикаментозное лечение они не имеют право назначать. Это не в их компетенции. Поэтому чаще всего родители и уже взрослые люди просто направляются на консультацию к неврологам.

О диагностике

Распознавание синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) происходит в несколько этапов. Опытный врач обязательно будет следовать определенному алгоритму.

В самом начале нужно рассказать о себе. Если речь идет о детях, врач просит составить психологический портрет несовершеннолетнего. В рассказ потребуется включить еще и подробности жизни и поведения пациента.

Далее посетителю дадут так называемый СДВГ-тест. Он помогает определить степень рассеянности пациента. Без него обойтись можно, но поступать так не рекомендуется.

Следующий этап – назначение дополнительных исследований. Например, невролог может попросить сделать УЗИ головного мозга и томографию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей на данных снимках будет хорошо заметен. При изучаемом недуге работа мозга немного меняется. И это отражается на результатах УЗИ.

Пожалуй, это все. Дополнительно невролог изучит карту заболеваний пациента. После всего перечисленного выносится диагноз. И, соответственно, назначается лечение. Коррекция СДВГ – процесс весьма продолжительный. Во всяком случае, у детей. Лечение назначается разное. Все зависит от причины появления гиперактивности.

Медикаменты

Теперь понятно, что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лечение, как уже было сказано, детям и взрослым назначают разнообразное. Первая методика – это медикаментозная коррекция. Как правило, совсем маленьким деткам такой вариант не подходит.

Что могут выписать ребенку или взрослому пациенту с диагнозом СДВГ? Ничего опасного. Как правило, среди медикаментов присутствуют только витамины, а также успокоительные. Иногда – антидепрессанты. Признаки СДВГ устраняются таким образом вполне успешно.

Больше никаких существенных лекарств не назначается. Все таблетки и препараты, которые прописывает невролог, направлены на успокоение нервной системы. Поэтому пугаться прописанного успокоительного не стоит. Регулярный прием – и вскоре болезнь пройдет. Не панацея, но действует подобного рода решение вполне эффективно.

Народные методы

Некоторые люди не доверяют действию медикаментов. Поэтому можно посоветоваться с неврологом и воспользоваться народными методами лечения. Они зачастую оказываются не менее эффективными, чем таблетки.

Что можно посоветовать, если наблюдается СДВГ? Симптомы у детей и взрослых могут быть устранены посредством принятия:

  • чая с ромашкой;
  • шалфея;
  • календулы.

Хорошо помогают ванны с эфирными маслами, а также с солью с успокаивающим эффектом. Детям можно давать на ночь теплое молоко с медом. Тем не менее медицинская эффективность данных приемов не доказана.

Человек будет действовать на свой страх и риск. Впрочем, многие взрослые отказываются от всякого лечения СДВГ у себя.

А вот в случае с детьми, как уже было сказано, изучаемую проблему не стоит упускать из виду.

Лечение детей без таблеток

Какое еще предусматривает СДВГ лечение? Препараты, которые прописываются врачами, – это, как уже было сказано, успокоительные. Что-то вроде “Новопассита”.

Не все родители готовы давать своим детям подобного рода таблетки. Некоторые указывают на то, что успокоительные вызывают привыкание.

И, избавившись от СДВГ таким образом, можно обеспечить ребенку зависимость от антидепрессантов. Согласитесь, не самое лучшее решение!

К счастью, у детей гиперактивность поддается коррекции даже без таблеток. Единственно, что нужно учесть: родители должны проявлять терпение. Ведь гиперактивность быстро не лечится. И об этом необходимо помнить.

