Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

Содержание

Как устанавливать ребенку границы: 8 правил

Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • поведение ребенка

В любой семье, где есть дети, всегда наступает такой момент, когда родители сталкиваются с вопросом, как установить границы для слишком активного или даже агрессивного ребенка. Но далеко не всегда мама и папа правильно понимают, что именно нужно запрещать, в какой форме, каким должно быть наказание за нарушение запретов, и нужно ли оно вообще.

О том, как правильно устанавливать границы, чтобы это не сказалось отрицательно на психологическом развитии детей, рассказывает Я – Родитель.

Зачем нужны ограничения?

Несомненно, ограничения необходимы, поскольку дети в силу своей неопытности, страстно чего-либо желая, могут неосознанно навредить себе.

Мир малыша практически полностью совпадает с материнским, а вот с трех лет проблема разграничения физического и психологического пространств родителей и ребенка играет одну из главных ролей.

Это важная часть воспитательного процесса: дети с правильным пониманием своих и чужих «можно» и «нельзя» в будущем реже страдают различного рода зависимостями и легко сходятся с людьми.

Как правильно устанавливать границы: 8 правил

Многие родители придерживаются стандартной схемы установления границ, в которой четко разделяется хорошее и плохое поведение ребенка и соответствующая этому реакция. Сделал хорошо – похвала, сделал плохо – наказание. При этом очень часто родители даже не объясняют ребенку, почему его наказали, считая, что он должен сам понять, какой именно поступок спровоцировал такую реакцию.

На самом деле такая схема современными психологами считается неэффективной и даже вредной, поскольку ребенок, не осознавший, за что он получил наказание, начинает испытывать постоянный страх перед собственными действиями, что чревато серьезными психологическими проблемами. У некоторых детей появляется еще и озлобленность на родителей, которые наказывают его, по его мнению, без причины.

Как же найти компромисс между «можно» и «нельзя», чтобы ребенок при этом понял обоснованность запретов?

1. Запреты всегда должны соответствовать возрасту ребенка

Двухлетний малыш может не понять, почему, к примеру, нельзя погладить бездомную собаку на улице, а вот к трем-четырем годам объяснение этого запрета будет ему понятно. Поэтому наказывать ребенка за то, чего он еще в силу возраста не может понять, просто бессмысленно.

2. Ставя запреты, нужно обязательно объяснять свою мотивацию

Почему нельзя переходить дорогу на красный свет, поднимать на улице конфеты, разговаривать с незнакомыми людьми, совать пальцы в розетку, отнимать игрушки у сверстников – все это можно легко и доходчиво объяснить детям простым и понятным языком.

3. Ставя запреты, всегда спрашивайте себя, достаточно ли они обоснованы

Действительно ли в этом запрете есть необходимость?

Некоторым родителям проще запретить ребенку что-то просто потому, что так им самим будет спокойнее. Например, маме не хочется, чтобы ребенок испачкал или порвал хорошую одежду, и она запрещает ему играть с ровесниками в футбол на детской площадке.

Или, к примеру, опасаясь, что ребенок сломает дорогую игрушку, она не разрешает малышу давать ее поиграть другим детям в садике.

Такие запреты могут привести к тому, что ребенок будет либо слушаться вас и совершенно вам не доверять, либо – проявлять агрессию и отстаивать свои интересы.

4. Наказание должно быть только за сознательное нарушение ребенком запрета, который он полностью понимает

Если малыш тянется руками к розетке, но мама никогда ему не говорила, что это опасно, не стоит наказывать ребенка – лучше спокойно отвести его от опасного места и объяснить, чем чреват такой поступок и почему так делать нельзя.

Если ребенок – зачинщик драк в детском саду, первоочередной мерой должно быть не наказание, а объяснение, почему его поступок считается плохим, что именно он сделал не так. Наказание же должно следовать лишь тогда, когда малыш, несмотря на разъяснение родителей и установленный запрет, снова сделает по-своему.

5. Устанавливая запреты, обсуждайте их со всеми членами семьи

Если, к примеру, мама не разрешает есть мороженое на улице, а вот бабушка, наоборот, с радостью покупает малышу угощение на прогулке, мотивируя это тем, что «маме мы об этом не расскажем», у ребенка не сформируется стереотип правильного поведения.

