Оптимальная среда обитания особого ребенка

Содержание

Среда обитания

Оптимальная среда обитания особого ребенка

Здесь вы сможете найти животных, птиц, насекомых, растения, рептилий и амфибий нашей планеты, которые разделены соответственно природным условиям некоторой местности.

Материалы рассчитаны на деток от 1 года до 7 лет, в зависимости от варианта подачи игры (как играть описано ниже)

С помощью этой игры мы можем познакомить малыша с живыми организмами нашей планеты, дать элементарные представления о разнообразии окружающего мира.

Игры под собирательным названием “Среда обитания” помогают развивать память, кругозор, речь, логику.

ЧТО В КОМПЛЕКТЕ

В комплекте собрано 9 мест обитания живых организмов:

– Тропические леса (насекомые, животные, птицы, растения, рептилии и амфибии);

– Лиственные леса (насекомые, животные, птицы, растения, рептилии и амфибии);

– Хвойные леса (насекомые, животные, птицы, растения, рептилии и амфибии);

– Горы (насекомые, животные, птицы, растения, рептилии и амфибии);

– Пустыня (насекомые, животные, птицы, растения, рептилии и амфибии);

– Степные зоны (насекомые, животные, птицы, растения, рептилии и амфибии);

– Полярные области (животные, птицы, растения, морские млекопитающие, рыбы);

– Моря и океаны (морские обитатели);

– Пресноводные водоемы и реки (обитатели рек, озер, водоемов).

КАК ИГРАТЬ

Есть несколько вариантов игры с этими карточками, но фантазии нет предела 🙂

1. Расширяем кругозор

Общая суть задания – познакомить малыша с животными, рептилиями, птицами и др.

Покажите картинки с природой, расскажите, чем особенна здесь окружающая среда. Потом постепенно выкладывайте карточки с обитателями, можно рассказать что-то особенное про каждого из них, может быть у кого-то ярко-красная окраска, как у помидора или кто-то издает интересный характерный звук, пусть малыш повторит и покривляется. Естественно, подготовьтесь заранее.

Рекомендация: не выдавать сразу все материалы. Если вы рассказываете о какой-то области, посвятите этому целый день или даже более, насколько у вас хватит вдохновения. Возможно, вы подготовите игрушки – животных или других обитателей, или сенсорную коробку, или у вас в парке есть такие растения, а может быть вы сходите в зоопарк и увидите птиц, животных или рептилий с картинки.

2. Развиваем память

Играть можно в эти игры, когда малыш знаком со всеми обитателями на карточках (может сказать или показать их).

– Сетка памяти и цепочка памяти (Linking memory & Memory grid) – как играть вы можете посмотреть здесь

– Развитие мгновенной памяти (Photo memory game) – как играть вы можете посмотреть здесь

3. Развиваем логику

– Группировка по местности. Выложите две или более карточек с местностью. Затем выдавайте малышу карточки с животными из разной местности поочередно. Пусть попробует “рассадить животных по их домам”. Делайте за него, если у него не получается, и обязательно хвалите 🙂

– Группировка по видам. Выложите несколько видов обитателей, например, птица, растение и животное. Затем выдавайте малышу по одной карточке с птицей, растением или животным, пусть он их “отведет к своей семье”

– Поиск пары. Можно распечатать два комплекта карточек и предложить малышу искать соответствующие пары

– Пазлы. Основные картинки можно разрезать на несколько частей (маленькие карточки можно разрезать на 2 части) и предлагать собирать их как пазл

– Найди отличия. Можно искать отличия или сказать, что общее, например, между лягушками или между змеями

– “Кто что делает?”. Расскажите или расспросите малыша, кто из животных ходит, ползает, прыгает, летает, плавает и т.д. Выделите их в группы,например,

летают: бабочка, стрекоза, орел;

прыгают: кузнечик, лягушка, заяц и так далее

– “Кто что ест?”. Расскажите или расспросите малыша, чем питаются животные, птицы, рыбы и др. Какие животные хищные, а какие травоядные. Какая змея ядовитая, а какая нет и так далее

– “Кто где живет?” Расскажите, где живут рыбы, а где птицы. Например, акула живет в воде, а сова на дереве, лиса в норе, так же, как и барсук и т.д.

4. Математика

– “Много/мало”. Здесь карточки можно выкладывать на тарелочки или приклеивать на стену на двусторонний скотч. Разложите карточки, например, с птичками так, чтобы с одной стороны их было 1-3 шт, а с другой, 7-10 шт. Пусть малыш покажет где меньше, а где больше птичек. Здесь можно использовать цифры, например эти

– Группировка “Большой/маленький”. Заранее выберите карточки с мелкими и крупными животными. Затем перемешайте их. Пусть малыш в одну коробочку сложит больших животных, а в другую – маленьких.