Какие рекомендации специалисты чаще всего дают родителям, чтобы устранить СДВГ? Среди них встречаются следующие советы:

  1. Больше времени уделять детям. Особенно если гиперактивность – это следствие недостатка внимания родителей. Хорошо, когда один из родителей может остаться “в декрете”. То есть не работать, а заниматься с ребенком.
  2. Отдать малыша в развивающие кружки. Хороший способ повысить внимание ребенка, а также развивать его всесторонне. Можно даже отыскать специализированные центры, где организовывают занятия для детей с гиперактивностью. Сейчас это не такая уж большая редкость.
  3. Со школьником нужно больше заниматься. Но не заставлять его сутками сидеть над домашним заданием. Следует также понимать, что плохие отметки – следствие СДВГ. И ругать ребенка за это как минимум жестоко.
  4. Если ребенок гиперактивен, необходимо найти применение его энергии. Иными словами, записать на какие-нибудь спортивные занятия. Или просто давать за день набегаться вволю. Идея с секциями интересует родителей больше всего. Хороший способ и с пользой провести время, и одновременно с этим выплеснуть накопившуюся энергию.
  5. Спокойствие – вот еще один момент, который должен иметь место. Дело в том, что родители при коррекции СДВГ у детей, проявляющих агрессию, ругают их за плохое поведение, и как следствие – не могут справиться с состоянием ребенка. Только в спокойной обстановке возможно излечение.
  6. Последний момент, который помогает родителям, – это поддержка увлечений ребенка. Если малыш к чему-то испытывает интерес, его необходимо поддержать. Не стоит путать это со вседозволенностью. Но и подавлять стремление детей к изучению мира, пусть и излишне активному, не нужно. Можно попытаться заинтересовать малыша каким-нибудь более спокойным занятием. Хорошо помогают дела, которыми можно заниматься вместе с ребенком.

Следуя данным правилам, родители имеют высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс, как уже было сказано, не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. Если вовремя начать лечение, можно без особого труда победить такое хроническое состояние окончательно.

Выводы

Диагноз СДВГ у ребенка – что это? А у взрослого? Ответы на эти вопросы уже известны. На самом деле бояться синдрома не стоит. От него никто не застрахован. Но при своевременном обращении к специалисту, как показывает практика, существует высокая вероятность успешного лечения.

Самолечением заниматься не рекомендуется.

Только невролог способен назначить максимально эффективную терапию, которая будет подбираться в индивидуальном порядке, исходя из причин, приведших к постановке данного диагноза.

Если врач совсем маленькому ребенку выписывает успокоительное, лучше показать малыша другому специалисту. Не исключено, что родители общаются с непрофессионалом, который не способен отличить избалованность от СДВГ.

Злиться на ребенка и ругать его за активность не нужно. Наказывать и запугивать – тоже. При любых обстоятельствах следует помнить, что гиперактивность – это не приговор. И во взрослой жизни данный синдром не так заметен. Нередко с возрастом гиперактивное поведение нормализуется самостоятельно. Но может проявиться в любое время.

В действительности СДВГ наблюдается чаще всего у школьников. И не стоит считать это позором или каким-то страшным приговором. Дети с гиперактивностью довольно часто более талантливы, чем их сверстники.

Единственное, что мешает им преуспевать, – это проблема концентрации внимания. И если помочь ее решить, ребенок еще далеко не один раз порадует родителей.

СДВГ (диагноз невролога) – что это? Неврологическо-поведенческое расстройство, которое не удивляет современных врачей и при правильном лечении корректируется!

Источник: https://FB.ru/article/270213/sdvg-diagnoz-nevrologa---chto-eto-priznaki-korrektsiya-sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-vzroslyih-i-detey

СДВГ: 10 мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности | Милосердие.ru

СДВГ – диагноз или миф?

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.

Рисунок Дмитрия Петрова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/

Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов.

Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя.

Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.

«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»

На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.

Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы.

Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение.

Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей — просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…

Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» — и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.

«Ремня им хорошего надо»

Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?

А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате.

Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, — и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок.

А ремень ничему не учит.

«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»

Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?

Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).

«Их не надо лечить, их надо воспитывать»

Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, — и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить.

Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе — жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения.

Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.

«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»

Лечиться бывает необходимо.

Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы.

В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.

«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер

Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса.

Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный.

В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.

«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»

Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, — антисоциальный исход становится для него все более вероятным.

Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» — с такими детьми не работают.

Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.

«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.

В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров.

Разумеется, все это верно и для нового поколения детей.

Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.

Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала.

Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны.

Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:

«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»

Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным.

Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий.

А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).

Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают – от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть.

То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много.

Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.

«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»

«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.

В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.

Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым — принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.

«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками

Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ.

Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.

Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая

Также по теме:
Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/10-mifov-o-sindrome-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.