То же самое происходит, если родители не разрешают ребенку смотреть телевизор перед сном или есть сладости до обеда, а отец не считает это запретом и в отсутствии мамы не отказывает малышу в просьбе посмотреть еще один мультфильм или съесть шоколадку.

В большинстве подобных случаев дети начинают понимать, что с разными людьми можно вести себя по-разному, и быстро учатся получать выгоду от этого знания, что может сказаться отрицательно на их поведении в будущем.

К примеру, ребенок будет считать, что нарушение запрета тогда, когда этого никто не видит, не приведет к плохим последствиям, а значит можно нарушать его, не опасаясь наказания.

Поэтому запреты должны быть едиными и следить за их соблюдением ребенком должны все члены семьи.

6. Будьте последовательны в том, что запрещаете

Будьте последовательны в том, что вы запрещаете ребенку. В книге «Между «можно» и «нельзя»: как установить границы для ребенка» Катрин Дюмонтей-Кремер советует родителям установить несколько аксиом-запретов:

«Это решения, которые не обсуждаются. Вас может покоробить, что ребенок не чувствует разницы, но это так. Единственное, чем вы можете ему помочь, – внимательно выслушать. Ведь вы говорите «нет» не для того, чтобы травмировать своего ребенка, а по независящим от него обстоятельствам».

Если ваш запрет – это некие общественные нормы, то автор советует родителям ознакомить с ними ребенка: покажите ему выдержки из документов, которые вывешены в общественных местах, расскажите о том, что в любой стране существуют законы, которые нельзя нарушать.

7. Корректируйте список ограничений

Не забывайте о том, что по мере взросления ребенка некоторые запреты останутся в силе, а некоторые не только можно, но и нужно будет отменить.

Если, к примеру, ребенку в возрасте семи лет вы разрешали сидеть у компьютера в свободное время только час-два, то в возрасте 10-12 лет время его нахождения за компьютером, вероятно, придется увеличить в связи со школьными заданиями. То же самое касается и других запретов.

8. Обращайте внимание на хорошее поведение ребенка

Малыш помог по дому, нарисовал красивый рисунок в садике, сделал собственными руками открытку на день рождения бабушки, научился говорить «спасибо» и «пожалуйста», поделился новыми игрушками – все это, несомненно, стоит вашего внимания.

Обращайте на это внимание, говорите ему, что любите, просто обнимайте.

Если родители ругают ребенка за каждое нарушение запрета, но при этом не обращают внимания на его старания и достижения, он постоянно будет чувствовать себя виноватым, нелюбимым и плохим, что приведет к реальным проблемам с самооценкой.

И помните, что установление границ должно способствовать гармонии взаимоотношений между родителями и ребенком. Оно должно обеспечивать его безопасность, формировать принципы правильного поведения и социальные навыки, а не превращать его жизнь в череду сплошных запретов и страха самостоятельности.

Виктория Котлярова

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ustanavlivat-rebenku-granitsy-8-pravil/

13 эффективных методов дисциплины ребёнка

Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.

В возрасте от трех до пяти

Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.

1. Позитивная дисциплина

Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.

2. Руководство ребенка

Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

И лучший способ сделать это – быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».

3. Дисциплина на основе награды

Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.

Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.

Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья – это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).

4. Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В возрасте от шести до восьми

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

5. Установка правил и границ

Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.

6. Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

7. Бережная дисциплина (перенаправление)

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

8. Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

В возрасте от девяти до двенадцати

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках

Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.

Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.

10. Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

В возрасте от тринадцати и старше

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения

Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.

Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.

12. Лишить привилегий

Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.

13. Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку.

Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым.

Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Источник: https://Pendelson.ru/cognition/articles/95-parents-children/161-discipline-child.html

Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон) – Психологос

Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.

Первый принцип

Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений.

Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил.

Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип

Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить.

Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять.

Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно.

Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений.

Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком.

Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.

Третий принцип

Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста.

Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями.

Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать утрату вещи, которую он потерял или сломал, или запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д.

Однако надо помнить, что детская безответственность – явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.