5. Цветовосприятие

Здесь можно предложить малышу разложить животных по цветам. Например, лягушка, богомол и трава – зеленые, а ястреб, медведь и олень – коричневые и т.д

6. Буквы и чтение

Отберите несколько любимых карточек малыша и соотнесите их с буквами алфавита (например, с этими). Например, дрозд – Д, синица – С. Или составляйте целые слова.

7. Ассоциации со звуком

Найдите аудиозаписи звуков некоторых животных или насекомых. Пусть малыш угадает “кто что говорит”

Источник: https://rightbrain.training/exercise/zhivaya-priroda/sreda-obitaniya

«Особые дети» в разрезе закона: что нужно знать родителям

Оптимальная среда обитания особого ребенка

«Ребёнок с нарушением развития», «ребёнок с ограниченными возможностями», «ребёнок-инвалид». Разграничивает ли закон эти понятия? О законодательных несовершенствах в сфере реабилитации «особых детей» и решении связанных с ними проблем рассказала Людмила Кожевникова, директор Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».

– Всегда ли ребёнок с теми или иными нарушениями развития считается инвалидом?

– В настоящее время понятийный аппарат даже на уровне специалистов различных служб является несовершенным. Сегодня можно услышать «особый ребёнок», «ребёнок с нарушением развития», «ребёнок с ограниченными возможностями», «ребёнок-инвалид».

С точки зрения законодательства существует такое разграничение: ребёнок с ограниченными возможностями – это ребёнок без статуса инвалидности, но имеющий стойкое нарушение той или иной функции. Этот статус можно получить в городской и областной психолого-медико-педагогической комиссии.

Ребёнок-инвалид – это ребёнок с юридическим статусом инвалидности. Данный статус нужно получить путём освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы.

На сегодняшний день мы можем слышать: «ребёнок-инвалид первой группы» и так далее. На самом деле дети до 18-ти лет по действующему законодательству РФ являются просто детьми-инвалидами и ранжирования на группы до совершеннолетия не предусмотрено.

Есть и третья категория – дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. На данный момент нормативными актами не предусмотрено чёткого алгоритма и набора показателей об определении данной категории детей. Причём, нужно отметить, что данная категория имеет место быть только в социальной службе.

Поэтому специалисты сегодня работают по показателям, определяющим социальную адаптацию ребёнка – физическое состояние, коммуникативное состояние, сенсорное состояние, эмоциональное состояние, поведенческие аспекты и другие.

По сути, это те же показатели, что и для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, только наименее выраженные.

В реальной жизни есть ещё и дети без определённого статуса, фактически подходящие в первую либо во вторую, либо в третью группу, но родители в силу разных причин не оформили статус своему ребёнку.

– Сейчас на слуху понятие «особый ребёнок». Что имеется в виду?

– «Особый ребёнок» – это как бы обобщающее понятие, родившееся в силу того, сегодня не существует единых межведомственных понятий на государственном уровне, над чем предстоит в ближайшее время трудиться.

Когда появились первые в РФ нормативные акты по работе с детьми-инвалидами в 1990 году – а детей с ограниченными возможностями тогда не было в принципе, они появились в действующем законодательстве гораздо позже – детей-инвалидов стали называть по-разному, кто во что горазд.

Специалисты говорили, что не хотят называть ребёнка инвалидом, это звучит грубо, не прибавляет позитива семье, да и самому ребенку впоследствии. Называли их «дети с особыми образовательными потребностями», «особые дети», «дети, нуждающиеся в особых условиях».

До сих пор в методической литературе тех лет можно встретить такие понятия. С тех времен и длится данная эпопея с понятиями.

Сегодня «особыми» называют детей, имеющих те или иные нарушения. Несмотря на то, что прошло уже чуть более трех десятков лет, многие до сих пор путаются в понятиях, в том числе и специалисты.

Надо сказать, что на уровне понятийного аппарата осталось множество стереотипов.

Например, в международной классификации болезней, которая действует на территории России с 1991 года, регламентирован диагноз «синдром Дауна», но многие  врачи до сих пор пишут в картах «болезнь Дауна».

Это яркий пример подобных  стереотипов. Так и будет до тех пор, пока не появится единое для всех служб нормативно-правое поле в соответствии с требованиями настоящего времени.

– Не всем понятно слово «абилитация», которое тоже появилось не так давно. Чем абилитация отличается от реабилитации?

– Что касается традиционного понятия «реабилитация», то оно означает восстановление навыка или функции, которые были у ребёнка при рождении, но утратились в связи с какой-либо ситуацией, например, аварией.

Абилитация же – это формирование навыка или какой-либо функции, отсутствующей у ребёнка с рождения, например, двигательной, речевой, коммуникативной или другой функции.

Это, действительно, относительно новое понятие, хотя, по сути,  в 80-90-е годы у нас в стране появлялись абилитационные центры. Мы и сегодня работаем на 99% в абилитационном режиме.

– Какие препятствия сегодня существуют для того, чтобы своевременно поставить ребёнку диагноз и заняться его абилитацией?

– Специалисты должны работать междисциплинарной командой комплексно и своевременно с обеспечением преемственности и индивидуально-дифференцированного подхода. После рождения ребёнка, кроме службы здравоохранения, никто этого ребёнка не знает. Ни социальная служба, ни образование.

Он, как минимум год-два, а то и три находится под наблюдением только медицинских работников. Но они должны своевременно подключать параллельно со своей работой специалистов социальной службы с целью максимально ранней коррекции состояния ребенка и необходимой поддержки семье.

Сегодня этого нет.

Именно поэтому требуется межведомственный регламент, о котором мы говорим уже много лет и который до сих пор, к великому сожалению, отсутствует в нашем регионе. Сегодня у нас каждая служба, которая занимается ребёнком – здравоохранение, образование и социальная служба – работает в рамках нормативной базы своего ведомства, и эти нормативные базы не согласованы между собой.

Допустим, «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» есть в сфере образования, но этого понятия нет в здравоохранении и в социальной службе. Статус «ребёнок-инвалид» есть во всех службах, а вот «ребёнок с ограниченными возможностями» есть в социальной службе, но нет в здравоохранении.

Родитель не знает, куда, когда и по какому поводу  обращаться, где и какой статус оформлять, что первостепенно, а с чем можно повременить. Порой невозможно семье, а нередко и одной матери, разобраться в потоке информации, которая зачастую ещё и отсутствует.

Приходя в образование, родители там получают одно, в здравоохранении – другое, в социальной службе – третье.  А единого чёткого согласованного алгоритма действий, исходя из структуры дефекта, состояния ребёнка, возраста и учёта потребности конкретной семьи, нет.

Очень многие субъекты в нашей стране давным-давно межведомственный регламент разработали и утвердили.  А  пока у нас  действует заявительный принцип. Данная проблема обозначена специалистами на всех уровнях.

– Что делать родителям «особых детей» сейчас, в отсутствии межведомственного регламента?

– Я советую родителям не терять драгоценного времени при рождении ребёнка с той или иной патологией, от правильности действий зависит вся жизнь ребёнка и жизнь всей семьи.

Прежде всего, семья должна иметь адекватное видение своего ребёнка – принимать и любить его таким, какой он есть. Находить всестороннюю информацию и действовать ситуативно. Ставить цели и последовательно достигать их.

Быть чуткими и внимательными по отношению к своему ребёнку, достойно защищать его права.

Сейчас очень много возможностей в нашем городе, а главное – компенсаторных возможностей у каждого ребёнка. Нужно консолидировать все усилия и возможности для организации необходимой и систематической работы с ребёнком.

Некоторые родители приходят к нам и говорят: а нас никто не направил. Но если ты видишь, что с твоим ребёнком что-то не так, нужно самому проявлять активность, нужно биться во все двери.

Нужно помнить, что каждый потерянный месяц для наших детей чреват последствиями, с которыми можно работать годами и десятилетиями. Ведь, если есть нарушение одной функции, значит, есть и нарушения других функций.

Зачастую родители этого не понимают, теряют время.

Есть «золотое время» абилитации – до 3-х лет и «серебряное» – до 7 лет, это чрезвычайно важные периоды для любого ребёнка.

Это так называемые сензитивные периоды, когда можно на ребёнка воздействовать системно, добиться компенсаторных возможностей при любом нарушении.

В это время пишется весь жизненный сценарий, именно от организации систематической работы от 0 и до 7 лет зависит качество жизни самого ребёнка, его семьи, а значит, общества и государства в целом.

Сегодня у детей встречается очень много расстройств аутистического спектра. Далеко не каждый участковый доктор видит эту патологию.

Поэтому, если вы увидели, что что-то не так, нужно не терять времени, а прийти к доктору и добиться полной диагностики, добиться, чтобы перед вами поставили четкие и адекватные задачи.

Ориентироваться нужно на самые банальные вещи – физическое развитие и общение ребенка в соответствии с возрастом, сейчас это несложно. 

Ни в коем случае нельзя родителям выяснять отношения между собой, что бывает очень часто. Помните, результатов это не даст, больной ребенок может родиться в любой семье. Наоборот, семья должна мобилизовать все ресурсы для достижения целей. А главное, знайте, что вы ему нужны всегда. 

Источник: https://sibmeda.ru/articles/pediatriya/osobye-deti-v-razreze-zakona-chto-nuzhno-znat-roditelyam/

Безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями передвижения

Оптимальная среда обитания особого ребенка

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека.

Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние.

Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды – одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие “безбарьерная среда” содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов.

Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных).

Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов – это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики – это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации демографической “ямы” и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

“Маломобильные” группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то “маломобильные” группы населения это:

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие нарушения слуха и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины “в положении”;
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

https://www.youtube.com/watch?v=BQZdJmvJ6eo

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам “в положении”, детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря государственной программе “Безбарьерная среда”, у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии – это настоящее “окно” во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Источник: https://FB.ru/article/231982/bezbarernaya-sreda-dlya-lyudey-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami-peredvijeniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.