Четвертый принцип

Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось.

Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.

В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.

Пятый принцип

Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют.

Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны.

Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип

Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.

Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?

Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева​ при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка.

Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами.

Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным».

До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!

Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа.

Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой.

Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.

Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, – это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться.

К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет.

«Сэр, – скажет он твердо, но вежливо, – наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю.

Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике.

Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.

Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию.

Мать и отец для них являются представителями правосудия – и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения.

Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.

Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно.

Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка.

Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-discipline-dobson

Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного читать онлайн

Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

Как и многие родители упрямых детей, отец Аарона так долго сражался со своим сыном, что сражения стали образом их жизни. Он чувствует, что увяз в них, и полностью относит трудное поведение Аарона на свой личный счет. Почему он так со мной поступает? — задается вопросом отец. Он винит Аарона в обремененной тревогами семейной жизни и напряжении, отражающемся на его браке.

Еще больше усложняет ситуацию то, что родители Аарона не сходятся во мнениях по вопросу дисциплины. Его мать занимает очень мягкую позицию. Она повторяет, напоминает, предупреждает, упрашивает, вразумляет и объясняет — то есть использует методы, которые срабатывают с ее дочерью, но не с Аароном. Он упирается и стоит на своем, пока мать не сдастся.

Должно быть, я делаю что-то не так, — думает его мать. — Ведь этот подход всегда удается с дочкой. Хотела бы я, чтобы оба мои ребенка были такими!

Отец Аарона пытается сбалансировать мягкость жены своей строгостью. Он кричит, обвиняет, критикует и спорит, пока у него не лопается терпение, потом угрожает надолго отобрать все игрушки и развлечения Аарона.

Чем громче он вопит и чем больше грозится, тем упорнее сопротивляется Аарон. Неэффективная дисциплина на самом деле усугубляет непокорство Аарона и подливает масла в огонь их борьбы за власть.

Аарон может держать оборону часами.

Когда в доме становится чересчур «жарко», вступается мать Аарона и спасает сына. Она не старается подорвать авторитет мужа — но не может молча выносить их перепалку. Отец Аарона понимает, что она чувствует, но не знает, что еще можно сделать. Он боится, что Аарон разрушит их брак.

Упрямые дети оказывают на других людей изнуряющее воздействие.

Когда мы познакомились, Аарон извел своих родителей, достал нескольких учителей, довел до ручки школьного инспектора и стал причиной отчуждения половины соседей.

Сестра возмущалась им, а родители были на грани похода к консультанту по вопросам брака. Воздействие его экстремального поведения распространялось далеко за пределы его семьи — в школе, среди соседей и в обществе.

Оказывает ли ваш своевольный ребенок сильное воздействие на вашу жизнь? Вы порой чувствуете себя измученными? Ошеломленными? Одинокими? Запутавшимися? Расстроенными? Обескураженными? Неадекватными? Растерянными? Виноватыми? Ответственными? Разочарованными? Разгневанными? Обиженными? Увязшими в борьбе за власть? Вас беспокоит напряжение, которое поведение вашего ребенка вносит в ваш брак и другие семейные взаимоотношения? Если так, то вы не одиноки! Это, по словам родителей упрямых детей, обычное дело.

Какую роль играет ваш темперамент?

Мы говорили о важности взаимодействия темперамента ребенка и дисциплинарного подхода родителей, но и родители тоже привносят в это взаимодействие собственный уникальный темперамент. Как же родительский темперамент влияет на это взаимодействие?

Когда темпераменты родителей и детей похожи, родителям гораздо легче идентифицироваться со своими детьми и понять их поведение. Это поведение имеет смысл с точки зрения родителей.

Однако когда темпераменты ребенка и родителя очень отличаются, тогда родителю приходится нелегко. С его точки зрения поведение ребенка не имеет смысла.

Давайте рассмотрим, каким образом эта динамика отношений проявляется в семье Аарона.

Родители Аарона и его младшая сестра — люди покладистые, с небольшим количеством трудноуправляемых черт — если такие вообще у них есть. В большинстве случаев они сотрудничают и ладят друг с другом. Поскольку тип поведения родителей Аарона практически одинаков, они легко идентифицируют себя с дочерью и понимают ее поведение.

Отношения между Аароном и его родителями — совсем другое дело. Аарон — своевольный ребенок с несколькими трудноуправляемыми чертами. В большинстве ситуаций он склонен испытывать терпение родителей и сопротивляться их требованиям. Поскольку тип поведения Аарона столь сильно отличается, его родителям нелегко идентифицироваться с ним или понять его.

С их точки зрения его поведение не имеет смысла. Сочетание их темпераментов похоже на наложение переменного и постоянного тока без адаптера. Они плохо ладят друг с другом. Роль адаптера в данном случае выполняет лучшее понимание соотношения темпераментов членов семьи.

Готовы ли вы применить такой адаптер в своих взглядах? Теперь, когда вы определили темперамент своего ребенка, пора получше познакомиться со своим собственным. Вернитесь к списку характерных черт темперамента и оцените себя по каждой из девяти характеристик. Как ваш темперамент соотносится с темпераментом вашего ребенка?

Неэффективная дисциплина: короткий путь к борьбе за власть

Упрямые дети испытывают нас больше, чем другие, и, поскольку они это делают, родителям приходится чаще их наставлять и применять дисциплинарные меры. Это просто жизненный факт.

Какие бы методы вы ни использовали, вам придется использовать их часто.

Упрямым детям надо испытывать налагаемые вами ограничения множество раз, прежде чем они примут их как обязательные, а не как «дисциплину по выбору».

Если ваши методы неопределенны или неэффективны, ждите проблем, потому что своевольные дети не делают родителям скидок на малоэффективность!

Позвольте проиллюстрировать то, что я имею в виду, на личном примере. Если я говорю своему покладистому сыну: «Скотт, надеюсь, ты сегодня как-нибудь уберешь свою комнату» — то могу предсказать, что он сделает.

Он уберет ее с утра, и мне больше не придется ничего говорить. Мое высказывание не было особенно ясно или твердо сформулировано, но основополагающее желание Скотта — нравиться и сотрудничать.

Неэффективное сообщение «прокатит» со Скоттом — но не с Йэном.

Если бы я попытался подать столь же туманный сигнал Йэну, то его реакция была бы вполне предсказуема. Он бы, вероятно, ответил: «Ладно» — а затем стал оттягивать работу как можно дольше в надежде, что я о ней забуду. Если он даже действительно уберется, то это будет его последнее дело в самом конце дня — и то, если только я настою на этом.

В общении с Йэном мои требования должны быть сформулированы предельно ясно и твердо. Я должен сказать: «Пожалуйста, прибери свою комнату сегодня — прежде, чем займешься чем-то другим».

Он по опыту знает, что я не позволю ему делать что-либо другое, пока эта работа не будет сделана.

Неуверенное или нечетко сформулированное распоряжение приведет нас обоих к дальнейшему испытанию на прочность и борьбе за власть.

Неэффективные наставления для упрямого ребенка играют роль приглашения к борьбе за власть. Но большинство родителей, использующих неэффективные методы, не осознает своих действий. Они не понимают, что их высказывания лишены ясности и твердости и на самом-то деле поощряют ту самую борьбу, которую они пытаются прекратить.

Чем больше ребенок испытывает родителей, тем чаще они используют неэффективные методы, и тем сильнее обе стороны увязают в борьбе за власть. Образуется порочный круг. Я называю это «семейными танцами». Это повторяющиеся шаблоны неэффективной коммуникации, которые снова и снова разыгрываются в дисциплинарных ситуациях.

Если вы использовали неэффективные дисциплинарные методы в отношениях со своим упрямым ребенком, значит, исполняли свои фигуры «танца». «Семейные танцы» — источник стресса и утомления. Помочь вам покончить с ними — вот главная цель этой книги.

Источник: https://knizhnik.org/robert-makkenzi/uprjamyj-rebenok-kak-ustanovit-graniczy-dozvolennogo/6

Как научить ребенка быть дисциплинированным ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

Дисциплина остро необходима не только родителям ребенка, но и ему самому.

Для того чтобы ребенок вырос подготовленным к жизни в обществе, ему с ранних лет следует объяснить, что такое дисциплина, как она поможет ему в социализации и в понимании своих прав и обязанностей.

Дисциплинированный ребенок осознает, какие границы есть у дозволенного, понимает, что любые привилегии еще надо заслужить. Когда ребенок, которому с детства прививали дисциплину вырастает, он обязательно отблагодарит своих родителей за его привитое уважение к порядку.

Что такое дисциплина и как объяснить это понятие ребенку

С чем у ребенка может ассоциироваться это слово? С правилами, ограничениями и наказаниями. Однако следует сразу объяснить ребенку, что в дисциплине нет ничего негативного. Это понятие подразумевает собой поведение в рамках, зависящих от окружения, контроль своих эмоций, уважение к себе и к окружающим людям, умение держать себя в руках в стрессовых ситуациях.

Помните, что детям не всегда удается отличить хорошее от плохого, правильное от неправильного. Им тяжело дается контролировать свои эмоции и поведение, что нередко приводит к не самым приятным ситуациями. Обучая ребенка дисциплине, главная задача родителей — не только привить уважение к правилам и порядку, но и научить ребенка управлению собственным поведением.

Благодаря системы установленных правил вы поможете ребенку быстрее научится отвечать за свои поступки, что в будущем только положительно скажется на его способности строить отношения с другими людьми.

Самое главное: помните, что чрезмерное ограничивание ребенка, угрозы, унижение и применение физической силы в отношении ребенка ведет к противоположному эффекту от дисциплинированности: у ребенка закрепится в сознании отвращение к правила и порядку, а в его глазах вы станете тираном, а не любящим родителем.

Практические советы родителям

Когда с объяснением определения понятия дисциплины вы закончили, следует приступать к практической части прививания ребенку дисциплины. Вот несколько советов, которые значительно облегчат этот нелегкий процесс.

  1. Старайтесь контролировать в первую очередь себя, когда ребенок не желает слушаться вас. Если вы срываетесь на ребенка или поддаетесь на его провокации, то это существенно скажется на вашем авторитете внутри семьи. Криками и излишними эмоциями вы не только продемонстрируете ребенку свое бессилие, но и медленно начнете терять свою власть. Помимо этого, ребенок, видя вашу бурную реакцию, в дальнейшем начнет отвечать вам таким же образом. Лучше всего делать замечания в спокойном и уверенном тоне. Так вы продемонстрируете свой полный контроль над происходящим вокруг, что не позволит ему пытаться манипулировать вами.
  2. Воспитание должно восприниматься ребенком как позитивное явление. Будучи строгим, не забывайте, что резкая критика в сторону поведения ребенка нежелательна. Не следует раньше времени наказывать ребенка за какие-либо проступки, не узнав причину, почему ребенок их допустил.
  3. Определите рамки дозволенного для ребенка. Он должен знать, что ему можно делать, а что — нельзя. Обсуждайте это заранее, а не в момент того, когда ребенок уже делает что-то не так. К примеру, говорить ребенку «Не гладь бродячую собаку» нужно не в тот момент, когда его рука уже тянется к животному, а еще в домашней обстановке, когда вы можете ему детально объяснить, почему этого не стоит делать.
  4. Научитесь отличаться баловство от осознанного непослушания. Мир ребенка тяжело ограничить, ведь их естественной натуре свойственно стремление к познанию окружающего мира. Часто дети просто не обращают внимания на свои нежелательные поступки, виной этому — обыкновенная детская забывчивость. Другое дело, когда ребенок ребенок намеренно совершает нежелательные действия, дабы показать вам свой характер или просто «назло» вам.
  5. Будьте тверды и последовательны в своем отношении к ребенку. Если вы установили ему какое-либо правило, он должен строго его придерживаться. Например, вы объяснили ребенку, что как только он заканчивает с утренними процедурами перед школой, он должен заправить постель за собой, а он предпочел один раз проигнорировать это правило. Как воспримет отсутствие наказания за первое нарушение вашего установленного предписания? Правильно, он решит, что и последующие подобные «нарушения» не повлекут за собой вашей реакции.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/kak-nauchit-rebenka-byt-disciplinirovannym.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.